С чего начинается социальное проектирование
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём
Как происходит социальное проектирование?
Социальное проектирование — это создание ценности. Автору проекта будет необходимо принимать решения, исходя из тех ценностей, которые он разделяет и хочет отстоять в обществе — это этап формулировки проблемы. Наличие проблемы определяет постановку цели проекта. Цель, в свою очередь, достигается с помощью решения конкретных задач и подзадач. Поставленные проектом задачи могут быть решены с помощью проведения мероприятий. Организация мероприятий зависит от двух параметров — ресурсов и бюджета.
Самый главный ресурс любого проекта — это команда. Результаты проекта напрямую зависят от вовлеченности и вклада каждого из участников. Другие ресурсы также могут быть материальными, информационными, интеллектуальными. Бюджет проекта могут составлять как личные средства инициаторов, так и привлеченные средства, например, пожертвования.
Сумма всех результатов каждого проведенного мероприятия является результатом всего проекта. Результат социального проекта может быть оценён исходя из того, насколько, например, улучшилась социальная среда, где живет какая-то социальная группа. Кратко сущность социального проектирования может быть выражена в следующем виде: есть общественно значимая проблема и есть наше видение того, как эту проблему исправить.
Благотворительность может тоже быть социальным проектом, если это не разовое пожертвование, а проведение систематических мероприятий по распределению средств и благ в пользу нуждающихся.
Социализация подростков
Социальная активность школьников обусловлена их возрастными особенностями и потребностью в общении. Задача организации социальной деятельности подростков является одной из основных задач школы. Часто сугубо формальный подход к организации такой деятельности может привести к тому, что подростки уходят в сомнительные дворовые полукриминальные компании или становятся адептами специфических субкультур. По сути такой процесс тоже является проектированием, только не социальным, а асоциальным.
Социализацию подростков определяют три основных фактора:
Экспектации — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Нередко экспектации представляют собой разновидность социальных норм и соответствующих санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействия в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе, экспектации носят неформальный характер и не всегда осознаются.
Изменение поведения, что выражается в поиске, испытании и апробации новых форм взаимодействия подростка с социальным окружением. Такие формы обусловлены внешней (динамической) и внутренней (психической) активностью школьников. Одним из частных показателей их возрастного и психического развития является изменение речевого поведения, что проявляется главным образом в освоении новой лексики и фразеологии. Разумеется, изменения в поведении подростков могут быть как позитивными, так и негативными.
Склонность к конформизму. Она проявляется в податливости любого человека (не только подростка) реальному или воображаемому давлению группы. Это приводит к формированию такого свойства личности, как конформность, проявление которой вызывает изменение поведения, восприятия и установки в соответствии с первоначально не разделяющейся им позицией большинства. Обычно различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Именно конформизм нередко является причиной того, что подростки «осваивают» вредные привычки, приобщаются к асоциальному поведению и т. п. И подверженность конформизму, и попытки преодолеть его обычно сопутствуют так называемому «переходному возрасту», соответствующему периоду пубертата.
Организация социальной деятельности для подростков
Строго говоря, социальные проекты не являются учебными, а представляют собой спланированную и организованную общественную практику. Включаясь в общественную практику, школьники учатся жить в социуме и взаимодействовать с другими людьми — детьми и взрослыми. Социальные проекты всё-таки можно рассматривать в одном ряду с учебными, поскольку обучение, воспитание и социальные практики в своей совокупности составляют единый образовательный процесс.
Социальные проекты должны быть органично включены в широкий поток учебно-познавательной и социальной деятельности школьников. Целенаправленную социальную деятельность следует выстраивать с прицелом на то, что основным социальным ожиданием подростков является успешность, признание со стороны родителей и сверстников. Подростки, сумевшие завоевать авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения, более значимые для школьников, чем образцы родителей, учителей и других взрослых.
Социальное проектирование — особый вид деятельности подростков, по сути, являющийся ведущей деятельностью детей в возрасте 11–15 лет, в ходе которой и благодаря которой происходит их наиболее интенсивное развитие — физическое, интеллектуальное, психическое, эмоциональное. Именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием принято понимать деятельность.
Конструктивная социальная деятельность школьников — это целенаправленный процесс постижения ими реального мира и взаимодействия с этим миром. Такой процесс преследует двойную цель: он позволяет школьникам на практике находить оптимальные и эффективные средства решения как своих собственных, так и общественных проблем.
С чего начать разработку социального проекта
Владислав Иванович Редюхин
08 июня 2018 • 12:23
Если попытаться описать, хотя бы примерно, все организационные фазы, через которые «проходит» каждый участник процесса социального проектирования, то они могли бы выглядеть следующим образом:
Из вышеизложенного достаточно ясно, что в одиночку социальный проект ни разработать, ни реализовать невозможно. Поэтому необходим тщательный подбор (и селекция!) будущих участников проекта и продуманная организация их первой встречи. На ней автору проекта приходится взять на себя вышеописанную роль консультанта. Цель этой встречи достичь общего взаимопонимания, собрать необходимую информацию и совместно выработать план действий. Примерные вопросы для обсуждения на первой встрече:
Обычно нельзя ожидать много от первой встречи. К тому же, совсем необязательно следует из нее следует подписание каких-либо обязательств или заключения договора. Цель первой встречи заключается в том, чтобы помочь присутствующим понять/почувствовать, какой требуется подход к проблеме и организации их взаимодействия с тем, чтобы “продвинуться вперед” с диагнозом ситуации или стратегией социального вмешательства.
Некоторые основные элементы проведения таких встреч могут очень помочь в установлении взаимопонимания, сборе информации и заключении последующих соглашений. Вот несколько принципов организации общения.
Оказывайте поддержку / проявляйте сочувствие. Для оптимальных отношений участники должны чувствовать себя достаточно защищенными и в безопасности, чтобы не бояться показаться слабыми. Обычно местами уязвимости бывают области, в которых они некомпетентны, или где они не смогли решить какую-то проблему или заслуживают критики. Защищенность необходима человеку, чтобы иметь уверенность в себе и быть автономным. Сам факт публичного выступления на группе непосредственного общения может подорвать это чувство независимости. Поэтому очень важно, чтобы консультант убедил участников в том, никто не знает «правильного» решения, что зов о помощи не компрометирует их, что их не будут судить, обвинять и критиковать за то, о чем и как они будут говорить.
Будьте внимательны. Хотя 12 вопросов задают общий ход вашей мысли, коммуникация должна в принципе “центрироваться” на присутствующих. Поэтому важно следить за состоянием участников по ходу дискуссии. Это может означать, что нужно иногда “уходить в сторону”, порой достаточно долго выслушивать то, что не относится к делу, но не монополизировать свой контроль за ходом общения. Нужно воспринимать все, что говорят и делают участники встречи, как данные, смысл которых может проясниться позднее.
Проявляйте решимость. Большая часть коммуникации состоит из “впитывания” консультантом действительности, в которой живут пришедшие, – понимание их мировоззрения очень важно. Но затем участнику необходимо четко определить свою позицию, роль и ее особенности. В здоровой обстановке все участники имеют четкое представление о роли и месте друг друга в «общем строю».
Хотя все эти принципы важны, относительная важность каждого из них меняется по ходу встречи. Например, решимость может быть неуместна вплоть до последней части беседы, а сочувствие необходимо на протяжении всего общения, особенно, если участник начинает нервничать.
Каждый из 12 вопросов сам по себе прост и очевиден. Консультант должен видеть идею в корне каждого вопроса, чтобы избежать поверхностного сбора информации. Цель каждого вопроса предопределяет новые вопросы, возникающие по ходу беседы.
1. Какая у нас общая проблема? Зачем мы здесь собрались?
Этот вопрос в начале беседы вполне оправдан. Вопрос открывает путь к пониманию источника боли, неловкости или недостаточной самореализации, в результате которой возможна первая встреча.
Иногда ответ на этот вопрос принимает форму предполагаемого решения, как будто бы вопрос был: “Как вы намереваетесь решить вашу проблему?” Например, один участник сформулировал: “Нам нужны учебные сессии по подготовке общественных лидеров”. Естественно, следует вопрос о том, что же все-таки произошло, что привело его к такому заключению. Важно, чтобы консультант имел представление о положении дел в данное время, которое не устраивает людей, а не просто о том, как каждый сам надеется его изменить.
Люди иногда уходят от обсуждения проблемы по некоторым соображениям. Полезно вспомнить, что удержание контроля над ситуацией имеет для многих людей принципиальное значение, и особенно для управленцев. Для многих признание в том, что они не справляются с какими-то трудностями равноценно признанию в отсутствии контроля. Поэтому добиться откровенного признания в том, что проблемы есть, бывает нелегко и требует особого такта и мастерства в ведении беседы.
2. Каковы значимые последствия имеющейся проблемы?
После того, как сформулирована проблема необходимо попытаться оценить масштабы проблемы:
Проблемы по определению болезненны (причиняют боль); так же как люди стараются избежать боли, так же они избегают пристального рассмотрения проблемы. Цель этого вопроса (а также вытекающих из него вопросов) заключается в том, чтобы помочь посмотреть на проблему – может быть, по-новому.
3. Какие факторы способствуют наличию проблемы?
Как только оценены масштабы проблемы, необходимо выяснить, каковы причины ее возникновения. Хотя выясняется каковы объективные факторы, усугубляющие проблему, нужно начеку: участники, эмоционально воспринимающие ситуацию могут ответить субъективно на этот вопрос и тем исказить анализ ситуации. Следует напомнить, что это всего лишь предварительный опрос, и за ним последует сбор дополнительной информации, прежде чем будут сделаны какие бы то ни было выводы. Таким образом, подготавливаются к тому, что возможно будут открыты новые факторы – те, о которых еще не упоминалось.
В это же время может быть уместно предложить новые интерпретации для рассмотрения, не как выводы, а как повод для размышления, чтобы расширить круг рассматриваемых возможностей. Сама фразеология вопроса подразумевает, что у проблемы много причин. Хотя в некоторых случаях такое предположение можно оспаривать, принципиальная установка здесь на то, что мы проводим непредвзятое исследование и не останавливаем поиск после установления одного фактора.
4. Что было предпринято для решения этой проблемы? Каковы были результаты?
Вообще говоря, люди обычно считают, что они сами могут справиться со своими проблемами. Это в особенности относится к администраторам, которым платят за решение управленческих задач. Чтобы не затронуть их самолюбие участника (а это имеет ключевое значение для последующей кооперации в проекте), очень важно отметить и оценить предпринятые усилия по решению проблемы, а также то, как он оценивает результат своих усилий. Здесь можно найти интересную информацию о том, чего не стоит пытаться сделать в будущем и что может быть важно для обеспечения успешного вмешательства.
5. Чего бы вы (мы) хотели в идеальном случае?
После изучения текущей обстановки участники могут оказаться готовы к разговору о будущем. Это подходящий момент для оценки их энтузиазма и энергии и использования их для изменения ситуации. Хотя здесь мы, по всей вероятности, еще не формулируем конечную цель, сама постановка вопроса подбадривает присутствующих.
При обсуждении этого вопроса нужно попросить всех описать желаемую ситуацию как можно подробнее, используя при этом такие, например, вопросы:
Представьте себе идеальную (по-вашему) ситуацию.
Если возникают затруднения с описанием картины будущего, можно задать вопрос: “Если бы ситуация была более приемлемой для вас, как бы вы себя чувствовали?” Здесь участники могут почувствовать большую свободу в обсуждении вариантов, которые они пока еще не готов поддержать.
Если вопрос не воодушевляет, консультанту может быть трудно понять ряд других факторов. Это возможно означает неготовность участников продолжать беседу в этом направлении, и тогда следует просто принять это к сведению, не выражая неодобрения, и предложить выбрать следующий шаг.
6. Какое вмешательство могло бы помочь осуществить ваше желание?
Этот возбуждающий или вдохновляющий вопрос задается с тем, чтобы извлечь «на поверхность» набор возможных альтернатив. Эта предпосылка означает, что одни и те же результаты можно достичь разными способами. То есть, если кто-то предложил один вариант, то его можно вслед за этим спросить: “Какие еще возможности могли бы вы предложить?” После генерации нескольких вариантов достижения желаемых результатов, полезно спросить о критериях отбора одной из них. Например, вот возможные критерии оценки: стоимость, сроки, количество и состав участников, цена риска, сколько потребуется собрать информации и т.д. Как только критерии отобраны, они применяются к различным вариантам и делается предварительный выбор.
Консультант должен проявить свои экспертные и аналитические знания в поиск альтернатив и в оценку их вероятных последствий. Если при обсуждении упускается из виду интересная альтернатива или предпочитается вариант, который, как знает консультант по опыту, не дает желаемых результатов, он не должен молчать. Ведь, действительно, затем и существует (“процессуальный”) консультант, чтобы он давал профессиональные советы по административным процессам.
7. Какие силы/факторы за такое вмешательство?
8. Какие силы/факторы против такого социального вмешательства?
Когда основное направление выбрано, важно найти “замаскированные минные поля”, а также и положительные факторы, которые обеспечат дополнительную поддержку вашему проекту. Примеры факторов (или положительных или отрицательных) могут быть следующие:
После того как факторы определены, нужно предложить еще раз критически взглянуть на выбранный подход к решению проблемы и высказать возможные опасения. Если окончательное решение “за”, то необходимо включить преодоление этих факторов в имеющиеся планы.
9. Какой вклад вы (мы) готовы сделать в поиск решения?
В этом месте беседы участники будут иметь намного более ясное представление о положении дел, о том, что нужно и выгодно не уходить от проблемы, и о шансах на удачу или неудачу. Настало время поговорить о конкретной стоимости и инвестиционных рисках.
Для большинства проектов основные затраты – это деньги и время. Риск включает в себя также возможную потерю участниками авторитета в сообществе или организации, возможное ухудшение ситуации или тяжесть переживаний, связанных с проводимой работой.
Предложив взвесить все “за” и “против” относительно стоимости и риска, консультанту, возможно, предстоит помочь присутствующим оценить реалистичность положения. Например, понять, насколько вероятен успех варианта “сколачивания рабочей группы”. Консультант может рассказать о случаях из собственной практики, в которых использовался такой подход.
Так или иначе, но каждый должен иметь четкое представление о затратах и рисках, а затем уже вынести решение о том, хочет ли он продолжать это дело и участвовать в разработке проекта.
10. Кого еще мы хотим (должны) привлечь к нашей работе?
Если было решено начать разрабатывать проект, то можно перейти к рассмотрению каждым собственной роли в этом мероприятии. Хотя в некоторых случаях участник может быть готов к оформлению соглашения, в других может потребоваться сбор дополнительной информации, или образуется перерыв до того момента, когда соглашение о начале работ может быть разработано.
В любом случае необходимо проверить наличие позиций участников на недостаточность и избыточность. Особенно важно выяснить следующие моменты:
Это обсуждение должно завершиться взаимной договоренностью о ролях и условиях будущих отношений между со-проектантами.
11. Все ли мы друг другу рассказали, что нам необходимо знать о сложившейся ситуации (чтобы понять ее)?
Это очень хитрый вопрос-ловушка. Опыт показывает, что коммуникация между людьми – не всегда прямолинейный процесс; вопросы, обсуждавшиеся в начале беседы, вполне возможно, предстанут в совсем ином свете или даже наполнятся другим содержанием, если к ним вернуться в конце интервью. Это последняя проверка, и цель ее в том, чтобы каждый поразмыслил о всей беседе и, возможно, сделал дополнения, если они у него есть.
12. Какой следующий конкретный шаг нам нужно предпринять?
В конце беседы необходимо договориться о следующей встрече или коммуникации: когда и как. Если решение о такой встрече нужно будет оформить официально или нужно подготовить контракты, надо решить, кто это сделает. И, наконец, возможно подошло время констатировать, что отношения начались. Два или три человека узнали друг о друге вещи довольно личного и конфиденциального содержания, вещи, о которых часто не говорят, так как они обнажают уязвимые места. Вероятно, следует отметить характер встречи и заверить клиента, что будет обеспечен необходимый уровень конфиденциальности и такта. Если это возможно, надо выразить надежду и уверенность в благополучном исходе общего дела.
С чего начинается социальное проектирование
Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.
Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.
Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.
Что такое социальное проектирование
Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.
Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.
Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.
Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.
1. Изучаем проблему
Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.
Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?
Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.
После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.
2. Разрабатываем механизм решения проблемы
Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему.
Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.
При постановке цели помните о том, что она должна быть:
Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы.
Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.
3. Обеспечиваем проект ресурсами
Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.
Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.
Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.
В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.
Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.
В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.
Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.