Ребенку три года что должен знать и уметь
Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки
Развитие ребенка в 3 года активно проявляется во всех сторонах его деятельности. Это и физические критерии, и психические, и умственные, и эмоциональные. В сравнении с предыдущими годами, трёхлетние дети уже многое умеют, достигают определенных высот, становятся более самостоятельными. На пути множество препятствий, одним из которых становится «кризис трёхлетнего возраста». Что же это такое, и в чём он проявляется? В этом и других вопросах развития поможет разобраться наша статья.
Возрастные особенности
Выделим следующие параметры, характеризующие детей данного возраста:
На детской площадке многим малышам всегда интересны чужие игрушки, и, при первой возможности, они не упустят случай поиграть в них.
Развитие ребенка очень важный и многогранный процесс. В три года поведение большинства малышей может претерпевать изменения, и вызывать у родителей множество вопросов, а также непонимания. Думая, что допустила неправильный шаг в воспитании малыша, мама начинает переживать. Это абсолютно закономерные перемены в жизни детей данной возрастной категории.
В этом возрасте малыш постепенно подходит к «психологическому кризису», который встретится еще не один раз на пути развития. Самые первые проявления проблем поведения являются кризисом трёхлетнего возраста.
С конца второго года жизни он постепенно нарастает и достигает пика в три года. Проявления зависят от черт характера маленького человека, и варьируются от бурных истерик до конфликтного поведения.
Признаки кризиса 3 лет
По мнению психологов, такие поведенческие проблемы вызваны осознанием малыша как самостоятельной единицы. Крохе кажется, что он уже взрослый и способен к принятию решений. Таким поведением ребенок требует к себе уважения. Закатывает истерики, кричит, бунтует против командования родителей. Эмоциональное состояние ребенка тяжело переносится не только родителями, но и им самим, так как ему не осознать, что происходит, и от чего испортилось настроение.
Одно из распространённых проявлений кризиса – истерики, которые являются средством манипуляции. Это является существенным различием между истериками более раннего возраста, так как там задачей близких было успокоить кроху и устранить неприятное. А во время кризиса, при таком поведении, ребенку необходимы «зрители», поэтому истерики проявляются в людных местах: в магазине, на улице.
Как справится с проявлениями во время кризиса
Разговаривайте чаще со своим чадом, окружайте его заботой и любовью. Последствия кризиса исчезают с возрастными изменениями. Становление характера и отношений в семье происходит с помощью таких необходимых жизненных препятствий, но очень быстро забываются и вспоминаются потом с самыми положительными эмоциями.
Физическое развитие детей в три года
В сравнении с физическими параметрами 2,5 лет, малыш может прибавить около килограмма веса и вырасти на 4-5 см. Физические показатели у мальчиков немного превышают девочек в этом возрасте.
Параметры приведены в примерном соотношении и могут не совпадать с показателями некоторых детей.
Навыки ребенка в 3 года: что должен уметь
Как отмечают педиатры, формирование личности малыша идет по сугубо индивидуальному плану развития. В трёхлетнем возрасте дети развиваются скачкообразно, стремительно, а умения малышей совершенствуется не по дням, а по часам. Родителям остаётся следить и отмечать за достижениями своего ребенка.
Выделяются нормы определенных сторон развития детей, хотя очень сложно встретить малышей со сходными навыками. Приведем примерную таблицу с навыками детей в 3 годика.
Режим дня трёхлетнего ребенка
При составлении режимных моментов особое внимание необходимо уделить сну. Наиболее оптимально для малыша будет соотношение десяти часов ночного сна и двух часов дневного. Желательно, чтобы ребенок ложился спать не позднее девяти часов вечера. Так как в таком раннем возрасте центральная нервная система еще недостаточно окрепшая, более позднее время не даст организму отдохнуть и набраться сил. На дневной сон можно укладывать после обеда. Такие рамки необходимы ребенку для того, чтобы без проблем адаптироваться в детском саду.
Бывают случаи, когда дети не могут уснуть в дневные часы. Можно разрешить такой режим, если малыш поспал ночью больше положенного времени и не утомился днём, и уложить его на ночной сон пораньше.
Приведем примерный распорядок дня трёхлетнего малыша:
Конечно же, режим дня зависит от привычного уклада жизни семьи, определенных особенностей. Маме наилучшим образом известно, когда завлечь малыша интеллектуально-развивающими играми, а когда физическими. Если позволяет время года и погодные условия, необходимо гулять 2 раза в день, в другие моменты занимать ребенка спокойными играми, чтением сказок и другой познавательной литературы.
Режим питания
Питание детей в три года практически не отличается от взрослого стола. Но необходимо соблюдать рамки в добавлении приправ к основной пище. Рекомендовано правильное питание, насыщенное полезными веществами.
В потребности ребенка этого возраста входят:
Приёмы пищи в течение дня составляют 4-5 раз.
Примерное меню на день:
Развитие физических способностей ребенка
Этот вид направлен на развитие координации движений ребенка, на развитие ловкости рук, повышение такого качества, как выносливость.
Занятия для физического развития должны проводиться непременно каждый день и включать в себя следующие виды упражнений:
Развитие познавательной активности
Изучение окружающего мира происходит посредством увеличения познавательной активности ребенка. Такие занятия развивают логику, внимание, память, мышление. В форме игры малышу легко узнать о мире вокруг себя, познакомится с математическими понятиями и величинами.
Помогут крохе такие упражнения, как:
Речевое развитие
Все родители мечтают видеть в будущем своего ребенка успешным! Стараются дать ему необходимые знания, умения, записывают в различные кружки для приобретения навыков. Наряду с физическим и интеллектуальным совершенствованием необходимо уделять внимание речевому развитию. Ведь в любом контакте с окружающим миром человеку нужна речь, и чем лучше он владеет вербальным (посредством устной речи) способом общения, тем проще и качественнее будет процесс его коммуникации в обществе.
Речь развивается с самого рождения, а задача взрослых – обеспечить правильную речевую среду малыша. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, не искажая звуковое наполнение слов, не выбирать длинные предложений. Но, самое главное, разговаривать много, не громко, слегка в замедленном темпе, чтобы у ребеночка накапливался словарь слов, которые он впоследствии смог бы складывать во фразы и предложения.
В три года речь нормотипичного ребенка достаточно развита, у малыша встречаются нарушения произношения звуков, но это небольшая проблема для этого возраста.
Необходимо обратить внимание:
Приведем примеры некоторых игр, способствующих развитию речи:
«Юный журналист»
Предлагаем ребенку поработать репортёром (предварительно объяснив, что это значит), и составить репортаж о какой-нибудь игрушке. Рассказать, что это за игрушка, из какого материала сделана, какого цвета и формы.
«В пещере гномика»
Объясняем, что у гномика всё маленькое в отличие от великана, и, если у великана «стул», то у гномика «стульчик» и подбираем любые другие слова.
«Сказка о веселом язычке»
Упражнения для развития артикуляционной моторики. В сказке используются слова, обозначающие артикуляционные упражнения: «иголочка», «чашечка», «лошадка», «моторчик», «вкусное варенье», «лодочка», «заборчик», «окошко», «грибок».
Можно самостоятельно придумать сказку, например: «Жил был язычок! Проснулся он утром, выглянул из «окошка» и пошел гулять. По дороге увидел «лошадку» и «грибок»…
Описания упражнений можно найти в широком доступе в любом Интернет-ресурсе, посвященном логопедическому развитию.
Развитие артикуляции подготавливает ребенка к выговариванию трудных звуков и слов, формирует различные произносительные способности, устраняет гиперсаливацию. Если выполнять артикуляционные упражнения с раннего возраста, больше вероятности, что все звуки встанут на свои места в нужное время.
«Скажи, что слышишь»
Развитие фонематического слуха (различение речевых и неречевых звуков).
Малышу предлагается сказать, что за звук он услышал. Можно использовать ширму, чтобы ребенок догадался лишь по звуку, без зрительного подтверждения. Например, звук колокольчика, шуршащей бумаги, либо звуки, которые произносят животные.
Фонематический слух играет большую роль в правильном звукопроизношении и обучению элементов грамоты в более старшем возрасте.
Развитие мелкой моторики
Для стимуляции речевой деятельности необходимо развивать и тонкую моторику малыша. Если во время занятия ребенок задействует пальчики рук, тем самым он стимулирует речевые зоны коры головного мозга.
Упражнения для развития:
Сенсорное развитие ребенка
К данному развитию относятся органы чувств малыша: слух, зрение, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Ребенок улучшает чувствительность, а значит и качество восприятия окружающего мира.
Три года самый благоприятный период для развития детей. Ребенок воспринимает положительное влияние как губка, быстро запоминает и усваивает информацию. Занимайтесь с крохой, проявляйте любовь, и результат вашего труда не заставит ждать!
Развитие ребенка от 3 лет
Как развивается ребенок 3-4 лет — физически, психологически и социально.
Здоровье под присмотром
Дети — цветы жизни, и, как за всякими цветами, за ними нужен правильный и любящий уход. Забота о здоровье подрастающего поколения — основная родительская функция.
Чтобы вы были уверены в том, что делаете все необходимое для здоровья и полноценного развития своего крохи, мы решили поговорить о критериях, по которым можно судить о физическом и психическом благополучии ребенка 3 – 4 лет.
Чаще всего в 3 года малыш впервые знакомится с детским садом. Он приходит в него с медицинской картой, которая заводится на весь срок его пребывания в дошкольном учреждении. Карта заполняется профильными медицинскими специалистами при прохождении обширной диспансеризации. Даже если ваш ребенок не поступает в дошкольное учреждение в 3 года, ему не мешает пройти масштабное обследование для вашей уверенности в том, что малыш развивается в пределах возрастной нормы.
Медицинское обследование ребенка в 3 года при поступлении в сад:
Следующее за плановым осмотром в 3 года посещение поликлиники состоится у ребенка в 4 года, его осмотрят педиатр, хирург, попросят сдать кровь и мочу.
При наличии показаний к дополнительному обследованию педиатр даст необходимые направления к профильным специалистам. Дети, посещающие детский сад, часто проходят обследование на территории дошкольного учреждения: врачи приходят к ним сами.
Согласно графику прививок, возраст от 3 до 4 лет у ребенка — время отдыха от насыщенной вакцинации первых 2 лет. До 6 – 7 лет, когда начинается вторая волна вакцинации и ревакцинации, ребенок раз в год проходит обследование на туберкулез (реакция Манту).
Как разобраться, достаточно ли быстро растет ваш ребенок? Есть специальные таблицы, которым вы можете доверять. Если у вашего малыша показатели на границе нормы, лучше посоветоваться с врачом.
Физические показатели детей 3 и 4 лет (по данным, принятым в России)
Мальчики рост 96,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,5 см
Девочки рост 95,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,3 см
Мальчики рост 103,3 см вес 16,3 кг окружность головы 50,2 см
Девочки рост 102,7 вес 16,3 кг окружность головы 48,5 см
Рост и вес малыша
Для расчета роста ребенка можно воспользоваться этой примерной формулой (она актуальна для возраста от 1 года до 7 лет): для мальчиков — (число лет * 7) + 75, а для девочек — (число лет * 7) + 74
Если рост отстает от нормы на 10 %, нужно обратить внимание на факторы, определяющие нормальное развитие малыша. Тут важно все: экология, климат, питание, режим дня, физические нагрузки, психологическая атмосфера в семье и детском коллективе, который посещает ребенок.
Каким должен быть вес ребенка?
Массу тела в кг для детей 3 – 4 лет можно рассчитать по формуле: 2х + 9, где х — годы жизни.
Если вес отклоняется от нормы на 20 %, нужно посоветоваться с детским эндокринологом и диетологом. Стоит помнить, что здесь все субъективно, и понять, насколько гармонично развивается ребенок, можно только соотнеся вес с ростом.
Специалисты по здоровому питанию предлагают разбивать дневной рацион на 5 – 6 приемов пищи и питаться небольшими порциями. Родителям деток с избыточной массой тела стоит обратить внимание на эту рекомендацию. На вечернее время лучше оставить легкую пищу: кисломолочные продукты, овощи (кроме крахмалистых), несладкие фрукты.
Как развивается зрение у детей от 3 до 4 лет
В этом возрасте бинокулярное зрение продолжает развиваться, а окончательно оно должно сформироваться к 5 годам. К 4 годам зрение настолько острое, что физически ребенок готов к чтению.
Проверяется зрение в этом возрасте с помощью таблицы Сивцева – Головина (те самые крупные «Ш», «Б», «М», «Н» и «К»). Расстояние от таблицы до стула составляет 5 м. Во время процедуры ребенок будет закрывать попеременно то левый, то правый глаз и называть буквы. Острота зрения в 3 года равна 0,6 – 0,9, в 4 — 0,7 – 1,0, в 5 — 0,8 – 1,0, в 6 лет и старше — 0,9 – 1,0.
Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми глазами. По статистическим медицинским данным, только 2 % новорожденных имеют врожденные пороки органов зрения. Проблемы начинаются в старшем возрасте.
Важно, чтобы малыш начинал знакомство с книгами только с крупного шрифта. Даже когда ребенок уже освоит чтение, наличие крупного шрифта должно оставаться для вас одним из главных требований к книге, которую вы покупаете своему юному читателю.
Если вам известно, что у ребенка имеется генетическая предрасположенность к близорукости (она есть у близких родственников), постарайтесь ограничить зрительные нагрузки и уделить больше внимания двигательной активности, особенно на свежем воздухе, и закаливанию. Понять, если ли близорукость у ребенка, несложно: он близко подносит предметы к глазам, прищуривается, быстро утомляется, становится рассеянным, может жаловаться на головную и глазную боль. Обязательно обратитесь за консультацией к офтальмологу, если обнаружите даже один из этих симптомов.
Дальнозоркость, которая является физиологическим вариантом нормы для раннего возраста, обычно проходит к 7 годам, как и косоглазие, но только уже при соответствующем лечении.
Чтобы, поступая в школу, ребенок не испытывал проблем со зрением, вам нужно заниматься профилактикой нарушений.
Вы можете помочь глазным мышцам малыша расслабиться — для этого нужно просто сместить фокус зрения на линию горизонта. Еще один способ — поиграть с ребенком в разгадывание фигур, которые рисуют в небе облака.
Подобная профилактика необходима для того, чтобы зрение у ребенка (и в дальнейшем у взрослого человека) оставалось острым как можно более длительное время.
Следим за здоровьем дыхательных путей
Слизистые оболочки верхних дыхательных путей у маленьких детей очень нежные, поэтому в возрасте 3 – 4 лет так часто встречаются проблемы с ними. Из носа инфекции попадают в полость глотки и дальше, а это нередко приводит к отитам.Чтобы уберечь органы дыхания и речи от заболеваний, необходимо приучить ребенка:
Если ребенок постоянно дышит через рот, не стоит оставлять это без внимания — покажите его врачу для выяснения причин неправильного дыхания и последующего лечения.
Для того чтобы сохранить слух ребенка, необходимо:
Важно со вниманием относиться к жалобам ребенка на боль в ушах и вовремя обращаться к лору.
Заботимся о зубках
В 3 года рот малыша укомплектован полностью: в норме все 20 молочных зубов (резцы, клыки, моляры) стоят на своих местах уже к 2 – 2,5 годам. Подробнее мы рассказываем о зубах в этом материале. Теперь важно заботиться об их здоровье. Что обеспечивает здоровье зубов?
Работаем над осанкой
Детки-дошкольники растут по 6 – 8 сантиметров в год, у них активно вытягиваются конечности, продолжается окостенение, укрепляются мышцы, связки и суставы, становятся заметнее изгибы позвоночника, характерные для здорового взрослого человека и отсутствующие в раннем возрасте. Нормальную форму со всеми изгибами позвоночник примет годам к пяти-семи, пока же они неустойчивые и изменчивые. Но именно эти изгибы вместе с мышцами формируют осанку.
Осанка обеспечивает правильную работу всех систем и внутренних органов, гармоничное строение тела.
Одним из видов неправильной осанки является плоскостопие (в том числе и продольное плоскостопие у детей) — уплощение стопы из-за слабости мышц и связок, поддерживающих ее свод. Оно бывает врожденным и приобретенным.
Причины плоскостопия у детей могут быть:
Помимо плоскостопия, к нарушениям осанки также относятся сутулость и сколиоз. При сутулости слабо развиты мышцы спины, поэтому плечи сводятся вперед, грудная клетка уплощается, живот выпячивается. Спровоцировать сутулость могут: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.
Поэтому об укреплении мышц надо заботиться с самого раннего детства.
Что помогает формированию здоровой и красивой осанки у ребенка?
Дошкольник без психологических проблем бодр, весел, активен и предприимчив. И уверен, что его ждут великие свершения. Поддержите ребенка своим доброжелательным отношением, верой в его способности, подбодрите кроху, если у него возникли какие-то затруднения.
Больше движения
Самый главный гарант физического здоровья и крепкого иммунитета — движение, физическая активность, особенно на свежем воздухе. Маленьких детей не надо заставлять двигаться, а вот разнообразить физическую активность, предлагать разные ее варианты — забота взрослых.
Установите дома спортивный комплекс, выходите на прогулку в парк с велосипедом, отправляйтесь на детскую площадку с мячом, скакалками, ракетками и другим простым детским спортивным инвентарем. Если малыш испытывает затруднения в самостоятельной организации двигательной активности, вовлекайте его в игру личным примером, предложите трехлетнему ребенку поиграть на детской площадке в прятки, а четырехлетнему — в вышибалы, присоединившись к другим детям.
Виды спорта для детей 3 – 4 лет
К 4 годам, помимо «развлекательной» двигательной активности, ребенок готов и к умеренным спортивным нагрузкам. Если вы подумываете о том, какой вид спорта выбрать, перед тем, как отправить ребенка в спортивную секцию, убедитесь в отсутствии медицинских противопоказаний и проконсультируйтесь с педиатром, хирургом, ортопедом и кардиологом.
Плавание, восточные единоборства, фигурное катание, художественная гимнастика, фитнес и танцы — виды спорта, уже доступные для детей в возрасте 3 – 4 лет. Плавание, пожалуй, самый универсальный вид спорта, одинаково любимый и мальчиками, и девочками: обеспечивается работа всех групп мышц, снимаются мышечные и суставные зажимы, повышается общая двигательная активность, закаляется организм. Кроме того, занятия в воде действуют успокаивающе на нервную систему.
Что умеет ребенок в 3 – 4 года?
На уровне освоения обязательных для этого возраста физических навыков малыш 3 – 4 лет уже хорошо ходит на мысках и по наклонной доске; бегая, меняет направление; прыгает на одной ноге, а на двух перепрыгивает через небольшие препятствия; бросает мяч и попадает им в цель с расстояния в 2 метра; умеет залезать на гимнастическую стенку.
Помимо физических параметров, существуют критерии психического развития, а именно — навыки, которыми ребенок овладевает на разных возрастных этапах, и без их учета невозможно судить об общем состоянии малыша. Длительная задержка в появлении определенных навыков и умений может свидетельствовать о неблагополучном сценарии и требует консультации у врача профильной специальности.
Итак, чему научился ребенок за данный период, какие навыки и умения он прибавляет к уже освоенным в предыдущие годы?
Словарный запас трехлетнего ребенка — более 1000 слов, к 4 годам — 1500 – 2000; малыш составляет предложения из 4 – 5 слов; в основном правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения: шипящие, свистящие, звуки [л] и [р]); все еще может пропускать и заменять звуки и слоги (к 5 годам это постепенно проходит); вводит в речь абстрактные понятия; пересказывает несложный текст, короткие стихи, рассказывает истории на основе событий своей жизни, делится впечатлениями; задает много вопросов.
Отсутствие или искажение в речи ребенка суффиксов, окончаний, падежей, предлогов, неправильное звукопроизношение, использование предложений менее чем из 3 – 4 слов, неспособность ответить на самые простые вопросы («где?», «кто?») — повод обратиться к логопеду.
В познавательном развитии ребенка 3 – 4 лет также наблюдается динамика:
Обогащаются и социальные навыки:
Навыки самообслуживания продолжают оттачиваться и закрепляться:
Помогаем развивать память
Об этом важно сказать: из раннего детства мы выносим не только крепкое здоровье, но и хорошие воспоминания.
Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение. В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности.
В этом возрасте у детей появляются стойкие эмоциональные воспоминания, особенно позитивно окрашенные, которые и формируют само ощущение детства. Его-то ребенок и возьмет с собой во взрослую жизнь.
Для крепкой памяти, кроме запоминания, необходимо уметь правильно воспроизводить усвоенную информацию. Для тренировки этой способности спрашивайте малыша о том, какие события из прошлого он помнит, показывайте ему семейный фотоальбом, просматривайте вместе с ним поздравительные открытки и письма родственников, вспоминайте, что́ ребенок получил в подарок на дни рождения, и т. д.
И напоследок: говорите с ребенком о важности здорового образа жизни, будьте для него примером, обучайте его навыкам поддержания крепкого физического и психического здоровья — это необходимо для долгой и счастливой жизни.
Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!