Регион учебного заведения что это
Что могут дать университеты регионам
В России среди региональных властей бытует стереотипное отношение к университетам. Для многих губернаторов они остаются «кузницей кадров» или – при более равнодушном взгляде – стандартными социальными объектами. Но в первую очередь университет – это научно-технологический центр и точка притяжения разнообразных талантов. Таланты же для дальновидного губернатора являются ключевым ресурсом развития региона.
Есть два типа развития отношений университетов и региональной власти. Первый – системный. В некоторых регионах исторически сложились интеллектуальные центры. Это Новосибирск, Томск, Екатеринбург и др., в которых представлены сильные университеты, способные вступать в равную коммуникацию с властями. Они инициируют совместные исследовательские программы и проекты, осуществляют интеллектуальную поддержку администрации в вопросах разработки стратегии и являются главными магнитами в регионе для привлечения талантов.
Второй тип отношений – ситуативный, в российской действительности более распространенный. Обычно он реализуется в виде проведения мероприятий и исполнения поручений. Чаще всего такое взаимодействие с учебными центрами носит формальный характер, без долгосрочных обязательств и системных результатов, и практически не влияет на развитие как университета, так и региона.
При хороших отношениях с ректором губернатор может чуть чаще бывать в университете, торжественно открыть какую-то лабораторию, войти в попечительский совет, даже дать указание содействовать в трудоустройстве выпускников и выделить бюджет на развитие территории рядом с кампусом. Если же взаимопонимание двух руководителей не налажено, то их контакты могут ограничиваться исключительно отчетными и парадными процедурами два раза в год – к началу учебного года и к его окончанию.
Мировая практика доказывает, что присутствие в регионе высокотехнологичных интеллектуальных центров непосредственно влияет на качество жизни на этой территории. Согласно выводам британского исследования 2019 г., прирост числа исследовательских университетов на 10% (на душу населения) равняется приросту ВРП на 0,4%. Здесь важно учесть не столько формальное количество университетов в штуках, сколько количество студентов, преподавателей и объемы проводимых исследований.
Что университет приносит региону?
Во-первых, кампус в странах с развитой экономикой – это хорошо зарабатывающая структура. Доход от сервисов, продажи товаров и услуг на территории, плата за проживание – все это оказывает чистый финансовый эффект на экономику региона.
Во-вторых, университет – это новые высококвалифицированные рабочие кадры. Но если власти хотят, чтобы высокотехнологичные кадры оставались дома, уровень развитости индустриальных партнеров должен быть равен уровню подготовленности выпускников.
Посчитать выгоду для региона можно и от студенческого предпринимательства, когда еще во время обучения молодые люди создают свой бизнес, запускают стартапы, тем самым развивая инновационный пояс вокруг университета.
Непрямой финансовый эффект посчитать сложнее, но он очень сильно отражается на качестве жизни. В образовательной практике активно используются элементы волонтерства: студенты участвуют в социальных проектах, помогая пенсионерам, курируя дома инвалидов. Многие университеты используют подход service learning – когда в учебный процесс закладываются задачи в интересах территории присутствия. Например, студенты-экологи проводят свои исследования, передают информацию в экологический департамент, а потом обсуждают, какие меры нужно принимать региону для улучшения окружающей среды.
Привлечение наставников от региональных представителей, заинтересованных в результате студенческих работ, также способствует налаживанию партнерства. Почувствовав свою востребованность, выпускники с большей вероятностью останутся в своем регионе.
Не стоит забывать и о важности культурного развития и взаимодействия с локальным сообществом, когда университеты открывают курсы, библиотеки, делают публичные мероприятия образовательного характера для горожан. Получается своего рода открытый кампус, который влияет на повышение уровня культуры, а значит – на повышение качества жизни в регионе.
Все перечисленное выше – базовый уровень партнерства университета и региона, то, что нельзя не делать приличному вузу в приличном регионе. Все эти форматы не окажут стратегического влияния на развитие региона. Но существуют еще две формы взаимодействия университета и региона, которые можно условно назвать «высшим уровнем партнерского взаимодействия».
Первая из этих форм – стратегическое использование исследований и разработок университета для развития региона. Для этого необходимо выдержать два условия. Уровень исследований и разработок университета должен быть не ниже мирового, иначе он автоматически проигрывает конкуренцию за качество результатов. Затем тематические направления должны обсуждаться с представителями региональной власти на старте. Так повестка университета и стратегия развития региона хотя бы частично синхронизируются, а программа совместных действия становится более прозрачной и предсказуемой.
Вторая – включенность университета в разработку стратегии развития региона, вплоть до переноса центра стратегирования из региональной администрации в университет. На этот шаг губернатор может решиться только при условии абсолютного доверия к образовательному центру. Университет должен продемонстрировать не только высокое качество работ, но и способность организовать гибкую и оперативную штабную работу при первом лице региона.
С формальной точки зрения одна из трудностей налаживания сильного партнерства заключается в том, что у губернаторов недостаточно инструментов прямой поддержки вузов, поскольку последние в большинстве своем находятся в федеральном подчинении. Тем не менее ситуация в этом отношении стремительно меняется. Уже сейчас регион может оказать финансовую и содержательную поддержку, в случае если университет хочет принять участие в конкурсе на право участия в программе «Приоритет-2030». По условиям программы региональные университеты, которые пока не соответствуют входным критериям, могут заручиться поддержкой региональной власти.
Помощь идет и со стороны законодательства. В начале лета правительство внесло в Госдуму законопроект, дающий возможность региональным властям принимать участие в развитии инфраструктуры вузов и научных организаций. Согласно этому закону, регионы получат право не только вкладываться в хозяйственные объекты, но и напрямую финансировать программы развития университетов, участвовать в формировании их учебной, производственной и социальной инфраструктуры, поддерживать научные исследования и экспериментальные разработки, что является огромным шагом в развитии сотрудничества.
Кроме того, не стоит забывать о возможности вузов переходить в автономную форму учреждения, что позволит им усилить сопричастность региональной власти развитию и формулированию стратегии. Присутствие губернатора в наблюдательном совете крайне важно, хотя сегодня полномочия наблюдательных советов пока ограниченны и в большей степени касаются финансово-хозяйственной деятельности. Но при правильной организации коммуникации члены набсовета могут быть включены в обсуждение программы развития университета.
Для партнерских отношений важна не столько благоприятная среда, сколько готовность и надежность партнеров. А это значит, что каждая сторона – и университет, и региональная власть – должны подтверждать свою компетентность не словами и бумагами, а реальными делами с результатами высокого уровня.
Региональные вузы в пространственном развитии России
Также в рубрике «Статьи»:
Владимир Стромов, ректор Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Жизнь российских региональных вузов является частью отношений Центр – регионы и в полной мере отражают общее положение в современной российской системе управления. С одной стороны, вузы встроены в вертикаль Минобрнауки, с другой – являются плотью и кровью своего региона. В наше динамичное время – время существенных возможностей для тех, кто стремится к развитию, очень важно эти возможности уловить, усвоить и реализовать. Программы развития высшего образования в России артикулируются сейчас на разных уровнях власти. Сложился дискурс, содержащий точные и самые актуальные оценки будущего университетской системы страны. Мне, ректору регионального вуза, исключительно важно знать этот дискурс, понимать, что предлагают университетскому сообществу наши ключевые работодатели – президент, министр и губернатор. Итак, каково основное содержание этого дискурса?
Регионализация системы высшего образования
«Нужно развивать… вузы на местах – прямо там, где люди живут, учатся. И там же они должны найти место работы. Нужна бо́льшая связь… с рынком труда, с работодателями… Нужно прекратить безразмерно раздувать вузы в… Москве, Петербурге».
Буквально через две недели – 6 февраля 2020 года – на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию в Кремле президент говорил о сохраняющейся сверхконцентрации образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге как о главной проблеме развития региональных вузов:
«В своё время, ещё в XIX и XX веках, …подобная концентрация была объективной и, может быть, оправданной. Но затем приобрела явно гипертрофированные формы, в том числе из-за общих социально-экономических диспропорций в стране на рубеже XXI века. Сейчас это серьёзный вызов для сбалансированного развития всего пространства России…».
И далее Владимир Владимирович конкретизировал:
«Выбор многих выпускников школ в регионах хорошо понимаю. Они уезжают в столицы, где и образование лучше, и жизнь интереснее… И зачастую уже не возвращаются молодые люди туда, где родились, выросли. Регионы теряют самое ценное при этом – таланты, кадры, молодёжь».
Нужно понимать, что такая стратегия президента не только возлагает на регионы ответственность за развитие вузов, но и требует от самих вузов включаться в развитие регионов. И, возможно, вторая позиция даже более важна. Президент предельно ясно задал нам – я говорю об университетах – вопрос: «Для чего вообще нужны региональные вузы, если не для обеспечения прогресса в регионе?»
На заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию 6 февраля 2020 года в Кремле ключевой тезис президента развил глава администрации Тамбовской области А.В. Никитин, говоривший о важности образования для сохранения в регионах человеческого капитала и о необходимости вертикальной интеграции образования.
Выстраивая региональную образовательную структуру, необходимо иметь в виду, что её философский камень – ключевая цель – именно вертикальная интеграция. Это позволяет сформировать для молодого поколения эффективную и, можно сказать, прямую лестницу, которая вела бы выпускников школ, колледжей, вузов к выгодным и желаемым ими позициям в региональном обществе и экономике.
От наукометрии к реальному вкладу в развитие региона
Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков в интервью ТАСС 4 июня 2020 года заметил, что главная цель новой «Программы стратегического академического лидерства» – «значительно усилить вклад научных и образовательных организаций в развитие страны. Иными словами, KPI [система измеримых индикаторов] будет основан не столько на наукометрии, сколько на оценке реального вклада в экономический рост, рост благосостояния, создание более комфортной среды в наших регионах и городах».
И ещё одно наблюдение. По словам министра, сказанным в интервью РИА Новости 10 февраля 2020 года, общий вектор программы реформ будет направлен на более тесное взаимодействие вузов с регионами:
«Развитие университетов и вузов немыслимо, не рассматривается в отрыве от регионов. Университет должен ясно представлять себе региональную повестку, региональные программы развития и участвовать в развитии региональной экономики и социальной сферы».
Фактически, министр конкретизирует новый подход к определению миссии региональных вузов, обозначенной президентом. Практическая
польза для региона – осязаемый, понятный вклад в прогресс – вот ключевые критерии, на основании которых будут оцениваться университеты.
Мы, конечно, знаем, как важны в науке такие понятия как индекс Хирша, импакт-фактор и т.д. Никто не отметает значимости уже привычных наукометрических критериев. Но, полагаю, настало время сфокусироваться на непосредственных результатах университетской деятельности для того, чтобы определить, что мы хотим получить от университета. Ведь даже наукометрия – это косвенный способ измерить научные достижения. Как заметил министр, рейтинги и наукометрические показатели «…будут приниматься во внимание, но не в приоритетном порядке, скорее, как дополнительные критерии оценки». И далее:
«Каждый университет должен соотнести и ответить себе на вопросы: Какой вклад в развитие территорий, социальное, экономическое развитие региона он делает? Какой вклад в технологическое развитие отрасли он делает? Как он готовит кадры для сферы науки и высшего образования?»
На эти вопросы должны ответить и работники сферы высшего образования. Мы выпускаем людей, которые приносят в региональное общество знания, умения, энергию и ответственность. Мы создаём инновационные стартапы. Мы формируем инфраструктуру для социо-культурной динамики. Эти достижения сложнее оценить. Тем не менее, мне кажется, настало время начать переход от легко исчисляемых, но косвенных индикаторов полезности к сложным аналитическим инструментам, отражающим реальное положение дел. В конце концов, успехи в области искусственного интеллекта делают эту задачу не такой уж неподъёмной.
Концентрация воли, усилий и ресурсов
«Нам важно консолидировать ресурсный потенциал учебных заведений и научных институтов и там, где это обоснованно, ставить вопрос об их юридическом объединении. Вместе с тем ещё раз хочу подчеркнуть: речь идёт не о чисто механическом слиянии… Необходимы совместные кафедры и лаборатории, сетевое взаимодействие научных и образовательных команд, передовая инфраструктура, включая центры коллективного пользования, научные установки, базы данных».
Конечно, как не единожды говорили политики и военачальники, «Бог всегда на стороне больших батальонов». Конечно, современность – это эпоха больших университетов. И вопрос о концентрации ресурсов (и материальных, и человеческих, и интеллектуальных) для прорыва, для выхода на новый уровень ставится и будет решаться. Но, уверен, в информационном и одновременно очень сложном обществе форматы объединения усилий могут быть очень различны.
Идеи сетевых коллабораций, проектных команд, межрегиональных и даже международных консорциумов предоставляют нам большое пространство для манёвра. Это вовсе не несбыточная мечта для нас, поскольку для её реализации есть самое главное – люди, учёные и научные коллективы. В этом смысле, коллаборации вузов стоит рассматривать как точки входа в международное научно-образовательное пространство.
Эту же мысль нахожу и у В. Н. Фалькова в интервью ТАСС 4 июня 2020 года: «Новая программа [развития вузов]… будет основана на совершенно других принципах. Один из них – сотрудничество и интеграция университетов и научных организаций. В программе будет на порядок больше участников, чем в “5–100”». И там же:
«Будущее – не за конкуренцией между образовательными и научными организациями, а за кооперацией с созданием гибких управленческих структур формата консорциумов при сохранении «суверенитета» всех участников… За такими консорциумами будущее российского высшего образования и науки».
А.В. Никитин 6 февраля 2020 года в Кремле говорил о должной тактической гибкости:
«…Всё-таки подходить к этому [к объединению образовательных и научных организаций] нужно весьма осторожно, исходя из наличия предпосылок для такого объединения. Одним словом, такое объединение всегда должно быть с философской точки зрения осознанной необходимостью всех участников этих интеграционных процессов. И естественно, здесь административного нажима никого не может быть».
Коллаборации, конечно, должны происходить естественным образом. Самым правильным решением в Тамбовской области было бы создание коммуникационной площадка в виде внутрирегионального НОЦ. Это помогло бы нашим вузам эффективно участвовать в национальных проектах «Образование» и «Наука». Самостоятельно каждому из нас делать это непросто – только в коллаборации друг с другом и с ведущими научными центрами и университетами страны.
Цифровизация как основа развития университетов
Выступая на совещании по текущей ситуации в системе образования 21 мая 2020 года в Ново-Огарёво, президент сформулировал и своё представление, что должно стать основой трансформации российской системы высшего образования: «”Цифра”, телекоммуникации открывают колоссальные возможности. Вы это всё хорошо знаете. Но, конечно же, они не заменят живого общения учителя и ученика, творческой, командной, товарищеской среды школы, вуза, колледжа. Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию. Тем более что система образования не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность, передаёт ценности и традиции, на которых основано наше общество».
Образование – явление намного более широкое, чем предоставление образовательных услуг. Трагические события пандемии короновируса продемонстрировали, что дистанционные форматы могут быть очень нужны. Критически нужны. Но их необходимо создавать и совершенствовать не вместо, а в дополнение традиционным формам. Онлайн-образование способно быть очень актуальным, гибким, доступным, быстрым. Однако фундаментальные знания, основные интеллектуальные навыки развиваются в стенах вуза. Особенно это важно учитывать, если речь идёт о первом – я бы сказал, стартовом – высшем образовании человека.
Одновременно стоит говорить о цифровизации всех университетских процессов, всех сфер жизни университета. Университеты должны демонстрировать эталонные возможности цифровизации. Где, как не в университете, должны быть действующие модели цифровизации и масштабироваться дальше. На университетах лежит высокая миссия цифровизации всего регионального пространства – его системы управления, социальной политики.
Индивидуальные образовательные траектории
«Считаю также необходимым убрать явные избыточные требования и регламенты, сделать более гибкими и современными образовательные стандарты, перечни специальностей и направлений подготовки. Нужно разрешить вузам с учётом запросов студентов, потребностей регионов самостоятельно формировать профили обучения, в том числе в рамках так называемых коротких образовательных программ, чтобы студенты могли получать дополнительную квалификацию, например навыки предпринимательской деятельности».
Президент не раз подчёркивал, что государственную стратегию во всех сферах (особенно если речь идёт о воспроизводстве человеческого капитала) нужно гармонизировать со стремлением людей к самореализации, к жизненному успеху. Я думаю, эта и многие подобные цитаты из выступлений Владимира Путина чётко воплощают тренд на персонализацию – персонализацию образования, социальной поддержки, безопасности и, в конечном счёте, персонализацию политики.
Вместе с эпохой Модерна ушло в прошлое общество унифицированных народных масс. На смену ему идут нации индивидов и сообществ. Нужно уметь так организовать образовательный процесс, коммерческую деятельность, социальное взаимодействие и политику, чтобы предоставить человеку – каждому человеку – персональные условия для самовыражение и самореализации. И в этом случае общество, компания, государство смогут получить от человека абсолютный максимум того, на что он способен.
Возможно, это звучит фантастично. Но, поверьте, есть сферы, где это правило уже действует. Это, в частности, наука, инновации. Я вижу, что такие принципы работают.
В. Н. Фальков в интервью РИА Новости 10 февраля 2020 года говорил о возможности студентов «…участвовать в своём развитии через формирование образовательных программ. Это [означает, что] у каждого студента [должен быть] уникальный трек. Это вовлеченность, это совершенно другая заинтересованность работодателей, это возможность самоопределиться, скорректировать. Индивидуальные образовательные траектории – это возможность для мотивированных и талантливых студентов.
А.В. Никитин также считает необходимым дать больше свободы и возможностей студентам в плане выбора профилей по направлениям подготовки, и именно «…эти возможности как раз и могут помочь в плане междисциплинарности».
Сейчас – именно сейчас – у нас есть уникальная возможность открыть в системе высшего образования эпоху доверия. Необходимо расширить рамки ФГОСов. Ряду вузов такое право дано. Его, мне представляется, надо дать гораздо большему числу университетов. Доверие вузу – это и есть его репутация, а репутация вуза – это качество образования.
***
В заключение позволю себе обратить внимание на две ключевые идеи В.В. Путина: «Сильная региональная высшая школа – это педагогические, медицинские, инженерные кадры, прорывные решения и разработки, целое созвездие инновационных компаний и стартапов, команд, реализующих общественные, культурные инициативы, а передовая инфраструктура вузов – это настоящий мотор развития городской среды». С этим невозможно не согласиться. Именно в этом заложена глубокая миссия регионального высшего образования.
И вторая мысль президента: «Вся отечественная высшая школа должна отвечать гигантской скорости технологических и общественных перемен, быть с ними, что называется, на одной волне».
Итак, историческая закреплённость университетов в качестве стержня регионального образования и одновременно их чуткость к переменам и требованиям времени неминуемо ведут к их востребованности современностью.
Региональные образовательные системы: понятие и сущность
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.1. Региональные образовательные системы: понятие и сущность
Выяснение сущностно-содержательной эволюции понятия «образовательная система» требует прежде всего уточнения авторского понимания системы как таковой. Известно большое количество различных определений понятия «система», которые используют в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования.
Для этого необходимо обратиться к труду Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко [25], в котором осуществлен анализ понятия системы, представлена общая теория систем и сформулированы парадигмы образовательной системы. Кроме того, рассмотреть математические аспекты абстрактного анализа систем, обобщенные в труде О.С. Сёмкина [42] и математические основы общей теории систем[43]. Внимания заслуживают и взгляды С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов[34] на общую теорию систем как на скелет науки и как на новую научную дисциплину.
По научным результатам перечисленных ученых мы предположили, что в исследовании образовательных систем формулировки дефиниции этого термина требует учета подхода с позиций определение элементов системы и их группировка в подсистемы по функциям общей цели. Тогда можно опираться на два определения понятие «система», которые можно встретить в научной литературе, и соотносить их с образовательными системами.
От общего определения системы попробуем проследить переход к определению понятия «образовательная система» в отечественной и зарубежной науке. Кроме того, данное определение имеет еще несколько значений, в зависимости от объекта образования:
1. В рамках географического аспекта А.В. Тебекин, образовательная система представлена как «единая планетарная система, имеющая следующие взаимосвязанные элементы: континентальные, национальные и региональные подсистемы образования» [45, С. 34].
2. В рамках территориально-пространственного аспекта А.В. Скоробогатов «система, включающая в себя несколько уровней: общегосударственный, региональный и муниципальный» [43; С. 89].
3. В рамках функционального аспекта А.Ю. Огородниковой «непрерывная система образования, которая включает в себя последовательные этапы: дошкольное, школьное, профессионально-техническое, высшее» [37; С. 27].
4. В рамках содержательного аспекта С.А. Мелькова, представляет собой один из синонимов понятия «педагогической системы» [34; С. 167].
Необходимо отметить, что довольно часто отождествляют такие понятия как «система образования» и «образовательная система». Однако их следует различать. Так, в стране может быть только одна система образования – макросистема, в то время как образовательных систем может быть большое множество вариантов. Каждая из образовательных систем, в рамках общегосударственной системы образования, имеет собственную оригинальную основу и характерные отличительные черты [51]. Все это необходимо не только для того, чтобы отличать системы друг от друга, но в первую очередь для того, чтобы данные системы развивались и способствовали совершенствованию общей системы образования страны.
По мнению Г.Е. Ельниковой, образовательная система понимается как «сложная и достаточно разветвленная система, включающая в себя ряд подсистем, каждая из которых представлена образовательными учреждениями конкретной ступени образовании (ДОУ, школа, проф. Училища, ВУЗы и т.д.). При этом каждая из подсистем направлена на получение человеком знаний, умений и навыков, в рамках конкретной образовательной ступени (дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и т.д.)» [23; С. 10-12]. В рамках данного рассуждения, становится возможным дать точное определение понятию «региональные образовательные системы».
В соответствии с утверждением М.А. Гончаров «региональная образовательная система – это совокупность всех образовательных учреждений конкретного региона, которые совместно реализуют образовательные стандарты и программы разной направленности и разного уровня, а также органы управления системой образования» [17; С. 121].
Таким образом, автор вводит в понимание «региональной образовательной системы» не только учебные заведения разного уровня, но и указывает на необходимость введения комплексного управления данной системой.
Суть развития образовательных систем и отражение этого процесса в образовательных учреждениях и органов управления образованием, рассматриваются организационные, экономические, социальные и другие объекты. Иными словами, региональная сеть образовательных учреждений характеризует состав, структуру, но не функции региональной образовательной системы [30; С.100].
По утверждению Д.Ф. Аяцков «региональная образовательная система – это одна из подсистем образовательной системы высшего уровня, которая принадлежит государству и включает в себя все образовательные учреждения, всех ступеней и этапов обучения» [10; С. 14].
Анализ исторического развития государства позволяет выявить наиболее характерные черты по становлению и развитию национальной образовательной системы, ее уникальности. Каждая региональная образовательная система имеет собственные характерные черты, которые обусловлены национальными и этническими особенностями проживающего на территории региона народа.
Таким образом, можно сказать, что каждая региональная образовательная система имеет свою уникальность, обусловленную спецификой истории и культуры народа.
Региональные образовательные системы опираются на ряд методических принципов, направленных на повышение качества образования в регионе и отображающие его ключевые подходы:
1. Наличие новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются всеми учащимися.
Цель: гарантия обеспечения общего доступа для всех граждан к непрерывному образованию, с целью получения новых знаний, совершенствованию и расширению имеющихся.
2. Повышение инвестиций в человеческий капитал.
Цель: повышение уровня образованности граждан, как важнейшего достояния каждого государства, обеспечивающего его развитие.
3. Внедрение инновационных и авторских методик в систему обучения и преподавания.
Цель: разработка, внедрение, апробация и адаптация новых технологий и методик непрерывного обучения.
4. Совершенствование системы оценивания полученного образования.
Цель: изменение в сознании людей понимания и значимости учебной деятельности, её результативности, а особенности в области информального и неформального образования.
5. Становление и развитие системы консультирования и наставничества. Цель: предоставление каждому человеку свободного доступа к образовательным ресурсам на протяжении всей его жизнедеятельности.
6. Обеспечение территориальной доступности образования.
Цель: приблизить территориально образовательные учреждения к месту проживания учащихся/студентов, посредством современных ИКТ [19; С. 115-117].
Необходимо отметить, что в становлении информационного общества именно образование играет большую роль, поэтому оно должно трансформироваться под натиском информационных технологий. Оно должно в будущем стать одной из основ информационного общества, которое должно закладывать обучающимся навыки работы с информационными технологиями.
Развитие региональных образовательных систем находится в прямой зависимости от экономического развития каждого конкретного региона, количества государственных и частных инвестиций в образование, инвестиционных процессов. Необходимо также отметить, что инновационные процессы затрагивают не только сам процесс обучения, но и сферу управления образовательной системой, в частности образовательными учреждениями.
Внедрение инноваций в управление образовательными системами требует всестороннего подхода к данному процессу, организации не только их разработки и введения, но и последующей оценки полученных результатов, учет и корректировка недочетов и ошибок[20; С. 329].
В настоящее время в регионах страны осуществляется внедрение долгосрочных программ по развитию региональных образовательных систем и государственному управлению ими. Это требует от государства качественной подготовки специалистов в различных областях (экономика, педагогика, менеджмент и т.д.). Хорошо подготовленные кадры способны осуществить качественное управление региональными образовательными системами.
Различают два основных уровня предоставления образовательных услуг:
1. Организационный уровень – является приоритетным и предоставляет все виды образовательных услуг от дошкольного до высшего образования, а также разнообразные формы обучения (очная, заочная, дистанционная и т.д.).
2. Индивидуальный уровень – решает частные проблемы в образовании, предоставляет образовательные услуги в индивидуальном (частном) порядке. Данный уровень способствует повышению общего уровня образованности населения и удовлетворению людьми своих потребностей в знаниях[22; С. 329-332].
Необходимо также отметить и тот, что понимание развития образовательной системы требует уточнения не просто её регионального расположения (нахождения), но и учет развитости инфраструктуры, экономики и социального уровня жизни людей в регионе.
Так, по мнению П.Р. Кульбитовой, «образовательные учреждения, которые реализуют образовательный процесс в соответствии с учетом региональных и этнических особенностей, способны предоставить экономике региона именно те кадры, в которых он наиболее всего нуждается, тем самым удовлетворить региональные потребности в высококвалифицированных кадрах и способствовать общему росту экономики региона»[26; С. 28]. Особенно актуально это в свете того, что только 34% выпускников работают по специальности.
В своих исследованиях П.Р. Кульбитова постаралась разрешить проблему регионального распределения образовательных систем, сделать их максимально привлекательными для населения. В рамках проведенных ею исследований, были выделены три ведущих критерия:
1. Критерий востребованности образования – включает в себя желание людей получать образование, платежеспособность население (государственные и частные учебные заведения), зональные особенности. То есть данный критерий учитывает желание людей получать образование и возможность (готовность) платить за это деньги.
2. Критерий концентрированности учебных заведений – состоит из соответствия желающих получать образования и количества учебных заведений в конкретном регионе.
3. Критерий целесообразного расположения объектов в зонах со значительной потребностью в образовании с наибольшей концентрацией контингента (ищется как минимум расстояния от центральной точки к зональным точкам, отвечающих первым двум критериям) [26; С. 29-36].
Таким образом, можно резюмировать, что инновации в развитии региональных образовательных системах, П.Р. Кульбитова видит в первую очередь в создании учебных заведений на коммерческой основе, а также территориальной доступности.
Данные взгляды являются вполне прогрессивными. Связано это в первую очередь с тем, что в современную жизнь все прочнее входят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это касается и образование. Внедрение непосредственно в образовательный процесс ИКТ, способствует не только тому, что обучение становится более интересным и результативным, но и тому, что развиваются его новые формы.
В настоящее время одной из наиболее популярных форм получения образования является дистанционное образование. Дистанционное образование позволяет обучаться вне зависимости от места нахождения студента, его отдаленности от учебного заведения. Процесс взаимодействия студента и педагогов происходит с использованием ИКТ в онлайн или офлайн режиме[26; С. 61-70].
Таким образом, одним из основных направлений развития региональных образовательных систем является внедрение в образовательный процесс ИКТ технологий, их максимальное использование не только с целью совершенствования учебного процесса, но и с целью обеспечения доступности и непрерывности обучения для всех граждан страны.
На основании всего рассмотрено выше, можно резюмировать, что региональная образовательная система достаточно комплексное и объемное понятие, которое включает в себя понимание её как:
-подсистемы государственной системы образования;
-комплексной подсистемы, состоящей из нескольких взаимосвязанных между собой элементов (ДОУ, школы, вузы и т.д.);
-совокупность образовательных учреждений, каждой из ступеней образования (дошкольная, школьная, высшая и т.д.);
-органы государственного управления развитием образования в регионе (общественные организации, администрации и т.д.);
-система, которая направлена на удовлетворение потребности региона в высококвалифицированных кадрах;
-система, обеспечивающая доступность и непрерывность образования[14; С. 18-23].
Именно такое полное определение, позволяет выделить главную цель государственного управления развитием региональных образовательных систем, его предмет, место и роль во взаимодействии с иными подсистемами.
Ядром общегосударственной образовательной системы, должно стать государственное управление развитием региональных образовательных систем, так как именно они составляют центр экономической активности каждого отдельного региона и соответственно всей страны в целом. В зависимости от того, как будет происходить развитие каждой региональной системы, зависит эффективность и успешность системы образования РФ в целом.
Таким образом, современные динамические процессы глобализации с одновременным углублением регионализации в различных сферах общественной жизни вызвали необходимость теоретико-методологического обоснования развития образовательных систем. Несмотря на их достаточную автономность и относительную территориальную отдаленность, важно понимать, что эра информационного общества и применения информационно-коммуникационных технологий вносят существенные коррективы в принципы функционирования таких систем, когда образовательная услуга может преодолевать границы в очень сжатом временном промежутке, трансформируя традиционное представление о пространственно-временных е возможностях образовательного процесса.
С другой стороны, развитие образовательных систем не должно отвергать значимость государственной образовательной системы как базовой, что определяет концептуальные подходы к образовательному процессу в стране, его идеологической направленности с целью достижения национальных целей.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная система – это одна из системообразующих подсистем государственной системы образования, которая имеет специфические функции, упорядоченную структуру, целостные взгляды, идеи и убеждения, а также направленность на создание условий для успешного обучения, воспитания и развитие каждого человека.
Исходя из целей, условий существования региональных образовательных систем мы можем охарактеризовать ее как системный объект, комплекс взаимосвязанных элементов, находящийся в единстве с социумом, внешними факторами, обусловливающими в значительной степени его функционирование и развитие.
Являясь условием развития образования в регионе, образовательная система может включать в себя компоненты, способствующие его целостности и устойчивости.