Ребенок показывает что хочет

Как понять, чего хочет ребенок до года

Эмоции — это особый язык, который малыши используют для общения с миром. Как понять, чего хочет ребенок до года и как правильно отреагировать на его действия? Ответ вы найдете в этой статье.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

При воспитании малыша важно иметь в виду, что эмоции играют важную роль в формировании его характера. Мы рассмотрим основные эмоциональные состояния детей от 0 лет до 1 года и возможную реакцию на них взрослого человека.

Крик и плач — “Помоги мне!”

Крик — первая эмоция человека. У новорожденного крик и плач — естественный способ привлечь внимание взрослых.

Эмоциональная связь мамы и ребенка играет важную роль в формировании мышления крохи. Например, когда мама откликается на плач и кормит малыша, в его сознании возникает визуальный образ: “Я плачу, и меня кормят”. Многократное повторение этого опыта позволяет запомнить причинно-следственную связь. Теперь малыш будет плакать, когда захочет есть, чтобы привлечь внимание мамы. Точно так же он визуализирует другие свои потребности.

Мама учится лучше понимать ребенка, откликаясь на его зов. Очень скоро на определение причин плача у нее будет уходить совсем мало времени.

Игнорировать плач новорожденного нельзя: это вредит развитию мышления, ведет к разрыву эмоциональной связи матери и ребенка и может способствовать развитию детских неврозов.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Как успокоить плачущего малыша?

В первые дни жизни мама и ребенок привыкают друг к другу. Мама учится определять его потребности. Наиболее частая причина плача — голод, но могут быть и другие причины. Чтобы успокоить малыша, устраните причину плача. После этого обнимите ребенка и успокойте. Некоторым малышам нравится, когда их качают на руках, некоторых лучше успокаивает мамин голос.

Частые причины плача новорожденного:

Легче всего определить, когда малыш голоден. Для этого кончиком чуть согнутого мизинца коснитесь уголка рта ребенка: если он хочет есть, то будет тянуться за пальцем и открывать рот.

Больше общайтесь с младенцем, когда он бодрствует, тогда эту причину можно будет исключить.

Температуру легко определить, пощупав запястья ребенка. Если они холодные, малыша нужно одеть теплее. Если запястья потные и горячие, снимите слой одежды.

Сделайте это при необходимости. Не допускайте появления раздражения на коже ребенка.

Частая причина плача — боль в животе. Из-за несовершенства желудочно-кишечной системы у малышей часто бывают колики. Эта напасть не проходит быстро, но с ней можно справиться в домашних условиях при помощи массажа или теплой (не горячей) грелки, обернутой полотенцем. Чтобы предотвратить появление боли в животе, в перерывах во время кормления и после него подержите ребенка на вашем плече вертикально несколько минут. Это также предотвратит срыгивание молока, которым страдают многие дети.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Самые маленькие дети выражают криком и плачем одновременно страх и недовольство. Например, если при купании вода была слишком холодной или горячей, ребенок может плакать при одном виде ванночки.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Улыбка младенца — способ сказать “мне хорошо”

В возрасте до 3 месяцев общение с дружелюбно настроенными, улыбающимися взрослыми очень важно для социализации малыша. Будьте уверены, он получает удовольствие от общения.

Ребенку может быть от 2,5 месяцев, когда он начинает улыбаться, смеяться. С появления первой улыбки начинается период младенчества.

Бурная реакция на появление мамы, сопровождаемая улыбкой, означает появление первой социальной потребности — потребности в общении. Начинается процесс, который психологи называют комплексом оживления.

Сначала малыш улыбается при виде лица мамы, затем в 3-4 месяца начинает узнавать знакомых, но несколько теряется при виде незнакомых людей. А бывает так: для того, чтобы малыш улыбнулся вам, нужно всего лишь улыбнуться ему первым.

Наслаждайтесь улыбкой ребенка, кому бы она не предназначалась! Если он кому-то улыбается, значит, этот человек ему нравится.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Удовольствие и отвращение — “Это я люблю, а это — нет”

Итак, спектр эмоций малыша продолжает расширяться. Раньше он сразу начинал плакать, если вода в ванночке была слишком холодной или горячей, а теперь уже может морщиться, если ему неприятно. Появились такие эмоции, как удовольствие и отвращение. С этого момента он обязательно даст вам знать, если ему что-то не нравится!

Нелюбимая и невкусная еда заставит личико малыша скривиться, лакомство — зажмурить глаза от удовольствия. Если настаивать на том, чтобы невкусная еда была съедена, ребенок начнет кричать и плакать: так он выражает несогласие и возмущение. Ту же реакцию вы получите, если ребенок уже наелся; еда слишком холодная или горячая. Если младенец недоволен, выясните причину.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Любопытство — “Я хочу это исследовать!”

Тяга к исследованию окружающего мира у детей врожденная. Примерно в 3 месяца младенец начинает активно изучать происходящее вокруг. Здесь очень важно проявлять к нему внимание, играть с ним.

Игры с маленькими исследователями

Можете попробовать поиграть в прятки для младенцев. К таким играм относят “Где наш малыш?”, “Ку-ку”, “Находилки”.

“Где наш малыш”: Игра для социализации. Закройте лицо ладонями, как будто вы не видите ребенка. Спросите: “Где наш малыш?”, затем уберите руки от лица и улыбнитесь ребенку, будто вы его нашли: “Вот он!”. Этот простой вариант пряток очень нравится деткам.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

“Ку-ку”: Игра только для вас двоих. Спрячьтесь недалеко от малыша. Прячьтесь так, чтобы он проследил за вами взглядом: когда вы пропадете из поля зрения, ребенок будет ждать вашего появления и не испугается при неожиданном появлении. Выгляните из-за укрытия и скажите “Ку-ку”. Каждое такое появление будет сопровождаться радостным возгласом малыша.

“Находилки”: в 5-6 месяцев малыш сможет искать игрушки, которые вы демонстративно прячете. Главное — несколько раз наглядно продемонстрировать принцип игры. При находке игрушки выражайте радость, тогда ребенку захочется повторить действие за вами.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Удивление — “Ого!”

Примерно с трех месяцев ребенок начинает удивляться: это реакция на неожиданное событие. С этой эмоцией связана игра “Что это?”. Эмоциональная реакция ребенка поможет усвоить новую информацию.

“Что это?”: Познавательная игра на узнавание предметов и живых существ. Покажите ребенку вещь и спросите: “Что это?”. Дайте ему рассмотреть, пощупать вещь. Затем назовите ее. Например, “Это мишка!”. Со временем можно перейти к свойствам предмета, когда малыш их изучает: “Мишка мягкий”.

Второй вариант игры для детей постарше — спрятать вещь. “Это мишка?” — спрашиваете вы. Малыш заинтригован. “Да, это мишка”. Малыш улыбается, узнав игрушку.

Можно показать незнакомую вещь (к примеру, кубик) и предложить ребенку соотнести ее с знакомой (плюшевый мишка). “Это мишка?” — спрашиваете вы, и тут же даете ответ, — “Нет, это кубик!”. Дайте удивленному малышу пощупать кубик и опишите игрушку простыми словами. Затем дайте ему знакомого плюшевого медведя, чтобы он сравнил игрушки.

После такой игры ребенок будет лучше понимать свойства объектов. К концу первого года малыш стремится к совместным действиям. Благодаря совместным играм и подражанию вашему поведению он понимает 10-20 слов. Большинство детей к концу первого года произносят свое первое слово.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Сосредоточенность — “Я внимательно за тобой наблюдаю”

Иногда ребенок внимательно вас изучает. Ручки и ножки малыша лежат спокойно: кажется, что он задумался. Такое состояние лучше всего подходит для обучения.

Поиграйте в пальчиковые игры, например, в “Ладушки”.

Предоставьте малышу время для самостоятельного изучения свойств предметов. Самостоятельное обучение важно для его развития. Вы можете дать ему погремушку или безопасное зеркальце, запустить вращающийся модуль с разноцветными подвесными игрушками и включить спокойную красивую музыку.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Страх и гнев

Проявляются у малышей от полугода до 9 месяцев. Крайняя степень выражения этих эмоций — плач и крик.

Если малыш пугается, важно окружить его вниманием, чтобы страх не перерос в фобию. При этом важно понимать, где кончается страх и начинается нехватка внимания, чтобы малыш не начал делать вид, что боится всего на свете. Почитайте ему сказки о храбрых персонажах, приведите пример храбрых людей, которых ребенок уже знает.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Гнев проявляется в виде приступов агрессии и возникает как ответ на внешний раздражитель. Чтобы ребенок не стал агрессивным, нужно выявить раздражитель и постараться его исключить. Когда малыш подрастет, его можно будет научить владеть своим поведением.

Ребенок от 9 месяцев до года копирует поведение взрослых: если он проявляет гнев, значит, кто-то из взрослых вел себя подобным образом. Малыш это увидел и решил, что может вести себя так же. Б ез успокаивающей беседы ребенок может продолжить в порыве негодования кидаться игрушками, сочтя такие действия нормальными.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Тревога, печаль и разочарование

Тревога, печаль и разочарование также проявляются у детей в возрасте от полугода до 9 месяцев.

Ребенок до года часто стесняется или даже боится незнакомых взрослых. Между 7 и 11 месяцами он начинает выражать тревогу и грусть при разлуке с родителями и родными. Важно объяснить карапузу, что родные его любят и по возможности будут рядом. Расскажите ребенку простыми словами о том, куда вы уходите, например, “в магазин” или “на работу”. Он должен успокоиться и быть уверенным, что вы вернетесь.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Малыш может выражать разочарование, когда у него отнимают игрушку и грустить, если на него не обращают внимание. Как с этим справиться? Поймите проблему карапуза. Если он хочет внимания, уделите ему время. В случае с игрушкой проявите ласку и скажите, что он вернется к игре с новыми силами после перерыва на еду или сон.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Общение с ребенком должно доставлять родным и близким удовольствие. Мы надеемся, что благодаря этой статье вы сможете лучше понять малыша и быстрее найти с ним общий язык.

Источник

Ребёнок требует внимания: что делать

Что делать, если ребёнок постоянно ищет внимание мамы: просит что-то, зовёт, хочет играть? Первое – это разобраться в причинах. Возможно, вы действительно уделяете ему мало времени? Размышляем о том, как маме успевать общаться со своим ребёнком каждый день.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

« Мама, поиграй со мной!», «Мама, посмотри на меня!», «Мама, обними меня!», «Мам, а ты мне что-нибудь купила?» Кто из мам не слышал эти фразы? Да, мы их слышим ежедневно и ни по одному разу! А вы никогда не задумывались, почему? Дети таким образом ищут контакт со взрослым, они требуют внимания.

Современный бешеный ритм жизни не всегда оставляет нам возможность проводить достаточно времени со своими собственными детьми. Чем младше ребёнок, тем больше времени родители с ним рядом. Но вот когда малыш пошёл в детский сад, а мама вышла на работу, близость и физический контакт заметно сокращаются. А ведь потребность ребёнка в общении со взрослым осталась и даже возросла! Подрастающему ребёнку необходимо знать, что родители его любят, и они всегда готовы помочь.

Теперь более важно не количество проведённого вместе времени, а его качество. И дело здесь не в качестве заранее спланированных детских игр, походов в парки, на аттракционы или в кино. Можно целый день провести с ребёнком, но постоянно отвлекаясь на звонки, Интернет, «более важные» дела, и так и не напитать его своей любовью.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Никогда не думала, что столкнусь с такой проблемой. Я осознала, что не могу дать старшему сыну столько внимания и времени, сколько он просит с появлением младшего. Жизнь новорождённого полностью зависит от мамы. Именно в это время я упустила старшего. Как ни старайся, а проводить вместе столько же времени никак не получится. И вот тут началось: Мама, дай мне то. Мама, дай мне это. Мама, посмотри. Мама, поиграй. Мама, сделай». Мне казалось, что я схожу с ума. Неужели мой семилетний сын – совершенно не самостоятельный ребёнок и совсем не может что-то сделать без меня?

Вскоре я поняла, что все эти просьбы – это одна большая потребность в любви и внимании. Алексей просто постоянно искал контакта со мной. Толчком, даже пинком, к действию для меня стала игра. Сын очень просил сделать для него игру с записками. Но у меня никак не получалось выделить на это время. И вот однажды, вернувшись с прогулки с малышом, я получила от Алёши записку. В ней корявыми буквами с ошибками было написано, где искать следующую. Так я собрала ещё несколько записок по квартире. В конце меня ждал приз – рисунок и конфета! Это было очень приятно и трогательно. Но в то же время мне было очень стыдно, что я так и не сделала это для него. Настолько сильно ребёнку хотелось поиграть, что пришлось делать игру самостоятельно для мамы, у которой совсем нет времени.

С тех пор это любимая наша игра. Написать маленькие записки и разложить их по дому, на самом деле, не так сложно и долго. Я успеваю это сделать, пока пью чай. Каким будет в конце сюрприз – не так важно. В этой игре главное – поиски и неожиданность. Первую записку я всегда прикрепляю на входную дверь. И в каком бы настроении сын не вернулся из школы, он всегда расплывается в улыбке.

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Когда мы не отвечаем на потребность ребёнка, то мы делаем его ответственным за то, чтобы он постоянно искал контакта со взрослым и просил близости. На самом деле детям важно чувствовать, что любовь не нужно искать. Поэтому, взрослые, давайте её первыми! Опережайте желания ребёнка или делайте чуточку больше, чем ожидает ребёнок.

Есть очень много простых способов дать ощущение ребёнку, что он любим:

Источник

Ребенок показывает что хочет

АнечЬка
Семейный консультант
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21614
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса

1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы ‘с этой личностью считались.

3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла

5. Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: «дура».

6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» [36, с.371].

7. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С. Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых). Однако интересно проследить, как ребенок на протяжении всего раннего возраста «работает» над выделением своей позиции в семье — социальной структуре, в которой происходит его развитие. Такой анализ был проведен в исследовании М. Кечки [77].

В настоящее время показано, что структура семьи влияет на психическое развитие ребенка. Особенно многочисленные исследования проводятся в психиатрии, где семью рассматривают как социальное образование, играющее важную роль в возникновении и развитии психических заболеваний. В ряде работ изучается развитие ребенка в условиях хорошо структурированной семьи. Авторы обращают внимание главным образом на то место в структуре семьи, которое дети занимают в порядке рождения. Опираясь на результаты использования различных тестов, авторы выводят значимые соотношения между позицией ребенка в порядке рождения и интеллектуальным развитием, креативностью, успеваемостью в школе. Однако существует много теоретических и методических трудностей в области изучения межличностных отношений в условиях семьи.

В работе М. Кечки проанализировано развитие двух детей от рождения до конца дошкольного возраста. В роли экспериментаторов выступили родители детей, то есть лица, составляющие часть структуры семьи. Отсутствие постороннего наблюдателя позволяло сохранить количество естественных структурных единиц данной семьи и те отношения, которые естественным образом сложились в ней. Важное значение имело и то, что родители, проводившие систематические исследования в рамках этого эксперимента, сами имели психологическое образование. Они организовывали жизнь детей не только как родители, но и как экспериментаторы, сознательно соблюдающие принципы воспитания, разработанные на основе современных психологических взглядов.

Известно, что развитие ребенка идет от социального к индивидуальному. В работе М. Кечки на примере развития двух ее собственных детей было показано, что в разных сферах психического развития ребенка процесс идет от безлично-социального к социально-индивидуальному, от недифференцированных, глобальных образований к системе отдельных психологических проявлений. В исследовании рассмотрено, как происходит дифференциация изначально единой, недифференцированной социальной ситуации, как ребенок начинает разделять себя и других, как он начинает дифференцировать окружающие его предметы, как неупорядоченный мир приобретает для ребенка порядок. Ребенок — не Робинзон, не отдельный индивид. С рождения он включен в социальную структуру, в которой воспитывается. Постепенно он должен выходить из этой ситуации, отделяться от нее не только физически, но и психологически. Для понимания развития нельзя рассматривать ребенка как обособленного индивида, необходимо учитывать социальную ситуацию, в которую включены все его проявления.

М. Кечки провела детальный психологический анализ ситуации разговора, то есть дискурсивной ситуации, в которой принимают участие не менее двух людей, позиции которых во время разговора меняются: говорящий становится слушателем, слушатель говорит. Примером дискурсивных ситуаций могут служить ситуации приветствия, обращения к другому человеку с вопросом, просьбой и т.п. В этих ситуациях люди ведут себя в соответствии с занимаемыми позициями. М. Кечки проследила, как речь ребенка в дискурсивной ситуации становится адекватной занимаемой им позиции, как ребенок начинает выделять различные позиции и понимать свое место в социальной структуре, в которой он живет.

В разговорной речи, которую слышит ребенок, важное значение имеет группа слов («это», «то», «здесь», «теперь», «там», «потом», «я», «ты» и т.д.), для которых характерно то, что они непосредственно зависят от позиции говорящего. Они, по образному выражению С. Л. Рубинштейна, составляют «координаты», с помощью которых мы определяем положение индивидуальных предметов и действующих лиц в структуре социальной ситуации. Прослеживая развитие значения этих слов у ребенка, можно многое узнать о том, как ребенок относится к своей позиции, к своему месту в социальной структуре. Основная роль, которую выполняет речь такого типа, состоит не в назывании вещей своими именами, а в категоризации лиц, действующих в соответствующей ситуации, и в категоризации ситуаций, в которых эти действующие лица оказываются. Социальная категоризация — это разделение социального окружения на группы «мы» и «они», на группы «я» и «другие». Процесс дифференциации социальной ситуации развития по данным исследования М. Кечки проходит ряд этапов.

Первый этап характеризует нерасчлененное употребление одного слова, которое соответствует не отдельным позициям, а ситуации в целом. Например, ребенок применяет слово «возьми!» или слово «дай!» не только тогда, когда отдает предмет, но и когда просит его. Этим словом ребенок лишь как бы отграничивает данную микроситуацию от всех остальных. Для ребенка безразлично, кто занимает какую позицию. Знаком целой ситуации служит знак любой позиции в ней (возраст от года до полутора лет).

На втором этапе (вторая половина второго года жизни) в речи и поведении ребенка появляются все знаки ситуации, но еще нет распределения ролей. Например, когда ребенок передает какой-то предмет другому человеку, для него важно, чтобы было сказано и «дай», и «на». Хотя для него еще не имеет значение распределения ролей, важно, чтобы все слова в ситуации были связаны или невербально воспроизведены. Как было отмечено сначала А. Валлоном, а потом Дж. Брунером, дети этого возраста охотно играют в симметричные, парные игры, такие как «катание шара», «дай игрушку», «прятки», «ку-ку» и т.п. Именно в этих парных играх начинают вырисовываться для ребенка разные позиции, они становятся для него объектом ориентировки, и тогда в знаковом, словесном плане ребенок начинает воспроизводить как разговор за себя и за другого, так и знаки всех позиций.

Ребенок сам вводит разграничение позиций: он меняет интонацию, когда в спонтанной речи говорит за другого, оставляет место для взрослого, ждет от него ответа в разговоре, охотно меняется с партнером в парных играх. Например, в игре ребенок с «записной книжкой» в руках воспроизводит во всех деталях «телефонный разговор» (с игрушечным телефоном) с воображаемым собеседником. Ребенок произносит ключевые слова, жестикулирует, делает паузы для «выслушивания собеседника», несмотря на то, что у него нет еще реального опыта в телефонном разговоре.

На третьем этапе (конец второго — третий год жизни) для ребенка важно установить, что должен сказать каждый со своей позиции в актуальной социальной ситуации. Для ребенка на этом уровне развития важно, чтобы они обязательно вели себя соответственно той позиции, которую они занимают в социальной структуре. Ребенок уже точно выполняет свою роль. В диалоге он ведет не любую, а именно свою партию, но при этом имеет в виду всю ситуацию, где есть и другие позиции. Красивой иллюстрацией этого может служить пример из книги К И. Чуковского «От двух до пяти»: — «Ой, дедуля, киска чихнула!» — «Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье!» — «А кто же скажет спасибо?». Поскольку киска не может ответить, сам ребенок в этой ситуации не говорит свою реплику.

К концу раннего возраста речь ребенка с формальной стороны строится достаточно правильно. Он строит свои высказывания в соответствии со своей позицией в ситуации и с учетом позиции другого человека, он начинает правильно использовать слова «я», «ты», «мой», ‘твой» и тд., то есть такие слова, употребление которых зависит от позиции говорящего.

На этих примерах можно проследить, как внутри социальной ситуации выделяются позиции, как ребенок овладевает своей позицией и может строить высказывания в соответствии с ней. Таким образом, мы проследили, как первоначально нерасчлененная ситуация развития ребенка постепенно дифференцируется, в ней выделяются разные позиции. Как заметила М. Кечки, дифференцировка мира происходит не только в пространстве, но и во времени. Ею подобраны яркие примеры, иллюстрирующие это.

Анализ жизненных ситуаций ребенка и относящихся к ним высказываний детей показывает, что высказывания, отражающие временные отношения, формируются у ребенка задолго до того, как у него появляется понятие о времени. В. Штерн считал, что примерно в полтора года ребенок делает первое лингвистическое открытие: «Каждый предмет имеет свое название». Такое заключение в настоящее время представляется наивным, ведь ребенок еще не может в этом возрасте совершить интеллектуальное открытие такого масштаба. Но к этому времени в социальной ситуации развития ребенка уже сложилась структура диалога: «вопрос — ответ». Можно часто наблюдать, что сначала ребенок в разных ситуациях отвечает на вопросы теми же словами, но без вопросительной интонации. Дальнейшая дифференциация структуры диалога состоит в том, что на определенный круг вопросов следует определенный круг ответов.

В возрасте около двух лет ребенок улавливает, что если есть вопрос «когда?», то нужно ответить словами из категории времени. Эти слова ребенок сначала использует недифференцированно. Слово «вечером» для ребенка может быть знаком любой ситуации, где говорится о времени. «Когда ты была у бабушки?» — спрашивают ребенка, и он отвечает: «Вечером, но я не хотела там спать, но хотела играть и обедать». Постепенно эта смутная категория времени дифференцируется. Мир разделяется на категории «сейчас» и «не сейчас». Ребенок начинает различать настоящее и ненастоящее: «сегодня» — все настоящее, «завтра» — все ненастоящее. «Мама сегодня купается» (то есть сейчас). «Завтра поем» (то есть потом). «Завтра утром мы были в саду». В этих примерах (из статьи И. М. Геодакян) прошлое и будущее обозначаются еще не дифференцированным по своему значению словом «завтра».

Когда слово-маркер начинает терять свое недифференцированное значение, ребенок использует два слова и ставит их рядом в одном предложении для обозначения ненастоящего времени: «завтра-вчера». К концу второго года ребенок начинает задавать вопросы: «Сегодня завтра?», «Сейчас завтра?». К трем годам ребенок может уже четко выразить временную иерархию.

Наряду с пространственной и временной дифференциацией окружающего мира, на протяжении раннего возраста развивается дифференциация таких категорий окружающего мира, как количество, мера, цвет, форма и др. Рассмотрим это на примере категории количества. Сын И. М. Геодакян на вопрос «Сколько у тебя зубов?» отвечал: «Восемь с половиной». Когда он идет за игрушками, приговаривает: «Сейчас приду, сию минуту приду, в восемь с половиной приду». Н. А Менчинская, наблюдая за развитием своего сына, отметила: «Начал сам прибегать к перечню числительных в тех случаях, когда имеет дело с количеством. Показывает пальцем на конфеты, лежащие в коробке, произнося «4,7», всходит по ступенькам и говорит: «4, 7″ и т.п. Числительные, конечно, произносятся в беспорядке, и точного соответствия между числительным и предметом нет». С помощью числительных дети обозначают ситуацию, где надо или можно считать. Вот пример из наблюдений И. М. Геодакян. Ребенок (1 год 2 мес.) задает вопрос: «Мама, который час?» и сам же отвечает на него: «Десять копеек». Тот же мальчик в возрасте 2 года 4 мес. кладет на весы свечку и говорит: «Посмотрю — эта свечка, что за килограмм».

На этих примерах видно, что развитие категориального знака, как подчеркивает М. Кечки, идет от недифференцированного его использования ко все более и более дифференцированному применению в разговоре. Обычно думают (например, Ж. Пиаже), что категоризация пространственных, временных и других отношений есть чисто когнитивный процесс, но это не так. Только бытие в социальной ситуации, в структуре отношений «ребенок — взрослый» помогает ребенку в разграничении, дифференциации и осознании пространства и времени.

Сначала ребенок представляет себе течение времени нечетко, как, например, у К. И. Чуковского: «Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных. — А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькой?» Для ребенка ясно, что бабушка и дедушка живут вместе, но он еще не понимает, что, когда бабушка была маленькой, дедушка тоже был маленький.

Поэт Валентин Берестов сообщил К И. Чуковскому о своей двухлетней дочке Марине: «Видит безногую куклу и говорит, торжествуя: «А у Марины ножка не сломалась!» Ночью у дяди заболели зубы. Он заплакал. Марина проснулась тотчас же: — «А Марина не плачет!» Узнав причину его слез, заявляет: — «А у Марины не болят!». К. И. Чуковский думал, что в этих ситуациях проявляется склонность ребенка к самохвальству, возвеличиванию своего «я», своей личности за счет всякого другого лица или даже предмета. Однако, как показывает работа М. Кечки, в этих примерах проявляется процесс отграничения, отгораживания своего «я» от «другого» и даже от предметов путем противопоставления. Ребенок в громкой речи выражает разницу (или тождество) между собой и другими лицами, которые вместе с ним присутствуют в актуальной социальной ситуации. В результате этого процесса ребенок становится способным не только воспринимать себя как «дискретное» самостоятельное существо, но и обозначить себя местоимением «Я».

Таким образом, словесное обозначение (точнее — знаковое обозначение) тождества или различия в позициях, которое возникает в ситуации сообщения другому, во время разговора, позволяет ребенку относиться к ситуации не диффузно, а дифференцирование, более точно определить свое место в ней, говорить и действовать со своей позиции, называть себя не по имени, а местоимением «Я». Как показывают эти примеры, к концу раннего возраста речь ребенка приобретает характер функции, регулирующей распад старой социальной ситуации развития. Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое «Я», ребенок сам ищет поводы, где он может противопоставить себя взрослому человеку. Во всех этих ситуациях ребенок сам формирует у себя свое «Я». Приведем лишь один из бесчисленных возможных примеров: Митя (2 года 7 мес.) подходит к плите и говорит сам себе: «Митя, плиту трогать нельзя!» и вслед за этим: «А я буду! А я буду!».

Что скрыто за феноменом «Я сам»? Д. Б. Эльконин предполагает, что у ребенка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания. В младенчестве ребенок ведет себя так, как будто он хочет того, чего хочет взрослый. В раннем возрасте ребенок уже гораздо чаще хочет сам, но, по словам Руссо, в этом возрасте хотеть он должен то, что хочет взрослый К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и аффект (проявления кризиса) тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан. В раннем возрасте у ребенка есть только единичные аффекты, поэтому детей в этом возрасте легко воспитывать — достаточно лишь переключить его внимание. Наступает момент, когда можно отложить исполнение желания, пообещав ребенку что-то в ближайшем будущем. Одновременно с этим у ребенка есть тенденция к немедленному осуществлению этих желаний. Как же быть? Важно понять, каково действительное содержание этих желаний. Д. Б. Эльконин предполагал, что обобщенные желания заключаются в стремлении ребенка действовать самому и как взрослые люди. Возникновение этих тенденций меняет формулу возраста: ребенок-преддошкольник делает то, что он хочет, но очень часто он хочет того, что хочет взрослый; и более старший ребенок-дошкольник делает тоже то, что он хочет, но действовать ему часто приходится через обобщенные желания.

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого — ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д. Б. Эльконин.

Дюнчик
Студент
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Прочитала, во многом все как у нас сейчас. И выделения своего Я и словами и действиями и решениями. А последние дни так вообще говорит, что он меня не любит Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетКак та резко у нас начался кризис. Наверно сильно повлияло, что он молчал-молчал, а потом просто резко заговорил к двум с половиной.

Я поняла, что надо сейчас его принимать такой как он есть. Еще принимать его как взрослого и общаться на равных, давать выбор. А еще хорошо помогает, когда я говорю давай вместе (не ты сам или я сама, а вместе).
Я немного сменила тактику общения с сыном и стало легче. Воспитатель в саду посоветовала, если не слушается, то ставить ограничения. Например, не хочет одеваться убегает, я говорю, что я его тоже сегодня слушаться тогда не буду и мультики не включу. А он мне на это отвечает, «А если я буду тебя слушаться, то и ты меня будешь», я отвечаю да и он идет одеваться. Конечно это не всегда срабатывает, но я заставляю его задуматься над своими поступками и последствиями.

АнечЬка
Семейный консультант
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21614
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Цитата:
А последние дни так вообще говорит, что он меня не любит

Какие чувства у Вас вызывают его слова? Делитесь при этом с ребенком своей грустью и говорите о своей любви к нему: как жаль, а я так тебя люблю!

Дюнчик
Студент
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Мне больно это слышать, я сильно расстраиваюсь до слез. Мне грустно, особенно когда он говорит, я люблю папу, а маму нет. Я говорила ему, что меня обижают его слова, мне больно, он никак не реагирует. Вот как-то пробовала заплакать после этих слов, вижу он сконфузился и не знает как ему быть, потом подбежал обнял и говорит,что любит. Как будто играет на моих чувствах. Но все равно потом повторяет, что любит папу. Папа конечно при этом ему говорит, что он в свою очередь сильно любит маму и маме его слова обидны, а сын все равно повторяет что любит папу и все. Еще он ставит меня на последнее место. Например, рассматриваем цвета, он берет себе самые любимые, потом говорит, а эти папе (по своему предпочтению, которым уделяет второе место), а эти маме (те которые он не любит). Пытаюсь поменяться с папой, он кричит, что это его, а те твои и все.

Цитата:

Цитата:
Например, не хочет одеваться убегает, я говорю, что я его тоже сегодня слушаться тогда не буду и мультики не включу. А он мне на это отвечает, «А если я буду тебя слушаться, то и ты меня будешь», я отвечаю да и он идет одеваться.

Сейчас это звучит с оттенком мести

Тут не поняла вас. Мне так не следует говорить?

Говорили как-то так, когда он в саду слушал воспитателя и все выполнял. Я весь день его хвалила, папе рассказывала, что Матвей сегодня молодец, послушный и все выполняет. Матвею конечно это нравится, но к сожалению хватает это на день, а когда он весь день не слушается, мне и рассказать папе нечего.

АнечЬка
Семейный консультант
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21614
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Вот эти слова, которые я цитировала постом выше

Цитата:
«А если я буду тебя слушаться, то и ты меня будешь»,

Очень похожи на обиду в ответ. Ребенок сделал Вам больно, Вы ему больно в ответ, он снова. и так до бесконечности, пока кто-то (ребенок сделать этого не может) не остановится и не перестанет обижать.

Цитата:
Я весь день его хвалила, папе рассказывала, что Матвей сегодня молодец, послушный и все выполняет. Матвею конечно это нравится

Вот здесь все верно. Вы и сами в этом случае ощущаете результат от своих действий.

Если нет чего-то глобального за целый день, расскажите о чем-то локальном, мелком. Ребенку все равно будет приятно, к тому же так Вы будете формировать у него «банк позитивных реакций». Благодаря таким Вашим ежевечерним высказываниям, ребенок будет совершенно точно знать, как ему лучше (чтобы мама была довольно) себя вести в той или иной ситуации.

wlada78
Академик
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 02.02.09
Сообщения: 10015
В дневниках: 2
Откуда: Новосибирск, Авиастроителей

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

АнечЬка
Семейный консультант
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21614
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Цитата:
и у ребёнка гиперактивностью

Это неврологический диагноз? Какой прогноз дает врач, наблюдающий ребенка?

Как меняетс яповедение ребенка на фоне курсов лечения, которые он проходит? Какие из входящих в эти курсы форм, на Ваш взгляд, дает наиболее наглядный эффект?

Благодаря чему Вам в целом удается справляться с таким ребенком дома? У кого из членов семьи это получается лучше всех?

wlada78
Академик
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 02.02.09
Сообщения: 10015
В дневниках: 2
Откуда: Новосибирск, Авиастроителей

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

АнечЬка
Семейный консультант
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21614
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

В книге описан особый подход к особым детям.

ЮЮЮленька
Детский сад
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 08.02.13
Сообщения: 109
Откуда: бердск

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 02.02.09
Сообщения: 10015
В дневниках: 2
Откуда: Новосибирск, Авиастроителей

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

АнечЬка
Семейный консультант
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21614
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

wlada78
Эта книга адресована родителям, чьим детям тяжело управлять своим эмоциональным состоянием. Про агрессию в аннотации говорится потому, что она (агрессия) довольно часто сопровождает эти самые сложности в эмоциональном регулировании.

ЮЮЮленька
Вы присоединяетесь к работе?

Мадам Газель
Профессор
Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 09.05.11
Сообщения: 4601
Откуда: Новосибирск, МЖК

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21614
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Ребенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочетРебенок показывает что хочет. Смотреть фото Ребенок показывает что хочет. Смотреть картинку Ребенок показывает что хочет. Картинка про Ребенок показывает что хочет. Фото Ребенок показывает что хочет

Цитата:
Беспокоит меня следующее. В последнее время сын сильно сблизился с папой.

Это довольно необычная постановка вопроса.

Как к происходящему относится папа? Как комментирует? Для него это спонтанное стечение обстоятельств? Или папа сознательно борется с Вами за внимание сына, на Ваш взгляд?

В Вашей ситуации необходим конструктивный диалог с папой, он поможет разрешить сложившееся противоречие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *