О чем произведение царевна куранова
Ю. Куранов «Царевна», О чём этот рассказ, почему он так назван?
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:
Постоял немного и спросил:
Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.
— А ты когда расколдуешься? — спросил Митек.
Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.
— Ладно, молчи, — сказал Митек. — Вот я подрасту, тогда мне все и расскажешь. А сейчас пока живи у колодца или вон под крыльцом.
Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер. На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка. Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю — лягушки не было.
— Ты что, уже расколдовалась? — спросил Митек.
— Когда? — удивилась девочка.
— Нет, я только переоделась с дороги.
— Ничего себе — переоделась, — протянул Митек. — Чего же нам теперь делать?
— Ничего, дай мне воды набрать, — ответила девочка.
Митек отошел в сторону и спросил:
— А какая ты царевна?
— Не знаю, — ответила девочка.
Она набрала воды и пошла к воротам.
— Ты куда же? — крикнул Митек.
— Домой, — ответила девочка. — Мы теперь здесь живем, рядом. Сегодня переехали. Да вот пол надо вымыть.
— Она медленно ушла за калитку, неосторожно поплескивая на ходу воду из ведра.
Разработка модуля «Миниатюры Ю.Куранова и П.Куэльо»(5-7 класс)
Тема занятия (модуль по литературе – 4 часа) «Чудо превращения (миниатюры Юрия Куранова и Пауло Куэльо».
Ознакомить учащихся с понятием «миниатюра»; познакомиться с новыми именами в литературе и их произведениями; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках литературы.
Научиться анализировать небольшие тексты(тематика; идея; делать выводы)
Сформировать навык нахождения проблемы в художественном тексте.
Начать выработку умения подбирать ассоциации к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа небольшого произведения.
Формирование умения сравнивать тексты разных писателей.
Формировать умение делать выводы о роли деталей в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.
Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.
Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.
Развитие творческих способностей в соединении с техническими средствами.
Осознанное прочтение русской и зарубежной литературы.
Выявление проблематики в текстах известных писателей.
Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту языка.
1.Тексты с произведениями Юрия Куранова и Пауло Коэльо.
2.Принадлежности для рисования ( краски, кисти, бумага).
3.Рабочая тетрадь по литературе.
1 Блок. «Организация мастерской».
Деление учеников на 2 группы (по выбору зелёная карточка – Юрий Куранов, красная карточка – Пауло Куэльо).
1 гр. – ищет информацию на ноутбуке о писателе Юрии Куранове;
2 гр. – ищет информацию о писателе Пауло Куэльо.
— Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?
— Почему наше занятие будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).
— Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!». Итак, вперёд!
2.Блок «Изучение нового материала».
Ребята, сейчас мы прикоснёмся к творчеству писателей известных, знаменитых и неповторимых
В 1982 г. первым в художественной литературе показал драму « неперспективных » деревень, написав документальный роман-исследование « Глубокое на Глубоком ». Но эта книга вызвала гнев у руководства Псковской области, из-за чего Ю. Н. Куранов вынужден был переехать в Светлогорск Калининградской области, где продолжил свою литературную работу.
Руководил светлогорским поэтическим клубом « Голубой простор ». Стоял у истоков областного журнала « Запад России », был его постоянным автором и членом редакционной коллегии.
В 1991 г. был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю. Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.
В 2000 г. получил областную профессиональную премию « Признание » в области литературы.
Ю. Н. Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.
Книги Ю.Н. Куранова издавались в Чехословакии, Болгарии, Польше, в США, в других странах. Его произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.
В последние годы свои духовные стихи Ю. Н. Куранов печатал под псевдонимом Георгий Гурей.
Скончался 11 июня 2001 г. в Светлогорске. На доме, где жил Ю. Н. Куранов, 5 февраля 2005 г. установлена памятная доска.
Мы познакомились с краткими данными прекрасных писателей, один из которых Юрий Куранов является нашим земляком. Давайте прочитаем небольшие рассказы Ю.Куранова и П.Куэльо.(Прочтение рассказов)
Мастерская слова: значение слова «Чудо».
Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное – по суеверным представлениям – вследствие вмешательства потусторонней силы.
Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.
Оценка кого-л., чего-л. как чудесного, прекрасного, удивительного, замечательного; соответствует по значению сл.: поразительно, на удивление хорош.
Подберите 5-6 ассоциаций к слову «чудо».
Подберите 5-6 определений к слову «чудо».
Ученики продолжают строчку (стихотворно): «Когда ко мне приходит чудо…»
3. Подберите 5-6 глаголов к слову «чудо».
Миниатюры Юрия Куранова.
Обратимся к тексту миниатюры «Весенний звездопад» Юрия Куранова.
Почки уже готовы, но листвы еще нет.
И с вечера пойдет ровный легкий апрельский дождь. Он повесит на каждой почке по серебряной прозрачной серьге. Серьги будут покачиваться от ветра и от собственной тяжести, и свет переливаться будет в них полновесно и прозрачно. Так серьги превратятся в звезды.
Ночью при тучном и властном сиянии луны звезды будут капать с той молоденькой березки в темную, в бездонную воду озера. И будут медленно тонуть там во мраке, кружась, вращаясь, но не растрачивая света.
Так под березой к утру светиться будет уже глубокое таинственное облако звезд, такое светящееся и вытянутое конусом.
До рассвета, пока не встанет солнце.
-О каком явлении идёт речь в миниатюре?
— А почему автор называет его «Весенний звездопад»?
-Как происходит превращение? (Капли – серьги – звёзды).
— Что здесь необычного, чудесного? (Ничего).
— Почему тогда так завораживает картина? (Всё дело в том, КАК автор описывает это явление).
— Какие из известных вам тропов вы выписали?
Метафоры: серьга, звёзды, облако, мрак.
Олицетворения: дождь повесил серьги, встанет солнце.
Эпитеты: переливается полновесно и прозрачно, тучное и властное сияние, молоденькая берёзка, медленно тонуть, глубокое и таинственное облако, светящееся.
— На какую особенность сразу обращаешь внимание? (Эпитеты появляются, когда речь идёт о звёздах).
— Почему автор обращается к тропам, чтобы рассказать о хорошо знакомом явлении? (Чтобы сделать картину более зримой).
Однако, кроме тропов, которые делают картину зримой, автор использует ещё одно средство. Какое?
Чтение миниатюры «Царевна» Юрия Куранова.
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:
Постоял немного и спросил:
Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.
— А ты когда расколдуешься? — спросил Митек.
Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.
— Ладно, молчи, — сказал Митек. — Вот я подрасту, тогда мне все и расскажешь. А сейчас пока живи у колодца или вон под крыльцом.
Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер. На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка. Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю — лягушки не было.
— Ты что, уже расколдовалась? — спросил Митек.
— Когда? — удивилась девочка.
— Нет, я только переоделась с дороги.
— Ничего, дай мне воды набрать, — ответила девочка.
Митек отошел в сторону и спросил:
— А какая ты царевна?
— Не знаю, — ответила девочка.
Она набрала воды и пошла к воротам.
— Ты куда же? — крикнул Митек.
— Домой, — ответила девочка. — Мы теперь здесь живем, рядом. Сегодня переехали. Да вот пол надо вымыть.
Она медленно ушла за калитку, неосторожно поплескивая на ходу воду из ведра.
Вопросы (по тексту миниатюры).
— О чём произведение? Почему Куранов назвал её «Царевна»?
— В чём её отличие от других миниатюр Куранова? (Здесь есть сюжет).
— Что важно для сюжета? (Участники, время, пространство, события).
— Участники: кто главный герой, другие действующие лица? (Записать).
— Время: когда происходят события?
— Пространство: выпишите слова, которые заполняют пространство миниатюры.
— Что в них необычного?
— А в чём чудо? (В событии).
— Что произошло на самом деле? А для кого это чудо произошло?
Миниатюры Пауло Куэльо.
Обратимся к тексту миниатюр.
Богоматерь с младенцем Иисусом на руках спустилась на землю, чтобы посетить монастырь. В радости падре встали в линию, чтобы показать свое уважение: один из них читал стихи, другой показывал Ей светящиеся картинки из Библии, третий читал имена всех святых. В самом конце стоял скромный падре, у которого никогда не было шанса учиться у мудрецов его времени. Его родители были простыми людьми, которые работали в дорожном цирке. Когда пришла его очередь, монахи захотели окончить оказание почестей в страхе, что он повредит их образ. Но он тоже захотел показать свою любовь к Девственнице. Смущенный, видя неодобрение братьев, он вытащил несколько апельсинов из своего кармана и начал подбрасывать их в воздух – жонглировать так, как его научили родители и цирк. Только благодаря этому из-за чего младенец Иисус улыбнулся и захлопал от радости в ладоши. И только этому скромному монаху Дева Мария дала подержать ее Сына на некоторое время.
— Почему маленький Иисус улыбнулся скромному падре?
— Правильно ли сделала Дева Мария, дав подержать на руках божественное дитя монаху?
— Чем бы вы хотели поразить маленького Иисуса?
— Нужна ли нам свобода?
— Ваш рецепт «храброго действия».
Представим себе гусеницу. Она проводит большую часть своей жизни на земле, завидуя птицам и негодуя на свою судьбу и форму. « Я самое несчастное из всех созданий », думает она. « Безобразное, отталкивающее, и осужденное ползать по земле ». Однажды, все же, Мать Природа попросила гусеницу сделать кокон. Гусеница изумилась, ( она никогда не делала до этого коконов. Она подумала, что построит себе могилу и подготовится умереть. Хотя и несчастная в жизни, которую она провела до сих пор, она пожаловалась Творцу: « Как только я привыкла к этому положению вещей, Господин, ты забираешь то немногое, что у меня есть ». В отчаяние, она завернулась в кокон и стала ждать конца. Несколько дней спустя, гусеница увидела, что превратилась в прекрасную бабочку. Она стала способна летать в небе и необычайно восхитилась этому. Она пришла в удивление от жизни и от замыслов Создателя.
— Чудо перевоплощения от Куэльо: где оно в миниатюре?
— Нашли бы вы в себе смелость отказаться от малого, не зная что вас ждёт впереди?
3.Блок «Творческая мастерская».
2) Выбираем 3 группы : первая — миниатюры Ю.Куранова (мастера);
вторая — миниатюры П.Куэльо(мастера);
третья –(писатели) пишут миниатюру на ключевые слова, выбранные при ассоциациях и стихотворных строках.
Две группы «мастеров» : Ю.Куранов – апликации; П.Куэльо – рисунки.
«Писатели пишут на листах в форме цветка, листа, любой фигуры и т.д.
В чём проявляется добро в рассказе куранова царевна
Ответы 10
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро. Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.
ад и рай в рассказе «петька на даче»
мир парикмахерской-это мир потных рук,
туповатых бритв, скучных запахов и дешевых духов.
этот мир является реальным для главного героя
10-летнего мальчика петьки.
но внезапно судьба шлет ему подарок.
он попадает на дачу. это-совсем другой мир.
весь рассказ построен на противопоставлении мира
парикмахерской и дачи.
в реальном мире пространство замкнутое,
ограниченное стенами парикмахерской, откуда нет
в этом мире нет ничего чистого, неиспорченного,
«, из которых одно было с трещиной,
а другое было кривое и потешное» отражают этот
мир еще более искаженно, уродливо, чем он есть
вроде бы в интерьере парикмахерской появляется
произведение искусства, но эта картина,
«изображавшая двух голых женщин на берегу моря»,
только дополняет образ места, где люди должны,
казалось бы, становиться красивее.
эту реальность опоясывает другая реальность,
опоясывает парикмахерскую замкнутым кругом.
это-мир улицы. но покапетька смотрит на него из окна,
как на спектакль (не участвуя в нем), но вскоре и
он может стать действующим лицом,» будет и он
в мире за окном нет ярких красок, кроме ярко-синего
сторожа, который является воплощением порядка.
а все остальное бесхарактерное, безжизненное,
бесцветное: » деревья бульвара, серые от пыли»,
«мужчины и женщины, грязно и странно одетые».
нет индивидуальности у людей улицы, они безлики:
«женщины все как будто на одно лицо и
в парикмахерской жизнь идет однообразно:
изо дня в день петька только и слышит:
ему всегда хочется спать т он живет как во сне,
не чувствуя течения времени.
в первой части рассказа, где повествуется о
реальном мире, не определены ни время года,
это и неважно, так как жизнь летом, зимой, днем и
ночью ничем не отличается друг от друга:
«и зимою и летом он видел все те же «,
и слышал «тот же отрывистый крик»
течение времени чувствуется только в увеличении
«мушиных следов» на стенах, «черной копоти над
тем местом, где зимою чуть ли не весь день
горела керосиновая лампа-«молния» да струпьев
на голове у петьки.
на даче же время летит стремительно,
жизнь кипит и в самом петьке, и вокруг него.
теперь ему не хочется спать, ему «нужно пять раз
выкупаться, вырезать в орешнике удочку,
накопать червей», увидеть, почувствовать все то
новое, о чем он раньше и не догадывался;
» и сила новых впечатлений, лившихся
на него и сверху, и снизу, смяли его маленькую
теперь у него нет времени на такую ерунду,
как обед, теперь его желание не спать,
а что «бы можно было не жевать, глотать сразу».
во второй части рассказа определено время года.
яркие цвета, светлое небо и многое другое говорит
о том, что действие происходит летом.
в описаниях теперь жизнерадостные
оттенки, появляются эмоционально-оценочные
эпитеты: » беленькие радостные облачка», «зеленая гора»,
«полянки, светлые, зеленые, веселые».
в мире реальном появляется сюжет, что отличает
вторую часть от первой, в которой не было
динамичности, действий, т. е. здесь отсутствует
однообразие жизни парикмахерской.
петька весело проводит время, он делает то,
что положено делать маленькому мальчику.
у пространства на даче нет рамок, ограничений:
«можно было видеть так далеко, что лес кажется
травкой. в новом мире со всех сторон-природа:
равнины и речка, развалины дворца, белая церковь.
раздвигается пространство, тем самым создавая
эффект бесконечности, многомерности жизни.
меняется и сам петька.
антитеза обозначена и в его портрете.
однажды хозяин отпускает петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. за городом петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. л.н. андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует осип абрамович со своей парикмахерской. но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. перед читателем разворачивается подлинная трагедия ребенка, которого лишили детства. петька по-мальчишески реагирует на создавшуюся ситуацию: кричит и плачет. но вскоре герой успокаивается и покорно возвращается к своим обязанностям. барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной вспоминают лишь о том, что кому-то сейчас в этом мире живется еще хуже. потом они с чистой совестью идут на танцы развлекаться.
своим рассказом л.н. андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы ребенка, а чтобы ему. такую реальную оказывают мальчику сашке из рассказа «ангелочек» свечниковы, которые оплачивают его обучение в гимназии. однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение детей в обществе можно только на государственном уровне. отдельные меценаты не решат ситуацию кардинальным образом.
Анализ рассказа Юрия Куранова «Царевна»
спящая красавица, золушка, морозко, дюймовочка, золотая рыбка и т.д.
паэма была завершана класікам 23 мая 1910 года ў пецярбургу і ўпершыню апублікавана ў газеце «наша ніва» 21 чэрвеня 1912 года[1].
гэтай паэмай адкрываецца шэраг фальклорна-рамантычных паэм у творчасці я. купалы дакастрычніцкага часу. у лісце да л. клейнбарта 11 студзеня 1929 года аўтар аднёс паэму да твораў, спароджаных выключна фантазіяй. паэма красамоўна сведчыць пра арганічную нацыянальна-фальклорную сутнасць купалаўскага мастацкага бачання свету, скандэнсаванасць народнасці яго мастацкага мыслення і рамантычнага стылю. гэта класічны ўзор героіка-рамантычнай паэмы[3].
паэма прысвечана лёсу мастака ў грамадстве. на вяселле дачкі князь кліча мясцовага гусляра і патрабуе ад яго песень у сваю хвалу і на пацеху вяльможным гасцям. ён папярэджвае музыку, што пакарае смерцю, калі той не выканае загад. але замест пахвалы князю з вуснаў гусляра гучыць суровая праўда пра бязлітаснасць і чужасць князя народу, цяжкі паднявольны лёс падданых князя. за непакору і непаслухмянасць князь загадвае закапаць гусляра жывым разам з гуслямі. гусляр гіне, але памяць аб ім у народзе вечная, як той курган, што як сімвал народнай памяці ўзнёсся над магілай народнага заступніка[3].
ідэя паэмы празрыстая: народнай памяці варты толькі той мастак, які аддае справе народа і свае песні, і сваё жыццё; сапраўднае мастацтва толькі тое, што служыць народу; у службе народнай праўдзе — веліч і прызванне мастака. па сваім гучанні паэма паліфанічная. мастацкая форма паэмы выключная па сваёй прыгажосці і ўздзеянні на чытача сваёй надзвычайнай эмацыйнай сілай, яркай палітрай метафар, эпітэтаў, гі, выключна зграбнай кампазіцыяй — як агульнай, страфічнай, так і звязанай з падачай дзеяння ў яго развіцці[3].
у паэме 12 раздзелаў, кожны з якіх складаецца з 4 катрэнаў. змена, рухомасць гучання строфаў суадносяцца з разгортваннем сюжэту. экспазіцыйны 1 раздзел — частка твору шырокага эпічнага размаху. пачатак сюжэтнага апавядання ў паэме як бы прыспешаны, але завязка дзеяння ў цэлым непаспешлівая, з падрабязным раскрыццём абставін дзеяння — апісаннем княжацкага замку, «бяседы вялікай у князя» (2 і 3 раздзелы) і з падрабязнай характарыстыкай гусляра (4 і 5 раздзелы). у цэнтральных, самых драматычна-напружаных раздзелах (6—10) ідзе дыялог князя і гусляра. словы гусляра вытрыманы на самай высокай ноце. у кульмінацыйным 10 раздзеле «князь стаіць, князь маўчыць, жуда, помста б’е з воч». у 11 раздзеле наступае развязка канфлікту. заключны раздзел як бы вяртае чытача да першага раздзелу і так узнікае адзінага тону эмацыянальная рамка сюжэтнага дзеяння[3].
«курган» — шэдэўр не толькі я. купалы, але і ўсёй новай беларускай літаратуры. уздзеянне паэмы на беларускую літаратуру пачалося адразу ж пасля яе з’яўлення. асабліва яно прыкметнае у зборніку к. буйло «курганная кветка» (1914), а таксама на «абразках» з. бядулі (1913), на першай рэдакцыі паэмы я. коласа «сымон-музыка» (1918) і інш[3].
Вводный урок литературы в 9 классе Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека
Вводный урок литературы в 9 классе
Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека
Просмотр содержимого документа
«Вводный урок литературы в 9 классе Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека»
Вводный урок литературы в 9 классе
Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека
— расширение объема знаний по литературе,
— выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
— восприятие текста литературного произведения,
— владение элементарной литературоведческой терминологией;
— нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений,
— умение вести диалог;
-создавать устные монологические высказывания разного типа;
— формулирование собственного отношения к произведению,
— получение опыта метапредметной деятельности.
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
— определять общие для всех правила поведения;
— определять правила работы в группах;
— оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
— ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;
— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
— находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
— проводить анализ учебного материала;
— проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
— развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий
1. Что такое литература?
1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.
3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
— Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?
2. История возникновения термина «литература».
