Огузы и кипчаки в чем разница
Кипчаки, огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи
Кипчаки, огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
106. Друзья и недруги великой степи
106. Друзья и недруги великой степи Суперэтнос, условно названный нами «хуннским»,[705] включал не только хуннов, сяньбийцев, табгачей, тюркютов и уйгуров, но и многие соседние этносы иного происхождения и разнообразных культур. Мозаичность этнического состава отнюдь не
Половцы – новые хозяева великой степи
Половцы – новые хозяева великой степи Несколько слов надо сказать о самих половцах. До XIX века историки считали, что название «половцы» происходит от русского слова «поле». Место обитания половцев называли Половецкой землей. Однако историк конца XIX века А. Куник считал,
Карта 1[600]. Племена Великой степи с VIII по X вв.[601] Общее замечание. В VIII в. господство над Великой степью перешло от тюрок к уйгурам (747 г.) и затем к кыргызам (847 г.), но границы каганатов на карте опущены (см. Л. Н. Гумилев, Древние тюрки. М., 1967). Внимание уделено расположению
84. Друзья и недруги великой степи
84. Друзья и недруги великой степи Суперэтнос, условно названный нами «хуннским», включал не только хуннов, сяньбийцев, табгачей, тюркютов и уйгуров, но и многие соседние этносы иного происхождения и разнообразных культур. Мозаичность этнического состава отнюдь не
Друзья и недруги Великой степи
Друзья и недруги Великой степи Суперэтнос, условно названный нами «хуннским», включал не только хуннов, сяньбийцев, табгачей, тюркютов и уйгуров, но и многие соседние этносы иного происхождения и разнообразных культур. Мозаичность этнического состава отнюдь не
Миражи Великой степи
Миражи Великой степи А мы с вами пока мысленно переместимся с запада Великой степи в ее центр. Точнее — на Урал. Именно здесь, на восточных склонах этих гор в 1985 году археологическая экспедиция под руководством челябинского историка Геннадия Здановича обнаружила
КИТАЙСКОЕ ВЕЛИЧИЕ, ЕГО КРИТИКА И СУДЬБЫ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
КИТАЙСКОЕ ВЕЛИЧИЕ, ЕГО КРИТИКА И СУДЬБЫ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ При императоре Канси, которого по продолжительности правления можно сравнить с его старшим современником Людовиком XIV, Китай начал восстанавливаться после ужасов гражданской войны и маньчжурского завоевания.
Карта 1[734]. Племена Великой степи с VIII по X вв.[735] Общее замечание. В VIII в. господство над Великой степью перешло от тюрок к уйгурам (747 г.) и затем к кыргызам (847 г.), но границы каганатов на карте опущены (см. Л.Н. Гумилёв, Древние тюрки. М., 1967). Внимание уделено расположению
Религии Великой степи
Религии Великой степи Проследим процесс проникновения религий в Великую степь во временном периоде с III в. и, забегая вперед, по XI в.Во все времена каждый отдельный человек, будучи одиноким, чувствовал себя беззащитным. Не играла роли принадлежность ни к семье или
Глава I Ранние кочевники Великой Степи
Глава I Ранние кочевники Великой Степи Древняя история Великой Степи — это прежде всего история коневодческих племен, освоивших степи в III–II тыс. до н. э. Этнический состав населения степей менялся в ходе многотысячелетней истории, и ниже мы проследим динамику
Этнолингвистическая ситуация в Великой Степи в начале I тыс. н. э.
Этнолингвистическая ситуация в Великой Степи в начале I тыс. н. э. В течение I тыс. до н. э. — первой половине I тыс. н. э. оседлое население и кочевые племена в полосе степей и гор между Нижним Поволжьем и Алтаем были преимущественно носителями индоевропейских языков.
«Лебеди» Великой Степи[46]
«Лебеди» Великой Степи[46] О половцах упоминают все учебники русской истории, как о чем-то само собою разумеющемся и известном. Их можно встретить на страницах исторических романов и на сцене оперных театров. И всегда оказывается, что половцы — исчадия ада, злейшие враги
Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи
Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи Murad ADZHITHE KIPCHAKS An Ancient Historyof the Turkic People and the Great SteppeThe Steppe is our Homelandand the Altai is our cradleIntroductionMany people, in fact billions of them around the Earth, speak Turkic languages today, and have done so since the beginnings of history, from snow-swept Yakutia in Northeast Asia to temperate Central Europe, from chilly Siberia to torrid India, and even in a
Кипчаки. Огузы
Кипчаки. Огузы «Ex oriente lux» – «Свет начинается с Востока»… и преображает мир Вступление В жизни каждого народа, как и в жизни любого человека, происходят события. Их много. Собственно, жизнь и есть бесконечная череда событий. Но одни незаметны, обыденны, другие, наоборот,
Мир Великой Степи
Мир Великой Степи Самые ранние рунические надписи, найденные в Европе и отнесенные к готским: наконечник копья из овеля (Волынь, IV век) и золотое кольцо из Пьетроассы, датируемое 375 годом. Попытка их прочтения на древне-тюркском показывает вполне конкретное: «Побеждай,
Тюркюты, кыпчаки, огузы.
Так вот скажу вам, что существует много различных тюркских народов и что они никогда не были полностью монголоидными?
Например, Огузы и Кипчаки отличаются друг от друга как генетически, так и лингвистически. Все тюрки представляют собой смесь европеоидной и монголоидной рас, но Кипчаки всегда были более монголоидными, чем европеоидными, а Огузы всегда были более европеоидными, чем монголоидными. Так было с момента появления этих племен, такая ситуация сохранилась и в дальнейшем.
Если казахи, более-менее, остались жить на той территории, где обитали их предки тысячелетия назад, то другие тюркские народы живут в значительном отдалении от своей древней родины.
Те, кто забрался от далеко от нее, сильно смешался с оседлыми народами, как азербайджанцы и турки. Вопрос в том, что смешивались они с разными нациями.
Турки сильно перемешаны с выходцами с Балкан (греками, боснийцами, албанцами и т.д.), а также армянами, курдами, черкесами. Плюс, есть 15 миллионов турецких граждан, таких как Черкесы, Лазы, Албанцы, Боснийцы и другие, которые вообще не имеют восточного происхождения. Тем не менее, они чувствуют себя Турками.
Азербайджанцы породнились с населением Кавказской Албании, а в более позднее время – с Персами, Талышами, Лезгинами и другими.
При этом, языки у Турок и Азербайджанцев похожи настолько, что их нужно скорее считать диалектами друг друга.
Те, кто переселился поближе, в Среднюю Азию (но остался кочевать), как Туркмены – смешались с жившими здесь степными народами иранской крови. Именно поэтому они выглядят не очень монголоидными.
А вот большинство Казахов выглядит очень разнообразно. Но в целом – они сильнее похожи на восточных азиатов. Причина этого то, что степи Казахстана исторически были проходным двором скотоводческих народов. Но все массовые переселения шли с востока на запад. Поэтому среди родов каждого из жузов в наличии те, кто произошел от кочевников Монголии.
Исторически Монголы и Тюрки совсем разной крови. Но они много раз объединялись в составе одного государства тем или иным удачливым завоевателем, от Бумына до Чингисхана. А общая кочевая культура со временем сплавила их в одно целое.
Кыпчаки на Кавказе: смешались в кучу кони, тюрки
Отношения с другими народами были, мягко говоря, нестабильными
Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодняшняя колонка украинского историка в «Реальном времени» посвящена политической истории кыпчаков Северного Кавказа в ХІ—XIII вв.
История кыпчаков — одна из традиционных тем мировой историографии. В основном ее рассматривают в контексте истории Византии, Руси и Центральной Азии (в русской терминологии — Средней Азии), а вот исследования отношений кыпчаков с народами Кавказа в историографии не так популярны. Тем не менее, эта проблема была исследована в работах З. Анчабадзе, Г. Анчабадзе, П. Голдена, С. Плетневой, Г. и Я. Федоровых.
До кыпчаков: огузы, хазары, печенеги, черкесы
Кыпчакской эпохе в истории северокавказских степей предшествовало огузское доминирование в X— первой четверти XI века. По предположению Е. Круглова, до середины X века огузов и хазар объединял антипеченежский альянс. Хазары не строили укреплений на своей восточной границе. Огузские наемники служили в хазарском войске, и они помогли хазарам потеснить печенегов. В Саркеле присутствовал печенежско-огузский гарнизон. Джуаншер Джуаншериани сообщал о пачаниках (печенегах) по соседству с джиками (черкесами). Также в этой хронике упоминались хазары и овсы (аланы). Огузы в середине X в. заняли прежние хазарские земли. Джуаншериани зафиксировал отступление пачаников и джиков под давлением каких-то «турков». Пачаники бежали на запад, а джики поселились около Абхазии. Этноним «турки» должен был обозначать огузов-торков. Нашествие кочевников с востока привело к исчезновению целого ряда поселений на Северном Кавказе.
В отличие от огузов, сведения о переселениях кыпчаков более полно освещены в источниках. Правда, эти источники зачастую сообщали фантастическую и вымышленную информацию относительно степей Северного Кавказа. Сведения Муслихиддина Лари о расселении кыпчаков почерпнуты из тюркского эпоса и не соответствуют реальности. Кади Бейзави же упоминал о вымышленной персоне — Кыпчак-Мелике. Сведения этого автора также недостоверны, поскольку такого вождя среди кавказских кыпчаков в реальности не существовало.
По нашему мнению, кыпчаки появились в Западном Прикаспии не позже 40-х гг. XI в. Но эти земли для них не имели стратегического значения. Только так можно объяснить тот факт, что Нижнее Поволжье было за границами их влияния. Местные степи были не целью их походов, а лишь транзитной остановкой. Благодаря этому в Нижнем Поволжье (Саксине) продолжало доминировать огузское и булгарское население. Следует отметить, что в Лаврентьевской летописи саксины и кыпчаки не отождествляются. Абу Хамид ал-Гарнати, который лично побывал в Саксине, отмечал присутствие в городе волжских булгар (жителей Булгара и Сувара), огузов и хазар, но не сообщал о кыпчаках. Также от кыпчакских степей в этническом отношении отличались и регионы Верхней Кубани и Кавказских Минеральных Вод. Каменные статуи на Верхней Кубани продолжают традиции не кыпчаков, а древних тюрков. Е. Нарожный предполагает, что тюрки, обитавшие в регионе Бишдаг (Пятигорье), не кыпчаки, а другое, более древнее тюркское население.
Каменные статуи на Верхней Кубани продолжают традиции не кыпчаков, а древних тюрков. Фото yugopolis.ru
Донецкие против дербентских
Борьба шла за обладание северокавказскими и восточноевропейскими степями. Во время кыпчакской экспансии главными противниками кыпчаков были огузы. К сожалению, грузинские источники не сообщали о войнах между ними. Ранние упоминания грузинских источников о кыпчаках фантастичны и вымышлены. Достоверная информация о кыпчаках впервые фиксируется только в «Житии царя царей Давида». Рядом с кыпчаками Отрока грузинский летописец упоминал «дербентских кыпчаков». Грузины Давида IV Cтроителя и кыпчаки Отрока воевали против этих «дербентских кыпчаков» и лезгин. Очевидно, эта война была продолжением более давней вражды. Кыпчаки Отрока, переселившись из донецких степей на Северный Кавказ, должны были столкнуться с местными кыпчаками.
Следует отметить также вражду кыпчаков Отрока с аланами. Во время переселения кыпчаков Отрока в Грузию грузинам пришлось принудить аланов и кыпчаков помириться. Русский князь Юрий (сын Андрея Болголюбского) прятался от своего родственника Всеволода «Большое Гнездо» в городе кыпчакского хана Севенджа (Севинча). Река Сунжа у русских была известна под названием, похожим на имя кыпчакского хана Севинча. З. Папаскири предполагает, что город назывался Сунджа и находился поблизости от реки Сунжа. Не исключено, что и город, и река получили свое название от имени вождя «дербентских кыпчаков» Севинча.
Долгое время «дербентские кыпчаки» находились в тени донецких кыпчаков, о которых источники упоминали чаще. Галицко-волынский летописец сообщал, что после походов Владимира Мономаха Отрок бежал в «Обезы». После смерти Владимира Мономаха Сырчан отправил в Грузию певца Ора. По легенде, Ор напомнил Отроку о родине песнями и запахами травы «евшан», и тот решил вернуться в родные степи. Но причиной миграции кыпчаков в Грузию были не только победы войск Владимира Мономаха, но и предложение царя Давида IV Строителя переселиться в Грузию. В 1121 г. кыпчаки участвовали в Дидгорской битве. В 1123 г. кыпчаки Отрока в составе грузинских войск атаковали Ширван.
Отрок вернулся в степи в 1125 г. после смерти Давида IV Строителя. Однако часть его людей все-таки осталась в Грузии. В грузинских источниках упоминались два вождя тюркского происхождения — Кубасар и Кутлу Арслан. На службе у царицы Тамары были так называемые «бывшие кыпчаки», то есть потомки кыпчаков Отрока. Они интегрировались в грузинское общество. Но после свадьбы царицы Тамары с аланским князем Давидом Сосланом «бывшие кыпчаки» попали в опалу. Однако грузинская держава все еще нуждались в тюркских воинах. Поэтому на смену «бывшим кыпчакам» пришли «новые кыпчаки». Очевидно, они принадлежали к «дербентским кыпчакам», и их мог возглавлять Салават (брат хана Севинча).
Судьбы кыпчаков были тесно связаны с Азербайджаном. Некоторые из них даже смогли возглавить государство атабеков Азербайджана. Одним из таких любимчиков фортуны был Шамс ад-Дина Ильдениз (Ильдегиз). Когда он был еще ребенком, его продали в рабство.
После свадьбы царицы Тамары с аланским князем Давидом Сосланом «бывшие кыпчаки» попали в опалу. Монета Грузии с именами Тамары и Давида. Фото wikipedia.org
В авангарде грузинского войска
Кыпчаки Отрока при переселении в Грузию наткнулись на противодействие со стороны аланов. Грузины урегулировали конфликт, заняв перевал и взяв в заложники часть аланских и кыпчакских аристократов. В Галицко-Волынской летописи указано, что кыпчаки перешли через «Железные ворота». Я. и Г. Федоровы предполагали, что «Железные ворота» — это «Эльхотовские ворота». С. Плетнева же считала, что это Дарьяльский перевал. Вполне возможно, что кыпчаки перешли через Мамисонский перевал («Карские ворота»), а не через «Железные ворота». «Железными воротами» часто называли Дербентский перевал, который вел во владения ширваншаха, но не Грузии. З. Анчабадзе, М. Мургулия, С. Плетнева, П. Голден считают временем миграции кыпчаков 1118 год. При этом они делают некоторые оговорки. З. Анчабадзе и М. Мургулия указывали, что переселение происходило на протяжении 1118—1120 гг. Вообще, эта идея популярна в грузинской историографии со времен И. Джавахишвили. П. Голден сообщает, что переселение кыпчаков в Грузию произошло около 1118 г.
М. Мургулия предположила, что царь Давид и хан Отрок поддерживали контакт между собой через город Тмутаракань (Матарху). Ал-Идриси и Вильгельм Рубрук указывали только на обособленность Матархи от степи и ее связь с городами Крыма. Рихард сообщал, что Матарха находилась в стране Сихия (Зихия). Смена правителя была не нова для Матархи. На протяжении нескольких веков она находилась в составе разных держав. Упоминание в хронике Рашид ад-Дина о вожде черкесов Тукара рядом со страной Мерим (Крым) и кыпчаками совсем не случайно, поскольку Матарха была соседом Дешт-и-Кыпчак. Кочевники, которые жили около Матархи, могли быть огузами и печенегами, но не кыпчаками. В «Слове о Полку Игореве» упомянут «Тмутараканский болван». Но, как и указанные в этом источнике территории (Посулье, Поморье, Судак и Корсунь), это географический ориентир, который обозначал границы Дешт-и-Кыпчак. Таманский полуостров был отдельным от Дешт-и-Кыпчак регионом.
Маттэос Урхаеци упоминал о 15 тыс. кыпчаков в составе грузинского войска во время Дидгорской битвы. Ибн ал-Асир сообщал, что 200 кыпчаков пребывали в авангарде грузинского войска, что, конечно, является сознательным приуменьшением. Грузинские источники сообщали о 40 тыс. кыпчаков в грузинском войске и 5 тыс. монаспа. Исследователи предполагали, что вместе с семьями мигрантов могло быть 200—225 тыс. С. Плетнева предполагала, что в Грузию мигрировали 40 тыс. воинов, в том числе 5 тыс. элитных воинов. Она считала, что вместе с семьями кыпчаков было около 230—240 тыс. И. Джавахишвили считал, что в Грузию переселилось 40 тыс. семей кыпчаков. Его гипотезу поддержали Ш. Месхия, С. Малакатия, Р. Метревели. М. Думбадзе, А. Киквидзе и З. Анчабадзе считали, что переселилось 45 тыс. кыпчакских семей. М. Мургулия полагает, что войско кыпчаков в Грузии насчитывало 50 тыс. воинов. Согласно гипотезе И. Джавахишвили, кыпчаки расселились в Картли. С. Еремян считал, что они жили в районе Арича и Агарцина. Ш. Месхия придерживался мнения, что кыпчаков, помимо Картли, расселили еще в Нижнем Картли, в Сомхити. Но, скорее всего, 40 тыс. кыпчаков — это шаблон средневековой европейской исторической традиции, который обозначал большое количество «варваров». По нашему мнению, во всей Грузии было 15 тыс. кыпчакских воинов, и практически всех их грузинский царь должен был выставить против турок-сельджуков в битве при Дидгори.
Во всей Грузии было 15 тыс. кыпчакских воинов и практически всех их грузинский царь должен был выставить против турок-сельджуков в битве при Дидгори. Мемориальный комплекс в Дидгори. Фото turbina.ru
Против кыпчаков объединились почти все народы Южного Кавказа
Отношения Грузии с кыпчаками не были только союзническими. В 1123 г. между ними появились первые противоречия. Очевидно, что они и вынудили Отрока с большей частью своих людей мигрировать назад в северокавказские степи. Логично предположить, что часть кыпчаков обитала в северокавказских степях во время пребывания Отрока в Грузии. Сырчан мог править той частью донецких кыпчаков, которая кочевала в степях Северного Кавказа. Отрок вернулся в степи после смерти Давида IV Строителя и Владимира Мономаха. Уже сын Отрока Кончак проводил активную политику по отношению к Руси. Владимир Мономах, реализуя свою степную политику, заключал династические браки. Дочки ханов Аеп вышли замуж за Юрия (сыне Владимира Мономаха) и Святослава (сыне князя Олега). Аепа — это, вероятно, вождь клана или племени Кай. Таких вождей было два. Один из них был сыном Асеня, а второй — Гиргеня. Их дочки были соответственно внучками Асеня и Гиргеня. Союз с Аепами должен был предусматривать общие действия против Шаруканидов. Династические браки с кыпчаками не имели бы смысла, если бы не приводили к политическим последствиям. Можно предположить, что династия Асеня и Аеп на некоторое время могла захватить прежние владения Шаруканидов на Северском Донце. Сырчан в таком случае должен был контролировать степи в Восточном Приазовье и на Дону. После возвращения из Грузии сил Отрока Шаруканиды смогли отвоевать прежние владения на Северском Донце.
Жители Гандзака (Гянджи) в 1222 г. попросили помощи против грузин у кыпчаков. Возможно, союзниками гянджийцев были «дербентские кыпчаки», которые наиболее близко кочевали от Дербента и Гянджи. Киракос Ганзакеци и Себастаци указывали, что Дербент было сложно взять штурмом. Логично предположить, что эмир Дербента пропустил кыпчаков через перевал. Вторжение кыпчаков и действия гянджийцев вызвали реакцию со стороны грузин. Против кыпчаков было направлено войско, но оно было разбито кыпчаками. На следующий год Георгий IV Лаша снова собрал войско и победил кыпчаков. Ибн ал-Асир указывал, что против кыпчаков объединили свои силы почти все народы Южного Кавказа. Поход 1222—1223 гг. имел для «дербентских кыпчаков» катастрофические последствия. Ан-Насави упоминал, что эмиру хорезмшаха Джелал ад-Дина удалось договориться о союзе с кыпчакским ханом Гюрге (Гурка, Гюр-ханом). Последнего можно сопоставить с Юрием (Юрьгии, Гюрги) Кончаковичем. Очевидно, что «дербентские кыпчаки» попали под власть конфедерации донецких кыпчаков.
Во время кампаний Джелал ад-Дина в Грузии Рашид ад-Дин упоминал о кыпчаках. Рядом с ними как союзники грузин упоминались армяне, лезгины, сарирцы, абхазы, аланы. Джувейни еще называл среди грузинских союзников чанетов, сванов, румийцев и сирийцев. Согласно сведениям персидских хронистов, хорезмийцы переманили кыпчаков на свою сторону. Кыпчаки, по их сведениям, уклонились от битвы и оставили грузин. Грузинский хронист не сообщал об участии кыпчаков в этой войне, но зато уведомлял, что царица Русудана призвала войско из грузин, горских народов Кавказа и аланов. Грузины не включили кыпчаков в состав коалиции. Память о войне 1222—1223 гг. была еще живой. В отражении нападений хорезмийцев Джелал ад-Дина и битвах с ними кыпчаки не принимали участия.
Через Матарху с донецкими кыпчаками связался грузинский царь Давид IV Строитель. Памятник царю Давиду IV Строителю (Кутаиси). Фото wikimapia.org
Кыпчаки завоевали прикаспийские степи в 40-х гг. XI века, но там и дальше долгое время доминировал огузский компонент, поскольку степи Прикаспия были для них не целью, а промежуточной остановкой. После поражения донецких кыпчаков Отрока от Владимира Мономаха кавказские кыпчаки были атакованы донецкими и оттеснены на восток Северного Кавказа. В грузинских источниках кавказские кыпчаки были известны как «дербентские кыпчаки». Через Матарху с донецкими кыпчаками связался грузинский царь Давид IV Строитель. Отношения кыпчаков с Грузией не были стабильными. Донецкие кыпчаки были союзниками Грузии при Отроке, но уже при его потомках отношения испортились. Ситуация конца XII в. требовала от грузинской царицы Тамары привлечения кыпчакских гулямов, и брат Севинча Салават возглавлял в грузинском войске корпус «новых кыпчаков», которые пришли на смену «бывшим кыпчакам» (потомкам донецких кыпчаков Отрока). При царе Георгии IV Лаше и царице Русудане грузины уже не опирались на кыпчаков, их союзниками были горцы и аланы. Поход «дербентских кыпчаков» в 1222—1223 г. привел к крушению «дербентских кыпчаков» и вхождению их земель в состав конфедерации донецких кыпчаков.
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кыпчак в XIII веке».
Кипчаки. Огузы
«Ex oriente lux» – «Свет начинается с Востока»… и преображает мир
В жизни каждого народа, как и в жизни любого человека, происходят события. Их много. Собственно, жизнь и есть бесконечная череда событий. Но одни незаметны, обыденны, другие, наоборот, ураганом сметают все вокруг. Крушение старого всегда становилось рождением нового. Именно так начинались и так заканчивались эпохи в истории человечества – событиями, потрясающими мир.
Сметающим и ураганным было Великое переселение народов, оно прошло во II–V веках и неузнаваемо преобразило жизнь на Евразийском континенте. Будто смерч. После него древний, или античный, мир вступил в эпоху Средневековья.
Началось Великое переселение на Древнем Алтае, началось тихо и буднично, однако вся огромная Евразия ощутила его. Тогда тюркские конники устремились в разные стороны света, из Центральной Азии они вышли к берегам Тихого, Индийского, Атлантического океанов. Тысячи километров пути остались у них за спиной. Огромные, ранее почти безлюдные просторы заселили всадники. И не нашлось на свете силы, способной сдержать этот живой поток, хлынувший с Алтая. Остановить его. Все армии уступили ему во встречном бою.
Грандиозное событие… Античный мир был растоптан копытами конников.
Они сокрушили старое, чтобы дать людям новую жизнь.
Великое переселение народов – это редчайшее явление. В истории человечества такое было лишь раз. Подобного мир не знал ни раньше, ни потом. Победы Александра Македонского, римских императоров и даже знаменитого Чингисхана меркнут перед ним. Они выглядят слишком обычно.
Конечно, Великое переселение возникло не на ровном месте, не само по себе и не вдруг. Семь веков тюркский народ копил силы, семь веков кропотливо готовился к нему, создавая культуру, которая вслед за античной возвысила мир людей.
Случайности тут не было. И быть не могло! Народы, не противясь, принимали новую для себя культуру Средневековья… Почему? Что отличало и что притягивало к ней людей?
В первую очередь вера в Бога Небесного – в Тенгри, который покровительствовал тюркам… Вера в Единого Бога была абсолютно новым явлением в жизни человечества. Люди античного мира, как, впрочем, и первобытного, не знали ее. Они были язычниками. Язычество отличало эти эпохи! И многобожие.
В Древней Греции, например, молились Зевсу, Гере, в Римской империи – Меркурию, Юпитеру и другим богам. Перед их изображениями склоняли головы, приносили жертвы, у них просили защиты. Бога Небесного ни один народ, кроме тюрков, тогда не знал. Никто не молился Ему.
Тенгри (Вечное Синее Небо) – так Алтай назвал своего покровителя. Под Его неусыпным оком шли по свету всадники. Шли смело и уверенно. Потому что перед каждой атакой, перед каждым новым боем громко скандировали: «Алла билла! Алла билла!» Что по-тюркски означало «С Богом» или «Бог с нами»… И всегда побеждали.
Это сразу заметили другие народы.
В то время считалось, что победу в бою приносят не воины, а бог-покровитель. Он один. Люди, принимая новую веру, как бы просились под защиту сильного бога. В этом и состоит роль веры в жизни народов. Вот почему именно религии этнографы уделяют особое место в своих исследованиях.
…Вторым отличием тюркской культуры было железо. Металл, который подарил людям великий Тенгри.
Он позволил алтайцам создать массу полезных вещей для быта, работы, ведения войн: никто в мире так искусно не плавил железо и не пользовался им так широко. Тысячи кузнечных горнов день и ночь давали драгоценный металл; железо тогда ценилось выше золота. Что тоже привлекало к тюркам другие народы.
Это был всеобщий праздник тюркского народа…
Выходит, Великое переселение не просто переселение людей на новое место. И не покорение соседних стран. Это совсем другое. То, что неотвратимо разрушило бронзовый век в истории человечества и открыло путь веку железа!
Тюрки сознательно ломали старое, отслужившее и утверждали новое, прогрессивное – вот что было тогда на континенте.
О том времени теперь говорят по-разному, называя его и «нашествием варваров», и «вторжением гуннов». Это неправда. Потому что вера в Бога Небесного и железо у многих народов появились именно тогда – после знакомства с тюрками. В эпоху Средневековья.
Всадников – посланцев Бога Небесного – обожествляли…
Даже внешне тюркский народ отличался от остальных, он имел свой неповторимый облик, который не спутать с обликом ни одного другого народа планеты. Отличал его конь, ставший символом, или тамгой (родовым знаком), пришельцев с Алтая. Равно как и знамена с крестом Тенгри.
Античный мир подобного не видел. Даже одежды такой он не видел, потому что это была одежда всадника – проповедника и воина, которые ни на миг не расставались с конем.
Нет, Великое переселение – вовсе не стихийный исход с Алтая, как пишут о нем. Не нашествие. Отселялись не «дикие кочевники», а народ, которому стало тесно в алтайских долинах. Ему нужны были новые земли, новые пространства… Тогда и появилось слово «кипчак», или «тот, кому тесно». Им назвали странствующих всадников.
А говоря об Алтае, имели в виду совсем иные земли, чем ныне. Вся Южная Сибирь с Байкалом на востоке и с Памиром на западе. То есть огромную горную страну, которая доходила до Тибета, называли Алтаем…
О тех далеких днях напоминают памятники – свидетели былого. Их много. Порой они очень неожиданны. Присмотритесь внимательнее к ним.
Так, в 1974 году археологи нашли царский курган в северо-западном Китае, там до сих пор живут тюрки-уйгуры, правда, уже не помнящие свою историю. Находки из древнего кургана озадачили ученых. Озадачили глиняными статуями, их было несколько тысяч, они показывали одеяние воина, убранство его коня. Все были обращены лицами к северу, к священной горе Уч-Сумер… Это явно не китайская работа.
Не китайская, потому что в III веке до новой эры китайцы здесь не жили. Их страна лежала далеко на юге, за Китайской стеной… Глиняные воины – портрет сегодняшних уйгуров, киргизов, казахов, хакасов, ногайцев. Такие лица обычны и среди кумыков, татар, башкир. Но только не китайцев…
Еще пример, тоже весьма выразительный.
Вблизи городка Румминдея, что в Непале, есть колонна с древней надписью. Святое место, уверяют буддисты, здесь высечено имя основателя их вероучения. Человека, который пришел с Алтая, он был из рода Шакья. Колонну поставили в III веке до новой эры. Индусы тогда впервые увидели тюрков и удивились им. Вот почему Будду они назвали «тюркским богом», или Буддой Шакьямуни. И с тех пор рисуют его голубоглазым. Как других тюрков.
Сегодня буддизм – ведущая религия мира, но время скрыло в нем свой таинственный след, который, однако, виден… Есть наука религиоведение, она изучает тайны веры, позволяет понять многое из дошедшего до дня сегодняшнего.
Например, буддисты-монахи в своих общинах живут по строгому уставу, он известен ученым. Казалось бы, что могут дать эти сведения? Оказывается, многое. Просвещенному человеку они говорят, что буддизм действительно создали тюрки! Между верой в Тенгри и учением Будды много общего. Исток этих учений один, он в знаниях алтайских мудрецов. Вот почему Древний Алтай называли Раем земным, цветущим Эдемом – здесь начало мировых религий.
От алтайского Вечного Синего Неба идут они!
…Три тысячи лет назад на Алтае начались духовные искания. Рождалась вера в Бога Небесного. Жаркие были времена. Тогда, желая сохранить свою старую веру, часть тюрков ушла в Индию, Иран, в степи Европы. Их называли скифами, саками… Духовный протест открыл первые дороги с Алтая.
А во II веке начался массовый исход алтайцев в степь, но причина его уже была иная – экономическая. К тому времени слишком много алтайцев народилось на свет, и стало им тесно в горных долинах. Народу требовались новые пашни, пастбища, угодья.
На Кавказе, Ближнем Востоке, в Европе с тех пор надолго прижилась тюркская речь. Сюда пришли всадники открывать эпоху Средневековья.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Печенеги и Кипчаки
Печенеги и Кипчаки Печенеги (Патзанакитаи, у Константина Порфирогенета, Бачанаки, у Иштакри), были, как мы видели, тюркским племенем, которое, согласно Маркуарту, некогда составляло часть конфедерации западных тукю, но были вытеснены карлуками к низовью Сыр-Дарьи и
Глава 2. Кимаки и кипчаки
Глава 2. Кимаки и кипчаки Арабские и персидские географы, путешественники и историки IX-X вв. в тех разделах своих сочинений, которые посвящены были народам, обитавшим в далеких от Халифата восточноевропейских и азиатских степях, постоянно упоминают народ и страну
Мы — кипчаки!
Мы — кипчаки! Известно высказывание Геббельса, в котором выражена суть политики: отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом… Слишком знакомая ситуация… Похоже, мы давно превратились в батраков
Европейские кипчаки
Европейские кипчаки Географическая карта — серьезный исторический документ, несущий информацию не меньшую, чем пухлая книга. Но нужно уметь читать ее: Великое переселение народов оставило на карте свой след. Тогда, во II–V веках появилась огромная степная страна —
Английские кипчаки
Английские кипчаки И об англосаксонских походах старательно забыто.Веками придумывались рассказы о зверствах пришельцев… Мифы громоздились один на другой. Дошло до абсурда. В истории Великобритании теперь лучше разбирается необразованная публика, чем ученые. Слишком
Кипчаки и половцы
Кипчаки и половцы Ибн Хордадбех, иранский аристократ, выросший в Багдаде и близкий ко двору аббасидских халифов, еще в молодые годы получил назначение на важный пост в провинции Джибаль (Северо-Западный Иран) — он стал там начальником государственной осведомительной
Глава 4. «…С РАСКОСЫМИ И ЖАДНЫМИ ГЛАЗАМИ»: КИПЧАКИ НА КНЯЖЕСКОМ СТОЛЕ
Глава 4. «…С РАСКОСЫМИ И ЖАДНЫМИ ГЛАЗАМИ»: КИПЧАКИ НА КНЯЖЕСКОМ СТОЛЕ Под годом 6563-м (1055 г. от Р.Х.) Ипатьевская летопись сообщает: «…Того же лета приходи Блушь с Половци. И створи Всеволодъмиръ с ними. И възвратишася вь свояси».Кто же эти половцы?Попытки проследить с
Глава первая. Эти вездесущие кипчаки
Глава первая. Эти вездесущие кипчаки 1.1. Фоменко и другие, замахнувшиеся на «святое»… История монголо-татарских завоеваний вызывает много нареканий по части правдоподобия. Кто только ни пытался ее лягнуть, предложив свое объяснение случившегося! Притом, в самом факте
Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи
Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи Murad ADZHITHE KIPCHAKS An Ancient Historyof the Turkic People and the Great SteppeThe Steppe is our Homelandand the Altai is our cradleIntroductionMany people, in fact billions of them around the Earth, speak Turkic languages today, and have done so since the beginnings of history, from snow-swept Yakutia in Northeast Asia to temperate Central Europe, from chilly Siberia to torrid India, and even in a
Английские кипчаки
Английские кипчаки И об англосаксонских походах старательно забыто.Веками придумывались рассказы о зверствах пришельцев. Мифы громоздили один на другой. Дошло до абсурда. В истории Великобритании теперь лучше разбирается необразованная публика, чем ученые. Уж слишком
Кипчаки
Кипчаки Наша Родина – Степь… …а колыбель – Алтай Вступление На тюркском языке говорило и говорит очень много людей – миллиарды. От снежной Якутии до Центральной Европы, от Сибири до жаркой Индии. Даже в Африке есть поселения, где звучит тюркская речь. Велик и
Английские кипчаки
Английские кипчаки И об англосаксонских походах старательно забыто.Веками придумывались рассказы о зверствах пришельцев… Мифы громоздились один на другой. Дошло до абсурда. В истории Великобритании теперь лучше разбирается необразованная публика, чем ученые. Слишком
Половцы (кипчаки)
Половцы (кипчаки) Тюркоязычная народность. Западная ветвь кипчаков, или кыпчаков, которые в Западной Европе были еще известны как куманы. Вели кочевой образ жизни. Кочевали по степям Северо-Западного Кавказа. В середине X в. половцы перешли Волгу и заняли степи Северного