Общение что значит общаться конспект урока 5 класс риторика
Конспект урока риторики в 5-м классе «Ваша коммуникативная задача»
Блок “Общение”
Цель: создание педагогических условий для развития умений эффективного общения
План урока
Цель: | Содержание: |
готовность к уроку; эмоциональный настрой на работу | — приветствие: |
“Прозвенел долгожданный звонок. Начинается урок. Здравствуйте!”
бейджа; учебника (ч. №1);тетради; письменных принадлежностей; дневника
Цель: | Содержание: |
учить пятиклассников пользованию своим речевым аппаратом; |
развивать навыки правильного речевого дыхания
— коллективное выполнение упражнений:
дыхательные упражнения “Подышим? Подышим!”: “Вдох и выдох”, “Посчитаем Егорок”, “Сколько слов мы произносим на одном выдохе” (Ч.1, с. 154);
артикуляционные упражнения “Разомнём язычок”: “Колечко”, “Язык змеи”, “Хоботок” (Ч.2, с.137)
снимается психологический “барьер молчания”.
Цель: | Содержание: |
актуализировать знания, необходимые для продолжения изучения раздела “Общение” | фронтальная беседа: |
— Какие функции может выполнять общение?
— Выберите необходимые условные знаки и изобразите схему, отражающую суть общения:
— Как вы понимаете высказывание академика Д.С. Лихачёва: “Общаясь, люди создают друг друга”?
Введение теоретических сведений
Цель: | Содержание: |
познакомить с понятием “коммуникативная задача (намерение)” | самостоятельное чтение текста, с.20, условный знак “Постановка проблемы”. |
Формулирование вывода: люди общаются ради достижения какой-либо цели. Об эффективности общения судят по результату решения проблемы.
В риторике цель общения называется коммуникативная задача или коммуникативное намерение (интенция).
Коммуникативные намерения (задачи): попросить, поздравить, успокоить, поблагодарить и т.д.
Фиксация темы урока и определения понятия в тетради.
Цель: | Содержание: |
развивать эмоциональность речи, выполнять двигательный режим | ученики выполняют комплекс упражнений, сопровождающийся речитативом. |
Результат: учащиеся учатся активному бережному отношению к своему здоровью. |
Цель: | Содержание: |
учить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение | с. 20-21, № 18; с.24, № 23. |
Работа организуется в малых группах по 3 и 2 человека:
— учащиеся разыгрывают заданные ситуации, подбирая подходящие для ситуации слова;
— определяют коммуникативную задачу в каждом случае.
Целесообразно выслушать разные варианты, проанализировать, как каждый из отвечающих добивался решения поставленной перед ним задачи.
(учитель фиксирует на доске, учащиеся в дневниках)
развивать поисковую активность, творческие способности
с. 24-25, №26, прочитать текст по ролям, выполнить задание к тексту;
— подобрать сюжетные картинки, определить коммуникативную задачу собеседников*;
— подготовить презентацию по теме “Ваша коммуникативная задача”;
на следующем уроке ситуация служит поводом для обсуждения аналогичных случаев из личного опыта и того, как из них находили выход.
Цель: | Содержание: |
формировать представление о значении изучения данной темы; сформулировать ключевые понятия урока | — Что такое коммуникативное намерение? |
— Какие цели можно решать в процессе общении с другими людьми?
— Где могут пригодиться знания и умения, полученные сегодня на уроке?
— Как вы понимаете высказывание академика Д.С. Лихачёва: “Общаясь, люди создают друг друга”?
“?” – у меня есть вопросы, не уверен в своих знаниях, нужно ещё потренироваться в выполнении каких – либо действий;
* Собранный набор сюжетных картинок можно использовать для проведения на следующих уроках практической работы. Предлагаю использовать ряд предложенных вопросов:
Разработка урока по риторике на тему: Общение
Предмет: | Русский язык и литература |
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: | Цемох Светлана Михайловна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 24.30 Kb |
Тема: Что значит общаться? Как люди общаются?
Цели и задачи урока:
изучить и овладеть видами, средствами и функциями эффективного
способствовать развитию умения применять полученные знания на практике;
раскрыть значение и роль общения в жизни людей.
– Как вы думаете, что значит быть общительным?
– В вашем классе есть общительные ребята? Как у вас складываются с ними отношения?
– Вам предлагаются характеристики общительного человека, на которые нужно ответить: «да» или «нет». Итак, «Общительный человек – это тот, кто…»
умеет легко вступать в контакт с другими;
может с легкостью найти тему для разговора;
говорит слишком много;
не говорит о разных пустяках ради того, чтобы заполнить паузу;
может легко завязывать дружбу (и т.д.).
Учитель читает высказывание Абая Кунанбаева: «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному» – и просит детей его прокомментировать.
Задание. Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе дается вопрос, который предлагается обсудить в течение 4-5 минут, а затем подготовить коллективный ответ.
1. Для чего людям надо общаться друг с другом?
2. С какими людьми, на ваш взгляд, приятно и легче общаться?
3. Что может быть препятствием для общения друг с другом?
4. Каким должно быть общение, чтобы его можно было назвать культурным?
5. Что нужно учитывать при общении людей, чтобы оно не было в тягость?
6. Какое общение можно назвать плодотворным? Что может быть «плодами» общения?
Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»
Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:
– с мамой, приехавшей из дальней командировки;
– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;
– с встретившимся вам по дороге в школу другом;
– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;
– с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;
– с девочкой, которая нравится вам;
– с закадычным другом;
– с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;
– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;
– с соседкой, которая вам приятна;
– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.
Обратимся к хрестоматии
Д. Родари. «Страна без острых углов»
Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами, а крыши заканчивались небольшими арками. На улицах росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими, как резина, и вовсе не кололи, а только щекотали руку.
– Ой, какое чудо! – воскликнул Джованнино. Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:
– Вам разве неизвестно, что цветы рвать нельзя?
– Простите, пожалуйста, но я об этом не подумал!
– В таком случае вы заплатите только половину штрафа, – необычайно любезно сказал полицейский.
Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:
– Вы не покажете мне вашу саблю?
– С удовольствием, – ответил полицейский. И, конечно, сабля его была тоже без острия.
– Что это у вас за страна? – спросил Джованнино.
– Страна Без Острых Углов, – ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать с большой буквы.
– А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.
Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.
– Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать две пощечины, а не я вам!
– Но у нас принято именно так: полный штраф – четыре пощечины, половина – две.
– Но ведь это ужасно несправедливо!
– Еще бы! – сказал полицейский. – Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.
– Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!
– Тогда, – сказал полицейский, – мне придется проводить вас до границы.
И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…
– Почему эта страна так называется – «Страна Без Острых углов»?
– Как вы думаете, возникают ли «острые углы» во время общения людей? Почему?
– Что можно сделать, чтобы «сгладить» эти углы?
– Что, на ваш взгляд, необычного вы заметили в отношениях между людьми в этой стране?
– Автор рассказа не без основания назвал описываемую им страну – «Страной Без Острых Углов». Дело в том, что «острыми углами» в общении человека с другим человеком, как правило, называют напряженные моменты, споры, ссоры в общении. Запомните, что только умный и мудрый человек будет стремиться избегать этих «острых углов».
– Жители «Страны Без Острых Углов» решили оставить пригласительный билет для тех детей, которые желают попасть в их удивительную страну.
– В тетради выполните задания 1 и 3.
– Итак, мы знаем и понимаем, что наша жизнь может быть красивой и интересной благодаря общению. Если о человеке говорят, что он общительный, это характеризует его с хорошей стороны. Человек всегда должен стремиться строить доброжелательные отношения с другими людьми. А этому искусству нужно учиться!
– Давайте все вместе попробуем разработать основные правила общения, правила этикета и постараемся придерживаться их в повседневной жизни. Я хочу предложить такое правило: «Старайся внимательно выслушать собеседника». Дети называют свои правила, учитель записывает их на доске, а учащиеся – в тетрадях.
Выполните в тетради задание 2. Прочитайте в хрестоматии стихотворение Б. Заходера «Мы друзья».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и дети в кругу говорят друг другу добрые пожелания.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 56 Скачиваний: 15
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Урок по развитию речи. Тема: «Что такое общение?»
Урок 1.
Что такое общение?
Учителю: краткие опорные конспекты, творческие работы по развитию речи мы помещаем в отдельную тетрадь, желательно «общую», накапливая теоретический и практический материал в течение всего учебного года. По такой тетради легко будет проследить рост общеучебных и интеллектуальных навыков ученика, работавшего в системе, заданной учителем. Цель всех уроков развития речи – интенсивное формирование речевой деятельности подростков – вначале преимущественно устной, позже письменной.
Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи. Тема: «Что такое общение?»»
Учителю: краткие опорные конспекты, творческие работы по развитию речи мы помещаем в отдельную тетрадь, желательно «общую», накапливая теоретический и практический материал в течение всего учебного года. По такой тетради легко будет проследить рост общеучебных и интеллектуальных навыков ученика, работавшего в системе, заданной учителем. Цель всех уроков развития речи – интенсивное формирование речевой деятельности подростков – вначале преимущественно устной, позже письменной.
В лесу грибов много. Ну там сыроежки. Иногда встречаются подберезовики. Больше всего мне попалось маслят. Я их брал. А вот мухоморы портят лес. Такие противные, ядовитые. Набрал я грибов много. Завтра пойду еще.
Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам темно-красный, испустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая. …Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли – это очень старая сыроежка…
Чей рассказ о прогулке в лес за грибами вам понравился больше? Почему?
1-й рассказчик перечисляет разные виды грибов, разделяя их на съедобные и несъедобные. Рассказ как отчет: грибов много, но не все годятся в суп… После такого рассказа и в лес не захочешь пойти.
2-й рассказчик – поэт, владеющий словом. Его даже мухомор заинтересовал своей праздничной, яркой, веселой одеждой! Почему бы действительно не остановиться и не полюбоваться белыми панталончиками, спускающимися из-под шляпки? И о волнушке – подобранной, мокренькой, умненькой – доброе слово сказано! и т.д.
2. У ч и т е л ь. Мы провели сопоставление двух рассказов грибников о прогулке в лес, и, я думаю, вам захотелось научиться описывать свои впечатления так, как это сделал второй рассказчик, замечательный мастер слова Михаил Михайлович Пришвин.
Древние римляне открыли очень интересную науку – риторику. Запишем это красивое слово и толкование к нему: Риторика – это наука о красноречии.
Сегодня мы и поговорим о законах общения, столь важных для каждого из нас.
Вдумаемся в слово общение найдем родственные слова с таким же корнем, запишем: общение, общий, общество, сообща (корень –общ-).
Что означает этот корень? (Вместе, коллективно или с кем-то.)
Общение – это взаимодействие, контакт, цель которого – взаимопонимание.
Послушаем небольшой рассказ Николая Носова и подумаем, какова цель общения двух героев и понимают ли они друг друга.
(Действие происходит в квартире. Слова Барбоса учитель читает важно, напыщенно, горделиво.)
Дворовый пес Бобик попал в гости к домашнему Барбосу.
— А что это у вас за штука на стене висит? Все тик-так да тик-так, а внизу болтается.
— Это часы, ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел?
— Нет, а для чего они?
Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:
— Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…
— Как ходят? – удивился Бобик – У них ведь ног нету!
— Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.
— Ого! Они еще и дерутся? – испугался Бобик.
— Да нет! Как они могут драться?!
— Бить – это звонить: бом-бом!
— А, ну так бы и говорил.
Какова цель общения двух героев? (Цель дворового пса-неуча – узнать от друга о «штуке» на стене, у которой что-то «болтается». Цель образованного пса – важно рассказать о часах, поделиться знаниями.)
Понимают ли они друг друга? (Понимание пока не наступило, так как Барбос толком не знал, зачем часы, что болтающаяся часть часов – маятник, что слова ходить и бить многозначны, и их можно понять буквально.
Удовлетворил ли вас тон «объясняющего» Барбоса? (Бобик спрашивал робко, застенчиво, а Барбос отвечал важно, значительно, напыщенно.)
Что нарушено в общении собеседников? (равенство, простота.)
1-й закон общения – равенство, простота.
3. а) Определите свою з а д а ч у в общении с другом в различных ситуациях. Расскажите о ней (такую задачу называют коммуникативной.) Возможны ли различные задачи в одной ситуации?
Ситуация 1. Вам на день рождения подарили щенка, и вы рассказали об этом в классе.
(Немного хвастались, обильно делились радостью. Заразили друзей интересом к животным. А может быть, хотели вознестись над теми, у кого нет очаровательного щенка?)
Ситуация 2. Вы увидели на улице плачущего малыша. (Ласково успокоили, ободрили или сказали пренебрежительно: «Что нюни распустил?»)
б) Это была маленькая разминка перед показом себя в общении. Конкурс на лучшее исполнение роли. Вызываются два ученика для диалога.
Ситуация 3. Вам приснился сон о летающей корове.
Ситуация 4. Ваш товарищ стал победителем в беге на стометровку.
Какие издержки, недочеты в общении друзей вы обнаружили? Нечуткость? Отсутствие такта? Излишнюю хвастливость? Ненатуральность?
2-й закон общения – чуткость, такт, снисходительность к слабостям другого, вежливость, доброта.
Запишем слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: Общаясь, люди создают друг друга.
Что стоит за этими словами? Д.С.Лихачев хочет, чтобы мы поняли на всю долгую жизнь, что, внимательно и уважительно слушая, мы сообщаем уверенность собеседнику, располагаем его к искренности, правдивости, пробуждаем поэтические наклонности, помогаем ему, если почему-то ему трудно говорить.
Разработка урока по риторике на тему: Общение
Тема: Что значит общаться? Как люди общаются?
Цели и задачи урока:
изучить и овладеть видами, средствами и функциями эффективного
способствовать развитию умения применять полученные знания на практике;
раскрыть значение и роль общения в жизни людей.
– Как вы думаете, что значит быть общительным?
– В вашем классе есть общительные ребята? Как у вас складываются с ними отношения?
– Вам предлагаются характеристики общительного человека, на которые нужно ответить: «да» или «нет». Итак, «Общительный человек – это тот, кто…»
— умеет легко вступать в контакт с другими;
— может с легкостью найти тему для разговора;
— говорит слишком много;
— не говорит о разных пустяках ради того, чтобы заполнить паузу;
— может легко завязывать дружбу (и т.д.).
Учитель читает высказывание Абая Кунанбаева: «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному» – и просит детей его прокомментировать.
Задание. Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе дается вопрос, который предлагается обсудить в течение 4-5 минут, а затем подготовить коллективный ответ.
1. Для чего людям надо общаться друг с другом?
2. С какими людьми, на ваш взгляд, приятно и легче общаться?
3. Что может быть препятствием для общения друг с другом?
4. Каким должно быть общение, чтобы его можно было назвать культурным?
5. Что нужно учитывать при общении людей, чтобы оно не было в тягость?
6. Какое общение можно назвать плодотворным? Что может быть «плодами» общения?
Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»
Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:
– с мамой, приехавшей из дальней командировки;
– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;
– с встретившимся вам по дороге в школу другом;
– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;
– с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;
– с девочкой, которая нравится вам;
– с закадычным другом;
– с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;
– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;
– с соседкой, которая вам приятна;
– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.
Обратимся к хрестоматии
Д. Родари. «Страна без острых углов»
Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами, а крыши заканчивались небольшими арками. На улицах росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими, как резина, и вовсе не кололи, а только щекотали руку.
– Ой, какое чудо! – воскликнул Джованнино. Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:
– Вам разве неизвестно, что цветы рвать нельзя?
– Простите, пожалуйста, но я об этом не подумал!
– В таком случае вы заплатите только половину штрафа, – необычайно любезно сказал полицейский.
Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:
– Вы не покажете мне вашу саблю?
– С удовольствием, – ответил полицейский. И, конечно, сабля его была тоже без острия.
– Что это у вас за страна? – спросил Джованнино.
– Страна Без Острых Углов, – ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать с большой буквы.
– А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.
Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.
– Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать две пощечины, а не я вам!
– Но у нас принято именно так: полный штраф – четыре пощечины, половина – две.
– Но ведь это ужасно несправедливо!
– Еще бы! – сказал полицейский. – Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.
– Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!
– Тогда, – сказал полицейский, – мне придется проводить вас до границы.
И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…
– Почему эта страна так называется – «Страна Без Острых углов»?
– Как вы думаете, возникают ли «острые углы» во время общения людей? Почему?
– Что можно сделать, чтобы «сгладить» эти углы?
– Что, на ваш взгляд, необычного вы заметили в отношениях между людьми в этой стране?
– Автор рассказа не без основания назвал описываемую им страну – «Страной Без Острых Углов». Дело в том, что «острыми углами» в общении человека с другим человеком, как правило, называют напряженные моменты, споры, ссоры в общении. Запомните, что только умный и мудрый человек будет стремиться избегать этих «острых углов».
– Жители «Страны Без Острых Углов» решили оставить пригласительный билет для тех детей, которые желают попасть в их удивительную страну.
– Итак, мы знаем и понимаем, что наша жизнь может быть красивой и интересной благодаря общению. Если о человеке говорят, что он общительный, это характеризует его с хорошей стороны. Человек всегда должен стремиться строить доброжелательные отношения с другими людьми. А этому искусству нужно учиться!
– Давайте все вместе попробуем разработать основные правила общения, правила этикета и постараемся придерживаться их в повседневной жизни. Я хочу предложить такое правило: «Старайся внимательно выслушать собеседника». Дети называют свои правила, учитель записывает их на доске, а учащиеся – в тетрадях.
Выполните в тетради задание 2. Прочитайте в хрестоматии стихотворение Б. Заходера «Мы друзья».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и дети в кругу говорят друг другу добрые пожелания.