Оборудование информационных систем типовой деятельности что это
Оборудование информационных систем типовой деятельности что это
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО
от 29 июня 2016 года N 72
О вводе в эксплуатацию систем обеспечения специальной и типовой деятельности, а также типовых компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Росархива *
(с изменениями на 7 апреля 2017 года)
Документ с изменениями, внесенными:
В целях оптимизации деятельности Федерального архивного агентства и обеспечения бесперебойного функционирования информационных систем
1. Ввести в постоянную эксплуатацию с 30 июня 2016 г.:
системы обеспечения специальной деятельности Росархива в соответствии с Перечнем систем обеспечения специальной деятельности Росархива согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
системы обеспечения типовой деятельности Росархива в соответствии с Перечнем систем обеспечения типовой деятельности Росархива согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
типовые компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Росархива в соответствии с Перечнем типовых компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Росархива согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
2. Отделу информационных ресурсов и технологий (Д.Б. Голубову) обеспечить техническое сопровождение систем обеспечения специальной и типовой деятельности, а также типовых компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Росархива.
3. Финансирование технического сопровождения систем обеспечения специальной и типовой деятельности, а также типовых компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Росархива осуществлять в установленном порядке за счет средств федерального бюджета.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росархива О.В.Наумова.
Приложение N 1
(Дополнительно включено
приказом Росархива
от 7 апреля 2017 года N 71)
Перечень систем обеспечения специальной деятельности Росархива
Портал «Архивы России» и связанные с ним Интернет-представительства.
Официальные сайты Росархива и федеральных архивов.
Приложение N 2
(Дополнительно включено
приказом Росархива
от 7 апреля 2017 года N 71)
Перечень систем обеспечения типовой деятельности Росархива
Системы электронного документооборота.
Системы управления персоналом.
Системы управления финансами.
Системы управления материальными и нематериальными активами.
Системы организации информационного взаимодействия.
Системы информационного обеспечения деятельности.
Системы мониторинга и регистрации заявок.
Приложение N 3
(Дополнительно включено
приказом Росархива
от 7 апреля 2017 года N 71)
Перечень типовых компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Росархива
Рабочие станции общего назначения.
Серверное оборудование и системы хранения данных, не входящие в ЦОД.
Средства печати и копирования данных, включая рабочие места сканирования крупноформатных архивных материалов.
Внутренняя телекоммуникационная инфраструктура.
Телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю связь.
Программные-аппаратные комплексы информационной безопасности.
Информационная система — основные понятия и определения
Перед вами актуальная и полная информация об информационных системах. Мы постарались опустить ненужные подробности. А то что осталось, описали простым языком. Так чтобы каждый мог разобраться в теме. Приятного изучения!
Что такое информационная система: определение
Сначала обсудим, что такое Система.
Под системой подразумевают любые объекты, которые могут быть рассмотрены и как единое целое, и как совокупность разнообразных элементов, объединенных для достижения поставленной цели. Системы могут отличаться между собой как по целям, так и по своему составу.
Система — это объект сложного типа. Он включает в себя разнородные элементы, взаимосвязанные между собой и существующие как единый объект.
Подсистема — это отдельный объект, входящий в состав системы, и сам состоящий из других разнородных элементов.
Чтобы лучше понять суть этого определения, приведем примеры нескольких систем, их целей и элементов.
Цель | Система | Элементы |
Производство телефонов | Завод | Производственное оборудование, рабочие, недвижимость и прочее |
Работа с данными | Компьютер | «Железо», периферия, программное обеспечение, интернет |
Обмен информацией | Телекоммуникации | Кабели, компьютеры, сетевое оборудование, модемы. |
Производство информации | Информационная система | Программы, работники, компьютерные сети, компьютеры. |
Итак, что такое система, мы разобрались. А теперь давайте добавим к этому термину слово «информационная», и поймем, для какой цели и каким образом она функционирует. Вот что обеспечивают информационные системы:
Все это касается информации, которая нужна для принятия решений в тех или иных областях деятельности. Например, это пригождается при анализе проблем и при создании новых продуктов.
Вот какое определение дает Википедия:
Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015).
ИС предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
Современные информационные системы в качестве основного элемента своего функционирования используют компьютер. Также активно задействуется периферийное оборудование и сервера.
Нужно понимать, что между ИС и компьютерами есть разница. Компьютеры оснащаются специализированным программным обеспечением, вместе с которым являются технической базой ИС. Немыслима информационная система и без сотрудников, которые взаимодействуют с телекоммуникациями и компьютерами.
Структура информационной системы
Подсистема — это часть системы, которую можно выделить по каким-либо признакам.
Независимо от того, в какой сфере деятельности применяется информационная система, ее общая структура может быть рассмотрена как совокупность подсистем. Это значит, что существует так называемый структурный признак классификации. А сами подсистемы являются обеспечивающими. Поэтому можно дать такое определение:
Структура информационной системы — это совокупность ее обеспечивающих подсистем.
Как видно из рисунка выше, обеспечивающие подсистемы могут быть:
Рассмотрим каждый этот тип подробнее.
Техническое обеспечение ИС
Техническая подсистема — это совокупность имеющихся технических средств, обеспечивающих работоспособность ИС, а также технологические процессы и документация.
В состав технического обеспечения входят:
С помощью документации оформляют выбор оборудования, прописывают принципы организации его эксплуатации, процесса обработки данных. Документация делится на 3 типа:
В настоящее время активно используются две главные формы организации технического обеспечения:
Частично децентрализованная система судя по всему является наиболее перспективным типом, сочетая в себе преимущества работы отдельных элементов на персональных компьютерах и общей базы данных а также общих функциональных подсистем на отдельной большой ЭВМ. Взаимодействие всего этого осуществляется по внутренней сети предприятия или через интернет.
Математическое и программное обеспечение ИС
Математическое и программное обеспечение информационной системы — это комплекс математических моделей, методов, программ и алгоритмов, предназначенных для осуществления задач и целей ИС, а также для полноценного функционирования подсистемы технического обеспечения.
В состав математического обеспечения входят:
К средствам программного обеспечения относятся:
Информационное обеспечение ИС
Информационное обеспечение ИС необходимо для формирования и выдачи актуальной информации, позволяющей принимать эффективные управленческие решения.
Информационное обеспечение — это комплекс подсистем: кодирование и классификация данных, системы документации, схемы циркулирующих в предприятии информационных потоков, методы проектирования баз данных.
Унифицированные системы документации
Формируются на региональном, отраслевом или государственном уровнях. Главное предназначение — обеспечить сопоставимость показателей из разных сфер производства. Существуют стандарты, которые предъявляют требования к:
К примеру, у медицинских работников есть свои требования к оформлению документации. А у преподавателей вузов свои.
Но несмотря на то, что существует унифицированная система документации, большинство предприятий регулярно сталкиваются с типичными проблемами:
Информационное обеспечение как раз и нужно для того, чтобы устранить все эти и подобные им недостатки.
Схемы информационных потоков
Они содержат в себе маршруты потоков информации и ее размеры, а также места где возникает первичная информация и используются результатная информация. Если проанализировать структуру этих схем, можно значительно усовершенствовать всю систему управления.
