О чем стихотворение умом россию не понять

Стихотворение и анализ «Умом Россию не понять…»

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Краткое содержание

О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть фото О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть картинку О чем стихотворение умом россию не понять. Картинка про О чем стихотворение умом россию не понять. Фото О чем стихотворение умом россию не понять

И. Прянишников. Крестный ход. 1893

Тютчев сообщает о том, что Россия является самобытной страной, имеющей свою собственную культуру, обычаи, традиции. Она имеет своё лицо, не похожее на лица других стран. Главное отличие России в том, что она так и не встала на путь европейского развития. Поэтому её так непросто понять, невозможно ни с чем сравнить: Россия самостийна. Тютчев приходит к выводу, что в Россию нужно и можно верить. Она обособилась от других стран, а значит, в её особенный путь развития остаётся лишь верить…

История создания

Для полноценного понимания этого небольшого стихотворения следует знать исторический контекст его создания. Поэт написал произведение на бумажном клочке в 1866 г. Оригинал этого бумажного фрагмента в настоящее время хранится в Пушкинском Доме. Публикация стихотворения состоялась спустя два года спустя – в 1868 г.

Тютчев долгое время успешно строил дипломатическую карьеру в Германии, проживая в Мюнхене. Поэтому он имел уникальную возможность взглянуть «свежим» сторонним взглядом на Россию. Автор глазами иностранца, несколько отстранённо смотрит на свою Родину: для большинства стран мира и их граждан Россия является страной-загадкой.

Жанр, направление, размер

Стихотворение можно справедливо отнести к редкому литературному жанру «философская миниатюра». Это небольшой жанр, отличающийся высокой сложностью содержания. Качественно работать в этом жанре удаётся не многим. Тютчев в этом смысле исключителен: он является автором множества философских миниатюр, отличающихся точностью мысли, глубиной смысла и яркой образностью.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.

Композиция

С точки зрения композиции произведение представляет собой единственную строфу, которая состоит из четырёх стихов. При этом каждое слово в стихотворении буквально «на вес золота»: имеет особый смысл, содержательность и ценность. Глубинный смысловой подтекст придаёт произведению особую мудрость, философскую проницательность. В последней строке поэт доносит до нас основную идею, восклицая: «В Россию можно только верить!».

Темы и настроение

Тютчев осмысливает в этом небольшом по объёму стихотворении две важные темы:

Тема самобытности русского народа, его особой сущности – поэт говорит о том, что в Россию необходимо верить, создавая этими словами патриотический настрой у читателей. Цель автора – постараться убедить нас в том, что страна без граждан, искренне верящих в её светлое будущее, существовать не может.

Тема русского менталитета – поэт считает, что Россия – это страна противоречий, которая держится много столетий на фундаменте веры своего народа. Тютчев противопоставляет рационализм Запада религиозности России. Любимое русское слово «авось» наглядно демонстрирует, почему невозможно понять умом происходящие в стране явления.

Основная идея

Главная мысль произведения звучит так: Россия – это уникальная страна. Она такая же особенная, как и её граждане. Уникальность России заключается в глубинном иррационализме и внутренних противоречиях, которые движут людьми, заставляя их позитивно воспринимать подчас безрассудные и нелогичные решения. Но именно они ведут страну по пути самобытного развития.

Тютчев уверяет: сила России – в её непредсказуемости, стихийности. Поэтому иностранцы никогда не смогут предугадать, как поведёт себя русский народ в каждой конкретной ситуации.

Средства выразительности

В этом коротком произведении автор активно использует такие средства выразительности, как:

антитеза – в роли антитезы выступают понятия веры в Россию и одновременной невозможности её понять;

олицетворения – мы чувствуем, что душа у России живая. Она, подобно человеческой, умеет мыслить и чувствовать.

Источник

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева

О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть фото О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть картинку О чем стихотворение умом россию не понять. Картинка про О чем стихотворение умом россию не понять. Фото О чем стихотворение умом россию не понять

Всего получено оценок: 57.

Всего получено оценок: 57.

В коротком стихотворении “Умом Россию не понять” Тютчев ёмко описал уникальный, особый путь развития России, полный противоречий. Произведение написано через пять лет после отмены крепостного права. Творчество Тютчева изучается на уроках литературы в 10 классе, подготовиться к ним поможет полный и краткий анализ “Умом Россию не понять” по плану.

О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть фото О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть картинку О чем стихотворение умом россию не понять. Картинка про О чем стихотворение умом россию не понять. Фото О чем стихотворение умом россию не понять

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Умом Россию не понять.

История создания – стихотворение написано в 1866 году, опубликовано спустя два года в 1868 году.

Тема – самобытность русского народа, его особая сущность.

Композиция – четверостишие – монострофа с глубоким философским содержанием.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “умом не понять”.

Фразеологизмы – “мерить общим аршином”.

Эпитеты“особенная стать”.

История создания

Значительную часть жизни Фёдор Иванович Тютчев провёл за границей на государственной службе в качестве дипломата: в Европе, а также Америке. Его миссией было создать положительный образ России в глазах западных стран, поддерживать её авторитет, налаживать дипломатические связи. Более 20 лет работы вдалеке от родины и множество замечательных произведений, которые описывают русский характер, природу, особенности мировоззрения.

Человек, разлучённый с родной страной на столь долгий период, мог бы проникнуться западным образом жизни, их укладом и мировоззрениями. Однако Тютчев на протяжении стольких лет всё более утверждался в силе, мощи, неповторимой роли России в политике и духовной жизни всего мира. В 1866 году он написал знаменитое стихотворение “Умом Россию не понять”, которое стало афоризмом, известным на весь мир. Удивительно, но оно остаётся вне времени до сих пор.

Стихотворение о внутренней силе, непостижимой сути России. Его форма – монострофа – обусловила краткость, точность, удивительную яркость и философское содержание высказывания. Поэт всегда подчёркивал особую роль России в мировой политике, в истории. Он свято верил в её избранность, это прослеживается во всех его трудах, в творчестве. Находясь за границей, он пишет красивейшие строки о русской природе, упоминая про мелкие, незначительные детали, которые он помнил до мелочей.

Поэта удивлял резкий контраст между жизнью людей в Европе и на его родине. Сытый и сравнительно обеспеченный европейский человек ведёт пресный, монотонный образ жизни, он не умеет любить, радоваться, жить, так как это делают русские люди. Действия его соотечественников в сложные времена порой непредсказуемы, странны, лишены здравого смысла, однако история показывает, что они всегда оправданны. Нищая, неразвитая России явила миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей. Об этом удивительном парадоксе говорится в тютчевском четверостишии с любовью и восторгом. Вера в Россию, как и вера, на которой держится огромная держава, самое важное в её образе.

Композиция

Стихотворение представляет собой одну строфу, состоящую из четырёх стихов, каждое слово которого имеет особый смысл, ценность и содержательность. Глубокий подтекст делает стихотворение удивительно мудрым и проницательным, по-философски точным. В последней строке содержится идея стихотворения: “ В Россию можно только верить! “. Фразеологический оборот “мерить на свой аршин” Тютчев поэтически переосмыслил, преобразовав во вторую строку миниатюры.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.

Произведение относится к жанру элегии. В небольшое по форме произведение Тютчев вложил огромный смысл. Оно остро, точно и очень образно. Звукопись играет важную роль в построении песенности, “одичности” (сходства с жанром оды).

Средства выразительности

Антитезой в стихотворении выступают понятия веры в Россию и невозможности понять её суть, оценить, “подогнать” под общие стандарты. Инверсия даёт возможность интонационно выделять те компоненты, которые автор считает наиболее значимыми. Слово “ стать ” играет особую смысловую роль в стихотворении, в образе России. Она не может быть “под стать” кому-то, она особенная. Каждое слово легендарного стихотворение подобрано, выверено и оправдано, видимо, поэтому оно стало бессмертным. Стихотворение строится на ярком олицетворении: душа России живая, она мыслит, чувствует, имеет своенравный характер, особый нрав, особую стать.

Источник

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» (Ф.И. Тютчев)

Стихотворение Ф. Тютчева «Умом Россию не понять…» — небольшое, но очень хлёсткое четверостишие, начало которого стало крылатой фразой. И это неудивительно, ведь порой загадочную русскую душу и извечные проблемы страны можно объяснить лишь этим выражением. До сих пор оно не теряет своей актуальности.

Тютчев известен у литературных критиков как автор философских миниатюр, которой и является данное нам стихотворение. Несмотря на свой размер, оно отражает сразу несколько тем и рассуждений автора по поводу основной идеи стихотворения. Рассмотрим подробнее это знаменитое четверостишие, пользуясь разбором от Многомудрого Литрекона.

История создания

Для того чтобы понять произведение, нам необходимо знать исторический контекст и историю создания стихотворения. Тютчев написал его на клочке бумаги в 1866 году, оригинал бумажки сейчас находится в Пушкинском Доме, известном как Институт русской литературы РАН. Опубликовано было оно, однако, не сразу, а лишь два года спустя — в 1868.

Известно также, что у Тютчева была карьера за границей, поэтому некий «взгляд со стороны», присущий стихотворению, возник неслучайно. Автор как бы отдалённо, взором иностранца описывает Россию, потому что для многих стран и их жителей она остаётся загадочной страной.

Жанр, направление, размер

Как было сказано раннее, жанр стихотворения — философская миниатюра. Он небольшой по объёму, однако сложный по своему содержанию, ведь не так просто уместить в несколько строк сразу несколько тем и глубокий смысл, расшифровка которого может создать не одно сочинение. Четверостишие можно отнести к романтизму, так как Тютчев являлся поэтом-романтиком, и в самом стихотворении мы видим образ загадочной и романтизированной русской души.

Размер произведения — четырёхстопный ямб, ритмически богатый одический размер. В данном случае эта маленькая ода посвящается иррационализму России. Стихотворение построено по классическому для рассуждения принципу «тезис — аргумент – вывод». Тезисом являются строки «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», аргументом — объяснение, что «у ней особенная стать», и, соответственно, из всего следует вывод, что «в Россию можно только верить».

Тютчев осветил несколько тем в известных строках: патриотизм, русский менталитет и особая роль России в мировой культуре и истории, её невероятная сила и мощь, действие которой порой не поддаётся логике. Автор, высказывая мысль о том, что в Россию нужно верить, создаёт патриотический настрой. Его цель — убедить читающего или слушающего, что страна без тех людей, которые уверены в её будущем, не сможет существовать.

Тут же и раскрывается тема менталитета: Россия противоречива, но держится несколько столетий на вере русского народа. Западный рационализм противопоставляется религиозному мышлению. Знаменитое «авось» объясняет, почему нельзя понять многие явления страны умом. Тем не менее, вера без логики способна создать невероятную по своим масштабам силу, которая проявлялась множество раз за всю историю страны.

Основная идея

Исходя из написанного, мы можем выделить главную мысль и раскрыть смысл поэтического произведения Тютчева: Россия — особенная страна, такая же особенная, как и её жители. Уникальность её заключается в противоречиях и иррациональной силе, которая движет людьми и заставляет их принимать, как кажется, безрассудные и нелогичные решения, но, в конце концов, именно они ведут страну к развитию.

Нельзя измерить эту силу «аршином общим…», потому что никакая сфера российской жизни не может быть вписана в строгие и последовательные рамки. Мощь России — в её непредсказуемости, и в этом другие страны проигрывают ей, потому что никогда не могут угадать, как поведёт себя русский народ.

Средства выразительности

Противоречивость автор показал с помощью некоторых средств выразительности. В четверостишии есть антитеза: «понять» и «верить», «особенная» и «общим». Подкрепляют и усиливают тезис автора о национальной особенности отрицательные частицы «не понять» и «не измерить». Глагольные рифмы «понять», «измерить», «верить» придают динамики произведению и в полной мере отражают движение России вперёд.

Стилистически стихотворение достаточно простое, без витиеватых выражений с понятными любому читателю словами «аршин», «стать», «ум», «особенный» и т.д. Мысль произведения ясна как простому крестьянину, так и дворянину. Такая универсальность нужна для того, чтобы патриотическая мысль могла дойти до любого человека.

Мы проанализировали монострофу Тютчева «Умом Россию не понять…» и рассмотрели множество его граней и подтекстов. Таким образом, хотя и маленькое, но очень ёмкое стихотворение чётко передало позицию автора и своё настроение. Краткость и «прилипчивость» идеи о загадочной России сделало четверостишие цитируемым и знаменитым.

Источник

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева

Стихотворение Ф. Тютчева «Умом Россию не понять…» — небольшое, но очень хлёсткое четверостишие, начало которого стало крылатой фразой. И это неудивительно, ведь порой загадочную русскую душу и извечные проблемы страны можно объяснить лишь этим выражением. До сих пор оно не теряет своей актуальности.

Тютчев известен у литературных критиков как автор философских миниатюр, которой и является данное нам стихотворение. Несмотря на свой размер, оно отражает сразу несколько тем и рассуждений автора по поводу основной идеи стихотворения. Рассмотрим подробнее это знаменитое четверостишие, пользуясь разбором от Многомудрого Литрекона.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Умом Россию не понять.
История создания – стихотворение написано в 1866 году, опубликовано спустя два года в 1868 году.

Тема – самобытность русского народа, его особая сущность.

Композиция – четверостишие – монострофа с глубоким философским содержанием.

Жанр – философская миниатюра.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “мерить общим аршином”.

Эпитеты – “особенная стать”.

Тема стихотворения

Полностью установить главную мысль стихотворения достаточно сложно. Именно по этой причине четверостишие неоднократно служило поводом для злоупотреблений со стороны лиц, зачастую придерживающихся диаметрально противоположных взглядов.

О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть фото О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть картинку О чем стихотворение умом россию не понять. Картинка про О чем стихотворение умом россию не понять. Фото О чем стихотворение умом россию не понять

Главная тема стихотворения — характеристика вектора национального развития России.

История создания

Значительную часть жизни Фёдор Иванович Тютчев провёл за границей на государственной службе в качестве дипломата: в Европе, а также Америке. Его миссией было создать положительный образ России в глазах западных стран, поддерживать её авторитет, налаживать дипломатические связи. Более 20 лет работы вдалеке от родины и множество замечательных произведений, которые описывают русский характер, природу, особенности мировоззрения.

Человек, разлучённый с родной страной на столь долгий период, мог бы проникнуться западным образом жизни, их укладом и мировоззрениями. Однако Тютчев на протяжении стольких лет всё более утверждался в силе, мощи, неповторимой роли России в политике и духовной жизни всего мира. В 1866 году он написал знаменитое стихотворение “Умом Россию не понять”, которое стало афоризмом, известным на весь мир. Удивительно, но оно остаётся вне времени до сих пор.

«Лирическое отступление» об авторе: Кто такой Федор Тютчев?

Федор Тютчев – человек разносторонний. Он был не только писателем, поэтом, но также дипломатом, мыслителем, публицистом, членом-корреспондентом Академии наук Петербурга. Кроме того, Тютчеву удалось послужить и на посту тайного советника – одной из самых высоких государственных позиций в Российской империи, согласно Табели о рангах.

О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть фото О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть картинку О чем стихотворение умом россию не понять. Картинка про О чем стихотворение умом россию не понять. Фото О чем стихотворение умом россию не понять

Едва получив аттестат об окончании университета, Федор Тютчев в составе дипломатической миссии отправляется в Мюнхен. Знакомство с «продвинутой Европой» для восемнадцатилетнего поэта- романтика стало основополагающем в его философских и политических взглядах. Значительное влияние на мировоззрение молодого дипломата произвело близкое общение с выдающимися немецкими философами и литераторами Шеллингом и Гейне. За двадцать лет дипломатической работы Федор Иванович в полной мере, так сказать на своем личном опыте, познал европейские ценности. Он считал европейский путь развития совершенно не подходящим для России. В своей статье «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (или «Россия и Германия») Тютчев сумел ярко отразить образ России как тысячелетней державы с высоко духовной культурой, особо подчеркнув ее «православный характер». Император Николай Первый, прочитав статью, полностью одобрил взгляды Тютчева и выразил полную поддержку его инициатив в работе по созданию положительного образа России на Западе. Федор Иванович получил разрешение императора самостоятельно выступать в печати на тему политических взаимоотношений России с Европой. В своих публикациях он акцентирует внимание на том, что в «современном мире» (его времени) реально существуют только две силы – это революционная Европа и консервативная Россия, дальнейшее развитие которых не может происходить одинаково.

Особенность российской нации и «русских» как отдельной народности

На каждую нацию высшей силой возложена своя историческая миссия. Западная мысль, вследствие своего развития, утратила те духовные начала, ту веру, которой некогда жили общества Европы. Тютчев все больше поддерживает славянофильские взгляды. Он решительно отрицает насильственный путь развития России, подчеркивает значительное преобладание духовных ценностей над материальными и настаивает на необходимости объединения всех славян под эгидой России. Общество должно развиваться.

Важным тезисом развития российского пути является сохранение самобытности, так сказать истинно русского характера. В основе российского пути должны лежать православие и национальная культура. Он мечтал, чтобы в будущем в России воцарилась гармония власти и народа, в отличие от Европы, где социальные конфликты были сильно обострены. Именно самодержавие, по его убеждению, могло избавить российское общество от постоянной политической борьбы, как это происходило в Европе.

Анализ и характеристика произведения Тютчева «Умом Россию не понять»

Знаменитое четверостишие «Умом Россию не понять…» Тютчев написал после предательской Крымской войны. Крымская война для Тютчева была, несомненно, чрезвычайно важным историческим событием. Сама война и ее последствия значительно повлияли на его мировоззрение в дальнейшем. Как опытный дипломат Тютчев предвидел (можно сказать предчувствовал) возможность военных действий со стороны Европейских государств. Поэтому активно противостоял министру иностранных дел Нессельроде, обвиняя его в заведомо неверной подачи информации императору Николаю Первому «об истинном положении дел». Он был убежден, что Западный мир готовит против России заговор, а министр является предателем. В своей статье Тютчев подчеркивает кризис отношений между Западом и Россией: «Давно уже можно было предугадать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал… Это ведь Запад пришел высказать свое отрицание России и преградить ей путь в будущее».

После смещения с должности министра иностранных дел Нессельроде, Тютчев активно принимает участие в политической жизни страны. Новый министр иностранных дел князь Горчаков, имея давние дружеские отношения с Тютчевым, поддерживает мнение поэта о том, что следует больше внимания уделять внутреннему развитию страны.

Александр Второй, прислушиваясь к мнению Горчакова, утверждает курс, в основе которого «лежало сосредоточение сил на внутренние развитие страны, используя противоречия европейских держав».

Тема патриотизма в творчестве Тютчева

Четверостишие великого российского лирика вошло в историю как одно из ярчайших выражений патриотической темы. Россия представлена в творчестве поэта не в качестве некоего абстрактного формирования, предмета для размышлений и созерцаний. Нет, Россия в стихах Тютчева – это вполне конкретная страна, родина, отчизна, воплощение того, что мы привыкли называть «русским духом».

Жанровая специфика творчества Федора Тютчева

Отдельное внимание стоит уделить жанровому своеобразию творчества Тютчева. Представитель формализма в России Юрий Тынянов считал, что такие маленькие стихи поэта – это следствие разложения крупных лирических литературных форм, например, оды или поэмы. Собственно, Тютчев – не единственный, в чьем творчестве проявилась эта черта. По мнению Юрия Тынянова, стремление лаконично оформить объемную идею, используя как можно меньше литературных средств, характерно в целом для русской литературы эпохи Просвещения. То же качество формалист приписывает произведениям Гавриила Державина и Михаила Ломоносова.

Для Тынянова форма, которую избирает Тютчев, скорее похожа на «фрагмент» литературного произведения, чем на самостоятельный, законченный стих. Поэтому критик так и называет жанр творчества Тютчева – «фрагмент». Стоит подчеркнуть, что такое понимание литературы и языка в целом очень характерно для представителей русского формалистического движения. Но что такое формализм? Сделаем небольшое отступление.

О сущности русского формализма

ОПОЯЗ («Общество изучения поэтического языка»), «формальная школа» – все это разные названия для одного течения – русского формализма. Это сообщество ученых, исследователей, специалистов-теоретиков в области литературы, историков литературы, семиотиков и т. д. В этот кружок объединились лингвисты и литераторы – все, кто изучал литературу в любом ее проявлении.

Наверное, хоть немного интересующемуся музыкой читателю известен знаменитый «Формалистический раек» Дмитрия Шостаковича – ответ на осуждение течения формализма со стороны советских властей. Однако, несмотря на гонения, формалистическая школа послужила мощным толчком для развития теоретических направлений изучения литературы, а также на появление новых веяний в лингвистике.

Возвращаясь к анализу творчества и поэтического языка Тютчева, проведенного Тыняновым, добавим, что критик считал композицию поэта максимально сконцентрированной и напряженной. Возможно, именно за счет такой композиционной особенности достигался мощный психологический, эмоциональный эффект четверостишия Тютчева. Однако это же качество приводит к образной перенасыщенности стихотворения, которое придает лирике Тютчева эффект почти космического драматизма. Также подобный анализ позволяет увидеть в творчестве писателя погруженность в экзистенциальные размышления. Отметим, что Тютчев – особенная личность, повлиявшая на развитие российской литературы, ведь, как мы помним, он себя профессиональным литератором не признавал.

Тютчевские философские миниатюры

Четверостишие «Умом Россию не понять» литературной критикой называется философской миниатюрой. Однако это далеко не единственный пример такого рода произведений в литературном наследии писателя. Тютчев выступил автором нескольких так называемых миниатюр-моностроф – все эти произведения окрашены ярким философским содержанием. По поводу емкости, смысловой наполненности, «удачности» миниатюр Тютчева размышлял и Иван Тургенев. В этом же контексте можно вспомнить уже упоминаемого нами вышел Юрия Тынянова, делавшего акцент на афористичности как отличительной черте миниатюр Тютчева.

Средства литературной выразительности в философской миниатюре «Умом Россию не понять»

Прежде всего, стоит отметить, что стихотворный размер произведения Тютчева – четырехстопный ямб. Некоторые черты стихотворения роднят эту миниатюру с одой и специфическим одическим размером, который прочно укоренился в российской литературе, начиная с Михаила Ломоносова, создавшего на этот размер моду.

Литературные критики находят в четверостишии Тютчева три традиционные для риторики или для аргументации (в контексте логики) части: это, конечно тезис, аргумент и вывод, который делается в конце произведения. Первые строки – это тезис о том, что Россия наделена особой ролью. Здесь же Тютчев использует один из своих излюбленных приемов – повтор. В частности, поэт дважды вводит в стих частицу «не». Повторение усиливает тезис автора. В третьей строке читатель находит аргументацию мысли писателя, ну а в четвертой – вывод. Последняя строка одновременно содержит, выражает и главную идею всего четверостишия. В стихе автор употребляет большое количество глаголов, которые придают произведению внутреннюю динамичность.

Автор активно использует противопоставления и контраст. В центре – полярность двух феноменов – ума и веры. Если для западного человека характерна привычка руководствоваться умом, рациональностью, то для русского более естественно прислушиваться к вере. Это означает, что представитель русской культуры иррационален, но поэтому его мировосприятие отличается большей глубиной, которую не понять европейцу.

Образ революции

Также некоторым литераторам принадлежит мнение, что в стихе латентно скрыто отношение Тютчева к революции. Поэт понимает этот исторический феномен как реализацию совести общества, как некое нравственное событие, которое раскрывает внутренний настрой духа народа. По мнению Тютчева, в Западной Европе вера, религиозная основа общества приходит в упадок, поэтому Россия должна найти свой собственный путь, а не ориентироваться на западные ценности, как это повелось со времен Петра Первого. Революция исходит из антихристианских корней, поэтому поэт призывает вернуться к истокам. Прежде всего, речь идет о вере, о закодированных библейских образах в творчестве Тютчева. Например, Россия представляется писателю неким «святым ковчегом», который обязательно всплывет во время мирового крушения, глобальной катастрофы. О том, что такая катастрофа неизбежна, свидетельствует общий упадок культуры, общий нравственный кризис.

О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть фото О чем стихотворение умом россию не понять. Смотреть картинку О чем стихотворение умом россию не понять. Картинка про О чем стихотворение умом россию не понять. Фото О чем стихотворение умом россию не понять

Удивительно, что в ХХ веке четверостишие Тютчева больше ценилось не за поэтические качества, не за литературное новаторство (на которое, безусловно, обращали внимание русские формалисты), а скорее за образ мессианской роли России. То есть произведение Тютчева воспринималось больше в идеологическом ключе, нежели в литературном. Поэт неоднократно подчеркивал самобытность, уникальность России, русского народа, культуры, особого духа. Такая трактовка наследия Тютчева приводит к появлению примеров манипулятивного применения литературы.

Стихотворение о внутренней силе, непостижимой сути России. Его форма – монострофа – обусловила краткость, точность, удивительную яркость и философское содержание высказывания. Поэт всегда подчёркивал особую роль России в мировой политике, в истории. Он свято верил в её избранность, это прослеживается во всех его трудах, в творчестве. Находясь за границей, он пишет красивейшие строки о русской природе, упоминая про мелкие, незначительные детали, которые он помнил до мелочей.

Поэта удивлял резкий контраст между жизнью людей в Европе и на его родине. Сытый и сравнительно обеспеченный европейский человек ведёт пресный, монотонный образ жизни, он не умеет любить, радоваться, жить, так как это делают русские люди. Действия его соотечественников в сложные времена порой непредсказуемы, странны, лишены здравого смысла, однако история показывает, что они всегда оправданы. Нищая, неразвитая России явила миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей. Об этом удивительном парадоксе говорится в тютчевском четверостишие с любовью и восторгом. Вера в Россию, как и вера, на которой держится огромная держава – самое важное в её образе.

Основная идея

Исходя из написанного, мы можем выделить главную мысль и раскрыть смысл поэтического произведения Тютчева: Россия — особенная страна, такая же особенная, как и её жители. Уникальность её заключается в противоречиях и иррациональной силе, которая движет людьми и заставляет их принимать, как кажется, безрассудные и нелогичные решения, но, в конце концов, именно они ведут страну к развитию.

Нельзя измерить эту силу «аршином общим…», потому что никакая сфера российской жизни не может быть вписана в строгие и последовательные рамки. Мощь России — в её непредсказуемости, и в этом другие страны проигрывают ей, потому что никогда не могут угадать, как поведёт себя русский народ.

Средства выразительности

Антитезой в стихотворении выступают понятия веры в Россию и невозможности понять её суть, оценить, “подогнать” под общие стандарты. Инверсионные предложения дают возможность интонационно выделять те компоненты, которые автор считает наиболее значимыми. Слово “стать” играет особую смысловую роль в стихотворении, в образе России. Она не может быть “под стать” кому-то, она особенная. Каждое слово легендарного стихотворение подобрано, выверено и оправдано, видимо, поэтому оно стало бессмертным. Стихотворение строится на ярком олицетворении: душа России живая, она мыслит, чувствует, имеет своенравный характер, особый нрав.

Жанр, направление, размер

Как было сказано раннее, жанр стихотворения — философская миниатюра. Он небольшой по объёму, однако сложный по своему содержанию, ведь не так просто уместить в несколько строк сразу несколько тем и глубокий смысл, расшифровка которого может создать не одно сочинение. Четверостишие можно отнести к романтизму, так как Тютчев являлся поэтом-романтиком, и в самом стихотворении мы видим образ загадочной и романтизированной русской души.

Размер произведения — четырёхстопный ямб, ритмически богатый одический размер. В данном случае эта маленькая ода посвящается иррационализму России. Стихотворение построено по классическому для рассуждения принципу «тезис — аргумент – вывод». Тезисом являются строки «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», аргументом — объяснение, что «у ней особенная стать», и, соответственно, из всего следует вывод, что «в Россию можно только верить».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *