Ручки тона на стратокастере для чего
Ручки тона на стратокастере для чего
ЗВУКОСНИМАТЕЛИ. извечный вопрос.
Вот модели, которые я использовал:
Dimarzio : HS-2, HS-3, Pro Track (hot PAF), Virtual Vintage (Solo, Heavy Blues, ’54)
Seymour Duncan : Vintage Rails (n), Hot Rails, Classic Stack (n&m), Hot Stack
EMG : David Gilmour set
Проблема в том, что все звукосниматели c шумоподавлением ограничивают возможности Стратокастера, и, имея несколько одинаковых Стратов с разными звукоснимателями, я заметил, что играю больше всего на тех, где установлены классические синглы.
Сейчас везде установлены синглы:
Fender Custom Shop ’54, Lindy Fralin – средний звукосниматель реверсный.
Для концертов (для защиты от наводок световых приборов) отлично подходят Dimarzio HS-2 и HS-3, ручки тембра заземляют нижнюю катушку и, когда нужно и возможно, эти звукосниматели становятся настоящими синглами.
Хамбакеры и P-90 отлично звучат на Стратокастере. У меня есть Стратокастер от Schecter 1982 года, и в нём предусмотрено место для полноразмерного хамба.
Для жёсткого металла я ставил туда Seymour Duncan TB-5 «Custom», но керамические магниты слишком немузыкально звучат на соло-партиях, и оптимальным вариантом оказался TB-11 «Custom/Custom» с магнитами Alnico 2.
На безладовом Страте установлены Seymour Duncan «Hot Rails», но на обычный Стратокастер их лучше не ставить, они полностью меняют характер гитары.
Ручки тона на стратокастере для чего
После покупки очередного инструмента я всегда начинаю с того, что отвинчиваю гриф от корпуса. Логика подсказывает нам, что если уж гриф не приклеен к корпусу, то, по крайней мере, он должен быть хорошо к нему подогнан, а место соединения тщательно отшлифовано, чтобы дерево к дереву прилегало плотнее. Но это так, теория. А на самом деле, чего там только не бывает… Всевозможные наклейки, круглые и прямоугольные, со штрихкодами и без, и все это бывает залито обильным слоем лака! Можно конечно отскрести все это ножичком и потереть шкуркой, но лучше воспользоваться услугами специалиста и возможностями фрезерного станка: ведь иногда приходится менять угол наклона грифа, чтобы тремоло оказалось на нужной высоте над корпусом. Тремоло у меня всегда висит на высоте 1,5-2мм параллельно корпусу.
Колки ставятся на фабрике и, надо думать, туго привинчиваются к грифу, но вот беда: дерево со временем «усыхает», да и лак тоже, так что когда вы ее приобретаете, они уже начинают слегка болтаться, если снять струны, поэтому гайки надо как следует закрутить. Тоже касается ладов. Они нередко «вылезают» из дерева и об них можно ободрать руки. Края ладов надо зашлифовать.
Экранирование от помех в современных гитарах обычно делают на фабрике, но впечатление такое, что эти люди ничего не смыслят в физике или нас держат за идиотов! Поэтому советую подойти к этому вопросу очень внимательно и сделать экранирование у специалиста или самому(в инете можно найти рекомендации по этой теме). Звук заметно очистится от «мусора». Можно также заменить конденсаторы на дорогие бумажно-масляные и поменять провода на посеребренные, запаяв дорогим припоем, но это так, для гурманов…
Теперь тремоло. Долгое время я играл на стандартном двухвинтовом, но вот однажды решил попробовать Fender Deluxe Locking Tremolo. Пилить и сверлить ничего не надо: встает он на те же штанги. Строить гитара стала намного лучше. Струну теперь необязательно выкидывать после обрыва, ее можно, смотав полвитка с колка, зажать заново, как на Floyd Rose. Но, в отличие от «флойда» и обычного фендеровского тремоло, ручка теперь не болтается, а сидит довольно плотно, поскольку фиксируется сразу в нескольких местах. Можно добиться того, чтобы она не люфтила, и, в то же время, плавно скатывалась вниз, когда ее отпускаешь. Вынимается и вставляется она одним движением руки, никакой резьбы! Просто нажимаете и она защелкивается! Единственный недостаток Fender Deluxe Locking Tremolo, это отсутствие пластмассового наконечника на ручке, что на его работе никак не сказывается, но придется привыкать к изменению дизайна. Зато плюсов оказалось столько, что я, недолго думая, поменял тремоло на всех стратокастерах.
До сих пор вспоминаю со смехом, как не обнаружил в коробке с тремоло ключа для зажима струны. Ну, ничего, подумал я и со словами: «Русский народ не поставишь на колени!» достал нужный ключ из банки, в которой у меня хранятся ключи на все, (ну или почти на все) случаи жизни. Бросив ключ в гитарный кофр я забыл об этой проблеме. Но вот однажды страт переложили в другой кофр и, я оказался на студии без заветного ключа. Поняв, что струны поменять не удастся, я вынул рычаг из тремоло, прежде чем положить гитару в кофр. Сидя с унылым видом и вертя ручку в руках, я вдруг заметил, что конец ручки, который вставляется в тремоло, представляет собой …тот самый шестигранный ключ. Через 6 секунд все струны были вынуты. Итак, мы имеем самодостаточное тремоло с «замками» для струн, которое в эксплуатации не требует никаких ключей! А я еще раз проверил на себе старое правило: прежде всего, прочитай внимательно инструкцию! Особенно когда кажется, что все и так знаешь.
Гитары >Гитара Riptide – гибрид стратокастера и телекастера
Гитаристы, которым не хочется менять гитары на сцене, часто спрашивают, нельзя ли «скрестить» стратокастер с телекастером. Изучив концепцию страт-теле, была разработана модель под названием «Riptide» ( Фото 1 ). Это практически идеальная гитара, объединяющая в себе преимущества стратокастера и телекастера. Сегодня я расскажу вам, как сделать собственную гитару типа Riptide. Стоит отметить, что часто бывает достаточно просто взять стандартный стратокастер и изменить схему распайки.
Плюсы стратокастера и телекастера:
Прежде всего, давайте поговорим о том, какие качества двух этих моделей пользуются самым большим спросом. Гитаристам нравится комфорт в игре на стратокастере, форма его корпуса, профиль грифа и баланс, а также комбинации звукоснимателей в параллельной распайке «бридж плюс средний» и «средний плюс нэк». Что касается телекастера, здесь очень популярно характерное звучание бриджевого датчика, регулировка бриджевого тона, звучание нэкового датчика и комбинация «бридж плюс нэк»(также в параллельной распайке).
Устройство гитары Riptide
Конструкция
За основу мы возьмем корпус стратокастера и кленовый гриф с V-профилем и палисандровой накладкой. Корпус выполнен из легкого ясеня. Именно его компания Fender чаще всего использовала при изготовлении первых моделей телекастеров. (Есть также и винтажные модели стратов с корпусами из ясеня, но для телекастеров это было более характерно.) Покроем корпус светлым лаком желтовато-коричневого цвета, чтобы он напоминал телекастер. Для телекастера очень важна конструкция со сквозным прохождением струн через корпус, поэтому вместо тремоло мы установим жесткий бридж с шестью индивидуальными седлами. На телекастере бриджевой датчик устанавливается прямо в металлический бридж. Это еще одна важная особенность этой модели. Поэтому возьмем металлический пикгард для стратокастера и установим звукосниматели в него. Мы обработали датчики порошковым покрытием, но их можно и покрасить.
Звукосниматели
Основная цель — дать стратокастеру как можно больше особенностей телекастера, не потеряв при этом характеристики страта. Сложность заключается в балансировке датчиков. Нам нужен звук телекастера на бридже, а также звук страта на комбинации «бридж плюс средний». Кроме того, нам нужно телекастеровское звучание на нэке, но выглядеть все это должно как стратокастер!
Чтобы достичь эффекта параллельной работы бриджевго и нэкового датчиков (а-ля телекастер), мы соединили переключатель вкл-выкл с нэковым датчиком. Эта идея не нова. Она встречается в модели стратокастера “7-Sound”. Мы изменили распайку двух ручек регулировки тона, так что одна ручка работает с бриджевым и нэковым датчиками (как на теле), а другая — со средним.
Бриджевой датчик сконструирован по типу бриджа телекастера, но его форма соответствует датчикам стратокастера, поэтому он очень хорошо подходит к корпусу для стратовских звукоснимателей и пикгарду. Этот датчик симулирует звучание бриджевого датчика на телекастерах начала пятидесятых годов. Все датчики для Riptide можно приобрести по отдельности или в комплекте за разумную цену. В качестве альтернативы можно взять модель Seymour Duncan Twang Banger Strat APST-1. Объединяя их со средним датчиком, настройте их чуть ниже, чем обычно на стратах.
Направление обмотки у среднего датчика Riptide совпадает с направлением обмотки бриджевого датчика. Мы сделали это специально, чтобы передать открытое, четкое звучание винтажных стратов. В гитарах типа страт средний датчик обычно компенсирует недостатки бриджевого, поэтому мы несколько изменили его конструкцию, чтобы получить классический стратокастеровский тон в положении «бридж плюс средний». Можно также взять датчик типа Fender Custom Shop ’54 Strat или Fender Texas Special, но у последнего направление обмотки не будет совпадать с направлением обмотки бриджевого датчика.
Рис. 1 — Схема распайки
Нэковый датчик имеет форму, стандартную для страта, поэтому он отлично подходит для соответствующего корпуса и пикгарда. В комбинации с бриджем он звучит как стандартный телекастеровский нэковый датчик, а когда он включен отдельно, его звучание напоминает нэк страта. В зависимости от того, какую ручку регулирования тона вы поставите, нэковое звучание телекастера начинает проявляться, если вы повернете ручку назад на 30 градусов. Нам не удалось найти подобные датчики на рынке, но можно приобрести металлический корпус (открытый и закрытый) для стратовских датчиков и поставить его на обычный датчик от стратокастера. Это приблизит звучание к тому, о чем мы говорили. Можно также провести провод от металлического корпуса к земле, как на настоящих телекастеровских датчиках.
Мы установили на гитару пятипозиционный переключатель. На схеме распайки для гитары Riptide ( Рис. 1 ) вы увидите все остальные особенности, отличающие ее от стратокастера. Вот и все на сегодня.
Теперь можно и попробовать взять за основу телекастер и «разбавить» его стратокастеровскими характеристиками! До скорого!
Мурат Шидаков
Итак, инструмент собран, более-менее отстроен и звучит.
Но устройство человеческого мозга таково, что, уважаемые дорчитатели, оставаться на достигнутом порой трудно..
Вот и сейчас, после месяца «окучивания» гитары душе захотелось совершенствовать инструмент. Пользуясь советами коллег по грифу на Guitar Player и Strat-Talk запланировал несколько путей совершенствования гитары.
Тремоло
Штатное стратовское тремоло из прошлой серии со своими обязанностями в принципе справлялось — строй держало (но во многом благодаря тремсеттеру), плавать—плавало, рычаг крутился вроде без люфтов. Но решение по закупке именно этого тремоло во-многом принималось в условиях лимита времени («лишь бы заказать»), и практика со временем показала, что бридж явился одной из слабых сторон гитары.
Приведу основные недостатки данного тремоло:
Знал бы прикуп, заказал бы роскошное Fender Deluxe Locking Tremolo, которое ставят на Делюксы и даже на Кастом Шопы, ему тот же Холстинин рассыпается в комплиментах, но его еще и найти надо. лично на eBay ничего подобного не видел
Не буду долго рассказать об преимуществах этого тремоло, но вкратце так: блок и седла из настоящей стали улучшают сустейн и атаку, пружины тщательнее возвращают каретку при рывках, крепление рычага обеспечивает и отсутствие люфтов, и свободную вращение рычага на месте.
Вместе с этим набором я еще до/заказал штучку под названием Callaham Full Aluminum Pickguard Shield:
Это такой алюминиевый лист под накладку (вместо фольги), который обеспечивает более надежное экранирование электронной схемы гитары. Такие пластины устанавливались на Стратокастеры еще с 1959 по 1963 год.
. итак, детали успешно установлены на инструмент, что я могу сказать? Сустейн заметно улучшился, причем до такой степени, что приходится подчищать игру, ибо когда непроизвольно цепляешь открытые струны, они начинают неприятно звучать при игре (считаю это только положительным вкладом сустейна!). Ну и рычаг двигается плавнее, нет люфта, отклонение ручки тремоло уже на градус вносит изменения в тоне, — в-общем, апргрейд сработал успешно!
Настоятельно рекомендую дорчитателям продукцию Callaham!
(По слухам, аналогичную сталь заказывает Кастом Шоп-отделение Фендера для своих деталей, так что можете ощутить качество металла и исполнения)
Порожек
Заказанный гриф приехал со штатным фендеровским пластмассовым порожком, который. ну сказать—не соврать — не способствовал тому, чтобы гитара «строила» при активных клевках рычагом тремоло. Приходилось мазать пазы под струнами графитовой смазкой, стараться меньше пользоваться рычагом — но в конце концов, мне это надоело (внимательный дорчитатель может обратить внимание, что дека пришла вместе с бланком нового порожка, но я ни в коем случае не кривлю душой, — опыт Сквайра тоже кое-чему научил, особенно третья струна, которая упрямо не хотела становиться на место).
Я задумался, чем заменить штатный порожек? Выбор был солидный:
Не буду приводить доводы в пользу того или иного сорта, сразу прокручу до пункта, где я решился установить на гитару порожек TUSQL XL (по советам тех же бывалых форумчан). Красочное описание на сайте гласит:
«Само-Смазывающийся Порожек с Интонацией» (вот она, сцуко, сила маркетинга!)
В порожке понравилось применение синтетического материала с примесью тефлона, ну и некая основательность бренда.
Вместе с декой от Warmoth, напомню, в заказе пришел бланк порожка TUSQ XL:
Для установки бланка на гриф предлагалось вспомнить уроки труда в школе и самому запилить порожек нужной формы и прорезями под струны. Stewmac в принципе продает наборы для самостоятельного запилежа порожков, но, ясное дело, их под рукой у меня не было! Пришлось пилить как получится. получилось не очень.
В конце концов плюнул и заказал с eBay уже готовый порог в упаковочке, вот такой:
Порожек был успешно установлен на гитару, ну и проблем с держанием строя стало заметно меньше. Явных улучшений тона я не заметил, но сустейн чуть улучшился, да и дергать рычагом стало как «по маслу» (шутка). В-общем, достойный апгрейд за свои небольшие деньги.
Чёрная пластика
В случайном порядке прогуливаясь по локальному музыкальному магазину, увидел в продаже черные круглые ручки потов под Стратокастер. Увидел и сразу загорелся глаз: классический Страт Ричи оснащался как раз черными ручками и крышками звукоснимателей. Сказано — сделано, ручки были закуплены и воодружены на гитару, получилось — на мой взгляд — вполне органично:
На случай отката на исходную позицию оригинальные белые кругляки лежат в заветной тумбе, можно поменять обратно как надоест.
Минус ритейнер
Если помните, гриф приехал ко мне с двумя штатно установленными ритейнерами. Один пришлось снять и закинуть в ту самую тумбочку после того, как я узнал, что он не нужен в моих локальных условиях.
Поясню: ритейнеры управляют углом наклона струны таким образом, чтобы она максимально перпендикулярно подходила к колку. Но ввиду того, что у меня стоят т. н. ’staggered’ (разноуровневые) колки, они прекрасно заправляют струны без малейших ритейнеров. Второй остался эстетики ради.
Резюмирую: апгрейд гитары произведен успешно, инструментом очень и очень доволен, что либо-менять в ближайшее время не планирую. Подбор комплектующих оказался успешным, и все комплектующие — исключительно фирменные и первоклассные. Инструмент считаю чистопородным «американцем», несмотря на некую «компонентность» конструкции. В поддержку этой версии добавлю, что ни одна гитара ни одного известного музыканта не была прям куплена в музыкальном магазине и прошла без изменений всю его музыкальную карьеру (по-крайней мере, Блэкмор, Мальмстин и Гилмор делали так, инфа 100 146%). Происхождение инструмента нисколько не мешает ему быть самым лучшим инструментом в регионе.
Ну и кроме того, этот инструмент построен исключительно по личным потребностям и спецификациям (навеянным легендарным Желтым Стратокастерам), — т. е. то, что я хотел лично сам и чего в конечном итоге добился:
Три гитарных мода, которые нужно обязательно попробовать: 2. Nashville Strat
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Что это? Это версия «Нэшвиллcкой распайки» – хитрого мода Телекастера, но применительно к Страту, который популяризировали Nashville Black Cats из Музыкального города (Нэшвилла). Некоторые гитаристы, играющие на Телекастере, ставят туда третий звукосниматель (и еще одну ручку для смешивания звука), тем самым обогащая звуковую палитру. Та же самая распайка отлично работает на Страте, на которому, к тому же, ну нужно тратиться на установку третьего звукоснимателя.
Плюсы: Появляется доступ к потрясающей линейки звуков, появляющихся из различных комбинаций звукоснимателей, включая совместную работу двух крайних датчиков – отличный звук, который не получить при стандартной стратовской распайке. Можно не только выбирать из 4х прикольных звуков, но и так же играться смешиванием звука традиционных 2й и 4й позиций стратовского 5типозиционника.
Затраты. Для этого мода нужен 3хпозиционных переключатель звукосниматель вместо стандартного пятипозиционника. Также придется пожертвовать возможностью использовать средний датчик отдельно. Средняя крутилка превращается в регулятор смешивания, а третья крутилка становится мастер-тоном.
Как это звучит. На Ex. 2 показана политра звуков, получающихся при совместной работе датчиков, которые не доступны на обычном Стратокастере. (Демо гитара – это Страт, собранный из различных частей с тремя звукоснимателями-lipstick. Хоть звучание этих датчиков отличается от обычных синглов, этот пример хорошо отражает диапазон возможных звуков). Также есть 1му и 5му стратовскому звуку.
Играя на гитаре, которая распаяна подобным образом, я изменил свое мнение о звуке совместно включенных датчиков. Не важно в каком положении находится переключатель звукоснимателей, вы всегда можете получить «противофазный» звук просто крутя ручку смешивания. Ручка смешивания похожа на диафрагму в фотокамере – в одном положении звук прямой и четкий, но крутя ручку дальше, звук становится мягче, приятнее и менее четким и размытым. Как по мне, так это более музыкальный и интуитивный подход к формированию звука.
Как это работает. Нэковый и бриджевый звукосниматель распаяны точно так же, как на обычном Телекастере – при средней позиции переключателя, включены оба датчика. Однако, средний звукосниматель выведен прямо на выход джека, миную потенциометры тона и громкости.
Это может казаться нелогичным: Неужели не нужно, чтобы регулировка тона влияла на оба звукоснимателя, при их совместной работе? Но кажется, что именно так звучит лучше. Добавляя высоких, звук становится холодным, с характерным звуком фазовой нейтрализации. Если же, наоборот, прибрать высокие, то звук становится темнее и теплее, однако сохраняя воздушность. Попробуйте и вы поймете!
Делаем сами. На Фото 2а я заменил стратовский пятипозиционник на трехпозиционнный переключатель, как на Теле. Я продел провод через две самые левые ножки переключателя со стороны пружины, и через две самых правых с противоположенной стороны. Также, я соединил бриджевый и нэковый звукосниматель, как показано на Диаграмме 2.
На Фото 2б соединил все земли. Землю от трех звукоснимателей, землю от выходного джека и землю от бриджа. Все эти земляные провода я припаял на обратную сторону потенциометра громкости, плюс дополнительные земляные провода на потенциометры громкости и смешивания. (Все потенциометры в этой схеме должны быть замемляны).
Нужно соединить выходы с потенциометра громкости и подмешивания на с выходом джека. На Фото 2в я снял джекплейт, чтобы второй подвести провод, соединяющий вторую ножку потенциометра подмешивания. (Вместо этого можно сделать Y-подобное соединение выше, в самой полости, усилив место спайки термоусадочной трубкой).
На Фото 2г показаны соединения на потенциометре громкости. Выходной джек подсоединен ко второй ноже, а выход с переключателя звукоснимателей (самая правая ножка с той стороны, где нет пружины) подсоединен к ножке 3 звукоснимателя. Первую ножку я согнул по подпаял к земле потенциометра, как обычно.
На Фото 2д показана разводка потенциометра подмешивания. Сигнальный провод о среднего датчика соединен с ножкой 3, минуя потенциометры тона и громкости. Ножка 2 соединена с выходным джеком.
На фото 2е показана разводка потенциометра тона. Ножка 3 соединена с ножкой 3 потенциометра громкости. Припаяйте один конец конденсатора тона к ножке 2 потенциометра, а второй — к обратной его стороне, на землю. Я использовал номинал в 0,022 мкФ (223). Это стандартное значение, но вы можете попробовать 0,033 мкФ (333) или 0,047 мкФ (473) для более сильного эффекта. Чем больше номинал конденсатора, тем больше вырез высоких. Если вам нравится, как звучит тот конденсатор, который у вас сейчас, то просто используется его и тут.
Небольшой совет по бриджевому датчику. Как и многим гитаристам, играющим на страте, мне одновременно нравится и не нравится звучание бриджевего звукоснимателя. Он отлично подходит для чистого, пронзительного звука, но в нем недостаточно весомости. Некоторые гитаристы устанавливают в бридж хамбакеры или другие звукосниматели с высоким выходом. Но вместо того, чтобы пытаться получить гибсоновский звук от Страта, я предпочитаю ставить телекастеровский бриджевый звукосниматель, сделанный в размер подходящий для Страта, например отличный Seymour Duncan Twang Banger. В нем, как и у датчика на Телекастере, металлическое основание, которое дает плотный, острый тон, более увесистый, чем обычный звук стратовского бриджевого датчика – и все это без потери фендеровского стекла.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!