Вот два простейших примера:
движение служебной записки |
запись в базу данных информации о приеме на работу нового сотрудника |
Такие схемы строятся для того, чтобы определить объем информации, которая используется в процессе работы организации, а также обеспечить:
Создание информационного обеспечения
Чтобы создать ИО, нужно пройти следующие этапы:
Организационное обеспечение ИС
Организационное обеспечение — это комплекс средств и методов, которые регламентируют взаимодействие сотрудников друг с другом и их работу с техническими средствами во время создания и использования информационной системы.
Эта подсистема ИС нужна для реализации следующих задач:
Правовое обеспечение ИС
Правовое обеспечение — это комплекс нормативных актов, регламентирующих процесс создания информации, а также ее юридический статус, функционирование ИС, получение, трансформации, передачи и использования данных.
Главное предназначение правового обеспечения заключается в том, чтобы обеспечить законность всех процессов.
В его состав входят все нормативные акты государственной власти федерального, местного и локального значения.
В правовом обеспечении выделяется:
Правовое обеспечение содержит в себе:
Классификации информационных систем
По признаку структурирования задач
Когда создаются или классифицируются информационные системы, обязательно возникают сложности, которые связаны с алгоритмическим и математическим описанием задач, которые решает система. От того, насколько тщательно разработана формализация, зависит эффективность функционирования всей системы. Также это влияет и на уровень ее автоматизации — степень невовлеченности человека в принятие решений на основе используемой информации.
Чем более точным будет математическое описание задачи, тем больше возможностей автоматизировать процесс обработки данных, а значит снизить степень участия человека в процессе решения этой задачи.
Можно выделить три типа задач, для которых разрабатываются ИС:
По степени автоматизации
В зависимости от того, в какой степени автоматизированы информационные процессы, можно выделить три вида ИС:
По характеру использования
В зависимости от того, что именно делает с информацией та или иная ИС, ее можно отнести к одному из следующих типов:
Информационно-решающие ИС, в свою очередь, можно разделить на два типа:
По сфере применения
В зависимости от того, в каких сферах используются ИС, их можно разделить на следующие типы:
Оборудование информационных систем типовой деятельности что это
от 31 мая 2013 года N 127
(с изменениями на 15 июня 2016 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минкомсвязи России от 15 июня 2016 года N 266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.07.2016, N 0001201607150024).
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
в Министерстве юстиции
5 ноября 2013 года,
регистрационный N 30318
Методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
(с изменениями на 15 июня 2016 года)
I. Общие положения
3. Учет ИС и компонентов ИТКИ осуществляется в целях:
обеспечения единства принципов создания, развития, модернизации и эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ на всех уровнях государственного управления;
раскрытия информации об использовании ИС и компонентов ИТКИ государственными органами.
II. Правила классификации ИС и компонентов ИТКИ
5. При формировании сведений об ИС и компонентах ИТКИ указываются следующие классификационные категории объектов учета:
В целях методических указаний выделяются следующие типы полномочий государственных органов: специфические полномочия, типовые полномочия, не относящиеся к специфическим полномочиям.
6. Каждый объект учета должен соответствовать только одной классификационной категории. Классификатор ИС и компонентов ИТКИ и указания по классификации приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям.
7. Сведения об объектах учета представляются в системе учета информационных систем в виде электронных паспортов. Электронные паспорта создаются:
8. Для ИС специальной деятельности в электронном паспорте указываются все специфические полномочия, для автоматизации либо информационной поддержки которых используется данная ИС.
10. Классификация ПО и ТО, работ, услуг осуществляется в соответствии с классификаторами, приведенными в Приложении N 2 к методическим указаниям.
11. К ТО относят персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) отдельно не учитывается. Допускается учитывать как ТО программно-аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей ТО.
13. К прочим видам обеспечения относят работы и услуги, результатами которых не является передача государственному органу ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.
14. Если ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то они учитываются в паспортах типовых компонентов ИТКИ.
III. Форма электронного паспорта ИС и электронного паспорта компонента ИТКИ
Раздел 1. Общая информация: общие сведения, текущий статус, цели, назначение и область применения объекта учета;
Раздел 2. Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ, государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ, и сведения о должностных лицах государственного органа, ответственных за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета;
Раздел 3. Состав объекта учета: сведения об использовании компонента ИТКИ, виды обеспечения объекта учета;
Раздел 4. Реализуемые специфические полномочия: реализуемые государственные услуги и функции;
Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики, сведения о защите информации;
Раздел 6. Мероприятия по информатизации: сроки создания, сведения о мероприятиях, направленных на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию объекта учета;
Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.
19. Форма электронного паспорта объекта учета приведена в Приложении N 3 к методическим указаниям. Состав реквизитов электронных паспортов объектов учета и особенности их заполнения приведены в Приложении N 4 к методическим указаниям.
22. При заполнении сведений для объектов учета допускается не детализировать сведения в Разделе 3 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, выполненных работ (оказанных услуг) до 1 января 2013 года, и сведения в Разделе 6 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, ПО, выполненных работ, услуг до 1 января 2013 года, указав только:
в Разделе 1 электронного паспорта объекта учета суммарные затраты на основе данных бюджетного учета на создание объекта учета до 2013 года (включая затраты на развитие и модернизацию) и суммарные затраты на эксплуатацию в 2012 году (только для объектов учета, введенных в эксплуатацию);
IV. Порядок формирования и присвоения уникальных идентификационных номеров ИС и компонентам ИТКИ
24. Один идентификационный номер объекта учета соответствует одному электронному паспорту в системе учета информационных систем.
25. Идентификационный номер объекта учета имеет вид «00.0000000» и состоит из двух частей:
двух цифр (классификационных разрядов), соответствующих классификационной категории объекта учета, указания по классификации объекта учета приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям;
семизначного порядкового номера, генерируемого системой учета информационных систем. Порядковый номер дополняется до семи знаков ведущими нулями и отделяется от классификационных разрядов точкой.
26. Уникальный идентификационный номер присваивается объекту учета однократно и не изменяется в течение всего времени его создания, развития, модернизации и эксплуатации.
27. Уникальный идентификационный номер объекта учета повторно не используется.
V. Правила размещения государственными органами в системе учета информационных систем сведений об ИС и компонентах ИТКИ
28. Размещение сведений в системе учета информационных систем осуществляется государственными органами, являющимися уполномоченными государственными органами на создание, развитие, модернизацию объектов учета. Особенности учета ИС и компонентов ИТКИ, созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления в силу постановления N 644, приведены в Главе VI методических указаний.
Информационная система типовая или специальная?
Данная статья является неактуальной ввиду отмены устанавливающего данные понятия нормативного акта о классификации информационных систем персональных данных.
При проведении классификации информационной системы (отменена), одним из определяющих параметров являлась характеристика безопасности персональных данных. В зависимости от того какие категории персональных данных обрабатываются и каким образом происходит обработка, определяется какой будет информационная система: типовой или специальной.
Так к специальным относят информационные системы, в которых обрабатываются персональные данные первой (высшей) категории (информация о национальной и расовой принадлежности, о религиозных либо философских убеждениях, информация о здоровье и интимной жизни и другие сведения о субъектах, утечка которых может привести к серьезным последствиям). Также к специальным необходимо относить системы, в которых принятие юридически значимых решений в отношении субъектов персональных данных осуществляется в исключительно автоматизированном режиме. Если же данные характеристики не подходят для вашей информационной системы, то она является типовой.
Разница между типовыми и специальными информационными системами существенная. Так, например, для типовой информационной системы необходимо обеспечить только предотвращение утечки персональных данных, то есть их конфиденциальность. Кроме того для типовой информационной системы определены методы и способы защиты информации в зависимости от класса (чем выше класс тем серьёзнее система защиты).
Для специальных же систем кроме обеспечения конфиденциальности необходимо обеспечить защиту от хотя бы одной из следующих угроз: уничтожение, блокирование или изменение персональных данных. И это еще не все. Также в отношении специальной информационной системы оператору необходимо составить модель угроз, и сделать это необходимо с привлечением специалистов по информационной безопасности, что значительно усложняет процесс приведения этой информационной системы в соответствие требованиям.
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 мая 2013 г. N 127 «Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 мая 2013 г. N 127
«Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 «О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3753) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30318
Методические указания
по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
(утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 мая 2013 г. N 127)
С изменениями и дополнениями от:
3. Учет ИС и компонентов ИТКИ осуществляется в целях:
обеспечения единства принципов создания, развития, модернизации и эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ на всех уровнях государственного управления;
раскрытия информации об использовании ИС и компонентов ИТКИ государственными органами.
II. Правила классификации ИС и компонентов ИТКИ
5. При формировании сведений об ИС и компонентах ИТКИ указываются следующие классификационные категории объектов учета:
6. Каждый объект учета должен соответствовать только одной классификационной категории. Классификатор ИС и компонентов ИТКИ и указания по классификации приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям.
7. Сведения об объектах учета представляются в системе учета информационных систем в виде электронных паспортов. Электронные паспорта создаются:
8. Для ИС специальной деятельности в электронном паспорте указываются все специфические полномочия, для автоматизации либо информационной поддержки которых используется данная ИС.
10. Классификация ПО и ТО, работ, услуг осуществляется в соответствии с классификаторами, приведенными в Приложении N 2 к методическим указаниям.
11. К ТО относят персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) отдельно не учитывается. Допускается учитывать как ТО программно-аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей ТО.
13. К прочим видам обеспечения относят работы и услуги, результатами которых не является передача государственному органу ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.
14. Если ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то они учитываются в паспортах типовых компонентов ИТКИ.
III. Форма электронного паспорта ИС и электронного паспорта компонента ИТКИ
Раздел 1. Общая информация: общие сведения, текущий статус, цели, назначение и область применения объекта учета;
Раздел 2. Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ, государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ, и сведения о должностных лицах государственного органа, ответственных за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета;
Раздел 3. Состав объекта учета: сведения об использовании компонента ИТКИ, виды обеспечения объекта учета;
Раздел 4. Реализуемые специфические полномочия: реализуемые государственные услуги и функции;
Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики, сведения о защите информации;
Раздел 6. Мероприятия по информатизации: сроки создания, сведения о мероприятиях, направленных на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию объекта учета;
Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.
19. Форма электронного паспорта объекта учета приведена в Приложении N 3 к методическим указаниям. Состав реквизитов электронных паспортов объектов учета и особенности их заполнения приведены в Приложении N 4 к методическим указаниям.
22. При заполнении сведений для объектов учета допускается не детализировать сведения в Разделе 3 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, выполненных работ (оказанных услуг) до 1 января 2013 года, и сведения в Разделе 6 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, ПО, выполненных работ, услуг до 1 января 2013 года, указав только:
в Разделе 1 электронного паспорта объекта учета суммарные затраты на основе данных бюджетного учета на создание объекта учета до 2013 года (включая затраты на развитие и модернизацию) и суммарные затраты на эксплуатацию в 2012 году (только для объектов учета, введенных в эксплуатацию);
IV. Порядок формирования и присвоения уникальных идентификационных номеров ИС и компонентам ИТКИ
24. Один идентификационный номер объекта учета соответствует одному электронному паспорту в системе учета информационных систем.
25. Идентификационный номер объекта учета имеет вид «00.0000000» и состоит из двух частей:
двух цифр (классификационных разрядов), соответствующих классификационной категории объекта учета, указания по классификации объекта учета приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям;
семизначного порядкового номера, генерируемого системой учета информационных систем. Порядковый номер дополняется до семи знаков ведущими нулями и отделяется от классификационных разрядов точкой.
26. Уникальный идентификационный номер присваивается объекту учета однократно и не изменяется в течение всего времени его создания, развития, модернизации и эксплуатации.
27. Уникальный идентификационный номер объекта учета повторно не используется.
V. Правила размещения государственными органами в системе учета информационных систем сведений об ИС и компонентах ИТКИ
28. Размещение сведений в системе учета информационных систем осуществляется государственными органами, являющимися уполномоченными государственными органами на создание, развитие, модернизацию объектов учета. Особенности учета ИС и компонентов ИТКИ, созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления в силу постановления N 644, приведены в Главе VI методических указаний.
29. Внесение сведений в электронные паспорта объектов учета осуществляется должностными лицами, обеспечивающими размещение сведений в системе учета информационных систем, определенными в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 постановления N 644.
30. Доступ должностных лиц государственного органа к системе учета информационных систем осуществляется с использованием логинов и паролей, выдаваемых Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании официального запроса государственного органа, направляемого на бумажном носителе.
31. Внесение сведений в электронные паспорта и их актуализация осуществляются в порядке и сроки, установленные Главой III Положения о системе учета информационных систем.
32. Состав сведений, вносимых в электронные паспорта в автоматическом режиме, определяется готовностью ИС государственных органов к интеграции с системой учета информационных систем. Сведения об автоматизированном взаимодействии системы учета информационных систем с ИС государственных органов публикуются на портале ведомственной и региональной информатизации (http://365.minsvyaz.ru/).
33. Государственные органы при наступлении событий, перечисленных в пункте 15 Положения о системе учета информационных систем, дополняют электронные паспорта объектов учета сведениями о выполнении мероприятий по информатизации (закупках средств ПО, ТО, работ, услуг, изменении показателей назначения и функциональных характеристик объекта учета), иными сведениями, предусмотренными Положением о системе учета информационных систем и формой электронного паспорта, установленной методическими указаниями.
34. Ввод сведений о событиях, связанных с объектом учета (кроме принятия решения о создании объекта учета), осуществляется через пользовательский интерфейс системы учета информационных систем с использованием отдельной для каждого события электронной формы, содержащей только те сведения электронного паспорта объекта учета, которые непосредственно затрагиваются соответствующим событием, исключающей двойной ввод информации, а также обеспечивающей увязку вновь вводимых данных с ранее введенными, либо через аналогичные по назначению и функциям машинные интерфейсы. Внесение информации из электронных форм учета событий в разделы электронного паспорта выполняется системой учета информационных систем автоматически по факту ввода без предварительной проверки Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
35. Сведения о заключении государственных контрактов*(2), подписании актов сдачи-приемки работ*(3), поставленных товаров, вводе в эксплуатацию объектов учета, выводе объектов учета из эксплуатации вносятся в электронные паспорта в увязке с ранее введенными данными, в том числе с мероприятиями по информатизации, содержащихся в утвержденных планах информатизации государственных органов, формируемых государственными органами в соответствии с постановлением N 365.
36. В соответствии с пунктом 10 Положения о системе учета информационных систем изменения, вносимые в электронные паспорта объектов учета, включая изменения, вносимые без предварительной проверки (пункт 34 методических указаний), подписываются электронной подписью должностного лица государственного органа, ответственного за организацию размещения сведений в системе учета информационных систем или уполномоченного им лица.
39. Для ИС специальной деятельности и ЦОД при регистрации в системе учета информационных систем, а также при дополнении и актуализации сведений, вносимых в электронные паспорта объектов учета, системой учета информационных систем устанавливается текущий статус объекта учета:
40. Если государственный орган приобретает услуги аренды ПО по принципу «ПО как услуга», то указанное ПО должно учитываться на соответствующем объекте учета как соответствующий вид обеспечения согласно классификатору работ и услуг, приведенному в Приложении N 2 к методическим указаниям.
41. Если для реализации мероприятия по информатизации, относящегося к определенному объекту учета, государственный орган приобретает ПО и размещает его в арендуемой инфраструктуре, то в видах обеспечения объекта учета указываются сведения по приобретенному ПО с использованием классификатора программных средств, а для вида обеспечения «Услуги по аренде ТО и ПО» указываются сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования.
42. При осуществлении учета ИС и компонентов ИТКИ, которые используются в территориальных органах или подразделениях государственного органа, формирующего сведения об объекте учета, должна обеспечиваться взаимосвязь объектов учета и входящих в их состав средств ПО, ТО, работ, услуг и соответствующего объекта внедрения (подразделения или учреждения, в котором устанавливаются ИС или компоненты ИТКИ, либо их части). При этом возможны следующие ситуации:
42.2. Закупки товаров, работ, услуг, направленных на внедрение и эксплуатацию компонентов ИТКИ или ИС государственного органа, осуществляются территориальными подразделениями данного государственного органа. В этом случае размещение сведений об объекте учета в части объявления торгов (запроса котировок цен), заключенных государственных контрактах, подписания актов сдачи-приемки работ осуществляются ответственными должностными лицами территориальных подразделений или ответственными должностными лицами центрального аппарата государственного органа.
VI. Особенности учета ИС и компонентов ИТКИ, созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления в силу постановления N 644
44. Внесение сведений в систему учета информационных систем об объектах учета, созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления в силу постановления N 644, осуществляется органами государственной власти на основании правовых актов, данных бюджетного учета, технической, контрактной и другой документации, содержащей сведения о данных объектах учета.
45. Все имеющиеся ИС, ЦОД, прочие компоненты ИТКИ, используемые государственным органом, должны быть классифицированы по классификационным категориям, указанным в пункте 5 методических указаний.
46. Если в государственном органе закупки работ, товаров, услуг предусматривались решениями о создании (закупке) в рамках одной ИС, которая не может быть отнесена к определенной классификационной категории, то такая ИС называется комплексной ИС, и для целей учета должна быть разделена на подсистемы, соответствующие определенным классификационным категориям. Указанные подсистемы регистрируются в системе учета информационных систем как самостоятельные объекты учета. В электронных паспортах подсистем информационных систем, классифицированных как ИС специальной деятельности или как ЦОД, в Разделе 1 электронного паспорта объекта учета указывается комплексная ИС, к которой относится данный объект учета. Комплексные ИС при этом не являются объектами учета, а используются только для определения входящих в их состав ИС специальной деятельности и ЦОД и внесения информации о нормативных правовых актах, относящихся к комплексной ИС в целом. Для каждого объекта учета, находящегося в составе комплексной ИС, в электронном паспорте объекта учета указываются реквизиты решения о создании (закупке) с присоединением файла, содержащего электронную копию (электронный образ) указанного решения.
47. Выделение ИС специальной деятельности из комплексных ИС осуществляется по имеющейся документации исходя из следующих критериев:
программно-аппаратный комплекс ИС специальной деятельности должен быть технологически обособлен и обеспечивать возможность его вывода из эксплуатации, замены, модернизации без существенного нарушения работы смежных ИС;
дальнейшее планирование мероприятий по информатизации должно осуществляться с привязкой каждого мероприятия к определенному объекту учета.
48. Выделение для целей учета ЦОД из комплексных ИС осуществляется по принципу их территориальной и технологической обособленности. Программно-технические комплексы, создававшиеся в рамках различных мероприятий по информатизации, но размещенные в одном специально приспособленном помещении (комплексе помещений) с общими инженерно-технологическими системами, должны рассматриваться как единый ЦОД. В то же время технологически разобщенные программно-технические комплексы должны регистрироваться как отдельные объекты учета, даже если они создавались в рамках одного мероприятия по информатизации или государственного контракта.
49. Для ИС специальной деятельности и ЦОД при регистрации в системе учета информационных систем должен быть определен соответствующий текущий статус:
50. Объекты учета, выведенные из эксплуатации до вступления в силу постановления N 644, регистрации в системе учета информационных систем не подлежат.
51. При заполнении разделов электронного паспорта, относящихся к средствам ПО, ТО, работам, услугам, закупка и поставка (сдача) которых были осуществлены до вступления в силу постановления N 644, допускается не детализировать состав ТО, работ и услуг, отражая только состав ПО, суммарный размер затрат на основе данных бюджетного учета в соответствии с пунктом 22 методических указаний.
52. Не допускается включение одних и тех же средств ПО, ТО, работ или услуг в электронные паспорта нескольких объектов учета. Если какие-либо виды обеспечения фактически используются в нескольких объектах учета, они должны быть отнесены к компонентам ИТКИ соответствующего типа.
VII. Методика оценки эффективности и результативности мероприятий по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ
53. Оценка эффективности и результативности мероприятий по информатизации, осуществляемых государственными органами, выполняется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основе анализа достижения плановых значений показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации расходов федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на достижение показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации.
54. Плановые и фактически достигнутые значения показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации предусматриваются планами информатизации государственных органов и отчетами о выполнении планов информатизации государственных органов. Значения показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации размещаются в электронном паспорте объекта учета в соответствии с пунктом 14 Положения о системе учета информационных систем.
55. Оценка эффективности и результативности мероприятий по информатизации проводится ежегодно после предоставления государственными органами в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации отчетов о выполнении планов информатизации, формируемых государственными органами во исполнение постановления N 365.
56. Результативность мероприятия по информатизации оценивается по следующей формуле:
, где
, где
58. Эффективность комплекса мероприятий по информатизации оценивается только в случае, если объем фактических и плановых затрат на комплекс мероприятий по информатизации ненулевой. Эффективность комплекса мероприятий по информатизации оценивается по формуле:
Уровень_эфф = Уровень_рез/ Уровень_затрат, где
Уровень_затрат = Факт_затраты / План_затраты, где
*(1) В целях методических указаний выделяются следующие типы полномочий государственных органов: специфические полномочия, типовые полномочия, не относящиеся к специфическим полномочиям.
*(2) При регистрации государственного контракта указывается, к какому виду обеспечения объекта учета (ПО, ТО, работам, услугам) относятся работы, услуги, закупки товаров по данному государственному контракту, а также, при наличии утвержденного плана информатизации, указываются мероприятия по информатизации, соответствующие государственному контракту.
*(4) Справочно: государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 29 декабря 1990 г. N 3496.
*(5) Справочно: межгосударственный стандарт ГОСТ 34.603-92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем», утвержденный постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 17 февраля 1992 г. N 161.
*(6) Плановое значение уровня результативности принимается равным 100%.
Приложение N 1
к методическим указаниям по
осуществлению учета
информационных систем и
компонентов информационно-
телекоммуникационной
инфраструктуры, утвержденным
приказом Министерства связи и
массовых коммуникаций РФ
от 31 мая 2013 г. N 127
Классификатор
ИС и компонентов ИТКИ. Указания по классификации
1. ИС специальной деятельности.
В классификационных разрядах идентификационного номера ИС специальной деятельности указывается «10».
2. ИС типовой деятельности.
В классификационных разрядах идентификационного номера ИС типовой деятельности рекомендуется указывать код в соответствии с Таблицей 1.
Классификация ИС типовой деятельности
Код в номере объекта учета
Обеспечивающая сфера деятельности органов субъектов в рамках исполнения ими типовых полномочий
Указания по классификации
Документарное обеспечение деятельности
ИС документооборота, автоматизации делопроизводства, архивной деятельности, ведения номенклатуры дел и учета корреспонденции, средства обеспечения доступа к электронным документам
ИС персонального кадрового учета, управления кадровым резервом, проведения аттестации, повышения квалификации, другие ИС, связанные с управлением персоналом
ИС бухгалтерского и управленческого финансового учета и планирования, ИС управления бюджетным процессом
Управление материальными и нематериальными активами
ИС складского и инвентарного учета, управления закупками
ИС, обеспечивающие информационное взаимодействие и непосредственно предоставляющие услуги (информационные сервисы) пользователям (системы электронной почты, видеоконференций, центры телефонного обслуживания)
В данную классификационную категорию не включаются ИС и ИТКИ, обеспечивающие исключительно взаимодействие ИС и не предназначенные для непосредственного использования и выполнения конкретной функции пользователем, ПО и ТО, входящие в состав других ИС
Системы информационного обеспечения деятельности
Справочно-энциклопедические ИС, базы данных правовой информации, адресные и телефонные справочники, иные ИС предоставления доступа к информации общего характера
В данную классификационную категорию не включаются ИС, ведение информационных ресурсов которых осуществляется в рамках специальных полномочий органов субъектов
ИС и средства обеспечения, не относящиеся к ИС специальной деятельности и не подпадающие под другие сферы обеспечивающей деятельности
В классификационных разрядах идентификационного номера ЦОД указывается «30».
4. Типовые компоненты ИТКИ.
Понятие «типовой» в наименовании данной классификационной категории относится к классам задач, решаемых с помощью соответствующих групп компонентов, сами программно-технические комплексы и отдельные средства обеспечения, относимые к той или иной группе, могут являться уникальными или специализированными.
Учет ПО, ТО, работ и услуг, необходимых для создания, развития, модернизации и эксплуатации типовых компонентов ИТКИ, рекомендуется осуществлять органами субъектов совокупно в рамках одного объекта учета по каждой группе типовых компонентов ИТКИ. Разделение на обособленные компоненты ИТКИ не производится.
В классификационных разрядах идентификационного номера типовых компонентов ИТКИ указывается код в соответствии с Таблицей 2.
Классификация типовых компонентов ИТКИ
Код в номере объекта учета
Группа типовых компонентов ИТКИ
Указания по классификации
Рабочие станции общего назначения
Средства вычислительной техники, предназначенные для непосредственной работы пользователя, в том числе в режиме удаленного доступа к серверным мощностям, включая необходимое периферийное оборудование, в том числе принтеры и сканеры, размещаемые на отдельных рабочих местах и общесистемное ПО, не относящееся к ИС
Серверное оборудование, не входящее в состав ЦОД
Серверы и группы серверов, не размещенные в технологически и территориально обособленных ЦОД, а также их общесистемное ПО, технологическое оборудование, необходимое для обеспечения их функционирования (стойки, шкафы, коммутаторы, источники бесперебойного питания)
Средства печати и копирования данных, издательские системы
Сетевые принтеры и сканеры, комплексы сканирующих, копирующих, печатающих устройств, включая входящие в их состав рабочие станции со специальным ПО, предназначенным для печати, полиграфического изготовления бланков и другой печатной продукции
Внутренняя телекоммуникационная инфраструктура
Локальные вычислительные сети и иные технические и программные средства, обеспечивающие передачу данных в помещениях органов субъектов
Телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю связь
Технические и программные средства, обеспечивающие взаимодействие с внешними мобильными комплексами, устройствами, сетями, средства обеспечения доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», видеоконференцсвязь
Программно-аппаратные комплексы информационной безопасности
Межсетевые экраны, средства криптографической защиты информации, программно-аппаратные средства обнаружения атак и иные средства информационной безопасности, выделяемые в единый программно-технический комплекс, в том числе, в целях аттестации или сертификации на соответствие требованиям по защите информации
К данной группе относятся компоненты ИТКИ, не вошедшие в группы 41-46
5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства.
В классификационных разрядах идентификационного номера указывается «50».
Приложение N 2
к методическим указаниям по
осуществлению учета
информационных систем и
компонентов информационно-
телекоммуникационной
инфраструктуры, утвержденным
приказом Министерства связи и
массовых коммуникаций РФ
от 31 мая 2013 г. N 127
Классификация средств программного, технического обеспечения, работ и услуг
I. Классификатор ПО
1. Общесистемное ПО.
Программы для ЭВМ, предназначенные для решения практических задач, связанных с деятельностью государственных органов и поставляемые как готовый продукт, в том числе прикладные программные платформы для разработки специализированных информационных систем (системы управления ресурсами предприятия (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), портальные решения (Docflow)), геоинформационные системы, системы управления технологическими процессами, универсальные средства автоматизации офисной деятельности (текстовые и табличные редакторы, редакторы деловой графики, почтовые программы, организаторы и планировщики общего назначения), другие программы, предназначенные для автоматизации и информационного обеспечения административной, управленческой или иной практической деятельности, вытекающей из полномочий государственных органов.
3. Заказное прикладное ПО.
Программы для ЭВМ, разработанные по специальному заказу государственных органов, и специально предназначенные для решения задач, следующих из полномочий государственных органов, в том числе обеспечения исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, автоматизации типовой деятельности государственного органа, включая типовые программные решения.
II. Классификатор ТО
1. Серверное оборудование и оборудование ЦОД.
2. Оборудование рабочих станций.
3. Периферийное и специализированное оборудование, используемое вне состава рабочих станций (в том числе сетевые принтеры, сканеры, презентационное оборудование, экранные комплексы, информационные киоски, навигационные устройства).
4. Телекоммуникационное оборудование, включая кабельные сети, коммутаторы и маршрутизаторы, шлюзы, средства мониторинга трафика, балансировки нагрузки и управления телекоммуникационными сетями.
5. Технические средства для обеспечения спутниковой связи.
6. Аппаратные и программно-аппаратные средства защиты информации, включая межсетевые экраны, средства криптографической защиты информации и усиленной электронной подписи, средства организации защищенных каналов связи, защищенные съемные носители данных и специализированные средства работы с ними (считыватели).
7. Автоматические компьютерные телефонные станции, средства IP-телефонии.
III. Классификатор работ и услуг
1. Работы (услуги), связанные с подготовкой к созданию (развитию) ИС и компонентов ИТКИ.
2. Монтажные и (или) пусконаладочные работы (услуги).
3. Работы (услуги) по проведению специальных проверок и исследований.
4. Работы (услуги) по подключению (обеспечению доступа) к внешним информационным ресурсам (телекоммуникационные услуги).
5. Работы (услуги) по предоставлению информационных ресурсов и баз данных.
6. Работы (услуги) по техническому сопровождению и обеспечению эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ.
7. Работы (услуги) по аренде ТО и ПО, включая аренду ресурсов на основе «облачных вычислений».
8. Работы (услуги) по обучению сотрудников органов государственной власти в области ИТКИ.
Информация об изменениях:
Приказом Минкомсвязи России от 15 июня 2016 г. N 266 в форму внесены изменения
Приложение N 3
к методическим указаниям по
осуществлению учета
информационных систем и
компонентов информационно-
телекоммуникационной
инфраструктуры, утвержденным
приказом Министерства связи и
массовых коммуникаций РФ
от 31 мая 2013 г. N 127
(с изменениями от 15 июня 2016 г.)
Форма
электронного паспорта объекта учета
* Федеральная государственная информационная система «Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин».
** Код классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации
Приложение N 4
к методическим указаниям по
осуществлению учета
информационных систем и
компонентов информационно-
телекоммуникационной
инфраструктуры, утвержденным
приказом Министерства связи и
массовых коммуникаций РФ
от 31 мая 2013 г. N 127
Состав
реквизитов электронных паспортов объектов учета и особенности их заполнения
С изменениями и дополнениями от:
Раздел 1. Общая информация: общие сведения, текущий статус, цели, назначение и область применения объекта учета
Подраздел 1.1. Общие сведения
1. В поле «Уникальный идентификационный номер объекта учета» указывается номер, присвоенный при регистрации объекту учета в системе учета информационных систем Министерством связи и массовой коммуникаций Российской Федерации.
2. В поле «Полное наименование» указывается полное наименование объекта учета в соответствии с правовыми актами, устанавливающими необходимость создания объекта учета. Реквизиты соответствующего документа указываются в поле «Решение о создании (закупке)». В случае принятия (утверждения) правового акта, вносящего изменения в наименование объекта учета, соответствующие изменения вносятся и в поле «Полное наименование».
3. В поле «Краткое наименование» указывается краткое наименование объекта учета в соответствии с нормативными правовыми актами. Если краткое наименование не установлено в указанных документах, то в качестве краткого наименования указывается формулировка, характеризующая назначение или сферу применения объекта учета.
4. В поле «Решение о создании (закупке)» указываются основания для создания (закупки) объекта учета: правовые акты государственных органов, регулирующие вопросы создания (закупки) объектов учета с указанием наименования акта, номера документа, даты принятия, с указанием ссылки на пункт, в котором содержатся положения, относящиеся к объекту учета (подпункт, часть, статью).
Для ИС специальной деятельности и ЦОД указываются сведения об актах и поручениях Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, являющихся основанием для создания (закупки) объекта учета государственным органом.
В поле приводятся только действующие в настоящее время решения о создании (закупке) объекта учета. Утратившие силу документы исключаются из перечня при актуализации электронного паспорта. К каждому пункту перечня документов прикладывается файл в формате PDF, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, ODF или Microsoft Word, содержащий текст документа, на основании которого принято решение о создании (закупке) объекта учета. Допускается вместо файла указывать ссылку на публикацию документа на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. В поле «Дата регистрации» системой учета информационных систем автоматически фиксируется дата регистрации объекта учета.
6. Поле «Классификационная категория объекта учета» заполняется в соответствии с указаниями по классификации, приведенными в Приложении N 1 к методическим указаниям.
Подраздел 1.2. Текущий статус ИС
7. В поле «Текущий статус ИС» для ИС специальной деятельности и ЦОД при регистрации указывается одно из следующих значений: «подготовка к созданию», «разработка», «эксплуатация», «выведена из эксплуатации». Данное поле не заполняется для ИС типовой деятельности и типовых компонентов ИТКИ.
Подраздел 1.3. Цели, назначение и область применения объекта учета
9. Поле «Назначение и область применения объекта учета» заполняется для ИС специальной деятельности и ЦОД. В поле «Назначение и область применения объекта учета» приводится краткое описание назначения объекта учета и объектов для автоматизации (информатизации) деятельности которых предназначен объект учета. Поле заполняется на основании ТЗ, ТТ, а если они еще не разработаны, то с использованием решения о создании (закупки) объекта учета.
Информация об изменениях:
Приказом Минкомсвязи России от 15 июня 2016 г. N 266 Состав дополнен пунктом 9.1
9.1 Поле «Перечень общедоступной информации объекта учета» заполняется для ИС специальной деятельности и для ИС типовой деятельности, в котором указываются:
б) ссылка на страницу сайта в сети «Интернет» (URL), где размещен реестр наборов данных, предоставляемых информационной системой, в том числе на адрес в сети «Интернет» сервиса, предоставляющего доступ к указанному реестру без участия человека в целях использования содержащихся в нем сведений иными информационными системами (при наличии).
10. В поле «Входит в состав» указывается наименование комплексной ИС, в состав которой входит объект учета (при наличии).
11. В поле «Регистрация в ФАП» в случае наличия регистрации объекта учета и (или) его средств ПО в ФАП указываются соответствующие уникальные идентификационные номера объектов ФАП.
12. В поле «Расходы на создание до 2013 года, тыс. руб.» указываются суммарные затраты на создание только тех объектов учета, порядок и правила для которых определены в пункте 22 методических указаний.
13. В поле «Расходы на эксплуатацию до 2013 года, тыс. руб.» указываются расходы на эксплуатацию только тех объектов учета, порядок и правила для которых определены в пункте 22 методических указаний.
Раздел 2. Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ, государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ и сведения о должностных лицах государственного органа, ответственных за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета
14. В поле «Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ» указывается полное наименование государственного органа, уполномоченного на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ.
15. В поле «Государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ» указывается полное наименование государственного органа (или иного юридического лица), уполномоченного на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ.
16. В поле «Ответственные должностные лица» указываются фамилия, имя и отчество ответственных должностных лиц государственного органа за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета, контактные данные (адрес электронной почты, телефон), должность, сфера ответственности.
17. Сфера ответственности выбирается из списка:
ответственный за организацию размещения сведений в системе учета информационных систем;
ответственный за размещение сведений в системе учета информационных систем;
ответственный за координацию мероприятий по информатизации;
ответственный за организацию закупок;
ответственный за обеспечение эксплуатации.
Раздел 3. Состав объекта учета: сведения об использовании компонента ИТКИ, виды обеспечения объекта учета
Подраздел 3.1. Сведения об использовании компонента ИТКИ
Подраздел 3.2. Виды обеспечения объекта учета
19. В поле «Классификационная категория ПО, ТО, работы, услуги» указывается классификационная категория ПО, ТО, работы, услуги в соответствии с Приложением N 2 к методическим указаниям.
20. В поле «Наименование ПО, ТО» указывается наименование ПО, ТО по спецификациям заключенного государственного контракта.
21. Поле «Сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования» заполняется для видов обеспечения «Работы, услуги по аренде ТО и ПО включая аренду ресурсов на основе «облачных вычислений»». В данном поле указываются сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования.
23. В поле «Наименование типовой лицензии» указывается наименование типовой лицензии (при наличии)*. Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.
24. В поле «Характеристики лицензии» указываются следующие метрики (при наличии): модель лицензирования, типы лицензий для соединения с сервером (на устройство, на пользователя), количество одновременных подключений устройств или пользователей к серверу. Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.
25. В поле «Продуктовый номер лицензии» указывается продуктовый номер лицензии (Product part Number) (в случае наличия). Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.
26. Поле «Количество единовременно распределяемых лицензий» заполняется для случая, когда лицензии продаются блоками: по 5, 20, 100 и более лицензий, в данном поле указывается минимальное количество единовременно распределяемых лицензий. Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.
27. Поле «Количество приобретаемых экземпляров» заполняется в случае модели лицензирования, не позволяющей использовать большее количество характеристик лицензии, чем указано в лицензионном соглашении. Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.
28. Поле «Лицензиар» заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе. В данном поле указывается наименование организации (одной из сторон лицензионного соглашения), предоставляющей право на использование объекта лицензии.
29. Заполнение сведений Подраздела 3.2 «Виды обеспечения объекта учета» для объекта учета, закупка ПО, ТО и поставка (сдача) работ, услуг по которым были осуществлены до 1 января 2013 г., реализуется в порядке, приведенном в пункте 22 методических указаний.
Раздел 4. Реализуемые специфические полномочия: реализуемые государственные услуги (функции)
30. В настоящем Разделе приводятся сведения о специфических полномочиях, для автоматизации или информационной поддержки исполнения которых используется объект учета. Указываются сведения только о тех государственных услугах и функциях, административные процедуры которых непосредственно автоматизируются или обеспечиваются с использованием объекта учета. Не включаются в перечень государственные услуги и функции, для которых объект учета является только источником (поставщиком) данных, в том числе и для других ИС (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия), и не задействован в рамках непосредственного исполнения административных процедур для государственной услуги или функции.
32. В случае отсутствия государственной услуги (функции) в Реестре ГУ/ГФ заполняется поле «Нормативный правовой акт». В данном поле указываются реквизиты (номер, дата, наименование) нормативного правового акта, на основании которого предоставляется данная государственная услуга, исполняется функция (с указанием ссылки на пункт (подпункт, часть, статью) такого акта.
33. В поле «Полное наименование государственной услуги (функции)» указывается наименование государственной услуги, функции в соответствии с Реестром ГУ/ГФ. В случае отсутствия государственной услуги, функции в Реестре ГУ/ГФ полное наименование государственной услуги, функции приводится в соответствии с нормативным правовым актом, на основании которого предоставляется данная услуга и функция.
34. В поле «Процент использования ресурсов ИС при автоматизации исполнения государственной услуги (функции)» указывается процент использования ресурсов ИС при автоматизации исполнения государственной услуги и функции. Особенности расчета процента ресурсов ИС, используемого при автоматизации исполнения государственной услуги и функции, приведены пунктах 35-37 настоящего Приложения.
35. Процент использования ИС государственной услугой или функцией определяется как отношение количества транзакций, относящихся к данной государственной услуге или функции, за определенный период, к общему количеству транзакций, реализуемых данной ИС за тот же период. Если ИС используется при реализации единственной государственной услуги или функции, то процент использования составляет 100% и все затраты по данной ИС относятся на соответствующую государственную услугу или функцию. Если ИС используется при реализации нескольких государственных услуг и функций, то сумма процентов использования ИС этими государственными услугами и функциями должна составлять 100%. Затраты на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию данной ИС распределяются по затратам на информатизацию государственной услуги и функции пропорционально проценту использования ИС соответствующей государственной услугой или функцией.
36. Для государственных услуг количество транзакций, реализуемых ИС, определяется как количество заявлений на предоставление услуг, обрабатываемых в ИС в течение одного года. Для государственных функций количество транзакций, реализуемых ИС, определяется, как количество учетных (регистрационных) операций, связанных с осуществлением государственной функции, обрабатываемых в течение одного года. За основу для расчета количества транзакций принимаются фактические показатели прошлого года. Для ИС, введенных в эксплуатацию менее года назад, для расчета доли использования ИС применяются характеристики ИС, установленные в эксплуатационной документации на данную ИС.
37. В случае, если специфика государственных услуг или функций, использующих ИС, обуславливает существенные изменения количества транзакций по годам (более чем на 30% от среднего количества) или общее количество транзакций в ИС составляет менее 1000 в год, то проценты использования ИС по всем государственным услугами и функциям, использующих ИС, принимаются равными.
38. Если при реализации государственной услуги или функции используется несколько ИС, то затраты на ее информатизацию, определенные с учетом процента использования каждой ИС, суммируются.
39. В поле «Индикаторы и показатели государственных услуг (функций)» указываются индикаторы и показатели на очередной финансовый год и плановый период. Индикаторы и показатели государственных услуг, функций, дополняются и актуализируются при утверждении государственными органами планов информатизации государственных органов и формировании отчетов о выполнении планов информатизации во исполнение постановления N 365.
40. Поле «ИС, направленные на информирование о деятельности государственного органа» заполняется в случае, если ИС используется для информирования о деятельности государственного органа.
Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики, сведения о защите информации
Подраздел 5.1. Функциональные характеристики
41. В подразделе 5.1 «Функциональные характеристики объекта учета» приводятся сведения о совокупности отличительных свойств (количественных и качественных показателях) объекта учета. Допускается приводить количественные показатели объекта учета, характеризующие функциональные, технические, качественные и эксплуатационные свойства объекта учета, в том числе необходимые для обоснования затрат на его создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию.
42. В поле «Наименование показателя» указывается наименование показателя объекта учета.
43. В поле «Единица измерения показателя» для каждого показателя объекта учета приводится единица измерения показателя.
48. Значения показателей (характеристик) объекта учета формируются при регистрации объекта учета и дополняются и актуализируются при дополнении (актуализации) сведений об объекте учета: утверждении планов информатизации, заключении государственных контрактов, сдаче (приемке) работ по государственным контрактам.
Подраздел 5.2. Сведения о защите информации
49. В подразделе 5.2 «Сведения о защите информации» приводятся сведения об уровне защищенности в соответствии с текущими требованиями Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
50. В поле «Уровень защищенности персональных данных» указывается уровень защищенности (от 1 до 4) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6257).
51. Вместо уровня защищенности в поле могут указываться следующие значения:
52. В поле «Сведения о прохождении специальных проверок» указываются реквизиты документов, полученных в результате предусмотренных нормативными требованиями проверок (сертификаты, свидетельства об аттестации, экспертные заключения).
Раздел 6. Мероприятия по информатизации, направленные на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию объекта учета: сроки создания, сведения о мероприятиях по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации объекта учета
53. Заполнение Раздела 6 для объектов учета, закупка ПО, ТО и поставка (сдача) работ (услуг) по которым были осуществлены до 1 января 2013 года, реализуется в порядке, приведенном в пункте 22 методических указаний.
Подраздел 6.1. Сведения о сроках создания
54. При заполнении поля «Сроки создания» указывается дата начала и дата завершения создания объекта учета.
Подраздел 6.2. Сведения о мероприятиях по информатизации
55. Поле «Мероприятия по информатизации» для объекта учета заполняется в автоматическом режиме по данным утвержденных планов информатизации государственных органов, сформированных в автоматизированной информационной системе управление ведомственной и региональной информатизацией, и содержит перечень мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, модернизацию, эксплуатацию объекта учета, а также перечень и количество товаров, перечень и объем работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по информатизации.
Подраздел 6.3. Сведения об объявлении торгов
56. В поле «Дата объявления торгов» указывается дата объявления торгов (запроса котировок цен) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для создания и (или) развития и (или) модернизации и (или) эксплуатации объекта учета.
58. В поле «Код БК» указываются 17 знаков кода классификации расходов бюджетов, по которому осуществляется закупка.
59. В поле «Мероприятие по информатизации» приводятся ссылки на соответствующее мероприятие по информатизации из подраздела 6.2 «Сведения о мероприятиях по информатизации» электронного паспорта объекта учета. В поле «Ссылки» указываются ссылки на адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по которому размещено объявление о проведении торгов (запроса котировок цен).
Подраздел 6.4. Сведения о заключенных государственных контрактах
61. В поле «Закупка» указывается реестровый номер закупки, в рамках которой заключен ГК.
62. В поле «Реестровый номер ГК» указываются соответствующие данные официального сайта www.zakupki.gov.ru.
63. В поле «Дата ГК» указывается дата заключения ГК.
64. В поле «Исполнитель ГК» указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, с которым заключен ГК.
65. В поле «Причины отклонения от ожидаемых результатов» указываются сведения о причине отклонений ожидаемых по итогам реализации ГК количественных и качественных результатов от предусмотренных утвержденными планами по информатизации, формируемыми государственными органами во исполнение постановления N 365, в части поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для создания и (или) развития и (или) модернизации и (или) эксплуатации объектов учета (в случае наличия отклонений).
Подраздел 6.5. Сведения об актах сдачи-приемки
66. В поле «Реквизиты актов сдачи-приемки» указываются реквизиты актов сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. К записи прилагается файл в текстовом формате, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, содержащий электронную копию (электронный образ) текста соответствующего акта.
67. В поле «ГК» приводятся ссылки на соответствующий акту сдачи-приемки ГК, сформированный в составе сведений «Сведения о заключенных ГК».
68. В поле «Стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг» указывается стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг по ГК;
69. В поле «Виды обеспечения» на основании актов сдачи-приемки детализируется государственным органом стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг на соответствующие ПО, ТО и прочие виды обеспечения, сформированные в составе сведений «Виды обеспечения объекта учета».
70. В поле «Закупка работ (услуг) и товаров» приводится ссылка на работы, услуги, товары, сформированные в подразделе 6.2 Сведения о мероприятиях по информатизации.
71. В поле «Причины отклонений от ожидаемых результатов» указываются сведения о причине отклонений от количественных и качественных результатов, предусмотренных ГК, в части поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для создания и (или) развития, и (или) модернизации, и (или) эксплуатации объектов учета (в случае наличия отклонений).
Подраздел 6.6. Сведения о вводе в эксплуатацию
72. В поле «Реквизиты акта» указываются реквизиты актов, содержащих решение о вводе в эксплуатацию объектов учета. К записи прилагается файл в формате PDF, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, ODF или Microsoft Word, содержащий электронную копию (электронный образ) текста соответствующего акта.
73. В поле «Дата ввода в эксплуатацию» указывается дата ввода в эксплуатацию объекта учета.
Подраздел 6.7. Сведения о выводе из эксплуатации
74. В поле «Реквизиты акта» указываются реквизиты актов, содержащих решение о прекращении эксплуатации объекта учета. К записи прикладывается файл в формате PDF, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, ODF или Microsoft Word, содержащий электронную копию (электронный образ) текста соответствующего акта.
75. В поле «Дата вывода из эксплуатации» указывается дата вывода из эксплуатации объекта учета.
76. В поле «Причины вывода из эксплуатации» указываются сведения о причинах, послуживших основанием прекращения эксплуатации объекта учета.
Подраздел 6.8. Сведения о принятии к бюджетному учету и учет иных операций с объектами учета
77. В поле «Дата учета» указывается дата принятия к бюджетному учету.
78. В поле «Код БК» указывается код бюджетной классификации.
79. В поле «Балансовая стоимость, тыс. руб.» указывается балансовая стоимость закупленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг, относящихся к объекту учета. Балансовая стоимость детализируется государственным органом на соответствующие ПО, ТО и прочие виды обеспечения, сформированных в составе сведений «Виды обеспечения объекта учета».
80. В поле «Основания» приводятся реквизиты документа, на основании которого объект принят к учету.
81. В поле «Иные операции с объектами учета» приводятся дата и результат операций с объектами учета в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный N 19593).
82. Сведения о принятии к бюджетному учету и учет иных операций с объектами учета формируются при принятии к бюджетному учету объекта учета и дополняются и актуализируются при дополнении (актуализации) сведений об объекте учета: при операциях с объектами учета в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению.
Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС
83. Раздел 7 электронного паспорта объекта учета заполняется только для ИС специальной деятельности.
84. В поле «Сведения о пользовательских интерфейсах ИС» указываются веб-интерфейсы ИС, доступные за пределами ведомства по сетям общего пользования (в том числе ограниченного доступа). Для каждого пользовательского интерфейса указываются следующие атрибуты: наименование и назначения интерфейса;
тип интерфейса (выбирается из списка: «Публичный», «Ограниченный публичный», «Персонализированный публичный», «Межведомственный», «Ограниченный межведомственный»);
адрес стартовой страницы интерфейса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
86. В поле «Прочие интерфейсы ИС» указываются программные интерфейсы ИС, не являющиеся веб-сервисами, используемые для информационного взаимодействия с ИС других государственных органов. В данном поле приводится:
название программного интерфейса, его назначение;
описание передаваемых или получаемых сведений;
Разработан порядок учета информационных систем (ИС) и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТКИ).
Установлены категории объектов учета. Они зависят от назначения. Например, для оказания госуслуг.
В рамках учета формируются электронные паспорта ИС и компонентов ИТКИ. Предусмотрено их содержание. Присваиваются уникальные идентификационные номера.
Установлены особенности учета отдельных объектов.
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 мая 2013 г. N 127 «Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30318
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 ноября 2013 г. N 255
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минкомсвязи России от 15 июня 2016 г. N 266
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа