О чем стихотворение безумных лет угасшее веселье
Краткий анализ стихотворения «Элегия» («Безумных лет…») по плану
1. История создания
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» было написано в имении Болдино в 1830 году, куда Пушкин приехал для того, чтобы привести в порядок финансовые дела перед предстоящей женитьбой.
По воле судьбы поэту пришлось остаться в наследственном имении почти на три месяца из-за эпидемии холеры, свирепствующей в России. Это время стало самым плодотворным периодом творчества Пушкина и получило название «Болдинская осень».
Стихотворение с жанровым подзаголовком «Элегия» подводит итоги размышлениям поэта перед началом новой (семейной) жизни.
Пушкин добился согласия на брак у родителей Н. Н. Гончаровой не сразу, а лишь спустя 2 года после первой неудачной попытки. Можно назвать пророческим предощущение трагедии, различимое в строках «Элегии».
По русской традиции перед венчанием молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление собственной жизни. Первая часть стихотворения – это покаяние, вторая – предчувствие грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.
2. Литературное направление
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» написано в жанре элегии, который по преимуществу относят к сентиментальному или романтическому направлению в литературе.
Классические элегии («печальные песни») должны были заканчиваться на пессимистической ноте. Однако «Элегия» Пушкина имеет нетрадиционное завершение: её финальным аккордом становится надежда на счастье, приятие собственного заката, смирение перед волей судьбы.
Вот почему, несмотря на жанровую принадлежность произведения, его можно с полным правом признать реалистическим.
3. Род
Стихотворение представляет собой образец философской лирики и имеет все признаки лирического произведения.
4. Жанр
Автор уточняет жанр произведения в подзаголовке. Называя своё произведение элегией, Пушкин отдаёт дань сложившейся традиции и вместе с тем реформирует саму суть этого жанра, озаряя его классическую безотрадность нотами тихой радости.
Поэт преодолевает статику бездействия и верит, что судьба человека в его руках, а потому не теряет надежды на счастливый закат жизни.
5. Проблематика
Стихотворение посвящено проблеме переосмысления жизненных ценностей в процессе человеческого взросления.
Становясь зрелым человеком, Пушкин по-иному оценивает свои молодые годы. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и острее чувствует мимолётность жизни.
Противопоставить смерти поэт намерен творчество. Именно оно подарит ему живые восторги, слёзы умиленья и радость любви. Только бытие в творчестве можно считать жизнью.
6. Тематика
Помимо заявленной проблемы, в стихотворении можно выделить следующие темы:
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что быстротечная человеческая жизнь, прожитая в бездумной лёгкости, оставляет в душе отпечаток горечи и печали, который всё сильнее проявляется с годами.
Однако нельзя поддаваться унынию. Пока мы живём, у нас есть время всё исправить и насладиться лучшим, что есть в мире: творчеством и любовью.
8. Пафос
Две строфы стихотворения на первый взгляд заряжены прямо противоположно. Первое шестистишие дышит горечью, второе – жизнеутверждением.
Две итоговые строки содержат вывод. Их связывает логика духовной работы, внутренней исповеди. Чем глубже и серьёзнее сожаление о прошлом, тем больше сил пережить настоящее и принять прошлое.
9. Система образов
В первой строфе стихотворения Пушкин использует анакреонтические образы (вино, тяжкое похмелье).
Начиная свой творческий путь, поэт отдал щедрую дань пиршественным мотивам. Но молодая пора веселья миновала – её осмысление тяготит героя.
При описании новых чувств и мыслей, посетивших его накануне серьёзных жизненных перемен, Пушкин использует масштабные стихийные образы: «грядущего волнуемое море», «закат печальный».
Так всё временное, человеческое уступает место вечному, космическому.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем стихотворения выступает сам автор или лирический герой.
11. Лирический герой
Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица.
Его признания глубоко личны, исповедальны. Гениальность поэта проявляется в том, что практически каждый читатель, перешагнувший за порог тридцатилетия, может прочесть «Элегию» как стихотворение о себе самом.
Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения представляет собой обращение к самому себе или кому-то из самых близких друзей.
Поэт рассказывает о тяжести своих воспоминаний, подобно вину, с годами набирающих силу и крепость. Он предчувствует впереди труд и горе, но всё же выражает надежду на то, что в оставшиеся ему сроки его не оставит муза – главная утешительница поэта.
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» можно назвать пророческим.
Пушкин спокойным и ясным взором смотрит в будущее, предчувствуя печали, нужду и возможную гибель. Но он не отрекается от выбранного пути и готов принять всё, что ему уготовано.
13. Композиция
Линейная композиция стихотворения упрощает понимание его смысла.
Композиционно поэт следует логике духовного роста, поэтапно описывая взросление и перерождение человеческой души.
14. Размер, рифма, строфика
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» написано пятистопным ямбом с чередованием мужских и женских окончаний.
В каждом из шестистиший содержится по три пары параллельных рифм: ААББВВ ГГДДЕЕ.
В итоговом двустишии также имеется параллельная рифма (АА).
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись первой строфы настраивает на мрачный лад. Поэт использует ассонансы «у», «ы», «о», аллитерации с «л» и «р», создающие эффект раскачивания на волнах.
Кажется, будто поэт плывёт по крутым валам тёмного волнующегося моря и не видит на горизонте земли.
Но музыка второй строфы звучит как сопротивление:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
В этих строках чувствуется энергия и решимость, они произносятся звонко, уверенно и твёрдо. Так автор выражает уверенность в том, что человек – не безвольная игрушка в руках судьбы.
Синтаксически текст можно воспринимать как большой двухчастное предложение, в первой части которого перечислены житейские горести поэта, а во второй – мысли и действия, которые он готов им противопоставить.
Формально же стихотворение составлено из 5-ти предложений, осложнённых однородными членами и сравнительными оборотами.
Пушкин употребляет высокую книжную лексику («минувших», «грядущего», «о други»), отдавая долг старинному жанру элегии и подчёркивая важность затронутой в стихотворении проблемы.
16. Средства художественной выразительности
Язык стихотворения украшен:
Кроме того, в тексте встречается овеществление «гармонией упьюсь», в котором абстрактное существительное «гармония» представляется в виде живительного напитка.
Яркости добавляет стихотворению итоговое олицетворение «блеснёт любовь улыбкою прощальной». Кроткая улыбка любви озаряет элегию нежным солнечным отсветом.
17. Значение произведения
Данное произведение подводит итог печальным размышлениям Пушкина о завершении безмятежной молодости. Поэт на собственном примере показал нам переходное состояние человека, которого одолевают тревоги и сомнения.
В минуты горести, стыда и сожаления мы можем обратиться к стихотворению «Безумных лет угасшее веселье…» и поучиться у Пушкина мужеству в восприятии будущего.
Пока человек жив, он надеется на лучшее – эту ценную мысль доносит до нас поэт.
18. Актуальность
Стихотворения Пушкина посвящены вневременным ценностям. Люди всегда будут сожалеть о прошлом и опасаться туманного будущего – такова уж человеческая природа.
Состояние смятения и тревоги, которое чувствуется в первой строфе «Элегии», побеждается светоносной верой в возможность радости и гармонии.
Пушкин учит нас стойко преодолевать трудности, какими бы неминуемыми они ни казались. Актуальность стихотворения заключена в его нестареющей живительной силе.
19. Моё отношение
Так как моя молодость ещё только впереди, мне трудно понять печаль, с которой Пушкин сожалеет о прошлом. Но я думаю, что каждому есть о чём печалиться и чего стыдиться.
Чтобы не горевать о напрасно прожитых годах, нужно быть внимательным к себе с детства. Не стоит тратить время на пустяки, обижать людей вокруг, обманывать, совершать другие глупые и злые поступки. Тогда на пороге зрелости душа не будет болеть так сильно.
Вторая часть стихотворения мне близка. Пушкин подтверждает мою любимую мысль о том, что в каждом возрасте есть свои радости. Для поэта — это, прежде всего, творчество и, конечно, любовь. Хотелось бы, чтобы все люди умели радоваться, несмотря на трудности, и сохраняли веру в хорошее.
