Ребенок барахольщик что делать
Дети – барахольщики
Сургут • Разделы — Маме на заметку
Что означает хоардинг, если речь идет о ребенке?
Уже двухлетний ребенок способен более ли менее разделять предметы и складывать их на хранение в отдельное место. Он может приносить с улицы разные сокровища и держать их в своей комнате. Взрослея, ребенок уже начинает относиться к коллекционированию и собирательству избирательно. Он начинает собирать игрушки, связанные определенной темой. Многие дети в шестилетнем возрасте владеют какой-либо упорядоченной коллекцией (барби, трансформеры, машинки и тому подобное). Все это относиться к общим тенденциям и эти варианты являются нормой.
Наивысший интерес к собирательству появляется у детей в возрасте до десяти лет, а затем этот интерес постепенно уменьшается. Ребенок, старше десяти лет, уже может бросить заниматься накопительством. Характер собирательства и коллекционирования зависит от типа личности.
Есть дети, которые равнодушны к собирательству, есть такие, которые готовы принести вещь с помойки, если она является объектом их интересов.
Выясним, что является патологией. Что в поведении ребенка указывает на хоардинг, и чего должны опасаться родители:
Какова причина такого поведения детей?
Раньше предполагали, что причиной является плохое обращение родителей с детьми. Если ребенок обделен вниманием или чувствует какую-то тревогу, он старается собирать вокруг себя предметы, которые помогают ему ощущать контроль над окружающей его средой. Но это не означает, что все дети, чьи родители считаются «плохими», склонны окружать себя разными вещами и накапливать их бесконечное количество.
Исключение составляет стремление детей запасать еду, которое возникает у детей, не имеющих признаков психического заболевания. Это может случиться в семьях родителей алкоголиков, наркоманов, в которых еда для ребенка бывает не всегда доступна.
Зачастую семьи, в которых дети имеют черты хоардинга, являются вполне себе благополучными. Но почему дети из благополучных семей имеют тягу к собирательству и хранению вещей?
Многочисленные наблюдения установили различия между познавательной способностью здоровых детей и тех, которые имеют признаки хоардинга.
В результате выяснили следующее:
Это все приводит к тому, что, принявшись за уборку и начиная наводить порядок в своих накоплениях, ребенок медлит, занимается простым преставлением и перемещением вещей, не имея какого-либо организационного решения. В результате эти перемещения приводят к иному расположению собранного им хлама, но, в целом не решают проблемы.
У большинства детей-хоардеров есть проблемы с функционированием мозга, им трудно получать школьные знания. Они могут плохо читать, писать с ошибками или писать неаккуратно, испытывают затруднения со счетом, им сложно ориентироваться в пространстве. Ребенок может долго думать где «лево», где «право». Однако эти признаки не являются обязательными, они могут также быть незначительно выражены.
Иногда в поведении ребенка, имеющего симптомы хоардинга, могут быть осложнения другого качества. Даже если родители довольно хорошо знают, какие проблемы есть у их малыша, они должны внимательно наблюдать за своим ребенком, особенно если:
Что необходимо делать, если это действительно «хоардинг»?
Проблема связана с особенностями работы мозга и его строением.
Лучше всего себя зарекомендовал специальный терапевтический метод (когнитивно-бихевиоральный), он дает стойкий и неплохой эффект. Человек в процессе терапии обучается определенным навыкам, учится организовывать, классифицировать предметы, и учится принимать решения.
Чтобы помочь ребенку, родители должны:
Главное – доброжелательные, последовательные действия, и у вас все получится.
Планировали уборку? Почему до наведения порядка «не дошли руки»
Беспорядок: почему он нас пугает и что с этим делать
Лорен Розенфилд писательница, коуч, мастер духовного очищения
Мелва Грин врач-психиатр, эксперт телешоу Hoarders
Вы тоже написали себе длинный список дел на выходные — и вдруг с удивлением обнаружили, что ни одно из них не сделано? Мечтали разобрать книги, детские игрушки, сделать генеральную уборку на кухне. Почему до этого не дошли руки? Дело в нашем психологическом состоянии.
У всех барахольщиков есть одна особенность: любовь к болтовне о накопившемся хламе. Мы обсуждаем его, как два старых ворчуна на лавочке, которые скорее полдня будут жаловаться на болячки, чем проведут полчаса в кабинете врача. Мы с удовольствием рассказываем, как невыносим наш беспорядок и как сильно мы в нем погрязли.
Многим удалось развить удивительное чувство юмора на тему собственной привычки к захламлению. Мы смеемся над беспорядком. Мы говорим о нем вечно. А почему бы и нет? Если мы не в состоянии справиться с ним (хотя и неоднократно пытались), то можем хотя бы осмыслить его, придумать для него особый словарь или даже целую историю или представить его как отражение какого-то таланта.
Работая над этой книгой, мы общались со многими людьми и, чтобы исследовать эмоциональный источник привычки к захламлению — психологические блоки, начинали с простого звонка. Для всех эти разговоры оказались поучительными. Во время бесед возникали моменты подлинных озарений. Завершая диалог, я всякий раз назначала встречу в доме клиента.
В оговоренный день я появлялась на пороге и стучала в дверь. Хозяйка приглашала войти, а заодно извинялась за беспорядок. На кухне мы еще раз поднимали тему захламленности. Я задавала пару вопросов о том, что хозяйка чувствовала по этому поводу. Затем я спрашивала: «Так откуда нам стоит начать?».
Тут же повисала звенящая тишина, и хозяйка смотрела на меня, широко раскрыв глаза, как будто не узнавая. Через секунду она моргала, и тут ее взор начинал бродить по комнате, точно в поисках ближайшего черного хода. «Вы что, на самом деле хотите этим заняться?» — спрашивала она с недоверием.
Я встречалась с подобной реакцией так часто, что просто кивала и улыбалась. «Беседы о беспорядке помогают справиться с ним не лучше, чем разговоры о спортзале со снижением веса, — отвечала я. — Если вы хотите результатов, нужно взяться за дело».
По правде говоря, вся эта беспокойная болтовня о беспорядке имеет смысл. Это естественный скрытый способ защиты. Нужно признать, что хлам нервирует нас. Мы думаем: «Как вообще все это здесь скопилось?», «Что за человек может жить в таких условиях?», «Уверен, я единственный, кому есть что прятать». Наш взволнованный внутренний монолог заставляет бесконечно бежать по кругу самоосуждения, метаться между чувством вины и сожалением, страхом и тревогой.
Первое, что следует сделать, — перестать говорить о беспорядке и позволить беспорядку заговорить с нами.
Поэтому первый шаг нашего метода прост: нужно остановиться. Остановитесь там, где находитесь. Не пытайтесь бежать. Сердцебиение может участиться, дыхание стать прерывистым, ноги свести судорогой, а руки, вероятно, начнут дрожать.
Но знайте: вам ничто не угрожает. Ваш хлам не убьет вас. Пока вы проявляете твердость, вы остаетесь тем, кем были всегда. Говоря философскими терминами, вы — целое. Вы — абсолют. Вы сильнее, мудрее и храбрее, чем думаете.
Эмоции, вызванные мыслью о хламе, чрезвычайно неприятны, если не сказать болезненны. Вы ощущаете себя так, словно находитесь в опасности. А что мы делаем, когда нам больно или мы напуганы? Мы реагируем самым естественным образом: бежим.
Желание уйти от опасности или физической боли вполне закономерно. Когда нам действительно больно или по-настоящему страшно, в наших же интересах обратить внимание на эти сигналы.
Любопытно, что боль и дискомфорт, возникающие на эмоциональном уровне, вызывают у нас ту же реакцию, что и физическая боль: страх обостряет рецепторы, и провести различия довольно трудно. Когда вы смотрите на горы хлама, вы готовы на все, лишь бы оказаться от них подальше. Тело подает сигнал, что это угроза вашей безопасности и благополучию.
Однако ваш беспорядок — вовсе не дикий тигр. Он вас не сожрет. На самом деле он — это вы. Хлам — физическое выражение вашей жизни. Но ничего страшного. Мы накапливаем его бессознательно, когда проявляем нерешительность, испытываем страх и игнорируем проблемы. И это тоже нормально. Вы сделали то, что сделали, и теперь вы там, где вы есть. Остановитесь и примите это. Все реально исправить, и вы — тот единственный человек, кому это под силу.
Остановитесь прямо сейчас и сконцентрируйтесь на чувствах страха и нерешительности, в которых вы так долго не признавались себе. При сознательном подходе вы способны подавить импульсивное желание сбежать.
Почему данный импульс обладает столь большой силой? Некоторые особенности древнего «животного» мозга человечество сохраняет до сих пор. Мозг стремится уберечь нас от опасности.
Иногда зона, отвечающая за эту функцию, приходит в состояние гиперактивности и заставляет нас верить, что беспорядок — настоящий тигр. Порой чувство страха способно управлять нами.
Но есть и другая часть мозга, отвечающая за сочувствие: именно ее современная нейронаука считает наиболее развитой. Проявляя сочувствие, мы переходим к следующему шагу: мы прислушиваемся.
Синдром Диогена
Глеб Поспелов о том, почему некоторые люди не могут расстаться со своими вещами
Синдром Диогена (синдром старческого убожества, патологическое накопительство) — психическое расстройство, характеризующееся крайне пренебрежительным отношением к бытовым вопросам, социальной изоляцией, апатией, склонностью к бессистемному собиранию и накоплению ненужных, вышедших из употребления вещей (патологическое накопительство), при отсутствии критического отношения к своему состоянию.
История жадности – к истокам причины патологического накопительства
Древнегреческий философ Диоген Синопский (404–323 г. до н.э., один из основателей школы киников) отличался крайней неприхотливостью в быту и устроил себе жилье в глиняной бочке при храме. Философу вовсе не требовалось имущество: он исповедовал аскетизм и искал человеческого общения. Таким образом, «синдром Диогена» — не совсем корректное название, и ряд исследователей предлагают использовать другие варианты: старческое расстройство, синдром Плюшкина (персонаж из романа Гоголя «Мёртвые души»), социальный распад, синдром старческого убожества.
Старые скряги: клинические проявления синдрома Диогена
Откуда берутся Плюшкины или причины синдрома Диогена
Страсть к патологическому накопительству, чаще всего наблюдаемая при синдроме Диогена, называется силлогоманией. Крайний случай, к которому обычно применяется этот термин, — захламление всего жилища самыми разнообразными вещами, по сути — мусором. Признак патологии в собирании и хранении старых вещей — бессистемное хранение и неиспользование.
Лечение синдрома патологического накопительства
1. Руководство по психиатрии в 2‑х томах, под редакцией академика РАМН А. С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.
Что делать, если ваш ребенок ворует: советы социального работника
20 февраля 2021 года
Обнаружить, что ребенок ворует, — тяжелое испытание для любого родителя. Часто взрослые не понимают, как правильно вести себя в такой ситуации: ругать юного правонарушителя, наказывать или вести к психологу. Разобраться поможет специалист по социальной работе семейного центра «Измайлово» Дарья Капитонова.
«Зачастую причины детского воровства лежат значительно глубже того, что приходит на ум родителям. Но это не нехватка конфет или игрушек, а одиночество и тревога ребенка», — отмечает специалист.
Типичные причины детского воровства:
Правила, которые помогут родителям разобраться в ситуации:
— Никогда не ругайте ребенка при посторонних людях, тем более если они потерпевшие. Спокойно поговорите со своим чадом отдельно. Объясните, почему его поступок вас расстраивает, какие последствия он за собой несет.
— Не стремитесь искусственно вызвать у ребенка чувство вины за совершенный поступок, не допускайте оскорблений и повышения голоса. Разговаривайте, объясняйте простым языком недопустимость воровства в вашей семье и в обществе. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда забирают твои вещи. Только искреннее раскаяние поможет справиться с желанием украсть.
— Поговорите с ребенком о его отношениях со сверстниками. Косвенной причиной детского воровства может быть желание добиться признания и уважения у друзей и одноклассников. В этом случае на ворованные деньги ребенок покупает сладости, игрушки, оплачивает групповые походы в кино и кафе, надеясь купить любовь ровесников и быть принятым в группу.
— Не угрожайте ребенку потерей вашей любви. Осуждайте поступок, но не личность ребенка. Вера в безусловную любовь родителя — это то, что поможет исправить много совершенных ошибок. Не забудьте сказать провинившемуся ребенку: я тебя люблю, но твой поступок мне неприятен.
— Если вы чувствуете, что не в силах справиться с ситуацией, — не оставляйте все как есть в надежде, что время все исправит. Отведите ребенка к специалисту — детскому или семейному психологу. Для этого вы можете обратиться в столичный семейный центр. Там можно получить помощь психологов и педагогов, правовую и экономическую поддержку, услуги по организации досуга, медиации, развивающие занятия для детей. Здесь работают клубы, программы и проекты для подростков и так далее.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Как справиться с трудным поведением у подростков
Выясняем, почему разобраться в трудном поведении у подростков — задача родителей и как они могут это сделать
Вокруг подростков сложились мифы о том, что они агрессивные, грубые и пытаются делать всё назло своим родителям. Подросткам действительно свойственно проявлять трудное поведение, только делают они это, потому что ещё не знают, как можно выражать свои эмоции по-другому. Мы поговорили с благотворительным фондом «Шалаш» о причинах такого поведения и выявили конкретные шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь ребёнку с трудным поведением.
Как проявляется трудное поведение у подростков
Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:
«Поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими и при этом причиняет вред или создаёт риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых, других живых существ, окружающему пространству и вещам».
Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться.
Причины трудного поведения подростков
Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.
👪 Семья
Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).
При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011). Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили.
Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).
🏫 Школа
Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).
🧸 Влияние сверстников и подходящие ситуации
Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).
🧑🤝🧑 Особенности социализации
Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.
😡 Черты личности, неврологическое развитие
Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).
Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение
В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.
социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»
1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.
2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться. Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи. Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.
3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей. Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать.
Инструкции для работы с трудным поведением
Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).
☝️ Что делать, если ребёнок вас обманул
☝️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время
🙅 Точно не нужно:
☝️ Что делать, если ребёнок вам отказывает
🙅 Точно не нужно:
☝️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно
🙅 Точно не нужно:
Изображение на обложке: Ani / Dribbble
Прим. ред. Фонд «Шалаш» системно решает проблему трудного поведения в России: дает учителям и родителям конкретные и проверенные инструменты, помогает предотвратить серьезные негативные последствия и справиться с трудным поведением детей на ранних стадиях с помощью развития учебных и социальных навыков.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter