Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно или нет
Тест на тему «24»
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: МОРАЛЬ .
Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ВАРИАНТ 24
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Пенсионный фонд; сберегательный банк; инвестиционная компания; финансовый институт; страховая компания.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «глобализация».
1) протекционизм; 2) взаимовлияние; 3) изоляция; 4) интеграция; 5) взаимозависи% мость; 6) общность.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В процессе развития общество усложняется качественно и количественно.
2)Общество реализует функции менее широкие, чем функции государства.
3)Одним из признаков общества является его статичность.
4)Общество как единое целое приобретает новые собственные свойства, не сводимые к качествам составляющих его элементов.
5)Общество характеризуется социальной дифференциацией.
Установите соответствие между утверждениями и видами знаний, которые они ил люстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) «Рождённый под знаком Кипариса отличается аналитическим складом ума»
Б) «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу»
В) «Если плохому суждению случиться — оно случится»
Г) «При постоянной температуре объём данной массы газа обратно пропорционален давлению»
Д) «Характер личности, её склонности, возможная линия судьбы зависят от расположения небесных тел»
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В одной из статей газеты «Л.» говорилось: «Обращённые к широкой публике рек ламные объявления предлагают простые и ясные пути к счастью. Вот оно, совсем близко: стоит всего лишь купить жевательную резинку, шампунь, пылесос, телеви зор. — и жизнь твоя станет сплошным праздником». Какие иные признаки свиде тельствуют о том, что речь идёт о массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)является оппозицией к господствующей в обществе культуре
2)адаптирует социально значимую информацию на языки обыденного понимания не подготовленных к тому людей
3)создаётся выполняющими заказы профессионалами, специалистами, подчиняю щимися законам производства
4)характеризует жизнедеятельность определённых социальных групп
5)осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
6)уходит своими корнями в менталитет народа
Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они ука заны.
1)Последствием инфляции является увеличение внутреннего государственного долга.
2)В период инфляции растут налоговые доходы государства.
3)Экономисты различают фрикционную, структурную и сезонную инфляцию.
4)От инфляции страдают вкладчики банков, если её уровень превышает процент по депозитам.
5)Гиперинфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными ин вестициями.
Установите соответствие между факторами влияния (на спрос и предложение) и эле ментами рыночного механизма: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) уровень технологии
Г) доходы потребителей
Д) количество товаропроизводителей
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В условиях экономического кризиса руководство фирмы «Б.» уделило внимание оп тимизации постоянных затрат. Какие затраты этой фирмы являются постоянными? За пишите цифры, под которыми они указаны.
ежемесячные амортизационные отчисления
оплата транспортных услуг
затраты на подготовку и переподготовку кадров
расходы на тару и упаковку
На графике отражено изменение спроса на рынке отечественных P автомобилей: кривая спроса переместилась из положения D в поло жение D1. (На графике P — цена товара, Q — количество товара.) Ка кие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? За пишите цифры, под которыми они указаны.
увеличение издержек производителей отечественных автомобилей
повышение цен на бензин
рост таможенных пошлин на импортные автомобили
снижение популярности автомобилей
увеличение доходов потребителей
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К способам регулирования поведения людей социальными нормами относятся доз воление и предписание.
2)Одним из видов социальных норм является мораль.
3)Все социальные нормы имеют рекомендательный характер.
4)Одной из разновидностей социальных норм выступают социальные санкции.
5)Корпоративные нормы, как вид норм социальных, распространяются на членов объединений и обеспечиваются мерами общественного воздействия.
В стране Р. в 2004 и 2014 годах проводились социологические опросы, в ходе которых гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Определённо да / скорее да
Скорее нет / определённо нет
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)За 10 лет доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась.
2)Треть опрошенных в 2004 г. и примерно десятая часть в 2014 г. не смогли опреде лить своё отношение к нынешней системе образования.
3)Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования в 2014 г., сни зился по сравнению с 2004 г.
4)Пятая часть опрошенных в 2004 г. и треть опрошенных в 2014 г. качеством образо вания удовлетворены.
5)В 2014 г. увеличился процент тех, кто затруднился с ответом на вопрос.
Выберите верные суждения об общественнополитическом движении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В отличие от политической партии для общественнополитического движения обя зательно полное идеологическое единодушие его участников.
2) Общественнополитическое движение чаще всего придерживается только одной поли тической концепции и добивается решения одной крупной политической проблемы.
3)При достижении определённых целей общественнополитическое движение всегда превращается в политическую партию.
4)В общественнополитическое движение включаются люди, не удовлетворённые де ятельностью тех или иных партий либо не имеющие чётко выраженных политичес ких интересов.
5)Общественнополитическое движение ориентировано на выражение частных инте ресов той или иной группы людей.
Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Феде рации и субъектами, которые осуществляют руководство ими: к каждой позиции, дан ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ
А) Министерство юстиции РФ 1) Президент РФ
Б) Министерство труда и социальной защиты РФ 2) Правительство РФ
В) Министерство экономического развития РФ
Г) Федеральная служба судебных приставов
Д) Федеральная служба защиты прав потребите лей и благополучия человека РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Партия «В.» в своей программе отстаивает положение о священности естественных прав и свобод человека, их приоритете над интересами государства и общества. Главными условиями развития индивида являются частная собственность, развитое гражданское об щество, правовое равенство всех граждан, политический плюрализм, правовое государ ство. Партия «В.» отличается свободным членством и функционирует исключительно на выборах для получения максимального числа мандатов с целью формирования правитель ства и проведения своей политики через законодательную и исполнительную власть. Выберите из приведённого списка характеристики этой партии и запишите цифры,
Что из перечисленного относится к личным правам граждан Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны личные права.
на личное и коллективное обращение в государственные органы власти
на государственные пенсии и пособия
на защиту информации о частной жизни человека
на проведение собраний
на свободный выезд за пределы России
Выберите верные суждения о юридической ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
Юридическая ответственность носит принудительноправовой характер.
Юридическая ответственность направлена на защиту правопорядка и воспитания граждан в духе уважения к праву.
Примерами юридической ответственности за правонарушение являются опись имущества, принудительный привод, содержание под стражей.
За одно и то же правонарушение допускается двойная юридическая ответствен ность.
Юридическая ответственность в необходимых случаях осуществляется при помо щи средств государственного принуждения.
Установите соответствие между судебными органами и уровнями судебной системы Российской Федерации, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в пер вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РФ УРОВНИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ
А) конституционный суд республики 1) федеральные суды
Б) арбитражный суд автономной области 2) суды субъектов РФ
В) Верховный суд края
Д) суд автономного округа
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Десятилетний И. в соответствии с Гражданским кодексом РФ не является дееспособным, поэтому он не мог самостоятельно совершать определённые действия (сделки). Для каких случаев необходимо иметь дееспособность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
быть автором художественного произведения
брать на хранение ценные вещи
получать за использование произведения гонорар
быть собственником дома
принимать в подарок ценную вещь
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«По форме конституция — это всегда (А) государства, принимаемый
(Б) (или специальной конституционной ассамблеей, или непосредственно
голосованием народа). Конституция стоит на первом месте в (В) страны и со держит исходные начала национальной системы (Г). Главные вопросы её содержания — о власти, формах (Д), положении личности, устройстве госу дарства. Конституционные (Е) являются основополагающими для деятельнос ти государственных органов, политических партий и общественных объединений, долж ностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на её территории иностранцев».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех чле нов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взима ния налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и раз решения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политичес ким.
В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства — нера венство политическое.
. Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих уп равление обществом и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок форми рования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название — политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.
В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Пра во принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом прави тельства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п.
Политическое правительство создаёт предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозго вой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества — это не история ликвидации полити ческого неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы са мо политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.
Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений» (Пушкарёва Г. В. Власть как социальный инс титут // Социальнополитический журнал. 1995. № 2. С. 87—88.).
Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.
Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое неравен ство на современном этапе?
Право принимать ответственные политические решения, согласно тексту, получа ет человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. При ведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три фактора, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого статуса.
В чём видит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения полити ческой власти? Используя обществоведческие знания и личный опыт, укажите любые три примера данных норм.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «законотворческий процесс в Рос сийской Федерации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два пред ложения: одно предложение, содержащее информацию о первой стадии законотворчес кого процесса — законодательной инициативе, и одно предложение, раскрывающее роль Президента РФ в законотворческом процессе.
Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проил люстрируйте примером каждое из них.
Существует точка зрения, согласно которой в современном мире процесс глобализа ции по своей природе не может быть бесконфликтным. Приведите три аргумента, под тверждающие данное мнение.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Федеративное устройство Рос сии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План дол жен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в под пунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Чем полнее и глубже будет объяснение теории, тем надёж нее и точнее будет предсказание» (Г. Рузавин).
«Умное государство не мешает своим гражданам зарабаты вать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
Социология, социальная психология
«Обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию» (А. Кравченко).
«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граж дан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер).
Тренировочный вариант ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демоверсии)
Данный вариант поможет проверить знания, готовясь к сдаче ЕГЭ по обществознанию в 2022 году.
Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демоверсии)»
1. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к отличительным признакам научного знания.
1) объективность; 2) проверяемость знаний; 3) образность; 4) системность; 5) логичность; 6) опора на религиозные верования.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о человеке и запишите шифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны прежде всего с его биологической сущностью.
3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
3. Установите соответствие между характеристиками и методами научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) многократное воспроизведение изучаемого процесса в целях его исследования
Б) создание контролируемых и управляемых условий протекания процесса
B) фиксация собранных данных и сведений
Г) преднамеренное и целенаправленное восприятие процесса без прямого вмешательства в его течение
Д) варьирование (изменение) условий протекания процесса для изучения его особенностей
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Критик отозвался о новом художественном фильме как о произведении элитарной культуры. Какие признаки характерны для данного типа культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ориентация на получение коммерческой выгоды
2) учёт запросов самых широких слоёв общества
3) сложность форм художественной выразительности
4) развлекательный характер
5) необходимость специальной подготовки для понимания смысла произведений
6) ярко выраженная авторская позиция
5. Выберите верные суждения о рынке и рыночном механизме и запишите цифры. под которыми они указаны.
1) Повышение цен на товар обычно ведёт к увеличению спроса на него.
2) Рыночный механизм представляет собой взаимодействие спроса, предложения, цены и конкуренции.
3) Если цена на товар повышается, то его производство и предложение на рынке будут сокращаться.
4) Рынок даёт объективную информацию о том, какие товары пользуются спросом.
5) Рынок побуждает производителей товаров к снижению затрат, улучшению потребительских свойств товаров.
6. Установите соответствие между примерами и видами безработицы, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Выпускники творческих вузов долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую.
Б) В связи с экономическим кризисом фирмы сократили численность персонала.
B) В связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтёры остались без работы.
Г) Полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу
Д) В службе занятости многие безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) арендная плата за помещение ателье
2) страхование имущества фирмы
3) оплата потреблённой электроэнергии
4) приобретение тканей, ниток, фурнитуры
5) выплата сдельной заработной платы работникам
6) погашение процентов по ранее взятому кредиту
8. Выберите верные суждения об этносоциальных общностях и их развитии
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В современном мире существуют только военные формы этнической ассимиляции.
3) В числе этнонациональных общностей различают племена, народы.
4) Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию.
5) Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни составляет сущность межэтнической дифференциации.
9. Среди 14-летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали социальные нормы.
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно.
2) Тех, кто считают, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше, чем тех, кто считают, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества.
3) Среди опрошенных больше тех, кто считают, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считают, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития.
4) Более половины опрошенных считают, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.
5) Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение.
10. Выберите верные суждения о государстве и его функциях. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство осуществляет управление обществом и обеспечивает в нём порядок и стабильность.
2) Экологическая (природоохранная) функция направлена на создание условий для участия граждан в культурной жизни.
3) Государство обладает суверенитетом на принадлежащей ему территории.
4) Социальная функция предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан.
5) Государство, как и другие политические институты, обладает правом издавать законы.
1) Президент избирается законодательным собранием.
2) Правительство формируется партией, победившей на выборах в законодательное собрание.
3) Полномочия президента ограничены законом.
4) Правительство ответственно перед законодательным собранием.
5) Главой государства является президент.
6) Законодательное собрание разрабатывает и принимает законы.
12. Согласно Конституции Российской Федерации наша страна — федеративное государство. Найдите в приведённом списке признаки, характеризующие федеративное государство. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие.
2) Властные полномочия разделены между центром и регионами.
3) Высший представительный орган законодательной власти состоит из двух палат, одна из которых отражает интересы субъектов.
4) Территория государства состоит из субъектов, обладающих определённой политической самостоятельностью.
5) Принцип разделения властей реализован на практике.
13. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Субъекты власти РФ
A) обеспечение общественной безопасности
1) только федеральный центр
Б) денежная эмиссия
2) федеральный центр и субъекты Российской Федерации
B) амнистия и помилование
Г) федеральная государственная собственность и управление ею
Д) общие вопросы воспитания, образования, науки
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
14. Выберите верные суждения о системе права и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) Нормы права различаются только по формам выражения.
3) Правовые нормы регулируют все аспекты общественных отношений.
4) Разграничение норм по отраслям права происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.
15. Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Элемента статуса налогоплательщика
A) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
Б) уплачивать законно установленные налоги
B) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах
Г) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено законодательством
Д) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
16. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Юридическая ответственность в Российской Федерации». Один из слайдов называется «Дисциплинарные взыскания, установленные Трудовым кодексом РФ». Что из перечисленного следует включить в этот слайд? Запишите цифры. под которыми указаны дисциплинарные взыскания.
3) исправительные работы
6) увольнение по соответствующим основаниям
Тот факт, что мы не можем изучать человеческие существа абсолютно тем же путём, что и объекты природы, с одной стороны, даёт социологии преимущества, а с другой — создаёт трудности, которые отсутствуют у естествоиспытателей. Преимущество заключается в том, что социологи могут задавать вопросы тем, кого они изучают, — другим человеческим существам. С другой стороны, люди, которые знают, что их действия тщательно изучаются, часто начинают вести себя не так, как обычно. Например, когда индивид заполняет опросник, он может сознательно или несознательно дать о себе представление, отличающееся от реального. Он может даже пытаться «помочь» исследователю, давая ответы, которые, как ему кажется, от него ждут.
Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия.
Второй способ, которым социология может способствовать практической политике, — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу.
В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь за собою серию непредвиденных последствий нежелательного характера.
17. Какое преимущество социологии отмечено в тексте? Как, по мнению автора, социология обеспечивает более ясное или более верное понимание социальной ситуации? Почему социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив?
18. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «власть».
19. Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность групп, обладающих высоким самосознанием, по улучшению общественной жизни. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20. Почему в современном обществе стала особенно важна высокая культурная восприимчивость по отношению к различным группам в обществе? Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения. (Предположения должны быть сформулированы как распространённые предложения.)
К ак изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?
22. Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся.
Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по-Вашему, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта? Какие личностные качества необходимо проявить Аркадию и Егору, чтобы разрешить конфликт? (Назовите любые два качества.)
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих
24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировая торговля». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
25. Обоснуйте необходимость выполнения государством определённых функций (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие монопольные функции принадлежат государству? (Назовите три функции.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции в жизни общества н государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)