Реки используют для чего

Использование рек [Хозяйственное]

Человек повсеместно использует реки в своих хозяйственных целях. Почти все крупные города находятся на реках. Это и понятно: ведь для нужд населения и промышленности ежедневно тре­буется большое количество воды.

На реках сооружают плотины, которые разрешают сразу несколько задач. Так, по­стройкой плотины, во-первых, затапливают речные пороги, что хорошо для судоходства; во-вторых, сооружают гидроэлектростанции; в-третьих, перед плотиной образуются водохранилища, вода из которых используется для полива полей.

Реки используют для чего. Смотреть фото Реки используют для чего. Смотреть картинку Реки используют для чего. Картинка про Реки используют для чего. Фото Реки используют для чего

Рис. 102. Волго-Донской судоходный канал

Пресная вода

Крупные реки — непрерывный источник пресной воды. В связи с этим на реках построено очень много городов.

Рыболовство

Реки — источник рыбы, а рыба — незаменимая пища. Её добыча называется рыболовством. Оно может быть либо в экономических целях, либо в развлекательных — рыбалка.

Речное судоходство

С давних времён реки стали использоваться и как пути сооб­щения. Перевозка грузов по рекам намного дешевле, чем по железной дороге. Во всех направлениях по голубым дорогам движутся суда с углём и нефтью, лесом и хлебом, хлопком и машинами. Для улучшения судоходства реки соединяют каналами (рис. 102).

Водохранилища

Водохранилища — это искусственные водоёмы с громадными запасами воды, созданные путём постройки на реках плотин.

Много рек имеют недостаток: очень много воды течёт через них весной, во время весеннего половодья, а ле­том большинство рек мелеет. Чтобы избавиться от этого зла, на реках строят плотины, ко­торые задерживают талые воды. Реки перед плотиной разлива­ются, образуя большие водохранилища.

Гидроэлектростанции

На плотинах рек строятся гидроэлектростанции (ГЭС), которые вырабатывают электрический ток.

Орошение

Вода многих рек используется для полива, особенно в тех районах, где дожди выпадают редко и растения страдают от засухи. Искусственное увлажнение растений называют оро­шением. Орошение полей — дело очень сложное, требующее больших затрат труда, знаний, умений. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В ряде районов для орошения сооружают дожде­вальные установки (рис. 103). В среднеазиатских пустынях от рек Сырдарья и Амударья прорыты каналы, по которым вода поступает на поля. Такие важные куль­туры, как хлопок и рис, целиком производятся на орошаемых землях.

С каждым годом в мире увеличивается количество орошае­мых земель. Строятся каналы и водохранилища. Воды каналов вселяют в земли пустынь богатырскую силу. На той земле, где до постройки каналов перевеивался песок с места на место, после — вызревают хлопок, рис, виноград, фрукты. Ведь солнечного теп­ла и света в пустынях более чем достаточно.

Источник

Откуда берётся вода в реках, их роль на Земле

Река – это поток воды, созданный природой.

У неё есть русло – естественное углубление, по которому осуществляется течение. Своё начало речка берёт у истока. Место, где она кончается, называется устьем. Объёмы пополняются за счёт подземных течений и дождевых осадков. Так они участвуют в природном круговороте воды.

Откуда берётся вода в реках

«Начинается река с голубого ручейка». Слова из этой известной детской песенки абсолютно правдивы. Они на самом деле образуются из маленького ручья. К нему присоединяются другие ручьи. Появляются речные потоки.

Самый мощный поток становится крупной рекой, другие остаются притоками. Однако не у всех они появляются. В засушливой местности речки обычно не имеют притоков.

Реки используют для чего. Смотреть фото Реки используют для чего. Смотреть картинку Реки используют для чего. Картинка про Реки используют для чего. Фото Реки используют для чегоКак пример – Нил в Египте (Африка).

У Нила нет притоков, а запасы воды она пополняет из атмосферных осадков.

Больше всего дождей выпадает в экваториальной зоне. В таких местностях обычно речки имеют большое количество притоков.

Вместе со своими притоками образует речную систему. А местность, в котором она пополняет запасы воды, называется бассейном.

Виды рек

Существует несколько видов, это:

Равнинные – это реки, проистекающие на равнинах. Для них характерна очень медленная скорость течения, поскольку их исток расположен на небольшой высоте, а территория, по которой она течёт, имеет небольшой угол наклона. Зато у них широкая речная долина, низкие склоны и извилистое русло. Пример равнинной реки – Нил.

Горные речки имеют высокий угол наклона, а их устье расположено достаточно высоко. Соответственно, скорость течения в них быстрая.

Реки используют для чего. Смотреть фото Реки используют для чего. Смотреть картинку Реки используют для чего. Картинка про Реки используют для чего. Фото Реки используют для чегоПример – горная река Басу в Башкортостане.

Вода в горных реках берётся из снежных ледников в горах, а также из ручьёв и водных потоков.

Подземные текут под землёй и в пещерах. Обычно они протекают в скалах, которые сформировались из известняковых отложений. Иногда к подземным рекам относят подземные течения.

Некоторые речки могут лишь частично протекают под землей. В нескольких участках они выходят наружу, затем снова скрываются под землёй. Пример – Пуэрто-Принцесса (Филиппины).

Также реки различают по размерам и охватываемой территории на несколько видов.

Чем питаются реки

В основном они питаются за счёт вод, который к ним впадают. Зимой речки питаются благодаря подземным водам. Весной – за счёт талого снега и ледников. Ну а летом активное участие в этом процессе принимают дождевые осадки.

Есть реки, которые питаются определённым видом осадков. Так, только за счёт дождей питается Амазонка в Южной Америке. Только за счёт ледников питается Амударья (Средняя Азия). А есть речки, которые питаются всем, чем только могут. К ним можно отнести практически все реки на территории России.

Роль рек в жизни человека

Их роль во все времена была весьма значительной. Все древние цивилизации селились на их берегу. Они были для них источником жизни: в них можно было добыть воду, пищу, искупаться, постирать одежду, помыть предметы быта. Многие речки испокон веков использовались для полива сельскохозяйственных угодий. По ним перевозили суда с товарами. Реки были путями сообщения между странами, по ним проходили торговые пути.

Реки используют для чего. Смотреть фото Реки используют для чего. Смотреть картинку Реки используют для чего. Картинка про Реки используют для чего. Фото Реки используют для чего

В жизни человека вода выполняет ключевую роль.Как уже было сказано, реки участвуют в природном круговороте воды – водном обмене между атмосферой, литосферой и Мировым океаном. В ходе этого процессе по всей земле разносятся минеральные и органические вещества, необходимые для всего живого.

Также они оказывают влияние на формирование рельефа, размывают горные породы и переносят их к устью реки. Реки способны формировать и углублять долины.

С помощью речек люди научились получать и использовать энергию воды. С помощью ветряных мельниц и гидроэлектростанций можно получать бесплатную электростанцию.

Именно они дают начало большим водоёмам и морям.

Охрана рек

Во всём мире остро стоит вопрос сбережения водных ресурсов. Известно, что воды почти в 70 % водоёмов загрязнены. Некоторые пересыхают, некоторые осушают люди. Для решения подобных проблем создают экологические движения, которые занимаются очисткой водоёмов. Был даже выделен специальный день, который считается днём охраны рек и озёр – 15 мая.

Источник

Структура рек, их описание и классификация

Главными реками называют те, которые непосредственно впадают в любые водоёмы, за исключением других рек (озёра, моря, океаны), либо просто завершаются. Все остальные реки впадают в главные, и называются притоками. Главную реку вместе со всеми его притоками именуют речной системой.

Территория, с которой речная система собирает воду, называется водосборным бассейном (также могут называть водосбором, водосборной площадью, или бассейном реки). Условную линию, разделяющую два водосборных бассейна, именуют водоразделом.

Реки, как правило, не имеют постоянной глубины. В них чередуются участки, имеющие относительно большую глубину (плёсы), и мелкую (перекаты). Если на протяжении всей длины и ширины реки измерять глубину, и находить наиболее глубокие участки реки, то можно составить линию наибольших глубин, её называют тальвегом. Как правило, речные суда ходят именно по этой линии, поскольку нельзя допустить, чтобы судно село на мель. Этот безопасный для судов путь называют фарватером. Особенно хорошо, когда линия наибольших глубин совпадает с линией наибыстрейшего течения (стрежнем), но случается это далеко не всегда.

Падением реки называется разница между высотами её истока и устья. А отношение показателей падения реки к её длине называют уклоном. Например, 5 см на 1км.
В том случае, если перепад высот на каком-либо участке является резким и значительным, его называют водопадом. Реки используют для чего. Смотреть фото Реки используют для чего. Смотреть картинку Реки используют для чего. Картинка про Реки используют для чего. Фото Реки используют для чего

Классификация рек

Также, среди прочих, выделяют самые чистые и самые интересные реки мира.

Значение рек в жизни человека

Реки используются человеком с древних времён. Они всегда служили одним из источников пресной воды, а иногда и единственным. Также они использовались, и используются по сей день для добывания пищи (рыбы). В наше время, конечно, это не настолько критично, но раньше это имело очень большое значение. Это одна из причин, по которой некоторые водоёмы называли священными и возводили в культ.

Реки используются для судоходства. Даже в наше время это очень важно, поскольку по речным судоходным путям можно переправлять большие объёмы грузов на дальние расстояния, что довольно экономично. Ну а в средние века судоходство и вовсе являлось самым быстрым и безопасным средством передвижения на дальние расстояния. Именно возле рек возникали многие большие города, и, что важно, процветали за счёт торговли.

Значение рек для человека переоценить сложно. Они используются для орошения сельскохозяйственных полей и для добычи энергии (ГЭС и водяные мельницы). Многие в реках просто купаются, а полвека назад их ещё использовали для хозяйственных нужд (стирки одежды, например), водопровода ведь не существовало. А ещё с их помощью избавляются от отходов (не обязательно вредных). Реки служат естественными границами между государствами, а во время сражений их ещё использовали в качестве оборонительных рубежей.

Значение рек настолько велико, что сложно себе даже представить, как бы мы жили без них. К счастью, это и не требуется, ведь они у нас есть! И это действительно здорово.

Источник

Конспект урока по географии на тему «Как люди используют реки».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока географии 6 класс

Тема самообразования: «Компетентностный подход в преподавании географии и биологии»

Предмет: география 6 класс

Тема урока: «Как люди используют реки»

Тип урока: комбинированный

Цель: создание условий для формирования знаний о водоёмах.

— выявить знания о реке, её частях, горных и равнинных реках. Способствовать формированию знаний об использовании рек людьми.

— корригировать мышление и речь на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, установлении причинно-следственных связей;

— воспитывать интерес к уроку географии, воспитывать бережное отношение к воде.

Средства обучения: физическая карта России, слайдовая презентация «Как люди используют реки», видеоролик «Гидроэлектростанция»,»Сплав леса», карточки.

1. Организация начала урока.

Цель: организовать класс на работу.

Дети называют, что изображено на карте и садятся на места.

Учащиеся на местах читают слова на слайде и отвечают.

Учащиеся выходят к физической карте России и показывают нужный объект.

1. Сядет тот, кто скажет, что изображено на физической карте.

Горы, реки, равнины, возвышенности.

Покажите на карте природные объекты.

— Как вы определили, что это горы, реки, равнины, возвышенности?

2. Проверка домашнего задания.

-выявить знания о реке, её частях, горных и равнинных реках..

— корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.

Учащиеся работают по карточкам в парах.

Один ученик работает у доски.

Учащиеся находят правильные ответы и записывают нужные буквы.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

1.Подпишите на карточке части реки и назовите их.

Реки используют для чего. Смотреть фото Реки используют для чего. Смотреть картинку Реки используют для чего. Картинка про Реки используют для чего. Фото Реки используют для чего

2. Географический диктант.

Место, где река берет свое начало.

Углубление, по которому течет река.

Место впадения реки в озеро, море.

Реки бурные и быстрые.

Водный поток, который течет в сделанном им углублении в земле.

Мелкие реки, впадающие в более крупные.

Реки, текущие спокойно, медленно.

После таяния снега воды в реках становится больше и она заливает низкие берега.

— Какое предложение у вас получилось?

— Тема урока «Как люди используют реки».

3. Постановка цели и задач урока.

— учить ориентироваться в инструкции;

— воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

— учить детей с помощью вспомогательных слов строить предложение.

Дети при помощи опорных слов рассказывают о том, чему хотят научиться на уроке и что узнать.

Сегодня на уроке вы узнаете о том, как люди используют реки.

-Ребята, чему вы хотите научиться сегодня на уроке?

Выборочно отвечают 4-5 детей

4. Объяснение нового материала.

— дать учащимся конкретное представление об использовании рек людьми;

— корригировать мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;

— воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Учащиеся работают с физической картой России.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся находят на слайде лишнюю картинку и дают объяснение.

Учащиеся записывают словарные слова в словарь и зачитывают их значение.

Учащиеся записывают словарное слово в словарь и зачитывают его значение.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по крупнейшей сибирской реке. Она протекает по Западно-Сибирской равнине.

— Найдите её на карте.

— Путешествовать будем по реке Обь на теплоходе.

Издавна люди стремились селиться по берегам рек.

— Как вы думаете, почему?

1) Реки имеют большое хозяйственное значение.

Мы видим дома на берегу реки, рыбаки ловят рыбу, большие города воду из реки используют для питья, приготовления пищи и т. д.

— Найдите на слайде лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя.

3) Плывем дальше и что мы видим?

Современная промышленность тоже не может обходиться без воды. Все крупные фабрики и заводы используют воду. Часто загрязненная промышленными отходами вода сливается в реки. Использованную воду надо очищать, для этого строят очистные сооружения.

4) Плывем дальше и видим, что воду из рек берут для орошения земель. Для этого строят каналы.

Каналы – это искусственные реки.

5) Плывем дальше и на нашем пути встречаются баржи с грузами, теплоходы и катера с пассажирами. Также мы видим, что по реке сплавляют лес. Реки, каналы, водохранилища – удобные и дешевые пути сообщения. В некоторые районы нашей страны можно добраться только по рекам.

6) Продолжаем путешествие. Мы видим, что на живописных берегах рек расположились дома отдыха, пляжи.

Источник

Значение рек для жизни человека.

Реки называют голубыми артериями Земли. Они покрывают весь земной шар как будто голубой паутиной.
Реки играют огромную роль в жизни всех людей, населяющих планету. Издавна люди использовали воду рек в своих целях. Реки использовали для орошения земель, для перевозки грузов, по берегам полноводных рек возникали первые районы земледелия в Китае и Египте. Необыкновенная щедрость дельтовых почв, которые возобновляют свое плодородие во время частых разливов рек, стала одной из основных причин расцвета древних государств и могучих цивилизаций Египта в дельте реки Нил, Ассирии и Вавилона на землях плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Но современные дельты играют также большую роль в жизни человека. Дельтовые отложения очень плодородны и благоприятны для земледелия. В результате и в настоящее время в этих районах очень высокая плотность населения.

Раньше реки являлись основными путями сообщения. Именно по этой причине вдоль берегов многих рек поселялись племена, зарождались города.
Да и сейчас, судоходные реки позволяют наладить транспортное сообщение между прибрежными городами и поселениями

Сейчас человек научился использовать энергию речных вод. На реках возведены тысячи гидроэлектростанций. В нашей стране большое количество электроэнергии вырабатывают гидроэлектростанции, которые были построены на Волге, Оби, Енисее. Гидротехнические сооружения используют не только для получения дешевой электроэнергии. После постройки плотин улучшается судоходство на реке. Река выше плотины становится глубже, чем раньше.

Значение рек для жизни человека (кратко) :

•Орошение
•Водоснабжение
•Транспортный путь
•Рыболовство
•Зона отдыха и т. д.

Реки играют важную роль в жизни человека. С древних времен, на берегах рек селились люди. И в настоящее время люди предпочитают жить рядом с водоемами. Отдыхать, особенно летом, люди предпочитают на берегу рек, озер и морей. Существует различные виды рек: горные, равнинные, подземные.

Горные реки характеризуются быстрым течением, чистейшей и прохладной водой. Питаются горные реки за счет таяния ледников и снега. Они имеют высокий энергетический потенциал, особенно высоко эффективно можно получать электроэнергию на реках, вытекающих из высокогорных озер. На горных реках можно встретить водопады. Один из высочайших водопадов Анхель, высотой 1055 метров, находится на реке Ориноко, в Венесуэле на Гвианском плоскогорье.

Подземные реки, как видно из названия, текут под землей. Добраться до них часто бывает сложно. Одним из мест, где можно их увидеть, это пещеры. Одни из самых крупных подземных рек протекают в городе Санкт-Петербург. Две реки и более 50 более мелких рек протекают под землей на территории Санкт-Петербурга. Одна из них в 1996 году размыла тоннель метро около станции площадь Мужества. Реки в пещерах создают живописные места, например, река в пещере Чеддар (Англия).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *