Объясните чем обосновано стремление общества регулировать численность населения охарактеризуйте
Социальные механизмы динамики численности населения Земли.
Постановка проблемы.
На 8% территории Земли сосредоточено около 75% населения. Это вызывает огромное «давление населения». Давление населения влияет на окружающую среду вне зависимости от уровня экономического развития, технических достижений. Прогресс техники, новейшие технологии, развитие транспорта, потребность в новых ресурсах вызывают продвижение людей в районы с экстремальными условиями, где экосистемы легко ранимы.
Многие ученые, политики, общественные деятели считают, что нужны срочные меры в мас-
штабе всей цивилизации, которые могли бы регулировать численность людей.
Существует множество моделей дальнейшего развития цивилизации. При конструировании
каждой из них предпринимаются попытки определить оптимальную численность населения,то
есть наиболее соответствующую емкости среды.
|
Задание 1. Запишите понятия глоссария.
Задание 2. Объясните, чем обосновано стремление общества регу-
лировать численность населения?
Задание 3.Почему и каким образом демографическая проблема
связана с энергетической, сырьевой, продовольственной, геополити-
ческими проблемами? Изобразите свои выводы по этому заданию в виде
Социальные механизмы динамики численности населения Земли.
Согласно экспертным оценкам, популяции людей, одновременно проживавших на Земле, насчитывали:
Существуют точки зрения, что численность населения Земли должна насчитывать 1 млрд. Это так называемый трансатлантический англо-саксонский «золотой» миллиард.
В.Дольник в своих работах называет как оптимум число 200 тыс. человек.
|
|
Демографический взрыв– это фаза динамики численности населения, характеризующая
ХХ век, особенно его вторую половину, при которой произошло стремительное увеличение числен-
К примеру, среднегодовой прирост населенияво второй половине ХХ века составил:
в 50-е гг. – 53 млн чел.; в 60-е гг. – 66 млн чел.; в 70-е гг. – 70 млн чел.; в 80-е гг. – 86 млн чел.
Задание 6. Используя приведенные ниже данные о численности населения нашей планеты, постройте график, иллюстрирующий тенденции роста человеческой популяции на Земле.
С экологической точки зрения рост численности человечества в ХХ веке имеет характер, больше свойственный в основном примитивным организмам, у которых часто вслед за резкой вспышкой численности (демографическим взрывом) следует массовая гибель.
Для отдельных популяций (приматов, копытных, хищников), но никогда для вида в целом, максимальный размах численности иногда достигает 500 %.
Сближение показателей смертности и рождаемости (когда коэффициент смертности и коэффициент рождаемости будут равны 12 %) приведет к демографической стабилизации.
В составе такой популяции будет:
23 % детей и юношей до 18 лет,
49 % людей трудоспособного возраста от 18 до 60 лет,
28 % людей от 60 до 84 лет.
На каждую 1 000 человек будет 96 семей с возрастом родителей от 20 до 36 лет, в каждой из
которых будет в среднем по 2 ребенка.
Таким образом, численность населения на протяжении истории человечества неуклонно воз-
расталав связи с тем, что люди увеличивали емкость средыблагодаря смене типов хозяйствования.
В странах, с опозданием вступивших на путь НТП (научно-технического прогресса), сохраняется высокая рождаемость и этим поддерживается стремительный рост населения Земли.
Влияние численности населения на развитие общества
Даже при наличии большого количества свободной плодородной земли в период колонизации Америки, нельзя было утверждать, что продукты от земледелия будут увеличиваться в той же самой прогрессии. Основываясь на этом конкретном историческом примере, Т. Мальтус делает общее заключение, что «средства существования при наиболее благоприятных условиях применения человеческого труда никогда не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии»[109].
Для видимого теоретического обоснования такого заключения, он ссылался на так называемый закон убывающей производительности последовательных затрат, который в земледелии сводится к убывающему плодородию почвы. Важно обратить особое внимание на то, что концепция роста народонаселения Т. Мальтуса основывается в конечном итоге не на социально-экономическом анализе проблем демографии, а на чисто биологическом законе. Этот закон «состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи»[110].
Подобного рода взгляды, объясняющие перенаселенность в мире чисто биологическими причинами, а не противоречиями в развитии капиталистического общества, составили идейное содержание социологической доктрины, получившей название мальтузианства. Современные мальтузианцы, хотя пересмотрели некоторые положения теории Т. Мальтуса, в частности закон о росте средств существования в арифметической прогрессии, тем не менее, придерживаются биологической трактовки процессов воспроизводства населения в обществе, а тем самым и принципа демографического детерминизма.
Наиболее адекватное объяснение демографических процессов в обществе дают сторонники материалистического понимания истории, которые считают, что эти процессы детерминируются не биологическими, а социально-экономическими факторами. Так, на основе анализа развития капитализма К. Маркс в «Капитале» установил, что «. всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особые, имеющие исторический характер законы народонаселения»[112].
В настоящее время широко дискутируется проблема о возможности регулирования численности народа в наиболее населенных регионах мира, а некоторые страны, например, Китай, уже на государственном уровне приступили к осуществлению политики регулирования народонаселения. В других перенаселенных странах дело ограничивается санитарным просвещением населения и пропагандой преимуществ здорового образа жизни.
Однако политика регулирования роста народонаселения, снижения рождаемости встречает критику со стороны ряда общественных движений, организаций и церкви. Некоторые политики и общественные деятели пытаются доказать, что возрастающий уровень материального производства, новые успехи в науке и технологии позволяют справиться с ожидаемым увеличением населения на нашей планете, а служители церкви считают, что политика по ограничению рождаемости противоречит основным божественным установлениям. Но все такие призывы вряд ли могут помочь странам, которые в настоящее время страдают от избытка населения. Если законы воспроизводства населения зависят от существующего способа жизнеобеспечения людей, то необходимо, во-первых, совершенствовать сам этот способ, а во-вторых, на первых порах, вероятно, можно прибегнуть и к временным мерам по регулированию роста населения
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
РЕГУЛИРОВАНИЕ РОСТА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
Регулирование роста народонаселения является ключевой задачей на пути построения общества устойчивого развития. По разным прогнозам на нашей планете может жить от 0,5 млрд. (консервационисты) до 30 млрд. человек (сциентисты). Экологические реалисты считают, что население планеты необходимо стабилизировать на уровне 8–12 млрд. человек. Предельное народонаселение определяется поддерживающей емкостью планеты (и отдельных экосистем) как пределом ее буферных способностей выдерживать хозяйственную деятельность человека.
До настоящего времени периоды удвоения населения на планете становились менее продолжительными. В начале нашей эры население Земли составляло 270 млн. человек. Первый миллиард был достигнут к 1800 г., второй – к 1938г., третий – к 1960 г., четвертый – к 1975 г., пятый – к 1987 г., шестой – к 2000 г. Соответственно время, которое потребовалось для того, чтобы на Земле появлялся каждый новый миллиард людей со второго и до пятого, уменьшалось по ряду: 138–22–15–12–12 лет. После того, как население планеты достигло 5 млрд., сокращение срока уже не происходило: он сохранился, что свидетельствует о начале процесса замедления роста народонаселения. (Рис. 103.)
Бурный рост народонаселения планеты породил множество сложных экологических и экономических проблем – голод, истощение ресурсов (в первую очередь воды), снижение биологического разнообразия и разрушение почв, повышение уровня загрязнения всех жизненных сред, сложные отношения между представителями разных этнических групп (например, отношение к русским в Прибалтике), локальные военные конфликты (арабо-израильский конфликт, война в Нагорном Карабахе, грузино-абхазская война и др.).
Основным показателем демографического процесса является коэффициент рождаемости – число рождений детей, приходящихся на одну женщину. Сегодня этот коэффициент в мире равен 3,6, в развитых странах – около 2 (это же значение он имеет в России), в африканских (Руанда, Замбия) – превышает 8. Величина коэффициента рождаемости в мире имеет тенденцию к снижению, и если в 1968 г. он составлял 4,6, то в 1987 г. – 3,6.
С коэффициентом рождаемости связаны показатели продолжительности жизни, детской смертности и характер возрастной пирамиды.
В странах с высоким коэффициентом рождаемости средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет 40–50 лет, а детская смертность (число детей, которые умерли в течение первого года жизни в расчете на 1 тыс. новорожденных) – 200. В процветающих и демографически благополучных странах с коэффициентом рождаемости около 2 (США, Япония, Европа) продолжительность жизни превышает 70 лет и детская смертность составляет 5–10.
В странах с низким и высоким коэффициентом рождаемости возрастные пирамиды различаются: в развивающихся странах до старости доживают сравнительно немногие, а развитых –почти все (рис. 104).
Таким образом, проблема перенаселения планеты, о которой писал еще Т. Мальтус, не стала глобальной, но продолжает оставаться острейшей региональной проблемой для развивающихся стран.
Регулирование роста народонаселения в демографически неблагополучных странах является крайне сложной задачей, так как силовые методы оказались малоэффективными. Улучшает демографическую ситуацию лишь общее повышение уровня жизни и образования населения. Большую роль в регулировании роста народонаселения играет степень доступности контрацептивов. Есть мнение, что именно в эту сферу должна быть направлена помощь богатых стран бедным.
Процесс стабилизации роста народонаселения в демографически неблагополучных странах должен пройти три стадии: примитивная стабильность (высокая рождаемость и высокая смертность, этот этап практически прошли уже все страны), быстрый рост народонаселения (высокая рождаемость, снижение смертности за счет развития медицины) и цивилизованная стабильность – низкая рождаемость и низкая смертность (на этой стадии находятся демографические процессы в развитых странах).
Фактором, препятствующим проведению разумной демографической политики, является религия, так как во всех конфессиях акт рождения нового человека считается священным и не подлежащим внешним вмешательствам.
1. Какая закономерность прослеживается при анализе роста населения планеты в нашей эре?
2. Что означает коэффициент рождаемости и в каких пределах лежат его значения в разных странах?
3. Какая общая тенденция изменения коэффициента рождаемости наблюдается в мире сегодня?
4. Какие варианты решения проблемы регулирования роста народонаселения вы знаете?
5. Каковы прогнозы ООН о стабилизации народонаселения мира и отдельных стран?
По прогнозам ООН стабилизация народонаселения мира ожидается к 2110 г. на уровне 10,5 млрд. человек, при этом разные регионы мира придут к стабилизированной численности народонаселения с разной скоростью: Европа – к 2030 г., Северная Америка – к 2060 г., Азия – к 2095 г., Латинская Америка – к 2100 г., Африка – к 2110 г.
Сегодня 80% населения планеты проживает в странах, где коэффициент рождаемости продолжает снижаться. Так, например, с 1968 г. по 1985 г. он снизился в Бангладеш (с 6,98 до 6,2), Колумбии (с 6,54 до 3,1), Индии (с 5,67 до 4,3), Индонезии (с 6,46 до 4,2), Мексике (с 6.59 до 4,0), Китае (с 4,20 до 2,4), Таиланде (с 5,86 до 3,5).
При разработке подходов к регулированию роста народонаселения нельзя оценивать перенаселение формально только по количеству людей, которое приходится на 1 кв. км территории (т.е. по плотности населения). Есть страны со сверхвысокой плотностью населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни населения и охрану окружающей среды за счет импорта ресурсов и использования для их переработки новейших технологий. Примерами таких стран являются Япония (536 человек на 1 кв. км), Нидерланды (644), Тайвань (1002), Гонконг (8886). Однако такие процветающие страны оказывают негативное влияние на состояние среды и ресурсов бедных стран, так как производят на их территории зерно с использованием пестицидов и высоких доз удобрений, размещают экологически опасные производства, экспортируют в них свои отходы.
Нельзя уравнивать влияние на окружающую среду жителей богатых и бедных стран. Так, гражданин США «давит» на окружающую среду в 14 раз сильнее, чем индус, так как потребляет значительно больше продуктов питания и предметов быта, производство которых негативно сказывается на состоянии окружающей среды.
Строгая иммиграционная политика демографически благополучных стран (США, ФРГ, Швеция) связана с тем, что они опасаются эмигрантов из бедных стран, способных ухудшить экологическую ситуацию. Кроме того, эти эмигранты часто являются носителями опасных болезней (в первую очередь – СПИДа).
В России неблагоприятная для роста населения ситуация сложилась из-за падения рождаемости (следствие малочисленности поколения, родившегося во время войны, а соответственно- и поколения их детей, а также экономического спада при сохранении довольно высокой смертности). Средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет сейчас 58–60 лет, а детская смертность превышает 20. Среди причин низкой продолжительности жизни в России – алкоголизм и связанные с ним травмы. После сердечно-сосудистых заболеваний в России – это наиболее распространенная причина смерти (во всех развитых странах на втором месте – смертность от рака).
Объясните, чем обосновано стремление общества регулировать численность населения? Охарактеризуйте демографическую ситуацию (т. е. конкретное проявление объективных социально-экономических закономерностей развития общества, определяющих общие тенденции развития и воспроизводства населения): а) в мире, б) в России, в) в Омской области.
Всего ответов: 3
Ответы
это омск или липецк.точно незнаю
родился в венеции, в семь купца. в первое путешествие он отправился в иерусалим с отцом и дядей. позже он побывал в китае, по пути посетил памир, месопотамию, кашгарию. после китая марко поло был отправлен ханом в венецию, по пути он посетил иран, цейлон, суматру. каждое путешествие он описывал в своих произведениях. «книга о разнообразии мира» оказала большое влияние на исследование азиатских стран.
1.атмосферное давление понижается на 1 мм каждые 10 метров
отсюда можно выяснить, что на высоте 500 метров атмосферное давление будет равно: 760- (300: 10) =760-30=730
2. в нижних слоях атмосферы с каждыми 10,5м давление падает на 1мм рт столба.
рассчитаем насколько упало давление на вершине холма по сравнению с его подножием:
760-744=16 мм рт столба.
теперь посчитаем высоту, на которую надо подняться, чтобы давление изменилось на столько:
3. 760-750=10 мм рт столба.
4. 760- (500: 10) =760-50=710
т.к процесс таяния является эррозийным процессом. то есть происходит размывание почвы.
27. Задание-задача
В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья могут получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте одну из них.
1) тенденция (по тексту задания) — гуманизация образования;
2) другие тенденции с соответствующей характеристикой, допустим:
— интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);
— информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у обучающихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Образование”.
В государстве Z осуществляется фабричное производство товаров массового потребления, большинство производственных процессов автоматизировано. К какому типу относится общество Z? Назовите другие три черты общества данного типа.
1) тип — индустриальное общество;
2) черты, например:
— основной фактор производства
— капитал;
— высокая социальная мобильность;
— значительный по численности средний класс;
— демократия;
— формирование в общественном сознании стандартов потребления и потребительского поведения;
— распространение массовой культуры.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.
Тренер спортивной школы считает, что у Ирины хорошие физические данные для занятия художественной гимнастикой. Какое понятие характеризует уровень развития способностей Ирины на данном этапе? Какие ещё уровни развития способностей выделяют учёные? (Назовите два уровня.) Предположите, что нужно сделать Ирине, чтобы достичь высоких спортивных результатов.
1) уровень развития способностей на данном этапе: задатки;
2) другие два уровня, например: талант, гениальность;
3) предположение, допустим: Ирине следует много тренироваться, иначе её способности не разовьются.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Способности”.
В стране Z важнейшим фактором производства является информация, значительная часть экономического продукта производится в сфере науки и коммуникаций, виртуальной культуры. К какому типу относится общество страны Z? Назовите другие три черты обществ данного типа.
1) тип — постиндустриальное (информационное) общество;
2) черты, например:
— использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни;
— занятость значительной доли населения в сфере науки, наукоёмких производств и сфере обслуживания;
— индивидуализация массового производства;
— преобладание среднего класса в структуре населения;
— распространённость стратегии образования на протяжении всей жизни.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.
В философском словаре приведено такое определение этого явления: “тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному”. Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.
1) ответ на вопрос: общественный (социальный) прогресс;
2) три критерия, допустим:
— мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия её потенциальных возможностей;
— развитие науки и техники;
— улучшение условий жизни;
— демократизация политической жизни.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общественное развитие”.
В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
1) Как решаются основные вопросы экономики?
2) Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?
3) Какова роль государства в экономической жизни страны?
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.
В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления. Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) тип — информационное (постиндустриальное общество);
2) три черты, допустим:
— информация (знания) становится ведущим фактором производства;
— развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации;
— растёт удельный вес “среднего класса”;
— созданы необходимые условия для непрерывного образования.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.