Рефлексия что это на уроке

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и «чертовщина»

Н — не абсолютное зло

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Уроки рефлексии в рамках ФГОС. Примерный план урока и способы его проведения

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это «разговор с самим собой».

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить «трудные места», сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Как правильно определить цели урока-рефлексии

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

Цели для урока-рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Примерный план проведения урока-рефлексии

Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик «включился» в работу. И не просто потому, что ему «надо», а потому что он «хочет»!

Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: «А знаете ли вы, что…!»

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:

Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не «криминал», а повод задуматься.

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

V. Реализация построенного проекта

Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)

Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).

Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, «светофор», рефлексивная мишень, графики и пр.

Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Рефлексия как важнейший этап современного урока

Разделы: Математика

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед».

Евгений Доманский

Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни и к учёбе, в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то он активно ищет ответына вопросы, которые сам себе задаёт.

Поскольку основным видом математической деятельности школьников является решение задач, то именно задачный подход мы рассматриваем в качестве основного средства формирования соответствующей мотивации.

Преимущество данного метода перед традиционным заучиванием, состоит в том, что он развивает логическое мышление учащегося, побуждает его к активному поиску правильных решений, самостоятельного поиска новых знаний, способствует развитию волевой и мотивационной сфер учебной деятельности. Задачный подход существенно обогащает рефлексивный компонент математической деятельности: осознание учеником, собственной деятельности, критическая самооценка, укрепление уверенности в себе и в своих возможностях («я могу!»), формирование настойчивости в движении к поставленной цели, аккуратность и сосредоточенность.
Человек считается уникальным биологическим видом на планете, единственным, обладающим высоким типом мышления. Но насколько бы развитыми существами ни были люди, важно помнить, что мышление и поведение у нас подчиняется тем же общим правилам, что и у животных. Важным свойством, которым обладают все многоклеточные организмы, является наличие рефлексов. По определению – это некие стереотипные проявления, возникающие в виде реакции на внешнее воздействие и проходящие с участием нервной системы.
Условные рефлексы приобретаются с опытом в течение жизни. Они основаны на базе врожденных реакций, но носят индивидуальный характер. На возникновение выработанного рефлекса у конкретного человека решающее значение оказывают окружающие условия. В основе возникновения такого рефлекса лежит соотнесение биологических реакций организма с внешними раздражителями. Так, животное может ассоциировать принятие пищи с загорающимся светом, если подобная схема повторяется многократно. Впоследствии его реакция на загоревшуюся лампочку будет аналогична реакции, возникающей при виде еды. Рефлексия, созвучная со словом «рефлекс», на самом деле имеет с ним мало общего. Рефлексия – это скорее психологический термин. Происхождение слова связано с латинским языком, в переводе оно означает «обращение назад». По упрощенному определению современной психологии рефлексия – это самоанализ, вдумчивое переосмысление полученной информации и своего состояния.

Для того чтобы ученик мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».

Данный термин широко используется в педагогике, так как позволяет повысить эффективность обучения за счет лучшего усвоения знаний. Замечено, что информация гораздо глубже отпечатается в сознании ребенка, если дать ему время обдумать учебный материал, а не просто прочитать и принять к сведению. В настоящее время – это незаменимый психологический прием, применяемый вместе с подачей учебного материала.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Деятельность учащихся состоит в том, что они соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. В зависимости от целей она может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

К примеру, эмоциональная рефлексия помогает создать нужное настроение у детей и настроить их на рабочую атмосферу. Поэтому проводить ее лучше перед самым началом учебного процесса. В качестве инструментов здесь используются карточки, музыка, картинки или видеоизображения – все то, что затрагивает сферу чувств. Кроме того, эмоциональная рефлексия – это один из лучших способов установить с классом эмоциональный контакт. Рефлексия в конце урока служит для закрепления полученного материала. Как правило, преподаватель предлагает детям проанализировать проведенное время, свою активность и пользу от знаний, после чего просит дать общую оценку подошедшему к концу занятию. Важно, чтобы дети в положительной форме обозначили ценные для них моменты: чему они научились, что их удивило или воодушевило, какое открытие стало самым интересным, что получилось сделать.

Классифицировать рефлексию можно:

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

По цели выделяются следующие классификации рефлексии:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Возможные приёмы и методы рефлексии:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

Рефлексия содержания учебного материала

Перечислять приёмы рефлексии можно бесконечно, но главное заключается в том что рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Систематическое использование рефлексии на занятиях учителем помогает контролировать класс так, что уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, а также систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Источник

Копилка приёмов рефлексии (более 70 приемов)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Яркульская средняя общеобразовательная школа

Копилка приёмов рефлексии

(более 70 приемов проведения рефлексии)

Таскаева Татьяна Васильевна,

учитель немецкого языка,

первой квалификационной категории

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Показ большого пальца вверх или вниз

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

«Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Красный – совсем непонятно; жёлтый – надо повторить ещё раз; зелёный – всё легко и просто.

«Радостный снеговик» – всё хорошо, «грустный снеговик» – грустно.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами).

Здравствуй ( всей ладонью ),

удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

Прием «Эмоционально-музыкальная концовка».

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения) Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

«Поляна» . На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Стихи для эмоционального настроя.

— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листики красного цвета, если нет, зелёного.

Игра: «Каким я себя ощущаю», «Какие эмоции ты испытываешь?».

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

«Ракета, самолёт и машина»

Картинки я использую в течении всего урока: ракета – я уверен в себе и готов к путешествию.

самолёт – я хочу отправиться в путешествие, но не уверен в себе.

машина – мне тревожно, я не хочу.

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Вагончики . Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Можно предложить школьникам как вариант небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

Приём «Знаки» можно использовать в 1 классе на уроках обучения грамоте, математики. Подчеркнуть самую красивую букву, слово, цифру.

«Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на урокеРефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на урокеРефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

1) Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

2) Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

-Сегодня меня порадовало…

-Сегодня меня огорчило…

3) На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

-Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

-Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Детям предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на урокеРефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

«SMS» Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Игра «Вершина успеха». Дети указывают, какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Дети указывают, какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.

«Самоанализ работы». Важное значение в учебной деятельности имеет умение анализировать свою работу, находить ошибки и выявлять причину их возникновения, находить пути их исправления.

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. Можно использовать мимику и жесты.

« Калейдоскоп успешных дел». Каждое утро учащиеся, заходя в класс, начинают с того, что ставят перед собой цель, что бы они хотели сделать сегодня на отлично, в чем хотели бы добиться успеха и записывают свои цели на стенд «Сегодня я хочу сделать отлично..» А потом в конце дня записывают свой результат в «Калейдоскоп успешных дел».

Рефлексия «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

«Чемодан, мясорубка, корзина», который я применяю в 3—4 классах. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой.

Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.

Корзина – выброшу, это мне не нужно.

«Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу:

— первая строка – название темы (одно существительное);

— вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

— третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

— четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

— последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

«Плюс – минус – интересно». Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.

В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Метод пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

o было интересно узнать, что…

o мне захотелось… и т.д.

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

«Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку»

— комар носа не подточит

— держать ухо востро

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«А напоследок я скажу»

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

Что не оправдалось и почему?

Мои и наши перспективы?

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. А.де Сент-Экзюпери

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

«Выберите 1 фразу для соседа по парте»:

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

«Запустите корабль в море Знаний». Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на урокеМОРЕ ЗНАНИЙ

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Рефлексия что это на уроке. Смотреть фото Рефлексия что это на уроке. Смотреть картинку Рефлексия что это на уроке. Картинка про Рефлексия что это на уроке. Фото Рефлексия что это на уроке

Приём «Оценка своих ответов»

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

На доске прикреплены «ключевые слова» урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.

«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.

«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.

Кластер (гроздь ) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

«Запрет»
Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.

«Текст с пропусками »

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не «криминал», а повод задуматься

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *