Регулятивные действия это что
Регулятивные умения
Истоки овладения ребенком своим поведением, его самостоятельной регуляцией до настоящего времени мало изучены. Не подлежит сомнению важность их изучения. Еще [4] указывал на регулирующую функцию самосознания в поведении человека, а рядом исследователей [1], [2], [6], [8], [9], [10], [13] в дальнейшем подчеркивалось значение самосознания, особенно самооценки, в становлении нравственности. Однако детская и педагогическая психология еще не располагают данными, касающимися формирования нравственного поведения младших школьников в сочетании с особенностями их самосознания. Применительно к младшим школьникам исследовались главным образом его роль в становлении познавательной активности и условия формирования их самооценки [5], [12].
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю. Произвольность – умение действовать по образцу и подчинение правилам (, 1989) предполагает построение образа ситуации и образа действия, подбор или конструирование средства или правила и удержание этого правила в процессе деятельности ребенка, трансформацию правила во внутреннее правило как основу целенаправленного действия. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность.
разделяет волевые процессы и произвольность, относя волю к личностным процессам, связанным с мотивацией, а произвольность к овладению средствами саморегуляции, отмечая при этом неразрывное единство становления произвольности в единстве со становлением волевой сферы ().Воля и произвольность неразрывно связаны с развитием мотивационной сферы. Отличительным признаком произвольного поведения считал несовпадение мотива и цели, когда субъект устанавливает это соотношение. Способность к установлению отношения цели к мотиву возникает в середине дошкольного возраста, с чем и связано появление первых форм произвольного действия. Развитие воли и произвольности связано с формированием устойчивой иерархии мотивов, которая делает личность независимой от ситуативных влияний (, 1968). Воля и произвольностть развиваются в неразрывном единстве: каждый этап развития произвольности предполагает становление новых мотивов, которые не только подчиняют себе старые, но и побуждают к овладению своим поведением с помощью культурно-заданных средств (, 19 ).
Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность или наличие средств, Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила (, ). Развитие произвольности, как способности к овладению своим поведением, соответственно, выступает как опосредствование своей деятельности (как внешней, так и внутренней). Необходимой предпосылкой для этого является осознание своих действий. Соответственно, этапы развития произвольности определяются 2 критериями: 1) уровнем осознания ребенком своего поведения; 2)средствами организации поведения.
Воля и произвольность имеют различное содержание и, будучи взаимосвязанными, не совпадают по своим проявлениям. Например, многие действия ребенка по правилу (инструкции), будучи произвольными, не являются волевыми, поскольку их мотивы задаются взрослым и не исходят от самого ребенка.
Развитие воли и произвольности происходит в процессе общения ребенка со взрослым как посредником в приобщении ребенка к культурному опыту и его усвоении. Роль взрослого в формировании воли и произвольности различна, что необходимо учитывать при организации совместных форм деятельности, в том числе и учебной. Эти различия заключаются в следующем:
1. Волевое усилие всегда инициативно, его побуждение исходит от ребенка. Цель и задача произвольного действия могут задаваться извне взрослым и лишь приниматься или не приниматься ребенком.
2. Произвольное поведение всегда является опосредствованным, что требует введение взрослым определенных средств организации действия, которые потом будут сознательно использоваться ребенком. Волевое усилие может быть неопосредствованным, например, побуждаться сильным эмоциональным переживанием.
3. Произвольность формируется в процессе обучения, учебном сотрудничестве, направленном на усвоение средств организации действия. Воля формируется в совместной жизнедеятельности со взрослым, направленной на воспитание устойчивых ценностей и нравственных мотивов. Развитие воли, таким образом, неразрывно связано с ценностно-смысловым строением сознания ребенка, с универсальными личностными действиями смыслообразования и нравственно-этического оценивания.
Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:
— Выбирать средства для организации своего поведения;
— Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
— Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
— Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
— Начинать и заканчивать действие в нужный момент;
-Тормозить ненужные реакции.
Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.
Выделение системы универсальных регулятивных действий основывается на функциональном и структурном анализе деятельности. Подчеркнем, что речь идет о любой деятельности, включая учебную.
Функциональный анализ деятельности направлен на ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (, 2002) и учитывает:
В ориентировочной части:
— наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом);
— характер ориентировки (свернутый – развернутый, хаотический – организованный);
— размер шага ориентировки (мелкий – пооперационный – блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперед; предвосхищение конечного результата);
—характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия);
в исполнительной части:
— степень произвольности – хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действие в соответствие с планом;
— характер сотрудничества (тесно совместное – разделенное – самостоятельное выполнение действия);
— характер сотрудничества (тесно совместное – разделенное – самостоятельное выполнение действия).
Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие компоненты:
— Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
— план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
— контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
— оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче);
— мера разделенности действия (совместное или разделенное);
— темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
Перечисленные функциональные и структурные компоненты деятельности являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности.
Табл.6.1. Виды оказываемой помощи. 5 – наиболее низкий уровень регуляции действия.
ПОНЯТИЕ «РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Алилуева Виктория Игоревна
Алилуева Виктория Игоревна
МАОУ г. Иркутска СОШ № 63, учитель английского языка в начальной школе
ПОНЯТИЕ «РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается понятие «универсальные учебные действия, «регулятивные учебные действия», раскрывается содержание регулятивных учебных действий и условия их развития в учебном процессе.
Ключевые слова: регулятивные учебные действия, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, младший школьник
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения универсальные учебные действия выступают одним из ключевых понятий, относящихся к характеристике результатов обучения. Под универсальными учебными действиями понимают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию на основе сознательного и активного присвоения социального опыта [5].
В образовательном процессе школы формирование универсальных учебных действий осуществляется с помощью разных учебных предметов. Учебные предметы характеризуются определенными возможностями для формирования учебных действий в разной степени.
По мнению Г.А. Цукерман, среди всех видов учебных действий в рамках данного исследования особый интерес представляет изучение регулятивного компонента универсальных учебных действий, так как он является основой для формирования остальных общепознавательных учебных действий [6, с.23].
В.В. Давыдов считает, что формирование регулятивных учебных действий связано с тем, что в младшем школьном возрасте одним из психических новообразований является развитие произвольной сферы. Произвольность представляет собой сознательную, преднамеренную, опосредованную регуляцию действия в соответствии с меняющимися условиями [2, с.70].
С позиции А.Г. Асмолова, важное значение регулятивного компонента заключается в том, что он является базисом поэтапного становления познавательной и учебной деятельности путем определения цели, планирования действий, контроля за выполнением действий, коррекции своих действий и оценки результатов деятельности [1, с.38].
Учебная деятельность направлена на два аспекта: на усвоение содержательно-обобщенных способов решения различных задач и на усвоение теоретических знаний, которые выступают ориентировочной основой способов решения задач. В учебной деятельности контроль выступает неотъемлемой составляющей и рассматривается Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым как отдельный компонент в структуре учебной деятельности. Наряду с этим в структуру учебной деятельности входят: потребности, мотивы, учебная задача, учебные действия [2, с.84].
Регулятивные учебные действия, отражающие содержание учебной деятельности в начальной школе включают в себя следующие компоненты:
— целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
По мнению Е.А. Пономаревой, для развития регулятивных учебных действий важно при организации учебного процесса учитывать следующие условия:
1. Приучать обучающихся к использованию планирования решения учебной задачи во внешней речи.
2. Осуществлять постановку задачи оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания должны выступать учебные действия и их результаты, способы взаимодействия.
3. Анализировать изменения в учебной деятельности на основе собственных достижений учащихся, успехи и неудачи, причины неудач.
4. Использовать оценку для определения путей совершенствования учебной деятельности.
5. Поощрять активность и инициативность обучающихся.
6. Применять разные формы учебного сотрудничества: взаимную проверку заданий, групповые задания, учебный конфликт, объяснение способов действия, портфолио [4, с.40].
Важное значение в регулирующей деятельности играет оценка. Она оказывает влияние на мотивацию обучающихся, успешность учебной деятельности, формирование самооценки. При этом необходимо, чтобы младшие школьники владели способами оценки, поскольку это ключевое условие развитие самооценки.
В структуре действия оценки присутствуют следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отражение результата в знаково-символической форме. Оценка является показателем успешности для обучающегося его учебной деятельности.
Г.А. Цукерман указывает, что для развития оценки учебной деятельности необходимо учитывать следующие условия:
1. Ставить задачу оценивания своей деятельности перед обучающимися.
2. Осуществлять сравнительный анализ результатов деятельности на основе учебных достижений.
3. Формировать установку на повышение качества своей деятельности.
4. Формировать отношения сотрудничества, на основе уважения, принятия, эмпатии и т.д.[6, с.40].
В тоже время исследователи отмечают, что данные условия необходимо конкретизировать для разных учебных предметов. Критерии оценки должны быть дифференцированы.
Речевые средства играют важное значение в формировании регуляторных функций. По функциональному критерию различают коммуникативную, констатирующую, регулирующую, обобщающую речь. Особое значение имеет регулирующая речь. Она включает такие виды речи, как планирующая, стимулирующая, контролирующая, оценивающая и корректирующая.
Для развития регулирующей речи учащихся начальной школы, по мнению В.В. Давыдова необходимо учитывать следующие психологические условия:
— осмысленность и регулирующая речь обеспечивается посредством организации совместной учебной деятельности;
— в речи должно присутствовать отражение учебной задачи, исходных данных, вопросов, учебных действий;
— в речи должны содержаться внешнеречевое планирование действий партнера по решению задачи, стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполнения задания и его оценка, коррекция ошибок;
— необходимо осуществлять формирование произвольной и осознанной речи, признаком которой будут выступать умение подбирать речевые средства и корректно оформлять речевое высказывание [2, с.65].
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что для эффективной организации процесса развития регулятивных учебных действий важное значение имеет не только использование разнообразных приемов, но и учет всего комплекса условий построения учебного процесса, развития отдельных компонентов и саморегуляции в целом.
1. Асмолов А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 163 с.
3. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. 2010. № 10. С. 26-33.
4. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 39-42.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс]. URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959
6. Цукерман, Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка. М.: АПК и ПРО, 2004. 76 с.
Статья » Регулятивные универсальные учебные действия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Регулятивные универсальные учебные действия.
Учителя ГБОУ СОШ №127
Лысенко Наталья Николаевна
Федорова Светлана Владимировна
Регулятивные универсальные учебные действия.
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти задачи возникли не на пустом месте. Перемены, которые произошли не только в нашей стране, но и во всем мире, не смогли не отразиться на системе образования. А именно:
— скорость обновления системы научных знаний,
— возрастание информационного объема,
— усложнение содержания учебного материала школьного образования.
И если без должного внимания относиться к задаче формирования учебной деятельности, то это приводит к несформированности у учащихся умения учиться. Поэтому поменялись и цели в процессе образования: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. Выходя, за пределы школы учащийся должен быть обучаемым, способным самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
— ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного поиска и усвоения информации.
Виды универсальных учебных действий:
2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
Остановимся более подробно на регулятивных УУД.
Что бы быть успешным в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия по ее достижению, предвидеть различные варианты развития ситуации. Мы учим ребят решать различные задачи, но не всегда эти задачи помогают в решении жизненных проблем.
Например, многие родители нанимают репетиторов, тратят время и средства для улучшения успеваемости своих детей. Но если бы ребята сами умели организовывать свою учебную деятельность, то смогли бы самостоятельно справиться со своими проблемами.
Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справлялись со своими задачами у них должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Сегодня всю нужную информацию можно найти в интернете и наша задача научить учащихся правильно использовать найденную информацию. Умение учиться является необходимым условием для адаптации в обществе, в профессии.
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели и корректировать его в процессе работы по мере необходимости, предполагать каких результатов они, достигнут и оценивать достигнутые результаты. Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно- функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Учащиеся должны цель урока осознать и принять, то есть видеть актуальность цели для конкретной личности. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.
Доцент, кандидат педагогических наук З. А. Кокарева выделили основные приемы организации принятия цели:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Условия формирования и развития регулятивных действий
1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать в своей работе планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности.
3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
6. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
-организация взаимной проверки заданий,
— взаимные задания групп,
— обсуждение участниками способов своего действия.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
— поиск информации в предложенных источниках;
— КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Степень помощи учителя на уроках зависит от условий, при которых оказывается помощь и содержание помощи так же различно.
3. Действие выполняется ошибочно- Вопрос «Разве так?»
4. Действие выполняется ошибочно повторно- Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия
5. Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
— п ринятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
— план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
— контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
— оценка ( констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче);
— мера разделенности действия ( совместное или разделенное);
— темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, иницирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?
Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков. И в этой деятельности учащийся меняется и эти изменения осознаёт.
Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.
Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.
Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
Одним из успешных путей формирования самостоятельного построения учебно-познавательной деятельности, являются игровые элементы. Элементы творчества на уроках математики помогут учащимся самим усвоить программный материал, научат адекватно, оценивать выполненную им работу.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Мы считаем, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.
Математика 6 класс
Содержание учебной деятельности
Рассудительная Яна играет в математическое лото. Она умножает дробные числа, затем сопоставляет их с правильным ответом на карточке, нажимают на нее, она переворачивается и появляется фрагмент рисунка.
Найди значения выражения и восстанови рисунок, который получился у Яны.
Рис.1. Слайд игры «Математическое лото».
Составление плана и последовательности действий; способность к волевому усилию в преодолении препятствий.
Ученик искал лишнее слово? Найди «лишнее» слово и объясни свой выбор.
Ответ: «Лишнее» слово – уменьшаемое.
Рис.2. Слайд найди «лишнее» слово.
Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)
Ученикам предстоит узнать, произведения какого литературного жанра они будут использовать в заданиях. Числами зашифрован этот жанр. Используя таблицу умножения, найдите эти буквы и прочитайте полученные слова.
Ответ: Сказки Пушкина
Рис.3. Слайд «Таблица умножения».
Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.
Чтобы узнать название следующей сказки, ученики открыли три сейфа, решив три уравнения без ошибок. Открыв все сейфы, вы прочтете название сказки.
Ответ: Сказка о царе Салтане.
Рис.4. Слайд «Решение уравнений».
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.
Правильно прочти высказывание, записанное без пробелов:
Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера. Редактирование текста.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.
В результате изучения всех без исключения предметов в процессе получения общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.