Общение что значит общаться конспект урока 5 класс риторика

Конспект урока риторики в 5-м классе «Ваша коммуникативная задача»

Блок “Общение”

Цель: создание педагогических условий для развития умений эффективного общения

План урока

Цель:Содержание:
готовность к уроку; эмоциональный настрой на работу— приветствие:

“Прозвенел долгожданный звонок. Начинается урок. Здравствуйте!”

бейджа; учебника (ч. №1);тетради; письменных принадлежностей; дневникаРезультат: эмоциональный настрой на урок; наличие всех необходимых для работы принадлежностей.

Цель:Содержание:
учить пятиклассников пользованию своим речевым аппаратом;

развивать навыки правильного речевого дыхания— учитель демонстрирует правильное выполнение упражнений;

— коллективное выполнение упражнений:

дыхательные упражнения “Подышим? Подышим!”: “Вдох и выдох”, “Посчитаем Егорок”, “Сколько слов мы произносим на одном выдохе” (Ч.1, с. 154);

артикуляционные упражнения “Разомнём язычок”: “Колечко”, “Язык змеи”, “Хоботок” (Ч.2, с.137)Результат: учащиеся подготавливают речевой аппарат к говорению (разогрев);

снимается психологический “барьер молчания”.

Цель:Содержание:
актуализировать знания, необходимые для продолжения изучения раздела “Общение”фронтальная беседа:

— Какие функции может выполнять общение?

— Выберите необходимые условные знаки и изобразите схему, отражающую суть общения:

— Как вы понимаете высказывание академика Д.С. Лихачёва: “Общаясь, люди создают друг друга”?Результат:

Введение теоретических сведений

Цель:Содержание:
познакомить с понятием “коммуникативная задача (намерение)”самостоятельное чтение текста, с.20, условный знак “Постановка проблемы”.

Формулирование вывода: люди общаются ради достижения какой-либо цели. Об эффективности общения судят по результату решения проблемы.

В риторике цель общения называется коммуникативная задача или коммуникативное намерение (интенция).

Коммуникативные намерения (задачи): попросить, поздравить, успокоить, поблагодарить и т.д.

Фиксация темы урока и определения понятия в тетради.Результат: учащиеся знакомятся с понятием “коммуникативная задача (намерение), фиксируют его в письменной и устной речи.

Цель:Содержание:
развивать эмоциональность речи, выполнять двигательный режимученики выполняют комплекс упражнений, сопровождающийся речитативом.
Результат: учащиеся учатся активному бережному отношению к своему здоровью.
Цель:Содержание:
учить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерениес. 20-21, № 18; с.24, № 23.

Работа организуется в малых группах по 3 и 2 человека:

— учащиеся разыгрывают заданные ситуации, подбирая подходящие для ситуации слова;

— определяют коммуникативную задачу в каждом случае.

Целесообразно выслушать разные варианты, проанализировать, как каждый из отвечающих добивался решения поставленной перед ним задачи.Результат: дети учатся реализовывать своё коммуникативное намерение, учитывать того, кому адресуют речь.

(учитель фиксирует на доске, учащиеся в дневниках)

развивать поисковую активность, творческие способностидля всех:

с. 24-25, №26, прочитать текст по ролям, выполнить задание к тексту;

— подобрать сюжетные картинки, определить коммуникативную задачу собеседников*;

— подготовить презентацию по теме “Ваша коммуникативная задача”;Результат: выполняя задание, дети учатся анализировать речевое поведение участников коммуникативного акта (в том числе определять их коммуникативное намерение);

на следующем уроке ситуация служит поводом для обсуждения аналогичных случаев из личного опыта и того, как из них находили выход.

Цель:Содержание:
формировать представление о значении изучения данной темы; сформулировать ключевые понятия урока— Что такое коммуникативное намерение?

— Какие цели можно решать в процессе общении с другими людьми?

— Где могут пригодиться знания и умения, полученные сегодня на уроке?

— Как вы понимаете высказывание академика Д.С. Лихачёва: “Общаясь, люди создают друг друга”?Результат: учащиеся обобщают полученные в ходе урока знания, выясняют практическую значимость умений.

“?” – у меня есть вопросы, не уверен в своих знаниях, нужно ещё потренироваться в выполнении каких – либо действий;

* Собранный набор сюжетных картинок можно использовать для проведения на следующих уроках практической работы. Предлагаю использовать ряд предложенных вопросов:

Источник

Разработка урока по риторике на тему: Общение

Предмет:Русский язык и литература
Категория материала:Другие методич. материалы
Автор:Цемох Светлана Михайловна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (docx)
Размер:24.30 Kb

Тема: Что значит общаться? Как люди общаются?

Цели и задачи урока:

изучить и овладеть видами, средствами и функциями эффективного

способствовать развитию умения применять полученные знания на практике;

раскрыть значение и роль общения в жизни людей.

– Как вы думаете, что значит быть общительным?

– В вашем классе есть общительные ребята? Как у вас складываются с ними отношения?

– Вам предлагаются характеристики общительного человека, на которые нужно ответить: «да» или «нет». Итак, «Общительный человек – это тот, кто…»

умеет легко вступать в контакт с другими;

может с легкостью найти тему для разговора;

говорит слишком много;

не говорит о разных пустяках ради того, чтобы заполнить паузу;

может легко завязывать дружбу (и т.д.).

Учитель читает высказывание Абая Кунанбаева: «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному» – и просит детей его прокомментировать.

Задание. Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе дается вопрос, который предлагается обсудить в течение 4-5 минут, а затем подготовить коллективный ответ.

1. Для чего людям надо общаться друг с другом?

2. С какими людьми, на ваш взгляд, приятно и легче общаться?

3. Что может быть препятствием для общения друг с другом?

4. Каким должно быть общение, чтобы его можно было назвать культурным?

5. Что нужно учитывать при общении людей, чтобы оно не было в тягость?

6. Какое общение можно назвать плодотворным? Что может быть «плодами» общения?

Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»

Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:

– с мамой, приехавшей из дальней командировки;

– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;

– с встретившимся вам по дороге в школу другом;

– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;

– с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;

– с девочкой, которая нравится вам;

– с закадычным другом;

– с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;

– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;

– с соседкой, которая вам приятна;

– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.

Обратимся к хрестоматии

Д. Родари. «Страна без острых углов»

Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами, а крыши заканчивались небольшими арками. На улицах росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими, как резина, и вовсе не кололи, а только щекотали руку.

– Ой, какое чудо! – воскликнул Джованнино. Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:

– Вам разве неизвестно, что цветы рвать нельзя?

– Простите, пожалуйста, но я об этом не подумал!

– В таком случае вы заплатите только половину штрафа, – необычайно любезно сказал полицейский.

Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:

– Вы не покажете мне вашу саблю?

– С удовольствием, – ответил полицейский. И, конечно, сабля его была тоже без острия.

– Что это у вас за страна? – спросил Джованнино.

– Страна Без Острых Углов, – ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать с большой буквы.

– А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.

Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.

– Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать две пощечины, а не я вам!

– Но у нас принято именно так: полный штраф – четыре пощечины, половина – две.

– Но ведь это ужасно несправедливо!

– Еще бы! – сказал полицейский. – Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.

– Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!

– Тогда, – сказал полицейский, – мне придется проводить вас до границы.

И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…

– Почему эта страна так называется – «Страна Без Острых углов»?

– Как вы думаете, возникают ли «острые углы» во время общения людей? Почему?

– Что можно сделать, чтобы «сгладить» эти углы?

– Что, на ваш взгляд, необычного вы заметили в отношениях между людьми в этой стране?

– Автор рассказа не без основания назвал описываемую им страну – «Страной Без Острых Углов». Дело в том, что «острыми углами» в общении человека с другим человеком, как правило, называют напряженные моменты, споры, ссоры в общении. Запомните, что только умный и мудрый человек будет стремиться избегать этих «острых углов».

– Жители «Страны Без Острых Углов» решили оставить пригласительный билет для тех детей, которые желают попасть в их удивительную страну.

– В тетради выполните задания 1 и 3.

– Итак, мы знаем и понимаем, что наша жизнь может быть красивой и интересной благодаря общению. Если о человеке говорят, что он общительный, это характеризует его с хорошей стороны. Человек всегда должен стремиться строить доброжелательные отношения с другими людьми. А этому искусству нужно учиться!

– Давайте все вместе попробуем разработать основные правила общения, правила этикета и постараемся придерживаться их в повседневной жизни. Я хочу предложить такое правило: «Старайся внимательно выслушать собеседника». Дети называют свои правила, учитель записывает их на доске, а учащиеся – в тетрадях.

Выполните в тетради задание 2. Прочитайте в хрестоматии стихотворение Б. Заходера «Мы друзья».

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель и дети в кругу говорят друг другу добрые пожелания.

Общение что значит общаться конспект урока 5 класс риторика. Смотреть фото Общение что значит общаться конспект урока 5 класс риторика. Смотреть картинку Общение что значит общаться конспект урока 5 класс риторика. Картинка про Общение что значит общаться конспект урока 5 класс риторика. Фото Общение что значит общаться конспект урока 5 класс риторика

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 56 Скачиваний: 15

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Источник

Урок по развитию речи. Тема: «Что такое общение?»

Урок 1.

Что такое общение?

Учителю: краткие опорные конспекты, творческие работы по развитию речи мы помещаем в отдельную тетрадь, желательно «общую», накапливая теоретический и практический материал в течение всего учебного года. По такой тетради легко будет проследить рост общеучебных и интеллектуальных навыков ученика, работавшего в системе, заданной учителем. Цель всех уроков развития речи – интенсивное формирование речевой деятельности подростков – вначале преимущественно устной, позже письменной.

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи. Тема: «Что такое общение?»»

Учителю: краткие опорные конспекты, творческие работы по развитию речи мы помещаем в отдельную тетрадь, желательно «общую», накапливая теоретический и практический материал в течение всего учебного года. По такой тетради легко будет проследить рост общеучебных и интеллектуальных навыков ученика, работавшего в системе, заданной учителем. Цель всех уроков развития речи – интенсивное формирование речевой деятельности подростков – вначале преимущественно устной, позже письменной.

В лесу грибов много. Ну там сыроежки. Иногда встречаются подберезовики. Больше всего мне попалось маслят. Я их брал. А вот мухоморы портят лес. Такие противные, ядовитые. Набрал я грибов много. Завтра пойду еще.

Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам темно-красный, испустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая. …Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли – это очень старая сыроежка…

Чей рассказ о прогулке в лес за грибами вам понравился больше? Почему?

1-й рассказчик перечисляет разные виды грибов, разделяя их на съедобные и несъедобные. Рассказ как отчет: грибов много, но не все годятся в суп… После такого рассказа и в лес не захочешь пойти.

2-й рассказчик – поэт, владеющий словом. Его даже мухомор заинтересовал своей праздничной, яркой, веселой одеждой! Почему бы действительно не остановиться и не полюбоваться белыми панталончиками, спускающимися из-под шляпки? И о волнушке – подобранной, мокренькой, умненькой – доброе слово сказано! и т.д.

2. У ч и т е л ь. Мы провели сопоставление двух рассказов грибников о прогулке в лес, и, я думаю, вам захотелось научиться описывать свои впечатления так, как это сделал второй рассказчик, замечательный мастер слова Михаил Михайлович Пришвин.

Древние римляне открыли очень интересную науку – риторику. Запишем это красивое слово и толкование к нему: Риторика – это наука о красноречии.

Сегодня мы и поговорим о законах общения, столь важных для каждого из нас.

Вдумаемся в слово общение найдем родственные слова с таким же корнем, запишем: общение, общий, общество, сообща (корень –общ-).

Что означает этот корень? (Вместе, коллективно или с кем-то.)

Общение – это взаимодействие, контакт, цель которого – взаимопонимание.

Послушаем небольшой рассказ Николая Носова и подумаем, какова цель общения двух героев и понимают ли они друг друга.

(Действие происходит в квартире. Слова Барбоса учитель читает важно, напыщенно, горделиво.)

Дворовый пес Бобик попал в гости к домашнему Барбосу.

— А что это у вас за штука на стене висит? Все тик-так да тик-так, а внизу болтается.

— Это часы, ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел?

— Нет, а для чего они?

Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:

— Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…

— Как ходят? – удивился Бобик – У них ведь ног нету!

— Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

— Ого! Они еще и дерутся? – испугался Бобик.

— Да нет! Как они могут драться?!

— Бить – это звонить: бом-бом!

— А, ну так бы и говорил.

Какова цель общения двух героев? (Цель дворового пса-неуча – узнать от друга о «штуке» на стене, у которой что-то «болтается». Цель образованного пса – важно рассказать о часах, поделиться знаниями.)

Понимают ли они друг друга? (Понимание пока не наступило, так как Барбос толком не знал, зачем часы, что болтающаяся часть часов – маятник, что слова ходить и бить многозначны, и их можно понять буквально.

Удовлетворил ли вас тон «объясняющего» Барбоса? (Бобик спрашивал робко, застенчиво, а Барбос отвечал важно, значительно, напыщенно.)

Что нарушено в общении собеседников? (равенство, простота.)

1-й закон общения – равенство, простота.

3. а) Определите свою з а д а ч у в общении с другом в различных ситуациях. Расскажите о ней (такую задачу называют коммуникативной.) Возможны ли различные задачи в одной ситуации?

Ситуация 1. Вам на день рождения подарили щенка, и вы рассказали об этом в классе.

(Немного хвастались, обильно делились радостью. Заразили друзей интересом к животным. А может быть, хотели вознестись над теми, у кого нет очаровательного щенка?)

Ситуация 2. Вы увидели на улице плачущего малыша. (Ласково успокоили, ободрили или сказали пренебрежительно: «Что нюни распустил?»)

б) Это была маленькая разминка перед показом себя в общении. Конкурс на лучшее исполнение роли. Вызываются два ученика для диалога.

Ситуация 3. Вам приснился сон о летающей корове.

Ситуация 4. Ваш товарищ стал победителем в беге на стометровку.

Какие издержки, недочеты в общении друзей вы обнаружили? Нечуткость? Отсутствие такта? Излишнюю хвастливость? Ненатуральность?

2-й закон общения – чуткость, такт, снисходительность к слабостям другого, вежливость, доброта.

Запишем слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: Общаясь, люди создают друг друга.

Что стоит за этими словами? Д.С.Лихачев хочет, чтобы мы поняли на всю долгую жизнь, что, внимательно и уважительно слушая, мы сообщаем уверенность собеседнику, располагаем его к искренности, правдивости, пробуждаем поэтические наклонности, помогаем ему, если почему-то ему трудно говорить.

Источник

Разработка урока по риторике на тему: Общение

Тема: Что значит общаться? Как люди общаются?

Цели и задачи урока:

изучить и овладеть видами, средствами и функциями эффективного

способствовать развитию умения применять полученные знания на практике;

раскрыть значение и роль общения в жизни людей.

– Как вы думаете, что значит быть общительным?

– В вашем классе есть общительные ребята? Как у вас складываются с ними отношения?

– Вам предлагаются характеристики общительного человека, на которые нужно ответить: «да» или «нет». Итак, «Общительный человек – это тот, кто…»

— умеет легко вступать в контакт с другими;

— может с легкостью найти тему для разговора;

— говорит слишком много;

— не говорит о разных пустяках ради того, чтобы заполнить паузу;

— может легко завязывать дружбу (и т.д.).

Учитель читает высказывание Абая Кунанбаева: «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному» – и просит детей его прокомментировать.

Задание. Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе дается вопрос, который предлагается обсудить в течение 4-5 минут, а затем подготовить коллективный ответ.

1. Для чего людям надо общаться друг с другом?

2. С какими людьми, на ваш взгляд, приятно и легче общаться?

3. Что может быть препятствием для общения друг с другом?

4. Каким должно быть общение, чтобы его можно было назвать культурным?

5. Что нужно учитывать при общении людей, чтобы оно не было в тягость?

6. Какое общение можно назвать плодотворным? Что может быть «плодами» общения?

Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»

Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:

– с мамой, приехавшей из дальней командировки;

– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;

– с встретившимся вам по дороге в школу другом;

– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;

– с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;

– с девочкой, которая нравится вам;

– с закадычным другом;

– с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;

– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;

– с соседкой, которая вам приятна;

– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.

Обратимся к хрестоматии

Д. Родари. «Страна без острых углов»

Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами, а крыши заканчивались небольшими арками. На улицах росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими, как резина, и вовсе не кололи, а только щекотали руку.

– Ой, какое чудо! – воскликнул Джованнино. Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:

– Вам разве неизвестно, что цветы рвать нельзя?

– Простите, пожалуйста, но я об этом не подумал!

– В таком случае вы заплатите только половину штрафа, – необычайно любезно сказал полицейский.

Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:

– Вы не покажете мне вашу саблю?

– С удовольствием, – ответил полицейский. И, конечно, сабля его была тоже без острия.

– Что это у вас за страна? – спросил Джованнино.

– Страна Без Острых Углов, – ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать с большой буквы.

– А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.

Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.

– Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать две пощечины, а не я вам!

– Но у нас принято именно так: полный штраф – четыре пощечины, половина – две.

– Но ведь это ужасно несправедливо!

– Еще бы! – сказал полицейский. – Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.

– Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!

– Тогда, – сказал полицейский, – мне придется проводить вас до границы.

И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…

– Почему эта страна так называется – «Страна Без Острых углов»?

– Как вы думаете, возникают ли «острые углы» во время общения людей? Почему?

– Что можно сделать, чтобы «сгладить» эти углы?

– Что, на ваш взгляд, необычного вы заметили в отношениях между людьми в этой стране?

– Автор рассказа не без основания назвал описываемую им страну – «Страной Без Острых Углов». Дело в том, что «острыми углами» в общении человека с другим человеком, как правило, называют напряженные моменты, споры, ссоры в общении. Запомните, что только умный и мудрый человек будет стремиться избегать этих «острых углов».

– Жители «Страны Без Острых Углов» решили оставить пригласительный билет для тех детей, которые желают попасть в их удивительную страну.

– Итак, мы знаем и понимаем, что наша жизнь может быть красивой и интересной благодаря общению. Если о человеке говорят, что он общительный, это характеризует его с хорошей стороны. Человек всегда должен стремиться строить доброжелательные отношения с другими людьми. А этому искусству нужно учиться!

– Давайте все вместе попробуем разработать основные правила общения, правила этикета и постараемся придерживаться их в повседневной жизни. Я хочу предложить такое правило: «Старайся внимательно выслушать собеседника». Дети называют свои правила, учитель записывает их на доске, а учащиеся – в тетрадях.

Выполните в тетради задание 2. Прочитайте в хрестоматии стихотворение Б. Заходера «Мы друзья».

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель и дети в кругу говорят друг другу добрые пожелания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *