Чем закончился рассказ ревизор гоголь
«Ревизор»
Комедия в пяти действиях русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Впервые была опубликована в 1836 году. Весной того же года состоялась первая премьера пьесы на театральной сцене.
История создания комедии «Ревизор»
Идея написать пьесу, в которой были бы собраны все пороки современного ему российского общества, пришла Николаю Гоголю в 1835 году, во время его работы над поэмой «Мертвые души». Однако центральной идеи произведения у него не было. Николай Васильевич пожаловался на отсутствие сюжета для пьесы Александру Пушкину, с которым дружил и литературные советы которого ценил весьма высоко. Александр Сергеевич, также безмерно уважавший писательский талант коллеги, рассказал Гоголю историю о молодом человеке, которого жители уездного городка приняли за ревизора. Поведение местных чиновников, угождающих липовому проверяющему, как раз-таки и могло отразить все пороки тогдашнего общества. Гоголю идея чрезвычайно понравилась, и он приступил к работе.
Что же качается первоисточника истории, рассказанной Пушкиным, то у литературоведов есть несколько версий ее появления. Согласно первой, однажды самого Александра Сергеевича приняли за ревизора. Как рассказывал Владимир Соллогуб, случилось это в сентябре 1833 года, когда поэт прибыл в Нижний Новгород собирать материал о пугачевском бунте. По версии В. Птицына такой случай произошел с Пушкиным в 1829 году, когда тот остановился в городе Малоархангельск Орловской области, и его опять же спутали с проверяющим. Существует также предположение, что Александр Сергеевич не был главным лицом такого происшествия, а только лишь слышал о таком происшествии от знакомых.
Работа на пьесой «Ревизор»
Николая Васильевича эта идея привела в восторг, и он с энтузиазмом приступил к работе. Однако по ходу написания автор столкнулся с рядом сложностей, о коих сообщал Пушкину в письмах. Несколько раз Гоголь порывался бросить эту затею, но Александр Сергеевич, уже убедившийся в литературном даровании товарища, всякий раз убеждал его продолжить работу.
В итоге в январе 1836 года пьеса была окончена. Впервые Гоголь представил свое новое произведение публике на вечере у Василия Жуковского, он читал пьесу сам. А чтец Николай Васильевич был прекрасный! Иван Тургенев, который присутствовал на той встрече, вспоминал, что не проникнуться произведением, которое читал Гоголь, было невозможно, потому что сам чтец был одновременно прост, важен и немного наивен и совершенно не «работал на публику, а только лишь стремился передать присутствующим то впечатление, которое пьеса производило на него самого.
А.С. Пушкин и В.А. Жуковский пришли в полный восторг от пьесы. Александр Сергеевич так и вообще прохохотал все время чтения. Однако не все присутствующие были такого же мнения. К примеру, русский драматург, писатель и критик барон Розен, также как поэт и переводчик Николай Кукольник, совершенно не приняли пьесу. Ни один из них даже не улыбнулся при чтении.
Конечно же, нашлись у произведения и другие противники, которые не хотели видеть за классическим сюжетом «комедии ошибок» более глубокое содержание, где под уездным городком понимается вся Россия. В связи с этим постановку пьесы на сцене цензоры всеми силами пытались запретить. Мол, негоже русскому писателю насмешничать над столоначальниками. Пропустить пьесу на сцену помог Василий Жуковский, который близко общался с императором, и смог убедить Николая I, что в пьесе нет ничего неблагонадежного, и она лишь высмеивает ограниченных провинциальных чиновников.
Сюжет пьесы «Ревизор»
Действие 1
Иван Александрович Хлестаков, занимающий чин коллежского асессора – самый низкий в «Табели о рангах» – едет по делам из столицы в город Саратов, сопровождаемый слугой Осипом. Остановившись в небольшом уездном городке, Хлестаков совершенно проигрывается в карты и остается без копейки денег.
В это же время городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский из письма узнает, что в их провинциальный городок едет проверяющий, причем инкогнито.
Для Сквозник-Дмухановского это известие подобно смертной казни, так как он сам и его подчиненные увязли в долгах, казнокрадстве и взятках. Городничий собирает у себя дома всех чиновников и велит им готовится к проверке. Узнав, что в гостинице остановился неизвестный никому Хлестаков, все решают, что это и есть тот самый ревизор. Начинается переполох.
Поразмыслив, Сквозник-Дмухановский решает самолично явится к проверяющему, чтобы суметь прикрыть все свои погрешности в работе.
Действие 2
Между тем Хлестаков томится в своем номере от голода и жажды, ведь денег на обед у него нет. И когда к нему в гостиницу является городничий и убеждает взять у него денег (четыреста рублей, между прочим!), он удивляется и благодарит столь добросердечного местного жителя.
Городничий пытается выведать у Хлестакова цель его приезда и получить доказательства, что это проверяющий, но тот ведет себя легко, непосредственно и непринужденно. Сквозник-Дмухановский видит в этом желание ревизора провести свою проверку тайно и решает напоить скрытного гостя.
Действие 3
В гостях у городничего Хлестаков заметно хмелеет и, желая произвести эффект на присутствовавших там дам, начинает сочинять про себя небылицы.
Он рассказывает о несуществующих высоких должностях, которые якобы занимает, о пьесах и музыкальных произведениях, которые он как будто бы написал. Одна из дам ловит его на лжи, но Хлестаков не может остановиться. Когда же хмель окончательно забирает его силы, городничий отправляет «ревизора» отдохнуть.
Действие 4
На следующее утро, проснувшись с головной болью, Хлестаков не может вспомнить события прошедшего вечера. Однако, все чиновники города уже выстроили в очередь под его дверью, чтобы дать взятку «петербургскому проверяющему» и не лишится должности. Хлестаков же уверен, что все эти люди дают ему денег взаймы и без зазрения совести их берет, намереваясь позже вернуть. Однако, когда к нему в номер приходят местные купцы с жалобами на самоуправство городничего и предлагают плату натуральным продуктом (вином и сахаром), только тогда Хлестаков понимает, что его приняли за ревизора и давали не взаймы, а взятки.
Он хочет вернуть деньги, но сообразительный слуга Осип отговаривает хозяина от столь опрометчивого шага, понимая, что обратно уже события не отмотаешь.
В этот же вечер Хлестаков просит руки и сердца дочери городничего и получает согласие родителей. По совету Осипа Хлестаков торопится с отъездом, пока не вскрылся обман. Тот так и делает, предварительно отправив с местного почтового отделения письмо своему другу Тряпичкину, где рассказывает о том, что с ним приключилось.
Действие 5
После отъезда Хлестакова чиновники уездного города вздохнули облегченно: проверка пройдена, никто не наказан и не лишен должностей, а городничий и вовсе мнит теперь себя петербургским генералом, так как выдал дочь замуж за такого видного человека. Сквозник-Дмухановский решил наказать купцов, что ходили жаловаться на него Хлестакову, но те обещают щедрое угощение на свадьбу его дочери, и тот «всех прощает».
Он созывает весь город к себе на обед по случаю помолвки дочери с петербургский женихом. Жена городового начинает вести себя заносчиво, считая, что теперь в их городке им нет ровни. Однако вскоре происходит неожиданное событие. Почтмейстер решает взглянуть, что же такого столичный проверяющий написал в письме, и вскрывает конверт. И, конечно же, выясняет, что инкогнито на самом деле пустышка. Сквозник-Дмухановский потрясен этой новостью. Но не успел он еще отойти от одного удара, как вдруг выясняется, что в гостинице остановился неизвестный постоялец и требует городничего к себе на аудиенцию. Пьеса заканчивается немой сценой…
Культурное влияние
«Ревизор» является одним из самых известных спектаклей, который не сходит со сцены уже более полутора веков. На сюжет «Ревизора» снято большое количество художественных фильмов. А само произведение еще со времен СССР входит в обязательную школьную программу.
Пьеса разлетелась на цитаты, многие из которых превратились в крылатые фразы, а фамилии героев комедии стали нарицательными.
Советский ученый Михаил Будыко утверждал, что монологи Хлестакова содержат много фактов из жизни Александра Сергеевича Пушкина.
Ревизор
В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием». Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчёт крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдаёт немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с учёным званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).
Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтёшь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»
Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдаёт спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.
В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В тёмном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как-то богоугодные и другие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счёте две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.
Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление солёных огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть. Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своём бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение своё в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.
Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Беседуя с почтмейстером о приятностях жизни в уездном городе, предложив смотрителю училищ сигарку и вопрос о том, кто, на его вкус, предпочтительнее — брюнетки или блондинки, смутив Землянику замечанием, что вчера-де он был ниже ростом, у всех поочерёдно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника разнообразит ситуацию, донося на всех и предлагая изложить свои соображения письменно. У пришедших Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Добчинский хлопочет о своём первенце, рождённом ещё до брака, желая сделать его законным сыном, — и обнадёжен. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придётся, скажите и государю»), что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».
Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда. Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое ещё: «и верёвочка в дороге пригодится»). Обнадёженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её ещё очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковёр на подстилку.
Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почётные лица в городе», окружённые своими семействами, дабы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочерёдно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется. Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкопёру, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», — повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Ревизор» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
В небольшой уездный городок приезжает молодой человек – Иван Александрович Хлестаков – и поселяется в гостинице. Местные начальники уверены, что это пожаловал столичный ревизор. По слухам, он должен был нагрянуть к ним инкогнито, чтобы раскрыть все правонарушения. Чиновников очень пугает предстоящая проверка, которая может закончиться разжалованием или тюрьмой.
Городничий идет знакомиться с приехавшим Хлестаковым, и приглашает его погостить в своем доме, полагая, что он и есть ревизор. Он организует прием в честь дорогого гостя, куда приглашает всех крупных чиновников. За столом каждый из них пытается выгородить себя в лучшем свете, хвастая своими достижениями в благоустройстве города. Поначалу Хлестаков не понимает повышенного внимания к своей персоне. Но затем быстро входит в образ, и оборачивает сложившуюся ситуацию в свою пользу. Он занимает деньги у чиновников, живет в свое удовольствие, и даже обещает жениться на дочери городничего. Все рады, что к ним приехал такой «понимающий» ревизор.
Слуга предлагает Хлестакову немедленно покинуть город, пока дело не зашло слишком далеко. Хлестаков описывает свои приключения другу-журналисту в Петербурге, но его письмо перехватывает почтмейстер. Так чиновники понимают, что оказались в дураках. А тем временем в город приезжает настоящий ревизор.
Название произведения | Ревизор |
---|---|
Автор | Николай Гоголь |
Жанр | Комедия в пяти действиях |
Год написания | 1835 |
Главные герои
Краткое содержание
Действие первое
Комната в доме городничего
Явление I
Явление II
Появляется почтмейстер. Теперь и он знает о ревизоре. Городничий поручает ему просматривать всю корреспонденцию, чтобы разоблачить персону инкогнито. Почтмейстер признается, что и так читает все письма ради собственного интереса, а самые увлекательные и вовсе у себя оставляет.
Явление III
Появляются неразлучные помещики Бобчинский и Добчинский и сбивчиво рассказывают, что в гостинице живет подозрительное лицо: молодой человек недурной наружности в партикулярном платье по имени Иван Александрович Хлестаков. Он поселился в городе пару недель назад, но за жилье не платит, утверждает, что направляется в Саратовскую губернию. Все сходятся во мнении, что именно Хлестаков и есть инкогнито-ревизор. Городничий посылает квартального Свистунова за частным приставом и отправляет чиновников поправлять дела
Явление IV
Городничий решает отправиться в одиночку, дрожки готовы, парадная шпага принесена. За городничим увязывается любопытный Бобчинский. Городничий велит полицейским мести улицу возле трактира, где остановился важный чиновник Хлестаков.
Явление V
Явление VI
Жена и дочь городничего не успевают присоединиться к кортежу из-за нерасторопности и кокетства Марьи Антоновны. Бранятся и препираются.
Действие второе
Гостиница, маленькая комната Хлестакова
Явление I
Из монолога Осипа, слуги Хлестакова, зрители узнают, что Иван Александрович – не ревизор, а проезжий чиновник, который проигрывает деньги отца. Хлестаков привык жить на широкую ногу, но средств на это не имеет, вот и теперь живет в гостинице в долг, поскольку все спустил в карты.
Явление II
Приходит Хлестаков и бранится с Осипом: отправляет его к трактирщику, просит обед добыть. Осип отказывается: хозяин гостиницы грозится неплательщикам городничим и отказывает кормить в долг. После препирательств Осип все-таки идет за хозяином трактира.
Явление III
Хлестаков остается один и сетует на голод и на проигрыш в карты. Признает, что хотел бы еще раз сразиться с обыгравшим его капитаном.
Явление IV
Явление V
Оставаясь наедине с собой, он фантазирует о красивой жизни, мечтая явиться к отцу-помещику в карете, возвышает себя над простым деревенским людом.
Явление VI
Приносят обед, Хлестаков в негодовании: только два блюда! Недоумевает, почему еда дурного качества. Однако голод берет верх над гордостью и Хлестаков с Осипом соглашаются на поданный обед.
Явление VII
Явление VIII
Приходит городничий и Бобчинский с Добчинским. Городничий и Хлестаков долгое время не понимают друг друга: Хлестаков убежден, что его пришли арестовывать, городничий считает, что инкогнито только строит из себя нищего дворянина, и ему просто не понравилось услужение в гостинице. Руководствуясь привычной стратегией, городничий решает «купить» его и дает Хлестакову 200 рублей в долг, вовремя подменяя купюры на 400. Он предлагает важному гостю поселиться в его доме, утверждая, что делает это от всего сердца. Падкий на наживу, Хлестаков соглашается.
Явление IX
Хлестаков зовет трактирного слугу, готовый оплатить счет за проживание. Городничий выгоняет слугу, обещая прислать денег на оплату. Хлестаков пользуется случаем и прячет деньги. В дверь выглядывает Бобчинский.
Явление Х
Добчинский и Бобчинский попеременно показываются из-за двери, подслушивают. Городничий приглашает «ревизора» совершить осмотр казенных заведений, Хлестаков готов на все, кроме визита в тюрьмы. Городничий пишет письмо жене, распоряжаясь о комнате для гостя и щедром угощении.
Действие третье
Комната первого действия
Явление I
Жена и дочь городничего бранятся и ждут важного гостя. Завидев Добчинского издалека, раздраженно спорят, он ли это.
Явление II
Явление III
Анна Андреевна и Марья Антоновна спорят о том, какое платье надеть, затем спорят о цвете глаз Анны Андреевны. К общему мнению не приходят.
Явление IV
Осип беседует с Мишкой, слугой городничего, и ради собственного благополучия подкрепляет мнение о значимости своего хозяина.
Явление V
Хлестаков с чиновниками и городничим совершили осмотр казенных заведений. Городничий раболепствует перед «ревизором», рассказывает о своем благочестии, городские чиновники докладывают, как хорошо обстоит дело в богоугодных заведениях, в училищах, в лазаретах. При этом все они презирают городничего: каждая его реплика сопровождается злобным комментарием персонажей в сторону зрителей.
Явление VI
Хлестаков располагает к себе дочь и жену городничего, рисуется перед ними. В пылу самолюбования он плетет о себе невероятные истории: будто бы он писатель и
с Пушкиным на дружеской ноге: Бывало, говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, — так как-то все…»
Присваивает авторство известных произведений, врет, что дом у него – самый богатый в городе, его боится государственный совет, и во дворец он каждый день ездит, а в данный момент ожидает произведения в фельдмаршалы.
Явление VII
Бобчинский, Добчинский, смотритель училищ Хлопов и судья Ляпкин-Тяпкин обсуждают ревизора. Приходят к выводу, что он, скорее всего, генерал. Судья признается, что ему очень страшно, хотя и сам не знает, чего именно боится.
Явление VIII
Дочь и жена городничего мгновенно очаровываются Хлестаковым, расценивая друг друга как соперниц. Спорят о том, на кого он чаще смотрел.
Явление IX
Явление X
Городничий старается вызнать у слуги «ревизора» как можно больше о Хлестакове. Осип охотно пользуется этим: ему перепадает целковиков на чай.
Явление XI
Городничий наказывает полицейским охранять дом и никого в него не впускать: особенно он боится купеческих доносов.
Действие четвертое
Та же комната в доме городничего
Явление I
Пока Хлестаков спит, судья, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений и Бобчинский с Добчинским обсуждают, как бы еще произвести впечатление на важного гостя. Все трепещут от страха. Ни один не решается напрямую заговорить с Хлестаковым.
Явление II
Хлестаков просыпается. Наедине с собой выказывает удовольствие от внезапного гостеприимства горожан. Признает, что и дочка городничего, и жена его весьма недурны.
Явление III
Входит судья. Стремится составить выгодное впечатление и пытается дать взятку Хлестакову. Тот радостно принимает, решая про себя: «судья – хороший человек».
Явление IV
Появляется почтмейстер. Говорят о прелестях провинциального городка. Хлестаков, уже не робея, просит у него взаймы 300 рублей. Почтмейстер дает: он убежден, что задобрил ревизора.
Явление V
Смотритель училищ заходит в комнату Хлестакова. Обсуждают барышень, а затем приходит очередь Хлопова откупаться: «ревизор» просит взаймы и 300 рублей и у него.
Явление VI
Попечитель богоугодных заведений Земляника, желая выслужиться, доносит «ревизору» на судью, почтмейстера и Добчинского, обвиняя их в безделье. Дает 400 рублей Хлестакову.
Явление VII
Хлестаков настолько наглеет, что, не успев познакомиться, требует у Бобчинского и Добчинского взаймы 1000 рублей, однако у них не находится столько, и они отдают ему все, что было – 65 рублей.
Явление VIII
Явление IX
Осип приносит бумагу и чернила и уговаривает Хлестакова уехать, опасаясь, как бы не приехал «какой-нибудь другой». Собираются в дорогу, Осип относит на почту письмо Хлестакова.
Явление Х
Приносят взятку купцы: дают 500 рублей (опять взаймы ), голову сахара и серебряный подносик. Жалуются на жадность городничего, который их обирает.
Явление XI
Слесарша и унтер-офицерша также доносят на городничего. У одной мужа-слесаря забрили в солдаты (противозаконно) вместо сына портного, который откупился. Унтер-офицершу же по ошибке высекли.
Явление XII
Марья Антоновна приходит к Хлестакову и тот, пользуется случаем, целует ее в плечо. Разгневанная девушка хочет уйти, но Хлестаков на коленях умоляет ее о прощении и клянется в любви.
Явление XIII
Вошедшая Анна Андреевна застает Хлестакова на коленях, выгоняет дочку, и теперь клятвы в любви достаются ей: Хлестакову безразлично кому врать, он просит жену городничего выйти за него замуж, несмотря на незначительные препятствия в виде уже существующего мужа.
Явление XIV
Вбегает Марья Антоновна дочь, и Хлестаков мгновенно переигрывает ситуацию: не вставая с колен, просит Анну Андреевну благословить его на брак с дочерью.
Явление XV
Появляется перепуганный городничий, узнавший о доносах на него, пытается оправдаться, обвиняет купцов и унтер-офицершу во лжи, Анна Андреевна сообщает ему о помолвке с Марьей Антоновной.
Явление XVI
Осип говорит, что лошади готовы. Хлестаков объясняет, что отправляется на один день к дяде, ему верят и снова дают 400 рублей и персидский ковер, чтобы удобнее сидеть было в бричке. Уезжает.
Действие пятое
Явление I
Семейство городничего мечтает о красивой жизни в Петербурге. Городничего манит чин, который ему выторгует зять, Анна Андреевна грезит о светской утонченности быта.
Явление II
Городничий бранится с купцами, разоблачая их доносы и требует с них откуп, они каются и соглашаются.
Явление III
Судья, попечитель богоугодных заведений и Растаковский поздравляют городничего с помолвкой дочери.
Явление IV
Появляются мещанин Коробкин с женой и Люлюков, поздравляют.
Явление V
Бобчинский и Добчинский наперебой поздравляют. Желают сынка Марье Антоновне.
Явление VI
Смотритель училищ с женой поздравляют семейство. Жена Хлопова выражает невероятную радость и признает, что плакала от счастья, узнав о помолвке Марьи Антоновны.
Явление VII
Явление VIII
Идиллию разрушает появление почтмейстера: он прочел письмо Хлестакова и знает правду. Письмо персонажи зачитывают вслух: Хлестаков не скупился на скабрезные характеристики каждому из чиновников. Городничий в ужасе, его одурачил молодой наглец!
Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…
Хлестаков не только ограбил горожан, но и опозорил городничего: страшнее денежных потерь для него становится угроза появления в печати статьи-водевиля о произошедшем. Одураченные чиновники обвиняют в случившемся Бобчинского и Добчинского.
Явление последнее
Немая сцена
Немая сцена подробно описана автором: по его замыслу персонажи замирают в комичных изумленных позах примерно на минуту. ( Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект )