Согласны ли вы с утверждением что обыденное знание ошибочно а научное истинно зачем нужно изучать
Согласны ли вы с утверждением что обыденное знание ошибочно а научное истинно зачем нужно изучать
Вопрос по обществознанию:
1.В чем состоит проблема интерпретации текста, поступка, исторического документа? Что значит правильное понимание? Можно ли достичь единственно правильного понимания? 2. Чем отличается идеальный тип от художественного образа? Можно ли считать идеальный тип научным описанием конкретного человека? 3.Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно? Зачем нужно изучать общественное мнение?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Ответы и объяснения 1
1.В чем состоит проблема интерпретации текста, поступка, исторического документа? Что значит правильное понимание? Можно ли достичь единственно правильного понимания?
Проблема интерпретации текста состоит в том, что это зависимо от личностных качеств того, кто интерпретирует. Его знания, кругозор – все влияет на правильность интерпретации. Соответственно, чем шире объем знаний и кругозор, тем правильнее интерпретируется текст и наоборот.
Невозможно достичь единственно правильное понимание, потому что люди разные, знания, опыт и мышление у них также разное, как и система ценностей.
2. Чем отличается идеальный тип от художественного образа? Можно ли считать идеальный тип научным описанием конкретного человека?
Идеальный тип – собирательный образ из общественных идеалов касаемо каждого аспекта. Художественный образ не всегда идеален, художественный образ может быть любой; главное, чтобы это передавало посыл писателя.
Идеальный тип не может считаться научным описанием конкретного человека, потому что имеет мало общего с реальностью.
3.Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно? Зачем нужно изучать общественное мнение?
Да, согласна, потому обыденное знание подвержено стереотипам и необдуманному, непроанализированному наблюдению. Общественное мнение нужно изучать, потому что существуют различные факторы, которые влияют на это общественное мнение. Кроме того, общественное мнение влияет на каждого из нас, потому важно знать, что этим движет.
Ответы 3
Научное знание нельзя считать абсолютно достоверным. В конце концов, в ученые полагали, что существуют флогистон, теплород, мировой эфир. Из этого следует, что наука может ошибаться, а значит, не может считаться непреложной истиной. Однако факт тот, что достоверность научного знания в бытовых вопросах выше, чем у знания обыденного. Современная наука может обладать неправильными знаниями о темных материях и невидимых частицах Вселенной, но о том, почему дует ветер и откуда в розетке берется электричество, она знает всё.
Общественне мнение нужно изучать потому, что это обратная связь. Перед принятием решения руководитель должен знать, как его воспримут, и не сделает ли он хуже людям.
1.В чем состоит проблема интерпретации текста, поступка, исторического документа? Что значит правильное понимание? Можно ли достичь единственно правильного понимания?
Проблема интерпретации текста состоит в том, что это зависимо от личностных качеств того, кто интерпретирует. Его знания, кругозор – все влияет на правильность интерпретации. Соответственно, чем шире объем знаний и кругозор, тем правильнее интерпретируется текст и наоборот.
Невозможно достичь единственно правильное понимание, потому что люди разные, знания, опыт и мышление у них также разное, как и система ценностей.
2. Чем отличается идеальный тип от художественного образа? Можно ли считать идеальный тип научным описанием конкретного человека?
Идеальный тип – собирательный образ из общественных идеалов касаемо каждого аспекта. Художественный образ не всегда идеален, художественный образ может быть любой; главное, чтобы это передавало посыл писателя.
Идеальный тип не может считаться научным описанием конкретного человека, потому что имеет мало общего с реальностью.
3.Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно? Зачем нужно изучать общественное мнение?
Да, согласна, потому обыденное знание подвержено стереотипам и необдуманному, непроанализированному наблюдению. Общественное мнение нужно изучать, потому что существуют различные факторы, которые влияют на это общественное мнение. Кроме того, общественное мнение влияет на каждого из нас, потому важно знать, что этим движет.
С1.
— значение Декларации прав культуры: «культура не ограничивается памятниками культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единое целое с культурой наука»
— части культуры и их значение
— Декларация прав культуры как защитник культуры «необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусства, свидетельствах истории или научных открытиях, но и защищать права на их существование…»
— Обязанность человека: «поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры».
— Что есть культура? «Культура – она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система…»
С2.
Культура не только в памятниках культуры, истории, не только в театре или на концерте.
Культура – это также люди, страны и народы.
Культура – всенародная, международная и надгосударственная.
С3.
«защищать права на существование произведений искусства и научных открытий, их безопасность, их доступность для всех». Потому что произведения искусства и научные открытия без всеобщей доступности и без их гласности делают небольшой вклад в развитие культуры.
С4.
Самое популярное – Федор Достоевский «Преступление и наказание» стали частью не только российской, но также всемирной философии, поставив на повестку дня вопрос о том, кто мы такие?
Энди Уорхол как необычный художник современности позволил миру увидеть уникальность, красоту и стиль в привычных предметах.
Коко Шанель как деятель искусства моды перевернула представление о моде во всем мире.
С5.
Меры:
— межкультурное общение в образовательных учреждениях (проведение фестивалей различных культур)
— Новостные источники должны транслировать информацию не только с Родины, но также со всех точек мира.
— культурное сотрудничество объединяет различные народы и культуры, а противоречия часто возникают из-за невежества и незнаний.
— культурное сотрудничество прагматично, а конфликты всегда имеет эмоциональный характер, поэтому прагматизм исключает конфликты.
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «научное социальное знание», «обыденное знание», «методы социального познания», «социальный факт», «смысл», «ценности», «интерпретация», «культурный контекст», «идеальный тип», «конкретно исторический подход»; ознакомить с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-проблема.
I. Организационный момент
— Каких только сенсационных сообщений не встретишь сегодня в средствах массовой информации. В исторической литературе нередко произвольно трактуются факты и события. Вот один только из «опусов» подобного плана:
Полцарства в крови, в развалинах век,
И сказано было недаром:
«Как ныне сбирается Вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам. »
И эти, звенящие медью слова
Мы все повторяли не раз и не два.
Но как-то с трибуны большой человек
Воскликнул с волненьем и жаром:
«Однажды задумал предатель Олег
Отмстить нашим братьям-хазарам. »
Уходят слова и приходят слова,
За правдою правда вступает в права,
Так помните ж, люди, и знайте вовек,
И к черту дурацкая смута.
«Каким-то хазарам, какой-то Олег
За что-то отмстил почему-то!»
И это преданье седой старины –
Пример для историков нашей страны.
— Почему так происходит? В чем сложности в изучении человеческого общества?
Об этом и пойдет речь на наших уроках.
Тема урока: «Социальное познание». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Сравнительный анализ научного познания природы и общества.
2. Основные принципы научного социального познания.
3. Инструмент научного социального познания.
4. Виды социальных знаний.
5. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний.
Среди ученых-обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности социального познания:
1. Наука должна точно описывать факты, а интерпретировать их не может, потому что объяснение и оценка всегда произвольны.
2. Описание факта не может быть точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные о событиях прошлого, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки события. Поэтому все зависит от интерпретации факта.
3. Исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, так как она всегда субъективна.
Представьте себе, что мы присутствуем на заседании ученого совета, где обсуждаются вопросы и проблемы социального познания. Нам необходимо выработать свой взгляд на обсуждаемую проблему и высказать свои мысли. Для того чтобы справиться с таким заданием, нам необходимо «вникнуть» в этот проблемный вопрос, изучив материал учебника.
1. Сравнительный анализ научного познания природы и общества
Первая проблема, которая возникает у нас на пути: мы уже знаем, каким образом происходит процесс изучения природы, а каким же образом происходит процесс формирования общества?
— Прочитайте п. 1 § 25.
— Какие натуралистические взгляды на процесс познания общества были развиты до начала XX в.?
— Назовите сторонников подобного подхода и охарактеризуйте сущность их воззрений.
— Как У. Дильтей трактовал процесс усвоения социальных знаний?
— Проанализируйте взгляды Г. Риккерта.
— В чем состоят существенные особенности познания общества, которые порождают трудности изучения социальных процессов?
— Что является объектом и субъектом обществознания? (И объектом и субъектом является общество.)
Таким образом, в естествознании субъект и объект познавательной деятельности выступают раздельно. В обществознании объект и субъект познания совпадают. То есть общество познает само себя.
Факт включенности в изучаемые процессы имеет положительную и отрицательную стороны:
• положительная сторона: «изнутри» многое виднее;
• отрицательная сторона: ученый не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма.
Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств. Отсюда стремление получить от науки желаемый ответ. Например, «украинская версия» концепции возникновения Древнерусского государства, согласно которой Рюрик создал Древнеукраинское государство.
2. Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями. Так, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследование таких явлений, как смысл, мотив, намерение.
2. Основные принципы научного социального познания
— Чем же должен руководствоваться ученый, чтобы достичь объективности и точности социального познания?
Основные принципы научного социального познания
Руководство научными методами
Строгость и однозначность теоретических понятий. Доказательность рассуждений.
Логическая непротиворечивость логических рассуждений.
Объективность научных выводов, т. е. независимость от личных желаний, мнений, предрассудков
Способность сопереживания, сочувствия, способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди
«Соблюдение дистанции к объекту»
Быть предельно внимательным к тем предпосылкам своего мышления, которые почерпнуты из его собственной жизни, из традиций его образования, воспитания и научной школы
Конкретно исторический подход
Полнота описания особенностей изучаемого объекта. Любое социальное явление необходимо рассматривать в его историческом развитии и во взаимной связи с другими социальными явлениями, т. е. в историческом и культурном контексте
Выбор значимого в явлении
Научный факт всегда должен определяться значимым, должен включать в себя оценку ученым его роли в происходящем, интерпретацию социального факта
3. Инструмент научного социального познания
Что же еще может помочь ученому глубже вникнуть в изучаемую эпоху, понять происходящие там события? В естествознании часто используются научные понятия. А как обстоит дело в общественных науках?
Посмотрите на схему:
Идеальный тип — инструмент научного социального познания
Образ идеального типа позволяет:
• Запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта определенной эпохи.
• Выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные характеристики.
• Помогает получить знания об отношениях больших групп людей.
• Заглянуть в будущее.
4. Виды социальных знаний
— Прочитайте п. 4 § 25.
— Что мы подразумеваем под обыденным социальным знанием?
— Приведите примеры подобных знаний.
— Проведите сравнительный анализ двух видов социального знания: выявите черты сходства и различия.
— Как они соотносятся между собой?
— Какую роль играют обыденные знания в нашей жизни?
— Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно?
— Зачем, по-вашему, надо изучать общественное мнение?
5. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний
— Какие социальные науки вы знаете?
— К чему обращено гуманитарное познание?
— В 60-е гг. XX в. наблюдался спор между «физиками» и «лириками», который был выигран «физиками». Как вы считаете, кто сегодня идет впереди? Свой выбор объясните.
— Какие сильные и слабые стороны вы видите в социальных науках?
— Вы сделали свой выбор в пользу социально-гуманитарных наук? Почему?
— Какие трудности вы видите в развитии этих наук?
— Что бы вы сделали, чтобы их преодолеть?
— Сочините «Гимн социально-гуманитарным наукам» и предъявите результаты своего труда.
— Вернемся на заседание ученого совета. Какую из трех позиций вы поддерживаете? Почему?
Согласны ли вы с утверждением что обыденное знание ошибочно а научное истинно зачем нужно изучать
Как автор объясняет связь обыденного и научного знания? Используя текст, приведите любые три объяснения.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает.
Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.
Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания. Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.
Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):
— жизненный опыт индивида;
— здравый смысл индивида;
— передаваемый опыт других поколений;
(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая форма ненаучного знания, например:
3) пояснение, например:
— религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.
(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)
Используя текст, назовите любые три различия обыденного и научного знания. Привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждое из различий. (Пример засчитывается только в том случае, если в нём содержится сравнение обыденного и научного познания.)
В правильном ответе должны быть названы различия и приведены соответствующие примеры:
1) обыденное знание не требует для своего усвоения специальной подготовки, а для усвоения научного знания необходимо владеть языком науки, понимать её основы, методы и т. п. (например, даже ребёнок имеет представление о том, как пользоваться различными бытовыми приборами, а для работы учёного с лабораторным оборудованием необходимо владеть специальными знаниями);
2) обыденное знание основано на жизненном опыте, а научное знание приобретается в результате специально организованного, целенаправленного исследовательского процесса (например, для борьбы с кротами многие владельцы садовых участков кладут в кротовые ходы пахучие растения (чеснок, лук и т. п.); учёные выявили звуки, издаваемые кротами в случае опасности, и изготовили специальные устройства, генерирующие подобные звуки);
3) обыденное знание неспециализированное, а научное знание представлено в различных отраслях, группах наук (например, в народе принято считать, что перед дождём птицы летают низко; поведение птиц специально изучают учёные-орнитологи (одна из специальностей в рамках биологических наук));
4) обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность (например, хозяйки знают, что очищенный картофель быстро темнеет; учёные установили, что потемнение очищенного картофеля связано с окислением содержащихся в нём органических веществ).
Различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках, в том числе в виде цитат соответствующих положений текста.
На основе текста могут быть сформулированы иные различия.
Могут быть приведены другие примеры
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о влиянии популяризации научных знаний на мировоззрение человека.
В правильном ответе могут быть высказаны следующие предположения:
1) популяризация научных знаний позволяет человеку сформировать реалистичную и современную картину мира;
2) популяризация научных знаний способствует отказу от некоторых мифологических представлений;
3) популяризация научных знаний способствует формированию научного мировоззрения человека;
4) популяризация научных знаний способствует формированию уважительного отношения к учёным и их деятельности, осознанию ценности науки.
Могут быть высказаны иные предположения
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):
— жизненный опыт индивида;
— здравый смысл индивида;
— передаваемый опыт других поколений;
(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая форма ненаучного знания, например:
3) пояснение, например:
— религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.
(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)
На основе текста могут быть приведены такие объяснения:
1) оба вида знания предполагают принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта;
2) в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами / благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания;
3) продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием;
4) исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания;
5) наука связана с обыденным знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Объяснения могут быть приведены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Объяснения, не основанные на содержании текста, не засчитываются при оценивании
Используя текст, назовите любые три различия обыденного и научного знания. Привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждое из различий. (Пример засчитывается только в том случае, если в нём содержится сравнение обыденного и научного познания.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает.
Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.
Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания. Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.
Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Как автор объясняет связь обыденного и научного знания? Используя текст, приведите любые три объяснения.
На основе текста могут быть приведены такие объяснения:
1) оба вида знания предполагают принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта;
2) в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами / благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания;
3) продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием;
4) исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания;
5) наука связана с обыденным знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Объяснения могут быть приведены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Объяснения, не основанные на содержании текста, не засчитываются при оценивании
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):
— жизненный опыт индивида;
— здравый смысл индивида;
— передаваемый опыт других поколений;
(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая форма ненаучного знания, например:
3) пояснение, например:
— религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.
(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о влиянии популяризации научных знаний на мировоззрение человека.
В правильном ответе могут быть высказаны следующие предположения:
1) популяризация научных знаний позволяет человеку сформировать реалистичную и современную картину мира;
2) популяризация научных знаний способствует отказу от некоторых мифологических представлений;
3) популяризация научных знаний способствует формированию научного мировоззрения человека;
4) популяризация научных знаний способствует формированию уважительного отношения к учёным и их деятельности, осознанию ценности науки.
Могут быть высказаны иные предположения
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):
— жизненный опыт индивида;
— здравый смысл индивида;
— передаваемый опыт других поколений;
(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая форма ненаучного знания, например:
3) пояснение, например:
— религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.
(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)
В правильном ответе должны быть названы различия и приведены соответствующие примеры:
1) обыденное знание не требует для своего усвоения специальной подготовки, а для усвоения научного знания необходимо владеть языком науки, понимать её основы, методы и т. п. (например, даже ребёнок имеет представление о том, как пользоваться различными бытовыми приборами, а для работы учёного с лабораторным оборудованием необходимо владеть специальными знаниями);
2) обыденное знание основано на жизненном опыте, а научное знание приобретается в результате специально организованного, целенаправленного исследовательского процесса (например, для борьбы с кротами многие владельцы садовых участков кладут в кротовые ходы пахучие растения (чеснок, лук и т. п.); учёные выявили звуки, издаваемые кротами в случае опасности, и изготовили специальные устройства, генерирующие подобные звуки);
3) обыденное знание неспециализированное, а научное знание представлено в различных отраслях, группах наук (например, в народе принято считать, что перед дождём птицы летают низко; поведение птиц специально изучают учёные-орнитологи (одна из специальностей в рамках биологических наук));
4) обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность (например, хозяйки знают, что очищенный картофель быстро темнеет; учёные установили, что потемнение очищенного картофеля связано с окислением содержащихся в нём органических веществ).
Различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках, в том числе в виде цитат соответствующих положений текста.
На основе текста могут быть сформулированы иные различия.
Могут быть приведены другие примеры
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает.
Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.
Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания. Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.
Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Как автор объясняет связь обыденного и научного знания? Используя текст, приведите любые три объяснения.
На основе текста могут быть приведены такие объяснения:
1) оба вида знания предполагают принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта;
2) в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами / благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания;
3) продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием;
4) исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания;
5) наука связана с обыденным знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Объяснения могут быть приведены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Объяснения, не основанные на содержании текста, не засчитываются при оценивании
Используя текст, назовите любые три различия обыденного и научного знания. Привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждое из различий. (Пример засчитывается только в том случае, если в нём содержится сравнение обыденного и научного познания.)
В правильном ответе должны быть названы различия и приведены соответствующие примеры:
1) обыденное знание не требует для своего усвоения специальной подготовки, а для усвоения научного знания необходимо владеть языком науки, понимать её основы, методы и т. п. (например, даже ребёнок имеет представление о том, как пользоваться различными бытовыми приборами, а для работы учёного с лабораторным оборудованием необходимо владеть специальными знаниями);
2) обыденное знание основано на жизненном опыте, а научное знание приобретается в результате специально организованного, целенаправленного исследовательского процесса (например, для борьбы с кротами многие владельцы садовых участков кладут в кротовые ходы пахучие растения (чеснок, лук и т. п.); учёные выявили звуки, издаваемые кротами в случае опасности, и изготовили специальные устройства, генерирующие подобные звуки);
3) обыденное знание неспециализированное, а научное знание представлено в различных отраслях, группах наук (например, в народе принято считать, что перед дождём птицы летают низко; поведение птиц специально изучают учёные-орнитологи (одна из специальностей в рамках биологических наук));
4) обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность (например, хозяйки знают, что очищенный картофель быстро темнеет; учёные установили, что потемнение очищенного картофеля связано с окислением содержащихся в нём органических веществ).
Различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках, в том числе в виде цитат соответствующих положений текста.
На основе текста могут быть сформулированы иные различия.
Могут быть приведены другие примеры
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о влиянии популяризации научных знаний на мировоззрение человека.
В правильном ответе могут быть высказаны следующие предположения:
1) популяризация научных знаний позволяет человеку сформировать реалистичную и современную картину мира;
2) популяризация научных знаний способствует отказу от некоторых мифологических представлений;
3) популяризация научных знаний способствует формированию научного мировоззрения человека;
4) популяризация научных знаний способствует формированию уважительного отношения к учёным и их деятельности, осознанию ценности науки.
Могут быть высказаны иные предположения
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):
— жизненный опыт индивида;
— здравый смысл индивида;
— передаваемый опыт других поколений;
(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая форма ненаучного знания, например:
3) пояснение, например:
— религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.
(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):
— жизненный опыт индивида;
— здравый смысл индивида;
— передаваемый опыт других поколений;
(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая форма ненаучного знания, например:
3) пояснение, например:
— религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.
(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает.
Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.
Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания. Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.
Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Как автор объясняет связь обыденного и научного знания? Используя текст, приведите любые три объяснения.
На основе текста могут быть приведены такие объяснения:
1) оба вида знания предполагают принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта;
2) в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами / благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания;
3) продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием;
4) исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания;
5) наука связана с обыденным знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.
Объяснения могут быть приведены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Объяснения, не основанные на содержании текста, не засчитываются при оценивании
Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):
— жизненный опыт индивида;
— здравый смысл индивида;
— передаваемый опыт других поколений;
(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая форма ненаучного знания, например:
3) пояснение, например:
— религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.
(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)
Используя текст, назовите любые три различия обыденного и научного знания. Привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждое из различий. (Пример засчитывается только в том случае, если в нём содержится сравнение обыденного и научного познания.)
В правильном ответе должны быть названы различия и приведены соответствующие примеры:
1) обыденное знание не требует для своего усвоения специальной подготовки, а для усвоения научного знания необходимо владеть языком науки, понимать её основы, методы и т. п. (например, даже ребёнок имеет представление о том, как пользоваться различными бытовыми приборами, а для работы учёного с лабораторным оборудованием необходимо владеть специальными знаниями);
2) обыденное знание основано на жизненном опыте, а научное знание приобретается в результате специально организованного, целенаправленного исследовательского процесса (например, для борьбы с кротами многие владельцы садовых участков кладут в кротовые ходы пахучие растения (чеснок, лук и т. п.); учёные выявили звуки, издаваемые кротами в случае опасности, и изготовили специальные устройства, генерирующие подобные звуки);
3) обыденное знание неспециализированное, а научное знание представлено в различных отраслях, группах наук (например, в народе принято считать, что перед дождём птицы летают низко; поведение птиц специально изучают учёные-орнитологи (одна из специальностей в рамках биологических наук));
4) обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность (например, хозяйки знают, что очищенный картофель быстро темнеет; учёные установили, что потемнение очищенного картофеля связано с окислением содержащихся в нём органических веществ).
Различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках, в том числе в виде цитат соответствующих положений текста.
На основе текста могут быть сформулированы иные различия.
Могут быть приведены другие примеры
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о влиянии популяризации научных знаний на мировоззрение человека.
В правильном ответе могут быть высказаны следующие предположения:
1) популяризация научных знаний позволяет человеку сформировать реалистичную и современную картину мира;
2) популяризация научных знаний способствует отказу от некоторых мифологических представлений;
3) популяризация научных знаний способствует формированию научного мировоззрения человека;
4) популяризация научных знаний способствует формированию уважительного отношения к учёным и их деятельности, осознанию ценности науки.
Могут быть высказаны иные предположения
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):
— жизненный опыт индивида;
— здравый смысл индивида;
— передаваемый опыт других поколений;
(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая форма ненаучного знания, например:
3) пояснение, например:
— религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.
(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)
Приведите положение текста, объясняющее несовершенство знания, основанного на обыденных представлениях. Используя обществоведческие знания, проиллюстрируйте тремя суждениями неточность и противоречивость обыденных представлений.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что называется «здравым смыслом». Этот термин относится к нашей рабочей концепции реальности.
В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания не точны и иногда совершенно необоснованны, мы обычно считаемся со здравым смыслом.
Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.
Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.
…Здравый смысл не всегда мудр, ибо в нём нет различия между аккумулированной мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями… Многие обыденные представления противоречивы. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее, чем «с глаз долой — из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется нечто большее, чем просто здравый смысл.
Укажите, какой способ познания мира автор называет «здравым смыслом»? Основываясь на тексте, объясните его роль в познании.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— жизненная практика, «большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни»;
2) роль жизненной практики:
— «В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни».
Назовите две характеристики обыденных представлений, указанные автором текста. Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё одну дополнительную характеристику.
1) характеристики обыденных представлений, названные автором:
− иногда совершенно необоснованны;
− формируются в ходе практической деятельности;
− не проникают в сущность явлений, дают поверхностное суждение;
− создают иллюзию абсолютной правды и истины;
− указывают направление и способ деятельности.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Приведите положение текста, отражающее связь жизненной практики и научного знания. Опираясь на обществоведческие знания, приведите пример, иллюстрирующий данное положение, и приведите аргумент его обосновывающий.
В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:
1) положение текста:
— многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Однако, когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании; (Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.)
— в осенне-весенний период распространены острые респираторные вирусные инфекции, называемые в обыденной жизни простудой. К мерам профилактики относятся частые влажные уборки и проветривание помещений.
— научно доказано, что простудные заболевания вызываются вирусами, которые передаются воздушно-капельным путем от больного человека здоровому. Проникают вирусы через верхние дыхательные пути, когда здоровый человек вдыхает вместе с воздухом капельки мокроты зараженного человека. Поэтому во время эпидемий нужны частые влажные уборки и проветривание помещений.
Могут быть приведены другие уместные аргументы.
Назовите две характеристики обыденных представлений, указанные автором текста. Используя обществоведческие знания, приведите ещё одну дополнительную характеристику.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
1) характеристики обыденных представлений, названные автором:
− иногда совершенно необоснованны;
− формируются в ходе практической деятельности;
− не проникают в сущность явлений, дают поверхностное суждение;
− создают иллюзию абсолютной правды и истины;
− указывают направление и способ деятельности.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:
1) авторское объяснение:
— но здравый смысл не всегда мудр, ибо в нём нет различия между аккумулированной мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями… Многие обыденные представления противоречивы;
2) примеры суждений неточности и противоречивости обыденных представлений:
— тише едешь – дальше будешь;
— нет худа без добра;
— всё что случается, случается к лучшему;
— работа — не волк, в лес не убежит.
Могут быть приведены другие уместные примеры.
Автор пишет о постепенном формировании правовой культуры. Какие два этапа формирования обыденного правового сознания приводит автор? Чем ограничен обыденный уровень правосознания с точки зрения автора? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.