Что нужно читать православным христианам
Что почитать в летний отпуск?
Ответы пастырей
Сейчас лето – пора отпусков и отдыха. Что можно посоветовать почитать духовно полезного или даже в меру развлекательного, когда стало больше свободного времени? Какие вообще книги вы бы назвали в числе тех, которые надо прочитать в первую очередь?
Однообразия быть не может и не должно!
– Перед отпуском обычно всегда обращаюсь к друзьям из социальных сетей со стандартным вопросом: чего бы нынче почитать, чтобы читабельно, интересно и полезно? Ответов и советов масса, причем разброс – от альфы до омеги. Начиная со святых отцов и заканчивая так называемым православным фэнтэзи.
Нельзя перефразировать армейское: «Делай как я!» в «Читай только вот это!»
В перечне чтения для человека, у которого не «бог в душе», а Бог в жизни, однообразия быть не может, так как каждый из нас уникален и абсолютно эксклюзивен.
Нельзя перефразировать армейское: «Делай как я!» в «Читай только вот это!» Не получится. Один приходит в Православие, прочитав знаменитый труд «Что есть духовная жизнь» свт. Феофана, а иной – раскрыв книжку Юлии Вознесенской «Жила-была старушка в зеленых башмаках…».
И так быть и должно!
Так что мои советы субъективны и, может быть, не для всех приемлемы.
С удовольствием во время отпуска читаю и иным советую книги Павла Басинского. Его беллетризованные биографии известных личностей, прежде всего, Льва Толстого, динамичны и интересны. Они, даже с обилием документов, многим ранее неизвестных, заставляют воспринимать документальный рассказ как художественное произведение. Прежде всего, я говорю о книге «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: История одной вражды».
И третий автор, о котором я всегда говорю, рассказываю с восхищением и любовью, – это Олеся Николаева. Книг у нее много (и слава Богу!), но почему-то о романе под названием «Меценат», где в стиле философского-психологического детектива показан весь срез православной жизни 1990-х годов и начала века, знают очень немногие. Да и прочие произведения Олеси Александровны, поэтессы и писательницы, достойны и уважения, и прочтения.
Если же для кого-то мои рекомендации неприемлемы, то остается лишь одно – русская классика. Не ошибетесь!
От литературной стихии, как от морской, захватывает дух
– Лето – это как раз очень подходящее время для чтения, и, прежде всего, на свежем воздухе. Зимой на улице читать тяжеловато. А летом, в тени деревьев на даче, под зонтиком или навесом на курортном пляже, где угодно, можно читать сколько хочешь.
Прежде всего, нам нужна, конечно, духовная литература. И здесь одно из первых мест – Слова преподобного Паисия Святогорца. В них – ключик к решению многих наших проблем – духовных, бытовых, семейных. Преподобный Паисий – уникальное свидетельство для нас. У него вроде бы простые беседы, кстати, очень увлекательные, но с потрясающей глубиной, он вскрывает самую суть наших современных проблем.
Когда мы читаем творения святых людей, то святые становятся нашими собеседниками
Когда мы читаем творения святых людей, то святые становятся нашими собеседниками. Мы воспринимаем их мысли, их дух. Кто не читал, пусть прочтет книгу «Старец Силуан», пусть воспримет дух доброты и любви во Христе, которую явил в себе преподобный Силуан Афонский. Эта книга была одной из первых на моем духовном пути, и, как ни удивительно, до сих пор я черпаю у старца Силуана наставления.
Еще мне нравятся простые, подчас безыскусные описания жизни недавно живших святых или подвижников благочестия. Например, прекрасные истории из жизни оставил преподобномученик Кронид (Любимов). А еще митрополит Вениамин (Федченков). А также архимандрит Тихон (Агриков) в своей удивительной книге «У Троицы окрыленные».
Кстати, в связи с воспоминаемыми событиями столетней давности очень стоит прочесть книгу Натальи Урусовой «Материнский плач Святой Руси». Кто прочтет, тот поймет очень и очень многое. А читается на одном дыхании.
В современной духовно-просветительской литературе постараемся ориентироваться на такие шедевры, как «Несвятые святые» владыки Тихона. Как мы знаем, книга положила начало «Зелёной серии надежды» – серии прекрасных книг, выпущенных Сретенским монастырем, в которых собраны непридуманные истории из жизни.
Но и, конечно, не забудем художественную литературу, в которой захватывающий сюжет часто сопровождается глубокими нравственными истинами. Их надо только уметь замечать.
Мой круг чтения в этом отношении был разнообразным. Читал и читаю, когда выбивается время, Михаила Шолохова и Джека Лондона, Федора Достоевского и Варлама Шаламова, Антона Чехова и современных авторов: Сергея Щербакова, Виктора Николаева, Бориса Спорова и многих, многих других.
Есть книги, которые прочитаешь раз, а они остаются в твоем сердце навсегда. Вот «Лето Господне» Шмелева меня просто до глубин души потрясло и продолжает во мне отзываться.
Также на душу очень действовали психологичные, но весьма драматичные по сюжету произведения, такие как, например, повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Вроде бы произведение рассказывает просто о судьбе беспризорников, но смысл на самом деле глубоко христианский.
Конечно, не все всем подходит. Кому-то нужно утешение, кому-то развернутый жизненный смысл, кому-то интересная поучительная история, а кому-то и что-то веселое для поднятия настроения. Литературы для того и много, чтобы она могла насытить любую жажду любого читателя.
Прекрасной литературы – море. Пока ты не был на море, то не представляешь, какой это простор. А когда погружаешься в морскую стихию, то дух захватывает от восхищения. Так и литература. Она способна нас оживить, придать сил, подсказать смысл жизни. Не надо бояться подходить к книгам и брать их в руки. Надо в них погружаться, выбирать то, что более задевает твой внутренний мир, что-то всколыхивает в тебе, пробуждает сердце и в итоге помогает стать лучше.
Прежде всего, следует позаботиться о регулярном чтении Евангелия
Евангелие вдохновляет на поддержание определенного тонуса в духовной жизни
– Хорошо, если в отпуске удастся найти время для духовного чтения. Мне кажется, что прежде всего следует позаботиться о регулярном чтении Евангелия. Одна глава в день не требует много времени, но польза от этого велика: Евангелие вдохновляет на поддержание определенного тонуса в духовной жизни. Это особенно актуально для времени отдыха. Среди духовно полезных книг, которые относительно легки для восприятия, можно назвать письма о духовной жизни известных старцев – архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и игумена Никона (Воробьева). Также, думаю, будут впору книги, в которых описывается жизненный путь современных подвижников благочестия – отца Николая (Гурьянова), архимандрита Павла (Груздева) и других. Из художественной литературы мне лично очень нравится Антуан де Сент-Экзюпери («Цитадель», «Планета людей»). Творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и других великих писателей и поэтов всегда остается актуальным для чтения.
Если говорить в целом о духовном чтении православного христианина, то здесь, мне кажется, важно ознакомиться с теми книгами, в которых отображены основы духовной жизни. Это такие книги, как «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея, «Лествица» прпеподобного Иоанна Лествичника, «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца.
Читать надо максимально простые и доступные вещи
– Лето – очень загруженная пора в жизни большинства людей, поскольку ремонты, стройки и всевозможные работы на земельных участках забирают все свободное время и силы, причем так, что не спасает даже отпуск. Поэтому читать надо максимально простые и доступные вещи. Не догматического или вероучительного характера, а истории из жизни святых или просто праведных людей, современных богословов и проповедников. Такие книги, как «Несвятые святые», всевозможные патерики и жития святых. Это книги, которые можно начать читать с любого места и прервать чтение, когда необходимо. Из авторов это прот. Андрей Ткачев, прот. Валентин Бирюков, прот. Александр Авдюгин, публицистика Александра Дворкина («Афонские рассказы», «Моя Америка») и подобные им.
10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето
Издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» предлагает вашему вниманию подборку ярких летних книг – новых и уже знакомых, смешных и грустных, с острым сюжетом и тех, что заставляют заглянуть в себя.
Итак, книг, за чтением которых стоит провести это лето:
Православная антиутопия. Необычная книга – читается как остросюжетная повесть, а влияние оказывает как книга духовная.
Двенадцатилетняя американская школьница Ефросинья Мэфьюз, православная по вероисповеданию, становится свидетелем и участником страшных событий, когда христианство истребляется в прямом смысле «огнем и мечом». И официальный предлог, оправдывающий эти деяния, «нетолерантность» Церкви.
Как много каждый читатель найдет в образе этой девочки своих собственных черт! Ведь кто из нас не сомневался, не боялся, не боролся со своими грехами? Но самым важным в результате остается в жизни только один вопрос: кого мы выберем, с кем останемся – с Богом или с князем мира сего?
Наверное, уже читали? Предлагаем перечитать этим летом любимую книгу, и вновь отправиться в путешествие по страницам удивительных рассказов вместе с митрополитом Тихоном. И вновь пережить те незабываемые эмоции.
А если вы вдруг не успели прочитать, то прямо сейчас заказывайте «Несвятые святые». И это будет одно из самых ярких впечатлений этого лета.
Остроумная, полемическая, задевающая за живое – всё это о книге протоиерея Сергия Адодина.
Статьи автора вот уже несколько лет выходят на портале Православие.ru и неизменно привлекают внимание читателей – оригинальным юмором и актуальными темами.
Здесь есть над чем посмеяться от души, а есть над чем подумать со всей серьезностью. Автор находит примеры из жизни и, отталкиваясь от них, разматывает клубок современных проблем. Он заставляет нас посмотреть на себя чуть-чуть со стороны. Чаще – трагикомическими парадоксами.
Настоящая летняя книга, после которой так тепло и хорошо на душе. Простая, с непридуманными историями обычных деревенских жителей.
После прочтения сборника хочется жить, верить и надеяться. Рассказы дают человеку надежду и веру в то, что не все еще потеряно. Когда веришь, жить легче. Вот эту-то веру — веру в Бога и внушает проза отца Алексия Лисняка.
Это сборник необычных текстов. В те годы, когда достать духовные книги в России было почти невозможно, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) раздавал эти машинописные листочки своим духовным детям в утешение и ободрение.
Таких листочков самого разного содержания было много. В этой книге собраны именно те советы, которые помогают жить без уныния и печали.
«Многим знакомо, как непросто найти в жизни человека, которому захочется открыть свою душу. » Именно с этой строки начинается книга о старце Гаврииле Ургебадзе. ⠀⠀
Эта книга станет созвучной духовной потребности каждого из нас найти опытного наставника, способного оживить для нас смысл Христовых заповедей. Проповеди и наставления архимандрита Гавриила актуальны сейчас как никогда.
Слова его любящего сердца способны прикоснуться к душе каждого человека.
Преподобный Симеон (Желнин) — один из самых почитаемых Псково-Печерских старцев ХХ века. Истинный подвижник, он по благодати Божией стяжал дар чудотворения и рассуждения. Бесценные советы старца, удивительные истории из его жизни, воспоминания современников, получивших помощь по молитвам святого, собраны теперь вместе в новой книге, посвященной преподобному Симеону.
Наставления Псково-Печерских старцев, удивительные воспоминания их духовных чад, истинные чудеса нашего времени и сокрытые от людского взора духовные битвы — об этом Вы прочитаете в книге «У пещер «Богом зданных».
Жизнеописания как уже прославленных Церковью святых, так и менее известных подвижников благочестия—есть живая школа православной мудрости и веры. И в наше время святые являют нам яркие, живые образы «Божиих людей», которые и теперь ходатайствуют за нас пред престолом Божиим, «ибо у Него все живы».
Книга наполнена изречениями старца Эмилиана на самые важные темы:
Живое и выразительное слово старца укрепляет и дает вдохновение для продолжения духовного пути. Следуя его советам, каждый сможет испытать истинную радость жизни в присутствии Бога.
Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря, и ремонт древних храмов Псковской епархии.
Что читать христианину
Что читать христианину
Дорогой читатель! Перед тобой – не статья, а маленькое пособие, которое я составил по просьбе одного прихожанина. Он спрашивал: «Вот, я только начинаю свой путь в православной вере. Я не знаю, что читать? Каким авторам можно доверять, а каких – остерегаться. Не могли бы вы, батюшка, составить список авторов, которых вы рекомендуете для чтения?».
Я исполнил просьбу юноши. А потом давал эту памятку другим людям. И кому-то она очень помогла.
Вот поэтому я и решил ее опубликовать.
Сразу предупреждаю: это субъективное пособие. Не нужно придираться, если кого-то из достойнейших авторов я упустил из виду. Но все же, по-моему, эта памятка дает представление, что читать человеку, желающему познакомиться с Православием.
Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, Священное Писание. Начинать читать Библию нужно с Нового Завета. Затем можно знакомиться с Ветхим Заветом. В отношении Нового Завета есть масса замечательных комментариев, да и сам он не труден для понимания. А вот Ветхий Завет без пояснений читать сложно. Самым лучшим пособием в этом вопросе будет прекрасный трехтомник протоиерея Александра Меня «Как читать Библию». Отец Александр сделал подборку самых важных ветхозаветных текстов (своего рода антология) и прокомментировал их. Эта работа доступна и в Интернет варианте.
В последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. Об этом советую почитать прекрасную работу: Второе пришествие апокрифов, или проповедь о порче вместо проповеди о Христе.
Некоторые верующие люди руководствуются таким принципом: они смотрят, есть ли на книжке надпись: Издано по благословению…
Но этот гриф – Издано по благословению — не защищает от подделки. Я лично знаю издателей, которые цинично ставят этот гриф на всех своих изданиях, мол, все равно никто проверять не будет. Но должен сказать: есть гриф, который ставится на книгах, прошедших настоящую церковную цензуру на самом высоком уровне. Это надпись на титульном листе: Издательский Совет Русской Православной Церкви. Вот таких книг можно не бояться.
Я предлагаю вам список лучших православных авторов.
Эти авторы являются общепринятыми богословскими авторитетами. И если вам что-то из их книг встретится, можно смело покупать. Это богословское произведение самой высокой пробы.
Для удобства я оцениваю по пятибалльной системе произведения авторов на предмет богословской сложности:
Из русских подвижников веры и благочестия рекомендую святителя Феофана Затворника (а, в), святителя Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского (а, в), преподобного Серафима Саровского (а), святителя. Игнатия Брянчанинова (а, в).
Книги современных авторов (в алфавитном порядке):
Антоний (Блум), митрополит (а, в, с, d, e, f). 2,3.
Арсеньев Владимир. Богослов. 2,3,4.
Афанасьев Николай, протопресвитер (а, b). Литургист, богослов, историк. 3-4.
Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу Православие -3-4. В других его работах есть неправославные мысли.
Василий (Кривошеин), архиепископ (а). Богослов. 3-4.
Вениамин (Федченков), митрополит (а). Автор книг о православной жизни, благочестии. 2,3.
Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2,3.
Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5.
Дворкин А. Специалист по сектам (a, b). 2,3,4.
Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу Записи. 3.
Зеньковский Василий (a, b, с). Богослов, философ. 3-4.
Иларион (Алфеев), епископ. Богослов, патролог. Для новоначальных христиан особенно рекомендую его книгу Таинство веры. 2,3,4.
Иоанн (Шаховской), архиепископ (a, b). Богослов. 3.
Иустин Попович, архимандрит (a, b, с). Прекрасный сербский богослов и писатель. 3,4.
Каллист (Уэр), епископ. (а, в, с, d). Богослов. 3-4.
Карташев Антон. Церковный историк. 3-4.
Кассиан (Безобразов), епископ (а). Библеист. 4, 5.
Киприан (Керн), архимандрит (а). Богослов, патролог. 3-4.
Клеман Оливье. Богослов. 3,4.
Концевич И. М. Исследователь русского старчества и святости. 2.
Кураев Андрей, диакон. Церковный публицист, богослов (а, b, c, d). 2,3.
Лосский Владимир (a, b). Богослов, очень высокого уровня. 5.
Льюис Клайв (а). Английский мыслитель. Очень яркие и полезные произведения. 2,3,4.
Мейндорф Иоанн, протопресвитер (а). Богослов, историк, патролог 3-4.
Мень Александр, протоиерей (а). Богослов. Историк, библеист. 2,3,4.
Николай Велимирович (Сербский) (а). Богослов. 3,4.
Паисий Афонский, схимонах (а, b). Это современный подвижник (умер в 1994г.). Все его книги, а также книги о нем рекомендую. 3
Софроний (Сахаров), архимандрит (а, b). Богослов. Очень ценна его книга Старец Силуан. 3,4.
Федотов Георгий. Историк. Особенно ценна его книга Святые Древней Руси. 3-4.
Флоровский Георгий, протоиерей (а). Богослов. Некоторые его работы по сложности на 4, некоторые на 5.
Шмеман А., протопресвитер (а, b, с). Богослов. 2,3,4.
Молитвенная жизнь православного христианина
В новой книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковление. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной форме даются первоначальные знания, необходимые для тех, кто готовится к Таинству Крещения или только начинает жить православной жизнью. В книге представлены основные положения нашей веры, рассказано о Таинствах, заповедях Божиих и о молитве.
Цель жизни православного христианина – соединение с Богом. Слово «религия» так и переводится с латинского языка – восстановление связи. Отсюда и слово «лига» (в музыкальной грамоте – дуга, соединяющая ноты).
Христианская религия также называется православной верой. Слова «вера», «доверие», «уверенность» однокоренные. Мы верим в Бога и доверяем Ему, у нас есть уверенность, что Господь всегда рядом, всегда близко и никогда не оставит своих чад, обращающихся к Нему. Именно уверенность, а не самоуверенность, то есть надежда только на свои собственные немощные силы. Христианин знает, что в его жизни действует Промысл Божий, который ведет его, порой даже через сложные испытания, ко спасению. И поэтому православный человек не одинок в этом мире. Даже если друзья и близкие отвернутся от него, Бог никогда его не оставит. Этим он отличается от людей неверующих или маловерных. Их жизнь сопровождает постоянный стресс, напряжение, страх: как выжить в этом жестоком мире? что будет завтра? и т. д. У православного человека не должно быть страха перед настоящим и будущим: совершенная любовь к Богу, вера в Него изгоняет страх (ср.: 1 Ин. 4, 18). Но вера – это не просто признание того, что существует некий космический Разум, Абсолют; это живая связь с Живым Богом.
Без веры невозможно действие ни одного таинства или даже обряда. Благодать Божия, исцеляющая и укрепляющая нас, подается только по нашей личной вере. Священнодействие – это не магический ритуал: что-то там за нас сделали, и теперь у нас все будет хорошо. Нет, нужно открыть свое сердце Богу, лично обратиться к Нему. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).
К сожалению, очень многие современные люди, считающие себя православными, приступают к таинствам и другим священнодействиям Церкви без разумения, веры и личного обращения к Богу. На всякий случай крестят детей, из моды или уважения к традициям венчаются и ходят в храм на Пасху.
Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Господь совершает чудеса, исцеления только по вере обращающихся к Нему или по вере тех людей, которые просят за болящих. Например, однажды Христос учил народ в некоем доме и к этому дому принесли расслабленного, парализованного человека. Не имея возможности из-за многолюдства войти в дом, принесшие разобрали кровлю и спустили постель с болящим через крышу. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои. И исцелил его (см.: Мк. 2, 1–12). То есть чудо совершилось по вере друзей расслабленного, которые очень хотели его исцеления.
А вот пример личного обращения. Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и потратившая все имение свое на врачей, имела крепкую веру в то, что, только прикоснувшись к одежде Спасителя, она получит исцеление. И ее вера не была посрамлена. Прикоснувшись к ризе Христа, она получила исцеление. Сам Господь похвалил ее веру, сказав: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (см.: Мф. 9, 20–22). И таких примеров в Священном Писании можно найти немало.
Самый главный вопрос: как стяжать веру и как укрепить ее в своем сердце? Вера приобретается через обращение к Богу, через молитву. Молясь, человек начинает чувствовать присутствие Божие в своей жизни, и ему уже не нужны другие доказательства бытия Божия, он знает, что, обращаясь с молитвой ко Господу, он получает по своей молитве. Второе, чем укрепляется вера, – это благодарность Богу. Необходимо замечать в своей жизни благодеяния и дары Божии, изливаемые на нас.
Молитвенное правило
Итак, молитва для православного христианина – это способ соединения с Богом, беседа, общение с Ним. Обращение ко Господу в молитве – потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.
Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.
Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином
Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином. Каждый православный христианин должен молиться утром и перед сном – читать утренние и вечерние молитвы, изложенные в православном молитвослове. Также молиться перед едой (читать молитву Господню «Отче наш» или «Очи всех на Тя, Господи, уповают…») и после еды (читать благодарственную молитву). Эти молитвословия также содержатся в православном молитвослове. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы, других дел) и после его окончания. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный» или специальные молитвы на начало всякого дела из молитвослова. После окончания дела читается молитва Богородице «Достойно есть». Еще можно прочесть особые благодарственные молитвы, которые также содержатся в молитвослове; их читают, благодаря Бога за Его благодеяния.
В молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя опускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин – воин Христов, в Крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой и строится по особому распорядку и уставу. В службе недопустимы самочиние и лень. И православный человек также несет свою службу. Молитвенное правило – это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви.
Молитвенное правило – это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви
Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что на исповеди приходится слышать и такое: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Такая молитва Богу не нужна. Чтобы исполнение правила не превратилось в пустую «вычитку» (прочли правило для галочки, и можно спокойно идти заниматься делами), нужно читать его не торопясь, лучше вслух, вполголоса или шепотом, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно, ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Перед молитвой нужно постоять некоторое время перед иконами, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения и только тогда начинать молитву. Если во время чтения молитв рассеивается внимание, приходят посторонние помыслы и мы отвлекаемся от читаемого, рекомендуется остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.
Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда, с благословения духовного отца или приходского священника, он может выбрать из молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв, например, три или четыре, и молиться пока по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из молитвослова. Как бы восходя от силы в силу (ср.: Пс. 83, 6–8).
Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни
Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнять несокращенное правило. Он еще многого не понимает, незнакомый церковнославянский текст пока еще сложен для его восприятия. Чтобы осознать смысл читаемых текстов, следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни. Здесь можно привести такое сравнение. Каждый, кто начинает заниматься спортом, начинает с небольших нагрузок. Например, бегает на короткие расстояния, занимается с облегченными гантелями, но потом постепенно, все больше и больше, увеличивает нагрузку и в итоге достигает хороших результатов.
Христиане обязательно читают молитвы утром, прося у Бога благословения на день грядущий и благодаря Его за ночь прошедшую, они молятся Ему каждый вечер, выполняя правило, которое готовит ко сну и является исповеданием грехов минувшего дня, то есть имеет покаянный характер. Но и весь день православного человека также должен быть одухотворен памятью о Боге. Эта память очень хорошо укрепляется молитвой. Без Меня не можете делать ничего, – говорит Господь (Ин. 15, 5). И всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о призывании помощи Божией на наши труды.
Очень хорошо, когда мы не ограничиваемся лишь чтением положенного утреннего и вечернего правила, а постоянно в течение дня обращаемся к Богу с молитвой
Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени читать ежедневное правило. От этого страдает духовная жизнь: человек начинает редко вспоминать о Боге. Действительно, когда ребенок доставляет много хлопот, к нему нужно постоянно вставать днем и ночью, кормить его и ухаживать за ним, – исполнять полное молитвенное правило бывает очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно призывать имя Божие в течение дня. Например, если мать готовит пищу, – молиться о том, чтобы обед получился вкусным; перед кормлением ребенка грудью читать «Отче наш»; после – благодарственную молитву. Если предстоит особенно много дел – следует молиться о том, чтобы Господь помог, дал силы и время переделать все дела. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге, и мы не будем забывать Его в суете мирской. Эта рекомендация годится не только для православной матери маленьких детей, но и для любого православного христианина. Очень хорошо, когда мы не ограничиваемся лишь чтением положенного утреннего и вечернего правила, а постоянно в течение дня обращаемся к Богу с молитвой.
Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные (хотя покаяние тоже является просьбой о прощении грехов). Ко Господу мы, конечно, должны обращаться не только с просьбами, но и непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И главное, уметь видеть их, замечать в своей жизни и ценить дары Божии. Очень хорошо в конце дня завести себе правило вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном молитвослове.
Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может выполнять и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты, Псалтирь. Особенно это необходимо делать в непростые, скорбные или просто тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице, который находится в молитвослове, читается «во всякой скорби душевной и обстоянии», как сказано в самом названии этого канона. Если христианин хочет взять на себя постоянное молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» – по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника. Перед причащением Святых Христовых Таин православные христиане говеют, то есть постятся и читают каноны: покаянный; молебный Богородице; канон Ангелу хранителю и канон перед Святым Причащением с молитвами.
Следует также добавить, что кроме постоянного молитвенного правила христианин должен регулярно читать слово Божие – Священное Писание. Можно услышать такое мнение: зачем надоедать Богу своими просьбами, молитвами, Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.
Такое мнение является простым оправданием собственной лености. Мы не можем надоесть Богу своими молитвами. Он – Отец наш Небесный, и, как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать и милость к нам не может оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.
На эту тему существует одна притча.
В доме неких богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли весьма изысканно: достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья собралась за столом, все смотрели на священника и думали, что вот теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье». Наступило неловкое молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке – это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся».
Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “Доброе утро”?» [2]