Ребенок не понимает математику во 2 классе что делать
Что делать, если у ребенка проблемы с математикой
Сталкивались ли вы с тем, что ребенок не может решить задачу или правильно сосчитать пример?
Если да и такая проблема возникала однократно или вы с ней сталкиваетесь редко, то возможно ребенок просто отвлекся или переутомился.
В таком случае обычно не нужно предпринимать никаких дополнительных мер, а просто простить ребенку его вычислительную ошибку.
Однако если ребенку трудно дается математика и он постоянно допускает ошибки в счете, то бездействие может быть чревато усилением проблемы.
В этой статье мы поговорим о том, какие проблемы с изучением математики могут возникать у детей и как их решать.
Трудности в дошкольном возрасте (6-7 лет), на которые нужно обратить внимание
Проблемы в начальной школе
Если вы увидели некоторые из этих признаков у вашего ребенка в течение шести месяцев, это обозначает, что нужно не закрывать глаза на трудности ребенка, а предпринять шаги для того, чтобы помочь ребенку сформировать вычислительные навыки.
Вы можете точно не знать, что вызывает проблемы с математикой у ребенка, но есть шаги, которые вы можете предпринять уже сейчас, чтобы сделать процесс обучения легче.
Что может вызвать проблемы с математикой?
Для того, чтобы производить вычисления человек должен обладать рядом навыков: абстрактное мышление, хорошая память, уметь оценивать количество объектов, а также иметь способность к критическому мышлению.
Существует специальный термин, который используют при диагностировании расстройства счета.
Дискалькулия (от греч. dys + лат. calculo – считать, вычислять) – любое расстройство счета. Иногда имеется в виду только нарушение развития способности считать. Часто является самостоятельным недугом, а не побочным следствием других нейрологических и психологических проблем. В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчёта). За эту функцию в мозге отвечает внутритеменная борозда теменной доли.
Исследования показывают, дискалькулией страдают от 7 до 14 процентов людей.
Это проявляется следующим образом:
Дискалькулия не является признаком низкого интеллекта.
Люди, имеющие дискалькулию, часто становятся поэтами, художниками, скульпторами, и, следовательно, не имеют проблем в изучении языков или других сферах.
Однако, дети с дискалькулией имеют психологические трудности с математикой и в целом с обучением в школе. Они настолько обеспокоены тем, что им снова предстоит считать и делать по истине трудное для них дело, что это снижает их производительность на уроках и математических тестах, снижает самооценку.
Как вы можете помочь ребенку с математикой?
Если ваш ребенок испытывает проблемы с математикой, то вы многое можете сделать. Зная, что проблема существует, вы и учитель можете найти наиболее эффективные способы формирования математических навыков без снижения самооценки ребенка.
Поговорите с учителем вашего ребенка.
Используйте визуализацию для математических действий.
Превратите абстрактную математику на бумаге в увлекательное манипулирование объектами. Например, для того, чтобы научить ребенка знакам «больше-меньше» используйте сказку о вороне.
Играйте в математику.
Объясняйте ребенку ПОЧЕМУ используется тот или иной математический знак и термин.
Пусть даже ваше объяснение не всегда будет научным.
Например, для того, чтобы объяснить ребенку уравнения, возьмите обычную кружку, напишите на дне кружки «х» и переверните ее вверх дном. Закройте одно из чисел и спросите ребенка, что под кружкой?
Скажите, что кружка спрятала (или съела) одно число. Какое?
Повышайте самооценку ребенка.
Трудности с математикой могут повлиять на вашего ребенка, на общую самооценку и общение со сверстниками.
Помогите своему ребенку признать его сильные стороны и опираться на них. Напомните, что вы им очень гордитесь и любите.
Рисуйте математику.
Используйте карандаш и ручку для того, чтобы оживить задачи и нарисовать небольшой мультик по сюжету задачи.
Покажите ребенку, как умножают в Азии, для того, чтобы он мог с легкостью справиться с умножением.
Общайтесь с другими родителями.
Наша группа и этот блог может помочь вам найти родителей, чьи дети так же испытывают трудности с математикой.
Это отличный способ пообщаться, найти единомышленников, обменяться идеями и стратегиями.
Попробуйте разные стратегии.
Есть упражнения и игры, которыми в домашних условиях вы можете помочь ребенку полюбить математику и помочь ребенку сформировать математические навыки.
Поиск и опробирование разных стратегий является лучшим способом, чтобы получить поддержать ребенка в обучении.
Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете помогать ребенку формировать свои математические навыки и укрепите доверие ребенка к вам.
Учитесь техникам эффективного обучения
Для этого мы создали новый утренний тренинг «Научите ребенка быстро считать в уме»
Который состоится во вторник, 14 марта, в 6.00 по мск
На нем мы разберем
Регистрируйтесь на бесплатный тренинг и за 1 утро решите вопрос с счетом раз и навсегда
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Если ребенка научить решать задачи по математике с 1 по 4 класс, то дальше ему будет не сложно постигать другие точные предметы и не только в школе. Ведь практически в любой сфере жизни нужны навыки измерений, определений, расчетов, и сделать это без знания математики крайне сложно. Начиная с первых уроков арифметики, следует донести эту мысль малышам, чтобы они понимали — задача не живет только на страницах учебника, она входит в повседневную жизнь и влияет на нее.
Способов, как правильно научить ребенка решать и понимать задачи по математике, существует несколько, элементы каждого из них можно применять не только во 2 и 3 классе, но даже в старшем возрасте. Формировать такие навыки необходимо, они во многом повлияют на дальнейшие успехи в учебе.
Как научить решать задачи по математике ребенка 1-4 классов
Поскольку знакомство с математикой начинается в начальной школе, то и приобретение навыка справляться с такими головоломками происходит в данный период.
Для чего необходим навык
Важно понимать, что научившись справляться с математическими заданиями в начальной школе, ребенок сможет успешно овладеть химией, физикой, астрономией и другими предметами в старших классах. Родители просто обязаны помочь своему чаду с математикой в первых классах, поскольку данный вид занятий напрямую связан с четким логическим мышлением, способностью анализировать, делать выводы.
Общий алгоритм обучения
Следует придерживаться такой последовательности шагов, чтобы научить детей правильно выполнять математические задания:
Также уместно использование простеньких сценариев, которые позволяют детям «быть внутри задания».
Распространенные ошибки в решении задач
Главные ошибки в процессе поиска ответа следующие:
Особенности решения задач в 1 классе
На начальном этапе используются так называемые «текстовые» задания, которые знакомят малышей в 1 классе с арифметикой и проблематикой поиска неизвестных данных. Для таких заданий характерно:
Для того, чтобы научить первоклашек таким понятиям как «условие», «ответ», «неизвестное» следует использовать такие методы:
Успешное получение навыков в решении простых задач поможет освоить математическую дисциплину в последующих этапах обучения.
Что делать, если ребенок не понимает задачи по математике во 2 классе
В математике второго года обучения также основными остаются текстовые задачи, которые требуют найти неизвестное при наличии двух известных чисел. Если ребенок не понимает, как следует работать с задачами по математике во 2 классе, то не следует паниковать и критиковать его. Еще вполне можно наверстать то, что упущено. Рекомендовано пройтись по основам данной проблемы и разобраться с ней:
Пример краткой записи условий
При последовательной работе и выполнении подобных заданий, дети начинают запоминать их и понимают причинно-следственные связи между действиями и результатами, что в конечном итоге и требуется для работы с арифметикой.
7 способов помочь младшему школьнику с математикой
Предположим, что математика уже в начальной школе ребёнка идёт туго, со скрипом. Трудно и скучно складывать и вычитать, не говоря уже о чём-то более сложном. Новые темы никак не хотят укладываться в голове. Писательница и мама троих детей Ксения Букша рассказывает, основываясь на собственном опыте, как помочь ребёнку освоить математику.
Раскладываем трудности по полочкам
На уровне 1–5-го классов неспособных к математике детей не бывает. Но бывают дети с конкретными трудностями, которые можно и нужно преодолеть. Подумаем, почему ребёнку трудно с математикой.
Вот возможные варианты или их комбинации.
Как видим, математика раскладывается на множество разных навыков. Когда мы выяснили, в чём проблема, мы можем её решать. Заранее прошу прощения у учителей и методистов: я всего лишь родитель, а мои мысли по этому поводу — всего лишь частное мнение, хотя я стараюсь его обосновывать.
Ждём, пока созреет способность абстрактно мыслить
Мозг нейротипичного ребёнка дозревает до абстрагирования и обобщения далеко не сразу. У некоторых это происходит раньше, у других позже. Например, не все дети могут соотнести число и количество. Для очень многих и во 2–3-м классе есть только «15 яблок», а просто «15» нет.
При этом они как-то привыкают оперировать числами, и пробел в базовом понимании не очень заметен, пока речь не заходит о чуть более сложных вещах. Например, именно им трудновато понять, почему не может быть «полтора» в ответе на вопрос «сколько землекопов?». А уж когда начинаются проценты или задачи на скорость и расстояние, становится совсем сложно.
Стоит вернуться назад к конкретике. Возможно, для понимания дробей пока нужно проговаривать «в числителе арбузы, в знаменателе мальчики; 21 арбуз достался 42 мальчикам — каждому по половинке арбуза». Даже в пятом классе почти все концепции ещё можно заземлить до конкретики.
Развиваем навыки счёта
Просто учиться считать — это скучно. Нам помогут всевозможные игры с числами. Для начала — усложнённые ходилки с 2–3 кубиками (когда за один ход максимум — 18 очков, а не 6), потом — разнообразные игры в кости, где нужно считать очки.
Самая простая игра известна мне под названием «единичка»: игроки по очереди бросают один кубик (или два, или три), пытаясь добраться до сотни очков. Серия прерывается, когда у игрока выпадает хотя бы одна единичка: в этом случае очки за эту серию сгорают, и нужно уметь остановиться вовремя.
Очень рекомендую покер на костях. В этой игре есть ряд комбинаций, каждую из которых надо выбросить за три попытки. Эти попытки можно копить. Игроки делают ходы по очереди, выигрывает тот, кто первым выполнит все комбинации. Помимо простого навыка складывания очков, покер постепенно развивает тонкое понимание случайности и вероятности, просчитываемого риска и шансов. В такой покер может научиться играть даже шести- или семилетка.
Для отработки деления и умножения мы с дочкой говорили о числах как о «родственниках». Например, у числа 72 очень большая «семья»: у него есть «детки» 24 и 36, есть «внуки» — 2, 3, 4, 6, 12, 18. А вот число 37 не завело себе никакой «семьи», оно простое. Зато если «поженить» его с другим «одиночкой» — 41, у них получится вместе 78, теперь можно «заводить детей и внуков». Это хорошо помогает ориентироваться в таблице умножения.
Учим видеть и наглядно обобщать задачу
Чтобы хорошо схематизировать, надо уметь выделять именно то, что важно для условия задачи, и схематично изображать это на картинке. Сначала мы учимся выделению главного. Это знаменитые игры «что лишнее?», в которых может быть и несколько ответов. Арбуз, аист, абрикос, виноград — что лишнее? Смотря по какому признаку.
В учебнике Петерсон есть чудесные задачи, загромождённые кучей ненужных данных или лишённые необходимых условий. В задании автор просит найти и выделить только те условия, которые нужны для решения, а если их нет — указать, чего не хватает. Научившись видеть задачу, можно перейти к схематизации.
Математика по Петерсон: 7 вопросов о системе, которую выбросили из школьной программы
Многие дети вообще не понимают, зачем рисовать схемы к задачам и почему это проще. Всё потому, что схемы эти даны готовыми. Но по какому принципу они строятся? Почему, например, неважно, какой длины сам поезд, если он едет из А в Б? Как нарисовать «3 часа»? А «все груши, посаженные мальчиками»?
Можно вместе рисовать схемы разных задач, а потом предлагать ребёнку придумывать похожие. Такие задания есть и в учебниках, но там их мало. Для некоторых эта трудность вообще определяет все отношения с математикой, да и вообще с упорядочиванием данных, абстрагированием, обобщением, поиском решения.
Оттачиваем логику
Логика — один из инструментов, которые нужны всем. Нет людей, которые были бы не склонны к логике, есть те, у кого она «не поставлена». Это как умение орудовать шуруповёртом: научиться может каждый, у кого есть руки. Вы можете сами оценить, насколько железная у вас логика. Я очень люблю вот этот чудесный тест.
Человека с логикой не способна заморочить никакая пропаганда или реклама, его не запутает недобросовестный банк, он гораздо лучше ориентируется в окружающем мире.
С детьми можно начать с простых силлогизмов, которые иногда звучат смешно, но приводят к пониманию очень важных штук. Например, услышав от кого-нибудь сентенцию «мальчики не плачут», ребёнок может уточнить: «некоторые или все?»
Если дети не проходят понятие множества, стоит хоть немножко вместе с ним порисовать «кружочки» (не обязательно сразу вводить все понятия) и порешать соответствующие задачи: вот мальчики, вот коты, а вот те, кого зовут Вася. Где мальчики, которых зовут не Вася? А где тут девочки? А где кот Барсик?
Развиваем воображение
Воображение необходимо для всего, что связано с математикой и логикой. (Я даже не пишу «как ни странно», потому что это совершенно не странно.) Особенно умение мыслить образами.
Я очень люблю игру, в которой родитель и ребёнок по очереди задают друг другу «графические загадки», не имеющие точного ответа. Каждый рисует серию непонятных геометрических фигур или их комбинаций (точка в треугольнике, молния и круг, несколько кругов, касательные…), а другой дорисовывает их так, чтобы получилась картинка. Чем остроумнее решение, тем больше удовольствия получают оба игрока.
Ребёнок не умеет считать и определять время? Возможно, у него дискалькулия
Существует много древних и новых игр, в которых нужно складывать узоры из деталей и фрагментов яйца (колумбово яйцо), квадрата, по-разному раскрашенных граней кубика («Сложи узор»). Есть и трёхмерные наборы, например «Пентамино». Речь не о том, чтобы выполнять задания, хотя все эти наборы можно использовать и так, но именно о творчестве из имеющихся деталей и об умении увидеть образ.
А можно ещё вырезать снежинки, дорисовывать симметричных бабочек и человечков, придумывать шифры, рисовать лабиринты и карты. Всё это и есть развитие математического воображения.
Учим ребёнка вычленять, чего конкретно он не понимает (метакогниция)
Я уже не раз писала про неё — и в связи с математикой, и в связи с сочинениями. Вкратце метакогниция — это умение «понимать, как я думаю», «знать, чего именно я не знаю», осознание своего мыслительного процесса. Именно этому почти никогда не учат в школе, а иногда даже портят уже развитую способность. Предполагается ведь, что есть простые и сложные способы решения той или иной задачи. Часто это так и есть, но порой гораздо ценнее умение идти самому и по шагам проверять себя: «Так нужно делать? Я прав?»
Совместные рассуждения (и я не про математику) ценны и тем, что сближают ребёнка и родителя, и тем, что мы показываем, как проходит процесс думания. Он не должен быть гладким и автоматическим. В нём есть тупики, неожиданные повороты. «Наше первоначальное предположение неверно, а это значит, что нужно идти не по дороге 1, а по дороге 2». Кстати, это пригодится и в школьной математике, когда нужно будет понимать доказательства теорем. Ведь хорошо запоминается только то, что прошёл сам своим умом, когда смог повторить чужие рассуждения и знаешь в них каждый поворот.
10 советов, как помочь ребенку в математике
Математика несправедливо считается самой сложной наукой, которую не любят ни взрослые, ни дети. Но как помочь ребенку в математике, если мы даже не даем ему шанса понять ее красоту, глубину и ценность? Оглянитесь вокруг. Все, что нас окружает, подчиняется законам математики: время, пространство, предметы и явления. Числа используются не только в сложном инженерном строительстве, но и в таких банальных повседневных вещах, как приготовление обеда. Пришло время задуматься: может, дело не в математике, а в нашем несправедливом отношении к ней?
1. Ребенок не понимает математику: ищем причину проблемы
2. Как помочь ребенку справиться с математикой? Простые способы решения сложной задачи.
3. Как помочь ребенку в математике найти смысл, красоту и новое увлечение?
Ребенок не понимает математику: ищем причину проблемы
Вообще для успешного изучения точной науки должны сойтись воедино несколько условий:
Отсутствие математических способностей у ребенка из-за гуманитарного склада ума — это миф, который современные ученые давно развенчали. Все дети потенциально талантливые, очень способные. Да, у одних учеников задатки к математике видны с раннего возраста, а у других слабо выражены. Это значит только одно — необходимо уделить больше внимания для их развития.
К тому же многие родители ошибочно полагают, что математический ум — это логика, аналитическое мышление. На самом деле для понимания точной науки необходимо еще и хорошее воображение, эффективная память, объемное внимание, пространственное мышление, быстрота принятия решений, интуиция.
Почему математику так трудно понять?
Чаще всего математика тяжело дается школьнику в силу психологических причин:
Как помочь ребенку справиться с математикой? Простые способы решения сложной задачи
Вы должны понимать, что способности к математике — это лишь на 10% божий дар, а остальные 90% состоят из эффективной мотивации и упорной систематической работы. Для начала вам предстоит сформировать у ребенка положительное отношение к царице наук, а затем организовать эффективное обучение.
Предлагаем 10 советов родителям, которые помогут ребенку справиться с математикой:
Как помочь ребенку в математике найти смысл, красоту и новое увлечение?
Если вашему ребенку 5-11 лет, запишите его в Школу ментальной арифметики Соробан®. Несмотря на название, Соробан® — не математическая школа. На курсах детей обучают скоростному арифметическому счету в уме, однако основная цель обучения — гармоничное, комплексное развитие интеллекта, мышления, тренировка навыков быстрого и эффективного принятия решений.
Польза курсов Соробан®:
На курсах Соробан® дети приобретают особенные навыки, какими не владеет даже учитель по математике. А ведь многие родители учеников школы ментальной арифметики тоже сначала думали, что их дети не способны понять точную науку. Как видите, ничего невозможного нет. Нужно только немного помочь вашему школьнику.
Что делать, если ребенок не понимает математику
Математика (даже арифметика в начальной школе) – один из самых сложных для понимания учебных предметов. Однако помочь школьнику освоить эту науку – вполне возможно.
Содержание:
Что такое «сложности с математикой»?
Под трудностями с математикой обычно понимают:
Если ребенок не умеет пока читать сложные тексты, это вызовет и математические проблемы: он не поймет ни условий задач, ни описаний правил. Если у ребенка недостаточно развито логическое мышление, он не сможет понять общие идеи решения, а плохая память не позволяет помнить основные математические концепции. Слабо развитое пространственное мышление – еще одно препятствие: у ученика нет навыков наглядного представления информации. Проблемой станет и короткое внимание: ребенок не сможет решать длинные сложные примеры.
Без абстрактного мышления – никуда!
Только когда ребенок дозревает до обобщения информации и абстрагирования от конкретики, можно рассчитывать на успехи в математике. Эти умения нужно и можно развивать. Подойдут упражнения вроде:
Более эффективной методикой развития абстрактного мышления является ментальная арифметика с ее вычислениями на специальном счетном инструменте – абакусе.
Развиваем навыки счета
Подойдут любые упражнения, где присутствует необходимость считать: простейшие задачки, настольные игры-«ходилки» с игральным кубиком, некоторые карточные игры.
И снова на помощь придет метальная математика. Только на первом этапе обучения ученики используют физические счеты. Затем они считают на воображаемом абакусе, а после переходят на вычисления в уме, оперируя уже не образами косточек счетной доски, а числами.
Оттачиваем логическое мышление
Логика нужна каждому из нас не только при изучении математики, но и в повседневной жизни. Нет человека, абсолютно без логики: нужно лишь помочь этому типу мышления проявить себя.
Читайте! Важно читать длинные тексты и на сравнительно серьезные темы, причем ученик должен понимать их, а не бездумно «проглатывать». Играйте в интеллектуальные игры: шашки, шахматы, разгадывайте головоломки. Учите стихи – это занятие дополнительно развивает и память. Постоянно анализируйте услышанное и увиденное, а при выполнении каких-либо ежедневных простых задач находите для каждой из них несколько решений.
Развиваем воображение
Есть немало способов развить воображение (а оно необходимо не только в творческой сфере, но и в математике). Можно сыграть в такую игру: взрослый рисует несколько отдельных геометрических фигур, дополняет их точками, прямыми или криволинейными отрезками, а ребенок должен дорисовать эту комбинацию так, чтобы получилась законченная картинка.
Существует множество настольных игр (и их варианты в виде компьютерных и мобильных приложений), где нужно складывать фигуры из отдельных деталей: «Колумбово яйцо», «Пентамино», всем известный «Тетрис», в том числе трехмерный. Вырезайте из бумаги снежинки, рисуйте бабочек и другие симметричные фигуры, придумывайте и разгадывайте шифры, создавайте на бумаге лабиринты и даже географические карты.
Метакогниция
Наконец, можно приступить к метакогниции – то есть начинать учить ребенка тому, чего он конкретно не понимает в математике. Ищите разные способы решения той или иной задачи – простые и сложные, рассуждайте, доказывайте каждый ответ. Например, сложение можно делать на пальцах, в уме или «в столбик». А умножение можно проводить одним из современных способов, например, по-японски или методом «жалюзи».
На помощь придут школьные учебники и дополнительные пособия, профильные сайты в интернете. В случае, если учебный предмет вызывает сложности и у родителей, лучше воспользоваться помощью профессионального репетитора. Особенно важно обратиться к опытному учителю, если речь идет об алгебре, геометрии или тригонометрии в старших классах.
Дискалькулия
Помощь специалиста понадобится, если у ребенка имеет место дискалькулия – медицинским путем подтвержденное нарушение способности считать, вызванное дефектами одной из борозд теменной доли головного мозга. Это может быть самостоятельный недуг или последствие других психологических или нейрологических проблем, страдают этим около 10% людей в мире.
Страдающие дискалькулией не способны с первого взгляда оценить количество объектов (не прибегая к их пересчету), и это вызывает проблемы с устным счетом даже с простейшими примерами, а также с определением времени по часам с традиционным стрелочным циферблатом.
Дискалькулия ни в коем случае не говорит о низком интеллекте. Обладатели этой проблемы могут быть выдающимися поэтами, скульпторами, художниками, актерами. Они часто совершенно не имеют проблем в изучении иностранных языков, высоко грамотны в родном языке.