Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Причастный и деепричастный обороты — что это такое и отличия

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Причастный и деепричастный обороты нам знакомы из курса русского языка. Именно с ними часто происходит путаница – школьники никак не могут увидеть разницу между грамматическими конструкциями. А ее важно понимать, поскольку эти обороты по-разному выделяются в предложениях знаками препинания.

Ключевые определения

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Причастный оборот – это цельная система, состоящая из причастия и зависящих от него слов.

Деепричастный оборот – это комплекс из деепричастия и зависимых от него слов.

Соответственно, чтобы вникнуть в суть обоих этих понятий, для начала необходимо разобраться с терминами «причастие» и «деепричастие».

Причастие – это глагольная форма, которая имеет признаки прилагательного и обозначает характеристики предмета. К нему можно задать следующие вопросы: «какой?», «какие?», «какая?».

Примеры: зеленеющая трава, бегущая девочка, заходящее солнце.

Деепричастие – также глагольная форма, но она обладает признаками наречия и выражает характеристики действий. Обычно речь идет о каких-либо добавочных поступках.

Эту особенность легко запомнить, внимательнее присмотревшись к самому названию части речи: приставка «дее» напоминает начало слова деятельность.

К деепричастию задаются такие вопросы: «что делая?», «что сделав?».

Примеры деепричастия: умывшись, приветствуя, преодолевая и т.д.

Причастный оборот

Итак, конструкция причастного оборота включает в себя причастие и зависимые от него слова.

К обороту могут быть заданы такие вопросы: «что делающий?», «какой?», «что сделавший?».

В предложении оборот относится к слову, которое является либо существительным, либо местоимением. Именно с ним согласуется составляющее ядро конструкции причастие.

Синтаксическая роль грамматического комплекса – определение.

Рассмотрим конкретный пример:

С холма был виден мегаполис, сверкающий мириадами ярких огней.

«Сверкающий мириадами ярких огней» — это и есть причастный оборот. С центральным ядром-причастием – «сверкающий» и зависимыми от него словами «мириадами ярких огней».

К конструкции можно задать вопрос «что делающий?». Оборот относится к слову «мегаполис», которое является существительным. Выходит, что все признаки указывают на то, что синтаксический комплекс является именно причастным оборотом.

Деепричастный оборот

Как уже говорилось выше, это деепричастие в совокупности с зависимыми от него словами.

К обороту можно задать вопросы «что делая?», «что сделав?». Определяющим словом, к которому оно относится, чаще всего выступает глагол-сказуемое. Синтаксическая роль конструкции в предложении – обстоятельство.

Конечно, яснее понять эту информацию можно на конкретном примере.

Дети, гуляя по лугу, увидели куропатку.

«Гуляя по лугу» — это и есть деепричастный оборот. С деепричастием «гуляя» и относящимися к нему словами «по лугу».

К обороту можно задать вопрос «что делая?».

Весь комплекс слов относится к слову «увидели», которое является глаголом-сказуемым: увидели (что делая?) – гуляя по лугу.

Как выделяются причастные и деепричастные обороты

Разницу между причастными и деепричастными оборотами важно знать хотя бы потому, что они по-разному выделяются в предложениях знаками препинания.

Рассмотрим сначала правила пунктуации для причастного оборота.

Здесь есть исключение: синтаксическая конструкция обособляется, если определяемое слово является местоимением. Пример: Обрадованные долгожданной новостью, мы старались не слишком шуметь.

Теперь настала очередь правил пунктуации для деепричастного оборота.

Причастный и деепричастный оборот: разница

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Итак, эти грамматически конструкции отличаются друг от друга рядом характеристик:

Источник

Что такое причастие и деепричастие. Запятые при причастных и деепричастных оборотах

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Причастия. Чем они отличаются от прилагательных

Причастие в полной форме в предложении обычно выступает в роли определения. Оно согласуется с существительными или местоимениями. Примеры: «Из иллюминатора было видно укрытое снегом поле»; «Ежик с Медвежонком неподвижно сидели под вязом и смотрели на заходящее солнце».

Причастия в краткой форме выступают именной частью составного сказуемого: «И парусная лодка закатом медно-красным зажжена» (Г. Иванов).

Деепричастия и их виды

В предложениях деепричастия, как и наречия, выполняют синтаксическую роль обстоятельства («Оглянувшись, я заметил слежку»). Деепричастия зависят от глагола, выполняющего роль сказуемого.

Деепричастия несовершенного вида обозначают действие, протекающее одновременно с основным. Отвечают на вопрос «Что делая?».

Примеры деепричастий несовершенного вида: «Спортсмен бежал, преодолевая препятствия»; «Я помахал рукой, приветствуя знакомого»; «Мы гуляли, любуясь закатом».

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, совершенное раньше основного. Отвечают на вопрос «Что сделав?».

Примеры деепричастий совершенного вида: «Умывшись и одевшись, я принялся за работу», «Развернувшись на перекрестке, автомобиль тут же поехал в обратную сторону».

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, его нужно выделять запятыми с обеих сторон. Пример: Солдат, стоявший на часах, заметил что-то подозрительное.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, выделять запятыми его не нужно. Пример: Стоявший на часах солдат заметил что-то подозрительное.

Ошибки при употреблении причастных и деепричастных оборотов

Не употребляйте с причастиями частицу «бы». Неправильно: «Нужен человек, сделавший бы эту работу для нас». Правильно будет заменить причастный оборот придаточным предложением: «Нужен человек, который сделал бы для нас эту работу».

Не ставьте определяемое слово внутри причастного оборота. Неправильно: «У него было раскрасневшееся лицо от мороза». Правильно: «У него было раскрасневшееся от мороза лицо».

Заменяйте неблагозвучные обороты. В суффиксах причастий порой встречается избыток шипящих: «ищущий», «тащащий», «встретившийся». Это звучит нехорошо, и лучше заменять подобные обороты на придаточные предложения. Например, лучше сказать не «человек, затащивший в помещение большую сумку», а «человек, который затащил в помещение большую сумку».

Как не опозориться, употребляя деепричастные обороты

Аналогичную ошибку обыгрывает в «Жалобной книге» Чехов: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Комический эффект возникает из-за того, что и глагол «слетела», и деепричастие «подъезжая» словно относятся к шляпе. Она будто бы сама подъезжала к станции и слетела с головы у малограмотного путешественника.

Как не сделать ошибку?

Следите, к какому слову относится деепричастие. Деепричастие в предложении используется вместе со сказуемым. И сказуемое, и деепричастие обозначают действия одного и того же субъекта. Если к станции подъезжает путешественник, то нужно сказать: «Подъезжая к станции, я потерял шляпу».

К слову, в другой записи из чеховской «Жалобной книги» гимназист верно употребляет деепричастие: «Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души…»

При этом деепричастные обороты можно употреблять в безличных предложениях при неопределенной форме глагола. Пример: «Работая с прибором, нужно руководствоваться инструкцией».

Не используйте деепричастия в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или сказуемыми. В XIX веке это было нормально, М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» писал: «Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям». Сейчас это считается грамматической ошибкой, и следовало бы написать: «Печорин, закутавшись в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям».

Следите за временем. Помните, что деепричастия совершенного вида означают, что дополнительное действие было совершено ранее основного. Неправильно: «Сломав ногу, он упал на льду». Получается, что несчастный сначала получил перелом, а уже потом упал. Правильно наоборот: «Он упал на льду, сломав ногу» или «Поскользнувшись на льду, он сломал ногу».

Причастные и деепричастные обороты. Употреблять или не употреблять?

Некоторые авторы, освоившие причастные и деепричастные обороты, начинают использовать лихо закрученные конструкции где ни попадя, усложняя текст и затуманивая мысль, выраженную в предложении.

Ничего не поняли в предыдущей фразе? О том и речь! Не злоупотребляйте причастными и деепричастными оборотами.

На письме пользуйтесь этими оборотами только там, где они упрощают и укорачивают фразу. Не ставьте в одно предложение сразу несколько причастных и деепричастных оборотов. Лучше не добавляйте причастные и деепричастные обороты в сложные предложения, где уже есть запятые.

В общем, не усложняйте без нужды. Будьте проще: ваши собеседники и читатели это оценят.

Источник

Особенности деепричастных оборотов, правила выделения в предложении

В научной среде нет единого мнения, чем именно является деепричастие — или это особая форма глагола, или самостоятельная часть речи. Его основная функция — обозначить добавочное действие в предложении. Если у деепричастия есть зависимое слово, то конструкция называется деепричастным оборотом.

Что такое деепричастный оборот в русском языке

Деепричастный оборот представляет собой деепричастие с зависимыми словами. Зависимыми словами считаются те, к которым можно задать вопрос от деепричастия.

Не отвлекаясь от чтения, он наслаждался утренним кофе.

Рассмотрим грамматическую основу предложения: первая часть — деепричастный оборот, глагол наслаждался — сказуемое, от которого он зависит.

Использование деепричастий и деепричастных оборотов изучают в школе в 7 классе.

Особенности деепричастного оборота

Одиночное причастие, как и деепричастный оборот, обособляется запятыми. В предложениях встречаются и два деепричастных оборота, которые соединены союзом «и». Они относятся к одному сказуемому и являются однородными обстоятельствами в качестве членов предложения. Запятая в этом случае ставится перед первым из них и после второго.

С дерева, взмахнув крыльями и громко закаркав, взлетела серая ворона.

Деепричастный оборот также отделен запятой от союза, стоящего перед ним.

И, задернув шторы, он продолжил спать.

При употреблении союза «а» в таких конструкциях запятая не ставится.

Возьмите книгу, а прочитав рассказ, напишите сочинение.

Как найти деепричастный оборот в предложении

Способы, как найти деепричастный оборот:

Он наслаждался (что делая?), рисуя (что?) портреты. Деепричастный оборот: рисуя портреты.

Отправив письмо по e-mail, он пошел спать. Найти деепричастие: пошел спать (что сделав?) — отправив. Зависимые слова: отправив (что?) — письмо. Зависимые слова от зависимых слов: письмо (отправлено как?) — по e-mail. Деепричастный оборот: отправив письмо по e-mail.

Причастный и деепричастный оборот: отличия и примеры

Нередко ученики путают две конструкции — деепричастный оборот и причастный. И в итоге делают ошибки в расстановке знаков препинания. Стоит отметить, что две этих конструкции отличаются друг от друга по многим параметрам:

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми на письме

Деепричастный оборот в большинстве случаев обособляется запятыми. Если он стоит внутри предложения, то выделяется с обеих сторон, а если в начале предложения, то запятая ставится в конце конструкции.

Они шли по дороге, наслаждаясь приятной беседой.

Багровея от заходящего солнца, небо предвещало о закате.

Деепричастный оборот всегда отделяется от союза запятыми в случае, если этот союз не входит в его конструкцию.

Они долго работали и, завершив дела, поехали домой.

Союз «а» часто относится к деепричастному обороту. Поэтому союз не отделяется от него запятой.

Он увлекался историей, а попав в клуб, начинал рассказывать о правлении Ивана Грозного.

В каких случаях деепричастный оборот не выделяется запятыми

Теперь рассмотрим случаи, когда деепричастный оборот не обособляется знаками препинания:

Источник

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Предлагаем вариант выполнения данного задания:

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Картинка про Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот. Фото Чем в предложении является причастный и деепричастный оборот

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *