Турбийон что это такое
Есть вопрос: что такое турбийон?
Не оригинально, но факт: загадочное слово «турбийон», обладает куда большим маркетинговым потенциалом, чем инициалы бренда. Пусть даже и уважаемого.
Скажем больше: за конкретными часами с турбийонами люди готовы стоять в очереди длиннее, чем за Birkin. Часовщики это понимают и умело пользуются, выпуская лимитированное количество моделей ежегодно.
Так, что же такое «турбийон»? Спрашивали – отвечаем. Турбийон – ничто иное, как механизм, способный частично компенсировать притяжение Земли. Если говорить техническим языком, то – это устройство, состоящее из баланса и анкерных вилок и колеса. Именно благодаря ему точность хода достигает рекордных ± 0,5 секунд в сутки.
Идея победить силу гравитации впервые пришла в голову Абрахаму-Луи Бреге (основатель компании Breguet – Прим. редакции). Собственно, он же и воплотил ее в жизнь, создав в 1795 году дебютный турбийон. Часовое сообщество изобретение Бреге оценило, но от прямых цитат решило воздержаться. Во всяком случае до конца XX столетия. Всему виной – большое количество деталей и внушительные габариты, которые ну никак не хотели умещаться в миниатюрном корпусе наручных часов. Правда, в 90-х годах, когда на смену турбийону Бреге пришел сверхточный турбийон конструкции Preciplus, часовщики заметно оживились и начали использовать его с завидным постоянством. Эта тенденция заметна и сейчас: все больше женских и мужских моделей оснащают турбийоном.
Чаще всего выделяют два вида: традиционный и парящий. Первый представляет собой каретку, закрепленную на вращающейся оси, через которую перекинута перекладина, так называемый «мост». А в конструкции парящего турбийона мост отсутствует, а само устройство крепится только на нижней оси.
Также турбийоны различают по скорости вращения каретки: карусельные, минутные и полуминутные. Ранние версии карусельных турбийонов делали оборот от 52 мин 30 сек. до 34 или 39 мин, а два других типа – за минуту или 30 секунд, соответственно.
При выборе часов действуют четкие визуальные коды – покупателей чаще всего привлекают простые, лаконичные часы с «изюминкой» внутри. Нередко этой «изюминкой» становится турбийон. Механизм, виднеющийся сквозь небольшое окошко на циферблате часов, действует на клиентов не хуже, чем афродизиак. Тем не менее, турбийон способен привлечь и опытного коллекционера. Дело в том, что этим усложнением зачастую оснащают уникальные часы, которые выпускают либо на заказ, либо крайне маленькими тиражами.
Начать поиски своих механических часов с турбийоном советуем в одном из бутиков Mercury. Там вы найдете бестселлеры, новинки с международных выставок Baselworld и SIHH, а также всевозможные аксессуары, без которых будущий владелец турбийонов не сможет ощутить всю радость от покупки.
Что такое турбийон?
Когда возникла потребность в турбийоне?
Устройство турбийона
В конце 18го начале 19-го века популярностью пользовались карманные часы, которые подолгу лежали в вертикальном положении в кармане владельца. Тонкая волосковая пружина баланса подвергалась воздействию силы тяжести, что вызывало неравномерность частоты колебаний и снижало точность карманных часов.
Кто разработал первый турбийон?
Покомпонентное изображение турбийона
Чтобы устранить воздействие гравитации, Абрахам-Луи Бреге, основатель швейцарской часовой компании Breguet, в 1795 году изобрел специальное устройство – турбийон («tourbillon»), что в переводе с французского означает «вихрь». В 1801 году Бреге запатентовал своё изобретение. Оно представляло собой вращающуюся со скоростью один оборот в минуту клетку, удерживающую основные элементы, необходимые для измерения времени. Благодаря турбийону рывки пружины под действием силы тяжести в одном направлении прекратились. Таким образом Бреге исключил влияние гравитации на часовой механизм.
Чем отличается карусель от турбийона?
Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel, калибр 2322
В 1894 году часовщик Бэйн Бонниксен из Ковентри, Великобритания, изобрел модификацию турбийона − карусель. Бонниксен разместил в каретке дополнительное промежуточное колесо, которое увеличило скорость вращения клетки. Первоначально скорость вращения составляла 1 оборот раз в 52,5 мин. Впоследствии время оборота новых типов карусели сократилось до 39 минут, а затем до 4-5 минут. Изготовить карусель было проще и дешевле, чем турбийон Бреге. Этим устройством оснащались недорогие часы в начале 20го века. Сегодня принцип работы карусели использует ряд швейцарских часовых компаний, например, Ulysse Nardin в модели Freak, Blancpain в модели Le Brassus Tourbillon Carrousel калибр 2322.
Наручные часы и турбийон
Изначально Абрахам-Луи Бреге размещал турбийон внутри корпуса карманных часов в задней части механизма. С распространением наручных часов необходимость в турбийоне изменилась. Эффективность турбийона в наручных часах спорна, так как естественное движение запястья обеспечивает аналогичный эффект против силы тяжести. Поэтому часовые компании стали устанавливать турбийон на циферблате для демонстрации мастерства и технического превосходства часов.
Турбийон не считается истинным усложнением как, например, указатель фаз Луны или хронограф. Этот механизм ассоциируется с усложнением из-за сложности изготовления, дизайна и романтизма. Зачастую часы с турбийоном выпускают для поддержания имиджа мануфактуры, и далеко не все модели часов ценятся и продаются.
Современные конструкции турбийона
Парящий турбийон и классический турбийон
Дизайн и конструкция турбийона оставались неизменными до 1900х годов, когда появились два новых типа этого устройства: парящий и двухосный. В 1920 году Альферд Хельвиг разработал парящий турбийон. В новой конструкции механизм удерживался только с одной стороны, в отличие от конструкции Бреге, где турбийон поддерживался мостом сверху и снизу.
Двухосный турбийон с цилиндрической спиралью Jaeger-LeCoultre Gyrotourbillon
В 1977 году Энтони Рэндалл изобрел конструкцию двухосного турбийона, а Ричард Гуд в 1980 году создал рабочий образец. Этот дизайн вдохновил Томаса Прешера на создание первого парящего двухосного турбийона для карманных часов, а затем и для наручных часов. Парящий двухосный турбийон вращается вокруг двух осей, каждая из которых совершает один оборот в минуту.
В 2002 году талантливые часовщики Магали Метрейлер и Эрик Кудрей создали первый гиротурбийон, который вращался по нескольким осям. Часы оснащенные гиротурбийоном изготавливала швейцарская компания Jaeger-LeCoultre лимитированными сериями.
Greubel Forsey Quadruple Tourbillon Asymetrique Platinum
В 2004 году швейцарская часовая компания Greubel Forsey произвела сенсацию, представив двойной турбийон 30 ° (DT30). Созданные часы Greubel Forsey оснастила двумя турбийонами. Первый механизм вращался один раз в минуту на 30 ° внутри другой каретки, которая вращалась каждые четыре минуты. Спустя год Greubel Forsey представила часы Quadruple Tourbillon à Différentiel (QDT), в которых независимо использовались два двойных турбийона.
Влияние турбийона на стоимость наручных часов
Цена швейцарских часов с турбийоном класса люкс начинается от 50 тысяч долларов США. Высокая стоимость часов с этим устройством обусловлена сложностью изготовления. Ведь турбийон состоит минимум из 40 деталей, которые размещаются на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. Для изготовления требуются специальные инструменты, а из-за малого размера и сложной конструкции на изготовление турбийона уходит много времени и ручного труда.
TAG Heuer Carrera Heuer 02T Tourbillon
Сегодня часовые компании стремятся сделать часы с турбийоном доступными большему числу клиентов. В январе 2016 года швейцарская компания Tag Heuer выпустила хронограф с турбийоном Heuer-02T, стоимость которого составила 16 тысяч долларов. Внутри этого турбийона меньше деталей по сравнению с механизмами, например, A. Lange & Söhne или Patek Philippe. Tag Heuer заявила, что снизила стоимость за счет «безупречного владения производственными процессами и производственными затратами». В итоге, часы Tag Heuer Heuer-02T стали самыми дешевыми швейцарскими часами с турбийоном.
Как ухаживать за часами с турбийоном?
Часы с турбийоном – это серьезный хронометр, который привлекает внимание. Многие коллекционеры считают часы с турбийоном ценными экземплярами часового искусства. Часы, оснащенные этим сложным устройством с 226-летней историей, требуют бережного и тщательного ухода. Часовая мастерская «Секунда» проводит репассаж часов и бесплатно выполняет диагностику механизма для выявления неисправности. В нашей мастерской действует спецпредложение по ремонту часов с турбийоном. По всем вопросам обращайтесь по телефону +7 (499) 110-00-43 или приходите по адресу ул. 1812 года, 2 в Москве.
Турбийон
Что такое турбийон
Наверняка многие слышали это трудно произносимое слово “турбийон” и задавались вопросом: “Что же это такое?”
Турбийон – это усложнение в наручных часах, принципом работы которого является особая конструкция узла баланса *, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода.
История создания турбийона
Турбийон впервые появился в механических часах более двухсот лет назад. Знаменитый часовой мастер из Франции Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент на конструкцию оформил в 1801 году. В переводе с французского языка tourbillon означает “вихрь”. Забегая вперед, скажем, что всего Бреге собрал 30 подобных “вихревых” механизмов.
Стоит отметить, что, сродни всем изобретениям того времени, через несколько лет после внедрения первых турбийонов начались споры об эффективности новшества Бреге. Противники утверждали, что в горизонтальном положении новое устройство вносит отрицательный эффект, так как детали конструкции оказывают дополнительное сопротивление пружине, а зазоры и неуравновешенность каретки придают ходу еще большую погрешность.
Однако, несмотря на это, спрос на турбийоны постоянно рос, через пару лет изобретение Бреге стало игрушкой для богатых европейцев. Богачи заказывали часы с турбийоном, в основном, по двум причинам. Во-первых, механизм таких часов сам по себе стоил больших денег, во-вторых, в светских беседах можно было невзначай обмолвиться и поррасуждать о точности хода, приковывая к себе внимание.
В 1920 году был спроектирован первый “парящий” турбийон, который находился в нижней части механизма. Благодаря расположению, на циферблате можно было увидеть и каретку и спуск в ходе вращения. В семидесятые годы разработку турбийонов затормозило появление на рынке кварцевых часов, но спустя всего десять лет компания Audemars Piguet выпускает первые часы с турбийоном и автоматическим подзаводом.
Изначально tourbillon был задуман для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Поэтому до сих спорно его эффективность в наручных часах. Каретка классического турбийона вращалась в одной плоскости с вектором тяжести, однако, владелец часто перемещает их в горизонтальную плоскость, положив руку за клавиатуру или на руль автомобиля. Как тогда турбийон компенсирует погрешности, если позиция заключенных в него деталей не меняется?
Но прогресс не стоит на месте,и в 2003 году швейцарец Франк Мюллер представил миру часы Tourbillon Revolution 2 с единственным в мире двухосевым турбийоном. Он состоит вложенных друг в друга кареток, вращающихся как по горизонтали, так и по вертикали. Инновационный турбийон работает при любом положении часов. Совершенный механизм можно наблюдать на циферблате и через прозрачное стекло сзади. Он имеет ручной завод и хороший запас хода в 80 часов.
Уже в 2004 Франк представил часы Revolution 3 с турбийоном, вращающимся уже в трех плоскостях.
На текущий момент практически все известные мировые бренды имеют в своем арсенале часы с турбийоном.
Не отстают и вездесущие китайцы, запустившие в новом веке массовое производство этих замысловатых устройств.
Конструкция турбийона и принцип работы
Из чего состоит и как работает турбийон? На чем основан принцип его работы?
Турбийон состоит из баланса (1), анкерного колеса (2) и анкерной вилки (3), которые расположены на вращающейся каретке (4). Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке жестко закреплено колесо, которое передает балансу энергию.
В зависимости от типа каретки турбийоны подразделяются на традиционные и “парящие”. В конструкции классического (традиционного) варианта каретка крепится к механизму с двух сторон, парящий же предусматривает крепление только с нижней стороны часового механизма. Это намного более привлекательно, выглядит завораживающе, так как каретка не загораживает обзор, и вы можете наблюдать работу турбийона на видео.
Есть и небольшой нюанс: конструкция турбийона, закрепленного в одной точке, чуть более чувствительна к внешним механическим воздействиям.
По скорости вращения каретки турбийонов подраделяются на карусельные, минутные и полуминутные.
Российские модели наручных часов с турбийоном
Канули в лету те времена, когда турбийон был безумно дорогим устройством, доступным исключительно богачам. Оценить точность и гипнотизирующее действие этого механизма теперь могут и простые любители часов. Купить в настоящее время его не представляет особой сложности.
В России одними из ведущих марок часов с турбийоном по праву можно назвать Petroff, стоит также отметить изделия часовой мануфактуры Константина Чайкина.
Модели, которые подчеркнут ваш статус и просто доставят радость как обычным людям, так и коллекционерам.
Подведем итоги
Турбийон сейчас – это сложный механизм и одновременно эстетическое удовольствие для поклонников механических наручных часов среднего и премиум-класса. Он не только положительно скажется на точности хода, но и станет “сердцем часов”, предметом вашего восхищения и гордости.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.
Предыстория
В течение всей истории развития часов мастера стремились сделать их более точными и надежными. Это достигалось использованием более совершенных регуляторов хода, использованием машинной обработки деталей, оптимизацией конструкции узлов и деталей. В конце 18 века, когда уровень механизации значительно вырос, и часы стали массовым продуктом, перед часовыми мастерами как никогда остро стояла проблема повышения точности переносных часов. Если с напольными хронометрами проблема была практически решена – погрешность высокоточных маятниковых механизмов составляла доли секунд в сутки, то для создания прецизионных карманных часов требовалось приложить титанические усилия.
Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались прецизионные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.
Заслугой Бреге является то, что он пошел по другому пути. Он определил, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом положении, когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей. При определенных положениях разность этих погрешностей равна нулю. То есть часы, находясь в различных положениях, как бы компенсируют сами себя. Основной проблемой было то, что часы находились в различных положениях различное время. Если бы владелец держал часы в разных положениях одинаковое время, то погрешности бы взаимно компенсировались. Естественно заставить владельца часов выполнять такую процедуру глупо, однако можно переложить эту работу на механизм часов. Если заставить вращаться балансовый регулятор, то находясь в различных положениях он будет в каждой точке или спешить, или отставать. При полном обороте все позиционные погрешности взаимно скомпенсируются. Для лучшей компенсации требуется, чтобы балансовый регулятор находился в различных положениях как можно чаще.
История турбийона
Турбийон (с французского вихрь) появился чуть более 200 лет назад благодаря Абрахаму Луи Бреге. Он изобрел его еще в 1795 году, а уже в 1801 году Бреге запатентовал конструкцию, в которой балансовый регулятор находился на специальной платформе, вращающейся со скоростью один оборот в минуту. Эта платформа вращалась в осях и стала называться кареткой. Эта конструкция и по сей день считается традиционной. Прецизионность изготовления деталей не улучшилась, однако точность часов за счет самокомпенсации позиционных ошибок незначительно подросла.
После смерти Бреге лишь немногие мануфактуры продолжали выпускать турбийоны. Наиболее известными стали часы от компании Girard Perregaux с тремя золотыми мостами. Также выпускали турбийоны компании Patek Philippe, Ulysee Nardin, Urban Jurgensen, Du Bois et Comp. Из недорогих компаний прославились Mobilis, Invicta, Waterbury Watch Co.
Ситуация начала меняться лишь в конце 20 века. Впервые за почти 200 лет в конструкцию турбийона стали вносить из-менения. С учетом современных возможностей компьютерного проектирования и автоматизированного изготовления деталей механизмов появились конструкции, практически неосуществимые раньше.
Устройство и виды турбийонов
Особенность турбийона вращаться раз в минуту делает его удобным для использования вместо секундной стрелки. При этом в традиционном турбийоне стрелка крепится к продолжению оси каретки, а в парящем турбийоне верхняя часть сделана в виде секундного указателя. В настоящее время модно верхнюю часть каретки украшать драгоценными камнями. Такие модели можно встретить у Zenith и Van Der Bauvede.
По скорости вращения каретки турбийоны делятся на карусельные, минутные и полуминутные. Наиболее распростра-ненными и сложными считаются минутные турбийоны. Однако для их создания требуется высочайшая квалификация. Именно поэтому лишь наиболее сильные производители способны включить в модельный ряд часы с турбийоном. До сих пор лишь несколько мануфактур способны изготавливать свои механизмы. Поэтому часы выпускаются лишь не-большими лимитированными сериями. Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A. Lange&Sohne, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители. Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам. Остальные довольствуются переделкой чужих калибров.
Карусельная конструкция, изобретенная в 1892 году мистером Бонниксеном встречалась в недорогих механизмах начала 20 века. Скорость вращения в них была 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Встречались карусельные турбийоны и с другими скоростями, например 4-5 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, входящее в зацепление с анкерным. К изготовлению такой конструкции предъявлялись меньшие требования, а следовательно она была более дешевой. В начале 20 века Американская часовая компания Waterbury изготавливала часы, в которых скорость вращения механизма равнялась одному часу. Поэтому к платине механизма неподвижно крепилась минутная стрелка. Часы были весьма оригинальной конструкции и относились к популярным в то вре-мя «долларовым» часам – самым недорогим часовым изделиям. В наши дни часы с устройством, наиболее близким к карусели выпустила компания Ulysee Nardin. В модели Freak весь механизм выполнен в виде минутной стрелки, совершающей оборот, как и положено, один раз в час. Часовая стрелка закреплена на специальном сапфировом диске, размещенном под механизмом.
Тридцатисекундный турбийон пока представила лишь компания Parmigiani.
Тенденции в развитии турбийонов
Если раньше турбийон был весьма дорогим и престижным устройством, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению стоимости часов с турбийоном. Большую лепту в это вложила компания Progress (ныне STT), сделавшая турбийон чуть ли не массовым продуктом. Стоимость часов на базе этого весьма неплохого механизма стала начинаться от 16 тысяч евро. Следующим шагом стало представление в 2000 году на Гонконгской выставке китайского турбийона. Сейчас часы на базе этого неплохого, хоть и сыроватого механизма можно приобрести за сумму от одной тысячи долларов США.
Очень долгое время часы с турбийоном были только с ручным заводом. Только в 1986 году компания Audemars Piguet выпустила калибр с автоматическим заводом. Пятью годами позже появилась версия с индикатором запаса хода. В наши дни все чаще появляются часы, сочетающие различные компликации, например: турбийон, сплит-хронограф и минутный репетир.
Компания Patek Philippe выпустила уникальную модель часов с турбийоном и десятидневным резервом хода. При разработке калибра сама компания ставила акцент на то, что турбийон является не украшением, а именно устройством, повышающим точность хода. Поэтому турбийон скромно скрыт под циферблатом. Посмотреть на него можно лишь через заднюю крышку.
Резонансные турбийоны наиболее сложны в изготовлении и обычно состоят из двух и более кареток с балансовыми регуляторами, расположенными на одной общей вращающейся платформе. При работе несколько балансов входят в резонанс, делая ход часов более стабильным. Изготовление и настройка таких часов требуют очень высокой квалификации, весьма дорогое по себестоимости, поэтому такие часы изготавливаются весьма небольшими сериями. Такие часы можно встретить в коллекциях Antoine Preziuso, Beat Haldimann.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.
Предыстория
В течение всей истории развития часов мастера стремились сделать их более точными и надежными. Это достигалось использованием более совершенных регуляторов хода, использованием машинной обработки деталей, оптимизацией конструкции узлов и деталей. В конце 18 века, когда уровень механизации значительно вырос, и часы стали массовым продуктом, перед часовыми мастерами как никогда остро стояла проблема повышения точности переносных часов. Если с напольными хронометрами проблема была практически решена – погрешность высокоточных маятниковых механизмов составляла доли секунд в сутки, то для создания прецизионных карманных часов требовалось приложить титанические усилия.
Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались прецизионные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.
Заслугой Бреге является то, что он пошел по другому пути. Он определил, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом положении, когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей. При определенных положениях разность этих погрешностей равна нулю. То есть часы, находясь в различных положениях, как бы компенсируют сами себя. Основной проблемой было то, что часы находились в различных положениях различное время. Если бы владелец держал часы в разных положениях одинаковое время, то погрешности бы взаимно компенсировались. Естественно заставить владельца часов выполнять такую процедуру глупо, однако можно переложить эту работу на механизм часов. Если заставить вращаться балансовый регулятор, то находясь в различных положениях он будет в каждой точке или спешить, или отставать. При полном обороте все позиционные погрешности взаимно скомпенсируются. Для лучшей компенсации требуется, чтобы балансовый регулятор находился в различных положениях как можно чаще.
История турбийона
Турбийон (с французского вихрь) появился чуть более 200 лет назад благодаря Абрахаму Луи Бреге. Он изобрел его еще в 1795 году, а уже в 1801 году Бреге запатентовал конструкцию, в которой балансовый регулятор находился на специальной платформе, вращающейся со скоростью один оборот в минуту. Эта платформа вращалась в осях и стала называться кареткой. Эта конструкция и по сей день считается традиционной. Прецизионность изготовления деталей не улучшилась, однако точность часов за счет самокомпенсации позиционных ошибок незначительно подросла.
Во времена Бреге и позже шли ожесточенные споры о полезности данного устройства. Действительно, в горизонтальных положениях, когда все точки обода баланса находятся в плоскости, перпендикулярной вектору приложения сил гравитации, эффект от турбийона, скорее отрицательный — лишние детали механизма создают дополнительное сопротивление действию пружины, зазоры в осях каретки, ее неуравновешенность могут создать дополнительные погрешности хода. В вертикальных положениях устройство работало только тогда, когда часы владельца находились в различных положениях. То есть сразу можно предположить, что в часах, у которых баланс находится лишь в одном вертикальном положении (например настольных), турбийон может оказаться абсолютно ненужным устройством, лишь снижающим надежность механизма в целом. Видимо эти споры, да и дороговизна изготовления турбийона, сделали его игрушкой для богатых на весьма долгое время.
После смерти Бреге лишь немногие мануфактуры продолжали выпускать турбийоны. Наиболее известными стали часы от компании Girard Perregaux с тремя золотыми мостами. Также выпускали турбийоны компании Patek Philippe, Ulysee Nardin, Urban Jurgensen, Du Bois et Comp. Из недорогих компаний прославились Mobilis, Invicta, Waterbury Watch Co.
Ситуация начала меняться лишь в конце 20 века. Впервые за почти 200 лет в конструкцию турбийона стали вносить из-менения. С учетом современных возможностей компьютерного проектирования и автоматизированного изготовления деталей механизмов появились конструкции, практически неосуществимые раньше.
Устройство и виды турбийонов
Турбийон состоит из баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, расположенных на специальной вращающейся площадке — каретке. Триб анкерного колеса вращается вокруг намертво закрепленного на платине секундного колеса, заставляя все устройство вращаться вокруг своей оси. При этом на каретке закреплено намертво колесо или триб, с помощью которого передается энергия от пружины к балансу, а также вращение каретки через колесную передачу превращается во вращение стрелок. Несмотря на то, что сам Бреге турбийоном называл лишь конструкцию, в которой геометрические центры каретки и баланса совпадали, сейчас турбийонами также называют и конструкции, в которых ось баланса смещена ближе к краю каретки (например в Blancpain или в китайском турбийоне).
Наиболее известны два типа турбийона, различаемых по типу каретки: традиционный и парящий. У первого каретка закрепляется в механизме с двух сторон — она имеет оси сверху и снизу. Недостатком (или особенностью) данной конструкции является наличие перекладины (моста) над кареткой, немного загораживающей обзор последней. Для устранения этой особенности создали турбийон с кареткой, закрепленной с одной стороны. Теперь сверху ничто не мешает любоваться этим великолепным устройством. Однако такая конструкция стала несколько сложней, да и надежность ее немного снизилась. Закрепленный в одной точке турбийон стал более чувствителен к ударам. Как разновидность парящего турбийона можно назвать наиболее сложный в изготовлении центральный турбийон, когда каретка находится строго по центру циферблата. Такими моделями может похвастаться Omega и Beat Haldimann H1 Flying Central Tourbillon.
Особенность турбийона вращаться раз в минуту делает его удобным для использования вместо секундной стрелки. При этом в традиционном турбийоне стрелка крепится к продолжению оси каретки, а в парящем турбийоне верхняя часть сделана в виде секундного указателя. В настоящее время модно верхнюю часть каретки украшать драгоценными камнями. Такие модели можно встретить у Zenith и Van Der Bauvede.
По скорости вращения каретки турбийоны делятся на карусельные, минутные и полуминутные. Наиболее распростра-ненными и сложными считаются минутные турбийоны. Однако для их создания требуется высочайшая квалификация. Именно поэтому лишь наиболее сильные производители способны включить в модельный ряд часы с турбийоном. До сих пор лишь несколько мануфактур способны изготавливать свои механизмы. Поэтому часы выпускаются лишь не-большими лимитированными сериями. Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A. Lange&Sohne, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители. Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам. Остальные довольствуются переделкой чужих калибров.
Карусельная конструкция, изобретенная в 1892 году мистером Бонниксеном встречалась в недорогих механизмах начала 20 века. Скорость вращения в них была 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Встречались карусельные турбийоны и с другими скоростями, например 4-5 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, входящее в зацепление с анкерным. К изготовлению такой конструкции предъявлялись меньшие требования, а следовательно она была более дешевой. В начале 20 века Американская часовая компания Waterbury изготавливала часы, в которых скорость вращения механизма равнялась одному часу. Поэтому к платине механизма неподвижно крепилась минутная стрелка. Часы были весьма оригинальной конструкции и относились к популярным в то вре-мя «долларовым» часам – самым недорогим часовым изделиям. В наши дни часы с устройством, наиболее близким к карусели выпустила компания Ulysee Nardin. В модели Freak весь механизм выполнен в виде минутной стрелки, совершающей оборот, как и положено, один раз в час. Часовая стрелка закреплена на специальном сапфировом диске, размещенном под механизмом.
Тридцатисекундный турбийон пока представила лишь компания Parmigiani.
Тенденции в развитии турбийонов
Если раньше турбийон был весьма дорогим и престижным устройством, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению стоимости часов с турбийоном. Большую лепту в это вложила компания Progress (ныне STT), сделавшая турбийон чуть ли не массовым продуктом. Стоимость часов на базе этого весьма неплохого механизма стала начинаться от 16 тысяч евро. Следующим шагом стало представление в 2000 году на Гонконгской выставке китайского турбийона. Сейчас часы на базе этого неплохого, хоть и сыроватого механизма можно приобрести за сумму от одной тысячи долларов США.
Очень долгое время часы с турбийоном были только с ручным заводом. Только в 1986 году компания Audemars Piguet выпустила калибр с автоматическим заводом. Пятью годами позже появилась версия с индикатором запаса хода. В наши дни все чаще появляются часы, сочетающие различные компликации, например: турбийон, сплит-хронограф и минутный репетир.
В настоящее время также выпускаются модификации турбийонов. Наиболее интересными из них можно назвать турбийон, вращающийся в трех плоскостях, и резонансный турбийон. Первый создан для наручных часов, в которых сами часы могут находиться в любом положении. Турбийон состоит из двух кареток — одна в другой. Внутренняя каретка традиционной конструкции, а наружная каретка позволяет первой каретке вращаться в перпендикулярной плоскости. В 2003 году такую модель представила компания Frank Muller. Появилась такая модель и у Jaeger LeCoultre.
Компания Patek Philippe выпустила уникальную модель часов с турбийоном и десятидневным резервом хода. При разработке калибра сама компания ставила акцент на то, что турбийон является не украшением, а именно устройством, повышающим точность хода. Поэтому турбийон скромно скрыт под циферблатом. Посмотреть на него можно лишь через заднюю крышку.
Резонансные турбийоны наиболее сложны в изготовлении и обычно состоят из двух и более кареток с балансовыми регуляторами, расположенными на одной общей вращающейся платформе. При работе несколько балансов входят в резонанс, делая ход часов более стабильным. Изготовление и настройка таких часов требуют очень высокой квалификации, весьма дорогое по себестоимости, поэтому такие часы изготавливаются весьма небольшими сериями. Такие часы можно встретить в коллекциях Antoine Preziuso, Beat Haldimann…
Часы с турбийоном обычно не заявляются как сертифицированные хронометры, однако их точность укладывается в допуск +6 — 4 сек в сутки, что весьма неплохо для механических часов, но все же значительно хуже, чем точность даже простых кварцевых часов.
Напомню вам еще что нибудь интересного из мира техники: вот например Робот возрастом в 250 лет работает и сейчас, а вот кто знает, что был Летающий паровоз, ну и вспомните еще про Самый большой автомобильный кран в мире