С чего начать изучать религию христианство
Восемь шагов новоначального христианина
Начиная свой христианский путь, новоначальный христианин, или, как нынче принято говорить, воцерковляющийся человек, становится заложником скудности собственных знаний о православной вере. Хочется поступать как положено христианину, а вот как положено – не всегда понятно. Обращение к современным источникам информации порой даже больше затрудняет поиск нужных ответов. В интернете информации столько, что за всю жизнь не перечитать, а полки в книжных магазинах поражают обилием православной литературы. Очень легко потеряться в таком море информации. В этой публикации кратко описаны восемь шагов, которые помогут новоначальному христианину правильно выстроить свою духовную жизнь и укрепляться в вере.
1. Изучение Священного Писания
Священное Писание – это источник Божественного Откровения, из него мы узнаём о Боге и Его заповедях. Основа христианского вероучения – Евангелие, название это переводится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изучать Евангелие и постигать учение Христово, которое в нем содержится. У христиан нет никаких тайных знаний о Боге, мы черпаем знания со страниц Священного Писания. И для священника, и для мирянина Евангелие одинаково, и все в одинаковой степени призваны соблюдать те заповеди, которые дал Господь. Поэтому для христианина важно читать и изучать Священное Писание.
Чтение стоит начинать с Нового Завета, с Евангелия, ежедневно прочитывая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо помнить, что вдумчивое его изучение не предполагает поспешности. Поэтому совсем не лишним будет параллельно с чтением пользоваться толкованиями святых отцов, в которых глубоко раскрывается суть евангельских повествований.
Очень хорошо будет присоединиться к группе по изучению Священного Писания. Такие группы, очные и дистанционные, бывают при храмах и православных учебных заведениях. При выборе дистанционной группы в интернете надо удостовериться, что группа православная, иначе есть риск попасть к сектантам или еретикам.
2. Личная молитва
Для христианина очень важно научиться правильно молиться, поскольку молитва – это стержень духовной жизни, живое общение с Богом. Начинать надо с самого простого – молитвы «Отче наш», которую дал нам Господь Иисус Христос. Несмотря на кажущуюся простоту, эта молитва очень глубока по своему содержанию и фактически охватывает всю жизнь человека. «Отче наш» — это та молитва, которую каждый христианин должен знать наизусть.
Конечно, можно молиться и своими словами, испрашивая у Господа потребное для души и тела и благодаря за милости. Но будет правильным прибегнуть к многовековому молитвенному опыту Церкви, который содержится в различных молитвах, написанных святыми отцами. Из таких молитв составлены специальные сборники – молитвословы. В них содержатся утренние и вечерние молитвы, молитвы, которые читаются перед Святым Причащением, и многие другие. Начав с регулярного чтения «Отче наш» утром и вечером, закрепив это делание как обязательное духовное занятие, можно приступать к чтению утренних и вечерних молитв из молитвослова. Поначалу может быть затруднительно прочитывать все молитвы, поэтому можно добавлять их понемногу.
Молитвы написаны на церковнославянском языке, что поначалу может создавать определенные сложности – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непонятны. В этом случае стоит обратиться к толковым молитвословам, разобрать молитвы, пользуясь параллельным переводом. Бездумное повторение непонятных слов и выражений не приносит никакой духовной пользы. Молитвы – это не заговоры или заклинания, а благоговейная беседа с Богом. Очевидно, что беседовать нужно осмысленно, иначе есть вероятность быть не услышанным. Также необходимо помнить, что суть – это не механическое вычитывание молитв, а именно сама молитва, со вниманием, сосредоточением и пониманием прочитанного.
3. Участие в богослужениях
Молитва бывает не только личной, но и общественной. Церковь – это не только здание храма, которое мы привыкли так называть, но, в первую очередь, это совокупность христиан во главе с Иисусом Христом. Господом и апостолами мы научены собираться вместе для молитвы и благодарения Бога. Поэтому одной из практических сторон духовной жизни православных христиан является участие в совместном богослужении. Православное богослужение невероятно интересно и глубоко по своему содержанию. Оно очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия. Для изучения церковных служб существует множество пособий в разных форматах.
Не стоит смущаться и того, что поначалу непонятен язык богослужения, ведь оно совершается на церковнославянском языке. Он, как и всякий язык, для полного понимания требует углубленного изучения, но на первом этапе будет вполне достаточным изучить переводы богослужебных текстов с пояснениями к ним.
Главное православное богослужение – это Божественная литургия. Также ее называют евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение», ведь благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения. Во время литургии верующим под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спаситель показал пример первой евхаристии, совершив Тайную вечерю со своими учениками, и впервые причастив их.
Именно с литургии и стоит начинать свое знакомство с православным богослужением. Участие в евхаристии – жизненно важное для православного христианина дело. Традиционно христиане собираются для совместной молитвы в воскресный день, который именуется малой Пасхой, и причащаются Святых Христовых Тайн за Божественной литургией.
4. Изучение основ православной веры
Духовное наследие Церкви невероятно обширно – догматика, каноны, творения святых отцов и многое другое. Углубленное изучение богословских дисциплин является задачей для священнослужителей, богословов, но также вполне доступно каждому желающему. Новоначальный христианин рискует потеряться в обилии информации, если начнет хвататься за всё сразу. Какой бы интересной и привлекательной для чтения ни была предлагаемая в различных источниках информация, начинать надо с малого. Нельзя сразу кормить младенца твердой пищей, сначала он растет на молоке матери.
Самостоятельное изучение основ Православия стоит начать с «Символа веры» и пояснений к нему. «Символом веры» называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения. Он состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
Далее стоит углубиться в изучение информации о Таинствах Православной Церкви. Выше уже было сказано о Евхаристии – это одно из семи Таинств. Полезным будет и ознакомление с православным календарем – праздниками, постами, житиями святых.
Самое надёжное образование – системное, самое ценное – очное, к нему относятся катехизические беседы и занятия в воскресной школе для взрослых. Кроме знаний они вводят человека в общину верующих. Существуют и дистанционные курсы, среди которых можно выделить Просветительские курсы при Сретенской духовной семинарии.
Пособия для новоначальных можно найти в разделе Катехизация нашего портала.
Рекомендуем также воспользоваться библиотекой «Азбуки веры». В ней содержатся тысячи трудов, поэтому начинать стоит с раздела «Что читать христианину».
5. Покаяние как переосмысление и изменение жизни
Начиная христианскую жизнь, человек должен задуматься о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Критерием для такого осмысления собственной жизни является Евангелие, учение Христово. Принимая Христа как Спасителя, человек принимает и условия спасения. Бог спасает нас, но не без нашего участия. Условия спасения – это покаяние в грехах, исправление и жизнь по заповедям Божьим. Нельзя упорствовать в грехе, называя себя христианином. Грехи следует исповедать и стараться больше к ним не возвращаться.
Таинство Покаяния (Исповедь) даёт возможность христианину получить прощение грехов от Бога для последующего исправления. Исповедь принимает священник, который является свидетелем покаяния человека перед Богом. Выслушав исповедь, он совершает видимый знак отпущения грехов – читает разрешительную молитву.
6. Самонаблюдение
Христианин должен быть внимателен к себе, к своим поступкам и отношениям с другими людьми. То, что казалось простым и привычным до обращения к вере, может стать недопустимым для христианина. Такие «повседневные» грехи как осуждение, пустословие, раздражение, гнев, сквернословие и многие другие – это то, с чем придется ежедневно бороться. И тут без самонаблюдения никак не обойтись. Придется бить себя по рукам и прикусывать язык, стараясь исключать эти грехи из своей повседневной жизни. Тут в помощь усердная молитва и регулярная исповедь. Чем больше усердия в добродетели, тем больше и помощи от Господа.
7. Добрые дела
Изучая Евангелие, мы встречаем слова Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Христово в первую очередь о любви. «Любовь есть исполнение закона», – пишет апостол Павел ( Рим.13:10 ).
Любовь без добрых дел немыслима. Христианин призван Спасителем любить ближнего: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближний – это не только родственник или друг, а всякий человек, встречающийся на жизненном пути. Любовь к ближнему – это не просто слова, а, в первую очередь, дела. Дела, на которые толкает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).
Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необходимости проводить специальную классификацию добрых дел. Всегда, когда есть возможность сделать добро, нужно стараться делать его во славу Господа.
8. Обретение духовника
Новоначальному христианину может быть довольно сложно в духовных вопросах. Духовная жизнь полна «подводных камней» и сложностей. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый. Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. С опытом приходит духовное внимание и ви́дение. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник. Это священник, который будет помогать расти духовно, наставлять в вере и благочестии, принимать исповеди.
Как обрести духовника? Нужно усердно молиться, чтобы Господь помог в этом деле. Важно не стесняться обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Не нужно бояться отвлечь священника от потенциальных «более важных вопросов». Ответы на духовные вопросы прихожан – прямая обязанность приходского священника. Если общение со священником складывается, и советы его помогают духовному росту, то, возможно, это и есть тот самый искомый духовник.
Не всегда бывает возможность задать все вопросы, которых порой собирается немало, духовнику лично, тогда можно получить ответ на нашем сайте в разделе «Вопросы и ответы».
На пути в Царство Небесное новоначального христианина подстерегает много искушений, проблем, да и просто непонятных вещей. Поэтому настоятельно советуем ознакомиться с Основами духовной безопасности.
Основы катехизации и воцерковления
Сейчас в разделе чел.
Обновления на почту
©2021 Катехизация и воцерковление
Миссионерский кружок при миссионерском обществе во имя мч. Николая Варжанского
Особенностью обучения в Миссионерском кружке является то, что его преподаватели – практикующие миссионеры. Все дисциплины ведутся в строгом соответствии со Священным Писанием, Священным Преданием и миссионерской традицией Церкви.
Заповеди. Тексты Священного Писания
Книга составлена по благословению архимандрита Венедикта (Пенькова), наместника Оптиной Пустыни.
Соломинка: 10 шагов ко спасению. Руководство для тех, кто готовится к Таинствам Крещения, Исповеди, Причастия, Венчания
Радость моя, Христос Воскресе! Именно с этими словами преподобного Серафима Саровского мы обращаемся к каждому, кто взял сегодня в руки «Соломинку».
Библейская катехизация — Андрей Черняк
Итак, сегодня мы с вами начинаем новый цикл занятий, он и для вас, и для нас новый. Что это за занятия? В истории Церкви буквально с самого начала ее существования известно, что людей нужно готовить к вхождению в Церковь…
Советы желающим грамотно спорить и отвечать на вопросы о Церкви
Как православный христианин должен реагировать на вопросы о Церкви? Что и как должен отвечать? Должен ли вступать в споры и если да, то как? Ниже приведены некоторые советы желающим грамотно отвечать на духовные вопросы и вступать в полемические споры.
Организация работы с подростками и молодежью в Русской Православной Церкви
В предлагаемом издании рассмотрены богословские аспекты организации церковной работы с подростками и молодежью, теоретико-методологические основы и принципиальные положения молодежного служения, технологии работы с добровольцами.
Катехизические беседы — протоиерей Олег Давыденков
В цикле катехизических бесед отец Олег систематически, понятным языком излагает основы православной веры, дает определения главным понятиям и подкрепляет свои слова цитатами из Писания и святых отцов.
Онлайн-катехизация. Курс в Школе православной психологии
В Школе православной психологии заработал катехизаторский онлайн-курс «Стать православным. Катехизация и начала духовной жизни».
Разговор с молодыми: О Боге, любви, красоте — священник Павел Карташев
Эти беседы состоялись в некоторых школах и институтах. В их основе — желание помочь молодым людям увидеть себя в мире. Во-первых, увидеть мир: землю, звезды и бесконечность — то есть пространство.
Основы православного нравственного учения
В книге рассматриваются основы христианской нравственности — заповеди, данные человеку Богом в Ветхом Завете и в Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа; объясняется соотношение ветхозаветного Закона, естественного нравственного закона и Закона Христова; разбираются понятие греха и основы православной аскетики.
Православие для чайников. Протоиерей Игорь Рябко
Самое сложное – обратить в православие православных. Сегодня церковь наполняют люди, которых можно условно разделить на две категории – православные […]
Самое сложное – обратить в православие православных. Сегодня церковь наполняют люди, которых можно условно разделить на две категории – православные и православнутые.
Для миссионерской работы последняя категория самая сложная. Им сложно доказать, что сущностный смысл православной традиции – это не косынки до бровей и не юбки покроя «тумба ортодоксия», это даже не улыбчиво-душевные винипухоподобные батюшки и не сентиментальный заунывный хнык православных бардов, и что даже «Блаженны не взявшие ИНН» в нагорной проповеди не упомянуты.
Цель данной статьи – рассказать кратко и просто о сущности православного вероучения.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете [1]
Вера – это право человека признавать существование того, что нельзя не только попробовать на зуб, пронюхать и пощупать с помощью новейших щупальцев науки, но даже логически доказать. На земле нет неверующих людей. Веруют все. Просто одни верят в то, что Бога нет, а другие в то, что Он существует. Всякие попытки рационально прописать Бога в нашем человеческом ЖКХ – бессмысленны. Бог так устроил потому, что эта прописка нам бы Его навязала. А Он не хочет насильно претендовать на жилплощадь в нашей душе. Бог подобен «нищему, просящему подаяния любви у дверей души и никогда не дерзающего их взломать»[2].
Человек, в отличие от животного, не просто рефлексирует обо всем том, что касается его бытия в этом мире. Он еще призван наделять смыслом то, что с ним происходит. Он всегда должен знать ответ на вопрос «зачем?»: «Зачем я учусь, клею обои, сажу картошку…» Но ключом к ответам на самые разные жизненные вопросы должен быть ответ на главный вопрос – «зачем я живу?»
Вариантов ответа на него немного. Или я покойник в отпуске и живу до тех пор, пока меня не станет. Или же ТАМ «что-то есть». А значит, есть и высший смысл в моей жизни. Если человек принимает такую систему координат, в которой найдется место Богу и духовному миру, то он становится человеком религиозным, или, проще говоря, верующим. Если же религиозность начинает влиять на жизненные ценности человека и поведенческие мотивы, то он при этом еще становится, как говорят, «практикующим верующим», т.е. не пустоцветом, а человеком, в котором вера начала приносить определенные плоды.
Credo quia absurdum est [3]
Любая религия начинает свое учение с определения Бога. По Православному вероучению Бог единый по существу и Троичный в Лицах. У Бога три Лица – Отец, Сын и Святой Дух. Каждое из Лиц Троицы является Богом. Но при этом не три Бога, а Один. Троица Нераздельная и Единосущная.
Как бы ни пытались наши катехизисы объяснить, почему у нас 3=1, понятнее от этого нашему ratio не становится. Мы по-прежнему инстинктивно пытаемся дать четкую дефиницию Богу так же, как мы даем определение всему тому, что нас окружает. Для нас важно указать место для каждой вещи в нашем мире. Для этого ее нужно идентифицировать, запротоколировать и инвентаризировать в нервных волокнах нашего мозга. Но при этом мы забываем о том, что Бог не вещь, а Первопричина.
Возможности нашего понятийного аппарата весьма ограничены даже по отношению к нашей земной реальности. Мы можем дать определение карандашу, ведру или ложке. Но какими словами можно объяснить динамически меняющееся состояние влюбленности, или что чувствует человек в состоянии психической болезни. Большинство из наших внутренних переживаний и ощущений вообще не поддаются точному определению и смысловой детализации. Еще меньше возможности у нас выразить понятийно то, что происходит в макро- или микромире. И невозможно вовсе описать реальность мира духовного. Любые попытки преподобного Серафима Саровского сформулировать словами то, что он увидел после того, как попросил Бога показать ему Небесные обители, были безуспешными. Так же, как и у апостола Павла, который слышал в духовном мире «глаголы неизреченные» ( 2 Кор. 12:4 ). Небесный ангел, показав преподобному Макарию Египетскому то, что случается душе претерпеть после разлучения с телом, при этом не забыл предупредить: «Смотри, это лишь жалкое подобие того, что происходит с душой после смерти на самом деле». Но есть ли способ изъяснить неописуемое? Есть, вот например.
За окном цветет весенний сад. У окна сидит человек, который родился слепым. Он не знает, чем один цвет отличается от другого. Он меня попросил: «Опиши мне, что ты видишь сейчас за окном». «Хорошо, – ответил я, – Семь нот – это семь цветов радуги. Вот послушай, как цветет сад весной». Я сел за рояль и стал играть музыку цветущего сада…
Иисус Христос в Евангелии говорит о нравственных вещах прямо, а о Царстве Небесном – притчами. Причина этому очевидная – в нашем языке нет ни слов, ни понятий, которые могли бы выразить реалии духовного мира. И уж тем более у нас нет и быть не может слов, которые могли бы адекватно описать представления о Самом Боге. Все те имена, которыми именует Священное Писание Бога, лишь в некоторой, малой степени приоткрывают нам то, Кто Он есть Сам по Себе. Но даже это Откровение является для нас непонятным и неизъяснимым. То, что оно для нас является таковым, лишь в очередной раз подтверждает мысль о том, что православное учение о Боге не является производным человеческой логики и здравого смысла. На этот факт и обращает свое внимание один из древних христианских апологетов, говоря: «Верую, потому что абсурд» [3]. Понять православное учение о Троице мы не можем, но бесконечно познавать можем и должны. Познание Бога – это не логическая цепочка последовательных умозаключений и выводов, а аскетическое молитвенное восхождение к Богу по лестнице духовных доброделаний.
Мы — источник веселья и скорби рудник.
Мы — вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
Омар Хайям
Не менее важно для человека было дать определение и самому себе. Как мы только себя ни называли: «общественное» (Аристотель), «иррациональное» (З. Фрейд), «испорченное» (Ж. Ж. Руссо), «животное», «кожная болезнь земли» (Ф. Ницше), «существо»; «между ангелами и животными» (Фома Аквинский), «стремящееся быть собственником» (Макиавелли), «которое ощущает собственное бытие как проблему» (Э. Фромм), «творец собственного Я» (И. Фихте) или «скульптор своего образа» (Пико делла Мирандола). Диоген даже среди бела дня с фонарем в руках человека так и не нашел. А современные психологи потеряли его окончательно в тумане искусственных построений. Порадовали нас только генетики, которые наконец-то узнали, что геном мыши и человека совпадает на восемьдесят процентов. Правда понятнее сами себе мы от этого не стали и дальше Сократовского «Nosce te ipsum» [4] так и не продвинулись. В конце концов, наука махнула на человека рукой и с отчаяния разрезала по кусочкам. Тело отошло медикам, душа педагогам, мозги психологам, чувства политологам. Но для всех них человек так и остался животным.
В самом деле, с животными у нас много общего. Мы носим в себе животное тело, инстинкты, рефлексы и прочее. Мы так же конкурируем и боремся за выживание. Вот только из всех животных на Земле мы самые несчастные. Все животные приспособились к окружающей среде и минимизировали усилия, необходимые для выживания. Мы же, в отличие от них, создали свой сложно устроенный искусственный мир, выжить в котором невыносимо тяжело. Для этого нам, в отличие от животных, нужно намного больше знаний, умений и навыков. А зачем? Для той же цели, что и у них – для выживания. Тогда очевидно, что эволюционировали больше не мы, а они, так как животные лучше приспособлены для этой цели. Да и то, что радикально отличает нас от животных, делает нас скорее несчастными, чем счастливыми. Бегая вместе с ними по вечному кругу жизни, мы, увы, еще можем, с тоской смотря на Небо, задавать себе «вечные вопросы». А в конце пути, упав на обочину жизни и превратившись вместе с ними в прах, так и не понять, зачем жили и куда бежали.
Так проживаются миллионы судеб.
Библия о человеке
Священное Писание вполне согласно с той позицией, что человек – это животное. Но не только. Да, мы носим в себе все то, что есть в слоях животной, растительной и неорганической жизни. Но с другой стороны, человек является гражданином духовного мира, гражданство которого удостоверятся штампом образа Божьего, которым запечатлен каждый входящий в мир человек. Этот образ дает нам личностное начало, свободу выбора, осмысленность бытия. Но своего гражданства человек был лишен за нарушение законов жизни на своей райской родине и был депортирован в чуждую и враждебную ему страну.
«Мы заболели обезбоживанием,
спрятавшись от Бога в кустах своей самости»
Спаситель Иисус Христос
Бог вочеловечился, чтобы мы обожились.
Афанасий Великий
Узри, о Боже, взор мой безутешный
И сердце, что раскрыл я пред Тобой,
На путь наставь мой разум многогрешный,
Но будь Целителем, а не Судьей.
Григор Нарекаци «Книга скорбных песнопений»
Поскольку дотянуться до небес человеку стало невозможно, Бог Сам сходит на землю и Собой заполняет ту пропасть, которая разделяет небо и землю. Он сшивает человека с Собой нитями нашей человеческой природы. Второе Лицо Святой Троицы – Божественный Логос – сходит на землю, погружаясь в человека до предельного конца. Соединив в Себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» [5] Божественную и человеческую природу, восприняв на Себя наше тело, душу, волю, чувства, разум, Он остался Богом. Лицо (Ипостась), которое живет, действует и управляет этими двумя природами, есть второе Лицо Святой Троицы – Сын Божий. Он становится во всем солидарен с нами, кроме одного – греха. Дева Мария зачинает Иисуса Христа без участия мужского начала. С ее добровольного согласия благодать Святого Духа воздействует на нее таким образом, что в ней начинает ткаться человеческая природа Божественного Логоса. Вследствие сверхъестественного рождения, во Христе не было доминанты греха, и по человеческой природе он также был безгрешным.
Искупление
Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Исаия 53:5
Так же, как мы берем помятую бумажку и кладем её под пресс, чтобы выпрямить, Христос вбирает в Свою Ипостась нашу искалеченную грехом человеческою природу и непогрешимостью Своей Божественной Ипостаси распрямляет, исцеляет ее до предельного конца. Импульсы греха не находят себе места во Христе, потому что Божественная Ипостась Христа не коррумпирована грехом. Грех не может реализовать себя во Христе, так как на это нет соизволения Его ипостасной воли. Жало смерти и греха, войдя в Спасителя, ломается и умирает.
Пасха
Воскресение Христа – это архетип [6], прообраз воскресения каждого человека. В воскресшем Христе явлена преображенная, обоженная, исцеленная от греха человеческая природа, которая была в замысле Божием о человеке. Она не зависит от детерминированных законов физического мира. Поэтому Спаситель может внезапно появляться и исчезать ( Ин.20:19-23 ), менять свой облик до неузнаваемости (Лука 24:13-33) и возноситься на Небо ( Деян.1:2-14 ). Но главное то, что им разрушена та стена, которая стояла между Богом и человеком. Христос стал дверью и лестницей, через которую человек может взойти на небо.
Церковь
Все, что происходило с Иисусом Христом, происходило когда-то и где-то там. А я живу теперь, здесь и сейчас. Какая связь между мной теперешним и голгофской жертвой тогдашней? Каким образом человеку, живущему в двадцать первом веке, стать причастным Жертве Спасителя?
Формулу спасения можно выразить следующим образом: А+В=С, где А – благодать, дающаяся нам от Бога и вводящая нас в жизнь вечную, В – усилия самого человека, который внутри себя создает условия для действия этой благодати, С – результат синергийного взаимодействия Бога с человеком, итогом которого будет прописка последнего в вечном Царстве Жизни будущего века.
Первое условие (А): таинства
Крещение
Христос создает на земле Церковь, которая является его таинственным богочеловеческим организмом. С этим телом Христа [7] человек соединяется через таинство Крещения, становясь клеточкой Его организма. Христос в Евангелии сравнивает себя с лозой, а своих последователей с черенками, привитыми к этой лозе ( Иоан.15:1-6 ). Во время прививки сухой черенок прикручивают к живому дереву так, чтобы он прижился. Дальнейшая его судьба зависит от того, смогут ли соки лозы заполнить собой сухость и безжизненность привитого черенка. Человек, который крестился в Церкви, должен наполниться Богом изнутри. Инъекцией для введения в человека этой благодати обожения является таинство Причастия.
Причастие
Христос через нетленность своей Божественной Ипостаси исправляет и насыщает Жизнью нашу человеческую природу. Потом ее же, только преображенную, богонасыщенную, обновленную вводит в нас, как лекарство, которое исцеляет и освобождает нашу личность от пленённости грехом.
В Причастии материя таинства – хлеб и вино – воипостазируются богочеловеческой природой Христа так же, как и Божественным Логосом была воспринята наша человеческая природа. В этом таинстве человек теперешний через Голгофу соединяется с Человеком Вечным – Иисусом Христом.
Церковная традиция изливает дождь благодатного обновления на каждую живую клеточку своего богочеловеческого организма. Весь ритм жизни в Церкви нацелен на то, чтобы нетварные (несозданные) Божественные энергии от купели и до гроба взращивали каждого члена Церкви «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4,7-14 ).
Но спасение не может быть воспринято человеком механически, без участия его свободной воли и без усилий с его стороны.
Второе условие (В): духовная жизнь
Молитва и аскетика
Бог нас без нас спасти не может.
Иоанн Златоуст
Человек должен внутри своего сердца создать условия, которые дали бы Богу возможность действовать в нем. Работа по созданию этих условий называется духовной жизнью. Она многогранна, но можно выделить некоторые ключевые моменты.
Духовная жизнь не возможна без того, что святые отцы называли «дыханием души». Молитва – необходимый инструмент в деле спасения. Она – лакмусовая бумажка, с помощью которой измеряется градус духовной жизни христианина и ее качественность. Можно без преувеличения сказать, что для духовного человека ответ на вопрос «как я молюсь?» будет ответом на вопрос «как я живу?» и наоборот.
У древних греков аскетами назывались участники спортивных состязаний, которые подвизались для того, чтобы достичь побед и высоких результатов. Взяв за основу значение усилий в достижении результатов, термином аскетика Церковь стала обозначать внутреннее напряжение христианина, которое он прикладывает для достижения Царства Небесного. Христианин постоянно находится в состоянии внутренней борьбы с грехом, которая требует внимания к себе, самоконтроля, постоянного наблюдения не только за своими словами и делами, но также и за мыслями, чувствами, эмоциями, желаниями, любыми, даже мельчайшими движениями души. Все, что в них не согласуется с замыслом Божиим о человеке, подлежит тому, что святые отцы называли μετάνοια (греч.). На русский язык это слово обычно переводят как «покаяние». Буквальное значение этого слова – конверсия, коренная перестройка, переосмысление. В аскетике христианин направляет угол жизни своей души так, чтобы в ней мог всегда отражаться Бог.
Священное Писание и святоотеческое Предание
Для того чтобы молиться и каяться, нам нужно знать критерии, по которым мы должны строить свою жизнь. Духовный эталон христианина нам дан в Священном Писании Нового Завета, которое должно являться постоянным объектом для изучения. Нагорная проповедь, притчи Христа, апостольские послания описывают нам, каким должен быть христианин, что требуется от него для того, что бы стать гражданином Царства Божьего. Как этот эталон воплощается в конкретных людях, мы можем узнать из чтения и изучения святых отцов и учителей Церкви. В своих аскетических сочинениях они дают нам методику и методологию применения заповедей Божиих в личной жизни. Священное Писание отвечает на вопрос: «каким я должен стать, чтобы спастись?», а Святоотеческое Предание уточняет: «как мне это сделать?» В нем то общее, что дается нам в Библии, получает конкретное воплощение в частных примерах христианского служения, в их опытном исполнении и воплощении.
Все вышеизложенное воспитывает в человеке ту духовную эмпатию [8] жизни во Христе, которая и отличает человека православного, т.е. живущего в православной традиции, от православнутого, т.е. у которого своя «правая вера», отличная от церковной традиции.
Сноски