Рыба что это в исламе

Риба как средство иблиса

Рыба что это в исламе. Смотреть фото Рыба что это в исламе. Смотреть картинку Рыба что это в исламе. Картинка про Рыба что это в исламе. Фото Рыба что это в исламе

Шайтан, как возгордившийся раб Всевышнего Аллаха, самостоятельной персоной быть не может. Он есть слуга Творца, как и все существа на Земле и на небесах, выполняющие волю Аллаха.

Иблис также реализует важнейшую функцию в нашем мире, соблазняя людей. Такое право он получил по своей мольбе, когда Всевышний решил уничтожить шайтана, отказавшегося от признания Адама. Право на соблазнение людей разного рода искушениями, которые исходят от их же нафса.

Это означает, что иблис просто усиливает разрушительные устремления нашего нафса, нашептывая ему те или иные желания.

Таким образом, шайтан создает диалектическую противоположность Аллаху, нужную для того, чтоб человек получил свободу выбора. Понятно, что борьба между Творцом и его созданием – иблисом – совершенно иллюзорна, она нужна лишь для того, чтобы определить будущую судьбу человека.

Попадет ли он в геенну ада, выполнив нашептывания врага людей, или сумеет отказаться от выполнения советов иблиса, вручая себя Аллаху? Именно в этом и есть смысл существования иблиса: он предлагает нам путь получения иллюзорных земных удовольствий и каждый из нас получает право выбора, и соответственного воздаяния Аллаха.

Среди «ресурсов» воздействия шайтана на наш нафс наиболее опасными выступают радость интимных отношений и накопление материальных богатств. Кроме них есть еще стремление к власти, но оно имеет отношение к высокоразвитым и способным людям, готовых нести тяжелое бремя правления.

Наверное, не будет ошибкой мысль о том, что наиболее распространенной опасностью для массы простых людей является тяга к материальным богатствам: деньгам в любой форме, особенно к золоту и серебру, к просторным коттеджам, к большим автомобилям и к тем многим вещам, радующим души людские.

Само по себе стремление к ним не является харамным действием, ибо Всевышний Аллах Милостив, Он дает возможность испытать и радости земного бытия. Все дело в тех методах и средствах, которые разрешены или запрещены шариатом.

В данном случае речь идет о получении прибыли за счет процентов от представленных ссуд и займов. В Исламе такой метод накопления богатств называется РИБА и подвергается резкой критике Писаниями мусульман. В суре «Аль-Бакара» Аллах дает конкретную информацию о последствиях использования ссудного процента:

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا ۗ وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ۚ فَمَنْ جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّهِ فَانْتَهَىٰ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ ۖ وَمَنْ عَادَ فَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ ۗ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ

«Те, которые пожирают ростовщическую прибыль (занимаются риба), восстанут из своих могил такими же, как восстает тот, кого повергает сатана своим прикосновением (как одержимый бесом). Это будет им за то, что они сказали: «Ведь торговля тоже подобна ростовщичеству. Почему она запретна?». А Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество, ибо в нем есть вред.

К кому придет положение о запрете ростовщичества от его Господа и он удержится от ростовщичества, покаявшись, тому будет прощено, что предшествовало до этого и дело его в День Суда будет у Аллаха. А кто продолжит заниматься ростовщичеством, то те станут обитателями Огня, и они в нем будут вечно пребывать.

Уничтожает Аллах имущество ростовщика и делает такое имущество лишенным благодати и многократно увеличивает награду за милостыню и делает имущество благодатным. И Аллах не любит всякого неверного грешника!» (сура Аль-Бакара: 275-276)

Сунна Посланника Аллаха также содержит конкретные хадисы, где он подвергает рибу принципиальной критике:

От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передается:

لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ آكِلَ الرِّبَا، وَمُوكِلَهُ، وَشَاهِدَيْهِ، وَكَاتِبَهُ

«Посланник Аллаха ﷺ проклял человека, поедающего проценты (который дает взаймы под проценты), берущего под проценты, обоих свидетелей сделки и того, кто записывает эту сделку». (Тирмизи, 1206)

Также от Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал:

مَا ظَهَرَ فِي قَوْمٍ الرِّبَا وَالزِّنَا، إِلَّا أَحَلُّوا بِأَنْفُسِهِمْ عِقَابَ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ

«Когда люди выявляют ростовщичество и прелюбодеяние, то они влекут на себя гнев Всевышнего». (Имам Ахмад)

Опасность рибы состоит в том, что такой способ накопления денег и материальных богатств отворачивает человека от созидательного, производящего труда. Не конкретные дела, как то: построенные дома, произведенные предметы и услуги, а махинации с банковскими счетами и ценными бумагами – становятся смыслом деятельности многих людей.

Такой вид обогащения в России назвали «халявным», то есть нетрудоемким, когда деньги копятся на почве финансовых пирамид, основанных на самом бессовестном обмане тысяч людей. По сути, деньги из одних рук переходят в другие путём лживой информации.

Понятно, что материальные богатства, полученные без затрат энергии, времени и здоровья прямым образом вредят душе людей. У них, увлеченных легким путем накопления денег, меняется моральный облик, легкие деньги туманят ум и разрушают душу. Потому что эти люди, уверенные в том, что ОНИ САМИ ЗАРАБОТАЛИ БОГАТСТВА, постепенно забывают Аллаха.

Для них смыслом существования становится не намаз, зикр и другие формы поклонения Всевышнему, а нервное ожидание колебаний курса валюты, радость от роста накоплений. Финал такой жизнедеятельности очень печален, однако таких людей жалеть не надо. Они сами выбирали такой харамный путь, послушавшись иблиса.

Поэтому все нормы и запреты, изложенные в Писаниях мусульман и шариате, имеют одну единственную функцию – воспитать у нас Любовь к Аллаху и Его творениям в этом мире. Таким образом, запрещая рибу, Всевышний просто спасает наши души для принятия их в свои райские сады.

Жесткое отрицание азартных игр также входит в категорию нравственных норм, имеющих отношение к защите человека от соблазнов иблиса, который желает уничтожить людей в этом и том мире. Вспомним, сколько семей осталось без квартир в лихие 90-е и сразу после них, проиграв свое жилье.

Лет десять назад, когда «лопнула» финансовая пирамида в нашем городе, газеты напечатали фотографию демонстрации протеста. К сожалению, там были и платки благочестивых мусульманок. Данный факт вызывает большие сомнения в истинности их веры в Аллаха.

Автор три года назад положил в банк на карточку немного денег «на черный день», чтобы при необходимости их можно было снять без лишней волокиты. Процентов нет. Автор часто вспоминает эти деньги, причем для некоторых они довольно значимы, и думает, что они могли бы принести определенную, хоть небольшую прибыль.

Однако священные требования Корана, Сунны и многовековые традиции наших предков не позволяют ему переступить черту. Есть у него другие проблемы, которые необходимо решить, чтобы с чистой душой предстать перед Творцом.

Итак, вопрос о рибе решен – эта тема запрещена в семье автора. Тем более, что у учителей никогда больших денег не было. Поэтому он очень благодарен Аллаху за такой подарок. Молит Всевышнего, чтобы Он помог и тысячам мусульман преодолеть эту опасную уловку иблиса и отказаться от рибы, чтобы иметь чистую душу, не увлекаясь материальными соблазнами шайтана.

Марат Якупов

Доктор философских наук, профессор кафедры общегуманитарных наук БашГУ

Источник

Риба: определение, виды и примеры

Запретив ссудный процент (риба), шариат ведёт экономику по своему особенному, исламскому пути. Капитал, согласно исламу, призван не увеличивать денежный оборот, а служить развитию и росту производства. Всевышний Аллах сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото только в равном количестве и серебро на серебро только в равном количестве» (Муслим).

Вместо традиционной для обычных банков формулы «Д-Д» кредитные операции, согласно шариату, всегда привязаны к процессу реализации или производства товаров и услуг: «Д-Т-Д». Вознаграждение – следствие работы, участия в рисках и ответственности. Таким образом, прибыль кредитора является результатом операций, создающих реальные товары, из чего следует, что капитал работает только в производственных целях.

Риба – важный принцип исламских торговых отношений, который, зачастую понимается намного более узко, чем описан источниками шариата. Мы дадим определение риба и остановимся на его основных видах и положениях, чтобы читателю было легче усвоить основные принципы по данной теме.

Виды риба

Риба относится к двум сферам договоров: к сфере торговли и к сфере долгов. Каждая из этих двух сфер в свою очередь включает в себя по два вида договоров риба.

Договора риба в сфере торговли:

Определение риба в сфере торговли

В арабском языке слово «риба» означает «увеличение». В терминологии шариата (в сфере торговли) – это акт (сделка), при котором происходит обмен определённых видов имущества в неравных количествах (а также равенство которых не известно на момент акта) или с отсрочкой выплаты с одной или обеих сторон. Это определение риба в сфере торговли, о риба в сфере долгов речь пойдёт ниже.

Под «определёнными видами имущества» имеются в виду те виды, на которые распространяются положения риба. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль в равном количестве, из рук в руки. Если же вы обмениваете разные виды из этих товаров, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки» (Муслим). В хадисе перечисляются золото, серебро, пшеница, ячмень, финики и соль. Методом шариатской аналогии (кияс) учёные постановили, что к имуществу, на которое распространяются положения риба, (по одному из мнений) относятся два вида:

1) золото, серебро, деньги (то есть то, что выражает стоимость товаров);
2) еда (человека).

На все другие виды имущества положения риба (в сфере торговли) не распространяются. Однако это не касается риба в сфере долгов, о чём будет сказано ниже. Под отсрочкой выплаты имеется в виду ситуация, когда одна из сторон или обе стороны не получают товар непосредственно во время сделки. То есть если сделка представляет собой обмен товаров, которые относятся к деньгам или обмен товаров, которые относятся к еде, то они должны переходить от покупателя к продавцу и наоборот непосредственно во время заключения сделки. В противном случае сделка будет расцениваться как риба.

Виды риба в сфере торговли

1. Риба разницы (риба аль-фадль) – когда происходит обмен товаров одного вида, который относится к одной из двух категорий имущества (1 – ценности, 2 – еда человека), на которые распространяются положения риба (то есть обмен денег на деньги одной и той же валюты (а также золота на золото и серебра на серебро) или еды на еду одного вида), и при этом они обмениваются не в равном количестве.

Таким образом, для констатации риба разницы необходимо, чтобы обмениваемые товары не только относились к одной из двух категорий товаров риба, но и чтобы они были одного вида. Например, если килограмм пшеницы обменивается на два килограмма пшеницы (к примеру, по причине разности сортов), 5000 рублей на 5100 рублей (к примеру, при размене крупных купюр на мелкие деньги), 500 граммов золота на 600 граммов золота (к примеру, по причине разницы в пробе) – такие сделки относятся к риба разницы.

То есть не берётся в расчёт различие в качестве товаров, их сорте и т. д.

Если же обмениваются разные виды одной категории товаров риба, то в таком случае их обмен в неравном количестве будет дозволен. Например, дозволено обменять два килограмма ячменя на один килограмм пшеницы или сто долларов на три тысячи рублей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, соль на соль в одинаковом количестве и из рук в руки. Кто добавил или требовал добавки, тот впал в риба. Берущий и дающий в этом одинаковы» (Муслим). В хадисе, который уже приводился выше, передаётся: «…Если же вы обмениваете разные виды из этих товаров, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки».

2. Риба отсрочки (риба ан-насаи) – когда происходит обмен товаров внутри одной из двух категорий имущества, на которые распространяются положения риба, и при этом одна из сторон или обе стороны не получают товар непосредственно во время сделки. То есть одна или обе стороны приобретают имущество за долг.

Для констатации риба отсрочки необязательно, чтобы обмениваемые товары относились к одному виду товаров риба. Достаточно, чтобы они относились к одной из двух категорий товаров риба.

Например, если сто долларов обменять на три тысячи рублей в долг, когда одна или обе стороны не получают денег непосредственно во время акта, то такая сделка будет относиться к риба отсрочки. Так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…Если же вы обмениваете разные виды из этих товаров, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки» (Муслим).

Общие выводы относительно сделок риба в сфере торговли

При обмене имущества одной категории товаров риба и одного вида (например, рубли на рубли) необходимо наличие двух условий, без которых сделка будет расцениваться как риба:

1. Товары должны обмениваться из рук в руки.
2. Товары должны обмениваться в равном количестве.

При обмене имущества одной категории товаров риба и разных видов (например, рубли на доллары) необходимо наличие одного условия, без которого сделка будет расцениваться как риба:

1. Товары должны обмениваться из рук в руки.

При обмене товаров разных категорий товаров риба (например, рубли на хлеб) никаких подобных ограничений нет.

Договора риба в сфере долгов:

В основе любой долг, в котором обусловлена какая-либо прибыль или выгода для займодавца, расценивается как риба. Среди договоров риба в сфере долгов можно выделить следующие:

1. Риба долга (риба аль-кард) с изначальным условием надбавки – когда займодавец, давая долг заёмщику, ставит перед ним условие, чтобы он вернул долг с надбавкой. Например, займодавец даёт заёмщику 100 тысяч рублей на один год и ставит перед ним условие вернуть через год 110 тысяч рублей.

2. Риба просрочки (риба ан-насиа) – когда займодавец даёт долг заёмщику и требует с него выплату штрафа за просрочку возврата долга. Например, когда займодавец даёт заёмщику 100 тысяч рублей в долг на один год и берёт с него штраф в случае, если он отсрочит ему выплату долга ещё на два месяца. В данном случае не имеет значения, был ли штраф обусловлен изначально или нет – в любом случае такой штраф будет относиться к риба просрочки.

В риба в сфере долгов учитываются все виды имущества, а не только две категории, касающиеся риба в сфере торговли.

Заключение

Аллах говорит в Коране (смысл): «Но Аллах дозволил торговлю и запретил риба. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно. Аллах уничтожает риба и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (сура «Корова», аяты 275, 276).

АбдульМу’мин [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Источник

Ростовщичество в Исламе (риба)

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1].

Риба (ростовщичество) в мусульманском богословии — любая прибавка (надбавка), прописанная в договоре и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего канонам) обоснования (эквивалента, возмещения).

К примеру, человек или организация дали индивиду один миллион долларов на год и обязывают договором вернуть этот миллион через год с 10%-й надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) — это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это — процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял[2]. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это — лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.

Поэтапный запрет ростовщичества в Исламе

Введение запрета на ростовщичество в Исламе, подобно введению запрета на употребление спиртного, происходило поэтапно, по мере ниспослания строк Священного Писания:

«Все то, что вы передали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей, оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь Божественного благословения]» (см. Св. Коран, 30:39);

«[И были наказаны они (иудеи) Богом] за то, что занимались ростовщичеством (брали проценты), а это было запретно для них; за то, что они незаконно поедали (забирали) имущество других. Безбожникам из их числа Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] уготовили болезненное наказание» (см. Св. Коран, 4:161);

«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130);

«Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества» (см. Св. Коран, 2:275).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Бога, Господа) [проблемы различного характера будут пропорционально развитию и распространению этих двух грехов в обществе лишь увеличиваться и нарастать]»[3].

Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.

На сегодняшний день кредитование возможно только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях[4]. Лучше будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Всевышний запретил ростовщичество. А как тогда в мусульманских странах работает банковская система, которая предполагает кредитование под процент?

Разрешается ли воспользоваться услугой банка по предоставлению кредита на покупку квартиры в рассрочку? Примерно такая схема: я плачу 30% от стоимости квартиры, а остальные 70% платит банк. В течение 5 лет я расплачиваюсь с банком равными долями плюс за кредит 10% в год.

Процентные взаимоотношения запрещены в Исламе, и это всем хорошо известно. Однако есть мнение ученых, что из этого правила можно делать исключение в тех случаях, когда система денежных взаимоотношений основана на процентах и люди волей-неволей вовлечены в нее. Это исключение касается неисламских государств. Но, к огромному сожалению, сегодня такая система существует практически во всех государствах, в том числе и в мусульманских.

Мы должны избегать процентных отношений и получения доходов с них независимо от нашего места пребывания, так как Коран явно запрещает это. Однако если вы вынуждены по стечению обстоятельств оплачивать процент, на выплату которого вы дали документальное согласие, то, возможно, Всевышний не накажет вас за это. Вера — это не усложнение жизни, а облегчение. К тому же взятые на себя обязательства, особенно письменные, мусульманин должен выполнять.

Кредитование допустимо только в вынужденных ситуациях[5]. Наиболее правильным будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Суть данного запрета в том, что человеку непозволительно заниматься накопительством и жить, бездействуя, на проценты с накопленного за счет других.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 297, хадис № 3725; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7256, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 92; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 376, хадис № 1209, «хасан сахих»; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Т. 1. С. 171.

[2] Богословских определений у слова «риба» немало, здесь приведено основное его смысловое значение.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3697–3764; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 102–109. Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 218; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 503.

[3] Хадис от Ибн Мас‘уда. См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 6. С. 358, хадис № 3809; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 303, хадис № 3809.

[4] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 108, 109, 408–410.

В Коране, например, сказано: «Воистину, запретил вам [Господь] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога. А кто будет вынужден, не являясь при этом преступником и грешником (не совершая при этом преступления или греха), то Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 16:115).

[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 408–410.

Источник

Риба (ростовщичество)

Ростовщичество является одним из самых распространённых грехов последних времён. И по этой причине в нашем обществе непросвещённый человек может прийти к выводу, что это и вовсе дозволенное действие.

Риба – мусульманское понятие, буквально означающее в переводе с араб. «прирост», «ростовщичество», «увеличение». Современная трактовка – сделка, дающая одной из сторон прибыль без затраты на её получение какого-либо труда. Согласно шариату, это тяжкий грех.

Виды риба

Две основные категории:

Многие считают, что риба – это торговля. Они правы, но здесь нужно добавить: торговля неправедная.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Господь проклял поедающего проценты, берущего под проценты, свидетеля данного процесса и писаря» (Ахмад).

Причины греховности риба

Ислам призывает своих последователей к бескорыстной помощи братьям по вере. Запретов на действия, приносящие пользу, нет. Но риба наносит вред занимающему и этим нарушает одну из главных заповедей.

К тому же ростовщичество отдаляет людей друг от друга. Когда одному тяжко и некуда деваться, другой должен бы ему помочь без желания извлечь из ситуации выгоду. А выгода извлекается.

По поверьям, местность, где процветает риба, обречена на неплодородие и уход благодати. А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что у человека, совершившего такой грех, в утробе рождаются скорпионы и змеи.

Аллах наложил на приветствующих риба особую кару: в день Суда они будут воскрешены как маджнуны, т.е. сумасшедшие. И по этому признаку другие смогут узнать грешников.

В сборниках хадисов много изречений о вреде риба и каре, которая ждёт нарушивших запрет Аллаха. Приведённые здесь – одни из самых мягких.

Причиной запретности данного соглашения выступают вес и объём: когда производится обмен товарами одного вида, но разного веса и объёма, это и есть ростовщичество. Например, пшеница измеряется в килограммах, а масло – в литрах, то есть в разных единицах. И человек, продавший один килограмм пшеницы за два килограмма или один литр масла – за два литра, впадает в грех риба – так как, хотя товары одного вида, они разного веса или объёма. Также обязательна моментальность совершения сделки, без какой-либо отсрочки.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказано:

«Не продавайте одну меру ( сах ) за две, две меры – за три» («Дару Кутни»).

Это общее решение, связанное с мерой веса и объёмом пищевых товаров, действительно и в отношении золота и серебра. Если кто-либо окажется в вышеприведённой ситуации, то ему запрещается производить сделку в отношении товаров разного веса и объёма. Также запрещается заключать её с отсрочкой. В случае если отсутствуют причины запрета на данную сделку, то есть совершается обмен товара разного вида, но одного веса и объёма (например, килограмм пшеницы обменивается на литр масла), то такая сделка действительна. Если же вы обменяли пшеницу на другую пшеницу, одинакового веса, то сделка также действительна, если не была оговорена отсрочка, так как в данном соглашении обязательна моментальность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *