Общепризнанно что человечеству не хватает толерантности
Проблема толерантности.. По В. Новику
Сочинение по тексту:
Мы все живём в одном обществе, но в то же время мы разные, со своими взглядами и привычками, традициями и нравственными ценностями.
Людей, конечно же, волнуют вопросы межличностных отношений, так как каждый из нас в них участвует. Публицист В. Новик обращается к злободневной проблеме толерантности. Как часто людям не хватает взаимоуважения, благожелательности, доброты по отношению друг к другу. Нас могут раздражать национальность, религиозные убеждения и даже внешность другого человека. Но ведь и мы, возможно, кого-то раздражаем. Автор считает, что следует придерживаться «золотого правила нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Я разделяю мысль писателя о том, что толерантными должны быть не только люди, но и государство по отношению к своим гражданам.
Вся мировая литература посвящена исследованию человеческих отношений. Первый русский психологический роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова исследует логику поведения главного героя Григория Печорина. Вторгаясь в чужую жизнь, он делает людей несчастными, но и сам испытывает мучительное разочарование во всём. Он становится виновником гибели Бэлы, не даёт счастья Вере, обижает холодностью Максима Максимыча. Этот литературный герой напоминает современных молодых людей, эгоистично разрушающих жизнь тех, кто оказывается рядом. Они не ценят ни любовь, ни дружбу, они ничем не хотят жертвовать для других. В моём окружении встречаются такие люди, которым чуждо понятие «толерантность», а самоутверждаются они за счёт более слабых. Но при этом они не выглядят сильными и счастливыми.
Другим примером может служить главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» — Юрий. Образ героя, созданный Пастернаком, это образ чрезвычайно образованного человека, открытого миру, людям, всей Вселенной. Герой Пастернака — творческая личность, поэт, не понятый современниками, но вписавший своё имя в вечность. Юрий Живаго — это образец толерантности, образец духовности.
Автор статьи учит: «Живи и давай жить другим. признавай право других». Следовать этому правилу в цивилизованном толерантном обществе должен каждый.
Текст В. Новика:
(1)Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения людей друг к другу. (2)Из-за такого дефицита происходит много бед. (3)Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично своё мировоззрение,признай право других на то же самое, и всё будет хорошо. (4)Но почему-то не получается.
(5)Очевидно, проблема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.
(6)Есть известное ещё из глубокой древности «золотое правило нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».
(7)Если продумать все последствия практического исполнения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного законодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отношения. (8)Из этого правила следует и необходимость терпимого отношения к другим людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе затыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п.
(10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безличностными структурами религиозных, общественных, политических и экономических организаций, а также к их отношению к человеческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, политической и т.п. целесообразности. (12)В современном обществе идёт постоянная борьба между так понимаемой целесообразностью и достоинством отдельной человеческой личности. (13)Государство по своей природе всегда тяготеет к манипулированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рассматриванию людей как винтиков большого Левиафана. (14)Гражданское общество, правозащитные организации особенно методически противостоят этой тенденции, отстаивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают права отдельного человека.
(15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре современного общества.
Проблема толерантности. По тексту В. Новика Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности (ЕГЭ по русскому)
Публицист Вениамин Новик обращается в своей статье к острой проблеме толерантности. Наше общество неоднородно: люди имеют собственные взгляды, привычки, традиции, даже нравственные ценности порой могут различаться, но это не должно оправдывать нетерпимость.
Людей не могут не волновать межличностные отношения, ведь нередко ощущается нехватка взаимоуважения и доброжелательности друг к другу.
Кого-то раздражает другая культура, национальность, кому-то чужды иные религиозные убеждения, у некоторых раздражение способны вызвать даже статус или внешность человека. Мы не задумываемся над вопросом, что можем сами раздражать кого-то. Новик советует придерживаться «золотого правила нравственности», заключающегося в том, что не стоит поступать с другими так, как не желал бы по отношению к себе. Я абсолютно разделяю авторскую позицию, но считаю, что толерантность должны проявлять не только граждане, но и государство по отношению к подданным.
Человеческие отношения – вечная тема мировой литературы. В России первым психологическим романом считается «Героя нашего времени». М.Ю.Лермонтов стал новатором в исследовании логики поведения своего героя в разных жизненных ситуациях. Вторгающийся в чужую жизнь Печорин несет несчастья окружающим, но и сам при этом испытывает разочарование. Он невольно стал причиной гибели Бэлы, разбил сердце Вере, холодно обошелся с добрейшим Максим Максимычем.
Немало современных молодых людей ведут себя аналогичном лермонтовскому герою: они эгоистично рушат чужие судьбы. Ни любовь, ни дружба – для них не святы, не желают они жертвовать личными интересами во благо других. К сожалению, в моем окружении тоже есть люди, не задумывающиеся о толерантности. Они привыкли самоутверждаться за счет слабых, но сильными и удачливыми их не назовешь.
Положительным примером может служить ключевой персонаж «Доктора Живаго» Б.Пастернака. В образ Юрия писатель вложил образованность и открытость перед всем миром. Живаго – образец духовности и терпимости, хотя творческая личность так и осталась непонятой современниками.
Новик учит нас простой истине: «Живи и давай жить другим… признавай право других». Если бы каждый член общества следовал этому нехитрому правилу, мы не испытывали бы дефицита взаимоуважения, благожелательности и терпимости.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
klassreferat.ru
Меню сайта
Проблема толерантности
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Текст 1
(І)Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благоже-лательно-терпимого отношения людей друг к другу. (2)Из-за такого дефицита происходит много бед. (З)Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. (4)Но почему-то не получается. (5)Очевидно, проблема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.
(6)Есть известное еще из глубокой древности «золотое правило нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».
(7)Если продумать все последствия практического исполнения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного законодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отношения. (8)Из этого правила следует и необходимость терпимого отношения к другим людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе затыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п.
(10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безличностными структурами религиозных, общественных, политических и экономических организаций, а также к их отношению к человеческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, политической и т.п. целесообразности. (12)В современном обществе идет постоянная борьба между так понимаемой целесообразностью и достоинством отдельной человеческой личности.
(13)Государство по своей природе всегда тяготеет к манипулированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рассматриванию людей как винтиков большого Левиафана.
(14)Гражданское общество, правозащитные организации особенно методически противостоят этой тенденции, отстаивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают права отдельного человека.
(15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре современного общества.
(В. Новик)
Сочинение
Мы все живем в одном обществе, но в то же время мы разные, со своими взглядами и привычками, традициями и нравственными ценностями.
Людей, конечно же, волнуют вопросы межличностных отношений, так как каждый из нас в них участвует. Публицист В. Новик обращается к злободневной проблеме толерантности. Как часто людям не хватает взаимоуважения, благожелательности, доброты по отношению друг к другу. Нас могут раздражать национальность, религиозные убеждения и даже внешность другого человека. Но ведь и мы, возможно, кого-то раздражаем. Автор считает, что следует придерживаться «золотого правила нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Я разделяю мысль писателя о том, что толерантными должны быть не только люди, но и государство по отношению к своим гражданам.
Вся мировая литература посвящена исследованию человеческих отношений. Первый русский психологический роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова исследует логику поведения главного героя Григория Печорина. Вторгаясь в чужую жизнь, он делает людей несчастными, но и сам испытывает мучительное разочарование во всем. Он становится виновником гибели Бэлы, не дает счастья Вере, обижает холодностью Максима Максимыча. Этот литературный герой напоминает современных молодых людей, эгоистично разрушающих жизнь тех, кто оказывается рядом. Они не ценят ни любовь, ни дружбу, они ничем не хотят жертвовать для других. В моем окружении встречаются такие люди, которым чуждо понятие «толерантность», а самоутверждаются они за счет более слабых. Но при этом они не выглядят сильными и счастливыми.
Автор статьи учит: «Живи и давай жить другим. признавай право других». Следовать этому правилу в цивилизованном толерантном обществе должен каждый.
Текст 2
(1)Есть слово, сегодня довольно модное, — «толерантность». (2)Именно толерантность, а не терпимость, что было бы по-русски. (З)При выяснении того, чем толерантность лучше нашей родной терпимости, приходится согласиться, что российская терпимость наша ассоциируется с народным «долготерпением» и «бессмысленным вечным испугом», о котором писал Н.А. Некрасов. (4)Иноязычная же «толерантность», обозначая то же понятие, раскрывает двери свободному приятию чужих ценностей, делает нас ответственными за свои выборы и предпочтения гражданами.
(5)Сегодня нам нужно быть толерантными, нужно изучать свое наследие и принимать чужое. (б)Нужно быть воистину детьми XXI века. (7)Чтобы избавиться от националистических предрассудков и ненависти, чтобы повернуться к миру с доверием, необходимо обратиться к собственным истокам. (8)И здесь целесообразно вновь вспомнить о Пушкине.
(9)Думается, что современность Пушкина, его близость к нам сегодняшним выражается, кроме прочего, в том, что, читая его, общаясь с ним, мы приобретаем ту самую толерантность, без которой не существует позитивного видения современности. (10)По идее это качество должно быть близко и понятно всем россиянам, столетиями живущим в многонациональной стране. (11)На деле же его нам весьма часто не хватает.
(12)Да, безусловно, Пушкин — национальный гений. (13)Однако, будучи человеком высочайшей культуры и образованности, он создавал образы и ситуации из самых различных культур и эпох. (14)Откроем хотя бы «Каменного гостя» — перед нами предстанет Испания с ее чисто испанским колоритом и духом. (15)Возьмем «Сцены из рыцарских времен» — мы мгновенно попадем в средневековую Германию, и с нами будут разговаривать немцы, с присущим только им образом мышления и поведения. (16)«Пир во время чумы» перенесет нас уже в Англию, а «Песни западных славян» — в Сербию. (17)«Подражание Корану» поражает проникновением в психологию человека, кровно связанного с мусульманским Востоком. (18)«Бахчисарайский фонтан» — это поэтически воспетый татарский Крым, а в поэме «Цыганы» мы впервые в нашей жизни узнаем о прекрасном кочевом племени вольных людей, для которых нет законов, но которые «робки и добры душою».
(19)Тот факт, что Пушкину были не чужды иные культуры, что они вдохновляли его, поражали, побуждали к творческому поиску, говорит о том, что для него не существовало примитивного деления людей на «своих» и «чужих». (20)Напротив, мы наблюдаем у Пушкина открытый интерес к новому, еще недостаточно познанному, способность вжиться в иную психологию, как бы сегодня сказали, — менталитет, и виртуозно передать его в таких красках и в такой форме, которые позволяют нам видеть живых людей — немцев, испанцев, французов, итальянцев, арабов — в специфическом, свойственном их эпохе и нации окружении.
(21)Вспомним лишь один отрывок из «Подражания Корану»:
Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой, Клянуся утренней звездой, Клянусь вечернею молитвой.
(22)Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот, и мой Коран Дрожащей твари проповедуй.
(23)Студенты из арабских стран, изучающие русский язык, говорили мне, что в этих стихах очень точно передан ритм и дух мусульманской молитвы.(24) Воистину великие национальные поэты интернациональны.
(25)Именно поэтому памятники Пушкину стоят во многих городах мира, и особенно их много в Европе. (26)Евро-пейцы считают Пушкина своим вовсе не потому, что он был недостаточно русским, а потому, что он был подлинно все-человеком, не приемлющим великодержавное чванство, ненависть и гордыню. (27)Действительно, гений Пушкина объединяет народы, заставляет ощущать свою сопричастность единому духовному началу как источнику света.
(28)Гоголь был, безусловно, прав: Пушкин — человек будущего, и нам еще далеко до его разумного, заинтересованного, открытого и творческого отношения к другим народам и культурам.
(29)Националистически настроенные силы, делая из Пушкина чуть ли не икону, часто не понимают, что он бы их никогда не поддержал, ибо путь «спасения России» путем насильственного и мстительного избавления от «чуждых», «пришлых», «понаехавших» абсолютно не соответствует светлому и для всех открытому гению Пушкина.
(30)Пушкин сближает народы и объединяет людей. (31)Думаю, что и вся великая литература и искусство способствуют этому. (32)И если бы люди больше читали, если бы они изучали историю и культуру (хотя бы своей страны), они бы стали терпимее друг к другу. (ЗЗ)Не происходит этого во многом оттого, что, как говорил наш великий поэт, «мы ленивы и нелюбопытны». (34)Однако личность Пушкина преодолевает этот недостаток, учит нас толерантности и чуткому отношению к другим народам и цивилизациям.
(АЛ. Сорин)
Сочинение
Автор статьи, историк А.А. Сорин, поднимает проблему толерантности, полагая, что она является чрезвычайно актуальной в наше драматичное время.
Автор считает, что понятие «толерантность» вошло в русский язык потому, что оно означает свободное принятие человеком чужих культурных ценностей и позитивное к ним отношение. А.А. Сорин убежден, что творчество наших великих современников, и прежде всего А.С. Пушкина, показывает достойный пример толерантности. Журналист подчеркивает, что, будучи высокообразованным человеком, наш великий поэт «создавал образы различных культур и эпох». При этом он гениально вживался в чужой менталитет и мастерски передавал его читателю. Для автора статьи важно, что в личности Пушкина не было национализма и ненависти к другим, напротив, он имел живой, непритворный интерес к представителям разных народов, их традициям.
Главная мысль текста заключается в том, что мы должны читать классику, в том числе произведения А.С. Пушкина, и стремиться воспринять ее нравственные общечеловеческие идеи, стараться следовать им.
Соглашаясь с автором, отмечу, что образование и культура способствуют воспитанию личности человека, делают его толерантным и открытым всему миру гражданином, воспринимающим как свои, так и чужие духовные ценности.
Справедливость высказанной точки зрения подтверждается аргументами из литературы и публицистики.
Обратимся к статье Д.С. Лихачева «Агрессивность бездуховности», в которой крупный ученый и общественный деятель предлагает нам обратиться к русской классике, поскольку она содержит колоссальный духовный потенциал и делает человека добрее, благороднее.
Другим примером может служить главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» — Юрий. Образ героя, созданный Пастернаком, — это образ чрезвычайно образованного человека, открытого миру, людям, всей Вселенной. Герой Пастернака — творческая личность, поэт, не понятый современниками, но вписавший свое имя в вечность. Юрий Живаго — это образец толерантности, образец духовности.
Таким образом, опыт великой русской литературы учит нас: будьте толерантными и открытыми людьми, это сделает вашу жизнь ярче, добрее, богаче.
Тренировочный вариант (высокий уровень сложности) ЕГЭ по русскому языку (11 класс)
по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1—25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 26 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) По версии антрополога ХэнселаСтэдмэна, человеком стала вовсе не та обезьяна, которая первой взяла в руки палку, а та, у которой в результате мутации гена изменилась челюсть.
2) Антропологи выдвигают различные гипотезы происхождения человека.
3) Мутация гена ослабила челюстные мышцы обезьян и «дала свободу черепу», что, по мнению антрополога ХэнселаСтэдмэна, привело к превращению обезьяны в человека.
4) Профессор Хэнсел Стэдмэн выдвинул гипотезу: мощные мышцы приматов при пережёвывании твёрдой пищи стягивали череп, будто тисками, и не давали ему расти.
5) Впервые на различия в гене, который содержит информацию о челюстных мышцах обезьян и человека, обратил внимание профессор Пенсильванского университета Хэнсел Стэдмэн.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в седьмом ( 7) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Тем не менееВпрочем Несмотря на это В итоге Но
2) Работа, занятие. Труд учителя.
3) Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Взять на себя труд сделать что-нибудь.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это
включИшь оптОвый до скОльких мАстерски фетИш
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
До выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.
Введение новых требований поставит разработчиков нового проекта в ЗАТРУДНЁННОЕ положение.
Необходимая принадлежность многих игр — это ИГРАЛЬНЫЙ кубик.
Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.
КОРЕННЫЕ жители полуострова живут обособленно многие века, и их быт практически не изменился.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
1)Колонизаторы сводят под корень — на топливо — почти все леса и устроили на их месте пастбища.
2) Отвечая на экзаменационный вопрос, студент сказал: «Большой вклад в нашу устойчивость к болезням вносила эволюция самих возбудителей, направленныхна минимизацию вреда хозяину».
3) Делегатам показалось настолько очевидной зависимость состояния службы семьи региона от позиции руководства, что они даже не стали задавать вопросы.
4) Сегодня засветка неба в городах настолько сильна, что даже профессиональные астрономы зачастую не могут найти место для наблюдений.
5) Во время раскопок в Тверском кремле археологи обнаружили две печати древнерусских князей: первого тверского князя Ярослава Ярославича и киевского князя Ростислава Мстиславича.
6) Воздушная волна от взрыва вулкана Кракатау в Индонезии, случившегося в 1883 году, несколько раз обогнула земной шар.
7) В случае суперизвержения частицы пепла и вулканические аэрозоли способны образовать плотную завесу для солнечного света.
8) Л.Н. Толстой говорил то, что «все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение».
9) В отеле «Прибрежном» будет проходить встреча делегатов саммита с представителями международных
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ог…рчение обм…леть прим…рять (костюм) напом..нать (о себе)
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
не. гибаемый, ра. жигаемый;
виш..нка письм..цо карамел…вый варень..це француж..нка
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
вывал…нный (мусор) (мальчик) кле..т выкач…нная (нефть) колебл..мый (ветром) постел..шь
В ходе ревизии выяснилось, что в кассе (НЕ)ДОСТАЁТ двух тысяч.
Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров.
Дождь продолжался, но (НЕ)СИЛЬНЫЙ, как утром, а слабый, моросящий.
Так и (НЕ)ПОЯВИВШИЙСЯ на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
Окно на кухне было (НЕ) ЗАНАВЕШЕНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.
(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
(ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла девушка.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Арка в стене, завеше(1)ая ковром, ведет в тусклое ветре(2)ое пространство, в центре которого на кофейном столике, инкрустирова(3)ом дикови(4)ым перламутром, стоит серебря(5)ый кувшин с кова(6)ыми цветами дивной стари(7)ой работы.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Но вот проходит и звонко и страстно кричит по узким и шумным коридорам базаров и улиц сожжённая нуждою и зноем женщина…
2) Иней на телеграфных проволоках рисовался по голубому небу нежно и сизо
и уже крошился осыпался.
3) В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина…
4) Разговор после анекдота рассыпался на мелкие незначительные толки о будущем и прошедшем бале.
5) Это кто такие и что им надобно?
16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Антонов (1) нашаривая в маленькой новомодной сумке ключи (2) более похожие
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила(1) читатель дорогой(2)
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так(3) нелюбимое дитя (4) в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно(5)
Из годовых времен я рад (6)лишь (7) ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной .(А. С. Пушкин)
18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Ближе к пяти часам (1) когда солнечный свет (2) ещё дневной (3) становился тяжёл (4) и сквозь сырые шумы усталой камнерезки начинали пробиваться (5) забирая в переулок (6) трамвайные звонки (7) Крылов норовил сбежать из мастерской.
19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Облитый тёплым майским солнцем с бездонно сияющего неба, затихший Берлин
глубоко спал (1) и (2) как в затянувшиеся ночные часы (3) повсюду наглухо закрыты
были подъезды (4) опущены металлические жалюзи баров и уцелевших витрин (5) но
в сумрачно затаённых квартирах (6) чужие испуганные глаза жадно и быстро приникали к щелям ставней, должно быть, веря и не веря в то (7) что видели на улицах своего старого немецкого города.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озерца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
(1)Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря,
взаимоуважительного, благожелательно терпимого отношения людей друг к другу.
(2)Из-за такого дефицита происходит много бед. (3)Казалось бы, так просто — живи
и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом
и публично своё мировоззрение, признай право других на то же самое, и всё будет хорошо. (4)Но почему-то не получается. (5)Очевидно, проблема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.
(6)Есть известное ещё из глубокой древности «золотое правило нравственности»:
«не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».
(7)Если продумать все последствия практического исполнения этого правила, то
легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современногозаконодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отношения. (8)Из этого правила следует и необходимость терпимого отношения к другимлюдям, к разнообразию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобытебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим»,«не хочешь, чтобы тебе затыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобытебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п.
(10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безличностными структурами религиозных, общественных, политических и экономических организаций, а также к их отношению к человеческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, политической и т.п. целесообразности. (12)В современномобществе идёт постоянная борьба между так понимаемой целесообразностью и достоинством отдельной человеческой личности. (13)Государство по своей природе всегдатяготеет к манипулированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рассматриванию людей как винтиков большого Левиафана. (14)Гражданское общество, правозащитные организации особенно методически противостоят этой тенденции, отстаивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают праваотдельного человека.
(15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре современного общества. (В.Н. Новик*)
* Вениамин Николаевич Новик (1946–2010) — игумен Русской православной церкви, философ, публицист, правозащитник.
1) В современном обществе идёт борьба между политической целесообразностью и достоинством человеческой личности.
2) Толерантность — это всепрощение.
3) Проблема нетерпимости к другому кроется в глубинах человеческой психики.
4) В современном обществе личность нередко приносят в жертву политической целесообразности.
5) Толерантность подразумевает разнообразие культур, религий, национальностей.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 5 показана причина, которая определяет то, о чём говорится в предложениях 3, 4.
2) В предложениях 7–9 представлено рассуждение.
3) Предложения 10–12 включают описание.
4) Предложения 13–15 содержат повествование.
5) В предложении 15 содержится вывод из предложений 10–14.
24. Среди предложений 7–11 найдите такое (-ие), которое (-ые) соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Рассуждение о толерантности автор строит в публицистическим стиле, однако
в тексте встречаются и разговорные элементы — это ( А )___ (предложения 9, 11). Сделать рассуждение развёрнутым автору помогает такое синтаксическое
средство, как ( Б ) ___(предложения 1, 3, 8 и др.), а особую мелодику речи обеспечивает использование ( В )___ (предложения 2, 8, 11). Основную мысль автор выражает не прямо, а с помощью ( Г ) ___(предложение 15)».
5) разговорная лексика
7) ряды однородных членов
9) риторический вопрос
26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.