Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием

Подборка материала для развития дикции, артикуляции, дыхания и р

Игры
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?

Скороговорки:
От топота копыт пыль по полю летит.
У перепела и перепелки пять перепелят.
Бык тупогоб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- (Попугай,попугай, попугай!)
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Виды артикуляционных упражнений:
Упражнения для губ.
1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как
при артикуляции звука И.
2) Губы нейтральны, как при произношении звука А.
3) Губы округлены, как при О и У.
4) Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.
5) Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.
6) Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.
Упражнения для языка.
1) Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка
языка выгнута в направлении к верхним резцам.
2) Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык
ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при
артикуляции, которой средняя часть спинки языка прогибается, а
передняя часть и корень языка слегка подняты.
Движения нижней челюсти.
1) С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.
2) Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами,
удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед
зеркалом).
Упражнения для развития движения губ.
1) Вытягивание сомкнутых губ хоботком.
2) Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.
3) Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю
губу).
4) Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.
5) Прикусывание нижней губы верхними зубами.
6) Вытягивание верхней губы за нижнюю.
7) Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.
Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти,
мягкого нёба.
1) Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон,
варенье, боль, радость, гнев, удивление и т.д.
2) По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О!
АХ! АЙ! ОХ! УХ! У!…).
3) Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями
(руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.)
Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную
музыку

Цыплёнок на цыпочках
Крался за кошкой
А кошка на цыпочках
Шла за Антошкой.
На пятках за кошкой
Плетётся Антошка.
За бедным цыплёнком—
Усатая кошка.
Цыплёнок от страха
Забрался в корзину.
Сердитая кошка
Выгнула спину.
Не стучите в эти двери
Спят уже наверно звери
Если будите стучать—
Звери могут зарычать
Р-р-р-р-р-р-р…

Прилетели какаду
-Что имели вы в виду?
-Рразорву и ррастеррзаю
Ррразнесу и рраскидаю
Рраспугаю всех подрряд
Вот тогда я буду рррад! (3-4 повтора).

Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки.

Из кустов кричит Марина:
«Здесь в лесочке есть малина!»
И сестрёнка её Лада
Урожаю очень рада.

Летним утром повар Пров
Нам готовил вкусный плов.
Повар плов тот стал солить
Солью по полу сорить.
Возле плова, посерёдке
Пров поставил по селёдке.
За столом был полный лад
Каждый завтраку был рад.

На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима вы мне на линя
О любви ни меня ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня?

Не видели ли Лилию?
Лидию не видели?
Полили ли вы лилию?
Полили мы лилию.

Цок-цок-цок-цок-цок
Цып-цып-цып-цып-цып
Цыц-цыц-цыц-цыц-цыц
Цап-цап-цап-цап-цап.

Заря-зарница
Солнцева сестрица
День замыкает
Месяц зажигает.

С—протяжный
Ц—короткий
С—свистящий, настоящий
Ц—какой-то весь цедящий
С—протяжный
Ц—взрывной
Ты не путай их, друг мой.

Царь, царевна, цирк, царица
Марципан, дворец, девица
Циферблат, цыплёнок, цок
Цены, ценник и цветок.

Щёлок, щука и щиток
Щи, щепотка, щавель, щёки
Щебет, щёголь, щепки, щётки
Борщ, товарищ, плющ и клещ
Помощь, немощь, плащ и лещ.

На руке у старца чётки
А в углу совок и щётки
На лицо упала чёлка
А в заборе нашем—щёлка.

Оч-оч-оч. Наступила ночь.
Ча-ча-ча. Горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу. Погасили мы свечу.

Приплывали два ерша
Поливали из ковша
Прибегали лягушата
Поливали из ушата.
Тушат, тушат,—не потушат
Заливают,—не зальют.
(К. Чуковский. Путаница).

Ш-ш-варк! Ш-ш-варк!
Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Ош-ш-ш-ш-ш-парю!
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Страш-ш-ш-ш-ш-но?

Вот окошко распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.

Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.

Малиновая М
Моё метро,
Метро Москвы!
Май, музыка, много молодых москвичек метростроевцев
Мечутся, мнутся:—Мало местов?
-Милые! Масса места
Мягко, мух мало!
Можете! Мерси…
Мрамор, морской малахит, молочная мозаика
Мечта!
(С. Кирсанов. «М»).

Повторяй за мной зарядку
В ней звук Т
Пришёл на грядку
Тыква вот, а вот томат
Здесь—капуста, здесь—салат.
АК-АК-АК, вот такой гамак.
ОК-ОК-ОК, вот такой каток
УК-УК-УК, вот такой индюк.
КА-КА-КА, у Кати мука.
КО-КО-КО, в театре нелегко.
КУ-КУ-КУ, я куплю муку.
Чтобы голос был в порядке
Проведу сейчас зарядку
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот.
Приседаем, поднимаемся
Прогибаемся, наклоняемся
Достаём руками пол.
А теперь прыжки на месте
Прыгну хоть сто раз, хоть двести
И на двух, и на одной
И на левой, и на правой
На одной и на другой
И отдышки, ни какой.

Со скакалкой я скачу
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую отдышки.
Голос звучный, льётся ровно
И не прыгаю я словно.
Раз, два, раз, два, раз, два, раз
Могу прыгать целый час.

1. Г и м н а с т и к а а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п
а р а т а:
а) опускание челюсти
б) движение челюсти вправо-влево
в) движение челюсти вперёд
г) вытягивание и растягивание губ на «У-И»
д) подтягивание верхней губы ( «ПФ» )
е) опускание нижней губы («ВЫ-ВЫ»)
ж) натягивание губ на зубы при открытом рте
з) круговое движение языка под губами
и) дутье на кончик языка
к) промазывание широким языком нёба и др.

2. Дыхание
—плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже через нос.
—вдох—небольшая задержка (1-2 сек) –выдох.
—вдох через нос –задержка (1-2 сек) –выдох через рот.
—комбинированный вдох –задержка, выдох через нос.
—комбинированный вдох –задержка, выдох через рот. Постепенно вдох
укорачивается и углубляется, выдох удлиняется.

Источник

Упражнение «Скакалка»

Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом:

сО скакАлкой Я скачУ,

ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы

ЗвУк держАть онО моглО бы,

ГлУбокО, ртмИчно бЫло

Я скачУ без пЕредЫшки

И не чУвствуЮ одЫшки,

ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,

И не прЫгаЮя слОвно.

РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз.

МОжно прЫгать цЕлый чАс.

Кончил прыгать, вижу я:

Речь легко звучит моя.

В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение

Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.

Упражнение «Зарядка»*.

Чтобы голос был в порядке,

Проведу сейчас зарядку.

Влево — вправо поворот.

Но свободно говорю!

А теперь прыжки на месте.

Прыгну хоть сто раз, хоть двести

И двумя ногами сразу,

И на левой, и на правой,

Нет одышки никакой!

2-й петух: Почему ты во дворе?

Буду здесь хозяин я,

Проучу Лезть в начальство отучу!

(наступает на первого петуха, завязывается драка).

1-й петух: Кука-ре. Сдаюсь, сдаюсь!

В рядовых я остаюсь!

2-й петух: Кукарекать не умеешь,

А мечтать о власти смеешь!

Где «опора»? Где басок?

Мой же голос за реку

Целевая установка: научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приемом «выбрасывания» воздуха.

Источник

Упражнение «Скакалка»

Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть картинку Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Картинка про Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть картинку Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Картинка про Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть картинку Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Картинка про Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть картинку Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Картинка про Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием

Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть картинку Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Картинка про Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием

Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Смотреть картинку Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Картинка про Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием. Фото Со скакалкой я скачу научиться я хочу так владеть дыханием

Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом:

сО скакАлкой Я скачУ,

ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы

ЗвУк держАть онО моглО бы,

ГлУбокО, ртмИчно бЫло

Я скачУ без пЕредЫшки

И не чУвствуЮ одЫшки,

ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,

И не прЫгаЮя слОвно.

РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз.

МОжно прЫгать цЕлый чАс.

Кончил прыгать, вижу я:

Речь легко звучит моя.

В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение

Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.

Упражнение «Зарядка»*.

Чтобы голос был в порядке,

Проведу сейчас зарядку.

Влево — вправо поворот.

Но свободно говорю!

А теперь прыжки на месте.

Прыгну хоть сто раз, хоть двести

И двумя ногами сразу,

И на левой, и на правой,

Нет одышки никакой!

2-й петух: Почему ты во дворе?

Буду здесь хозяин я,

Проучу Лезть в начальство отучу!

(наступает на первого петуха, завязывается драка).

1-й петух: Кука-ре. Сдаюсь, сдаюсь!

В рядовых я остаюсь!

2-й петух: Кукарекать не умеешь,

А мечтать о власти смеешь!

Где «опора»? Где басок?

Мой же голос за реку

Целевая установка: научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приемом «выбрасывания» воздуха.

Упражнение «Мушкетеры»*.

2-й Что ж, шпагу я скрещу с тобой!

2-й Не тратьте столько сил.

Драться пыл пропал?

Поди, дружочек, охладись,

И фехтоваться подучись!

Целевая установка: умение координировать речь и движения, помня о том, что зрительное восприятие сильнее слухового. Сохранять свободу, тембр и гибкость голоса.

Источник

Упражнения на тренировку фонационного дыхания (7 класс)

Упражнение на развитие длительности выдоха

Упражнение 1. Исходное положение стоя или сидя, ладони рук на нижних подвижных ребрах (это позволит следить за работой диафрагмы). Сделайте глубокий вдох через нос, наполнитесь воздухом. Выдох порционный: произносим звуковые сочетания «кхы-кхы-кхы…» («пы-пы-пы…», «пФ-пф-пф…», «ф-ф-ф…», «с-с-с…», «ш-ш-ш…», «кх-кх-кх…»). Чем больше звуковых сочетаний вам удается произнести на одном выдохе, тем лучше. Следите ладонями рук, чтобы при выдохе каждой очередной порции ощущалась активная работа диафрагмы.

Упражнение 2. Как уже отмечалось, различают ключичное, грудное и диафрагменное дыхание. При диафрагменном дыхании связки испытывают наименьшее напряжение, раздражение. Такому дыханию можно научиться с помощью следующего упражнения.

Встаньте. Ладонь левой руки положите на верх живота. Ладонью правой руки обхватите нижние ребра (большой палец обхватывает их со спины, остальные спереди). Вдохните носом. Живот (под ладонью левой руки) должен выпятиться вперед. Задержите дыхание на две секунды. Подтяните внутрь самый низ живота. Нижние ребра от этого слегка раздвинутся. Далее начинайте выдох. Рот слегка открыт, выдыхайте беззвучно, плавно, медленно. Сначала постепенно должен опадать живот, а под самый конец выдоха и нижние ребра.

При выдохе можно приложить ладонь ко рту. Она должна ощутить тепло и даже легкую влажность. Также на выдохе можно прочитать следующее стихотворение, стараясь растягивать гласные (читать нужно на одном выдохе, не добирая воздух).

Упражнение 3. При чтении текста следите за добором дыхания. Сначала сделайте паузу и добор дыхания после каждой строки, затем после каждых двух, затем прочитайте текст на одном дыхании.

Спят во тьме ночной;

Полны свежей мглой.

Упражнение 4. Прочитайте вслух отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, добирая дыхание, где необходимо. Потренируйтесь читать весь текст на одном выдохе (не забывайте об интонации).

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Упражнение 5. Прочитайте фразу артикуляционно-фонетическим способом (вслух произносятся только согласные звуки, а гласные – беззвучно-протяжно, как бы «хочу сказать, но не могу»). После этого повторите фразу полным голосом, при этом почувствуете «центр» своего голоса:

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Гладиолус сказал: «Я долго стоял и устал!»

Упражнение 6. Читайте текст вслух, скандируя по слогам, в ритме человека, прыгающего со скакалкой. Добирайте дыхание в паузах, ускоряясь к концу стихотворения. Попробуйте скандировать стихотворение в движении, сначала шагая, затем прыгая (следите, чтобы дыхание оставалось ровным, не сбивалось).

Со скакалкой я скачу,

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Можно прыгать целый час.

Упражнение 7. Прочитайте мнемоническое стихотворение А.В. Прянишникова «Правила чтения». Избегайте придыхания, шумного набора воздуха. Воздух добирайте во время логических пауз или в конце строки.

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость,

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Упражнение 8. Выразительно прочитайте стихотворение С. Маршака, попробуйте «продышать» этот текст.

Источник

Упражнение «Скакалка»

Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом:

сО скакАлкой Я скачУ,

ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы

ЗвУк держАть онО моглО бы,

ГлУбокО, ртмИчно бЫло

Я скачУ без пЕредЫшки

И не чУвствуЮ одЫшки,

ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,

И не прЫгаЮя слОвно.

РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз.

МОжно прЫгать цЕлый чАс.

Кончил прыгать, вижу я:

Речь легко звучит моя.

В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение

Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.

Упражнение «Зарядка»*.

Чтобы голос был в порядке,

Проведу сейчас зарядку.

Влево — вправо поворот.

Но свободно говорю!

А теперь прыжки на месте.

Прыгну хоть сто раз, хоть двести

И двумя ногами сразу,

И на левой, и на правой,

Нет одышки никакой!

2-й петух: Почему ты во дворе?

Буду здесь хозяин я,

Проучу Лезть в начальство отучу!

(наступает на первого петуха, завязывается драка).

1-й петух: Кука-ре. Сдаюсь, сдаюсь!

В рядовых я остаюсь!

2-й петух: Кукарекать не умеешь,

А мечтать о власти смеешь!

Где «опора»? Где басок?

Мой же голос за реку

Целевая установка: научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приемом «выбрасывания» воздуха.

Упражнение «Мушкетеры»*.

2-й Что ж, шпагу я скрещу с тобой!

2-й Не тратьте столько сил.

Драться пыл пропал?

Поди, дружочек, охладись,

И фехтоваться подучись!

Целевая установка: умение координировать речь и движения, помня о том, что зрительное восприятие сильнее слухового. Сохранять свободу, тембр и гибкость голоса.

Упражнение «Вальс».

Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:

В медленном вальсе кружиться легко

И, сохраняя свободу звучанья,

Надо пытаться дышать глубоко.

Как непрерывны и плавны движенья,

Так же и речь мелодично звучит.

Знаю одно: если вылилось чувство

В голосе сильном и гибком моем,

Значит, владею дыханьем искусно,

Значит, могу быть уверена в нем.

Вальс увлекает, и чувства прекрасны,

Радость кружит все быстрей и быстрей. Вихрем несет.

Голос, дыханье во власти моей!

Значит, справляюсь с заданьем отлично.

Включайте в упражнение музыку. Вначале можно говорить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем говорите естественно, в ритме, но слитно, сохраняя логику мысли, голосовую подвижность. Убыстряя темп движения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит добились

«мирного сосуществования» физиологического и речевого дыхания. Приведенный текст, который специально предназначен для (фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трехсложной стопой с ударением на первый слог ).

4-Й: Полыхнул огонь в окне.

5-Й: Правда. Гляньте-ка, горит!

6-Й: И народ туда бежит.

1-Й: Ну а мы то что стоим?

2-Й: Что стоять? Айда! Бежим!

3-Й: Стоп! Несите: ты —лопату!

4-Й: Я — топор, багор крюкатый.

5-Й: Я возьму огнетушитель —

Не руками же тушить нам!

И поборемся с огнем!

Целевая установка упражнения: голосовая подвижность, способность голоса выразить конкретность видений, передать чувства, оценку происходящего, действие каждого и всех вместе;

Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в «боксе» (бейте в воображаемую грушу, сопровождая движения определенным текстом), «тяните канат», поднимайте «тяжести», стойте вниз головой на руках и тому подобное, ведя диалог во время всех этих физических движений.

Контрольные вопросы

1. Какова роль мелодики речи в речевом действии?

2. Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного предложения?

3. Какой характерный признак мелодического выделения ударного

слога в русской речи?

4. Что надо знать о «прогрессивной последовательности» в русской речи?

5. Что характерно для вопросительных предложений русской речи?

6. Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?

7. Каким приемом можно добиваться совокупности работы резонаторов?

8. Что надо знать об относительности пиано и форте?

9. Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?

10. Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?

11. Каковы условия звучания сценической скороговорки?

12. Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?

13. Какова роль искусства тембрирования в актерском и чтецком исполнительстве?

14. Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовании речевого мастерства?

15. Какой прием сохраняет мышечную свободу фонационных путей при неудобных для звукопроизводства положениях тела и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение?

16. Каким приемом можно избежать одышки во время активных физических движений и действий?

17. Почему в искусстве должно владеть координацией речи и движений?

Задания для самостоятельной работы

Составить карточки с текстами и графическими изображениями мелодического их звучания. Тренироваться в их воспроизведении, озвучании.

Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы.

Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах. Например, взяв такие двустишия В. Маяковского:

отечества райские кущи.

Читая их и наполняя внутренним содержанием, подтекстом, услышать, как различно звучит слово «отечество» в первом двустишии

Сочинять или находить в литературе тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма речи и т.д. Тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой индивидуальный «блок голосо-речевой разминки». Напоминаем ещё раз последовательность расположения упражнений для развития того или иного навыка:

1 цикл—Дыхательная гимнастика.

2 цикл—Свобода звучания.

4 цикл—Собранность и звонкость голоса.

5 цикл—Дикционная четкость.

6 цикл—Диапазон голоса.

8 цикл—Темпо-ритм речи.

9 цикл—Мелодика и логика речи.

10 цикл—Эмоциональный тембр.

Методически верно применяемые на практике предложенные приемы и упражнения голосо-речевого тренинга вырабатывают многие необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова. Воспитывают навыки фонационного дыхания: виды выдыхания; рефлекторный добор воздуха в процессе речи; навык «переключения» дыхания, обеспечивающий качественное звучание различной по характеру и экспрессии речи.

Тренируют: опору звука; мягкое атакирование; свободное звучание; собранность и звонкость голоса.

Помогают: найти «центр» голоса; обогащать индивидуальный тембр; осваивать посыл звука на аудиторию, «эховое» и тихое опёртое звучание; достигать координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции, обеспечивающей дикционную четкость.

Воспитывают: навык владения диапазонным звучанием речи при совокупности работы резонаторов, ведущих к сглаживанию регистров при переходах из тона в тон; мастерство использования силы звука как выразительного средства речи; искусство владения мелодикой, темпоритмом речи и эмоциональным тембром.

Тренируют: навык «изолированного сокращения мышц», сохра­няющий свободу звучания голоса при неудобных для звукопроизводства позах и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение организма (рук, шеи, плеч, ног, спины, лица. ); навык «выбрасывания» неиспользованного в фонации воздуха, позволяющий избегать кислородного голодания организма во время физических действий, сопровождающих речь (избегать одышки); навык «мышечного контролера» в эмоциональные моменты исполнения.

Объем книги не позволил осветить такие важные элементы тех­ники словесного действия, как искусство акцентуации, перспективы речи и др. Эти вопросы в какой-то степени освещены в учебно-методических пособиях автора «Искусство звучащей поэзии» (ВНМЦ, 1984 г.) и «Искусство литературной композиции и монтажа» (ВНМЦ, 1985г.).

Кому-то покажется мелочью работа над дикцией, дыханием, го­лосом, мышечной свободой, выразительными средствами речи. Это величайшее заблуждение. «Мелочи создают совершенство, но совершенство — не мелочь» 1 — писал Микеланджело, подчеркивая

этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.

Нельзя пренебрегать речевой техникой. Ведь «техники служит актёру опорой, можно сказать, воодушевляет его, помогает создавать художественные образы, и если для актера-ремесленника техника — тяжелые путы, тяжелые оковы, это для актёра талантливого это крылья горного орла» 1 — говорил Н.К. Черкасов.

Рекомендуемая литература

Вербовая И., Головина О., Урнова В.Искусство речи. —М.: Искусство, 1977.

ДмитрииЛ. В.Основы вокальной методики.—М.: Музыка, 1968.

Кнебель М. О.Слово в творчестве актера.—М.: НТО, 1979.

Комякова Г. В.Слово в драматическом театре.—М.: Искусство, 1974.

Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского.— М.: Искусство. 1978.

Матусевич М. И.Современный русский язык. Фонетика.—М., 1976.

Савкова3. В.Как сделать голос сценическим.—М.: Искус­ство, 1978.

Савкова3. В.Средства речевой выразительности. — Л.: Знание, 1982.

Савкова 3. В.Монолог в искусстве массовых представлений.— Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1979.

Савкова 3. В.Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении. — Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981.

Савкова 3. В.Искусство звучащей поэзии,—М,: ВНМЦ, 1984.

Савкова 3. В.Искусство литературной композиции и монтажа,—М.: ВНМЦ, 1985.

Савкова 3.В. Риторические игры. — СПбГАК. 1995.

Савкова 3. В.Риторика. Программа курса. — СПбГАК. 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *