Чем еще увлекался великий русский композитор а п бородин
Бородин Александр Порфирьевич
Русский композитор. Химик-органик. Доктор медицины. Общественный деятель. Участник «Могучей кучки». Считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Наиболее значительное произведение композитора: опера «Князь Игорь».
Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в городе Санкт-Петербург. Отцом мальчика являлся грузинский князь Лука Гедианов, а матерью Евдокия Антонова. Они никогда не были женаты и при рождении записан сыном крепостного слуги князя, Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До семи лет являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Альберта Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе ребенка представляли как племянника Евдокии Константиновны.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность. В возрасте десяти лет стал интересоваться химией. Окончил Медико-хирургическую академию Петербурга. Химия, наряду с музыкой стала делом его жизни. Бородин подготовил, провел и напечатал двадцать одно химическое исследование.
По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.
В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении двух лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».
Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу. На родину Александр вернулся в начале 1863 года, сдав отчет о проделанной научной работе и заняв должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где продолжал заниматься научными исследованиями.
В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования. В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.
Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Александр Порфирьевич считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.
В Петербурге молодой ученый познакомился с музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.
Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.
Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Наиболее значительным его произведением по праву признается опера «Князь Игорь», являющаяся образцом героического эпоса в музыке. Композитор работал над ней 18 лет и не успел завершить. Она закончена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым уже после смерти автора.
Александр Порфирьевич Бородин скончался 27 февраля 1887 года в Санкт-Петербурге от сердечного приступа на праздновании широкой масленицы. Похоронен великий композитор на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре северной столицы.
Музыкальные сочинения
Оперы
Князь Игорь (закончена и отредактирована Н. А Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1869-1887)
Млада (IV действие; остальные написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским, 1872)
Для оркестра
Симфония № 1 Es-dur (1865)
Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1875)
«В Средней Азии». Симфоническая картина (1880)
Для камерного инструментального ансамбля
Трио на тему русской песни «Чем тебя я огорчила» для двух скрипок и виолончели (g-moll, 1854-1855)
Струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
Фортепианное трио (D-dur, до 1862)
Струнный квинтет (f-moll, до 1862)
Соната для виолончели и фортепиано (h-moll, 1860—1861)
Секстет (d-moll) для 2-х скрипок, 2-х альтов и 2-х виолончелей (1860—1861)
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (c-moll, 1862)
Струнный квартет № 1 (A-dur, 1879)
Струнный квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели (D-dur, 1881)
Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)
Для фортепиано
в две руки
Патетическое адажио (As-dur, 1849)
Маленькая сюита (1885)
в три руки
в четыре руки
Полька «Helene» (d-moll, 1843)
Тарантелла (D-dur, 1862)
Романсы и песни для голоса и фортепиано
Разлюбила красна девица (слова неизвестного автора, 1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
Слушайте, подруженьки, песенку мою (слова неизвестного автора,1850-е годы), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
Что ты рано, зоренька (запись русской народной песни,1850-е годы)
Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне; 1854-1855), для голоса в сопровождении виолончели и фортепиано
Отравой полны мои песни (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1868)
Из слез моих (Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; 1871)
У людей-то в дому (Н. А. Некрасов; 1881), в сопровождении оркестра или фортепиано
Для берегов отчизны дальней (А. С. Пушкин; 1881)
Спесь (слова А. К. Толстой; 1884-1885)
Чудный сад (Septain; слова бельгийского поэта С. С.;1885), для голоса и фортепиано
Морская царевна (А. Бородин; 1868)
Спящая княжна (А. Бородин; 1867), для голоса с фортепиано. Оркестровка Н. А. Римского-Корсакова
Фальшивая нота. Романс (А. Бородин; 1868)
Песня тёмного леса (А. Бородин; 1868)
Море. Баллада для тенора и фортепиано (А. Бородин; 1870). Оркестровка Н. А. Римского-Корскова
Арабская мелодия (А. Бородин; 1881)
Для вокального ансамбля
Серенада четырёх кавалеров одной даме = Serenade de quatre galants a une dame (А. Бородин; 1868-1872), партитура, для мужского вокального квартета без сопровождения
Неоконченные и утраченные сочинения
Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачено)
Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
Неоконченное струнное трио: Для 2-х скрипок и виолончели
Чем еще увлекался великий русский композитор а п бородин
До 8 лет он числился как собственность своего отца, но, к счастью, перед смертью он успел дать ему вольную. Также он купил для матери своего сына, выданной замуж за врача Клейнеке, и для ребенка большой каменный дом в 4 этажа и обеспечил их безбедное существование. В 1840 году Гедианова не стало, но это не отразилось на благополучии его сына.
Рос Саша при матери, которую старик-князь обеспечивал не роскошью, но самым необходимым, и даже выдал ее замуж перед своей кончиной. Культурно люди жили в галантный век! Кстати, сама матушка не афишировала своего материнства и всю жизнь называла себя «тётушкой» Саши.
Образование
Неясное происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, поэтому он получал домашнее образование. Его мать уделяла этому много внимания, и к нему приходили превосходные учителя, он изучал два иностранных языка и в итоге получил отличное образование, которое позволило ему в 1850 году с успехом сдать экзамены на аттестат зрелости. Однако перед этим его матери и отчиму пришлось «легализовать» ребенка, они обратились к связям Клейнеке и смогли записать мальчика в гильдию купечества, благодаря этому, Бородин смог официально окончить гимназию и позже поступить вольнослушателем в Медико-хирургическую академию г. Санкт-Петербурга.
В 8 лет юный Саша начал проявлять сильный интерес к музыке, он на слух воспроизводил на домашнем пианино произведения, которые слышал возле дома, на военном плацу, где репетировал военный оркестр. Он с большим вниманием присматривался ко всем музыкальным инструментам, расспрашивал людей, играющих на них. Мама обратила на это внимание и, хотя сама не имела никаких музыкальных пристрастий и способностей, пригласила к нему музыканта из военного оркестра, и он обучал Сашу игре на флейте.
Тяга к науке
Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни – с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети, Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить опыты. На этаже, где была детская, все время что-то шипело, дымилось, иногда взрывалось. Все боялись, что баловник сожжет дом. А чтобы домашние отстали от него, Саша делал к праздникам фейерверки. К 13 годам ребенок обзавелся своей домашней лабораторией и мучил близких вонью реактивов. Волшебные превращения растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал готовиться к поступлению в вуз.
Он с успехом выдержал экзамены, и будущий композитор Бородин стал студентом Медико-хирургической академии, которая стала вторым домом для него. Всю свою последующую жизнь он был так или иначе связан с ней. Встреча с профессором Зининым стала судьбоносной для Александра, в каком-то смысле он нашел в нем отца. Он вдохновил студента на занятия наукой и помог ему постичь все тайны химии. В 1856 году Бородин блестяще окончил академию и был распределен в военно-сухопутный госпиталь. Работая врачом, он пишет диссертацию и в 1858 году получает степень доктора медицины. Но все это время не оставляет занятий химией и музыкой
Заграничный опыт
Химия как дело жизни
Вся биография Бородина, композитора по призванию, тесно связана с наукой. Вернувшись из-за границы, он успешно сдает отчет о проведенных исследованиях и получает адъюнкт-профессора в своей альма-матер. Материальное положение Бородина было не блестящим, денег не хватало, оклад преподавателя едва покрывал его насущные потребности. Он продолжал преподавать в академии до конца жизни, а также подрабатывать переводами. Также он активно занимается научными исследованиями.
В 1864 году он получает звание ординарного профессора,
через 10 лет становится руководителем научной лаборатории по химии.
В 1868 году Бородин вместе со своим учителем Зининым становится учредителем Русского химического общества.
в 1883 году его избирают почетным членом Русского общества врачей.
За свою научную жизнь Бородин опубликовал около 40 исследовательских работ, совершил несколько открытий, в частности реакцию брома, названную его именем, заложил основания современной теории пластмасс.
Путь в музыке
Еще в годы студенчества Александр Бородин, русский композитор, создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве виолончелиста. Он продолжает заниматься музыкой и во время заграничной стажировки. А вернувшись в Россию, вливается в круг интеллигенции, увлекающейся музыкой. В доме соратника Боткина он знакомится с Балакиревым, который вместе со Стасовым оказал влияние на формирование его эстетического мировоззрения. Он вводит Бородина в группу, возглавляемую Мусоргским, которая с приходом композитора приобрела завершенную форму и позднее стала именоваться «Могучей кучкой». Композитор Бородин стал последовательным продолжателем традиций русской национальной школы, М. Глинки.
Оперное творчество
За свою творческую жизнь, которая всегда шла параллельно другим видам занятий, Александр Порфирьевич написал 4 крупных оперных произведения.
Оперы композитора Бородина – это плод его многолетней работы.
«Богатырей» он написал в 1868 году.
Позже в коллективном содружестве с другими авторами появляется «Млада».
В течение 18 лет он работал над самым грандиозным своим творением – оперой «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», которую так и не смог завершить, и после его смерти из набросков произведение было собрано его друзьями.
Опера «Царская невеста» также не была завершена, и по сути это всего лишь наброски.
Камерная музыка
Музыка композитора Бородина преимущественно представлена камерными произведениями, он пишет сонаты, концерты и квартеты. Он считается наряду с Чайковским основоположником русского квартета. Его музыку отличает сочетание лиричности и эпичности, он тяготеет к размаху, активно использует традиционные мотивы русской музыки, но также тонко вписывается в западноевропейскую музыку, его считают прародителем европейского импрессионизма.
Выдающиеся сочинения
Композитор Бородин знаменит несколькими своими творения. Его Первая симфония Es-dur, написанная в 1866 году потрясла современников своей мощью, оригинальностью и яркостью, она принесла композитору европейскую славу. Все три законченных симфонии Бородина являются жемчужинами русской музыки. Оперы композитора Бородина «Князь Игорь» и «Царская невеста» имеют мировую известность. В них он воплощает все лучшее, что есть в русской песне, создает широкие картины эпичной истории России.
Творчество композитора Бородина немногочисленно, но каждое произведение – настоящий шедевр. Его музыка часто исполняется современными оркестрами. А «Князь Игорь» есть в репертуаре всех российских оперных театров.
Общественная деятельность
Имя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был готов оказать помощь неимущим ученикам, отличался доброжелательностью и деликатностью. Он защищает студентов от политических преследований, например оказывает поддержку участникам покушения на императора Александра Второго.
Кроме педагогики Бородин занимается организацией бесплатной музыкальной школы, он помогает молодым талантам найти свой путь в музыке.
Немало сил Бородин тратит на обеспечение возможностей для женщин получать высшее образование, организует женские врачебные курсы, на которых преподает бесплатно.
Также он успевает руководить студенческим хором,
редактирует научно-популярный журнал «Знание».
Частная жизнь
Композитор Бородин прожил чрезвычайно насыщенную научную и творческую жизнь. А в семейной жизни был не до конца счастлив. Со своей женой он познакомился во время заграничной командировки. Они поженились только в 1863 году, жена страдала астмой и плохо переносила климат Санкт-Петербурга, ей часто приходилось уезжать в теплые края, что сильно подрывало семейный бюджет. Детей у пары не было, но они взяли несколько воспитанниц, которых Бородин считал дочерьми.
Трудная и интенсивная жизнь подрывала здоровье Бородина. Он разрывался между творчеством, наукой и службой, и сердце его не выдержало такой нагрузки. 27 февраля 1887 года он скоропостижно скончался. После его ухода друзья во главе с Римским-Корсаковым завершают «Князя Игоря» и тщательно собирают все творческое наследие великого русского композитора.
Александр Порфирьевич Бородин
Фото Все
Видео Все
Гении и злодеи. Александр Бородин. 2003
Воскресный музыкант. Документальный фильм (1972)
Урок по музыкальной литературе: А. П. Бородин. Жизнь и творчество
Александр Бородин — биография
Александр Бородин – русский ученый, внесший огромный вклад в изучение органической химии. Выдающийся композитор, автор оперных и симфонических произведений, многие из которых он так и не успел закончить при жизни.
В 1890 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперной постановки «Князь Игорь», сделавшей автора знаменитым на весь мир. При всем многообразии созданных им опер, симфоний, романсов и концертов, Александр Бородин профессиональным музыкантом не был – прежде всего он считал себя ученым-химиком.
Александр Порфирьевич тесно сотрудничал с Дмитрием Менделеевым, основал собственную исследовательскую лабораторию и однажды стал открывателем химической реакции, которая теперь носит его имя.
Детство и юность
12 ноября 1833 года у князя благородных грузинских кровей Луки Гедианова и дочери рядового военного Авдотьи Антоновой родился сын Александр. Мальчик появился вне брака: его отец переехал в Петербург после расставания с законной супругой и на одном из балов влюбился в девушку из простой семьи.
Сашу записали сыном Порфирия Бородина – слуги князя. Документально будущий ученый и композитор являлся крепостным своего родителя.
Портрет Александра Бородина в юности
Детство маленький Александр провел в доме отца. Родная мать Авдотья жила здесь же, но на людях сына попросили называть ее тетей. Женщина не хотела отправлять ребенка в пансионат и уговорила Луку организовать ему домашнее обучение. К мальчику приходили учителя немецкого и французского языков, а грамоте и счету мать научила Сашу сама.
С 1840 года Авдотья родила еще двух мальчиков – Дмитрия и Евгения. Первый из них не был сыном Луки – он был рожден от неизвестного мужчины. С обоими братьями Александр Бородин тепло общался всю жизнь.
Вскоре князь Гедианов серьезно занемог. С тем, чтобы в случае его смерти любимая женщина и сын ни в чем не нуждались, он выдал Авдотью замуж за военного медика. Брак был фиктивным – Лука пошел на это дабы упрочить ее положение в обществе. Через год князь подарил своей возлюбленной просторный дом рядом с Семеновской площадью, куда Авдотья с сыном вскоре и переехала. Окна особняка выходили на плац, где муштровали солдат, и Саша часто слышал торжественные звуки военных маршей. Будущий композитор запоминал эти мелодии и пробовал воспроизводить их на фортепиано. Юный Бородин часто спускался к военным и расспрашивал музыкантов про их инструменты.
Авдотья поняла, что сын всерьез увлечен музыкой. Она наняла сначала преподавателя флейты, а потом виолончели и фортепиано. В девятилетнем возрасте мальчик сочинил польку «Элен» — свое самое раннее произведение.
Отец скончался в 1843 году. До своего ухода он успел позаботиться о вольной грамоте для сына. Через некоторое время мать повстречала мужчину – учителя немецкого Федора Федорова, и они стали вместе жить. Через три года новый возлюбленный матери познакомил с сыном преподавателя Царскосельского лицея Михаилом Шиглевым. В целях экономии было решено обучать мальчишек вместе, ведь по каждому предмету приходилось нанимать отдельного преподавателя. Так Миша приехал в Петербург и стал жить в доме матери Бородина.
Обучать мальчиков приходили педагоги иностранных языков, математики, черчения, рисования и географии. Кроме того, учащиеся учились танцевать и музицировали. В первый же год ребята научились свободно читать ноты и бойко играть в четыре руки произведения Гайдна, Бетховена и Мендельсона. Александру и Михаилу давали полноценную программу Царскосельского лицея – это контролировал отец Шиглева.
В 13-летнем возрасте Александр закончил работу над своим первым концертом для фортепиано с флейтой. Партию флейты исполнял сам автор, а его друг Миша играл на фортепиано. Прослушав сочинение ученика, преподаватель музыки остался в восторге и посоветовал юноше не переставать творить. Через некоторое время Бородин сочинил произведение для виолончели и двух скрипок. Мать была несказанно рада успехам талантливого сына. Первые его произведения издавать помогала она.
Одной музыкой круг интересов Саши не ограничивался. Его комната напоминала исследовательскую лабораторию – повсюду стояли колбы, склянки, емкости с растворами, трубки и горелки. Будущему ученому нравилось изучать литературу по химии, изготавливать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты.
Это увлечение было настолько серьезным, что парень решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году молодой человек стал студентом медицинского факультета хирургической академии. Осуществить это было не так то просто: в те годы по закону бывший крепостной не мог рассчитывать на высшее образование. Выручила мать, которая уговорила тверского чиновника приписать Бородина к купеческому сословию.
Выпускные экзамены в гимназии и вступительные в медицинскую академию Александр сдал блестяще.
Медицинская академия
Юноша был из тех студентов, которых обычно ставят в пример. Он много занимался дополнительно, самостоятельно изучая материал. На третьем курсе академии преподавателем Бородина стал известный русский химик Николай Зинин, который заведовал большой лабораторией. Будущему светилу науки позволили посещать это место, когда понадобится и ставить там опыты. Николай Николаевич собирал у себя студентов, которые полюбили его предмет всей душой. В лаборатории ученого велись жаркие споры, обсуждались различные идеи и выводились новые формулы.
Петербургская медицинская академия где учился Александр Бородин
Занимаясь химией, Бородин ни на минуту не забывал о музыке. Он продолжал брать уроки виолончели и фортепиано, а по выходным с Мишей Шиглевым он посещал дом чиновника и большого почитателя искусств Ивана Гаврушкевича. На этих вечерах можно было встретить композиторов Иосифа Гунке, Александра Серова, Осипа Дробиша.
Ближе к окончанию академии композитор создал ряд романсов, самыми известными из которых стали «Слушайте, подруженьки, песенку мою» и «Красавица-рыбка». Любовь Александра музыке не поддерживал преподаватель-химик Николай Зинин, который возлагал на своего ученика большие надежды, а написание романсов считал баловством.
В 1856 году Бородин стал выпускником Медико-хирургической академии. По распределению он попал в ординаторскую Второго военно-сухопутного госпиталя. Но вскоре музыкант понял, что врачом работать не сможет: он несколько раз терял сознание при виде тяжелых ран, а однажды даже сломал хирургический инструмент прямо в горле больного. К счастью, тогда все обошлось – молодой доктор сумел взять ситуацию под контроль.
Главный врач госпиталя любил устраивать вечера, куда ходил и Александр Бородин. Там то композитор и познакомился с юным Модестом Мусоргским. Семнадцатилетний юноша служил в госпитале дежурным офицером и только начинал развиваться как профессиональный композитор. Молодые люди нашли много общих тем для разговоров, продолжив общаться и в дальнейшем. Разумеется, главной темой дискуссий композиторов всегда была музыка.
Весной 1856 года Бородин вернулся к своему наставнику Зинину, стал его ассистентом и начал вести студенческие семинары. Он принял решение с головой погрузиться в науку и написать диссертацию о действии различных ядов на человеческий организм. Через два года он стал доктором медицинских наук, защитив диссертацию.
Александр Бородин на съезде химиков (пятый слева вверху)
Летом того же года ученый отправился в Солигалич Костромской губернии. Там он занялся изучением состава минеральной воды, которая подавалась в местную водолечебницу. Результаты исследований он в 1859 году опубликовал в «Московских ведомостях». Позже этот труд переиздали отдельной брошюрой. Благодаря проделанной Бородиным работе, лечебный курорт в Солигаличе начал активно развиваться и обрел популярность у жителей страны. Эта лечебница функционирует и по сей день.
В 1859 году композитор был направлен в Германию, для повышения квалификации химика. Эту поездку помог организовать преподаватель и коллега Николай Николаевич Зинин.
За границей
Лаборатория ученого Эрленмейера, куда был направлен Александр, находилась в немецком городе Гейдельберг. В этом университетском городке в то время проживали Дмитрий Менделеев, Сергей Боткин и Иван Сеченов. Знакомство молодых ученых состоялось еще в России, и теперь они с удовольствием встречались и дискутировали на различные научные темы.
В течение трех лет химик работал преимущественно в немецких лабораториях, но иногда бывал во Франции, Италии и Швейцарии.
В 1860 году группа российских ученых направилась на первый международный съезд химиков, который проходил в Карлсруэ. В состав русской делегации вошли Николай Зинин, Александр Бородин и Дмитрий Менделеев. На мероприятии обсуждались различные вопросы в области химии, в том числе молекулярного и атомного строения тел.
Через несколько месяцев в Гейдельберг прибыла пианистка Екатерина Протопопова – она страдала легочным заболеванием и доктора посоветовали ей местный климат. Когда Бородин не был занят своими научными изысканиями, они много гуляли в горах.
Александр Бородин
Осенью Екатерине Сергеевне стало хуже. Местный профессор настоятельно рекомендовал ей сменить климат и отправиться в южную Италию. В этой поездке женщину решил сопровождать ее новый знакомый-химик. Итальянские профессора встретили русского коллегу-химика и пообещали позаботиться о Протопоповой. Познакомившись с учеными университета в Пизе, Бородин получил доступ к университетской лаборатории. Там ему удалось получить фтористый бензоил – вещество из ряда фторорганических соединений. Кроме того, используя современное по тем временам европейское оборудование, Александр Порфирьевич создал методику получения карбоновых кислот фторангидридов. Занятий музыкой композитор не оставлял и в Италии – здесь родился один из его фортепианных квинтетов.
Спустя год после съезда в Карлсруэ Александр Порфирьевич сделал описание, как серебряные соли карбоновых кислот входят в реакцию с галогенами. Позднее эту химическую реакцию назвали именем великого композитора и ученого.
В 1862 году в личной жизни Бородина произошли изменения – вернувшись после стажировки на родину, он женился на своей возлюбленной Екатерине Протопоповой.
Общественная деятельность
К заслугам Бородина, как общественного деятеля, можно отнести появление у российских женщин возможности получения высшего образования. Он организовал Высшие женские врачебные курсы, на которых сам с 1872 года читал лекции по химии.
В 1874 году ученый стал казначеем в Обществе помощи студенткам педагогических и медицинских курсов. Александр Порфирьевич участвовал в создании Русского химического общества, членом которого оставался до конца жизни. В начале 1870-х активный общественник работал редактором популярного издания «Знание».
Ведя преподавательскую деятельность, он чутко относился к каждому из своих студентов. Талантливый педагог, известный химик и композитор использовал свой авторитет, когда необходимо было защищать учеников от политических гонений.
Ни дня без музыки
В этом же году ученый побывал в гостях у своего приятеля врача-терапевта Боткина. Там состоялось его знакомство с Милием Балакиревым, знаменитым музыкантом. Они поговорили о творчестве, и новый знакомый пригласил Александра поучаствовать в музыкальном кружке, который вскоре станут называть «Могучей кучкой». Членами этого клуба уже были Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский и Цезарь Кюи. Собираться было принято в доме Милия: творческие люди представляли свои творения, сообща дорабатывали и исправляли неудачные места. Как правило, критиком выступал хозяин дома Милий, который, к слову, основал «Бесплатную музыкальную школу».
Побывав у Балакирева пару раз, Бородин стал постоянным членом музыкального кружка. Позади был долгий перерыв, и композитор безумно соскучился по сочинительству. В этот период он загорелся идеей создания первого симфонического произведения.
В 1863 году в альма-матер ученого открылась новая химическая лаборатория, руководителем которой его назначили. Александра Порфирьевича поселили в государственной квартире прямо над лабораторией, чтобы он не тратил времени на дорогу. Студенты обожали Бородина и ходили на его лекции с большим интересом.
Преподаватель душевно относился к каждому ученику, но особенно к тем, кто любил его предмет. Студенты, работавшие в лаборатории, часто поднимались к нему домой на завтрак, обед или ужин. Двери его квартиры всегда были открыты для молодых химиков.
Преподавательская деятельность – серьезный процесс, занимающий почти все время. Поэтому свое первое симфоническое произведение композитор смог закончить лишь через пять лет. Премьера симфонии состоялась в Русском музыкальном обществе, а в роли дирижера выступил Балакирев. Плод многолетнего труда творца публика оценила высоко: овации не смолкали несколько минут. Восторженный отзыв о произведении оставил и знаменитый венгерский композитор Франц Лист.
Вскоре почитатели музыки познакомились с романсами Бородина «Старая песня», «Спящая княжна», «Морская царевна» и «Фальшивая нота».
Ближе к концу 1860-х «Могучая кучка» трудилась над оперными произведениями. Модест Мусоргский корпел над «Борисом Годуновым», Николай Римский-Корсаков сочинял «Псковитянку», а Милий Балакирев создавал «Жар-птицу». Не отстал от своих товарищей и Бородин: он начал работу над оперой «Князь Игорь», сюжет для которой он нашел благодаря музыкальному критику Владимиру Стасову. Это был серьезный труд: композитор не просто написал музыку, он изучил несколько летописей и множество исторических документов. Александр Порфирьевич даже некоторое время жил в Путивле – древнерусском городе, откуда повел свое войско в поход на захватчиков князь Игорь. Либретто к произведению принадлежит самому автору. Первая часть оперы под названием «Сон Ярославны» была завершена к 1870 году.
Александр Бородин
Параллельно с написанием оперы творец работал над созданием второй симфонии. Творческий процесс шел очень медленно – у Бородина было много дел в лаборатории. Кроме того, химика назначили преподавателем Высших курсов медицины, которые в России появились впервые. Времени на музыку катастрофически не хватало. К тому же, захворала супруга Екатерина. Чтобы не мешать ей спать, музыкант почти не подходил к фортепиано.
Спустя четыре года Александр Порфирьевич наконец смог вернуться к «Князю Игорю». В 1874 году были закончены «Плач Ярославны» и «Половецкий марш». Уехав к родственникам жены в Москву, композитор завершил большую часть работы над оперой. Вдали от лаборатории удалось полностью погрузиться в творческий процесс: за это время были готовы «Половецкие пляски», ария Кончака и хор для первого акта.
Вернувшись в Петербург, первым делом композитор показал весь материал сподвижникам из «Могучей кучки». Наработки автора произвели на друзей ошеломляющее впечатление.
Вторая симфония Бородина была закончена в 1876 году, а через год в Русском музыкальном обществе Петербурга состоялась ее премьера. С легкой руки музыкального критика Владимира Стасова симфония была названа «Богатырской».
Задумка автора состояла в том, что к симфонической музыке он добавил русские народные мотивы. Не все приняли произведение тепло: многие посчитали звучание медных духовых инструментов слишком тяжелым.
В 1880 году музыкант создал два квартета для струнных инструментов, симфоническую зарисовку «В средней Азии». Он начал работу над очередной симфонией, но товарищи по кружку торопили его с «Князем Игорем».
Музыкальные традиции Бородина переняли великие советские композиторы Сергей Прокофьев, Юрий Шапроин, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов.
Произведения русского композитора использовали для создания саундтреков к американскому мюзиклу «Кисмет». Особую популярность обрела композиция «Stranger in Paradise», которая появилась в результате обработки бородинского хора «Улетай на крыльях ветра».
Из-за постоянной загруженности в академии и высокой самокритики автор оставил после себя не так много законченных произведений. Наиболее значимое его сочинение – оперу «Князь Игорь» композитор писал почти 18 лет, но так и не смог закончить. После смерти творца это сделали его единомышленники. Позже оперу несколько раз реконструировали, ставили на сцене и записывали на пластинки.
«Князь Игорь» был и остается шедевром русской классической музыки.
Личная жизнь
Свою супругу Екатерину Протопопову композитор окружил непрерывным вниманием и опекой. Женщине не очень подходил климат Северной столицы, поэтому в период влажных сезонов уезжала к родственникам в Москву. Возвращалась к супругу она лишь зимой, когда петербургская погода становилась сухой.
Эти меры все равно не спасали Екатерину от приступов заболевания, во время которых великий ученый превращался в доктора и сиделку. Супруга Бородина страдала зависимостью от табака, подолгу не могла уснуть ночью и спала днем. Все это должен был терпеть заботливый и любящий муж.
Александр Бородин и его жена Екатерина
Вообще, Екатерина была талантливой пианисткой с абсолютным слухом. Ученица чешского пианиста Эрвина Шульгофа, она почитала творчество Шумана и Шопена. Нередко женщина устраивала домашние концерты камерной романтической музыки. Свежие направления, которыми увлекалась жена, повлияли и на творчество Бородина: он написал виолончельную сонату на тему Иоганна-Себастьяна Баха, трио и секстет для струнных, фортепианное скерцо.
Свою первую симфонию автор написал летом 1865 года неподалеку от южного австрийского города Грац, куда супруги отправились на отдых.
Смерть
К сожалению, ни третьей симфонии, ни опере «Князь Игорь» не было суждено стать законченными. В последние несколько лет он часто жаловался на сердце. Композитор скончался 27 февраля 1887 года от сердечного приступа, находясь у себя дома в ведомственной квартире. Александр Бородин похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Памятник Александру Бородину
После смерти товарища Римский Корсаков совместно с Александром Глазуновым разобрали его записи и смогли дописать «Князя Игоря». Работа была очень сложной – большинство эпизодов находились на стадии набросков, а некоторых частей и вовсе не было.