Объяснение в чем выразилась демократизация европейской культуры в xix веке
Демократизация европейского общества в XIX в.
Весь век происходила урбанизация, вызванная демографическим взрывом и ростом населения, «земля выбрасывала своих детей» в бешено растущие города, если в середине века 20% городских жителей, то в 1900-м городам 40% населения в городах. Быстрее и сильнее всего города росли в США и Германии, появлялись целые промышленные районы из конгломератов маленьких промышленных городов (Рурская область в Германии), социальная жизнь чрезвычайно сгущается. Демократизируется городское пространство: сносятся городские стены, появляются протяженные проспекты, трамвайные пути, водопровод, город становится более удобным, доступным и демократичным. Классические примеры урбанизации: Париж и Лондон (самый большой город Европы), где дикая скученность населения заставила власти обратить внимание на экологию (парламент в Англии однажды прервал заседания из-за «великого зловония» с Темзы, после чего началось строительство обширной развитой канализационной системы) (в Париже происходила османизация – Жорж Эжен Осман придал городу современный вид с его многокилометровыми авеню бульварами, он сделала его столицей XIX в. ). В городах теперь социальный статус не определялся рождением, а занятиями, уровнем дохода, менялась сама общественная структура – на смену стратифицированному обществу приходит общество функциональной дифференциации. Чрезвычайно растет социальная (особенно горизонтальная) (Теккерей о том, как правнук посыльного стал бароном и членом парламента) и пространственная мобильность – люди активно ищут новых жизненных шансов, что делает возможным транспортная революция, происходит активная эмиграция и миграция между Старым и Новым светом, внутри Европы в центр и на запад континента, Франция активно привлекала североафриканцев и вьетнамцев, которые составляли до 3% французских рабочих.
Все это вместе мостило дорогу к массовому обществу, что было весьма значимым фактором демократизации общества. Появление досуга и массовой культуры оказало значительное явление на трудовую этику, отношение к отдыху и праздности, менталитет и восприятие мира. Характер труда рабочего уже значительно отличался от традиционного труда крестьянина на лоне природы, если раньше отдых был опосредован работой, то теперь наоборот досуг во все больше степени определял работу, люди трудились не по моральным постулатам, а рассматривая его как способ получить те или иные удовольствия досуга и массовой культуры – это совершенно новый и уже современный ответ на вопрос о том, ради чего живет человек: ради получения радости и удовольствий от жизни.
Основные черты европейской культуры 19 века
Основные черты европейской культуры 19 века. 3
Новые направления в европейской культуре конца XIX в. 12
ХIХ век занимает особое место в Европейской культуре. Это век активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности, которое повлекло за собой развитие новых направлений человеческой мысли, естественных наук, становление буржуазных свобод.
XIX в. в европейской литературе и искусстве — период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры, хотя факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в политической жизни, социальном развитии, религиозном аспекте.
Насколько мне позволят рамки контрольной работы, я постараюсь рассмотреть явления в Европейской культуре XIX века, выявить причины основные направления общественной и культурной сфер.
Основные черты европейской культуры 19 века
XIX в. – век буржуазных революций, которые охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы[1]. Так, например, промышленная революция, которая оказала большое влияние на развитие европейского мира, и привела к значительно перестройке мира завершилась именно в XIX в. Так, например, одним из ее результатов явился беспрецедентный рост производительности общественного труда, который стимулировал быстрое развитие науки.
В XIX в. создается единая системы наук, происходит расцвет классического естествознания. Именно в том веке появляются первые исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Одним из ярких достижений промышленной революции является применение электричества в промышленности, появление новых средств связи (телеграф, телефон), создание ламп накаливания для освещения помещений и улиц, паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино.
ХIХ век – рассвет развития естественных наук. Совершенные открытия координально изменили представления людей о строении материи, пространстве, времени, движении, происхождении жизни на земле. Как показали подсчеты П. Сорокина, лишь только один ХIХ век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые, а именно – 8527[2].
Так, например, в 1871г. Ч. Дарвин опубликовал труд «Происхождение человека и половой подбор», в котором человек лишается божественности своего происхождения, что утверждало земной мир как единственно существующий.
Именно в XIX веке Р. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц, открывают законы сохранения и превращения энергии. Т. Шванном и М. Шлейденом создается клеточная теория, показавшая единообразную структуру всех живых организмов.
Огромным прорывом в области микромира и больших скоростей явились открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном теории относительности и квантовой теории М..
Кроме того большое внимание уделяется философской мысли. Так, из положений учений И. Канта и И. Фихте создается романтическая теория, закладываются основы объективно-идеалистической философии, которая в дальнейшем получает развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля, который придает ей завершенность в форме основных законов диалектики. Гегель отстаивает идею поступательного развития человечества и принципа историзма. Историю человечества начинает рассматриваться как единый процесс, в котором каждая эпоха занимает особое место и оказывает влияние на последующее развитие.
XIX в., особенно первая половина XIX века, — период огромного интереса к исторической науке. Во многих странах появляются исторические общества, открываются музеи, издаются журналы. Открытый Гегелем принцип историзма и диалектичность мышления служат основой выработки новых научных принципов истории. Так, Маркс и Ф. Энгельс, в середине столетия разработали концепцию исторического материализма, согласно которой история человечества предстает как смена формаций (способов производства) и борьба классов. Это учение, получившее дальнейшее развитие, вошло в историю под названием марксизм.
В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическая концепция, отвергающая мысль о возможности исторического прогресса, сторонниками которой были Ф. Р. де Шатобриан и А. Шопенгауэр.
Научные достижения XIX в. охватили даже языкознание (например, расшифровал египетские иероглифы), археологию; были заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения. Формируется комплекс гуманитарных научных дисциплин; достигает значительных высот экономическая наука, зарождается социология.
В начале 1830-х годов наступает переход к господству материальной стороны личности. А конец 1840-х – 1850-е годы стали временем утверждения атеизма, как господствующего идеологического направления, и выдвижением на первый план конкретной человеческой личности, взятой в качестве основы мира и решительным образом не терпящей рядом с собой никакого Бога[3]
Происходит постепенная замена “личностной” культуры на “массовую”. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей[4]. Очень важным становится требование “быть как все”. В системе человеческих отношений доминирующим становится принцип «равенства возможностей», что в свою очередь привлекает внимание общества к проблемам социального неравенства, которое раньше объяснялось божественным предназначением каждого человека, а потому редко подвергалось сомнению.
Выдвигается новый тип идеальной личности – деловой человек. До 60-х годов века деловитость явно не доминировала над интеллектуальностью. Блистать своим умом в обществе еще не считалось смешным и бесполезным. Посвящать свой досуг художественным занятиям и развлечениям в течение всего века было модным. Но если в начале века, перечисленные выше качества и стремления человека, были искренними, то во второй половине века они все больше приобретали вид внешней оболочки человека. Все больше ощущалось стремление не быть чувствительным и умным, а лишь казаться таким. А отсюда и лицемерие становилось нормой общественной морали.
Важной характеристикой этого общества является отношение к богатству. Оно не рассматривается теперь как нечто естественное и данное человеку свыше. Его можно и нужно заработать самому. Это становится смыслом жизни, и постепенно проникает во все сферы человеческого бытия. Божий закон заменяется принципом наивозможного большего счастья, а счастье определяется количеством денег. Деньги играли важную роль и раньше, но в дворянско-рыцарские времена к ним не положено было проявлять интерес, их следовало не замечать. Буржуазное мировосприятие все переводит на деньги
В начале XIX в. еще сохранял свои ведущие позиции классицизм, продолжавший традиции Возрождения, однако неприятие буржуазного образа жизни, протест против бездуховности и эгоизма капиталистических отношений нашли отражение в романтизме, на смену которому через некоторое время пришел реализм.
Рассмотрим сущность и содержание важнейших направлений в развитии европейской культуры XIX в.
Романтизм
Романтизм, впервые появившийся в Германии, стремительно распространился по Европе. Он охватил разнообразные сферы культуры: музыку, литературу, театр. Но в, то же время романтизм не был универсальным стилем, каким являлся классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм.
Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии[5]. Нередко авторы-романтики в скульптуре и живописи поднимались до подлинной революционности, как, например, в полотне Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» или рельефах Ф. Роде на Триумфальной арке в Париже «Выступление добровольцев в 1792» («Марсельеза»). Реальная жизнь, однако, показывала, что она не подвластна «разуму», иррациональна, полна тайн и непредсказуемости. Появилось неверие в промышленный, социально-политический и научный прогресс, который предвещали лучшие европейские умы.
Так, романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма. Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.
Мыслители XIX в., представители романтизма противопоставляют толпе образ свободной личности, наделенной исключительностью. Одним из первых этот образ воплотил в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» в так называемых восточных повестях (поэмах «Гяур», «Корсар»). В последствие этот образ свободной личности получил название «байронический герой», которому присущи следующие черты: раннее пресыщение жизнью, утрата связи с окружающим миром, страшное чувство одиночества, эгоцентризм (герой не испытывает укоров совести от собственных поступков, никогда не осуждает себя, всегда считает себя правым). Байронический герой бескомпромиссен, в нем нет лицемерия, так как связи с обществом, в котором лицемерие является способом жизни, разрушены. Лишь одну человеческую связь признает поэт возможной для своего свободного и одинокого героя — чувство большой любви, перерастающее во всепоглощающую страсть. Однако личность байроновского типа — редкая фигура в обществе, это скорее характеристика идеала, чем повседневной реальности[6].
На редкость широко романтическое направление было представлено в музыке. Немало композиторов-романтиков стало гордостью мировой культуры. Многие из них были не только композиторами, но и дирижерами, пианистами, музыкальными критиками. Р. Шуман, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист, Ф. Шопен и др. работали во многих жанрах и являются авторами опер, вокальных циклов, рапсодий, сонат, скерцо, этюдов.
Романтические тенденции заявили о себе и в живописи. Так, замечательным явлением романтизма является живопись Эжена Делакруа, часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций.
Реализм
Х1Х столетие оставило миру течения и стили в литературе и искусстве, которые оказали огромное воздействие на развитие культуры XX века. В то время как в романтизме главными видами творчества являлись поэзия и музыка, которые выражали все тайное и неизъяснимое, то при реализме процветает такой литературный жанр, как социально-исторический роман.
Явления действительности представлены реализмом во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — вот главный принцип реализма.
Реализм проникает во все сферы искусства. Так, его вершиной в музыке XIX в. Является творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813—1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением. В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения..
Итальянские оперы вызвали к жизни новые принципы вокального и сценического исполнения: драматическую выразительность пения, актерское мастерство певца, историческую точность декораций и костюмов. В этот же период возникает в опере новое направление — веризм (ит. verismo, от vero — истинный, правдивый). Его представители — композиторы Р. Леонкавалло (1857—1919), П. Масканьи (), Ум. Джорданно (1, Дж. Пуччини (1858—1924). В основе произведений этих мастеров — жизненно достоверные сюжеты; правдивое отображение душевного мира простых людей; эмоционально выразительная музыка, отсутствие высокой общественной идеи.
Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж. Масснэ, «Фауст», «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л. Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Бизе, «Самсон и Долила» К. Сен-Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.
Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей и танец, и диалог.
В изобразительном искусстве главной чертой реализма становится постижение социального характера человека, который характеризуется изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности.
В период утверждения реализма в театральном искусстве Франции получает развитие критический реализм, начинается преодоление пристрастия романтиков к показу только исключительных личностей. Актер Фредерик Леметр создал социальный тип, ставший в восприятии современников символом буржуазной Июльской монархии.
В конце XIX в. значительное влияние на английский театр оказывает европейская реалистическая драматургия, в частности, драматургия Ибсена. Пропагандировали драматургию Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г. Ибсена новый «Независимый театр», «Театр нового века», «Общество литературного театра», «Олд Вик» и др.
Новые направления в европейской культуре конца XIX в.
Во второй половине XIX в. в Европе происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса.
Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отличается, прежде всего, резко нарастающей демократизацией. Ведущее место заняла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.
Главной пружиной распространения произведений искусства становится коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.
Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории: символизм, натурализм, импрессионализм.
Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте[8]. Здесь уже со всей определенностью проявились ведущие тенденции современного искусства — тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.
Трансформация, специфическая для конца XIX в., происходит с реалистической традицией — происходит перерождение реализма в натурализм.
Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Однако, натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко доминировали тенденции декадентства, со свойственной ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа.
Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от франц. impression— впечатление). Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выставки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар
Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире — как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытое единство и связь. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства в частности, в скульптуре.
Заключение
К концу XIX в. завершился раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. В XIX столетии в странах романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Формируется сильный интеллектуальный профессиональный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества. Меняются социально-экономические условия, что приводит к существенным переменам в науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических. Можно сказать, что ХIХ век в истории Европы стал временем практического воплощения в жизнь программы, разработанной эпохой просвещения. Если ХVIII век был веком разума, то ХIХ явился веком науки и техники, их стремительного и ошеломляющего прогресса. Машинный переворот, произведя замену мануфактуры фабрикой, ручного труда – машинным, обеспечил беспрецедентный рост производительной силы общественного труда, привел к образованию класса наемных рабочих – пролетариев. Таким образом, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преобладающих социальных структур и культуры общества. Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние и на развитие литературы и искусства Европы.
В общем и целом этот век по своей атмосфере и внутреннему самоощущению человека, несмотря на все свои войны и социальные потрясения, был достаточно устойчивым и гармоничным, по сравнению с другими периодами. Не случайно, его называют «веком классики».
Список литературы.
5. Культурология: учебное пособие под ред. А, М.: Центр, 2001. — 304 с.
[4] Культурология: учебное пособие под ред. А, М.: Центр, 2001. — 304 с.
Особенности западноевропейской культуры и искусства XIX века+Расцвет науки и техники в европейской культуре XIX века
ПЛАН
1. ОСОБЕННОСТИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.
Импрессионизм сложился под влиянием позитивизма. Ориентируясь на точную фиксацию «факта» (момента в изображении действительности) и отказываясь от широких обобщений, мировоззрение импрессионизма не смогло обрести устойчивых схем. Это течение опиралось на новейшие научные открытия в области биологии, физиологии, физики и химии, в области изучения звуковых и зрительных ощущений атурализм.
Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.
Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.
Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.
Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.
Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства). Реализм эволюционировал, начиная с первобытных форм культуры. Как художественный метод реализм возник в недрах романтизма в первой трети XIX в., когда в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму.
Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить.
Критический реализм. Во второй половине XIX в. становится господствующим художественным мышлением и методом. Критический реализм вовсе не означает негативное отношение к действительности. Это форма оппозиции к существующей (господствующей) идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе. Реалистическое отражение действительности определяется не теми или иными приемами, а общим отношением к действительности, т. е. художественной правдой, которая включает в себя две стороны: правдивое отражение существующих сторон жизни и истинность, соответствие эстетическому идеалу. В первой половине XIX в. реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.
Романтизм в Германии. Основные принципы литературной теории романтизма были сформулированы Ф. Шлегелем и Новалисом. Ф. Шлегель первым начал разрабатывать теорию романтической иронии, одного из самых блестящих и оригинальных творений романтического гения. Эстетические взгляды Новалиса выражены в теории искусства, которое должно соединять реальное с идеальным, должно стремиться к универсальности. Особое место в романтической литературе Германии принадлежит Генриху Клейсту, Эрнсту Гофману.
Реализм в Германии. Проявился не столь ярко, как в других европейских странах, но среди представителей этого направления стоит назвать Генриха Гейне (1797-1856), Георга Бюхнера (1813-1856), которые стремились к некой идеализации действительности.
Романтизм во Франции. На его развитие повлияли Великая Французская революция, классицизм и Просвещение. Возникновение романтических идей связано с именами Ж. де Сталь, Ф. Р. де Шатобрианом. Вершину французского романтизма составляет творчество В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санд, и др. В их произведениях романтическая эстетика сочетается с тонким психологизмом и силой характеров.
Реализм во Франции. Проходит в своем становлении несколько этапов и характеризуется мгновенным откликом на значительные события общественной жизни. Творчество Стендаля, Оноре де Бальзака, Постава Флобера можно отнести к наиболее ярким проявлениям реализма во Франции.
2. РАСЦВЕТ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА
Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег высказал идею общечеловеческого воспитания, в основе которого лежат принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Нужно прислушиваться и внимать голосу природы, действовать с ней в союзе. Нужно учитывать условия, место, время рождения и жизни человека.
Нужно развивать творческую активность, направленную на служение красоте, добру, истине.
Постепенно сложилась система дидактических правил и закрепилась основа дидактики развивающего обучения. Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII-XVIII вв. и становление ее как социального института. Благодаря трудам Н. Коперника, Г. Галилея, Ф. Бзкона, Р.Декарта, И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась новая картина мира. Появление экспериментального знания и рационалистического типа мышления способствовало последующему ее упорядочиванию в XIX в. Она становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология.
Наука XIX в. ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области привели к появлению химической статистики Дж. Далтона, который показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Благодаря этой теории в химию проникли идеи системного развития процессов. И. Берцелиус открывает закон кратных отношений и распространение его на органические вещества, что помогло установить наличие связи между предметами органического и неорганического мира. В 1828 г. Ф. Веллер разработал процесс получения мочевины из неорганических веществ, что подтвердило на практике эту связь. Благодаря получению неорганическим путем таких соединений, которые до того времени вырабатывались только живыми организмами, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, что и неорганические.
Важным открытием XIX в. является закон о клетке и клеткообразовании Т. Швенна и М. Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838-1839 гг.
Идеи М. Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У. Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием XIX в.
Третье великое открытие XIX в. связано с именем Ч. Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований. В природе происходит сложный процесс, представляющий взаимодействие трех моментов: борьбы за существование, изменчивости, наследственности. Теория Дарвина доказывает, что все виды животных и растений связаны между собой генетически по своему происхождению находятся в состоянии постоянного изменения и развития.
В зависимости от контекста индустриальное общество может обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически развитое», «современное» и т п. Реально функционирующая индустриальная система совмещает в себе его различные начала и уклады. В силу этого термин «индустриальный» принимается как обобщающий многообразие социально-экономических вариантов современного общества.
Вторая важнейшая характеристика индустриального общества, на которую обращали внимание и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер, заключается в глубокой раздвоенности и противоречивости принципов его социальной организации:
— в противоречии между все более углубляющимся разделением труда или усилением различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаимодействия и единства;
— в противоречии, относящимся к социально-классовому расслоению общества, которое вызывает социальную напряженность и классовую борьбу.
В становлении буржуазного общества в Европе важную ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной системы. Этому способствовали и протестантизм, и католицизм. С течением времени сфера религиозной регуляции сокращалась, уступая свое место светским принципам и нормам.
Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое.
Межгосударственные отношения европейских стран стремились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за самостоятельность и автономные права приводила к длительным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество переносилось на колониальные пространства.
Постепенно снижался уровень централизации, политической и духовной монополии, что в итоге и способствовало усилению плюрализма. Взаимодействие различных центров влияния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формированию механизма правовой регуляции отношений.
Принципы демократии осуществлялись, прежде всего в государственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.
Первыми в этап модернизации вступили США, Западная Европа, Япония.
Модернизация связана с интенсивным развитием техники, вызванном тем императивом индустриального общества, о котором уже говорилось: необходимостью утверждения преобладания накопленного труда над живым. Важная хозяйственная причина технизации заключается в том, что без новых технических средств производства невозможно обеспечить уровень потребления и образ жизни, соответствующий характеристике индустриального общества. Важная политическая причина заключается в том, что в условиях национального соперничества более развитые в техническом отношении страны и нации могут защищать свои интересы с большим успехом и даже диктовать свою волю менее развитым сообществам. В культурном плане принято выделять две духовные причины, придавшие высокий престиж техническому обществу. Во-первых, это представление о человеке как об активном преобразователе природы, во-вторых, это утверждение активной роли разума в постижении реальности и его способности конструировать мир по-своему. Влияние техники, однако, не сводится только к высоким технологиям. Это еще и трансформация мировосприятия человека. Массовость производства. В индустриальном обществе динамика производства измеряется в физическом или денежном выражении, т. е. по критериям количества и объема. Эти критерии распространяются и на остальные сферы.
Потребление энергии как критерий уровня жизни. Используя новые источники энергии, современная техника позволяет осуществлять грандиозные проекты. Ставка на новые источники энергии породила прорыв в технологиях, ставших иногда весьма опасными для человека.
Разрыв с традициями. Техника постоянно обращена к будущему. Совершенствование уровня жизни предполагает совершенствование технологий, которые должны постоянно обновляться. В такой ситуации обращение назад означает конец прогресса, без которого сам смысл процесса модернизации утрачивается. Возникает упоение процессом поиска нового, желание постоянного обновления, т. е. разрыв с традициями.
Чувство функциональности. Совершенствование технологий и производства, «вещность» сознания, культ техники порождают рациональное отношение к миру как к среде функциональных объектов. Даже сам человек стал рассматриваться с позиций рациональной значимости.
Новые коммуникации. Техника связи, совершенствуясь, способствует интенсификации процессов общения, разрушению политических и культурных барьеров, приближению периферийных областей к центрам и тем самым способствует расширению процесса модернизации.
Новые модели мышления. Массовое распространение техники потребовало принципиального изменения человеческого мышления. Уменьшается роль антропоморфных образов, гуманитарных принципов. Их оттесняет естественнонаучный подход к миру, природе, обществу, человеку. Мышление приобретает абстрактный характер. Новые принципы социально-технологической организации деятельности охватили не только крупную индустрию, но и распространились на все сферы жизни, в том числе и духовную. В итоге духовная культура превращается в индустрию массового сознания.
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XIX В
В искусстве XIX в. необходимо выделить несколько художественных направлений, связанных с развитием всей культуры.
Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, передающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это, прежде всего, характерно для английского искусства, яркими представителями которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон.
В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.
Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального общества. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.
Колониализм. Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением политического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма западной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштабный характер.
Антагонизм человека и техники. Наступление техницизма всегда встречало противодействие со стороны гуманитарно ориентированных слоев интеллигенции. Именно антагонизм техницизма и контркультуры является важной характеристикой культуры индустриального общества.
Экологические границы индустриализма. Индустриальное общество основано на «жестких» технологиях, осуществляющих принцип «человек-покоритель природы». Природа рассматривается как внешний объект, а не как среда обитания. Хотя такая мировоззренческая установка способствовала высокой эффективности производства, она же стала причиной глобальных процессов экологической деградации. Другим следствием стала чрезмерная урбанизация планеты, создавшая тяжелые условия для физического существования человека.
Особенности и противоречия культуры буржуазного индустриального общества нашли свое продолжение и в современном постиндустриальном обществе.
Необходимо отметить две важные черты культуры XIX в.:
— Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдо романтизм и т. п.)
— Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.
Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.
Очень важным фактом в культуре XIX в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банфи А. Философия искусства. М.:”искусство”1989г. –384с.
2. Ваисло В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики.
3. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: ”знание” 1976г.- 64с.
4. Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия.
5. Горанов К.Содержание и форма в искусстве. М.: ”Искусство” 1962г. –271с.
6. Тюхтин В.С. Ларнич Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве. М.: ”Знание” 1984г. –64с.
7. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М.:”Мысль”1981г.-247с.