О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека
О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека
Палеонтологические: окаменевшие остатки и отпечатки вымерших древних людей являются прямыми доказательством эволюции.
Тесты
1) Выберите атавизмы
А) волосы на лице, многососковость, способность двигать ушной раковиной
Б) многососковость, мышца двигающая ушную раковину, аппендикс
В) мышца двигающая ушную раковину, третье веко, волосы на лице
Г) мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, третье веко
2. Палеонтологическим доказательством эволюции служит
А) отпечаток раковины моллюска
Б) видовое разнообразие рыб
В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
Г) наличие раковины у моллюсков
3. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
А) возникших мутациях
Б) проявлении атавизма
В) нарушении развития плода в организме
Г) происхождении человека от животных
4. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят
А) ископаемые остатки
Б) рождение людей с увеличенным числом хвостовых позвонков
В) волосяной покров человеческого зародыша
Г) сходство в строении конечностей птиц и млекопитающих
5. Приведите пример палеонтологических доказательств эволюции
А) отпечаток археоптерикса
Б) видовое разнообразие организмов
В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
Г) наличие раковин у моллюсков
6. К какой группе доказательств эволюции относят строение зародышей позвоночных животных на ранних стадиях развития
А) эмбриологическим
Б) палеонтологическим
В) сравнительно-анатомическим
Г) морфологическим
7) Пример палеонтологических доказательств эволюции позвоночных
А) сходство их зародышей в эмбриональном развитии
Б) филогенетические ряды ископаемых форм
В) наличие рудиментов в системах органов
Г) проявление атавизмов в онтогенезе
8. Находки ископаемых останков предков человека относят к доказательствам эволюции
А) эмбриологическим
Б) биогеографическим
В) палеонтологическим
Г) сравнительно-анатомическим
Мифы об эмбрионах
В середине XIX века ученые выдвинули гипотезу, что во внутриутробном развитии ребенок проходит все стадии эволюции вида. Из оплодотворенной яйцеклетки постепенно превращается в кишечнополостную гидру, потом в рыбу с жабрами, потом животным с хвостом и, наконец, становится человеком.
Уже давно доказано, что эта гипотеза мягко говоря, неточная, но фраза «онтогенез (индивидуальное развитие организма – в первую очередь, внутриутробное) повторяет филогенез (историческое развитие группы организмов)» так прочно укрепилась в сознании масс, что некоторые до сих пор в это верят.
А все началось в 1866 году, когда немецкий биолог-материалист Эрнст Геккель, изучавший радиолярий, медуз и известковых губок, решил найти доказательство теории Дарвина. Изучив разновозрастные эмбрионы человека и животных, он нашел между ними сходство. Хвост и жабры у человеческого зародыша – это неспроста, подумал Геккель. Не зря Дарвин считает, что мы произошли от животных. А что если каждое живое существо в своем собственном развитии коротко и быстро повторяет развитие своего вида?
Идея Геккеля не понравилась церковникам, зато понравились коллегам-ученым – ее переименовали в биогенетический закон. Но, к сожалению, доказать закон в его первоначальной формулировке так и не удалось. То, что считалось неоспоримым на первый взгляд, при ближайшем рассмотрении оказалось ошибочным.
В настоящее время эмбриологи пересмотрели закон Геккеля-Мюллера-Бэра, но мифы с ним связанные живы до сих пор. Их-то и будем развенчивать.
Есть ли жабры?
Казалось бы, жабры эмбриона – неоспоримое доказательство нашего места на древе эволюции. Но современные эмбриологи и анатомы обнаружили курьёз: Геккель допустил оплошность – он описывал только внешний вид эмбрионов, не вдаваясь в подробности их строения. То, что Геккель принял за жабры, у человеческого зародыша оказалось всего лишь складками ткани – предшественниками головы и шеи.
С тех пор эти складки так и называются (по традиции) жаберные дуги. Хотя правильнее их называть висцеральными от английского слова «visceral» – «внутренний», потому что из них формируются внутренние органы. Жаберных щелей, как у холоднокровных животных, у человеческих эмбрионов не образуется.
А как же хвост?
На всех картинках эмбрионы изображены хвостатыми. Выяснилось, что у зародышей человека позвонков действительно больше, чем у взрослых людей. Если у нас их 33-34 (бывает 4 или 5 копчиковых), то в материнской утробе у малышей их закладывается 38. Потом будущий скелет немного перестраивается, и к рождению у ребенка уже столько же позвонков, как у нас с вами. Остальные редуцируются.
Но длинный «хвостик» зародыша – это не только те самые «лишние» позвонки. Просто осевой скелет, как и нервная система, растёт медленнее, чем другие органы и ткани, и поэтому закладывается сразу несколько больших размеров по сравнению со всем крошечным организмом. Вот и получается, что и позвоночник длинный, и голова большая.
Пушистые младенцы
Иногда у новорожденных можно заметить пушок на теле – лануго. Потом он исчезает (обычно лануго появляется на 28 неделе беременности, а к 40 пропадает). Может, это наследие обезьян – наших лохматых предков? Но в организме ничего не происходит просто так. Недоразвитый пушок выполняет защитную функцию. Как гласит пословица, «знал бы, где придётся упасть – солому бы подложил». Младенцам «солому подкладывает» сама природа: а вдруг придётся родиться раньше на 2-3 недели, а система терморегуляции ещё не готова к холодному воздуху. Вот и пригодится малышу пушок.
Братья наши меньшие – действительно наши братья?
Сейчас мнение эмбриологов однозначно: человеческий зародыш с самого начала – именно человек, а не кто-то другой. Конечно, нас нетрудно сравнить с другими животными: состоим из клеток, дышим кислородом, есть голова и 4 конечности, да и теория Дарвина до сих пор признана официальной. Изучая эмбрионов, ученые сопоставляют разные виды, чтобы определить их эволюционное родство. Но делают теперь это не по внешним признакам, как Геккель, а по генам, которые проявляют себя в однотипных местах зародыша. Например, в головном конце активируются гены, синтезирующие белки нервной ткани, – здесь будет мозг. Точно так же можно сравнить гены и белки печени, почек и всех других органов и тканей, чтобы понять, из каких групп зародышевых клеток что образуется.
Забавная всемирная история
Мы не можем сказать, кто же прав: те, кто говорит, что наши предки – обезьяны, или кто утверждает, что человек был сотворен высшей силой в том виде, в каком находится и сейчас. Мы не ставим перед собой такие глобальные цели. Но теперь с уверенностью можно утверждать: человеческий зародыш на всех этапах развития, с самого зачатия и до рождения – не головастик и не рыбка, а будущий человек.
Тема урока: «Движущие факторы антропогенеза»
Разделы: Биология
“Свет будет пролит на происхождение человека и его историю”.
Ч.Дарвин
Воспитательная: создать условия для формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе; поддерживать интерес к предмету; способствовать повышению уровня коммуникативной культуры через организацию работы в парах, в группах.
Тип урока: комбинированный урок ( урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний).
Форма урока: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийный комплекс, магнитная доска, тексты для работы групп, альбомные листы, фломастеры, индивидуальные листы учёта знаний.
Человек – это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Знакомство с эпиграфом урока: “Главным предметом изучения человечества является человек”. ( Гёте.) (Cлайд 2)
Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, “мучительная, древняя загадка” (Г.Гейне).
Если мы хотим всерьёз добраться до истины человеческой эволюции, то должны ответить на самый главный вопрос. Попробуйте его сформулировать, уже имея представление об основных этапах эволюции человека. (Ответ: Какие же факторы способствовали становлению человека разумного как вида?)
Определение темы урока, постановка целей и задач урока, психологический настрой на успешную и плодотворную деятельность. (Слайд 3).
2. Контроль знаний учащихся по теме: “Происхождение человека и стадии антропогенеза” в виде контрольно-измерительных материалов для подготовки к ЕГЭ. (Слайд 4).
Часть А (с выбором одного правильного ответа)
Выберите 1 верный ответ.
1. Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример:
2. У человека в связи с прямохождением
а) когти превратились в ногти;
б) сформировался свод стопы;
в) срослись фаланги пальцев;
г) большой палец противопоставляется всем остальным;
3. В отличие от человекообразных обезьян у человека
а) имеется резус-фактор;
б) появилась рассудочная деятельность;
в) имеется четырёхкамерное сердце;
г) развито абстрактное мышление;
4. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
а) возникших мутациях;
б) о проявлении атавизма;
в) нарушении развития плода в организме;
г) происхождении человека от животных;
5. О происхождении человека от млекопитающих свидетельствует:
а) развитое мышление у млекопитающих;
б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;
в) питание растительной и животной пищей;
г) общественный образ жизни млекопитающих.
Часть В (на установление последовательности событий).
Часть А (за каждый правильный ответ 1 балл)
Часть В (за каждый правильный ответ 1 балл)
(Взаимопроверка и выставление отметок по результатам контроля.)
3. Изучение нового материала.
Актуализация знаний учащихся. Не сомневаюсь, что в очередной раз вы убедитесь в справедливости философского определения: “Человек – это материя, познающая самого себя”. Оно и будет отправной точкой в вашей работе.
Человек – биологический вид, являющийся частью биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции. Ч Дарвин – основоположник биологической теории антропогенеза. (Слайд 6).
Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: почёму человек является биосоциальным видом?
Как вы понимаете утверждение русского философа Н.А.Бердяева: “Человек есть принципиальная новизна в природе”? (Человек существенно отличается от животных предков, таким образом, действие только биологических факторов не смогло бы привести к появлению человека.)
Человек – существо социальное. Его быструю эволюцию, как социального вида, объяснил известный немецкий учёный Ф.Энгельс, основоположник трудовой теории антропогенеза. (Слайд 8).
Задание группам. Для установления социальных факторов в эволюции человека прочитайте отрывки из работы Ф.Энгельса и ответьте на предложенные вопросы. Какие мысли ученого можно записать в качестве основополагающих тезисов?
(Каждая группа составляет свою схему – кластер о движущих факторах эволюции)
Текст для 1 группы.
“Труд – источник всякого богатства, утверждают политико – экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он ещё и нечто большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков.
Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку”.
Текст для 2 группы.
. труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним”.
(Учитель акцентирует внимание на том, что главный фактор эволюции видов в природе – естественный отбор, в эволюции человека был направлен на лучшую орудийную деятельность; именно это и имел в виду Ф.Энгельс, отмечая, что труд создал человека)
Текст для 3 группы.
“Уже у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами. Но именно тут-то и обнаруживается, как велико расстояние между неразвитой рукой даже самых высших человекообразных обезьян и усовершенствованной сотен тысячелетий человеческой рукой. Число и общее расположение костей и мускулов одинаково у обеих, и тем не менее рука даже самого первобытного дикаря способна выполнять сотни операций, не доступных никакой обезьяне. Ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа.
. решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.
Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его”.
Текст для 4 группы.
. развитием труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более частые случаи взаимной поддержки, совместной деятельности.
. формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась.
Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Развитие мозга и подчиненных ему органов чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию”.
Учитель обобщает: появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории. Человек является биосоциальным существом. (Слайд 9, 10).
Как вы думаете, какие факторы оказывали решающее влияние на развитие человеческого общества на ранних этапах антропогенеза и оказывают в настоящее время?
“Три М”. Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, делают выводы, проверяют, все ли задачи урока выполнены. (Слайд 11).
5. Домашнее задание.
1. П. 71.Ответить на вопросы – стр.280. (Слайд 12).
О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека
Врожденные пороки развития сосудов являются причиной приблизительно 20 % смертей в неонатальном периоде, а также занимают значительное место в практике акушерства и гинекологии, медицинской генетике, детской хирургии и ортопедии, патологической анатомии [1]. Аномалии развития артерий и вен, такие как агенезия, аплазия, артериальные и венозные аневризмы, недоразвитие клапанного аппарата вен возникают при нарушении образования сосудистых стволов. По данным Brewster L., Robinson S., Wang R., Griffiths S., Li H., Peister A., Copland I., McDevitt T. (2017) нарушения ангиогенеза, критичные для жизни, наблюдаются среди населения в 1 % случаев [2], а связанные с заболеванием периферических артерий – в 10 % [3–5]. При этом традиционные варианты реваскуляризации возможны только у 50 % пациентов, остальным потребуются методы клеточной терапии, с использованием клеток костного мозга, мезенхимальных стволовых клеток (мск), обладающих большим потенциалом в качестве альтернативы реваскуляризационной терапии [6]. Nguyen H.L., Boon L.M., Vikkula M. (2017) указывают на то, что возникают сосудистые аномалии как следствие неправильного развития и регуляции ангиогенеза [7]. Исследуя ангиогенез, Varazashvili M.N., Mchedlishvili G.I. (1991), Mchedlishvili G.I. (1996) пришли к выводу, что агрегация эритроцитов вызывает нарушения кровотока и ишемию [8–10].
Знания о патофизиологических основах сосудистых аномалий резко возросли за последние 5 лет, дополнив теорию эмбриогенеза сосудистой системы молекулярно-генетическими находками [11]. Нарушения общих внутриклеточных сигнальных путей, часто активирующие мутации, по мнению автoров новых концепций, вызывают эндотелиальную клеточную дисфункцию [12–14]. Mathiyalagan P., Liang Y., Kim D., Misener S., Thorne T., Kamide C.E., Klyachko E., Losordo D.W., Hajjar R.J., Sahoo S. (2017) большую роль отводят СD34+ стволовым клеткам, которые, по их мнению, способны через паракринную секрецию влиять на ангиогенез. Подавляя и одновременно модулируя экспрессию генов, участвующих в ангиогенезе, ответственных за синтез сосудистого эндотелиального фактора роста, ангиопоэтина 1 и ангиопоэтина 2 (ANG1, ANG2), metallopeptidase 9 (MMP9), thrombospondin 1(TSP1), они оказывают терапевтический эффект при ишемии задних конечностей у мыши, что может быть перспективным для экстраполяции в медицинскую практику [15].
Предметом острых дискуссий является вопрос происхождения эндотелия. Rigato M., Fadini G.P. (2017) считают, что циркулирующие прогениторные клетки (circulating progenitor cells, СРС) и эндотелиальные прогениторные клетки (endothelial progenitor cells, ЕРС) являются незрелыми клетками, участвующими в сосудистой регенерации и связанными со многими аспектами макро-и микрососудистых заболеваний [16]. Lu W., Li X. (2017) считают стволовые/прогениторные клетки (VSCs) выполняющими ключевую роль в развитии организма и важным источником всех видов сосудистых клеток, необходимых для создания, поддержания, регенерации и ремоделирования кровеносных сосудов. Авторы выделяют четыре основных типа VSCs, в том числе эндотелиальные прогениторные клетки (Ерс), гладкие мышечные прогениторные клетки (SMPCs), перициты и мезенхимальные стволовые клетки (Мск) [17]. Lin C.S., Lue T.F. (2013) подвергают сомнению роль перицитов, как стволовых, с учётом экспериментальных доказательств их ингибирующих ангиогенез свойств и функционального разнообразия [18]. Мезенхимальные стволовые клетки (мск) существуют в большинстве тканей взрослого человека и располагаются вблизи или внутри кровеносных сосудов. Ibrahim M., Richardson M.K. (2017) свидетельствуют о важности изучения ангиогенеза, так как состояние этого вопроса тормозит развитие трансплантологии, методов репаративной регенерации во всех областях медицины, и на современном этапе имеет недостаточность в изучении на материале человека [19]. Guerin C.L., Rossi E., Saubamea B., Mignon V., Silvestre J.S., Smadja D.M. (2017), подтвердив результаты Банина В.В., Куприянова В.В., Karaganov J.L., Мчедлишвили, Welt с соавторами [20] выдвинули концепцию реваскуляризации критически ишемизированной конечности за счёт выделенных из костного мозга мелких эмбрионально подобных плюрипотентных эндотелиальных прогениторных клеток, способных дифференцироваться в эндотелиоциты с терапевтическим реваскуляризационным потенциалом [21].
Поскольку ангиодисплазии не относятся к казуистическим находкам, существует острая необходимость разработки стратегий консервативного лечения на основе клеточных технологий. Однако, по данным Kang J.M., Yoon J.K., Oh S.J., Kim B.S., Kim S.H. (2017), в клинической практике использование взрослых стволовых клеток имеет ряд ограничений, таких, как низкая выживаемость клетки и низкая терапевтическая эффективность [22]. Несмотря на значительные успехи в изучении ангиогенеза, наличие нескольких противоречивых концепций развития сосудов в теле эмбриона человека (из мезенхимы и целома), а также участия в ангиогенезе циркулирующих ангиобластов, свидетельствуют о том, насколько далека эта проблема от решения. Множество концепций ангиодисплазий учитывают экзо- и эндогенные, молекулярно-генетические, метаболические и другие факторы, которые на современном этапе не получили окончательного подтверждения, а теория эмбриогенеза сосудистой системы требует значительной доработки, поэтому гистогенез эндотелия на современном этапе является одной из важнейших проблем васкуло- и ангиогенеза [23]. Calderon G.A., Thai P., Hsu C.W, Grigoryan B., Gibson S.M., Dickinson M.E., Miller J.S. (2017) подтвердили исследования Banin V.V. [24]. Jeong H.W., Hernfndez-Rodriguez B., Kim J., Kim K.P., Enriquez-Gasca R., Yoon J., Adams S., Scholer H.R., Vaquerizas J.M., Adams R.H. (2017) указывают, что молекулярные механизмы, регулирующие эндотелиальную активность клеток на различных этапах сосудистого роста, ремоделирования, созревания и покоя, остаются неясными [25]. Васкуло- и ангиогенез представляют собой сложные процессы, которые требуют скоординированных изменений в эндотелиальных клетках [26]. Многочисленные гипотезы происхождения эндотелиоцитов трактуют их развитие в связи с теорией трех зародышевых листков [27]. Существенная роль кровеносных сосудов в тканях и органах человека, понимание функциональных свойств и основополагающей молекулярной основы VSC имеет решающее значение для фундаментальных исследований [28]. Современное неудовлетворительное состояние данных по вопросу эмбрионального ангиогенеза определило направление нашего исследования.
Цель исследования – изучить кровеносные сосуды эмбриона человека в эмбриональном периоде.
Материалы и методы исследования
Исследование выполнено с учётом положений Хельсинской декларации (2000) и с разрешением этического комитета ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». Биоптаты эмбрионов были получены в соответствии с приказом Минздравмедпрома РФ от 29.04.94 № 82 «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» и в соответствии с номенклатурой клинических лабораторных исследований МЗ РФ (приказ 21 февраля 2000 г. № 64). Изучен материал эмбрионов человека 3, 5, 8 недель эмбрионального развития. Распределение материала представлено в табл. 1.
Синдром конского хвоста
Синдром конского хвоста
Компрессия или воспаление нервных корешков могут вызвать симптомы такие как боль, изменение рефлексов, снижение мышечной силы, и снижение чувствительности. Хотя эти симптомы могут быть выраженными и приводить в некоторых случаях к стойкой потери трудоспособности, чаще всего симптоматика достаточно хорошо поддается консервативному лечению.
Чрезвычайным вариантом компрессии корешков или воспаления является синдром конского хвоста. Синдром конского хвоста – очень серьезное состояние, вызванное компрессией корешков в нижнем отделе позвоночного канала. Синдром конского канала является экстренным хирургическим заболеванием и, при несвоевременном оперативном вмешательстве, может привести к стойкому нарушению функции мочевого пузыря и парезу нижних конечностей.
Симптомы
Симптомы синдрома конского хвоста включают:
Нарушения функции мочевого пузыря при синдроме конского хвоста проявляются:
Синдром конского хвоста является серьезным хирургическим состоянием. Пациентам необходимо при наличии симптомов обратиться за медицинской помощью. Нередко боли в пояснице и слабость в мышцах бывает связана с грыжей диска и не требует экстренного оперативного вмешательства.
Диагностика
Предварительно диагноз синдрома конского хвоста выставляется на основании результатов осмотра пациента, истории заболевания, наличия моторных нарушений в нижних конечностях, нарушения чувствительности в области промежности, снижения рефлексов в нижних конечностях
Методы визуализации включают обычную рентгенографию, позволяющие определить дегенеративные изменения или травму. МРТ (в том числе с контрастом) дает возможность диагностировать опухоль, инфекцию, наличие грыж дисков и визуализировать нервные корешки (степень их компрессии). На основе исследований хирург может планировать необходимое лечение.
Но не у всех людей с болью в пояснице и/или болью в ноге и изменениями в функции кишечника или мочевого пузыря есть синдром конского хвоста. Нередко нарушения в мочевом пузыре связаны с инфекцией мочевого пузыря (диагноз может быть поставлен с помощью анализа мочи) или диабетом (можно сделать анализ крови на сахар).
Кроме того, необходимо исключить возможность инфекции или онкологический генез симптоматики. Поэтому необходимо провести расширенные лабораторные исследования такие, как общие анализы крови, биохимия крови, серологические анализы (исключить сифилис или болезнь Лайма).
Вот то, что позволяет достоверно поставить диагноз синдрома конского хвоста:
Лечение
Варианты лечения зависят от первичных причин развития синдрома конского хвоста. Противовоспалительные средства, такие как ибупрофен (Advil, Motrin), и кортикостероиды, такие как метилпреднизолон (Solu-Medrol, Depo-Medrol), могут быть эффективными у пациентов с воспалительными процессами, включая анкилозирующий спондилит (болезнь Бехтерева). В редких случаях, таких как метастазы, в позвоночник, возникает необходимость рассмотреть вопрос о применении лучевой терапии, особенно если противопоказано хирургическое лечение,
У пациентов с наличием синдрома конского хвоста, причиной которого явилась инфекция необходимо назначение адекватной антибиотикотерапии. Пациентам с наличием опухолей спинного мозга необходимо назначение лучевой терапии или химиотерапии.
Тактика лечения при синдроме конского хвоста должна быть предельно аккуратной. Если есть признаки первичного синдрома конского хвоста (онемение в промежности, нарушения функции мочевого пузыря и кишечника, слабость в ногах), то пациенту можно проводить консервативное лечение только в течение 24 часов. Отсутствие эффекта является показанием к экстренному оперативному вмешательству (хирургическая декомпрессия позволяет минимизировать последствия компрессионного воздействия на нервы и неврологический дефицит в будущем)
У пациентов с грыжей межпозвоночного диска (явившегося причиной синдрома конского хвоста) производится ламинэктомия или дискэктомия.
Проводилось много исследований по выявлению зависимости различных факторов при определении прогноза после оперативного лечения при синдроме конского хвоста.
Профилактика
Профилактика синдрома конского направлена на идентификацию симптомов этого синдрома. В большинстве случаев у пациентов с болью в пояснице, в ноге, слабостью в ноге не развивается синдром конского хвоста. Большую настороженность должно вызывать появление симптомов со стороны кишечника или мочевого пузыря или нарушения чувствительности в области паха.
Нередко происходят необратимые изменения в нервных волокнах и, хирургическое вмешательство не устраняет стойкий неврологический дефицит. Поэтому, пациенту придется жить с этим дефицитом. Поэтому в таких случаях будет необходима поддержка ряда специалистов таких, как физиотерапевт, социальный работник, врач-сексолог. Кроме того, будет необходимо придерживаться некоторых правил при наличии нарушений функции мочевого пузыря и кишечника:
Кроме того, необходимо регулярно консультироваться с лечащим врачом по поводу наличия болей или эпизодичности естественных отправлений. Перспектива при синдроме конского хвоста зависит от продолжительности симптомов до хирургического лечения. Чем дольше у пациента были симптомы до соответствующего лечения, тем менее вероятно у него полное восстановление.
Использование материалов допускается при указании активной гиперссылки на постоянную страницу статьи.