20. Чему учит
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» учит нас ценить каждый миг жизни, наполняя мир вокруг творчеством, любовью, созиданием.
Чтобы не приходилось горько плакать над содеянным, лучше с самого начала быть добрым, честным и чутким человеком. Тогда свою молодость не придётся называть «безумной», а воспоминания о прошлом – «тяжким похмельем».
Трудно прожить и не наделать ошибок. Пушкин напоминает, как важно вовремя раскаяться и начать новую, полную высоких целей жизнь.
Безумных лет угасшее веселье… (Пушкин)
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
Анализ стихотворения
Элегия «Безумных лет угасшее веселье…» была написана в знаменитую болдинскую осень 1830 года, когда у поэта наблюдался творческий и душевный подъем. Под стихотворением стояла дата 8 сентября 1830 года.
Пушкин написал его, когда перешагнул порог своего тридцатилетия. Это – пора, расставания с юношескими идеалами и шалостями, когда, испробовав все «прелести бытия», человек становится мудрее, опытнее, и уже знает, чего он хочет от жизни.
К 30 годам Пушкин захотел, чтобы у него была семья, его интересовала история родной страны, и ее замечательные страницы он мечтал отразить в своем творчестве. В этом стихотворении словно звучит предчувствие близкой смерти. Он восклицает:
Это произведение лирико-философское, написано в жанре элегии. Поэт и название дает стихотворению, без лишних мудрствований – «Элегия», желая подчеркнуть тем самым минорное настроение этого лирического произведения.
История создания произведения
По дате написания исследователи пришли к выводу, что стихотворение было написано сразу после «Бесов». Обращает на себя внимание, что и в «Бесах», и в «Элегии» звучит мысль о поиске пути. Только в «Бесах» путники сбились с дороги в поле, а в «Элегии» речь идет о пути жизненном. В письме Дельвигу Пушкин сообщал:
Творческое вдохновение свидетельствовало о настрое душевном, что было следствием его любви к Наталье Николаевне. Любовь, как известно, будит творческую энергию, служит живительным источником вдохновения. Первая публикация этого произведения появилась в «Библиотеке для чтения» в 1834 году.
Композиция и построение стиха
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» состоит из двух строф. В первой строфе 6 стихов, во второй – 8. Написаны они пятистопным ямбом. Рифма парная, мужские рифмы чередуются с женскими. Композиция двухчастная. В первой звучит жалоба поэта, сожаление о прожитых годах. Вторая часть — более жизнеутверждающая, даже несколько пророческая. Пророчески звучат последние строки.
Тема и идея стихотворения
Тема и идея в этом стихотворении совпадают. Это размышление о жизни, подведение итогов прошедшей молодости, можно сказать, даже, что «Безумных лет угасшее веселье» – прощание с молодостью, взгляд в будущее.
Средства художественной выразительности.
В этом произведении поэт применил следующие средства художественной выразительности:
В «Элегии» поэт применил противопоставления — печаль-веселье, жизнь-смерть, наслаждения-заботы. Эти антитезы глубже подчеркивают настроение автора.
В первой строфе встречается всего один глагол (сулит). Зато вторая часть наполнена глаголами, свидетельствующими о желании поэта жить и работать:
Жизнь только тогда и обретает настоящий вкус, только тогда начинаешь понимать и ценить ее, когда в ней есть не только радости, веселье, но и заботы, тревоги, печаль от потерь. Когда человек только развлекается и веселится, ему это в конце концов надоедает, как надоело пушкинскому герою Евгению Онегину.
Анализируя средства художественной выразительности, нельзя не обратить внимание на присутствие архаизмов: минувших, старе, грядущего, ведаю. Архаизмы несколько утяжеляют поэтический слог, делают его торжественно возвышенным. Символизмы, использованные поэтом, указывают на принадлежность этого стихотворения к романтическому направлению: бурное море, вино, похмелье, закат.
Если взглянуть на «Безумных лет угасшее веселье» с точки зрения фонетики, обращает на себя внимание преобладание сонорных согласных, которые придают стихотворению жизнеутверждающий настрой, несмотря на грусть в первых строчках.
Статья Анализ лирического произведения (А.С. Пушкин «Элегия»). Автор: Бримжанова Айна Сирикбаевна
Автор: Бримжанова Айна Сирикбаевна
Одной из самых сложных задач для учащихся является анализ лирического произведения. Анализ стихотворения должен представлять собой оригинальный авторский текст, композицию которого определяет сам автор (в нашем случае – учащийся). Безусловно, куда более продуктивным будет не «давать», не рекомендовать и не утверждать единый для всех шаблон, а вдохновлять (мотивировать) учащихся на создание индивидуального плана работы с лирическим произведением, что, несомненно, не может быть осуществлено без творческого вмешательства учителя.
Автор: Бримжанова Айна Сирикбаевна
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 36
г. Магнитогорск, Челябинской области
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Одной из самых сложных задач для учащихся является анализ лирического произведения.
План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы.
5. Композиция лирического произведения.
6. Поэтическая лексика.
7. Стилистические фигуры.
8. Поэтическая фонетика.
9. Образ лирического героя, авторское «я».
10. Литературное направление.
А нализ стихотворения должен представлять собой оригинальный авторский текст, композицию которого определяет сам автор (в нашем случае – учащийся). Безусловно, куда более продуктивным будет не «давать», не рекомендовать и не утверждать единый для всех шаблон, а вдохновлять (мотивировать) учащихся на создание индивидуального плана работы с лирическим произведением, что, несомненно, не может быть осуществлено без творческо го вмешательства учителя.
Теперь попробуем реализовать этот план анализа для решения конкретной задачи: проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Элегия» (1830).
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
1. А.С. Пушкин «Элегия».
2. Написано это стихотворение в особый период жизни поэта, который носил название Болдинской осени. Это уже не произведени е юноши, полное мечтаний и грез. Данное стихотворение относится к зрелой лирике автора. Напечатано оно было в 1830 году 8 сентября. По воле судьбы поэту пришлось остаться в наследственном имении почти на три месяца из-за эпидемии холеры, свирепствующей в России. Это время стало самым плодотворным периодом творчества Пушкина и получило название «Болдинская осень». Именно в этот период он пишет стихотворение «Элегия». Существует мнение, что стихотворение было посвящено избраннице Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, с которой он планировал связать себя узами брака. По русской традиции перед венчанием молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление собственной жизни. Первая часть стихотворения – это покаяние, вторая – предчувствие грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.
3. Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:
Основна я тема стихотворения «Элегия» – подведение жизненных итогов. Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее.
Второй темой произведения выступает антитеза жизни и смерти. Вечная борьба, и вечный выбор. В роли смерти показывается уныние и тоска, на другой же чаше весов мы видим жизнь – надежду и любовь.
Еще одна тема – одиночество лирического героя. Он ощущает себя незначительной каплей в огромном море событий, но все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни.
Ну и, конечно же, тема любви. Без неё наша жизнь не имела бы смысла. Пока человек любит – он живет и готов все к новым и новым вершинам
4. Эпитеты (безумных лет, волнуемое море, закат печальный) использует для передачи более яркой картин ы
Сравнения (как смутное похмелье). С их помощью Александр Сергеевич так же четче передает смысл произведения, делая его художественно ярким и запоминающимся.
М етафора («грядущего волнуемое море», старость и зрелось как «закат печальный»)
Кроме того, в тексте встречается овеществление «гармонией упьюсь», в котором абстрактное существительное «гармония» представляется в виде живительного напитка.
Яркости добавляет стихотворению итоговое олицетворение «блеснёт любовь улыбкою прощальной». Кроткая улыбка любви озаряет элегию нежным солнечным отсветом.
Благодаря всем использованным средствам выразительности автор максимально четко и красиво передает смысл произведения, показывая, что во всем плохом всегда можно отыскать что-то хорошее.
Первая строфа представляет собой переосмысливание прожитых лет и подведение итогов. Поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он был окружен весельем. С каждым прожитым годом воспоминания становятся тяжелее, как груз прожитых лет опускается на плечи. Весь прожитый путь не приносит ему радости и удовлетворения. Он пытается угадать, что ждет его впереди, но будущее кажется ему совсем нерадостным.
Предчувствие какого-то несчастья, смерти начинает преследовать его.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Во второй строфе мы начинаем видеть антитезу жизни и смерти. Играя на контрасте, автор показывает цену жизни для его лирического героя. Он боится смерти и не хочет умирать.
Он готов и дальше нести свой тяжкий крест поэта, творить и быть непонятым, бороться за свободу слова и справедливость. Все это он предпочитает смерти.
В последних строках произведения мы можем видеть то, что настроение лирического героя становится намного лучше, он успокаивается и готов для новых влюбленностей и творений.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Название автор выбрал такое не зря, он изначально сообщает читателю, о чем будет произведение. Оно соответствует жанру и является своего рода анонсом содержания.
7. Риторическое обращение («о други »).
сУлит мне трУд и горе грядУщего волнУемое море
Над вымыСлом СлеЗами обольюСь
9. Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица.
Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.
10. Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» написано в жанре элегии, который по преимуществу относят к сентиментальному или романтическому направлению в литературе.
Классические элегии («печальные песни») должны были заканчиваться на пессимистической ноте. Однако «Элегия» Пушкина имеет нетрадиционное завершение: её финальным аккордом становится надежда на счастье, приятие собственного заката, смирение перед волей судьбы.
Вот почему, несмотря на жанровую принадлежность произведения, его можно с полным правом признать реалистическим.
11. Автор уточняет жанр произведения в подзаголовке. Называя своё произведение элегией, Пушкин отдаёт дань сложившейся традиции и вместе с тем реформирует саму суть этого жанра, озаряя его классическую безотрадность нотами тихой радости. Поэт преодолевает статику бездействия и верит, что судьба человека в его руках, а потому не теряет надежды на счастливый закат жизни.
Конечно, не стоит забывать о том, что любой анализ («разложение») не имеет никакого смысла, если не ведет к синтезу: формулированию выводов, имеющих ценностно-личностную значимость для учащегося.
Анализ стихотворения «Элегия» Александра Пушкина
1830 г. был отмечен в судьбе Пушкина знаменитой Болдинской осенью. В этот период он ощутил огромный прилив творческого вдохновения, который выразился в огромном количестве прекрасных произведений. Одним из них стало «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)». Оно написано в жанре философской лирики и посвящено размышлениям поэта над собственной жизнью.
В 1830 г. Пушкин подводил определенный жизненный итог. Он наконец-то получил положительный ответ от родителей Н. Гончаровой и готовился к свадьбе. Будущая семейная жизнь требовала самого серьезного отношения. Поэт уже не мог рисковать будущим своей семьи. Ему нужно было позаботиться о финансовом благополучии. Литературная деятельность должна была стать постоянным источником дохода. Политическая неблагонадежность также была препятствием. Пушкину нужно было впредь быть более осторожным в своих высказываниях.
Этими глубокими размышлениями проникнуто все стихотворение. Пушкин вспоминает «угасшее веселье» своей молодости. Он понимает, что к нему уже нет возврата. Впереди – серьезная жизнь семейного человека, который отвечает не только за себя, но и за свою семью. Поэту бесконечно грустно от осознания неотвратимости. Он пророчески замечает: «Мой путь уныл». Пушкина уже не радует предстоящая свадьба, так как она лишит его прежней свободы. Поэт сам позволит заковать себя в цепи общественного мнения и подчинится ему.
В то же время Пушкин заявляет, что не намерен сдаваться. Он принимает жизнь со всеми ее трудностями и волнениями. Поэт не теряет оптимизма, он верит, что наряду со страданиями будет испытывать новые наслаждения и победы. Предстоящая свадьба дает ему надежду начать новую жизнь. Пушкин чувствует в себя огромный запас нерастраченных творческих сил.
Очень характерно обращение лирического героя – «о други». Пушкин обращается не к любимой женщине и не ко всему обществу в целом, что было свойственно для романтизма. В тяжелой ситуации он может найти искреннюю поддержку и участие только в близких друзьях. Поэт прекрасно знал, что значит быть отвергнутым обществом. Поэтому он высоко ценил преданность тех, кто оставался ему верен.
Стихотворение «Элегия» — блестящий образец философской лирики Пушкина.