Резильентные школы что это

Картотека: резильентные школы

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это

Детям образованных и богатых родителей гораздо легче достичь успеха в жизни. Но и у их сверстников из низкоресурсных семей есть шанс воспользоваться социальным лифтом, если они попали в резильентную школу. IQ.HSE рассказывает, как это работает.

1
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это
Что такое резильентные школы (РШ)?

2
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это
И что они дают своим ученикам?

Выпускники таких школ хорошо сдают ЕГЭ, а значит, могут воспользоваться социальным лифтом и достичь значительно большего, чем их родители. РШ помогают детям вырваться из сложного социального контекста и, опираясь на крепкие знания, пробиться наверх. По сути, это механизм преодоления неравенства, способ уравнять шансы на успех для выходцев из разных социальных страт.

3
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это
Если у них такие сложные условия, как же резильентные школы показывают хорошие результаты?

У высоких академических результатов школ есть два внешних фактора: денежная поддержка и бэкграунд семей. Социальное положение, образование, культурные запросы родителей сказываются на достижениях детей. Резильентные школы не входят в число чемпионов по этим двум критериям. Их факторы успеха — внутренние.

При этом дело явно не в изначально высоком уровне знаний самих учеников. Сюда принимают детей с очень разной подготовкой, без отбора. Все основные компетенции они набирают именно в школе. И здесь многое зависит от общего школьного климата, администрации и учителей. Они поддерживают в детях мотивацию и дают четкую программу действий для достижения успеха. А школа создает образовательную среду, сконцентрированную на учебе.

4
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это
И как повышают общую успеваемость в школе?

Резильентные школы часто активнее других борются за образовательные результаты. Высокие баллы ЕГЭ выпускников — главное конкурентное преимущество учреждения, считают опрошенные директора. РШ стараются создать все условия для успешного обучения: это работа с мотивированными учениками (профильное обучение, факультативы, кружки и олимпиады) и подтягивание отстающих.

Профильное обучение, факультативы особенно важны, поскольку родители (в силу недостаточных ресурсов) могут лишь минимально вложиться в подготовку к ЕГЭ. Внеурочная работа — от экскурсий до кружков — тоже средство повышения успеваемости.

5
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это
То есть школам просто нужны кружки и факультативы?

Отдельная статья — работа с отличниками, подготовка к олимпиадам и конкурсам. Педагоги регулярно выделяют время для этого, и такие занятия становятся частью их рутинной деятельности. А для слабых учеников (и тех, для кого русский язык — неродной) педагоги дают дополнительные консультации по предметам.

6
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это
Какие результаты у такого подхода?

По средним баллам ЕГЭ по русскому языку и особенно по математике резильентные школы несильно уступают школам, в которых учатся дети с благополучным семейным контекстом (например, результаты по математике: 64,5 против 66,3). В 10-й класс в РШ идут больше учеников, чем в школах с «беспроблемными» детьми и более низкими образовательными результатами.

7
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это
А много ли таких школ?

Резильентные школы, увы, — редкое явление. По данным масштабного исследования в Москве и восьми Федеральных округах, — таких учебных заведений всего 3%.

8
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это
Почему социальный лифт работает не всегда?

В вузы все же поступает меньше выпускников РШ, чем могло бы. Не все подростки используют свой шанс социальной мобильности. По числу молодых людей, продолживших образование в университете, РШ уступают школам для благополучных детей, причем как с хорошими, так и с плохими результатами. Зато по сравнению со школами, у которых «сложный» контингент и невысокие достижения, резильентные школы явно успешны.

В целом резильентные школы, безусловно, помогают преуспеть детям из низкодоходных групп. Но не всем и не всегда. Многое упирается в возможности самих семей и их установки относительно образования. Бывает, что родители просто блокируют социальный лифт для детей.

Источник

Резильентные школы

В России работает всего 4-5% резильентных школ. Они выживают и показывают высокие результаты, несмотря на плохие внешние факторы. О том, как они устроены, кто учится в этих школах и почему учителя идут туда работать, в программе « Радиошкола » рассказали директор Центра социально-экономического развития школы института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий и его ведущий научный сотрудник Марина Пинская.

Что такое резильентные школы

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это

Термин «резильентные школы» совсем новый — если перевести его прямо, то он будет звучать как «несгибаемый». Это человек или организация, которые при неблагоприятном, агрессивном внешнем воздействии сохраняют благополучное состояние. Резильентная школа — это школа, которая идёт вопреки всему или «движется» поверх барьеров.

Данные международных сравнительных исследований говорят, что всего в России таких школ 4-5%. Резильентных учеников — детей с неблагополучным семейным бэкграундом, которые показывают высокие результаты, немногим больше — всего 6-7%.

Определить школу как резильентную можно по следующим признакам:

С точки зрения методик и стратегий, по которым работает школа, в резильентных школах существует понятие так называемого «академического пресса». Это значит, что высокие ожидания подкрепляются серьёзным «подталкиванием» к тому, чтобы ребёнок двигался в этом направлении.

Академический пресс — это набор совершенно конкретных действий. Для того чтобы он работал, нужно:

Для каждого из пунктов существует набор обязательных действий. Если что-то не сделано, то шансов получить качественный продукт будет существенно меньше. В этом смысле школы очень похожи: в Якутии, в Туле, Ярославле, в Америке, Хорватии или Португалии они будут действовать сходным образом.

Если говорить о внешнем виде резильентных школ, то внутри они намного красивее, чем благополучные — причём тут дело не в ремонте, он может быть и плохим. Главное, что в них нет пустых стен — там висят детские работы, а школьники на переменах чем-то заняты. Например, они могут играть в шахматы на доске, которая нарисована на полу. В таких школах очень живая, позитивная среда.

Почему учителя идут туда работать

В резильентных школах, как правило, мало ресурсов — и материальных и, главное, кадровых. Данные исследований Центра социально-экономического развития школы института образования НИУ ВШЭ показывают, что в них намного меньше высокопрофессиональных учителей, чем в благополучных школах. Но всё-таки учителя приходят в такие школы и остаются в них работать. С одной стороны, у российских учителей не очень большой выбор.

Если брать школы не на периферии Москвы, а в малых городах и сельской местности, то в них реальной альтернативы для учителей практически нет

Безусловно, люди, которые идут в такие школы, отличаются от других учителей своими установками и мотивами. Они несут ответственность за достижение своих педагогических задач вне зависимости от ситуации, в которую попали, — можно сказать, что они тоже «резильентные». Возможно, вызов, с которым они сталкиваются, — это своего рода драйвер для них. То, что доставляет им удовольствие и помогает достигать результатов в сложной ситуации.

У большинства резильентных школ есть история прежней тяжёлой жизни, выхода из кризиса и переход в новое здоровое состояние. И драйвер перехода — это директор. Он приносит свои ценности, своё понимание, что должна делать школа, собирает команду. Это сплочённый коллектив, который точно разделяет взгляды своего директора.

Что они дают ученикам

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это

Один из важнейших критериев, который позволяет обозначить школу как резильентную, — это высокое качество образования.

В резильентных школах важно внимание к каждому ребёнку. Есть командный дух, особенная культура и позитивный климат, а есть учебная ситуация, которая учитывает возможности каждого ребёнка. Важно, что такие школы ставят цели и задачи, которые соответствуют возможностям разных детей и дают им шанс подняться выше, — это своего рода социальный лифт.

Лозунг такой школы: «Максимально возможное для каждого ученика»

Есть очень слабые дети, которых, как принято говорить у учителей, нужно «тянуть». Есть мотивированные и способные, им нужно давать более сложные задачи, ставить высокие цели.

Дети много работают. Есть обязательно дополнительные занятия для тех, кто не справляется. Занятия для тех, кто хочет больше, кому ставят высокие цели. Как правило, они очень активно участвуют в конкурсах и олимпиадах. Дети хотят использовать все возможности, которые даёт им школа, а учителя много работают — и это даёт результат.

Ошибка других школ в том, что они ориентируются на самых слабых. Им кажется, что главное, чтобы на экзаменах после 9 класса или на ЕГЭ не было двоек. Так они теряют тех детей, которые могут показать высокие результаты.

Резильентные школы не перекладывают ответственность за результат на репетиторство. Потому что у их родительского состава просто нет реальных возможностей по найму репетиторов. Там невозможна ситуация, когда школа транслирует установку: вы выбиваетесь из ритма, вам нужен репетитор.

Исследования Центра социально-экономического развития школы института образования НИУ ВШЭ и Академии народного хозяйства говорят о том, что с каждым годом растёт число и родителей, и педагогов, живущих с установкой, что школа не обеспечит высокий результат, то есть это становится естественной практикой. Для резильентных школ эта практика неестественна.

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это

Что касается будущего выпускников резильентных школ, то достаточно много детей уходит после 9 класса. Это их сознательный выбор, они идут выбирать профессию. Но в таких школах из 9 в 10 класс переходит существенно больше детей, чем в обычной школе с такими же неблагополучными детьми и низкими результатами. Резильентные школы не отбирают детей на входе и в процессе обучения. Они открыты для детей, которые хотят учиться в 10 классе, к ним часто приходят в 10 класс ученики из других школ.

Мы (Центр социально-экономического развития школы института образования НИУ ВШЭ) проводили исследование, в котором выпускников резильентных школ отслеживали через год, через два и через три после окончания школы. Оно показало, что дети, которые хорошо сдали ЕГЭ и попадают под категорию резильентных, не стали поступать в вуз, а пошли получать среднее профессиональное образование — в колледжи, техникумы. Но они выбрали те колледжи и те техникумы, которые открывают больше шансов в дальнейшем.

Что делают родители в резильетных школах

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это

Сейчас много говорят о том, что родитель так или иначе должен быть вовлечён в школьную жизнь. Если говорить о резильентных школах, то здесь школа часто не просто перевешивает семью, а в каком-то смысле компенсирует дефицит тех ресурсов, которых не хватало ребёнку в семье. И школа показывает ребёнку те возможности, которых не давала семья.

Но у резильентных школ высокие ожидания и по отношению к родителям. Они стараются включать семью в процесс: это и общешкольные мероприятия и довольно тесные контакты педагогов с родителями. Когда родители видят, каких результатов достигает ребёнок, — это усиливает их доверие к школе и мотивирует стать частью общего процесса.

Как о них узнают и кто их поддерживает (или нет)

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это

Рейтинга резильентных школ нет, потому что обычно в рейтингах не учитываются внутренние усилия самой школы. О резильентных школах обычно узнают через так называемое сарафанное радио.

В нашей стране школы, которые работают в сложных условиях и показывают при этом хорошие результаты, не получают поддержки. Поддержку получают школы, которые занимают высокие места в рейтингах. При этом мы не видим, реально ли это их заслуга или это заслуга всей совокупности ресурсов, которые втягиваются в учебный процесс.

Есть несколько резильентных школ в Якутии, которым помогают благотворители, представители местного сообщества. Они поддерживают участие детей в конкурсах: помогают с поездками, экипировкой, инфраструктурой. Но об этих школах практически никто не знает.

Доказательства того, что школу можно считать резильентной, — не просто наблюдения и хорошие отзывы о школе, а результат кропотливой исследовательской работы. Поэтому до некоторого времени у нас не было данных. Важно, чтобы такие школы знали друг о друге, помогали друг другу. Самый успешный — это опыт Ярославской области, в которой уже много лет такие школы связаны в одну сеть. Ученики ездят друг к другу, видят, как живут дети из других школ. Это действительно региональная команда, которой руководят ответственные люди. Если говорить о большем масштабе, то сейчас создаётся межрегиональная ассоциация таких школ.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Резильентные школы. Как они устроены

Хорошие результаты экзаменов, мотивация всех учеников, раскрытие способностей, определившиеся и самостоятельные выпускники – все это не самореклама одной из раскрученных гимназий, а рутинная практика ряда обычных школ. В самых сложных условиях они дают детям все шансы на успех. IQ.HSE продолжает рассказ о феномене резильентных школ по исследованию Института образования НИУ ВШЭ.

«Поверх барьеров» — так исследователи определили образ жизни резильентных школ (от англ. resilient — «живучий, устойчивый»). Такие школы работают с самыми сложными учениками – из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития – и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система успешно функционирует вопреки всем трудностям.

Не случайно в западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников – много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели – «повышение жизненных шансов учащихся». У их учеников высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике и неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.

Согласие ради успеха

Резильентные школы стараются найти подход к каждому ребенку, мотивировать к учебе и помочь определиться в жизни, показали интервью и фокус-группы с родителями, детьми (8-11-е классы), учителями и директорами школ. В таких коллективах умеют работать с очень разными учениками: от мотивированных и благополучных до тех, кто остается без родительского внимания. Администрация, педагоги и ученики придерживаются общих ценностей.

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоПриоритет — хорошая учеба и достижения. Создана насыщенная образовательная среда для того, чтобы дети раскрылись, проявили способности.

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоТребовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и школьники.
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоРодители, дети и школа сотрудничают. Семьи поддерживают усилия администрации и учителей, преподаватели верят в детей и задают им высокую планку, ученики стараются оправдать ожидания. Времени и желания конфликтовать ни у кого нет.

Адресная работа

В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.

Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоподтягивают слабых учеников – есть занятия после уроков,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этопомогают адаптироваться детям мигрантов – для них проводятся дополнительные уроки русского языка,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этовыводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия – например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего – подготовка к участию в олимпиадах,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоактивно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоучат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этововлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоработают с родителями, подключают к помощи детям.

Вот два показательных кейса — работы с самыми сложными и, наоборот, с наиболее мотивированными детьми. Есть «ситуации родительской неадекватности» из-за наркомании, алкоголизма, рассказывает директор одной из школ: «Избиение детей, и дети за гаражами, тоже один-два ребеночка таких есть. Но здесь своими силами помогаем, бабушек подтягиваем. Чувствуем, что в этом ребенке потенциал большой. Если его первый-второй класс пустить на самотек, то тогда потерян будет совсем…». А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком: «Учителя у нас довольно сильные, они предлагают и тесты, и какую-то помощь после занятий…Поэтому, если хотеть работать, то репетиторы особо не нужны».

Недетская ответственность

В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этохарактер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией,

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этонюансы системы оценивания.

Правило таких школ — прозрачность требований и объективность оценок. «Даже тройку надо заработать, — подчеркивает респондент-директор. — Списывание категорически возбраняется, это самый страшный грех…». Администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Такие повышенные ожидания обычно служат средством мотивации, поднимают самооценку. А это положительно влияет на учебу.

Ученики берут на себя основную ответственность за достижения или неуспех (хотя признают и важность помощи родителей и преподавателей). Так настраивают их учителя («Сам ребенок должен понимать, что он должен получить результат»). Родители тоже объясняют отставание детей недоработками и не предъявляют претензий к школе. «Если у него [ребенка] какие-то проблемы, допустим, история, — значит, что-то сам не то делает», — убеждена мать одного из учеников.

Но не все родители готовы к такой помощи. На это сетуют и сами дети (семье, нужно «интересоваться, как дела в школе», подчеркивает ученик), и преподаватели. По мнению педагогов, семьи уделяют недостаточно внимания учебе детей. «Очень часто родителям некогда, – рассказывает глава школьной администрации. — Гораздо проще прийти в кабинет директора и сказать: да, я отказываюсь от своего ребенка, забирайте его, делайте с ним, что хотите. Бывает так, что даже на экзамен ребенка вынужден приводить социальный педагог или классный руководитель, потому что ребенок спит дома и разбудить его некому».

Учиться или работать?

Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.

В отношении сильных учеников ставки высоки. Директора и учителя считают, что их выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. «Если такие ожидания есть и над этим целенаправленно работают с самого начала обучения, то [поступление в известный университет] вполне реально», — замечает директор школы. Это проявление «продвигающей силы школы» (school promoting power), когда перспективные выпускники движутся по «максимально продолжительной академической траектории».

Учеников с другими возможностями нацеливают на более раннее получение профессии, учебу в колледжах и техникумах. «Чтобы они понимали, где могут зарабатывать», — поясняют представители школы.

Главное — социализация

Социализация в представлении респондентов — и есть главный результат обучения. Респондент-директор считает: «Первое — это сформировать социальные навыки, второе – это сформировать самостоятельное мышление и какие-то познавательные сферы, и третье — это тот формальный выход, который мы видим: ЕГЭ, ОГЭ и все виды контроля. ». «Я вижу в социализации максимальный фактор успеха как на уроке, так и в жизни», — заключает он.

Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.

Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ

Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Роман Звягинцев, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Александра Михайлова, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Татьяна Чиркина, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ

Источник

Резильентные школы. Как они устроены

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что это

Хорошие результаты экзаменов, мотивация всех учеников, раскрытие способностей, определившиеся и самостоятельные выпускники – все это не самореклама одной из раскрученных гимназий, а рутинная практика ряда обычных школ. В самых сложных условиях они дают детям все шансы на успех. IQ.HSE продолжает рассказ о феномене резильентных школ по исследованию Института образования НИУ ВШЭ.

«Поверх барьеров» — так исследователи определили образ жизни резильентных школ (от англ. resilient — «живучий, устойчивый»). Такие школы работают с самыми сложными учениками – из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития – и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система успешно функционирует вопреки всем трудностям.

Не случайно в западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников – много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели – «повышение жизненных шансов учащихся». У их учеников высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике и неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.

Согласие ради успеха

Резильентные школы стараются найти подход к каждому ребенку, мотивировать к учебе и помочь определиться в жизни, показали интервью и фокус-группы с родителями, детьми (8-11-е классы), учителями и директорами школ. В таких коллективах умеют работать с очень разными учениками: от мотивированных и благополучных до тех, кто остается без родительского внимания. Администрация, педагоги и ученики придерживаются общих ценностей.

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоПриоритет — хорошая учеба и достижения. Создана насыщенная образовательная среда для того, чтобы дети раскрылись, проявили способности.

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоТребовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и школьники.
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоРодители, дети и школа сотрудничают. Семьи поддерживают усилия администрации и учителей, преподаватели верят в детей и задают им высокую планку, ученики стараются оправдать ожидания. Времени и желания конфликтовать ни у кого нет.

Адресная работа

В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.

Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоподтягивают слабых учеников – есть занятия после уроков,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этопомогают адаптироваться детям мигрантов – для них проводятся дополнительные уроки русского языка,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этовыводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия – например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего – подготовка к участию в олимпиадах,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоактивно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоучат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этововлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоработают с родителями, подключают к помощи детям.

Вот два показательных кейса — работы с самыми сложными и, наоборот, с наиболее мотивированными детьми. Есть «ситуации родительской неадекватности» из-за наркомании, алкоголизма, рассказывает директор одной из школ: «Избиение детей, и дети за гаражами, тоже один-два ребеночка таких есть. Но здесь своими силами помогаем, бабушек подтягиваем. Чувствуем, что в этом ребенке потенциал большой. Если его первый-второй класс пустить на самотек, то тогда потерян будет совсем…». А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком: «Учителя у нас довольно сильные, они предлагают и тесты, и какую-то помощь после занятий…Поэтому, если хотеть работать, то репетиторы особо не нужны».

Недетская ответственность

В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этохарактер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией,

Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этоожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений,
Резильентные школы что это. Смотреть фото Резильентные школы что это. Смотреть картинку Резильентные школы что это. Картинка про Резильентные школы что это. Фото Резильентные школы что этонюансы системы оценивания.

Правило таких школ — прозрачность требований и объективность оценок. «Даже тройку надо заработать, — подчеркивает респондент-директор. — Списывание категорически возбраняется, это самый страшный грех…». Администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Такие повышенные ожидания обычно служат средством мотивации, поднимают самооценку. А это положительно влияет на учебу.

Ученики берут на себя основную ответственность за достижения или неуспех (хотя признают и важность помощи родителей и преподавателей). Так настраивают их учителя («Сам ребенок должен понимать, что он должен получить результат»). Родители тоже объясняют отставание детей недоработками и не предъявляют претензий к школе. «Если у него [ребенка] какие-то проблемы, допустим, история, — значит, что-то сам не то делает», — убеждена мать одного из учеников.

Но не все родители готовы к такой помощи. На это сетуют и сами дети (семье, нужно «интересоваться, как дела в школе», подчеркивает ученик), и преподаватели. По мнению педагогов, семьи уделяют недостаточно внимания учебе детей. «Очень часто родителям некогда, – рассказывает глава школьной администрации. — Гораздо проще прийти в кабинет директора и сказать: да, я отказываюсь от своего ребенка, забирайте его, делайте с ним, что хотите. Бывает так, что даже на экзамен ребенка вынужден приводить социальный педагог или классный руководитель, потому что ребенок спит дома и разбудить его некому».

Учиться или работать?

Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.

В отношении сильных учеников ставки высоки. Директора и учителя считают, что их выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. «Если такие ожидания есть и над этим целенаправленно работают с самого начала обучения, то [поступление в известный университет] вполне реально», — замечает директор школы. Это проявление «продвигающей силы школы» (school promoting power), когда перспективные выпускники движутся по «максимально продолжительной академической траектории».

Учеников с другими возможностями нацеливают на более раннее получение профессии, учебу в колледжах и техникумах. «Чтобы они понимали, где могут зарабатывать», — поясняют представители школы.

Главное — социализация

Социализация в представлении респондентов — и есть главный результат обучения. Респондент-директор считает: «Первое — это сформировать социальные навыки, второе – это сформировать самостоятельное мышление и какие-то познавательные сферы, и третье — это тот формальный выход, который мы видим: ЕГЭ, ОГЭ и все виды контроля. ». «Я вижу в социализации максимальный фактор успеха как на уроке, так и в жизни», — заключает он.

Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.

Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ

Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Роман Звягинцев, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *