Расскажите чем прославил себя и свою эпоху франсуа рабле
Франсуа Рабле
Фото Все
Видео Все
Магистр игры. Весёлая наука Франсуа Рабле
Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Франсуа Рабле — биография
Франсуа Рабле – французский сатирик, медицинский деятель. Один из известнейших представителей эпохи Возрождения, создавший роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Писатель-гуманист Франсуа Рабле стал ярчайшим представителем эпохи Возрождения, создав ряд приключенческих и сатирических произведений. Самым известным сочинением автора является роман Гаргантюа и Пантагрюэль, повествующий об отце и сыне – забавных великанах-обжорах.
Ранние годы
Биография французского писателя вызывает среди историков дискуссии, так как данные в разных источниках зачастую сильно расходятся. Так, по мнению одних исследователей, он родился в 1494 году, другие же утверждают, что в 1483-м. известно, что родным городом Рабле был Шинон провинции Турень, считающейся центром виноделия. Предположительно мальчик вырос в поместье Девинье, где сейчас открыт музей, посвященный творчеству сатирика.
Франсуа рано потерял мать, поэтому его воспитанием занимался отец. По поводу рода деятельности Рабле-старшего тоже все неоднозначно. Многие считают, что мужчина занимался адвокатской деятельностью, но не исключено, что он был торговцем.
Сохранились монастырские книги, согласно которым в 1510 году ребенок поступил на обучение в храм. В те годы основная масса ученых мужей состояла из священнослужителей, поэтому получить образование в обители считалось престижным. Из стен монастыря выходили талантливые доктора, адвокаты, философы. Благодаря этим людям до наших дней сохранились хроники событий и факты биографий известных людей.
В 1521 году Франсуа постригли в монахи. В обители он занимался изучением медицины, латыни, римского права, анатомии и естествознания. Много времени преподаватели уделяли изучению гуманитарных наук и духовному воспитанию подопечных. В свободное от уроков время Рабле вел самостоятельную исследовательскую работу, создавал монографии. Ранние труды молодого человека были высоко оценены светилами науки 16-го века.
Орден Святого Франциска гордился столь талантливым учеником, чья деятельность была полезной и не шла в разрез с монастырскими устоями. Однако вскоре Рабле стало недостаточно книг, хранившихся в местной библиотеке, и он стал собирать другие интересующие его издания. В 1524 году у юного исследователя нашли греческие книги, которые не приветствовались французскими богословами. Считалось, что в них пропагандируется протестантизм и неправильное толкование Нового Завета.
Греческие труды у парня изъяли, после чего он решил примкнуть к более лояльным бенедиктинцам. Рабле продолжил образование в монастыре Святого Бенедикта, ставшем его новой обителью. Получив достаточное количество знаний, монах покинул стены храма и занялся изучением медицины. В 1530-х он начал практиковать врачебное дело, одновременно издавая работы Гиппократа и Галена. Франсуа стал одним из первых светских священников, получивших докторскую степень. Образованного и начитанного молодого человека стали приглашать читать лекции в учебных заведениях Монпелье и Пуатье.
Творчество
Рабле много времени уделял просветительской деятельности. В его библиографии содержится два десятка медицинских трудов, а также ряд книг по строению человеческого тела. Произведения автора публиковались в популярных изданиях тех лет, его новых работ с нетерпением ждали жадные до знаний читатели. В своих работах Франсуа много размышлял о том, каким образом личность, внешность и поведение докторов влияет на их пациентов. Помимо этого, ученый издавал книги по археологии, древней культуре и архитектуре. Современные исследователи считают эти труды монографиями.
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
Произведением, прославившим писателя на весь мир, стал гротескный роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Благодаря циклу из пяти томов читатели познакомились с Рабле-сатириком и узнали удивительную историю двух великанов – героев старинных сказаний. Успех книги был ошеломительным, и в 1532 году автор решил написать продолжение. Взяв творческий псевдоним Алькофрибас Назье, француз выпустил роман «Пантагрюэль», вызвавший негодование представителей Сорбонны. В отличие от ученых мужей, ценители творчества Рабле восприняли новую книгу очень тепло.
Через два года свет увидело произведение «Гаргантюа», повествующее об отце героя предшествующей книги. В 1546-м Франсуа вновь порадовал читателей, издав третью книгу увлекательной серии. Она была подписана настоящим именем, псевдонимом на сей раз автор не воспользовался. Сорбонна признала сочинение непристойным и несущим ересь, но основная масса читателей была на стороне создателя. Когда парламент Франции запретил издавать роман, за Рабле вступились его влиятельные знакомые, и ситуация разрешилась благополучно.
Иллюстрация к роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Большую роль в защите книги и самого Франсуа сыграл Жан дю Булле, находившийся в дружеских отношениях с монархом Франциском I. Глава государства лично распорядился, чтобы писателю не создавали помех при создании романа. Когда король скончался, гонения Рабле возобновились: с продажи сняли все экземпляры ранее опубликованных книг о Гаргантюа и Пантагрюэле.
Пятая часть приключений великанов вышла уже после кончины творца. По мнению некоторых литературоведов, авторство Рабле здесь весьма сомнительно: роман могли написать ученики либо последователи писателя.
Помимо знаменитой истории про больших обжор талантливый гуманист создал ряд произведений сатирического характера. Публике полюбилась его «Энциклопедия смеха», где в тонкой ироничной манере автор описывал культурные устои, царившие в 16 веке. Как и предыдущие книги, «Энциклопедию» читатели восприняли с восторгом.
Поклонникам творчества Франсуа Рабле особое удовольствие доставляет прочтение его коротким рассказов. В них сатирик с присущим ему юмором коротко и емко описывает каждодневные ситуации, вызывающие смех читателей во все времена. Гуманист был не прочь посмеяться над физиологией. Творческую манеру Рабле не раз называли амбивалентной, поэтому его произведения остаются забавными, актуальными и в наше время, несмотря на некоторые особенности перевода.
Рабле признан одним из величайших творцов своей эпохи, сумевшим живо отразить реалии тех лет. Сатирик занял достойное место среди философов и педагогов, врачей и писателей. Его знания и умения были настолько разнообразными, что приводили в восторг даже французских монархов.
Своим орудием сатиры Франсуа сделал смех – громкий, исполинский и во многом чудовищный, похожий на его героев-великанов. Гротеском и юмором автор боролся со «страшным общественным недугом, свирепствовавшим повсеместно».
Личная жизнь
Будучи светским священником, Франсуа Рабле активно занимался творческой деятельностью. Его близким другом и единомышленником был Жан дю Булле, имевший определенное влияние в церковных и властных кругах.
Автор книг был отцом двух незаконнорожденных детей, происхождение которых было долгие годы нелегальным. Узаконить статус наследников помогли Жан и Гийом дю Булле, инициировав в 1540-м юридическое слушание. С тех пор Огюст и Жюни могли официально носить фамилию знаменитого родителя.
Фактов из личной жизни гуманиста сохранилось немного. В середине 19-го века историкам удалось установить, что Рабле состоял в любовных отношениях с девицей Жанной из Лиона. Возлюбленная подарила писателю сына Теодуля, но супругой так и не стала. Известно, что мальчик умер еще во младенческом возрасте.
В 1547-м Франсуа поступил на должность викария в приход Сен-Кристоф-дю-Жамбе, что на северо-западе страны. Храм, где Рабле принимал верующих, функционирует по сей день. Сегодняшний викарий прихода с радостью рассказывает истории из жизни своего великого предшественника. Считается, что на эту должность писатель пришел из-за проблем со здоровьем, которые беспокоили его в последние годы жизни. Попасть именно в этот храм было мечтой каждого священнослужителя, поэтому и здесь сатирик прибегнул к своим связям.
Автор комичных произведений и в жизни был невероятно смешливым человеком. Встречаясь с друзьями, он любил рассказывать анекдоты и сочинять разные веселые небылицы.
Внешность гуманиста всегда изображают по-разному. Доподлинно известно, что стригся писатель довольно коротко, и предпочитал носить усы. Часто автора изображают уже в преклонном возрасте и с бородой. Сохранился лишь один портрет Рабле, где он предстал молодым человеком. Однако рисунок, созданный Анри Матиссом, был написан по памяти художника.
Смерть
С просьбой об отстранении от прихода Франсуа обратился в 1552 году. Он написал кардиналу о проблемах со здоровьем, не позволяющих продолжать церковную деятельность. Высшее духовенство просьбу удовлетворило.
Писатель вернулся во французскую столицу, поселившись в небольшой квартире. В апреле 1553 года Франсуа Рабле скончался, не получив своевременную медицинскую помощь. Причины смерти создателя романов зафиксированы не были.
Кем и где именно похоронен сатирик, точно неизвестно. Большинство биографов склоняются к версии, что его тело покоится на парижском кладбище у собора Святого Павла. В церковных книгах есть записи, подтверждающие этот факт.
Через несколько месяцев после смерти гуманиста Пьер де Ронсар и Жак Тюаро написали эпитафии, посвященные великому коллеге. Своим потомкам Франсуа Рабле оставил богатое наследство в виде знаменитого романа, увлекательных рассказов и цитат, свидетельствующих о прозорливости их создателя.
Интересные факты
Произведения
Ссылки
§ 7. Великие гуманисты Европы
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ по истории 7 класс Юдовская◄
Вопрос перед параграфом
Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?
Деятелей новой культуры называли гуманистами, потому в центре их мировоззрения, их внимания находился человек (по латыни «студиа хуманитатис» означает «познание человеческого»).
Эпоху называли Возрождением, потому что гуманисты за вдохновением и за идеалами обращались к эпохе Античности, тем самым возрождая ее после средневековья.
Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
В природе гуманисты видели божественное начало, саму природу нередко отождествляли с Богом.
Человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, как считали гуманисты, поставлен в центр мироздания самой природой Человек для гуманистов был венцом божественного творения, поэтому обладал возможностями достичь счастья уже в земной жизни.
В общественную жизнь культура Возрождения привнесла понимание достоинства человеческой жизни, новые взгляды на устройство общества, новые подходы в обучение, изменила принципы искусства.
Вопросы к параграфу
Вопрос 1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?
Эти слова можно понять так, что для гуманистов в центре мироздания находился не Бог, как считали средневековые схоласты, а человек, т.к. он обладает безграничными способностями, а также свободной волей.
Вопрос 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?
В раннее Новое время гуманистами называли образованных людей, которые изучали античную литературу, пытались переосмыслить положения средневековых схоластов об устройстве мира и о роли человека. Да, Джованни Морелли можно считать гуманистом, т.к. гуманисты не были выходцами из какого то определенного социального слоя, поэтому купец Дж. Морелли которые советует читать и размышлять над поучениями древних авторов безусловно является гуманистом.
Вопрос 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?
Эразм Роттердамский – будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Главное его произведение – Похвала глупости.
Томас Мор – политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.
Франсуа Рабле – врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
Задания к параграфу
Вопрос 1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.
Идеалы античной культуры были близки гуманистом, потому что античные философы также ставили человека в центр своего мировоззрения.
Вопрос 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?
Петр I, который стремился перестроить свое царство по европейскому образцу, должен был показать несостоятельность прежних традиционных ценностей, которые во многом и высмеивались в романе Эразма Роттердамского. Это произведение должно было распространить новые ценности об устройстве общества, государства, власти монарха, высмеять противников Петра в среде бояр, духовенства, которые держались за средневековые традиции.
Вопрос 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?
Современников могли заинтересовать идеи устройства идеального общества. В Англии XVI в. было много социальных проблем, вызванных огораживанием, ростом числа бедняков. Т. Мор в своем романе как раз пытался найти решение этих проблем. Книга интересна тем, что многие проблемы, о которых писал Т. Мор, остаются актуальными и сегодня, например проблема бедности.
Вопрос 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).
Эразм Роттердамский – http://www.hrono.info/biograf/bio_e/erazm_rot.php
Франсуа Рабле http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rable.php
Мишель де Монтень – http://www.hrono.info/biograf/bio_m/montenm.php
Вопросы к документу
Вопрос 1. Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию.
Потому что Мишель де Монтень призывает человека к саморазвитию, к самосовершенствованию, а не к слепой покорности и не к стремлению властвовать над другими. Его идеал развитая личность
Вопрос 2. Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.
Характерные архитектурные детали для эпохи античности: колонна, арка, купол, строгие геометрические формы, строгость и гармоничность форм.
Вопрос 3. Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).
Общими чертами организации пространства являются строгие геометрические формы, четкое разделение всех архитектурных элементов, соблюдение симметрии.
Вопрос 4. Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.
Рим называют Вечным городом, почти тысячу лет он не был захвачен, но даже после захвата и разграбления 476 г., он сохранил свое величие и вернул политическое, религиозное и культурное значение в качестве главного города Европы в эпоху средневековья – резиденции Папы Римского.
Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле
Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?
Ответ
Эразм Роттердамский — будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Главное его произведение – Похвала глупости.
Томас Мор — политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.
Франсуа Рабле — врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
§ 7. Великие гуманисты Европы
Вопросы в начале параграфа
Вопрос. Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?
Деятелей новой культуры называли гуманистами, потому в центре их мировоззрения, их внимания находился человек (по латыни «студиа хуманитатис» означает «познание человеческого»).
Эпоху называли Возрождением, потому что гуманисты за вдохновением и за идеалами обращались к эпохе Античности, тем самым возрождая ее после средневековья.
Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
В природе гуманисты видели божественное начало, саму природу нередко отождествляли с Богом.
Человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, как считали гуманисты, поставлен в центр мироздания самой природой Человек для гуманистов был венцом божественного творения, поэтому обладал возможностями достичь счастья уже в земной жизни.
В общественную жизнь культура Возрождения привнесла понимание достоинства человеческой жизни, новые взгляды на устройство общества, новые подходы в обучение, изменила принципы искусства.
Вопросы к концу параграфа
Вопрос 1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?
Эти слова можно понять так, что для гуманистов в центре мироздания находился не Бог, как считали средневековые схоласты, а человек, т.к. он обладает безграничными способностями, а также свободной волей.
Вопрос 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?
В раннее Новое время гуманистами называли образованных людей, которые изучали античную литературу, пытались переосмыслить положения средневековых схоластов об устройстве мира и о роли человека. Да, Джованни Морелли можно считать гуманистом, т.к. гуманисты не были выходцами из какого то определенного социального слоя, поэтому купец Дж. Морелли которые советует читать и размышлять над поучениями древних авторов безусловно является гуманистом.
Вопрос 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?
Эразм Роттердамский — будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Главное его произведение – Похвала глупости.
Томас Мор — политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.
Франсуа Рабле — врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
Задания к параграфу
Вопрос 1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.
Идеалы античной культуры были близки гуманистом, потому что античные философы также ставили человека в центр своего мировоззрения.
Вопрос 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?
Петр I, который стремился перестроить свое царство по европейскому образцу, должен был показать несостоятельность прежних традиционных ценностей, которые во многом и высмеивались в романе Эразма Роттердамского. Это произведение должно было распространить новые ценности об устройстве общества, государства, власти монарха, высмеять противников Петра в среде бояр, духовенства, которые держались за средневековые традиции.
Вопрос 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?
Современников могли заинтересовать идеи устройства идеального общества. В Англии XVI в. было много социальных проблем, вызванных огораживанием, ростом числа бедняков. Т. Мор в своем романе как раз пытался найти решение этих проблем. Книга интересна тем, что многие проблемы, о которых писал Т. Мор, остаются актуальными и сегодня, например проблема бедности.
Вопрос 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).
Эразм Роттердамский — http://www.hrono.info/biograf/bio_e/erazm_rot.php
Томас Мор — http://www.hrono.info/biograf/bio_m/mortomas.php
Франсуа Рабле http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rable.php
Мишель де Монтень — http://www.hrono.info/biograf/bio_m/montenm.php
Вопросы к документу
Вопрос 1. Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию.
Потому что Мишель де Монтень призывает человека к саморазвитию, к самосовершенствованию, а не к слепой покорности и не к стремлению властвовать над другими. Его идеал развитая личность
Вопрос 2. Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.
Характерные архитектурные детали для эпохи античности: колонна, арка, купол, строгие геометрические формы, строгость и гармоничность форм.
Вопрос 3. Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).
Общими чертами организации пространства являются строгие геометрические формы, четкое разделение всех архитектурных элементов, соблюдение симметрии.
Вопрос 4. Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.
Рим называют Вечным городом, почти тысячу лет он не был захвачен, но даже после захвата и разграбления 476 г., он сохранил свое величие и вернул политическое, религиозное и культурное значение в качестве главного города Европы в эпоху средневековья — резиденции Папы Римского.