Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно

4.2 Государство, его функции

Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть картинку Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Картинка про Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верноПонятие и признаки государства

Самым главным институтом политической сферы жизнедеятельности общества является государство.

Государство – это политический институт, организующий, координирующий и контролирующий жизнедеятельность людей и учреждений, а также обеспечивающий внутреннюю целостность и внешнюю безопасность своей территории.

Государство обладает рядом отличительных признаков:

Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть картинку Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Картинка про Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верноФункции государства

Функции государства, связанные с осуществлением власти делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

К внешним функциям относятся:

Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть картинку Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Картинка про Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно Форма государства

Форма государства – это внутренняя структура государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления характеризует способ образования государственных органов, форма государственного устройства определяет территориальное строение государства, а политический режим определяет средства и методы управления государством и обществом.

Существуют две формы правления : монархия (наследуемая власть) и республика (выборная власть). Монархия бывает абсолютная и конституционная. В абсолютной монархии монарх правит единолично, сосредотачивает в своих руках законодательные, исполнительные и судебные функции, его власть не имеет ограничений. Примеры абсолютной монархии: Россия до февраля 1917 года, современная Саудовская Аравия. В конституционной монархии власть монарха ограничена парламентом. Существует два типа конституционной монархии: дуалистическая и парламентарная. В дуалистической имеются две властвующие силы: монарх и парламент. Законы издаёт парламент, монарх принимает важные решения: назначает Правительство, распускает Парламент, может наложить вето на принятый закон. Пример дуалистической монархии: Марокко. В парламентарной монархии монарх осуществляет преимущественно представительные функции, а властными полномочиями не обладает. Например, министр может не утвердить указ монарха и не исполнить его. Здесь сильна роль парламента. Правительство формируется парламентом, а назначается монархом. Пример парламентарной монархии: Великобритания.

Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть картинку Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Картинка про Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Источник

Тест на тему «24»

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ: МОРАЛЬ . Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Смотреть картинку Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Картинка про Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно. Фото Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно

Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ВАРИАНТ 24

ЧАСТЬ 1

Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Пенсионный фонд; сберегательный банк; инвестиционная компания; финансовый институт; страховая компания.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «глобализация».

1) протекционизм; 2) взаимовлияние; 3) изоляция; 4) интеграция; 5) взаимозависи% мость; 6) общность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)В процессе развития общество усложняется качественно и количественно.

2)Общество реализует функции менее широкие, чем функции государства.

3)Одним из признаков общества является его статичность.

4)Общество как единое целое приобретает новые собственные свойства, не сводимые к качествам составляющих его элементов.

5)Общество характеризуется социальной дифференциацией.

Установите соответствие между утверждениями и видами знаний, которые они ил люстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) «Рождённый под знаком Кипариса отличается аналитическим складом ума»

Б) «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу»

В) «Если плохому суждению случиться — оно случится»

Г) «При постоянной температуре объём данной массы газа обратно пропорционален давлению»

Д) «Характер личности, её склонности, возможная линия судьбы зависят от расположения небесных тел»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В одной из статей газеты «Л.» говорилось: «Обращённые к широкой публике рек ламные объявления предлагают простые и ясные пути к счастью. Вот оно, совсем близко: стоит всего лишь купить жевательную резинку, шампунь, пылесос, телеви зор. — и жизнь твоя станет сплошным праздником». Какие иные признаки свиде тельствуют о том, что речь идёт о массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)является оппозицией к господствующей в обществе культуре

2)адаптирует социально значимую информацию на языки обыденного понимания не подготовленных к тому людей

3)создаётся выполняющими заказы профессионалами, специалистами, подчиняю щимися законам производства

4)характеризует жизнедеятельность определённых социальных групп

5)осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

6)уходит своими корнями в менталитет народа

Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они ука заны.

1)Последствием инфляции является увеличение внутреннего государственного долга.

2)В период инфляции растут налоговые доходы государства.

3)Экономисты различают фрикционную, структурную и сезонную инфляцию.

4)От инфляции страдают вкладчики банков, если её уровень превышает процент по депозитам.

5)Гиперинфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными ин вестициями.

Установите соответствие между факторами влияния (на спрос и предложение) и эле ментами рыночного механизма: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) уровень технологии

Г) доходы потребителей

Д) количество товаропроизводителей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В условиях экономического кризиса руководство фирмы «Б.» уделило внимание оп тимизации постоянных затрат. Какие затраты этой фирмы являются постоянными? За пишите цифры, под которыми они указаны.

ежемесячные амортизационные отчисления

оплата транспортных услуг

затраты на подготовку и переподготовку кадров

расходы на тару и упаковку

На графике отражено изменение спроса на рынке отечественных P автомобилей: кривая спроса переместилась из положения D в поло жение D1. (На графике P — цена товара, Q — количество товара.) Ка кие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? За пишите цифры, под которыми они указаны.

увеличение издержек производителей отечественных автомобилей

повышение цен на бензин

рост таможенных пошлин на импортные автомобили

снижение популярности автомобилей

увеличение доходов потребителей

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)К способам регулирования поведения людей социальными нормами относятся доз воление и предписание.

2)Одним из видов социальных норм является мораль.

3)Все социальные нормы имеют рекомендательный характер.

4)Одной из разновидностей социальных норм выступают социальные санкции.

5)Корпоративные нормы, как вид норм социальных, распространяются на членов объединений и обеспечиваются мерами общественного воздействия.

В стране Р. в 2004 и 2014 годах проводились социологические опросы, в ходе которых гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

Определённо да / скорее да

Скорее нет / определённо нет

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)За 10 лет доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась.

2)Треть опрошенных в 2004 г. и примерно десятая часть в 2014 г. не смогли опреде лить своё отношение к нынешней системе образования.

3)Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования в 2014 г., сни зился по сравнению с 2004 г.

4)Пятая часть опрошенных в 2004 г. и треть опрошенных в 2014 г. качеством образо вания удовлетворены.

5)В 2014 г. увеличился процент тех, кто затруднился с ответом на вопрос.

Выберите верные суждения об общественнополитическом движении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)В отличие от политической партии для общественнополитического движения обя зательно полное идеологическое единодушие его участников.

2) Общественнополитическое движение чаще всего придерживается только одной поли тической концепции и добивается решения одной крупной политической проблемы.

3)При достижении определённых целей общественнополитическое движение всегда превращается в политическую партию.

4)В общественнополитическое движение включаются люди, не удовлетворённые де ятельностью тех или иных партий либо не имеющие чётко выраженных политичес ких интересов.

5)Общественнополитическое движение ориентировано на выражение частных инте ресов той или иной группы людей.

Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Феде рации и субъектами, которые осуществляют руководство ими: к каждой позиции, дан ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

А) Министерство юстиции РФ 1) Президент РФ

Б) Министерство труда и социальной защиты РФ 2) Правительство РФ

В) Министерство экономического развития РФ

Г) Федеральная служба судебных приставов

Д) Федеральная служба защиты прав потребите лей и благополучия человека РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Партия «В.» в своей программе отстаивает положение о священности естественных прав и свобод человека, их приоритете над интересами государства и общества. Главными условиями развития индивида являются частная собственность, развитое гражданское об щество, правовое равенство всех граждан, политический плюрализм, правовое государ ство. Партия «В.» отличается свободным членством и функционирует исключительно на выборах для получения максимального числа мандатов с целью формирования правитель ства и проведения своей политики через законодательную и исполнительную власть. Выберите из приведённого списка характеристики этой партии и запишите цифры,

Что из перечисленного относится к личным правам граждан Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны личные права.

на личное и коллективное обращение в государственные органы власти

на государственные пенсии и пособия

на защиту информации о частной жизни человека

на проведение собраний

на свободный выезд за пределы России

Выберите верные суждения о юридической ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.

Юридическая ответственность носит принудительноправовой характер.

Юридическая ответственность направлена на защиту правопорядка и воспитания граждан в духе уважения к праву.

Примерами юридической ответственности за правонарушение являются опись имущества, принудительный привод, содержание под стражей.

За одно и то же правонарушение допускается двойная юридическая ответствен ность.

Юридическая ответственность в необходимых случаях осуществляется при помо щи средств государственного принуждения.

Установите соответствие между судебными органами и уровнями судебной системы Российской Федерации, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в пер вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РФ УРОВНИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ

А) конституционный суд республики 1) федеральные суды

Б) арбитражный суд автономной области 2) суды субъектов РФ

В) Верховный суд края

Д) суд автономного округа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Десятилетний И. в соответствии с Гражданским кодексом РФ не является дееспособным, поэтому он не мог самостоятельно совершать определённые действия (сделки). Для каких случаев необходимо иметь дееспособность? Запишите цифры, под которыми они указаны.

быть автором художественного произведения

брать на хранение ценные вещи

получать за использование произведения гонорар

быть собственником дома

принимать в подарок ценную вещь

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«По форме конституция — это всегда (А) государства, принимаемый

(Б) (или специальной конституционной ассамблеей, или непосредственно

голосованием народа). Конституция стоит на первом месте в (В) страны и со держит исходные начала национальной системы (Г). Главные вопросы её содержания — о власти, формах (Д), положении личности, устройстве госу дарства. Конституционные (Е) являются основополагающими для деятельнос ти государственных органов, политических партий и общественных объединений, долж ностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на её территории иностранцев».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.

ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

«Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех чле нов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взима ния налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и раз решения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политичес ким.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства — нера венство политическое.

. Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих уп равление обществом и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок форми рования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название — политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Пра во принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом прави тельства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п.

Политическое правительство создаёт предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозго вой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества — это не история ликвидации полити ческого неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы са мо политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений» (Пушкарёва Г. В. Власть как социальный инс титут // Социальнополитический журнал. 1995. № 2. С. 87—88.).

Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое неравен ство на современном этапе?

Право принимать ответственные политические решения, согласно тексту, получа ет человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. При ведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три фактора, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого статуса.

В чём видит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения полити ческой власти? Используя обществоведческие знания и личный опыт, укажите любые три примера данных норм.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «законотворческий процесс в Рос сийской Федерации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два пред ложения: одно предложение, содержащее информацию о первой стадии законотворчес кого процесса — законодательной инициативе, и одно предложение, раскрывающее роль Президента РФ в законотворческом процессе.

Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проил люстрируйте примером каждое из них.

Существует точка зрения, согласно которой в современном мире процесс глобализа ции по своей природе не может быть бесконфликтным. Приведите три аргумента, под тверждающие данное мнение.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Федеративное устройство Рос сии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План дол жен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в под пунктах.

Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Чем полнее и глубже будет объяснение теории, тем надёж нее и точнее будет предсказание» (Г. Рузавин).

«Умное государство не мешает своим гражданам зарабаты вать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).

Социология, социальная психология

«Обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию» (А. Кравченко).

«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граж дан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер).

Источник

Общество реализует функции менее широкие чем функции государства верно

Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Содержание верного ответа:

Могут быть названы любые три функции государства и приведены соответствующие им примеры, например:

1) экономическая функция. (Например, принятие Государственной Думой государственного бюджета);

2) социальная функция. (Например, принятие Федеральным Собранием РФ закона о реформе пенсионной системы);

3) функция обороны страны (Например, Президент РФ утвердил военную доктрину России).

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть указаны:

— установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни. (Например, в государстве Х Парламент принял закон устанавливающий минимальный размер оплаты труда);

— поддержка различных категорий населения. (Например, в государстве Х ежемесячно происходит выплата пенсий пожилым людям и инвалидам);

— обеспечение занятости. (В государстве Х действует система бирж труда, где безработные бесплатно получают помощь в трудоустройстве).

Могут быть приведены иные примеры не искажающие смысла.

Какое определение монархии даёт автор? Какой тип монархии соответствует определению, данному автором?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

Республика — форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;

2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.

Могут быть названы другие факторы.

Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.

В правильном ответе должны быть названы три признака республики и приведены соответствующие примеры реализации в конституционном строе России:

1) государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому коллегиальному, а не единоличному органу (например, в Российской Федерации все высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются коллегиальными, нижняя палата Федерального Собрания — Государственная дума — избирается непосредственно народом путём прямых выборов);

2) представительная власть сменяема, избирается на определённый срок (например, Государственная дума избирается на 5 лет);

3) законодательно закрепляется ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности (например, Правительство РФ несёт ответственность за свою деятельность перед Президентом РФ и Государственной думой, Президент и Государственная дума несут ответственность перед избирателями, Президент может быть отстранён от должности в случае совершения тяжкого преступления).

Могут быть приведены другие примеры реализации указанных признаков республики в конституционном строе России.

Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) форма правления может измениться эволюционным путём, когда правящие элиты осознают необходимость адаптации формы правления к изменившимся политическим, социальным, экономическим, культурным условиям;

2) форма правления может изменяться в результате революции, то есть резкого насильственного изменения направления политического развития;

3) форма правления может измениться в результате внешнеполитических потрясений (поражение в войне, иностранная оккупация).

Могут быть приведены другие способы изменения форм правления в процессе исторического развития.

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;

2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.

Могут быть названы другие факторы.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— под монархией автор понимает форму правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

2) ответ на второй вопрос:

— данному автором определению соответствует абсолютная монархия.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого. Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических.

Также можно привести следующее определение: форма государства — совокупность внешних признаков, определяемая типом организации государственной власти. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

А если я к примеру напишу в этом задании не форма правления, а форма управления на егэ, это будет считаться ошибкой?

Спасибо за внимание.

Спасибо что почтили нас вниманием. Да будет считаться за ошибку, форма управления не используется.

Какие три отличительные черты государства называет автор? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну отличительную черту государства, не указанную в тексте.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Слово «государство» имеет два разных значения. Когда говорят о вмешательстве государства в дела частного сектора, критикуют его и собираются реформировать, то имеют в виду совокупность управленческой организации, коллектив управляющих. Когда же говорят, что Франция, Италия, Великобритания являются государствами, то это означает, что они являются человеческими сообществами особого типа, суверенными нациями. Конечно, между этими значениями существуют родственные связи: государство в первом значении (государство-правительство) обозначает совокупность правителей суверенной нации, т. е. государство во втором смысле (государство-нацию). В конечном счёте второе значение шире первого и в некотором роде включает его.

Государство-нация представляет собой объединение людей, сообщество, характеризуемое по нескольким критериям: в нём особенно крепки узы солидарности, оно обладает наиболее могущественной организацией… В настоящее время государства-нации представляют собой человеческие сообщества, политически организованные наилучшим образом, то есть сообщества, структура которых является наиболее сложной, совершенной и законченной.

Только в государстве мы обнаруживаем достаточно развитое распределение труда между правителями. Одна категория правителей («законодатели») занята выработкой точных правовых норм, применяемых к членам государственного коллектива. Другие категории заняты обеспечением применения этих норм к членам сообщества («администраторы»). Третьи («судьи») разрешают спорные вопросы, которые могут появляться в связи с применением этих правил, или рассматривают тяжбы, возникающие между членами сообщества.

Только в государстве существует организованная система санкций, позволяющая правителям заставлять членов сообщества подчиняться себе: полицейская организация, занятая наблюдением за применением законов, организация, занятая назначением наказаний виновным после проведения всестороннего расследования, в ходе которого обвиняемые пользуются определёнными гарантиями; пенитенциарная система, исполняющая вынесенные судами приговоры (штрафы, тюремное заключение, принудительные работы, смертная казнь и т. п.).

Только государство располагает наибольшей материальной силой, чтобы заставить выполнять свои решения. В случае конфликта с применением насилия за государством неизбежно остаётся последнее слово…

Какие два значения понятия «государство» даны автором? Укажите их.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) первое значение понятия «государство» — совокупность управленческой организации, коллектив управляюших, т. е. бюрократический аппарат;

2) второе значение понятия «государство» — сообщество особого типа, суверенная нация.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Какие три ветви власти называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какие функции выполняет каждая из ветвей власти в управлении государством.

В правильном ответе должны быть названы три ветви власти и приведены соответствующие примеры функций каждой из ветвей власти в управлении государством:

1) законодательная — (например, принятие законов, введение и отмена налогов, одобрение международных договоров, контроль за деятельностью правительства);

2) исполнительная ветвь (например, исполнение законов, управление государственной собственностью, административное регулирование);

3) судебная ветвь (например, разрешение правовых споров и конфликтов, решение вопросов о виновности и наказании обвиняемых в совершении преступлений).

Могут быть приведены другие примеры функций различных ветвей власти в управлении государством

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государства представляют собой сообщества, структура которых является наиболее сложной, совершенной и законченной.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) Государство является крупной социальной общностью и включает в себя все другие социальные сообщества в пределах государственных границ.

2) Государство регулирует деятельность всех других социальных сообществ на своей территории.

3) Деятельность государственного аппарата наиболее тщательно регламентируется и регулируется наибольшим числом нормативных актов по сравнению с другими системами управления.

4) Система органов управления государством является наиболее сложной и разветвлённой по сравнению с другими системами управления.

Могут быть приведены другие объяснения.

Какие три отличительные черты государства называет автор? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну отличительную черту государства, не указанную в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) три отличительные черты государства по тексту:

— разделение управленческих функций между различными ветвями власти;

— существование организованной системы санкций (наказаний), обеспечивающих подчинение общества государственному аппарату;

— наличие значительных материальных ресурсов, обеспечивающих деятельность управленческих структур.

2) отличительные черты государства не по тексту:

— монопольное право на налогообложение;

— особая территория, ограниченная государственными границами;

— население, обладающее политико-правовой связью с данным государством (гражданством или подданством);

— суверенитет (независимость от других государств и верховенство государственной власти внутри страны).

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) три отличительные черты государства по тексту:

— разделение управленческих функций между различными ветвями власти;

— существование организованной системы санкций (наказаний), обеспечивающих подчинение общества государственному аппарату;

— наличие значительных материальных ресурсов, обеспечивающих деятельность управленческих структур.

2) отличительные черты государства не по тексту:

— монопольное право на налогообложение;

— особая территория, ограниченная государственными границами;

— население, обладающее политико-правовой связью с данным государством (гражданством или подданством);

— суверенитет (независимость от других государств и верховенство государственной власти внутри страны).

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что закон есть выражение суверенитета.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета.

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец — коллективность. С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить. сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права — от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил.

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

Какие две стороны суверенитета называет автор? Укажите их и приведите каждой характеристику по тексту.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) первая сторона суверенитета:

— внутренний суверенитет, т. е. верховенство над всеми другими властями на определённой территории государства, возможность управлять всеми, кто находится на территории государства;

2) вторая сторона суверенитета:

— внешний суверенитет, т. е. независимость от других государств, обеспечение невмешательства во внутренние дела со стороны внешних сил.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) три цели государственного суверенитета по тексту:

— сохранение правовой и политической системы;

— различение государства от догосударственного состояния;

— различение права как основного инструмента государственного управления от примитивных форм социального регулирования (обычаев, табу и т. д);

(Цели могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) цель государственного суверенитета не по тексту:

— обеспечение благоприятных условий для экономического, социального, культурного развития;

— сохранение национального самосознания.

Могут быть названы другие цели.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.

В правильном ответе должны быть названы три принципа суверенитета и приведены соответствующие примеры реализации каждого из принципов:

1) единство и неделимость территории (например, борьба с экстремистскими сепаратистскими движениями, конституционный запрет на отделение территорий от государства);

2) неприкосновенность территориальных границ (например, зашита государства от агрессии извне, отказ уступить часть своей территории другому государству);

3) невмешательство во внутренние дела (например, законодательный запрет на финансирование политических партий и движений из-за рубежа, на участие иностранных и международных организаций в избирательных кампаниях).

Могут быть приведены другие примеры реализации принципов суверенитета

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) три цели государственного суверенитета по тексту:

— сохранение правовой и политической системы;

— различение государства от догосударственного состояния;

— различение права как основного инструмента государственного управления от примитивных форм социального регулирования (обычаев, табу и т. д);

(Цели могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) цель государственного суверенитета не по тексту:

— обеспечение благоприятных условий для экономического, социального, культурного развития;

— сохранение национального самосознания.

Могут быть названы другие цели.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) только государство может издавать законы, таким образом, в издании законов выражается суверенитет государства как верховной власти;

2) с помощью законов государство реализует свои функции, в том числе связанные с осуществлением суверенитета;

3) изданные государством законы носят всеобщий характер, им обязаны подчиняться все, кто находится на территории, на которую распространяется суверенитет государства;

4) издание законов является одним из важных инструментов зашиты суверенитета государства.

Могут быть приведены другие объяснения.

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Принцип разделения властей является обязательным для любого государства.

2) Стабилизационная функция государства обеспечивает организацию и регулирование хозяйственной деятельности субъектов экономики.

3) Функции государства — главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.

4) Основные правовые формы осуществления функций государства — это правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.

5) Государственный суверенитет выражает верховную власть над всеми проживающими на определённой территории гражданами, их институтами и организациями.

1) Принцип разделения властей является обязательным для любого государства. Нет, неверно, только для правового государства.

2) Стабилизационная функция государства обеспечивает организацию и регулирование хозяйственной деятельности субъектов экономики. Нет, неверно, она представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен.

3) Функции государства — главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность. Да, верно.

4) Основные правовые формы осуществления функций государства — это правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная. Да, верно.

5) Государственный суверенитет выражает верховную власть над всеми проживающими на определённой территории гражданами, их институтами и организациями. Да, верно.

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Форма государства, методы государственного властвования, форма правления, тип политического режима, форма государственного устройства.

Форма государства, включает в себя форму правления, форму государственного устройства (унитарное государство, федерация, характер взаимоотношений между государством и его частями, между центральными и местными органами управления и др.) и политический режим, то есть совокупность методов и приёмов осуществления государственной власти.

Ответ: форма государства.

но что же делать с «ме­то­ды го­су­дар­ствен­но­го власт­во­ва­ния»

Они относятся к форме государства, так что ничего делать не надо.

Назовите три признака государства, указанные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, назовите ещё один основной признак государства, не указанный в тексте.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство — это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория — пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей — плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства — население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством — правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть — это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц — правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

Укажите, какое определение государства дано автором? Как в тексте объясняется публичный характер государственной власти?

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— государство понимается автором как универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

2) ответ на второй вопрос:

— особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Какие три формы участия граждан в политическом управлении названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того, каким образом граждане могут использовать каждую из указанных в тексте форм участия в политическом управлении.

В правильном ответе должны быть названы три формы участия граждан в политическом управлении:

1) участие в выборах (например, граждане избирают депутатов представительных органов власти, в президентских и смешанных республиках — главу государства);

2) участие в референдумах (например, голосуя на референдумах, граждане высказывают своё отношение к важнейшим вопросам общественно-политической жизни);

3) участие в местном самоуправлении (например, участие в сходах граждан, в работе представительных органов местного самоуправления);

4) государственная служба (например, граждане могут поступать на службу в органы государственного управления, избираться на выборные должности в представительные и исполнительные органы государственной власти).

Могут быть приведены другие примеры участия граждан в политическом управлении.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государство не совпадает с обществом.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) Человеческое общество возникает значительно раньше появления государства.

2) Понятие «общество» шире понятия «государство». Государство является институтом политической и правовой системы, тогда как общество помимо политической и правовой сфер включает в себя социальную, духовную, экономическую сферы.

3) Государство не регулирует все общественные отношения. Наряду с государственно-правовым регулированием существуют и другие виды регулирования: через обычаи, моральные, религиозные, корпоративные нормы.

4) Органы государства могут не выражать интересы всего общества или его большинства. В таких случаях могут происходить конфликты между обществом и государственными институтами.

Могут быть приведены другие объяснения.

Назовите три признака государства, указанные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, назовите ещё один основной признак государства, не указанный в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Признаки из текста:

2) Признаки, отсутствующие в тексте:

— монополия на правотворчество и налогообложение.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Признаки из текста:

2) Признаки, отсутствующие в тексте:

— монополия на правотворчество и налогообложение.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государство не совпадает с обществом.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство — это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория — пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей — плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства — население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством — правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть — это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц — правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

Укажите, какое определение государства дано автором? Как в тексте объясняется публичный характер государственной власти?

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— государство понимается автором как универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

2) ответ на второй вопрос:

— особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Назовите три признака государства, указанные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, назовите ещё один основной признак государства, не указанный в тексте.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Признаки из текста:

2) Признаки, отсутствующие в тексте:

— монополия на правотворчество и налогообложение.

Какие три формы участия граждан в политическом управлении названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того, каким образом граждане могут использовать каждую из указанных в тексте форм участия в политическом управлении.

В правильном ответе должны быть названы три формы участия граждан в политическом управлении:

1) участие в выборах (например, граждане избирают депутатов представительных органов власти, в президентских и смешанных республиках — главу государства);

2) участие в референдумах (например, голосуя на референдумах, граждане высказывают своё отношение к важнейшим вопросам общественно-политической жизни);

3) участие в местном самоуправлении (например, участие в сходах граждан, в работе представительных органов местного самоуправления);

4) государственная служба (например, граждане могут поступать на службу в органы государственного управления, избираться на выборные должности в представительные и исполнительные органы государственной власти).

Могут быть приведены другие примеры участия граждан в политическом управлении.

Назовите три признака государства, указанные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, назовите ещё один основной признак государства, не указанный в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Признаки из текста:

2) Признаки, отсутствующие в тексте:

— монополия на правотворчество и налогообложение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) Человеческое общество возникает значительно раньше появления государства.

2) Понятие «общество» шире понятия «государство». Государство является институтом политической и правовой системы, тогда как общество помимо политической и правовой сфер включает в себя социальную, духовную, экономическую сферы.

3) Государство не регулирует все общественные отношения. Наряду с государственно-правовым регулированием существуют и другие виды регулирования: через обычаи, моральные, религиозные, корпоративные нормы.

4) Органы государства могут не выражать интересы всего общества или его большинства. В таких случаях могут происходить конфликты между обществом и государственными институтами.

Могут быть приведены другие объяснения.

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

Республика — форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Какое определение монархии даёт автор? Какой тип монархии соответствует определению, данному автором?

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— под монархией автор понимает форму правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

2) ответ на второй вопрос:

— данному автором определению соответствует абсолютная монархия.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.

В правильном ответе должны быть названы три признака республики и приведены соответствующие примеры реализации в конституционном строе России:

1) государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому коллегиальному, а не единоличному органу (например, в Российской Федерации все высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются коллегиальными, нижняя палата Федерального Собрания — Государственная дума — избирается непосредственно народом путём прямых выборов);

2) представительная власть сменяема, избирается на определённый срок (например, Государственная дума избирается на 5 лет);

3) законодательно закрепляется ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности (например, Правительство РФ несёт ответственность за свою деятельность перед Президентом РФ и Государственной думой, Президент и Государственная дума несут ответственность перед избирателями, Президент может быть отстранён от должности в случае совершения тяжкого преступления).

Могут быть приведены другие примеры реализации указанных признаков республики в конституционном строе России.

Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) форма правления может измениться эволюционным путём, когда правящие элиты осознают необходимость адаптации формы правления к изменившимся политическим, социальным, экономическим, культурным условиям;

2) форма правления может изменяться в результате революции, то есть резкого насильственного изменения направления политического развития;

3) форма правления может измениться в результате внешнеполитических потрясений (поражение в войне, иностранная оккупация).

Могут быть приведены другие способы изменения форм правления в процессе исторического развития.

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;

2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.

Могут быть названы другие факторы.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;

2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.

Могут быть названы другие факторы.

Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

Республика — форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Какое определение монархии даёт автор? Какой тип монархии соответствует определению, данному автором?

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— под монархией автор понимает форму правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

2) ответ на второй вопрос:

— данному автором определению соответствует абсолютная монархия.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;

2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.

Могут быть названы другие факторы.

Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.

В правильном ответе должны быть названы три признака республики и приведены соответствующие примеры реализации в конституционном строе России:

1) государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому коллегиальному, а не единоличному органу (например, в Российской Федерации все высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются коллегиальными, нижняя палата Федерального Собрания — Государственная дума — избирается непосредственно народом путём прямых выборов);

2) представительная власть сменяема, избирается на определённый срок (например, Государственная дума избирается на 5 лет);

3) законодательно закрепляется ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности (например, Правительство РФ несёт ответственность за свою деятельность перед Президентом РФ и Государственной думой, Президент и Государственная дума несут ответственность перед избирателями, Президент может быть отстранён от должности в случае совершения тяжкого преступления).

Могут быть приведены другие примеры реализации указанных признаков республики в конституционном строе России.

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;

2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

— могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.

Могут быть названы другие факторы.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) форма правления может измениться эволюционным путём, когда правящие элиты осознают необходимость адаптации формы правления к изменившимся политическим, социальным, экономическим, культурным условиям;

2) форма правления может изменяться в результате революции, то есть резкого насильственного изменения направления политического развития;

3) форма правления может измениться в результате внешнеполитических потрясений (поражение в войне, иностранная оккупация).

Могут быть приведены другие способы изменения форм правления в процессе исторического развития.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.

Органы власти, государство, суверенитет, налогообложение, правотворчество.

Государство является обобщающим понятием, так как остальные понятия это его признаки.

Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

1. Государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

2. Когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

3. Именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.

(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1. Совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание (конституционное право).

2. 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора (трудовое право).

3. Лидия и Олег заключили брак (семейное право).

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.

(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

1) право закрепляет форму государственного устройства, политический режим и форму правления определённого государства;

2) право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые представляют государственные органы;

3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;

4) посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определённых отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы;

5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических требований;

6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.

В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например:

Государство — обладающая суверенитетом на определённой территории организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём порядок и стабильность.

С опорой на текст и обществоведческие знания назовите три функции государственной власти, направленные на обеспечение безопасности. Проиллюстрируйте конкретными примерами каждую из них. (Каждый пример должен быть развернутым).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путём сражения.

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нём ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *