С чего начинают обучение технике прыжка в высоту с разбега способом перешагивание
Техника и методика обучения прыжку в высоту
Легкая атлетика и методика преподавания
Оглавление
1. Техника прыжка в высоту «Перешагивание»
Рис. 21. Прыжок в высоту способом «перешагивание»
Приземляться можно в яму с песком, приподнятую над поверхностью разбега или, в условиях зала, на стопку матов. Важно, чтобы высота места приземления давала возможность после перехода через планку опустить почти прямую маховую ногу на место приземления. В противном случае техника прыжка способом «перешагивание» начинает искажаться, особенно в последней части полета.
2. Обучение технике прыжка в высоту «Перешагивание»
Разбег целесообразно изучать в сочетании с отталкиванием. При этом необходимо обращать внимание на ритм разбега, добиваясь его постепенного ускорения. Если отталкивание осуществляется при замедляющемся разбеге, то его эффективность значительно снижается и влечет за собой ряд ошибок в последующих фазах прыжка. Перед учениками ставится задача ускорить ритм последних шагов, выполнить их широким шагом, ставя ногу на опору с пятки. На первых этапах обучения разбег с выполнением последних шагов заканчивается либо просто отталкиванием без преодоления планки, либо запрыгиванием на невысокие предметы или перепрыгиванием через них. Так как прямолинейность разбега является одним из главных условий успешности прыжка, то для ее сохранения следует применять разметку в виде прямой линии на полу зала или на грунте. Также целесообразно обозначать место для трех последних шагов разбега, что облегчает переход к отталкиванию.
Для изучения отталкивания применяется большое число специальных и имитационных упражнений:
Обучение преодолению планки проводят в следующей последовательности.
3. Техника прыка в высоту «Фесбери-флоп»
Преимущество способа заключается в возможности лучшего использования горизонтальной скорости при отталкивании и более эффективной реализации достигнутой высоты взлета при переходе через планку (рис. 22).
Рис. 22. Прыжок в высоту способом «фосбери»
Разбег выполняется в начале по прямой, а затем по дуге в 3 или 5 шагов под углом 35-38° по отношению к планке. Дуга в 3 шага рациональна при меньшей скорости разбега, дуга в 5 беговых шагов – при более быстром разбеге. Длина разбега обычно составляет 9-11 беговых шагов.
В толчке необходимо сообщить телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и обеспечить оптимальное положение прыгуна для эффективного перехода планки. Отталкивание выполняется дальней от планки ногой, при этом прыгун выполняет активное одновременное движение обеими руками и согнутой в колене маховой ногой.
Постановка ноги на место отталкивания осуществляется широким беговым движением сразу на всю стопу (рис. 23).
Рис. 23. Постановка толчковой ноги при прыжке в высоту способом «фосбери»
Чем меньше будет акцентироваться постановка толчковой ноги с пятки, тем быстрее можно выполнять отталкивание (рис. 24).
Рис. 24. Фаза отталкивание в прыжке в высоту способом «фосбери»
Переход через планку осуществляется после взлета тела, повернувшись спиной к планке, руки расположены вдоль тела. Спортсмен, прогибаясь с максимально опущенными ногами, заводит голову и плечи за планку (рис.25).
Рис. 25. Переход через планку в прыжке в высоту способом «фосбери»
Далее прыгун поднимает таз, опуская голову и плечи за планку. Голову необходимо держать подбородком на себя. Приземление осуществляется на верхнюю часть спины с последующим кувырком назад через голову (рис. 26).
Рис. 26. Фаза приземления в прыжке в высоту способом «фосбери»
4. Обучение технике прыжка в высоту «Фесбери-флоп»
Для обучения прыжку способом «фесбери-флоп» используют следующие упражнения.
10. Имитация перехода через планку из положения лежа на спине на матах. Согнуть ноги, упереться стопами, высоко поднять таз.
11. Прыжки в высоту с места с двух ног из положения стоя спиной к стопке матов. Приземление производится на верхнюю часть спины (рис. 27).
Рис. 27. Прыжки в высоту с места на стопку матов
12. Пробегание по разбегу с отталкиванием. После отталкивания запрыгнуть в положение, сидя на стопку матов.
13. Пробегание по разбегу с отталкиванием. После отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку.
14. Целостный прыжок в высоту с разбега.
15. В дальнейшем постепенно увеличивать длину шести шагов подбега до стандартных беговых шагов, удобных для каждого спортсмена, сохраняя при этом набегание на последних перед отталкиванием шагах.
Обучение прыжка в высоту способом «перешагивание».
Тема урока: обучение прыжка в высоту способом «перешагивание» по фазам.
Цель урока: Научить обучающихся прыжкам в высоту способом «перешагивание».
1. Обучение технике прыжка в высоту способом «перешагивание».
2. Развитие быстроты, прыгучести.
3. Воспитание трудолюбия, активности, дисциплинированности.
4. Укрепление здоровья, укрепление функциональных систем организма, формирование правильной осанки, укрепление мышц ног.
Дата проведения : 21.01.2021год
Время проведения : 08.30-9.15
Место проведения: спортивный зал ТСШ №1
Инвентарь : свисток, секундомер, стойки, гимнастические маты, эспандер.
Проводящий : Захарова И. В.
Организационно-методические указания урока
1.Построение, сдача рапорта, приветствие, сообщение темы урока, краткий инструктаж.
2.Строевые упражнения (повороты на месте).
4.Ходьба кругом по залу с заданием:
в) на внешней стороне стопы;
г) на внутренней стороне стопы.
а) с высоким подниманием бедра;
б) с захлестыванием голени;
6.Медленным бегом без задания кругом по залу.
5.Шагом по залу, упражнения на восстановление дыхания.
6. Перестроение из колонны по одному в одну шеренгу, в две шеренги.
7. Общеразвивающие упражнения:
А) И.п.-ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклоны головы вперед, назад, вправо, влево;
Б) И.п.-тоже, Повороты головы вправо, влево;
В) И.п.-ноги на ширине плеч, руки в стороны, круговые вращения в кистевом, локтевом и плечевом суставе-4 вперед, 4 назад.
Г)И.п.-ноги на ширине плеч, руки в стороны, рывки руками перед грудью.
Д)И.п.-тоже, рывки руками в стороны.
Е)И.п.-ноги на ширине плеч, руки на поясе,1-наклон влево,2- наклон вперёд, 3-наклон вправо.
И)И.п.-основная стойка, руки вперед, махи ногами
Дежурный ученик сдает рапорт о готовности класса к уроку. Повороты налево, на право.
Обратить внимание на осанку.
Обращать внимание на правильное выполнение упражнений
Обращать внимание на дисциплину во время выполнения подготовительной части урока. Следить за т/безопасности при выполнении упражнений.
Обращать внимание на правильное выполнение упражнений.
Выполнение специальных подводящих легкоатлетических упражнений.
Построение, объяснение, показ.
Обучение прыжка в высоту способом «перешагивание» по фазам.
1.Создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту, используя методы рассказа и показа.
2. Обучения прыжкам с главной фазы техники — отталкивания.
а) имитация махового движения «свобод-ной» ногой в отталкивании;
б) имитация маховых движений «свобод-ной» ногой и руками в отталкивании;
в) выпрыгивания вверх на упругой стопе на каждый шаг на отрезках 10-12 м;
г) то же с акцентом на толчковую ногу на отрезках 10-12 м;
д) серийные выпрыгивания вверх на каждый 2-й, 4-й шаг в беге на отрезках 10-12 м с доставанием ориентиров или преодолением препятствий;
и) пробегание трёх беговых шагов по разбегу с отталкиванием вверх-вперёд вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена.
3. Обучения технике бега по разбегу :
а) бег в структуре разбега на отрезках 10-12 м;
г) бег по разбегу с про беганием вдоль планки.
д) преодоление планки после разбега методом «перешагивание».
4) выполнение прыжка в высоту способом «перешагивание» в полной координации с 5-10 м разбега.
При выполнении имитационных упражнений, важно научить занимающихся правильной координации движений маховых звеньев и толчковой ноги, одновременно с активным ее разгибанием, маховая нога выводится вверх.
В момент отрыва ноги от пола, толчковая нога полностью выпрямлена, туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх, стопой давить на пол», после освоения этих упражнений приступают к серийным отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от их выполнения в ходьбе к выполнению в беге.
Восстановить организм учащихся.
1.Построение в одну шеренгу.
2.Выполнение встряхивание рук и ног попеременно. 3.Выполнение специальных дыхательных упражнений.
1.Подвести итоги занятия, дать домашнее занятие.
Домашнее задание: доклад на тему, прыжок в высоту, способом перешагивания.
Отметить лучших обучающихся
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект открытого урока по физической культуры для учащихся 5 класса учителя физической культуры ГКОУ « Щедринская СОШ Тляратинского района»Магомедова Мурада Гаджиевича.
Урок по физической культуре 7 класс на тему: «Акробатика»
Конспект открытого урока физкультуры в 7 классе учителя физической культуры ГКОУ « Щедринская СОШ Тляратинского района» Магомедова Мурада Гаджиевича.
Внеклассное спортивное мероприятия «А ну-ка, мальчики!» для 1-4 классов учителя физической культуры ГКОУ « Щедринская СОШ Тляратинского района» Магомедова Мурада Гаджиевича.
Открытый урок по физической культуре 8 класс на тему: «Баскетбол» учителя физической культуре ГКОУ «Щедринская СОШ Тляратинского района» Магомедова Мурада Гаджиевича.
Мастер-класс «Хочу, могу и надо или как быть успешным в классах оборонно-спортивного профиля»
Конспект урока по физической культуре на тему «баскетбол»(5 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5427366 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание»
На этапе ознакомления важно создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту. Используются методы рассказа и показа, просмотр, кино- и видеосъемки (Рис. 2)
На этапе разучивания решаются следующие задачи освоения техники:
· перехода через планку;
· прыжка в высоту в целом.
Конечной целью является освоение рациональной техники движений и ее контроля при выполнении прыжка в вариативных условиях.
При использовании расчлененного метода обучения прыжок в высоту разделяется на отдельные элементы. С помощью имитационных, подводящих и специальных упражнений занимающиеся овладевают ими, затем эти элементы объединяются в связки, а потом в целостное движение. Для решения каждой задачи необходимо подобрать соответствующие упражнения и определить последовательность их применения. Количество упражнений и повторений определяется в зависимости от особенностей учеников и степени решения задачи.
Прыжок в высоту способом «перешагивание»
При расчлененном методе обучения прыжкам начинать следует с главной фазы техники — отталкивания. Для этого можно рекомендовать следующую последовательность упражнений:
· имитация махового движения «свободной» ногой в отталкивании;
· имитация маховых движений «свободной» ногой и руками в отталкивании;
· выпрыгивания вверх на упругой стопе на каждый шаг на отрезках 30—50 м;
· то же с акцентом на толчковую ногу на отрезках 30 — 50 м;
· серийные выпрыгивания вверх на каждый 2-й, 4-й шаг в беге на отрезках 30 — 50 м с доставанием ориентиров или преодолением препятствий;
· пробегание трех беговых шагов по разбегу с отталкиванием вверх-вперед вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена.
Методические указания: при выполнении имитационных упражнений важно научить занимающихся правильной координации движений маховых звеньев и толчковой ноги, одновременно с активным ее разгибанием, маховая нога выводится вверх. В момент отрыва ноги от грунта толчковая нога полностью выпрямлена, туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх, стопой давить на грунт», после освоения этих упражнений приступают к серийным отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от их выполнения в ходьбе к выполнению в беге. Ориентирами могут быть баскетбольные кольца, ветки деревьев, которые ученики должны доставать рукой, одноименной маховой ноге, или головой; темп можно задавать слуховыми ориентирами (хлопками), скорость должна оставаться контролируемой.
Для обучения технике бега по разбегу может быть рекомендована следующая последовательность упражнений:
1) бег в структуре разбега на отрезках 30 — 50 м;
2) бег с 4 —6 шагов разбега через 8 — 10 набивных мячей;
3) бег в структуре разбега с гимнастической палкой на плечах;
4) бег по разбегу с пробеганием вдоль планки.
Методические указания: стопы ставятся упруго на всю стопу с активным проталкиванием вперед, почти параллельно, туловище вертикально. Широкая амплитуда движений, для увеличения которой можно рекомендовать бег через набивные мячи. Упражнение 3 используется для обучения бегу с вертикальным положением туловища, при выполнении упражнения 4 важно не снижать скорости при пробегании места отталкивания.
Для обучения технике перехода через планку и приземления используют «перешагивания», которые первоначально могут выполняться через линию на полу, планку и резиновый жгут, расположенные наклонно или ровно на небольшой высоте.
Методические указания: мах осуществляется параллельно планке, наклон туловища вперед — вместе с опусканием маховой ноги, приземление — на маховую ногу, толчковую ногу при переносе через планку следует развернуть стопой наружу.
Неразделимость разбега и отталкивания, важность умения эффективно использовать горизонтальную скорость разбега, выполняя переход от разбега к отталкиванию, обусловливают использование комплексной методики обучения данным элементам техники.
В каждом отдельном занятии можно использовать следующие упражнения:
бег по разбегу> отталкивания через 2, 4 и 6 шагов в беге> бег по разбегу в секторе с пробеганием вдоль планки> бег по разбегу с последующим отталкиванием перед планкой>прыжок в высоту с разбега
Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»
Техника прыжка в высоту способом «перешагивание» [ править | править код ]
В прыжках в высоту с разбега спортсмен должен преодолеть планку на максимально возможной высоте. Прыжок в высоту имеет смешанную циклически-ациклическую структуру движений, обусловливающую сложную технику с рядом переходных фаз, связывающих ее отдельные части. Сложность этих фаз состоит в том, что в них происходит переключение координации движений с изменением их структуры и перераспределением скорости и усилий. Особенно сложной по характеру переключений и техническому выполнению является фаза перехода от разбега к отталкиванию. В ней заключаются динамическая и техническая основы, обусловливающие достижение высоких результатов.
В настоящее время на соревнованиях по легкой атлетике спортсмены используют способ «фосбери», обучение которому предъявляет строгие требования к местам приземления. В образовательных учреждениях изучают технику прыжка в высоту способом «перешагивание», который является наиболее простым по технике движений в фазе полета и безопасным по характеру приземления. В подготовке спортсменов прыжки данным способом могут использоваться для совершенствования техники отталкивания. При обучении технике прыжков в высоту преподаватель должен ориентироваться на современную технику разбега в сочетании с отталкиванием, которая является наиболее эффективной.
В прыжках в высоту выделяются следующие части: разбег, отталкивание, полет (переход через планку), приземление.
В разбеге решаются следующие задачи:
Разбег способом «перешагивание» выполняется по прямой под углом 30—40° к плоскости планки. На Рис. 1 представлена траектория разбега для тех, у кого толчковая нога левая. Длина разбега составляет 7 — 9 беговых шагов. Начинается он от контрольной отметки, которая определяется экспериментальным путем, с места, с подхода или с подбега. Техника бега по разбегу характеризуется широкой амплитудой движений, туловище незначительно наклонено вперед, нога ставится на грунт упруго на переднюю часть стопы или плоско на всю стопу загребающим движением, с активным проталкиванием вперед. Характерной особенностью техники бега по разбегу в прыжках в высоту является положение туловища близкое к вертикальному.
У каждого занимающегося — своя оптимальная скорость разбега, она зависит от уровня физической подготовленности и технического мастерства. Наиболее полно реализовать имеющийся двигательный потенциал можно только при оптимальной скорости разбега. Максимальная скорость достигается на предпоследнем шаге.
В процессе совершенствования техники большее значение приобретает не столько абсолютная скорость разбега, сколько характер нарастания темпа шагов в его заключительной части.
Ускоренное нарастание темпа играет существенную роль во внутренней настройке спортсмена на выполнение отталкивания с максимальной мощностью. Оптимальным является трехшажное нарастание темпа. Увеличение темпа шагов осуществляется при сохранении структуры выполнения беговых шагов. Сокращение времени шага происходит за счет уменьшения фазы полета.
Важным элементом техники разбега является подготовка к отталкиванию. Практика показала, что предпоследний шаг с толчковой ноги на маховую и взаимодействие маховой ноги с опорой во многом определяют успешность отталкивания.
Постановка ноги осуществляется активным загребающим движением строго по линии разбега с быстрым переходом на переднюю часть стопы и проталкиванием вперед без подседания или подъема вверх. Вертикальные колебания ОЦМТ составляют 0 — 2 см.
Часто в этой фазе прыжка допускаются ошибки. Первая выражается в том, что в результате чрезмерного увеличения длины предпоследнего шага таз прыгуна «проваливается» назад, заметно снижается темп разбега. Это вызывает сильное «подседание» в последнем шаге, нога ставится на отталкивание в упор, из-за большой потери скорости переход через планку затрудняется — прыгун «зависает» над планкой. Вторая типичная ошибка — спортсмен ставит ногу на опору в предпоследнем шаге с заметным наклоном туловища вперед. Прыжок получается «смазанным», прыгун «пробегает» отталкивание, траектория полетной фазы получается пологой, наивысшая ее точка находится за планкой. В таком прыжке резко увеличивается темп предпоследнего шага, уменьшается его длина.
Соотношение длины предтолчковых шагов является индивидуальным параметром. Однако разница длины последнего и предпоследнего шагов разбега должна составлять не более 20 см.
Руки при разбеге работают как в обычном беге, только на последних шагах происходит изменение движения рук при их параллельной работе в отталкивании. В этом случае на предпоследнем шаге рука, одноименная маховой ноге, не выносится вперед, а остается в отведенном положении.
В отталкивании решаются следующие задачи:
Постановка толчковой ноги на место отталкивания и все движения в самом отталкивании должны производиться строго по линии разбега. Расстояние от места отталкивания до плоскости планки — 60 — 80 см. Нога ставится быстро, сверху, плоско на всю стопу, не упираясь на пятку, через наружное ребро стопы, почти прямо (угол в коленном суставе в момент постановки — 155—175°, в тазобедренном суставе — 134—135°). Туловище отклонено незначительно назад до 10°.
После постановки толчковой ноги на грунт начинается ее сгибание (фаза амортизации). Мышцы толчковой ноги работают в уступающем режиме. Минимальная величина угла сгибания в коленном суставе (угол амортизации) составляет 130—159°. Маховая нога после отрыва от грунта в последнем шаге разбега быстро направляется вперед, происходит сведение бедер. В фазе активного отталкивания происходит резкое разгибание в коленном, тазобедренном и подошвенное сгибание в голеностопном суставах толчковой ноги, быстрое подбрасывание почти выпрямленной маховой ноги и рук вперед-вверх и вытягивание тела вверх. Мышцы толчковой ноги работают в преодолевающем режиме. Потери горизонтальной скорости за время отталкивания составляют 24 — 27%.
Общее время взаимодействия толчковой ноги с опорой составляет 0,15—0,17 с. При этом ускорение первой части отталкивания (фазы амортизации) способствует убыстрению фазы активного отталкивания. Такая динамика усилий способствует развитию большего импульса вертикальных усилий в фазе активного отталкивания. В процессе совершенствования техники время отталкивания имеет тенденцию к уменьшению. При этом в условиях укороченного времени отталкивания — в то время как мышцы, обслуживающие коленный и тазобедренный суставы, выполняют преимущественно функцию «удержания», — противодействуя реактивным силам, которые не позволяют использовать большую амплитуду движений в этих суставах, основным «разгоняющим» звеном являются мышцы голени и стопы.
Важным фактором, характеризующим эффективность техники прыжка, является скорость вылета и высота положения ОЦМТ в момент окончания отталкивания. Высота ОЦМТ зависит от роста спортсмена и в какой-то мере от характера осуществляемых им маховых усилий.
Скорость вылета определяется скоростью разбега и мощностью отталкивания. Угол вылета, измеряемый между горизонталью и касательной к траектории полета, составляет в современных прыжках 50—60°.
Действия прыгуна в фазе полета (перехода через планку) направлены на максимально полную реализацию приобретенной высоты. По мере подъема над планкой необходимо вытянуться вверх, перенося маховую ногу и туловище через планку, толчковая нога свободно опущена. В момент перехода планки за счет опускания маховой ноги за нее толчковая нога, сгибаясь в тазобедренном и незначительно в коленном суставах, поднимается с поворотом в голеностопном суставе несколько наружу переносится через планку. Туловище в это время несколько наклоняется вперед и в сторону планки, за счет чего таз немного поднимается и уходит от планки.
Приземление осуществляется на маховую ногу, с поворотом спортсмена грудью к планке. Важно обеспечить безопасность приземления. Для этого маты должны быть плотно сдвинуты, а высота места приземления обеспечивать приземление на выпрямленную маховую ногу.
Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание» [ править | править код ]
На этапе ознакомления важно создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту. Используются методы рассказа и показа, просмотр, кино- и видеосъемки (Рис. 2)
На этапе разучивания решаются следующие задачи освоения техники:
Конечной целью является освоение рациональной техники движений и ее контроля при выполнении прыжка в вариативных условиях.
При использовании расчлененного метода обучения прыжок в высоту разделяется на отдельные элементы. С помощью имитационных, подводящих и специальных упражнений занимающиеся овладевают ими, затем эти элементы объединяются в связки, а потом в целостное движение. Для решения каждой задачи необходимо подобрать соответствующие упражнения и определить последовательность их применения. Количество упражнений и повторений определяется в зависимости от особенностей учеников и степени решения задачи.
При расчлененном методе обучения прыжкам начинать следует с главной фазы техники — отталкивания. Для этого можно рекомендовать следующую последовательность упражнений:
Методические указания: при выполнении имитационных упражнений важно научить занимающихся правильной координации движений маховых звеньев и толчковой ноги, одновременно с активным ее разгибанием, маховая нога выводится вверх. В момент отрыва ноги от грунта толчковая нога полностью выпрямлена, туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх, стопой давить на грунт», после освоения этих упражнений приступают к серийным отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от их выполнения в ходьбе к выполнению в беге. Ориентирами могут быть баскетбольные кольца, ветки деревьев, которые ученики должны доставать рукой, одноименной маховой ноге, или головой; темп можно задавать слуховыми ориентирами (хлопками), скорость должна оставаться контролируемой.
Для обучения технике бега по разбегу может быть рекомендована следующая последовательность упражнений:
1) бег в структуре разбега на отрезках 30 — 50 м;
2) бег с 4 —6 шагов разбега через 8 — 10 набивных мячей;
3) бег в структуре разбега с гимнастической палкой на плечах;
4) бег по разбегу с пробеганием вдоль планки.
Методические указания: стопы ставятся упруго на всю стопу с активным проталкиванием вперед, почти параллельно, туловище вертикально. Широкая амплитуда движений, для увеличения которой можно рекомендовать бег через набивные мячи. Упражнение 3 используется для обучения бегу с вертикальным положением туловища, при выполнении упражнения 4 важно не снижать скорости при пробегании места отталкивания.
Для обучения технике перехода через планку и приземления используют «перешагивания», которые первоначально могут выполняться через линию на полу, планку и резиновый жгут, расположенные наклонно или ровно на небольшой высоте.
Методические указания: мах осуществляется параллельно планке, наклон туловища вперед — вместе с опусканием маховой ноги, приземление — на маховую ногу, толчковую ногу при переносе через планку следует развернуть стопой наружу.
Успех в освоении эффективной техники прыжка в высоту во многом обусловливается уровнем и характером физической подготовки. Она должна обеспечить начальный уровень специальных требований. Прежде чем приступить к освоению техники прыжков в высоту, необходимо освоить школу легкоатлетического бега, укрепить опорно-двигательный аппарат (горизонтальные многоскоки, прыжки через скакалку), повысить координационные способности. Главное при этом — не отработка деталей, а овладение основой движений, в прыжках — техникой отталкивания. Необходимо научить занимающихся отталкиванию с места, с разбега с правильной координацией движений рук и маховой ноги, увеличивая темп шагов перед отталкиванием.
Специальные и имитационные упражнения способствуют осмысленному восприятию основных элементов структуры и ритма движений в отдельности и в целостном движении. При использовании расчлененного метода обучения не следует доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов, необходимо вовремя формировать временные и пространственные связи между элементами в целостном упражнении. Особенно это касается сочетания разбега с отталкиванием.
Интенсивность выполнения упражнений должна быть близкой к выполнению целостного прыжка, так как в результате многократных повторений образуются условно-рефлекторные связи не только в отношении структуры движения, но и в применяемых усилиях. Улучшает овладение техникой использование предварительных статических напряжений в отдельных положениях, например фиксирование положений окончания отталкивания.
Неразделимость разбега и отталкивания, важность умения эффективно использовать горизонтальную скорость разбега, выполняя переход от разбега к отталкиванию, обусловливают использование комплексной методики обучения данным элементам техники.
В каждом отдельном занятии можно использовать следующие упражнения:
бег по разбегу>отталкивания через 2, 4 и 6 шагов в беге>бег по разбегу в секторе с пробеганием вдоль планки>бег по разбегу с последующим отталкиванием перед планкой>прыжок в высоту с разбега
В зависимости от поставленных задач в занятие вводятся упражнения, направленные на овладение отдельными элементами прыжка.
На этапе совершенствования происходит сведение всех элементов движений в целостную техническую систему, установление между ее частями пространственной, временной и силовой взаимосвязи, т. е. ритма движений, и на этой основе — строгое соподчинение элементов целостного действия главному элементу системы. Формирование ритма движений в прыжках в высоту связано с установлением смыслового и структурного подчинения всех предшествующих действий отталкиванию и направлено на повышение его динамического эффекта. На этом этапе важно формировать такие навыки в прыжке, при которых ученик способен к максимальной мобилизации психических и физических сил для достижения возможно большего результата. Это обеспечивается единством разбега и отталкивания, выполнением прыжков на максимальных высотах.
Эффективную технику отличает умение сохранять структуру и ритм при выполнении прыжка с максимальными усилиями в вариативных условиях, умение расслаблять неработающие мышцы, максимальная автоматизация отдельных элементов, стабилизация техники, высокий уровень самоконтроля.
Контроль качества освоения техники осуществляется педагогом на основе опроса учеников, наблюдения за их движениями. Оперативный анализ позволяет сделать видеосъемка, ее достоинством является и возможность просмотра прыжков учениками. При наблюдении за прыжками преподавателю целесообразно располагаться примерно по центру планки, на расстоянии 4 —6 м от нее. Это создает наиболее полное представление о выполненном прыжке, в том числе о перемещении отдельных частей тела в передне-заднем направлении и вокруг сагиттальной оси. Для оценки успешности овладения техникой прыжка и выявления индивидуальных особенностей отдельных учеников проводится сравнение их прыжков с прыжками сверстников, определение показателей, характерных для удачных и неудачных попыток (табл. 6.1).
Ошибки, встречающиеся при выполнении разбега
Бег на прямых ногах
Спортсмен поднимаясь на стопе, недостаточно сгибает ноги в коленных суставах