Что нужно чтобы поступить в художественный институт
Правила поступления: МГАХИ имени Сурикова
Творческая атмосфера
У меня в семье художников нет, но все так или иначе были связаны с научной деятельностью, поэтому в доме у нас всегда было море книг. Мой дедушка работал краеведом и у него была большая библиотека с книгами, большая часть из которых была с подписями авторов. Меня всегда это завораживало, я полюбила читать. А книги, как известно, развивают фантазию и образное мышление, поэтому мне всегда хотелось выражать свои мысли на бумаге. И бабушка, и мама всегда занимались шитьем, поэтому дома постоянно лежали красивые цветные эскизы костюмов, интерьеров и тому подобные. В такой атмосфере так или иначе начинаешь проявлять свои пристрастия. Я мечтала стать балериной и всё время рисовала балерин, изводя на это бумагу пачками, потом стала ходить в художественную школу.
Анатомия живописи
Примерно с седьмого класса я мечтала учиться именно в МГАХИ. Я поступила на архитектурные курсы, ходила на вечерний рисунок в НХУ (Нижегородское художественное училище), занималась с репетитором — художником, когда-то закончившим ВГИК. В НХУ я просто ходила на вечерний рисунок. Студенты старшего курса по вечерам рисовали обнаженную натуру, и я к ним напросилась. Просто сидела с маленьким листочком А4 и пыталась делать зарисовки, изучать анатомию человека. Я очень стеснялась. Ходила и смотрела, как другие рисуют. В этом и состояло мое обучение, поскольку преподаватель обычно на вечернем рисунке не присутствует.
Все происходило так: студенты просто собирались вечером вместе, скидывались и сами приглашали натуру. В МГАХИ, например, вечерний рисунок более организован. Институт сам ищет модель.
Натурщик позирует два часа, и каждые 5-7 минут меняет позу, мы в это время делаем небольшие зарисовки. Так мы сразу изучаем и строение тела человека, и его пластику.
На вечернем рисунке с нами обычно сидел преподаватель и после занятия оценивал наши наброски, говорил, в каким техниках стоит еще попробовать рисовать, какие анатомические ошибки мы делаем. На набросках начинаешь понимать пластику человеческого тела и видеть красоту.
Мои занятия с репетитором проходили совсем иначе. Я приходила к нему в мастерскую, он приглашал натуру, и под его пристальным руководством я ее писала и рисовала. У него был, скорее, строгановский подход к рисунку: человека нужно было изобразить более обобщенно, как бы объемными сегментами. Однако мне это было не слишком близко, так как я хотела сразу насладиться красотой каждого изгиба человеческого тела. Но сейчас я понимаю, что это был просто необходимый на начальном уровне минимум, после которого происходит более глубокое изучение пластики.
Почему я занималась именно на архитектурных курсах? Дело в том, что в Нижнем Новгороде есть только одно высшее учебное заведение, хоть как-то связанное с рисованием, и это — строительный институт. Вот я и ходила туда на курсы, чтобы научиться рисовать античные головы, узнать, так сказать, основу основ рисунка. Лишняя практика и общение с хорошими педагогами никогда никому не повредят. Я старалась везде и всегда делать зарисовки, узнавать новое — всё, что касается грамотного построения.
Поступление
Поступить было сложно, поскольку художественное училище я не заканчивала. В итоге я поступала два года подряд. Сначала я почему-то выбрала факультет графики, а в итоге поступила на факультет живописи. Преподаватели на предварительном просмотре сказали, что у меня явно живописная манера.
Первый раз я пришла в этот храм искусств с замиранием сердца тогда я не могла думать об этом вузе иначе. Меня окружали ребята, которые заканчивали художественный лицей Российской академии художеств, Московское академическое художественное училище памяти 1905 года и другие художественные учебные заведения, поэтому, конечно, на их фоне я чувствовала себя совершенно неуверенно. Они, в большинстве своем, знали друг друга, общались, поддерживали, и я чувствовала себя чужой на этом празднике жизни. И в первый раз я не поступила.
Думаю, я не смогла поступить, потому что была недостаточно подготовлена, боялась проявить себя. Оценка работ всё равно происходит очень субъективно: живопись — это не математика, здесь нет однозначно правильного ответа. Я очень сильно переживала, когда узнала, что не поступила. Я хотела именно рисовать, а альтернатив не видела. В Санкт-Петербург я ехать не хотела, да и их школа рисования мне не была близка. В Строгановском институте многие экзамены совпадали с Суриковским. В Академию имени Глазунова я не хотела поступать, поскольку у них очень консервативная живопись и вообще сам способ преподавания. Например, если ты выбрал мастерскую портрета, то так и будешь шесть лет писать одни только портреты, а мне хотелось уметь изображать всё. Хорошо, что мои родители всё-таки дали мне возможность идти к своей цели и разрешили пойти на подготовительные курсы МГАХИ. Без их моральной и материальной помощи, конечно, ничего бы не вышло.
Натура и «конфетка»
На подготовительных курсах мы рисовали натуру. До этого я натуру рисовала только с репетитором, а тут имела возможность делать это каждый день. Можно сколько угодно изучать теорию, но в нашей сфере необходима практика. Кроме того, конечно, мне многое дало общение с преподавателями Суриковского института, а также возможность смотреть, что делают студенты, и учиться у них. Наши педагоги советовали нам, у каких художников стоит учиться, показывали нам различные альбомы. Для меня это всё было в новинку.
Своим примером преподаватели показывали, какими средствами можно быстро и качественно закончить работу. Буквально пятью мазками, казалось бы, из не особенно удачной работы они делали «конфетку». Алиса Ивановна Назарова замечательно объясняла основы композиции и учила яркой и насыщенной живописи. К сожалению, она умерла несколько лет назад. Также преподаватели советовали нам приглашать обнаженную натуру после занятий и рисовать даже в свободное время. Я только потом поняла, как действительно набивается рука от постоянного рисования. После того, как отучилась год на подготовительном факультете, я подала документы на факультет живописи. В моральном плане во второй раз поступать было гораздо проще: меня окружали уже знакомые лица с подготовительного факультета.
за год Мое мастерство возросло, ушёл трепет перед неизвестностью и ужас сделать ошибку. благодаря сумме этих факторов во второй раз всё закончилось успешно.
Я подавала документы еще в несколько вузов, в том числе в Московский государственный текстильный университет имени Косыгина на художественное моделирование костюма. Я поступила туда, но понимала, что в моём случае этот вуз — только запасной вариант, поскольку я хотела именно рисовать, а не что-то моделировать, строить и проектировать.
Проявить фантазию
Когда я поступала, на экзаменах нужно было нарисовать портрет по плечи карандашом, обнаженную натуру так же, живописный портрет маслом и композицию. На композицию давали восемь часов, рисунки карандашом и маслом мы рисовали по шесть часов в день около недели.
На вступительных истыпаниях нам позировали. Вообще на всех экзаменах, да и во время всего последующего обучения мы рисовали с натуры. Приходит натурщик и натурщица, и шесть академических часов с перерывами позирует в заданной позе. Только на экзамене по композиции абитуриенты должны проявить фантазию и нарисовать картину от себя. Заранее говорят тему: чаще всего она довольно обширна — например, «город» или «метро». Дома нужно придумать эскиз и можно потом, уже на самом экзамене, его использовать.
Рисовать с 10 до 22
Первые два года я рисовала в институте с 10 часов утра до 22 вечера и, конечно, это сказалось на моём развитии. Уже к третьему-четвертому курсу я начала чувствовать себя увереннее. После второго курса начинается распределение по мастерским, начинается уже совершенно другая работа, чем на младших курсах. Во главе всего ставится композиция, и нас заставляют думать не только о правильном расположении предметов в холсте, но и об идее картины. И, разумеется, очень часто возникают горячие споры. В основном, споры возникают по техническим вопросам. Например, я хочу покрасить одним цветом, а преподаватель видит это по-другому. Сложность заключается еще и в том, что незаконченную работу очень сложно понять и, соответственно, оценить, а преподаватели должны говорить нам об ошибках еще на этапе эскиза. Идейные споры у нас бывают редко.
Кроме того, пока ты учишься, посещаешь разные выставки, в том числе, выставки современных художников. Благодаря этому ты понимаешь, что помимо красок и холста есть еще много способов выражать себя: инсталляции, плакаты, видео, скульптуры, фотографии, коллажи. Но наш институт — академический, поэтому этого не приемлют. Это, конечно, обидно, потому что мне как раз хотелось бы больше об этом узнать, попробовать, но такой возможности практически нет.
Мастера и их ученики
Отношения с преподавателями, конечно, складывались по-разному, но, в основном, мне попадались хорошие педагоги. У нас в институте преподают довольно разноплановые люди — художники, занимающиеся монументальным искусством, станковой живописью. Не так давно образовалась мастерская современного искусства. Так что у студентов есть довольно большое поле для выбора. Когда я выбирала себе мастера, в МГАХИ была мастерская Татьяны Назаренко и Виктора Русанова. Татьяна Григорьевна считается главным педагогом и ответственна за живопись и композицию, а Виктор Николаевич — преподаватель по рисунку. Но потом Виктор Николаевич ушёл, и к нам пришли другие преподаватели. Назаренко и Русанов были очень интересным тандемом: их мнения, во многом, были противоречивы, поэтому нам приходилось много думать и сопоставлять, примерять и одно, и другое мнение на себя, выбирать, что лучше, а также создавать что-то свое. Они оба давали замечательные советы по композиции.
В основном, все мои однокурсники занимаются академизмом, но есть и те, кто развивается в сторону современного искусства. Если говорить о работе, то одни преподают, другие делают росписи, третьи (меньшинство) занимаются мозаикой. При любой возможности мы стараемся выставлять свои работы. В принципе, каждый идёт своей дорогой, не могу сказать, что есть однозначное развитие событий в жизни всех студентов.
Я, например, делаю портреты на заказ, продаю свои работы, выставляюсь, участвую на аукционах. Я участвовала в молодёжных выставках МОСХа, выставке молодых художников в Лондоне. Также с группой талантливых художников принимала участие в аукционе при поддержке фонда Екатерины Прейс. В ноябре 2013 года мои работы выставлялись в Гостином дворе.
Кому стоит поступать?
В МГАХИ стоит идти учиться тем, кто хочет заниматься академизмом. В этом вузе есть разные специализации. На факультете графики можно заниматься плакатом, литографией, линогравюрой, на факультете живописи — станковой живописью, мозаикой, фреской. Каждый сможет найти что-то близкое для себя. В плане материалов также есть возможность попробовать разное.
Лучшие художественные вузы России и Москвы: рейтинг 2021 года, особенности поступления и полезные советы для студентов
Когда в человеке сильно развито творческое начало и чувство прекрасного, он не потратит свою жизнь на обучение в технических или экономических вузах.
Чем хорошо образование в художественных вузах? Его популярность никоим образом не зависит от политической обстановки в стране, экономических потрясений или исторических событий. Любовь к прекрасному остается для студентов первоочередной, преодолевая мысли о финансовых выгодах.
Ну а тем, от кого сфера прекрасного держится в стороне, рекомендуем полезную информацию из нашего телеграм-канала, где вы сможете найти лучшие университеты по специальностям, к которым лежит душа (экономические, юридические, медицинские и т.д.).
Лучшие художественные и творческие вузы Москвы
Лучшие вузы для художников расположились в Москве. И это неудивительно, ведь издавна все стремились покорить столицу. Тут многие и оседали, основывая учреждения образования для таких же талантливых мечтателей, как и они сами.
Итак, вот список самых лучших художественных вузов Москвы:
Самые лучшие художественные вузы России
Во всех вышеперечисленных учебных заведениях есть собственные художественные школы или подготовительные курсы. Обучение на них помогает подготовиться физически и морально к тому, что ожидает на вступительных экзаменах, а также вживую посмотреть на атмосферу вуза. Но абитуриентам нужно быть готовым к тому, что все эти мероприятия платные. Кроме того, учащимся придется самим оплачивать любые расходные материалы (кисти, краски, холсты подрамники и т.д.).
Имейте в виду, что при прочих равных условиях приемная комиссия отдает предпочтение абитуриентам из специальных художественных учреждений (например, Детской художественной школы №1 им. В. А. Серова на Пречистенке, Московского академического художественного лицея Российской академии художеств и т.д.). Также спросом у таких вузов пользуются выпускники художественных училищ (Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года или Московского художественного училища (колледжа) прикладного искусства).
Вступительные экзамены
В зависимости от выбранного вуза вам предложат пройти творческое испытание. Это может быть рисунок или композиция. Если специальный экзамен пройден, абитуриента допустят к основным экзаменам.
К специальным предметам относятся:
Если комиссию удовлетворила ваша работа, а количество баллов достаточно для поступления, вы будете приняты.
Для поступления (опять же, в зависимости от выбранного вуза) будут учитывать баллы таких предметов ЕГЭ, как:
В качестве вступительного экзамена может понадобиться сдать историю русской художественной культуры. Но только если выбранный вуз поддерживает этот формат.
Особенности поступления в художественные вузы
Как и в случае с поступлением во ВГИК, в художественные учреждения образования не пробиться без особого таланта или искры. И не удивительно, ведь держать в руках карандаш могут все, а вот создать нечто неповторимое и запоминающееся – единицы.
Но талант – вещь субъективная. Одни говорят, что он есть, другие утверждают, что он полностью отсутствует, и это при обсуждении одного и того же человека. Поэтому поступающим сюда нужно быть готовым к постоянной критике.
Так как критики будет много, студент должен быть к ней готов. Его напористости должно хватать, чтобы противостоять всем недоброжелателям и тем, кто не верит в его талант. Ведь именно так и поступали в свое время все великие.
Запомните: самое важное в профессии художника (а также архитектора, дизайнера и пр.) – трудолюбие и работоспособность. Ведь чаще всего удача будет зависеть от случая и возможности установить хороший контакт с заказчиком.
Здесь не место случайным людям, которые внезапно захотели поступить в художественный вуз. Тут обучаются целенаправленные студенты, которые много лет назад приняли решение поступить именно сюда. Вот почему им удалось отличиться среди конкурентов и занять место под солнцем.
А чтобы не перегореть раньше времени или не сломаться во время учебы, разгрузите себя немного и поручите часть заданий сервису студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Курсы художников: где учиться и что нужно сдавать?
Профессия художника на сегодняшний день весьма многогранна, в ней существует множество специализаций. Современный живописец обладает огромным количеством средств выражения, помимо классического холста используя краски, глину, мрамор, металл, стекло, песок, пластмассу и компьютерную технику.
Кто такой художник: что нужно знать о профессии?
Профессия художника делится на множество узких специализаций в зависимости от материалов для творчества, стилистики работы и области применения конечного продукта. Каждое из направлений, помимо особенности техники, требует основного умения – рисовать.
Различают следующие специализации художников:
Задачи и обязанности
Должностные обязанности художника значительно отличаются в зависимости от типа организации труда этого специалиста. К основным задачам можно отнести:
Работа и зарплата
Сфера деятельности художников подразумевает работу в мастерских, издательствах, частных студиях, газетах и журналах, в кино и на телевидении. Зарплата такого специалиста будет зависеть от его опыта, стажа и места работы. Например, иллюстратор на ставке может рассчитывать на сумму 20 до 60 000 рублей в месяц, оформитель получает от 30 000 рублей. Немаловажным фактором в этой профессии является возможность фриланса, где заработок не ограничен.
Плюсы и минусы профессии
К плюсам профессии художника относят:
Минусами специальности являются:
Как стать художником?
Освоить профессию художника можно в высших учебных заведениях со специализацией «Декоративно-прикладное искусство», «Технология и дизайн» или «Изобразительное искусство».
Какие навыки нужны?
Для того чтобы состояться в профессии, необходимо наработать определенные качества и освоить теорию. Кроме того, художник должен обладать хорошо развитым воображением, отличной визуальной памятью. Также необходимо постоянно самосовершенствоваться, оттачивать свой талант, иметь высокую работоспособность и владеть различными техниками творчества. Пригодятся и знания истории искусства, терминологии, материалов для живописи.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Получить профессию художника можно в разных учебных заведениях, в зависимости от выбранного типа специализации и поставленных целей. Некоторые художники вообще не получают образования, предпочитая развивать свой талант самостоятельно, однако это сложный и тернистый путь. Многие же заканчивают профильные ВУЗы или иные учебные заведения, где в процессе учебы оттачивают свои художественные навыки.
Что нужно сдавать на художника?
Для поступления в ССУЗ или ВУЗ потребуется сдать единый государственный экзамен в виде тестирования по общеобразовательным предметам – русскому языку, математике или истории. Главным испытанием для будущих художников является профильный экзамен по живописи – абитуриенты должны продемонстрировать свои навыки рисования и построения композиции.
Длительность обучения в художественных учебных заведениях зависит от направления подготовки. Обычно ВУЗы разрабатывают программы, рассчитанные на 5 лет обучения в рамках специалитета. Есть высшие учебные заведения с бакалавриатом – 4 года очной формы обучения.
После 9 класса абитуриенту предстоит учиться в среднем специальном учебном заведении от 34 до 46 месяцев.
Возможно ли дистанционное обучение?
Дистанционное освоение этой профессии возможно, поскольку онлайн-курсы предлагают многие частные учебные заведения. Обычно подобные программы подготовки подразумевают широкую теоретическую базу, а также практические задания, которые слушатели могут выполнять самостоятельно.
Где учиться на художника?
Существует множество профильных учебных заведений, которые выпускают художников.
ВУЗы и академии
Выучиться на художника можно во многих высших учебных заведениях Москвы.
Санкт-петербургские ВУЗы также предоставляют подобные программы подготовки.
Колледжи и техникумы
Начать освоение профессии художника можно с поступления в средние специальные учебные заведения Москвы.
Санкт-петербургские ССУЗы также предлагают абитуриентам овладеть данной специальностью.
Курсы и тренинги
В Москве существует немало курсов для любителей и специалистов в области живописи.
Санкт-петербургские частные учебные заведения также имеют подобные курсы подготовки.
Итак, профессия художника является творческой специальностью, которая берет свое начало из глубины веков. Художник – это человек, который занимается изобразительным искусством, зарабатывает деньги на данном поприще. Ремесло подходит тем, кого интересует рисование, мировая художественная культура и искусство.
Поступление в художественный ВУЗ
Поступление в художественный ВУЗ на примере личного опыта Юлии Колесниковой. Художественной школы у нас не было, поэтому я рисовала дома, самостоятельно изучала анатомию, перспективу, композицию. На школьных уроках изобразительного искусства я часто не соглашалась и спорила с учителем в некоторых вопросах, из-за этого у меня были вечные двойки. Но кроме двоек учитель портил мои рисунки на конкурс. Поначалу я расстраивалась по этому поводу и хотела бросить свою заветную мечту. Мне очень повезло с родными, которые всегда меня поддерживали в любых начинаниях. Они объяснили одно простое правило «не обращай внимания и делай то, что любишь, и все получится».
Рисовала я каждый день, смотрела онлайн уроки, пробовала новые материалы, техники, копировала работы художников. Пыталась понять, как работать с цветом, как правильно накладывать штрихи. Всем родным рисовала портреты на праздники, друзьям — картинки из мультфильмов, иллюстрации из книг. И вот наступил выпускной класс, школе стала уделять все меньше и меньше времени, для меня существовали лишь краски и карандаши. Мы ездили в учебное художественное заведение, о котором я так мечтала, расспрашивали о специальностях, экзаменах, какой должен быть уровень работ. Единственная художественная школа была за сто километров от меня.
Семья одобрила мою идею ездить на уроки в другой населённый пункт для того, чтобы я точно поступила. Год, мой дедушка, которого я очень люблю, возил меня два раза в неделю, за сто километров на занятия. Мне давали домашние задания, указывали на ошибки в моих работах, рассказывали о творческих экзаменах, что именно там будет и как правильно все сделать. Стилизация была для меня в новинку. Усердно я пыталась научиться придумывать на ходу и рисовать орнаменты в круге, квадрате и полосе. В любое свободное и не свободное время я делала зарисовки всех своих идей, стилизации, орнаменты, придумывала свои текстуры, которыми пользуюсь до сих пор. Дома хранится моя папка с работами, люблю пересматривать их и видеть большой прогресс, а так же сравнивать с новыми работами.
Летом приехала подавать документы. Изначально я хотела быть художником по костюму. Шить я умела, по крайней мере думаю, у меня хорошо это получалось. Изначально шила игрушки, потом сумки, затем одежду. Однако передумала, когда уже была прямо перед приёмной комиссий. В итоге написала заявление на художника-мастера по художественной керамике. Не знаю, что меня на это с подвигло. Раньше я никогда не лепила и не знала, что такое керамика, но не пожалела о своём спонтанном решении. Меня одолевал страх, что я не поступлю, поэтому решила на случай подать документы в еще одно заведение, на дизайнера рекламы, просто как запасной вариант. Экзамены начались в августе. Рисунок – гипсовые предметы: куб, пирамида, шар. Композиция — стилизация цветов, орнаменты в круге, квадрате и в полосе. Живопись – натюрморт. Его я писала детской гуашью, художественной у меня никогда не было. Жила от города за двести километров, неделю ездила на экзамены из деревни в город и обратно.
Я очень нервничала при поступлении, старалась ни на кого не смотреть, только на свою работу, была очень сосредоточена. За каждый экзамен давали баллы. После рисунка нам сказали, что если мы не наберем за первый экзамен нужный балл, то можем перевестись на другую специальность пока не поздно, потому что там конкуренции меньше. Но мне дома не разрешили так поступить, ведь необходимо доводить дела до конца. Экзамены в другое учебное заведение занимали один день, и он выпал на мое день рождения, неожиданно, но там я совсем не нервничала. Видя, как рисуют другие поступающие, я расслабилась, потому что объективно уровень работ у меня был выше. На вступительном был только рисунок, простой натюрморт с корзинкой. Приехав домой, пришло сообщение, что я поступила на дизайнера, а на следующий день надо было снова ехать в город, смотреть список поступивших на художника-мастера.
Когда я посмотрела на список, увидела, что моя фамилия выделенная, что значило моё зачисление в студенты. Первые секунды даже не сообразила, что же это значит… Я побежала к родителям в машину обрадовать их. Поступила я сразу в два заведения. В одном было бы слишком легко учиться, из-за уровня работ, в другом действительно трудиться, потому что требования выше. Я выбрала второй вариант, ведь преодолевая сложные задачи, мы становимся лучше в своём деле, ну и учиться там я мечтала с шестого класса.
Прошло почти четыре года. Мне нравится, что у нас на учёбе есть свобода, в любое время можно отдохнуть, заварить чай, кофе, сходить в магазин, не обращая внимания на звонки и перемены. Часто посещаем выставки, музеи, а практику на третьем курсе мы проходили в Москве и Санкт-Петербурге. Минусы, конечно, тоже есть. Например, самый главный, у нас нет столовой; второй — это хаос. Ничего не организовано, все всегда происходит совершенно спонтанно и внезапно. А домой мы можем прийти под ночь, а работы ждать не будут. Вопрос: нужно ли образование художнику? Да! Оно необходимо не для получения диплома, а для знаний и умений. Наши преподаватели, заслуженные художники России, делятся с нами своим опытом, идеями, творчеством. Преподавателям можно задать любой волнующий тебя вопрос, касающийся не только учёбы. Также студенты учатся друг у друга, помогают и вдохновляют. Развиваться вместе намного проще и интереснее. Учиться необходимо из-за творческой атмосферы, что царит вокруг; для ещё большего развития в своих умениях, для проверки своих знаний, для совершенствования, да и для кучи чего ещё. Но в первую очередь – для самого себя. Хотели бы познакомить вас с курсом «Основы рисунка». Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.