Что оборудуется инженерно техническими средствами охраны и надзора
Что оборудуется инженерно техническими средствами охраны и надзора
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2018 г. № 94 “Об утверждении Правил осуществления контроля за выполнением требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны” (не вступило в силу)
В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 6 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля за выполнением требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 февраля 2018 г. № 94
Правила
осуществления контроля за выполнением требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны
4. Проверка проводится уполномоченным должностным лицом, которое указано в предписании (распоряжении) о проведении проверки. Указанные предписания (распоряжения) подписываются:
б) начальником Главного управления охраны объектов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
в) командующим округом войск национальной гвардии.
5. Продолжительность проведения проверки не должна превышать 10 рабочих дней. В исключительных случаях по решению должностных лиц, указанных в пункте 4 настоящих Правил, назначивших проверку, срок проверки может быть продлен, но не более чем на 5 рабочих дней.
6. Проведение проверки в отношении охраняемого объекта, где ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
9. Ежегодный план проведения плановых проверок утверждается директором (заместителем директора) и содержит информацию о наименовании объекта, дате окончания последней проверки, периоде проведения планируемой проверки, а также об органе управления войск национальной гвардии, от которого назначаются уполномоченные должностные лица.
10. Выписки из ежегодного плана проведения плановых проверок направляются в декабре года, предшествующего году проведения плановых проверок, в адрес федеральных органов исполнительной власти (организаций), в ведении которых находятся охраняемые объекты, а также в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
11. Руководитель охраняемого объекта уведомляется о проведении плановой проверки должностным лицом войск национальной гвардии, указанным в пункте 4 настоящих Правил, не позднее чем за 3 рабочих дня посредством направления заказным почтовым отправлением информационного письма с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления.
12. Плановая проверка проводится на основании выписки из ежегодного плана проведения плановых проверок и предписания (распоряжения) о проведении проверки, выдаваемых руководителем органа управления войск национальной гвардии.
13. В предписании (распоряжении) о проведении проверки указываются должность, фамилия и инициалы уполномоченных должностных лиц, срок действия указанного предписания (распоряжения), а также должность, фамилия и инициалы руководителя органа управления войск национальной гвардии, выдавшего предписание.
Типовая форма предписания об устранении нарушений установленных требований устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
15. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения выданного предписания об устранении нарушений установленных требований;
б) поступление в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации обращений или заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, из средств массовой информации и воинских частей, осуществляющих непосредственную охрану охраняемых объектов, об угрозе безопасности государства, о совершении акта незаконного вмешательства, а также о фактах неисполнения администрациями охраняемых объектов установленных требований;
в) распоряжение директора (заместителя директора), изданное в соответствии с поручением или указанием Президента Российской Федерации, поручением Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей.
16. Руководитель охраняемого объекта уведомляется о проведении внеплановой проверки не позднее 24 часов до начала ее проведения посредством направления информационного письма о проведении внеплановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления.
17. Внеплановая проверка проводится на основании распоряжения директора (заместителя директора) о проведении внеплановой проверки.
18. При проведении проверки уполномоченное должностное лицо не вправе:
а) требовать представления документов и информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов;
б) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) превышать установленные сроки проведения проверки.
19. При проведении проверки уполномоченное должностное лицо обязано:
а) не препятствовать руководителю охраняемого объекта и (или) представителю охраняемого объекта присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) знакомить руководителя охраняемого объекта и (или) представителя охраняемого объекта с результатами проверки;
в) пройти в 1-й день проверки инструктаж по соблюдению требований безопасности при нахождении на территории охраняемого объекта.
20. Уполномоченными должностными лицами могут привлекаться к проверке работоспособности технических средств охраны специалисты в области оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны войск национальной гвардии и (или) охраняемого объекта.
Типовая форма акта проверки устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
22. К акту проверки могут прилагаться материалы фотофиксации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
23. Акт проверки оформляется непосредственно после завершения проверки в 5 экземплярах.
Первый экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю охраняемого объекта, в отношении которого проводилась проверка, под расписку об ознакомлении с ним либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
Второй экземпляр акта проверки направляется в воинскую часть, осуществляющую непосредственную охрану объекта.
Третий экземпляр акта проверки направляется в соответствующий округ войск национальной гвардии.
Четвертый экземпляр акта проверки направляется в Главное управление охраны объектов Федеральной службы войск национальной гвардии.
Пятый экземпляр акта проверки направляется в соответствующую антитеррористическую комиссию в субъекте Российской Федерации.
24. В случае выявления при проведении проверки нарушений установленных требований уполномоченные должностные лица, проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеют право:
а) выдать руководителю охраняемого объекта либо должностным лицам охраняемого объекта (за исключением руководителей (должностных лиц) объектов использования атомной энергии) предписания об устранении нарушений установленных требований;
б) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений установленных требований.
25. Руководитель охраняемого объекта при проведении проверки:
а) дает пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) знакомится с результатами проверки и указывает в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними;
в) может обжаловать действия (бездействие) уполномоченного должностного лица, повлекшие за собой нарушение прав руководителя охраняемого объекта при проведении проверки.
26. В случае невозможности исполнения предписания об устранении нарушений установленных требований в установленный срок по причинам, не зависящим от руководителя охраняемого объекта, руководитель охраняемого объекта не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока исполнения предписания об устранении нарушений установленных требований вправе направить мотивированное обращение о продлении срока его исполнения в орган управления войск национальной гвардии, проводивший проверку.
27. При поступлении мотивированного обращения руководителя охраняемого объекта о продлении срока предписания об устранении нарушений установленных требований в соответствующий орган управления войск национальной гвардии, выдавший предписание об устранении нарушений установленных требований, руководитель органа управления войск национальной гвардии может принять решение о продлении срока его исполнения, но не более чем на один год, уведомив руководителя охраняемого объекта о принятии такого решения в течение 30 календарных дней со дня регистрации указанного обращения.
28. Руководитель охраняемого объекта, в отношении которого осуществляется проверка, обязан:
а) предоставить уполномоченному должностному лицу, проводящему проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с предметом проверки, а также обеспечить доступ его и участвующих в проверке должностных лиц на территорию охраняемого объекта, в места установки элементов инженерно-технических средств охраны;
б) провести в 1-й день проверки инструктаж по соблюдению техники безопасности при нахождении на территории охраняемого объекта с уполномоченным должностным лицом, осуществляющим проверку;
в) обеспечить присутствие при проверке представителя охраняемого объекта;
г) в установленные предписанием об устранении нарушений установленных требований сроки письменно уведомлять соответствующего руководителя органа управления войск национальной гвардии о выполнении пунктов предписания.
Обзор документа
Важные государственные объекты, специальные грузы и сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками нацгвардии, оборудуются инженерно-техническими средствами охраны. Регламентирован порядок осуществления контроля за выполнением требований к оборудованию охраняемых объектов и эксплуатацией указанных средств охраны.
Уполномоченные должностные лица войск нацгвардии проводят выездные проверки охраняемых объектов, которые могут быть плановыми и внеплановыми. Прописан порядок проведения проверок. Определены права и обязанности проверяющих и проверяемых.
Что оборудуется инженерно техническими средствами охраны и надзора
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ
Термины и определения
Protection and security systems. Terms and definitions
Дата введения 2017-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский центр «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
Введение
Создание новой редакции национального стандарта Российской Федерации «Системы охраны и безопасности. Термины и определения» вызвано введением в действие ряда национальных и межгосударственных стандартов на новые виды технических средств и систем охраны и безопасности, например, таких как: ГОСТ 32320-2013, ГОСТ Р 53703-2009, ГОСТ Р 54126-2010, ГОСТ Р 55017-2012, ГОСТ Р 54831-2011. Кроме того, в целях актуализации действующего фонда стандартов в данной области были внесены изменения в ряд национальных стандартов и введены в действие обновленные редакции таких стандартов, как: ГОСТ Р 51241-2008, ГОСТ Р 51558-2014, ГОСТ Р 52434-2005 (Изменение N 1, 2011), ГОСТ Р 50776-95 (Изменение N 2, 2011).
Национальный стандарт ГОСТ Р 52551-2006, устанавливающий единую терминологию в области систем охраны и безопасности, показал свою актуальность и востребованность у разработчиков, производителей, поставщиков и потребителей технических средств охраны и безопасности, а также у специалистов в области технического регулирования, стандартизации, разработки нормативных правовых актов, иных нормативных и методических документов. Вместе с тем развитие систем охраны и безопасности, обновление законодательства в данной области, внедрение новых технических средств охраны и инновационных технологий требует обновления терминологического аппарата, обеспечивающего однозначное правильное понимание технических требований к системам охраны и безопасности.
Межгосударственные и национальные стандарты Российской Федерации, рекомендуемые для применения совместно с настоящим стандартом в части терминов, приведены в приложении А.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и их определения в целях формирования единого технического языка в области обеспечения охраны и безопасности объектов различной ведомственной принадлежности и формы собственности, а также имущества граждан и организаций.
Термины и понятия, установленные в настоящем стандарте, предназначены для использования в нормативных технических, методических, справочных и других документах в области технических средств охранной, охранно-пожарной, тревожной сигнализации, противокриминальной и антитеррористической защиты объектов и имущества, интегрированных и комплексных систем безопасности.
Термины и понятия, установленные в настоящем стандарте, не предназначены для применения в нормативно-технической документации в области обеспечения охраны и безопасности режимных объектов ядерной энергетики, имеющих на своей территории ядерные материалы и установки, а также радиационные источники и пункты хранения радиоактивных веществ и материалов.
2 Термины и определения
2.1 Основные понятия
2.1.1 антитеррористическая защита объекта: Деятельность, осуществляемая с целью повышения устойчивости объекта к террористическим угрозам [1].
2.1.2 безопасность: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
2.1.3 ведомственная охрана: Совокупность сил и средств, создаваемых федеральными государственными органами и организациями органов управления, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств [2].
2.1.4 вневедомственная охрана: Структурное подразделение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, предоставляющее услуги по охране объектов всех форм собственности, а также квартир и других мест хранения имущества граждан [3].
2.1.5 допустимый риск нанесения ущерба: Риск нанесения ущерба, который в конкретной области деятельности признается допустимым при возникновении определенной опасной ситуации.
2.1.6 жизненно важные интересы: Совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование личности, общества и государства.
2.1.7 запретная зона: Специально выделенная выгороженная полоса местности, проходящая вдоль периметра охраняемой территории объекта и предназначенная для выполнения служебных задач личным составом подразделения охраны по защите объекта.
2.1.8 защитная мера: Мероприятие, направленное на предотвращение действий нарушителя при его попытке проникновения на охраняемый объект и совершения противоправных действий в отношении охраняемого имущества.
2.1.9 защитная техническая мера: Защитная мера, реализуемая с помощью средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охраны.
2.1.10 защищаемая зона: Часть охраняемого объекта, предназначенная для обеспечения противокриминальной защиты.
2.1.11 защищенность объекта: Уровень организационно-практических мероприятий, инженерно-технических средств и действий персонала, направленных на предотвращение противоправных посягательств на объект, устранение или снижение угрозы здоровью и жизни людей от террористических актов и иных противоправных посягательств [1].
2.1.12 зона охраны: Часть охраняемого объекта, оборудованная техническими средствами охраны и для которой установлен отдельный режим охраны.
2.1.13 категория охраняемого объекта: Комплексная оценка объекта, учитывающая его государственную, общественную, экономическую, культурную или иную значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны.
2.1.14 класс защиты: Комплексная оценка, учитывающая размещение, прочностные характеристики, особенности конструктивных элементов и показывающая степень достаточности обеспечения надлежащей защиты объекта [1].
2.1.15 криминальная безопасность: Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от криминальных угроз.
2.1.16 криминальная угроза: Совокупность условий и факторов, связанная с несанкционированным проникновением на охраняемый объект и/или совершением на его территории противоправных действий, в том числе террористических [1].
2.1.17 место хранения имущества граждан; МХИГ: Индивидуальные дома (коттеджи, таунхаусы, дачные дома), хозяйственные постройки, индивидуальные отдельно стоящие гаражи, индивидуальные боксы в гаражно-строительных кооперативах.
2.1.18 надежность охраны: Показатель, характеризующийся вероятностью предотвращения нанесения ущерба от реализации криминальной или террористической угрозы.
2.1.19 нарушитель: Лицо, создающее криминальную угрозу охраняемому объекту и/или имуществу.
2.1.20 объект критически важный: Объект, нарушение или прекращение функционирования которого приводит к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению, разрушению или существенному снижению безопасности жизнедеятельности работающих на объекте и населения, проживающего на этой территории, на длительный период времени [4], [5].
2.1.21 объект повышенной опасности: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде [4].
2.1.22 опасная ситуация: Совокупность обстоятельств, при которых люди, имущество или окружающая среда подвергаются опасности с определенной степенью риска нанесения ущерба.
2.1.23 особо важный объект: Техногенный, природный, природно-техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных обстоятельств [4].
2.1.24 охраняемый объект: Отдельное помещение или несколько помещений в одном здании, объединенные единым периметром, здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, помещения, транспортные средства, а также грузы, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств.
2.1.25 повышение надежности охраны: Комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение риска нанесения ущерба от криминальных и террористических угроз.
2.1.26 подразделение охраны объекта: Структурное подразделение, осуществляющее деятельность по обеспечению защиты охраняемого объекта от криминальных и террористических угроз.
2.1.27 автономная охрана: Охрана объекта, имеющая функцию оповещения без формирования тревожного извещения.
2.1.28 противокриминальная защита: Комплекс организационно-технических мер, осуществляемых с целью обеспечения криминальной безопасности объектов.
2.1.29 локальная охрана: Охрана зон с передачей информации о состоянии технических средств охраны в пределах объекта.
2.1.30 централизованная охрана: Охрана территориально рассредоточенных объектов с помощью пунктов централизованной охраны.
2.1.31 риск: Вероятность причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животным или растениям, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу с учетом тяжести этого вреда.
2.1.32 риск нанесения ущерба: Комплексный показатель, характеризующий вероятность возникновения ущерба за нормированный период времени и его величину.
тактика охраны объекта: Выбор вида охраны, методов и средств ее реализации.
2.1.34 терроризм: Идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий [6].
2.1.36 техническое средство обеспечения противокриминальной защиты: Техническое изделие серийного или единичного производства, входящее в состав системы, функциональным назначением которой является обеспечение противокриминальной защиты.
2.1.37 техническое средство охраны; ТСО: Конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции в составе системы, предназначенной для обеспечения охраны или безопасности объекта.
2.1.38 угроза безопасности: Совокупность условий и факторов, создающая опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
2.1.39 уполномоченное лицо: Человек, наделенный правами по взятию и снятию с охраны охраняемого объекта или зоны охраны.
2.1.40 усиление охраны: Повышение надежности охраны объекта и имущества в соответствии с решением уполномоченного лица путем выставления дополнительных постов, установки дополнительных средств инженерно-технической укрепленности, технических средств охраны и проведения иных организационных и технических мероприятий, направленных на усложнение действий нарушителя при его попытке несанкционированного проникновения на охраняемый объект или совершения противоправных действий в отношении охраняемого имущества.
2.2 Средства и системы сигнализации
2.2.1.1 вскрытие технического средства охраны: Несанкционированное проникновение внутрь корпуса технического средства охраны путем разделения на составные части, открывания, повреждения или разрушения его конструкции, обеспечивающее доступ к органам управления, элементам регулировки и фиксации технического средства охраны, клеммам подключения внешних электрических цепей.
2.2.1.2 взятие объекта под охрану: Штатное выполнение процедур по постановке объекта на охрану.
2.2.1.3 допустимая помеха: Помеха, при которой не происходит нарушения функционирования технического средства охраны.
2.2.1.4 ложное срабатывание: Сформированное техническими средствами охранной, охранно-пожарной, тревожной сигнализации извещение о тревоге, не связанное с возникновением криминальной угрозы.
многорубежный комплекс охранной сигнализации: Совокупность двух или более рубежей охранной сигнализации, на которых применяются технические средства охранной сигнализации, основанные на различных физических принципах действия.
2.2.1.6 надежность технического средства (системы) охраны (безопасности): свойство технического средства (системы) охраны (безопасности) сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
2.2.1.7 недопустимая помеха: Помеха, воздействие которой приводит к нарушению функционирования технического средства охраны.
2.2.1.8 нештатная ситуация: Положение нарушения охраны объекта, не предусмотренное регламентирующими документами.