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
3. Эпиграф урока (записывается в тетрадь).
Литература – это исповедь,
Под видом исповеди – проповедь,
Для тех, кто ненавистен – отповедь,
Для всех, кого любишь, заповедь.
Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).
перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.
Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.
перен. разг. Наставление, нравоучение.
Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.
перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.
Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы
Строгое и неодобрительное возражение, выговор.
устар. То же, что: ответ.
Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.
перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.
— Объясните смысл эпиграфа.
4. Цели изучения литературы в школе:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
5. Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.
Задание для 1 группы
Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.
Задание для 2 группы
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго
Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис
Задание для 3 группы
Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций
Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной. П. А. Вяземский
Задание для 4 группы
Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь. Д. Лихачев
Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев
6. Периодизация русской литературы
Устное народное творчество до XI века
Древнерусская литература XI – XVIII в
Литература XVIII века
Литература XIX века
Литература ХХ века
Новая русская литература
Курс «Родная (русская) литература» состоит из 8 разделов (модулей):
Человек и искусство
Написать сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний.
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго
Родная (русская) литература. 9 класс.
Тема занятия (модуль «Мир детствая» (миниатюры Юрия Куранова).
Ознакомить учащихся с понятием «миниатюра»; познакомиться с новыми именами в литературе и их произведениями; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках литературы.
Научиться анализировать небольшие тексты(тематика; идея; делать выводы)
Сформировать навык нахождения проблемы в художественном тексте.
Начать выработку умения подбирать ассоциации к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа небольшого произведения.
Формирование умения сравнивать тексты разных писателей.
Формировать умение делать выводы о роли деталей в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.
Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.
Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.
Развитие творческих способностей в соединении с техническими средствами.
Осознанное прочтение русской и зарубежной литературы.
Выявление проблематики в текстах известных писателей.
Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту языка.
1.Тексты с произведениями Юрия Куранова.
2.Принадлежности для рисования ( краски, кисти, бумага).
3.Рабочая тетрадь по литературе.
1 Блок. «Организация мастерской».
Деление учеников на 2 группы (по выбору зелёная карточка – Юрий Куранов, красная карточка – Пауло Куэльо).
1 гр. – ищет информацию на ноутбуке о писателе Юрии Куранове;
2 гр. – ищет информацию о писателе Пауло Куэльо.
— Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?
— Почему наше занятие будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).
— Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!». Итак, вперёд!
2.Блок «Изучение нового материала».
Ребята, сейчас мы прикоснёмся к творчеству писателей известных, знаменитых и неповторимых
В 1982 г. первым в художественной литературе показал драму «неперспективных» деревень, написав документальный роман-исследование «Глубокое на Глубоком». Но эта книга вызвала гнев у руководства Псковской области, из-за чего Ю. Н. Куранов вынужден был переехать в Светлогорск Калининградской области, где продолжил свою литературную работу.
Руководил светлогорским поэтическим клубом «Голубой простор». Стоял у истоков областного журнала «Запад России», был его постоянным автором и членом редакционной коллегии.
В 1991 г. был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю. Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.
В 2000 г. получил областную профессиональную премию «Признание» в области литературы.
Ю. Н. Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.
Книги Ю.Н. Куранова издавались в Чехословакии, Болгарии, Польше, в США, в других странах. Его произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.
В последние годы свои духовные стихи Ю. Н. Куранов печатал под псевдонимом Георгий Гурей.
Скончался 11 июня 2001 г. в Светлогорске. На доме, где жил Ю. Н. Куранов, 5 февраля 2005 г. установлена памятная доска.
Мы познакомились с краткими данными прекрасных писателей, один из которых Юрий Куранов является нашим земляком. Давайте прочитаем небольшие рассказы Ю.Куранова и П.Куэльо.(Прочтение рассказов)
Мастерская слова: значение слова «Чудо».
Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное – по суеверным представлениям – вследствие вмешательства потусторонней силы.
Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.
Оценка кого-л., чего-л. как чудесного, прекрасного, удивительного, замечательного; соответствует по значению сл.: поразительно, на удивление хорош.
Подберите 5-6 ассоциаций к слову «чудо».
Подберите 5-6 определений к слову «чудо».
Ученики продолжают строчку (стихотворно): «Когда ко мне приходит чудо…»
3. Подберите 5-6 глаголов к слову «чудо».
Миниатюры Юрия Куранова.
Обратимся к тексту миниатюры «Весенний звездопад» Юрия Куранова.
Почки уже готовы, но листвы еще нет.
И с вечера пойдет ровный легкий апрельский дождь. Он повесит на каждой почке по серебряной прозрачной серьге. Серьги будут покачиваться от ветра и от собственной тяжести, и свет переливаться будет в них полновесно и прозрачно. Так серьги превратятся в звезды.
Ночью при тучном и властном сиянии луны звезды будут капать с той молоденькой березки в темную, в бездонную воду озера. И будут медленно тонуть там во мраке, кружась, вращаясь, но не растрачивая света.
Так под березой к утру светиться будет уже глубокое таинственное облако звезд, такое светящееся и вытянутое конусом.
До рассвета, пока не встанет солнце.
-О каком явлении идёт речь в миниатюре?
— А почему автор называет его «Весенний звездопад»?
-Как происходит превращение? (Капли – серьги – звёзды).
— Что здесь необычного, чудесного? (Ничего).
— Почему тогда так завораживает картина? (Всё дело в том, КАК автор описывает это явление).
— Какие из известных вам тропов вы выписали?
Метафоры: серьга, звёзды, облако, мрак.
Олицетворения: дождь повесил серьги, встанет солнце.
Эпитеты: переливается полновесно и прозрачно, тучное и властное сияние, молоденькая берёзка, медленно тонуть, глубокое и таинственное облако, светящееся.
— На какую особенность сразу обращаешь внимание? (Эпитеты появляются, когда речь идёт о звёздах).
— Почему автор обращается к тропам, чтобы рассказать о хорошо знакомом явлении? (Чтобы сделать картину более зримой).
Однако, кроме тропов, которые делают картину зримой, автор использует ещё одно средство. Какое?
Чтение миниатюры «Царевна» Юрия Куранова.
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:
Постоял немного и спросил:
Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.
— А ты когда расколдуешься? — спросил Митек.
Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.
— Ладно, молчи, — сказал Митек. — Вот я подрасту, тогда мне все и расскажешь. А сейчас пока живи у колодца или вон под крыльцом.
Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер. На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка. Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю — лягушки не было.
— Ты что, уже расколдовалась? — спросил Митек.
— Когда? — удивилась девочка.
— Нет, я только переоделась с дороги.
— Ничего, дай мне воды набрать, — ответила девочка.
Митек отошел в сторону и спросил:
— А какая ты царевна?
— Не знаю, — ответила девочка.
Она набрала воды и пошла к воротам.
— Ты куда же? — крикнул Митек.
— Домой, — ответила девочка. — Мы теперь здесь живем, рядом. Сегодня переехали. Да вот пол надо вымыть.
Она медленно ушла за калитку, неосторожно поплескивая на ходу воду из ведра.
Вопросы (по тексту миниатюры).
— О чём произведение? Почему Куранов назвал её «Царевна»?
— В чём её отличие от других миниатюр Куранова? (Здесь есть сюжет).
— Что важно для сюжета? (Участники, время, пространство, события).
— Участники: кто главный герой, другие действующие лица? (Записать).
— Время: когда происходят события?
— Пространство: выпишите слова, которые заполняют пространство миниатюры.
— Что в них необычного?
— А в чём чудо? (В событии).
— Что произошло на самом деле? А для кого это чудо произошло?
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:
Постоял немного и спросил:
Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.
Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.
— Нет, я только переоделась с дороги.
Митек отошел в сторону и спросил:
— А какая ты царевна?
Она набрала воды и пошла к воротам.
Она медленно ушла за калитку, неосторожно поплескивая на ходу воду из ведра.